Рабочая программа дополнительного образования "В мире прекрасного" для 5-11 классов
рабочая программа на тему

Фадеева Наталья Владимировна

Данная программа разработана рассчитана на один год обучения и предназначена для учащихся 5-11 классов. Она разработана в соответствии с требованиями Закона об образовании РФ, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с ориентацией на образовательные и воспитательные задачи школы.

Данная программа направлена на развитие вокально-хоровых навыков. В основу программы положена программа дополнительного образования «Палитра детских голосов» авт.-сост. Усачева Н.П. – г. Радужный 2008 г., с учетом программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой «Искусство. Музыка» 5-9 классы, «МХК» Г.И. Даниловой.

Материал программы основывается на ряде авторских методик: «Хоровое сольфеджио» Г.А. Струве, методика комплексного музыкально-печеского воспитания  школьников Д.Е. Огороднова, фонопедический метод развития детского голоса В.В. Емельянова, методика Г.П. Стуловой, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, методика В.Х. Хачатурова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_prekrasnogo.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Песковская средняя общеобразовательная школа

Коломенского района Московской области

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

МОУ Песковской средней школы

_______________ /В.А. Шелипова/

Приказ № ____________ от

«____»___________________2015 г.

Рабочая программа

по дополнительному образованию

«В мире прекрасного»

Составитель:

Фадеева Наталья Владимировна,

учитель музыки

высшей квалификационной категории

2015 год

Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования «В мире прекрасного» рассчитана на один год обучения и предназначена для учащихся 5-11 классов. Она разработана в соответствии с требованиями Закона об образовании РФ, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с ориентацией на образовательные и воспитательные задачи школы.

Данная программа направлена на развитие вокально-хоровых навыков. В основу программы положена программа дополнительного образования «Палитра детских голосов» авт.-сост. Усачева Н.П. – г. Радужный 2008 г., с учетом программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой «Искусство. Музыка» 5-9 классы, «МХК» Г.И. Даниловой.

Материал программы основывается на ряде авторских методик: «Хоровое сольфеджио» Г.А. Струве, методика комплексного музыкально-печеского воспитания  школьников Д.Е. Огороднова, фонопедический метод развития детского голоса В.В. Емельянова, методика Г.П. Стуловой, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, методика В.Х. Хачатурова.

Цель программы – через хоровую деятельность способствовать творческой самореализации школьников посредством хорового исполнительства, сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокально-хоровые навыки, приобщить их к вокально-песенному искусству, развитие музыкально-эстетической культуры.

Задачи:

- Образовательные: расширение знаний о музыке, музыкантах; изучение истории и творческое освоение музыкальной культуры России, традиций хорового пения; постановка и развитие голоса, формирование вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром;

- Воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования, эмоциональной сферы детей, их музыкально-художественного вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять её; воспитание устойчивой потребности общения с народной, классической и лучшими образцами современной музыки через участие в хоровом исполнительстве;

- Развивающие: развитие музыкальных способностей, интереса к хоровому пению детей как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию.

Хоровое пение – действенное средство разностороннего музыкального воспитания обучающихся, развития у них специальных качеств музыкально-творческих способностей (музыкального слуха, голоса, эмоционального раскрытия содержания произведения и т.д.). Это вид музыкального искусства, имеющий ряд особенностей (коллективное творчество, возможность самореализации при не ярко выраженных вокальных данных, исполнение произведения коллективно без сопровождения), которые способствуют осуществлению музыкального воспитания.

Хоровое пение – коллективный вид исполнительства, воспитывающий дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий результат, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце».

Место учебного предмета в учебном плане.

Программа дополнительного образования «В мире прекрасного» составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательного учреждения общего образования и учебным планом школы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся по 1 часу 2 раз в неделю, итого - 70 часов в год.

Главной идеей программы является обеспечение развития высоко нравственной личности с устойчивым интересом к музыкальной вокально-хоровой культуре.

Основополагающими принципами построения программы по организации дополнительного образования школьников являются:

  • общедоступность,
  • систематичность и целенаправленность,
  • взаимодействие учителя и учащихся,
  • увлеченность,
  • здоровый эмоциональный климат во время занятий.

Виды музыкально-практической деятельности:

- восприятие музыки и размышление о ней

- хоровое пение

- музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование

- инсценировки и драматизация песен

- проектно-исследовательская деятельность

Виды вокально-хоровой работы:

1.Настройка на певческий процесс и распевание - направлены на подготовку учащихся к пению.

2.Разучивание песни - является основным видом вокально-хоровой работы, в него также входят:

  • слушание различных интерпретаций исполнения,
  • пластическое интонирование,
  • добавление элементов импровизации,
  • движения под музыку,
  • элементы театрализации.

3. Исполнение произведений - представляет собой важнейшую часть всей вокально-хоровой работы, так как здесь решаются такие задачи как: воплощение учащимися художественного образа произведения; формирование чувства стиля; развитие способности эмоционально-эстетического отклика в процессе пения; ощущение единения с коллективом.

4. Вокализация фрагментов инструментальных произведений.

Данная программа подразумевает развитие следующих вокально-хоровых навыков:

  • певческой установки и дыхания;
  • звукообразования и дикции;
  • ансамбля и строя;
  • унисона и многоголосия;
  • художественного исполнения.

Используемые методы вокально-хорового обучения:

  •  концентрический
  •  фонетический
  •  объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным
  •  мыслительного пения
  •  сравнительного анализа
  • метод показа и подражания (метод подражания вокально-технический; метод подражания художественно-исполнительский)
  • наглядно – слуховой (аудиозаписи)
  •  наглядно – зрительный (видеозаписи)
  •  словесный (рассказ, беседа, художественное слово, обсуждение, объяснение, образные сравнения, оценка, анализ, вопросы, поощрения, указания, уточнения и пр.)
  •  частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения)
  •  метод повторения и закрепления при пении вокально-хоровых упражнений и заучивании песенного материала
  •  исполнение песен в хоре, ансамбле, соло, с запевалами, «цепочкой», и др.
  •  движения под музыку
  •  игровой.

В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа, Д.Е. Огородного, Г.П. Стуловой и др..

Помимо традиционных методов музыкального воспитания использовались и специально разработанные методы: использование музыки, изобразительной деятельности, речи и движения; метод развивающего, проблемного, игрового обучения; методы систематического и целенаправленного развития вокально-хоровых, слушательских, певческих, двигательных навыков, влияющих на развитие музыкального слуха учащихся; метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений; метод сказкотерапии; музыкальная терапия интегративный метод восстановления, укрепления и сохранения психического и физического здоровья учащегося; метод направленной визуализации.

Технологии реализации программы:

- технологии формирования певческой культуры учащихся;

- технология развития процессов восприятия;

- технологии детского музицирования;

- технологии становления ассоциативно-образного мышления;

- технологии проектно-исследовательской деятельности;

- технологии здоровьесбережения обучаемых, арттерапевтического воздействия музыки на учащихся;

- информационные технологии в преподавании музыки;

- технологии диагностики успешности развития музыкальной культуры учащихся.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:

словесные,

наглядные,

практические,

объяснительно - иллюстративные

  •  «Концерт по заявкам»
  • Музыкальные игры (кроссворды, викторины, «Угадай мелодию», «Юный композитор», игры-импровизвции)
  • Тесты
  • Анкеты
  • Физминутки

Основные способы  работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические.

Ведущей формой организации музыкальных занятий является практическая деятельность. Каждое занятие может состоять из двух частей — теоретической и практической, которые учитель планирует с учётом возрастных, психологических индивидуальных особенностей обучающихся.

Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.

Формы организации занятий:

- Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

- Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

- Занятие-постановка, репетиция, где отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

- Заключительное занятие, завершающее тему — занятие-концерт.

- Выездное занятие — посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

Каждая форма работы обладает уникальными, только ей присущими возможностями привлечения учащихся к музыке, раскрытия перед ними богатства и многообразия музыкального искусства, формирования у них потребности в общении с ним. Однако, как бы ни были велики их возможности, только в своей совокупности с уроками музыки они способны обеспечить наиболее полное использование всех ресурсов, которыми располагает школа.

Личностные метапредметные и предметные результаты

Личностные УУД: понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.)  в жизни людей, общества, в своей жизни; осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности; понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира,  разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах; использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоения мира во внеурочной (внеклассной и внешкольной), досуговой деятельности, в процессе самообразования.  

Познавательные УУД: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной  музыки в ее связях с другими видами искусства; усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности; применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Регулятивные УУД: владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира; планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности; прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с  литературой, изобразительным искусством, театром, кино; осмысленность и обобщенность учебных действий,  критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, музицирования, о других видах искусства, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).

Коммуникативные УУД: передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; инициирование взаимодействия в группе, коллективе; знакомство с различными социальными ролями в процессе работы  и защиты исследовательских проектов; самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов.

Информационные УУД: осмысление роли информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности человека; формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации; расширение источников информации, необходимой для закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства; использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, развивающих компьютерных игр, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;  обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования, формирования фонотеки, библиотеки, видеотеки; расширение с помощью сети Интернет представлений о концертно-музыкальных традициях страны, региона, использование информации в проектно-исследовательской деятельности.

Содержание программы

Содержание программы раскрывается в темах каждого занятия и последовательно развивают вокально-хоровые способности обучающихся. Оно направлено на расширение знаний о музыке, музыкантах, хоровом пении, хоровых коллективах, которое способствует обогащению музыкального кругозора и прививает любовь к хоровому пению.

Программа имеет трехуровневую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод «шаг за шагом»).

1 – знакомство с голосовым аппаратом, с певческой установкой; знакомство с типами певческого дыхания; освоение навыков звукообразования, дикции; пение в унисон; эмоциональное раскрытие произведения.

2 – соблюдение певческой установки; развитие навыка цепного дыхания; развитие навыков звукообразования, дикции; двухголосье; создание художественного образа песни.

3 - певческая установка должна стать навыком; владеть разновидностью дыхания; закрепление навыков звукообразования, дикции; пение a capella; двухголосье с элементами трехголосья; единая манера пения в партии.

С теоретическими сведениями по теме «Пение как вид музыкальной деятельности» (дыхание, звукообразование, дикция, многоголосие, художественная выразительность) учащиеся знакомятся в процессе занятий в течении обучения.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика, и распевание включает в себя упражнения разной сложности в зависимости от года обучения и от уровня подготовки учащихся.

Структура раскрывается в темах разделов и занятий. Большое внимание уделяется формированию вокально-хоровых навыков во время всех видов работы. Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, я постаралась выстроить собственную систему формирования вокально-хоровых навыков детей среднего школьного возраста. Для этого были систематизированы вокальные упражнения М. И. Глинки, Г. П. Стуловой, упражнения на формирование дыхания по системе А. Н. Стрельниковой и адаптированы к уровню вокальных возможностей учащихся упражнения на развитие голосового аппарата по системе В. В. Емельянова и упражнения на развитие напевности Д. Е. Огороднова.

Важную роль в вокально-хоровой работе играют учебно-тренировочный материал и упражнения. Некоторые из них можно проводить в игровой форме, опираясь на игровую методику обучения пению Кацер О. В. и на игровой метод Ждановой Т. А..

При изучении распеваний, упражнений, попевок, хорового репертуара обучающиеся знакомятся с нотной грамотой, с теоретическими понятиями и терминами, обучаются сценическому искусству, музыкально-ритмическим движениям, поведению на сцене.

Разучивание песни проходит в несколько этапов:

Первый (очень важный этап) включает предварительный анализ песни учителем;

Второй этап – знакомство детей с песней (учитель либо сам её исполняет с использованием «живого звука» музыкального инструмента, либо дает слушать в качественной записи). Затем проводится беседа о содержании, уточняются непонятные слова в тексте, анализируются с ребятами средства музыкальной выразительности.

Третий этап – разучивание мелодии наиболее лёгкой части припева или запева, а затем трудной части (здесь необходимо обратить внимание на правильное воспроизведение мелодии, ритмического рисунка песни и обязательно её характера (эмоциональный компонент).

Четвёртый этап – повторение и закрепление (работа над вокально-хоровыми навыками: дикцией, дыханием, артикуляцией, характером); разучивание последующих куплетов текста.

Пятый этап – повторение и закрепление всей песни в характере; сравнивание своего исполнения с исполнением в записи; пение группами, с солистами (солистом), хором.

Также в работе над песней можно придерживаться алгоритму по разучиванию песни, составленным Рачиной Б. С., где отмечены этапы, которые в том или ином виде присутствуют всегда, но их содержание, объем и эмоциональное наполнение каждый раз разное. Наполнение этапов работы принципиально вариативно и определяется талантом и профессионализмом учителя и степенью подготовленности его учеников.

Данная программа помогает четко организовать работу музыкальной деятельности учащихся. Но это не должно ограничивать творческий, импровизированный подход со стороны учащихся и учителя. Музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга, песенный репертуар подбирается в течение года.

Особое место уделяется концертной деятельности. Репертуар составляется с учетом тем уроков музыки, а также тех или иных конкурсов, праздников и дат. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Кол-во часов

Тема занятия

Элементы содержания

Даты

Основные виды деятельности

Примерный песенный репертуар

По плану

По факту

Первое полугодие

Раздел 1. Повторение и закрепление понятий вокально-хоровых навыков.

1.

6ч.

Вокально-хоровые навыки.

1.Беседа-объяснение с применением практических приемов.

2.Специальные упражнения, закрепляющие вокально-хоровые навыки.

3.Повторение основ музыкальной грамоты.

4.Контроль за вокально-хоровыми навыками в процессе исполнения песни.

5.Репетиции на концерт ко «Дню учителя».

02.09

03.09

09.09

10.09

16.09

17.09

Различать характерные виды пения

Исполнение песен прошлого года

Раздел 2 «Россия, Россия, нет слова красивей…»

2.

7ч.

Русская народна песня.

1.Беседа об особенностях русских народных песен. 2.Дыхательная гимнастика, речевые распевки с движениями, упражнения для распевания из методики Г.П. Стуловой и распевки из фрагментов р.н.п.: «Коровушка», «Пойду ль выйду ль я», «Во поле березка стояла».

3.Закрепление репертуара на концерт ко «Дню учителя»

4. Выступление на концерте «День учителя»

5.Знакомство и поэтапное разучивание песен.

4.Выступление на концерте, посвященному Дню пожилого человека, «День поселка».

23.09

24.09

30.09

01.10

07.10

08.10

14.10

Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки.

«Реченька», «Ты, река ль, моя реченька», «У зори-то, у зореньки», «Заплетися, плетень», «Уж ты, поле мое», «Заплетися, плетень», «Уж ты, поле мое», «На горе-то калина»

3.

5ч.

«Мелодией одной звучат печаль и радость»

1.Беседа о музыкальных образах песен о Родине. Распевание из «Школы пения» М.И. Глинки.

2.Расширение знаний основ музыкальной грамоты.

3.Знакомство и поэтапное разучивание песен.

4.Выступление на концерте, посвященному Дню защиты животных, «День матери».

15.10

21.10

22.1028.10

29.10

Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл.

Песни о Родине, песни о маме.

М.Славкин – Э.Фарджен «Утренние звуки» из вокального цикла для детского хора «Земля».А. Цибизов – Е.Горбанская «Это наша Россия», Г.Свиридов. Из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». Переложение для детского хора В.Соколова «Романс», А. Ермолов «Ты так красиво, мое Подмосковье»

Раздел 3 «Музыкальный театр»

4.

6ч.

Инсценирование песни

1.Беседа по теме занятия, выбор песни для инсценировки, сценическое исполнение. Дыхательная гимнастика, Упражнения из «Школы пения» М.И. Глинки.

2.Знакомство и поэтапное разучивание песни.

3.Создание сценического образа.

4.Запись исполнения с последующим прослушиванием и анализом.

5.Выступление на концерте, посвященному «Дню матери»

11.11

12.1118.11

19.11

25.11

26.11

Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл.

Раздел 4 «Наши любимые песни»

5.

4ч.

Новогодние песни из мультиков.

1.Упражнения из методики распевания В.В. Емельянова (артикуляционная гимнастика)

2.Знакомство и поэтапное разучивание песни с использованием игровой методики О.В. Кацер .

3.Музыкально-ритмические движения.

4.Игра «Угадай мелодию»

02.12

03.12

09.12

10.12

Использовать песенные произведения в соответствии с их интонационно – образным содержанием.

«Песня про Новый год» из мультфильма «Маша и Медведь»

6.

4ч.

Песни про Новый год из кино.

1.Упражнения из методики распевания В.В. Емельянова (артикуляционная гимнастика)

2.Знакомство и поэтапное разучивание песни.

3.Выступление на зимнем балу.

16.12

17.1223.12

24.12

Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении

«Снежинка» из кинофильма «Чародеи»

Второе полугодие

Раздел 5 «Духовная музыка»

7.

16ч.

Образ Богоматери в песнях и молитвах.

1.Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокально-хоровых навыков учащихся.

2.Расширение знаний музыкальной грамоты.

3.Викторина «Музыкальная азбука»

4.Знакомство и поэтапное разучивание песни.

5.Пластическое интонирование.

6.Посещение Свято-Троицкого Ново-Голутвинского монастыря.

7.Проект «Ave Maria» - в произведениях композиторов разных эпох»

8.Выступление на концерте, посвященному Международному женскому дню.

13.01

14.01

20.01

21.01

27.01

28.01

03.0204.0210.02

11.02

17.02

18.02

24.02

25.0202.03

03.03

Понимать единство истоков различных видов искусства.

Д.Перголези «Stabat Ф.Каччини. Переложение для хора Б.Алехновича

«Ave Maria»

mater»

«Молитва Пресвятой Богородице», Группа Гвадалахара исп.Руслан Силин,

«Дева Мария» Сл. Л. Ильясовой, Муз. Р. Ахметшина.

С.Рахманинов «Богородица дево, радуйся» переложение для детского хоро Н. Авериной

8.

4ч.

Золотые звоны

1.Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокально-хоровых навыков учащихся.

2.Беседа по теме занятия.

Посещение звонницы Старо-Голутвинского мужского монастыря. Посещение вокального концерта учащихся музыкальной школы.

3.Знакомство и поэтапное разучивание песни.

09.03

10.03

16.03

17.03

Понимать единство истоков различных видов искусства.

Золотые звоны. Слова и музыка. Жанны Колмагоровой,

«Колокола России» Альфия Мухамеджанова и Александр Фалеев.

Раздел 6 «Песни зарубежных композиторов»

9.

2ч.

«Мелодии космоса»

1.Знакомство и поэтапное разучивание песни.

2.Проект «Космические мелодии И.С. Баха»

06.04

07.04

Понимать единство истоков различных видов искусства.

И.Бах. Русский текст Я.Родионова. Переложение для хора В.Попова «Наш день приносит свет зари»,

«Желанный час» музыка И. С. Баха, русский текст К. Алемасовой, переложение для детского хора В. Соколова

10.

2ч.

«Джазовая музыка»

1.Знакомство и поэтапное разучивание песни.

2.Музыкально-ритмические движения. Игра на музыкальных инструментах.

13.04

14.04

Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении

Дж.Гершвин «Хлопай в такт», «Волшебный блюз» из репертуара группы «Волшебники двора»

Раздел 7 «Песни о незабытой войне»

11.

2ч.

Песни военных лет

1.Закрепление упражнений по совершенствованию вокально-хоровых навыков учащихся. Беседа по теме занятия.

Просмотр кинохроники.

2.Драматизация песни.

20.04

21.04

Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении

Песни написанные в годы Великой Отечественной войны

12.

4ч.

Песни о войне современных композиторов.

1.Закрепление упражнений по совершенствованию вокально-хоровых навыков учащихся.

2.Знакомство и поэтапное разучивание песни. Сценический образ.

4.Выступление на концерте, посвященному Дню Победы.

27.04

28.0404.05

05.05

Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении

Песни о войне.

Раздел 8 «Отчетный концерт»

13

6ч.

1.Закрепление упражнений по совершенствованию вокально-хоровых навыков учащихся.

2.Подготовка репертуара к концерту.

3.Составление афиши концерта. Разработка и печать пригласительных билетов.

4.Отчетный концерт

11.05

12.05

18.0519.0525.05

26.05

Концертная деятельность.

Годовой репертуар песен

Итого: 68 часов

Планируемые результаты

К концу второго года обучения учащиеся научатся:

- общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового, инструментального, сценического) воплощения художественных образов;

- владеть некоторыми основами нотной грамоты, правильно использовать голосовой аппарат;

- проявлять навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении, понимать жест дирижера);

- двигаться под музыку;

- передавать характер песни, уметь исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе;

- исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски;

- приобретут опыт выступления в конкурсах и концертах, чувствовать исполняемые произведения на большой сцене;

- петь под фонограмму с различным аккомпанементом,  владеть своим голосом и дыханием.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • культуре поведения на сцене;
  • кантиленному пению;
  • брать дыхание, закреплять и распределять его;
  • петь более длинные фразы на одном дыхании;
  • петь с сопровождением инструмента и без сопровождения;
  • мягкой и твёрдой атаке звукообразования;
  • чистоте интонирования;
  • полётности звука;
  • использовать спокойный вдох и экономный выдох при фонации;
  • менять характер и силу звучания в разнохарактерных произведениях;
  • эмоционально и выразительно передавать настроение музыкального произведения;
  • работать над сглаживанием регистров (грудной, головной).

Формы диагностики успешности формирования УУД.

К критериям оценки можно отнести следующие показатели: выразительность звучания и эмоциональность исполнения, интерес к певческой деятельности (репетиционной и концертной), осознание детьми содержания и языка исполняемых произведений, развитие основных певческих функций – чистота интонирования, кантилена, дыхание, четкость дикции, правильность звукообразования, работа артикуляционного аппарата, строй и ансамбль, умение петь a capella, с сопровождением, под фонограмму, умение применять в исполнении навыки двухголосного (трехголосного) пения, степень сформированности вокального слуха и др. Данные показатели являются подвижными и зависят от исходного уровня развития певческой культуры класса, хорового коллектива, систематичности и интенсивности хоровых занятий, мастерства педагога-музыканта.


Учебно-методическое обеспечение

Список используемой литературы.

1. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы [Текст]: пособие для учителей / Алексеева Л.Л., Критская Е.Д. – М.: Просвещение, 2013 – 96 с.;

2. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Анисимов. – М.: Владос, 2004 – 128 с.;

3. Апраксина, О.А. Методика развития детского голоса [Текст]: учеб. пособие / О.А. Апраксина / отв. ред Г.П. Стулова. – М.: МГПИ, 2009 – 96 с.;

4. Бычкова, А.В. Методическое пособие по хоровому классу на основе фонопедического метода В.В. Емельянова [Текст]: из опыта работы хормейстеров средней школы №183 / А.В. Бычкова // Сибирский учитель – 2003. – № 46. – С. 24 – 27.;

5. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе [Текст]: пос. для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2014 – 128 с.;

6. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б. Дмитриев. – М: Музыка, 2012. – 674 с.;

7. Дмитревский, Г.А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс [Текст] / Г.А. Дмитриевский. – СПб.: Планета музыки, Лань, 2007. – 112 с.;

8. Добровольская, Н.Н. Что надо знать учителю о детском голосе [Текст] / Н.Н. Добровольская, Н.Д. Орлова. – М.: Музыка, 2008. – 32 с.;

9. Егоров, А.А. Теория и практика работы с хором [Текст] / А.А. Егоров. – М. Музгиз, 1967. – 240 с.;

10. Емельянов, В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования [Текст]: методические рекомендации для учителей музыки / В.В. Емельянов / отв. ред. Л.П. Маслова. – Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. – 39 с.;

11. Жданова, Т.А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре [Текст] / Т.А. Жданова. – М.: Музыка, 2009. – 145 с.;

12. Кацер, О.В. Игровая методика обучения детей пению [Текст]: учебно-метод. пособие / О.В. Кацер. – М.: Изд. Муз. палитра, 2005. – 48 с.;

13. Краснощеков, В. И. Вопросы хороведения [Текст] / В.И. Красноцеков. – М.: Музыка, 1969. – 300 с.;

14. Кузнецов, Ю.М. Экспериментальные исследования эмоциональной выразительности хора [Текст] / Ю.М. Кузнецов. – М.: Компания Спутник +, 2007. – 198 с.;

15. Левидов, И.И. Постановка голоса и функциональные расстройства голосового аппарата [Текст]: опыт научных предпосылок к методике обучения пению / И.И. Левидов. – Л.: Тритон, 2009. – 245 с.;

16. Менабени, А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми [Текст] / А.Г. Менабени // Музыкальное воспитание в школе. – 2009. – №5. – С.25-28;

17. Нижникова, А.Б. Вокальные упражнения в педагогической практике: учебно-методическое пособие / А.Б. Нижникова, Т.В. Сернова. – Минск, 2009. – 25 с.;

18. Огороднов, Д. E. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе [Текст] / Д.Е. Огороднов. – 3-е изд. – Киев: Муз. Украйина, 1989. – 165 с.: ил.;

19. Осеннева, М.С. Хоровой класс и практическая работа с хором [Текст] / М.С. Осеннева, В.А. Самарин. – М.: Изд. дом «Академия», 2003 – 192 с.;

20. Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом [Текст] / М.С. Осеннева, В.А. Самарин, Л.И. Уколова. – М.: Изд. дом «Академия», 2003. – 224 с.;

21. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст]: сост. В.А. Горский. – М: Просвещение, 2014 – 112 с.;

22. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-7 классы [Текст] / Авт. кол. под рук. Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 2008. – 224 с.;

23. Рачина, Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе [Текст] / Б.С. Рачина. – СПб.: Композитор, 2007. – 544 с.;

24. Сергеева, Г.П. Рабочие программы. Музыка 5-7 классы [Текст]: пособ. для учителей общеобразов. учреждений / Сергеева Г.П., Критская Е.Д.,– М.: Просвещение, 2014 – 64 с.;

25. Сергеева, Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях [Текст]: учебное пособие / Г.П. Сергеева; отв. ред. И.В. Пигарева. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010 – 171 с.;

26. Сергеева, Г.П. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования [Текст]: методические рекомендации / под ред. Г.П. Сергеевой. – Наро-Фоминск: МАОУ ДПО, 2014 – 90 с.;

27. Струве, Г.А. Школьный хор [Текст] / Г.А. Струве. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.;

28. Стулова, Г.П. Теория и практика работы с детским хором [Текст]: учебное пособие для вузов / Г.П. Стулова. – М.: Владос, 2010. – 173 с.;

29. Чесноков, П.Г. Хор и управление им [Текст] / П.Г. Чесноков. – 3-е изд.– М: Гос. муз. изд-во, 1961. – 240 с..

Интернет ресурсы:

http://igraj-poj.narod.ru/

http://notes.tarakanov.net/

http://nlib.org.ua/

http://babyvoice.ucoz.ru.

http://www.sozvezdieoriona.ru

MULTIMEDIA – поддержка предмета и интернет ресурсы.

  1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. ID COMPANI, 2010;
  2. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/cat/musika/
  3. Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ»;
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33;
  5. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн»;
  6. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2012;
  7. Погружение в классику - http://intoclassics.net/news/1-0-1;
  8. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2013;
  9. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/;
  10. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html;
  11. Шедевры музыки.  «Кирилл и Мефодий», 2013;
  12. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2012.

Оснащение кабинета

Наименование

1

Портреты русских композиторов

2

Портреты зарубежных композиторов

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Название

1

CD/Фонохрестоматия по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной, 1-9 классы

2

CD/ Великая органная музыка

3

CD/ Romantik collection

4

CD/Классическая музыка

5

CD/Любимые фортепианные пьесы

6

CD/Шедевры русской классики

7

CD/Времена года /А.Вивальди

8

Зарубежная музыка. От григорианского хорала до современников. Выпуск 1,2,3,4,5.

9

Русская музыка. Выпуск 1,2,3.

10

Музыка отечественных композиторов. Выпуск 1,2.

Видеоматериалы

Название

1

Видеохрестоматия к урокам музыки

2

DVD Русский народный театр

3

Видео / Мост гармонии. Петя и волк (м/ф)

4

DVD / Детские фильмы

5

VHS/В мире музыки -1

6

VHS/В мире музыки-2

7

VHS/ Балеты

8

VHS/ Оперы

9

VHS/ Мюзиклы.

10

DVD/КАРАОКЕ (4000 песен), версия 4

Учебно-практическое оборудование

Музыкальные инструменты

Наименование

Синтезатор « Yamaha»

2.

Телевизор

3.

Музыкальный центр «AIWA»

4.

DVD/VHS « Samsung»

СОГЛАСОВАНО

на ШМО учителей художественно-эстетического цикла

Протокол заседания № ______

от «____» _______________2015 года

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

_______________/Л.А.Назарова/

«____»___________2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.

Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс

     Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...

Рабочая программа дополнительного образования «Занимательный английский язык» 5 класс

Особенности содержания курса обусловлены возрастной спецификой развития личности школьника. Учёт возрастных особенностей учащихся 5 класса обеспечивается личностно ориентированным и деятельностным под...

Рабочая программа дополнительного образования "Практикум по математике" 8 класс.

Рабочая программа составлена для дополнительного образования с учетом учебного плана на 78 часов. для 8 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по математике в 6А классе курса «За страницами школьного учебника»

Данная программа курса дополнительного образования разработана на основе УМК факультативных курсов для обучающихся 6-х классов составителя Т.С.Безлюдовой, Факультативные занятия: Математика после урок...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по обществознанию для 9 класса «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Рабочая программа дополнительного образования «Практическое обществознание» для обучающихся 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного обще...