Программа дополнительного образования по личностному развития "Я и другие"
рабочая программа по теме

Погосова Ирина Сергеевна

Для молодых людей с отклонениями в умственном развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_3.docx74.26 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1»

Комитета по социальной политике

ПРИНЯТА

на заседании МС ДДИ №1

протокол №                         

от                                         

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ДДИ №1

                                        

В.Н. Асикритов

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО  ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ

«Я В МИРЕ ЛЮДЕЙ»

Возраст воспитанников:

18 лет и старше

Срок реализации 3 год

        АВТОР - СОСТАВИТЕЛЬ: воспитатель

Реабилитационного  Центра ДДИ  № 1

Погосова И.С.

Санкт-Петербург

Петергоф

2013 г


Детский дом – учреждение специфическое, поэтому контакты молодых людей с окружающим миром имеют свои особенности по сравнению с такими контактами молодых людей, проживающих в семьях. Изолированность воспитанников детских домов от социума накладывает  особый отпечаток на их нравственное развитие вообще и на ознакомление с социальным миром, в частности.

Воспитание чувства коллективизма осуществляется в процессе всей жизни человека в детском доме. В людях отмечается предрасположенность к общественной среде. В обстановке коллективной жизни молодые люди развивают все свои задатки, приобретают и закрепляют положительные качества и навыки, укрепляют чувства взаимопомощи и дружбы.

Общеизвестным является факт, что воспитанники детского дома часто с трудом поддерживают контакт с теми людьми, которые не имеют отношения к системе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Часто воспитанники и выпускники детских домов общаются только внутри круга лиц, имеющих отношение к таким учреждениям: воспитанники, выпускники, действующие и бывшие сотрудники. С людьми из другого, большого, социума отношения зачастую не складываются.

Это ведёт к тому, что воспитанники и выпускники детских домов среди людей остаются в изоляции вследствие своей слабой адаптивности к общепринятым нормам общения. Такая своеобразная «изоляция среди людей» толкает детдомовцев на неадекватные высказывания и поступки, граничащие с эпатажем, а зачастую и с правонарушениями. Разработанная мною программа призвана корригировать вышеупомянутые особенности социализации воспитанников детского дома, побудить их задуматься о своём месте среди людей. При реализации программы предусмотрены различные виды деятельности молодых людей: рисуночные тесты, анкетирование, интерактивное обсуждение темы, восприятие информации на слух и с использованием различных видов наглядности.

В нашем детском доме созданы все необходимые условия для воспитания, развития и коррекции молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. У нас имеются кружки, секции, проводятся занятия с воспитателями, культурно – досуговые мероприятия. При реализации всех этих мероприятий молодые люди учатся взаимодействовать между собой, с сотрудниками детского дома. У нас преобладают такие взаимоотношения в коллективе, которые характеризуются как доброжелательные, основанные на взаимопомощи, эмпатии.  Тем не менее, среда в детском доме искусственная, у всех воспитанников имеются последствия психической депривации, обеднена палитра эмоций, у ряда молодых людей имеются нервозоподобные и психопато-подобные расстройства. Вышеизложенные особенности воспитанников нашего детского дома влекут за собой эмоциональную неустойчивость воспитанников, недостаточную сформированность способности взаимодействия с окружающими людьми, как взрослыми, так и детьми. Это, в свою очередь, делает актуальной дополнительную работу педагогов по социализации воспитанников. Понятие социализации является достаточно широким, поэтому его невозможно реализовать в рамках одной образовательной программы, поэтому я считаю наиболее актуальной для нашего детского дома тему взаимоотношений воспитанников с другими людьми. Именно практическому применению навыков взаимодействия молодых людей с другими людьми посвящена моя программа.

Принципы построения программы.

  1. Целостность и непрерывность.
  2. Доступность.
  3. Теоретическая и практическая направленность.
  4. Структуризация материала.

Цель:

Формировать коммуникативные навыки у молодых людей (воспитанников детского дома).

Объяснение цели:

1. Развивать у воспитанников способность к эмпатии.

2. Формировать навыки различных видов общения.

Задачи:

1. Формировать интерес к общению с сотрудниками и сверстниками.

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между воспитанниками, привычку сообща  трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом; формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать окружающих хорошими поступками.

3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.    Учить не вмешиваться в чужой разговор, внимательно слушать собеседника и не перебивать его.

4. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм.

5. Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

6. Формировать самооценку своих поступков, учить адекватно оценивать поступки других людей.

7. Развивать самосознание молодых людей, моделировать проблемные ситуации и их решение.

Направленность.

Работа будет осуществляться по основным направлениям:

1. Знакомить воспитанников с общепринятыми нормами общения.

2. Воспитывать у детей способности к сопереживанию, эмпатии.

3. Корригировать у детей неадекватные формы реагирования на различные ситуации, возникающие в ходе общения с людьми.

Отличительные особенности.

Программа рассчитана на молодых людей (старше 18 лет) с интеллектуальными нарушениями, воспитанников Центра социальной и профессиональной реабилитации при детском доме.

Предполагаемый объём учебного времени  - 1 час в неделю, 40 часов в год. Весь курс рассчитан на 2 года.

Форма занятий групповая, парная и индивидуальная.

Актуальность.

Данная тема программы является актуальной, т.к.  молодых людей необходимо научить бесконфликтному общению,  осуществлению контроля за своим поведением, развивать у них чувство эмпатии, дружеские взаимоотношения.

Ожидаемые результаты.

После проведения всех занятий по этой программе ожидается что, молодые люди станут добрее, отзывчивее, научатся договариваться со сверстниками, выстраивать межличностные отношения, ценить дружбу. Научатся анализировать свои поступки и деятельность, действовать в соответствии с моральными принципами. Воспитанники будут стараться приветливо общаться,  использовать правила хорошего тона, вежливые слова. Ожидается, что у молодых людей реализуется способность к самоорганизации в коллективе (в повседневной  деятельности, при взаимопомощи в выполнении  заданий, в общении друг с другом и другими людьми).

Формы подведения итогов.

  1. Тестирование;
  2. решение проблемных ситуаций;
  3. тестирование;
  4. опрос;
  5. рефераты;
  6. творческие работы;
  7. составление рассказов из личного опыта;
  8. выставки;
  9. конкурсы;
  10. оформление газет;
  11. викторины;
  12. анкетирование;
  13. игры;
  14. анализ ситуации;
  15. психологические игры.

Условия реализации.

Основой концепции, положенной в тематику занятий включённых в мою программу, является следующее. Дети, находящиеся в детском доме испытывают на себе негативное влияние последствий психической депривации, Вышеупомянутая особенность личности  требует коррекции путём реализации разработанной мною программы, посвящённой взаимодействию воспитанников друг с другом, с сотрудниками и другими людьми. При рассмотрении основных концептуальных основ  программы я использовали следующий понятийный ряд: депривация, общение, социализации, эмпатия, лидерство, коллективизм.

Депривация (лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Эмпатия - (греч. ν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Лидерство – есть руководство, искусство мотивации группы людей на действия в направлении общей цели.

Коллективи́зм (фр. collectivisme) — собирательный психолого-социальный термин, характеризующий любую доктрину, которая делает упор на важности и ценности коллектива. С философской точки зрения — главенство некоего коллектива или группы (общества, государства, нации или класса) над человеческой личностью                                                                                  

1 год обучения

Учебно-тематический план

Тема занятия

Всего часов

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводение: «Я в мире людей»

1

1

1

2

Раздел 1 «Какой я человек»

Тема 1. Личность.

2

1

1

Тема 2. Обида. Месть. Зависть.

2

1

1

Тема 3. Предательство.

1

1

Тема 4. Порядочность.

1

1

Тема 5. Пунктуальность.

1

1

Тема 6. Трудолюбие.

1

1

Тема 7. Этический кодекс.

2

1

1

Тема 8. Идеал.

1

3

Раздел 2 «Познаем себя, учимся жить среди людей»

Тема 9. Познание себя.

1

1

Тема 10. Я и окружающий мир.

2

1

1

Тема 11. Характер. Я и моя тень.

1

1

Тема 12. Люди среди людей. Коллектив.

2

1

1

Тема 13. Правила поведения в коллективе. Учимся вежливости. 

2

1

1

Тема 14. Дружба. Ссоры между друзьями. Прощение.

2

1

1

Тема 15. Учимся вежливости. Грубость. Невыдержанность. Доброжелательность.

2

1

1

Тема 16. Учимся вежливости.                        Внимание: конфликт!

2

1

1

4

Раздел 3 «Воспитываем себя, учимся жить в окружающем мире»

Тема 17. Воля. Воспитание себя.

1

1

Тема 18. Привычки и поступки.

2

1

1

Тема 19. Проступок. Преступление и наказание.

2

1

1

Тема 20. Воровство.

1

1

Тема 21. Жадность и щедрость.

1

1

Тема 22. Быть собой.

1

1

Тема 23. Застенчивость и скромность.

1

1

Тема 24. Настроение.

1

1

Тема 25. Благородство.

2

1

1

Тема 26. Честь и достоинство.

2

1

1

5

ИТОГО

40

25

15

1 год обучения

Введение.     

Общее понимание и осознание себя и общества, как единого целого.

Раздел 1. Какой я человек.

Тема 1. Личность.

Вопросы для изучения и обсуждения.

Осознание себя. Положительные и отрицательные качества личности.

Основные понятия: личность.

Практическая работа: решение проблемных ситуаций.

Методы проведения занятия: беседа, игра.

Форма организации занятия: групповая, парная, индивидуальная.

Контрольные задания: анкетирование.

Техническое оснащение занятия: интерактивная доска.

Тема 2.Обида, месть, зависть.

Вопросы для изучения и обсуждения.

Что мешает нам общаться. Как справляться со своими чувствами.

Основные понятия: обида, месть, зависть.

Практическая работа: решение проблемных ситуаций.

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная

Контрольные задания: тестирование.

Техническое оснащение занятия: магнитофон, аудиодиски, интерактивная доска,

Тема 3. Предательство.

Вопросы для изучения и обсуждения.

Что разрушает дружбу. Чего нельзя простить. За что мы ценим друг друга.

Основные понятия: предательство, верность

Практическая работа: освоение навыков работы с мышью, положение пальцев, компьютерная игра.

Методы проведения занятия: беседа, психологическая игра.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование

Техническое оснащение занятия: проектор, интерактивная доска, компьютеры.

Тема  4.  Порядочность.

Вопросы для изучения и обсуждения.

Самое ценное качество в людях. Как вы понимаете это слово?  

Основные понятия: Порядочность, умение держать слово.

Практическая работа: решение проблемных ситуаций, конкурсы, игры.

Методы проведения занятия: беседа, анализ ситуации.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование.

Техническое оснащение занятия: проектор, интерактивная доска, компьютеры.

Тема  5.  Пунктуальность.

Вопросы для изучения и обсуждения.

Что означает выражение - быть пунктуальным. Пунктуальность и порядочность, что здесь общего.

Основные понятия: пунктуальность, знаки уважения к другим людям.

Практическая работа: анализ ситуации, психологические игры.

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, парная.

Контрольные задания: тестирование.

Техническое оснащение занятия: проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Тема 6. Трудолюбие.

Вопросы для изучения и обсуждения.

Труд и человек. Для чего надо трудиться. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Основные понятия: труд, трудолюбие, трудолюбивый.

Практическая работа: анализ ситуаций.

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование.

Техническое оснащение занятия: просмотр фильма, интерактивная доска, магнитофон.

Тема 7. Этический кодекс.

Вопросы для изучения и обсуждения.

Что такое этика. Для чего нужна этика. Что такое кодекс. Нормы поведения в обществе.

Основные понятия: этика, кодекс, этический кодекс, нормы и правила поведения.

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, парная.

Контрольные задания: тестирование, решение проблемных ситуаций.

Техническое оснащение занятия: проектор, мнемотаблицы, магнитофон.

Тема 8. Идеал.

Вопросы для изучения и обсуждения.

Какими вы хотите быть. Какие люди должны окружать вас. Стремление к идеалу.

Основные понятия: идеал, мечта и реальность.

Практическая работа: выставки, конкурсы, творческие работы.

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование.

Техническое оснащение занятия: интерактивная доска, мнемотаблицы.

Раздел 2 «Познаем себя, учимся жить среди людей»

Тема 9.Познание себя.

Вопросы для изучения и обсуждения.

Мои положительные качества. Мои отрицательные качества. Легко ли со мной общаться.

Основные понятия: личность качества личности.

Практическая работа: составление карт личных качеств.

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование

Техническое оснащение занятия: интерактивная доска, фотоматериалы.

Тема 10. Я и окружающий мир. 

Вопросы для изучения и обсуждения.

Мир вокруг меня. Моё место в мире. Как я понимаю других людей, и как они понимают мены.

Основные понятия: окружающий мир, общество.

Практическая работа: рефераты, оформление газеты.

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Контрольные задания: тестирование.

Техническое оснащение занятия: интерактивная доска, просмотр фильма.

Тема 11. Характер. Я и моя тень. 

Вопросы для изучения и обсуждения.

Каждый человек особенный. Особенности характера.

Основные понятия: Характер, привычки, индивидуальность.

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа.

Форма организации занятия: групповая, парная.

Контрольные задания: тестирование.

Техническое оснащение занятия: интерактивная доска, фотоматериалы, проектор.

Тема 12. Люди среди людей. Коллектив.

 Вопросы для изучения и обсуждения.

Ты в мире не один. Учись понимать и принимать людей. Коллектив и личность.

Основные понятия: личность, коллектив.

Практическая работа: моделирование ситуаций, составление коллажей.

Методы проведения занятия: беседа, презентация, творческая работа.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование.

Техническое оснащение занятия: проектор, интерактивная доска, компьютеры, принтер.

Тема 13. Правила поведения в коллективе. Учимся вежливости. 

Вопросы для изучения и обсуждения.

Каким должен быть вежливый человек. Моё место в коллективе. Мы живём не одни в мире.

Основные понятия: коллектив, вежливость, чувство импатии.

Практическая работа: игра, моделирование ситуаций.

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа.

Форма организации занятия: групповая, парная.

Контрольные задания: тестирование.

Техническое оснащение занятия: проектор, интерактивная доска, фотоматериалы.

Тема 14. Дружба. Ссоры между друзьями. Прощение.

 Вопросы для изучения и обсуждения.

Друзья познаются и в горе и в радости. Надёжные люди. Всегда можно понять и простить друга.

Основные понятия: дружба, ссора, прощение, доверие.

Практическая работа: игра, составление рассказов из личного опыта.

Методы проведения занятия: беседа, презентация, творческая работа.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование.

Техническое оснащение занятия: интерактивная доска, магнитофон, фотоматериалы.

Тема 15. Учимся вежливости. Грубость. Невыдержанность. Доброжелательность. 

Вопросы для изучения и обсуждения.

Наши особенности. Учимся понимать и не осуждать друг друга. Ценное качество человека.

Основные понятия: вежливость, доброжелательность, взаимопонимание, грубость, невыдержанность.

Практическая работа: викторина, игра, составление коллажей.

Методы проведения занятия: беседа, презентация, творческая работа.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование, опрос.

Техническое оснащение занятия: интерактивная доска, просмотр фильма, фотоматериалы.

Тема 16. Учимся вежливости. Внимание: конфликт!

 Вопросы для изучения и обсуждения.

Что значит быть вежливым. Как вежливость помогает в жизни. Как избегать конфликтов.

Основные понятия: вежливость, конфликт, конфликтная ситуация.

Практическая работа: моделирование ситуаций.

Методы проведения занятия: беседа, игра, изготовление газеты.

Форма организации занятия: групповая, парная.

Контрольные задания: анкетирование.

Техническое оснащение занятия: проектор, слайды, раздаточный материал, интерактивная доска.

Раздел 3 «Воспитываем себя, учимся жить в окружающем мире»

Тема 17. Воля. Воспитание себя.

Вопросы для изучения и обсуждения.

Жизнь – это работа над собой. Как ты понимаешь выражение: волевой человек. Воля – дар или труд.

Основные понятия: воля, волевая личность.

Практическая работа: психологические игры, анализ ситуаций.

Методы проведения занятия: беседа, игра.

Форма организации занятия: групповая, парная, индивидуальная.

Контрольные задания: анкетирование.

Техническое оснащение занятия: интерактивная доска, магнитофон, фотоматериалы.

Тема 18.  Привычки и поступки.

Вопросы для изучения и обсуждения.

Что такое привычка. Могу ли я изменить себя. Взаимодействие привычек и поступков.

Основные понятия: привычки, поступки, работа над собой.

Практическая работа: решение проблемных ситуаций.

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная

Контрольные задания: тестирование, опрос.

Техническое оснащение занятия: магнитофон, аудиодиски, интерактивная доска, мнемотаблицы.

Тема19. Проступок. Преступление и наказание.

Вопросы для изучения и обсуждения.

Что разрушает дружбу. Чего нельзя простить. За что мы ценим друг друга.

Основные понятия: предательство, верность

Практическая работа: освоение навыков работы с мышью, положение пальцев, компьютерная игра.

Методы проведения занятия: беседа, психологическая игра.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование

Техническое оснащение занятия: проектор, интерактивная доска, компьютеры.

Тема  20.  Воровство.

Вопросы для изучения и обсуждения.

Человеческие пороки. Как справиться с собой. Измени себя.  Порядочность.

Основные понятия: Порядочность, умение держать слово.

Практическая работа: решение проблемных ситуаций, викторина.

Методы проведения занятия: беседа, моделирование ситуаций, анализ ситуаций.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование.

Техническое оснащение занятия: проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Тема  21.  Жадность и щедрость.

Вопросы для изучения и обсуждения.

Сравнение понятий. Какой ты (рефлексия). Как измениться. Тонкая грань между щедростью и расточительностью.

Основные понятия: щедрость, расточительность, жадность, бережливость.

Практическая работа: анализ ситуации, психологические игры.

Методы проведения занятия: беседа, рефераты, решение проблемных ситуаций.

Форма организации занятия: групповая, парная.

Контрольные задания: анкетирование.

Техническое оснащение занятия: интерактивная доска, раздаточный материал, фотоматериалы.

Тема 22. Быть собой.

Вопросы для изучения и обсуждения.

Труд – быть собой. Искренние отношения. Честность по отношению к себе.

Основные понятия: Искренность, честь, честность,

Практическая работа: анализ ситуаций, психологические игры.

Методы проведения занятия: беседа, презентация, игра.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Контрольные задания: опрос.

Техническое оснащение занятия: просмотр фильма, интерактивная доска, магнитофон.

Тема 23. Застенчивость и скромность.

Вопросы для изучения и обсуждения.

Найди отличия (застенчивость – скромность). Мешают или помогают они нам в жизни.

Основные понятия: застенчивость, скромность, самоуверенность, наглость, комплекс.

Методы проведения занятия: беседа, презентация, моделирование ситуаций.

Форма организации занятия: групповая, парная.

Контрольные задания: тестирование, решение проблемных ситуаций.

Техническое оснащение занятия: проектор, мнемотаблицы, магнитофон.

Тема 24. Настроение.

Вопросы для изучения и обсуждения.

Какими вы хотите быть. Какие люди должны окружать вас. Стремление к идеалу.

Основные понятия: идеал, мечта и реальность.

Практическая работа: выставки, конкурсы, творческие работы.

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование.

Техническое оснащение занятия: интерактивная доска, мнемотаблицы.

Тема25. Благородство.

Вопросы для изучения и обсуждения.

Что такое благородство. Как много таких людей вокруг меня. Примеры из истории.

Основные понятия: благородство, честь, бескорыстие.

Методы проведения занятия: беседа, рефераты.

Форма организации занятия: групповая, парная, индивидуальная.

Контрольные задания: тестирование, решение проблемных ситуаций.

Техническое оснащение занятия: просмотр фильма, видеомагнитофон.

Тема 26. Честь и достоинство.

Вопросы для изучения и обсуждения.

Что делает меня человеком. Не дай себя унизить. Не унижай других.

Основные понятия: честь, достоинство.

Практическая работа: выставки, творческие работы.

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование.

Техническое оснащение занятия: интерактивная доска.

2 год обучения

Учебно-тематический план

Тема занятия

Всего часов

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Раздел 1 «Какой я человек»

2

Тема 1. Разрешите представиться

2

1

1

Тема 2. Привет  индивидуальность, или чем я отличаюсь от других

3

2

1

3

Раздел 2 «Познаем себя, учимся жить среди людей»

Тема 3. Общение в моей жизни

2

1

1

Тема 4. Общение и уважение

2

1

1

Тема 5. Я в мире людей

4

2

2

Тема 6. А без друзей на свете трудно жить

3

2

1

Тема 7.Комплимент – дело серьёзное

2

1

1

Тема 8. Конфликт – неизбежность или…

4

2

2

Тема 9. Учись понимать других

Раздел 3 «Воспитываем себя, учимся жить в окружающем мире»

Тема 10. На пути к гармонии

4

2

2

Тема 11.  Трудный путь воспитания себя

4

2

2

Тема 12. Как справиться с плохим настроением

3

1

2

Тема 13. Преодоление пороков

4

2

2

Тема 14. На пути к гармонии

3

2

1

ИТОГО

40

21

19

2 год обучения

Раздел 1 «Какой я человек»

Тема 1.  Разрешите представиться

Вопросы для изучения и обсуждения.

 Осознание себя. Каким себя вижу я. Каким меня видят другие. Какой я на самом деле.

Основные понятия: личность.

Практическая работа: решение проблемных ситуаций.

Методы проведения занятия: беседа, игра.

Форма организации занятия: групповая, парная, индивидуальная.

Контрольные задания: анкетирование, реферат.

Техническое оснащение занятия: интерактивная доска, фотоматериалы,

Тема 2. Привет  индивидуальность, или чем я отличаюсь от других. 

Вопросы для изучения и обсуждения.

Все мы разные. Чем я отличаюсь от других. Что мешает нам общаться. Как справляться со своими чувствами.

Основные понятия: индивидуальность, личностные качества.

Практическая работа: психологические игры, анализ ситуации.

Методы проведения занятия: беседа, презентация, игра.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование, анкетирование.

Техническое оснащение занятия: магнитофон, аудиодиски, интерактивная доска, раздаточный материал, фотоматериалы.

 

Раздел 2 «Познаем себя, учимся жить среди людей»

Тема 3. Общение в моей жизни

Вопросы для изучения и обсуждения.

Общение – жизненная необходимость. С кем и как мы общаемся. Мои отношения с коллективом.

Основные понятия: общение, дружелюбие, толерантность.

Практическая работа: психологические игры, презентация.

Методы проведения занятия: беседа, обсуждение, игра.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование.

Техническое оснащение занятия: проектор, интерактивная доска, фотоаппарат, фотоматериалы.

Тема  4. Общение и уважение 

Вопросы для изучения и обсуждения.

Как вы понимаете эти слова. Уважение друг к другу – без этого нет полноценного общения. Как заслужить (добиться) уважения.

Основные понятия: общение, уважение, импатия.

Практическая работа: решение проблемных ситуаций, конкурсы, игры.

Методы проведения занятия: беседа, обсуждение..

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: анкетирование.

Техническое оснащение занятия: проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Тема  5.  Я в мире людей 

Вопросы для изучения и обсуждения.

Люди вокруг меня. Я рядом с людьми. Кто мне дорог.

Основные понятия: взаимоуважение, взаимопонимание.

Практическая работа: психологические игры, обсуждение ситуаций из личного опыта.

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, парная.

Контрольные задания: тестирование.

Техническое оснащение занятия: проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, просмотр фильма.

Тема 6. А без друзей на свете трудно жить

Вопросы для изучения и обсуждения.

Что такое дружба. Есть ли у меня друзья. Хороший ли я друг. Как жить без друзей.

Основные понятия: друг, дружба, приятель.

Практическая работа: анализ ситуаций, изготовление газеты.

Методы проведения занятия: беседа, обсуждение, презентация.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование.

Техническое оснащение занятия: просмотр фильма, интерактивная доска, магнитофон.

Тема 7.  Комплимент – дело серьёзное

Вопросы для изучения и обсуждения.

Что такое этика. Для чего нужна этика. Для чего нужен комплимент. Знаки внимания друг к другу.

Основные понятия: этика, комплимент, симпатия.

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, парная.

Контрольные задания: опрос.

Техническое оснащение занятия: проектор, мнемотаблицы, магнитофон.

Тема 8.  Конфликт – неизбежность или…

Вопросы для изучения и обсуждения.

Можно ли избежать конфликтных ситуаций. Как их не создавать. Решение конфликтных вопросов.

Основные понятия: конфликт, конфликтный человек, сдержанность.

Практическая работа: конкурсы, решение проблемных ситуаций..

Методы проведения занятия: беседа, изготовление карт.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование, опрос.

Техническое оснащение занятия: интерактивная доска, раздаточный материал, фотоматериалы..

Тема 9. Учись понимать других

Вопросы для изучения и обсуждения.

Мои положительные качества. Мои отрицательные качества. Легко ли со мной общаться.

Основные понятия: личность качества личности.

Практическая работа: составление карт личных качеств.

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование

Техническое оснащение занятия: интерактивная доска, фотоматериалы.

Раздел 3 «Воспитываем себя, учимся жить в окружающем мире»

Тема 10.  На пути к гармонии

Вопросы для изучения и обсуждения.

Мир вокруг меня. Моё место в мире. Гармоничные отношения с миром.

Основные понятия: гармония, окружающий мир, общество.

Практическая работа: рефераты, оформление газеты, коллаж.

Методы проведения занятия: беседа, презентация, выставка.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Контрольные задания: тестирование.

Техническое оснащение занятия: интерактивная доска, магнитофон, аудиокассеты.

Тема 11. Трудный путь воспитания себя

Вопросы для изучения и обсуждения.

Как работать над собой. Совершенствуемся всю жизнью. Достижимый идеал.

Основные понятия: воля, упорство, самовоспитание.

Методы проведения занятия: беседа, презентация, рассказы из личного опыта..

Форма организации занятия: групповая, парная, индивидуальная..

Контрольные задания: тестирование, опрос.

Техническое оснащение занятия: проектор, фотоматериалы, магнитофон.

Тема 12.  Как справиться с плохим настроением

Вопросы для изучения и обсуждения.

Моё настроение. Как настроение отражается на отношениях. Умей держать себя в руках.

Основные понятия: настроение, отношения,выдержка.

Практическая работа: конкурсы, творческие работы.

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование.

Техническое оснащение занятия: интерактивная доска, мнемотаблицы.

Тема 13.Преодоление пороков

Вопросы для изучения и обсуждения.

Мои положительные качества. Мои отрицательные качества. Легко ли со мной общаться. Преодоление себя.

Основные понятия: пороки, личность, качества личности.

Практическая работа: составление карт личных качеств.

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование

Техническое оснащение занятия: интерактивная доска, фотоматериалы.

Тема 14. На пути к гармонии

Вопросы для изучения и обсуждения.

Гармоничные отношения людей. Мы – друзья.

Основные понятия: гармония, коллектив, общество.

Практическая работа: рефераты, оформление коллажей..

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Контрольные задания: тестирование, опрос.

Техническое оснащение занятия: интерактивная доска, фотоматериалы, магнитофон, фотоаппарат.

 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 Материально-техническое обеспечение реализации

программы.

Для реализации программы необходимо:

- помещение со столами и стульями;

-телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, фотоаппарат, CD-диски  DVD-диски;

-мнемотаблицы, фотоматериалы, раздаточный материал;

-интерактивная доска, проектор.


 Используемая литература

  1.  Прихожан A.M., Толстых Н.Н. «Дети без семьи» М., 1990.
  2. «Лишенные родительского попечительства» Хрестоматия / Ред.-сост. B.C. Mухина. M., 1991.
  3. Лангмейер Й., Матейчек З. «Психическая депривация в детском возрасте» - Прага, Авиценум, 1984.
  4. Мухина B.C. «Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа»  // Вопросы психологии. 1989.
  5. «Психическое развитие воспитанников детского дома» / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990.


Интернет – ресурсы.

 www.bezpeka.com/ru – портал БЕЗПЕКА все об  информационной безопасности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей по развитию речи у дошкольников

рабочий материал для развития речи детей дошкольного возраста...

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОЙ ДРУГ КОМПЬЮТЕР»

Статья посвящена особенностям организации кружка начальной компьютерной грамотности в коррекционной школе VIII вида....

Программа дополнительного образования "Я в мире с собой и другими"

Данная образовательная программа направлена  на ориентацию воспитанников в жизни общества, подготовке ребят к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения правовых знаний.Педагогичес...

Программа дополнительного образования по курсу «Развитие познавательной сферы обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью»

Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Структура его психики чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению м...

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Мой верный друг – русский язык»

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Мой верный друг – русский язык».Отличительными особенностями программы кружка являются:&bull...

1.1.Результаты освоения обучающимися/педагогами образовательных программ (дополнительного образования, повышения квалификации, методического сопровождения других видов деятельности и проч.)

КПК "Совершенствование профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования в рамках подготовки к участию в региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства р...

Рабочая программа дополнительного образования "Юный друг природы"

Рабочая программа "Юный друг природы" предназначена для учащихся 5-6 классов коррекционных школ для дополнительного образования. Новизна программы в том, что она совмещвет в себе экологическ...