Модифицированная программа дополнительного образования "В мире танца "
рабочая программа на тему

Программа по хореографии для детей 7 - 14 лет, рассчитанная на 5 лет обучения. Три этапа реализации программы позволяют варьировать нагрузку в зависимости от возраста.

Удобна, проста и понятна в применении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_programma_2013_ivanova_v_mire_tantsa.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» имени А.И.Андрианова

 

Рассмотрена на                                                                                        Утверждаю:

Педагогическом совете                                                                                                      Директор

Протокол №                                                                                                 ________  С.В.Шамрай

от«___»___________2009 г.                                                                         Приказ №__________

                                                                                                                  от  «___»_________2009 г.                                                                                                

                                           

МОДИФИЦИРОВАННАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «В МИРЕ ТАНЦА»

срок реализации:   пять лет  

рекомендуемый возраст детей: 7-14 лет

                                                                                      Автор: Иванова Елена Валерьевна

педагог дополнительного образования

                                                                                                       

Новочебоксарск 2009

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Учебно- тематический план.

3. Содержание деятельности.

4. Обеспечение программы.

5. Список литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место.

Именно в танце человек получает возможность познать дух своего народа, ощутить пластику своего тела, наиболее полно выразить свои чувства. Танец во все времена был средством выражения настроения и эмоций в пластически красивой и эстетически совершенной форме. Все, что люди не могли сказать словами, они стремились передать в танце.

Обучение танцу - очень захватывающая и увлекательная вещь: однажды начав учиться танцевать, остановиться уже трудно, ведь мир танца воистину прекрасен. Свобода и легкость, красота и пластичность танцевальных движений доставляют радость танцорам и восхищают зрителей.

Программа «В мире танца» является результатом обобщения опыта работы, анализа деятельности и изучения учебной и методической литературы.

Данная программа имеет музыкально - эстетическую направленность. Именно в детском возрасте происходит формирование нравственности, из которой произрастают затем навыки духовной жизни целого поколения. А занятия хореографией являются не только музыкально-танцевальным, но и эстетически нравственным средством воспитания ребенка. В танце выражаются возвышенные, благородные состояния человеческой души на основе выразительности движений человеческого тела. Красота и грациозность поз в создании танцевального образа позволяют использовать хореографию как средство эстетического воспитания, т.е. чуткость и восприимчивость к прекрасному, хороший вкус, умение отличать высокохудожественное произведение от шаблонных «однодневок».

 Чувства ребенка, пережитые в танцевальном номере, оставят след в его душе и станут нравственным качеством личности. Образы родной природы, культурные традиции своего народа воспитывают патриотическое сознание детей.

Занимаясь по программе «В мире танца» дети имеют возможность попробовать овладеть различными направлениями танцевальной культуры. Новизна данной программы – это своеобразие тем: «Элементы ритмики», «Основы классического танца», «Элементы народно- сценического и историко- бытового танцев», «Современный стилизованный танец»,  «Актерское мастерство».  

В настоящее время, когда есть дети, ведущие неактивный образ жизни, не развитые физически и духовно, хореография является одним из самых актуальных и гармоничных  видов художественного творчества.

Ритмика развивает музыкальность и чувства ритма, физические способности, формируется художественный вкус детей, развивает творческие способности, раскрывает индивидуальные качества ребенка средствами музыки и ритмических движений; классический танец развивает эстетическое чувство понимания прекрасного; народно-сценический и историко- бытовой танец помогает узнать историю танца, понять самобытность и красоту танца, развить патриотическое сознание; современный танец знакомит с разными направлениями современного танца, помогает выразить чувства и настроение через движение. В этом заключается актуальность программы.

Отличительной особенностью данной программы является то, что обучающиеся имеют возможность овладеть разнообразным, многожанровым репертуаром, попробовать себя в разных стилях: от музыкально- ритмических,  народно-характерных до классических и  современных постановок. Это повышает их интерес к танцевальному творчеству и расширяет диапазон их способностей, а так же кругозор знаний об истории культуры.

Цель программы – создание условий для  эстетического совершенствования, гармоничного,  духовного и физического развития подрастающего поколения средствами хореографии.

Задачи программы:

Обучающие:

- Формировать музыкально-двигательные умения, навыки и вооружить специальными знаниями по предмету.

- Освоить музыкально-танцевальную  природу  искусства.

Развивающие:

-Всестороннее гармоничное развитие форм тела и функций организма человека, направленное на совершенствование физических способностей, укрепление здоровья.

-Развивать яркую творческую индивидуальность исполнения, воспитать способности передавать эмоционально, образно и органично своеобразие танца.

-Развивать художественный вкус,  внимание, общую культуру поведения, творческую инициативу детей, воображение, ассоциативную память.

Воспитательные:

-Воспитать моральные, волевые качества.

-Воспитать национальное самосознание.

-Приобщить к активному и здоровому образу жизни.

         

Программа для обучения,  воспитания и развития детей рассчитана на 3 основных этапа, которые реализуются в течение  в течение 5 лет.

I этап. Подготовительный этап 1-2 года обучения.

На этом этапе занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Занятия групповые, количество детей в группе 15-17 человек, возраст 7-8 лет.

II этап. Базовый этап 2-3 года обучения.

Занятия групповые и в подгруппах проходят 3 раза в неделю по 2 часа. Количество детей 10-12 человек, возраст 8-11 лет. На этом этапе нужны дополнительные часы (2-3 часа в неделю) для работы с отстающими детьми и солистами.

Ш этап. Творческая самореализация ребенка 4- 5  год обучения.

На этом этапе обучения и воспитания занятия проводятся в подгруппах и индивидуально. Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа, возраст детей от 11 лет и старше. Количество детей 8-10 человек.

Реализация программы опирается на следующие основные принципы: 

-постепенность в развитии природных данных учащихся,

-последовательность в овладении лексикой и техническими приемами,

-систематичность и регулярность занятий,

-целенаправленность процесса овладения хореографическим искусством.

Условия приёма обучающихся

В группу первого года обучения принимаются все желающие заниматься в хореографическом коллективе.

В группы последующих годов обучения принимаются обучающиеся, прошедшие предыдущее обучение или имеющие начальную танцевально-ритмическую подготовку. Перевод из одной группы в другую осуществляется по итогам года, результатам обучения.

Возрастные особенности детей.

Рост и развитие организма человека - сложный процесс, обусловленный биологическими, природно - климатическими, социальными факторами.

Рост и развитие детей идет непрерывно, но темпы роста и развития не совпадают. С точки зрения обучения и воспитания, особенно в хореографии, в некоторые возрастные периоды преобладает рост, а в другие - развитие. Волнообразность темпов роста и развития определяют необходимость выделения нескольких возрастных периодов.

1. Младший школьный- с 7 до 12 лет (отмечено замедление роста и ускорение развития);

2. Средний школьный- с 12 до 15 лет (в это время наступает половое созревание человека, рост и развитие резко ускоряются)

Именно с возрастными особенностями детей и связаны темы занятий, предусмотренные в программе «В мире танца»

Количество участников с каждым этапом и годом обучения снижается. Это происходит по следующим объективным и субъективным причинам:

1. Отсеиваются учащиеся, не справляющиеся с задачами данного этапа обучения;

2. Снижается количество детей в группе чтобы, повысить уровень знаний и умений.

3. Формируются подгруппы для занятий с отстающими детьми.

4. Увеличивается количество занятий в малых группах с наиболее способными детьми.

Ожидаемые результаты

После прохождения I этапа обучения ребенок должен приобрести примерный объем навыков и знаний. Он должен знать:

- основные движения и положения в классическом экзерсисе;

- координировать, расслаблять мышцы;

- основные термины, названия движений и их исполнение;

Учащийся должен уметь:

- исполнять различные виды шагов и бега;

- согласовывать движения со строением музыкального произведения;

- добиваться полной связи движений с музыкой;

-  правильно выполнять вспомогательные и корригирующие упражнения на полу;

- научиться управлять своим телом, руками и т.д., уметь держать спину;

- развить физические данные, выявить способности.

После прохождения II этапа обучения учащийся должен знать:

- терминологию классического танца с помощью педагога;

- материал по русскому и чувашскому танцам, знать их характерные особенности;

- историю танца;

Должен уметь:

- музыкально исполнять движения и комбинации;

- развить пластику движений;

- передавать в танце художественный образ, эмоциональную выразительность, подходить к работе творчески;

- участвовать в концертной деятельности;

- совершенствовать физические данные.

По завершению процесса обучения воспитанник должен знать:

- основные термины и понятия классического, народно-сценического, современного танцев;

- историю танца;

- музыкально-танцевальную природу искусства.

Уметь:

- в совершенстве владеть своим телом всесторонне, гармонично развить его формы;

- проявлять хореографические, музыкальные, творческие способности;

- развить творческую индивидуальность исполнения, уметь передавать художественный образ;

- творчески реализовать себя в процессе обучения.

Формы проведения итогов реализации

Перевод на следующий этап осуществляется по результатам контрольных срезов, отчетных концертов и после собеседования с ребенком и его родителями. Если ребенок справляется с программным материалом I этапа, достигает поставленных целей и задач, а также проходит собеседование, то он переводится на следующий этап и т.д. Все достижения и результаты фиксируются в журнале и используются в работе на протяжении всех лет обучения, являясь основными показателями образовательного процесса.

Приемы обучения:

- « от простого к сложному» в процессе изучения танцевальных элементов

- активизация внимания, памяти, мышления в игровых ситуациях

- формирование контроля и самоконтроля в самостоятельной работе

- активизация переживаний, эмоций

- формирование творческих способностей в импровизациях

Риски

Программа  рассчитана на постепенное освоение. По возможности, учитывается фактор как опережающего, так и отстающего развития, т.е., если группа или отдельные учащиеся  легко овладевают, или наоборот не справляются с учебной программой, они переводятся в группы с соответствующим уровнем подготовки, либо в случае общего опережения- отставания всей группы программа усложняется, либо приостанавливается.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I этап. Ритмика и основы классического танца.

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

всего

практич.

теоретич

I.

Введение.

2

1

1

II.

Элементы ритмики и музыкальной грамоты.

30

23

7

1.

Характер музыки, темп.

6

5

1

2.

Ритмический рисунок.

8

6

2

3.

Строение музыкального произведения.

8

6

2

4.

Особенности танцевальных жанров.

8

6

2

III.

Подготовительные, вспомогательные и корригирующие упражнения.

24

20

4

1.

Различные виды шагов и бега.

10

8

2

2.

Вспомогательные и корригирующие упражнения на полу.

14

12

2

IV.

Основные движения и положения в классическом экзерсисе.

54

43

11

1.

Позиции ног.

8

6

2

2.

Постановка корпуса.

12

10

2

3.

Позиции рук.

8

6

2

4.

Положение головы, повороты.

8

6

2

5.

Основные движения экзерсиса.

12

10

2

6.

Прыжки.

6

5

1

V.

Сцен.  практика

20

16

4

VI.

Беседы по хореографии.

4

-

4

VII.

Основы актерского мастерства.

10

8

2

Всего часов

144

111

33




II этап. Классический танец. Элементы народно-сценического и историко-бытового танцев.

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

всего

практич.

теоретич

I.

Основные движения классического экзерсиса.

58

48

10

1.

Упражнения для развития силы ног, выворотности, шага.

20

18

2

2.

Упражнения на развитие координации и пластики рук, корпуса.

12

10

2

3.

Прыжки.

10

8

2

4.

Вращения.

16

12

4

П.

Основные элементы историко-бытового танца.

32

22

10

1.

Положение рук, головы, корпуса в исторических танцах.

10

6

4

2.

Полька.

10

7

3

3.

Вальс.

12

9

3

III.

Основные элементы народно-сценического танца.

66

55

11

1.

Положение рук и корпуса.

8

7

1

2.

Экзерсис в характере народно- сценического танца.

14

12

2

3.

Элементы и движения русского танца.

24

20

4

4.

Особенности чувашского танца.

20

16

4

IV.

Сцен. практика

30

26

4

V.

Беседы.

6

-

6

VI.

Актерское мастерство.

24

18

6

Всего часов

216

169

47

III этап.  Современный танец,  стилизованный народный, классический танец.

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

всего

практич.

теоретич

I.

Экзерсис на основе классического танца.

36

31

5

1.

Экзерсис на середине зала.

16

14

2

2.

Прыжки.

8

7

1

3.

Туры.

12

10

2

II.

Стилизованный народный танец.

32

28

4

1.

Особенности стилизованного танца.

12

10

2

2.

Основные движения и характер.

20

18

2

III.

Современный танец.

56

42

14

1.

Экзерсис современного танца.

18

14

4

2.

Основы техники джаз-танца.

24

18

6

3.

Основные движения танца модерн.

14

10

4

IV.

Уличные танцы. Хип- хоп.

36

30

6

1.

Особенности направлений.

8

6

2

2.

Комбинации, связки.

24

20

4

V.

Сцен. практика

30

26

4

VI.

Беседы.

6

-

6

VII.

Актерское мастерство.

20

18

2

Всего часов

216

175

41

Содержание деятельности

1 этап

I.  Введение.  Поклон.  Основные понятия ритмики и классического танца.

II. Элементы ритмики и музыкальной грамоты.

1. Характер музыки: веселая/спокойная, энергичная, торжественная. Темп: медленно, быстро, умеренно.

2. Ритмический рисунок.

Воспроизведение хлопками и движениями ног ритмического рисунка. Длительность. Акцент. Музыкальный размер 2/4, 3/4, 4/4.

3. Строение музыкального произведения. Вступление. Части. Музыкальная фраза.

4. Особенности танцевальных жанров: вальс, галоп, полька. Маршевая и танцевальная музыка.

III. Подготовительные, вспомогательные и корригирующие упражнения.

1. Различные виды шагов и бега:

- шаги естественные бытовые;

- танцевальный шаг с вытягиванием пальцев ног; .

- шаги на полу пальцах;

- шаги на пятках;

- шаг с высоко поднятыми коленями и вытянутыми пальцами ног;

- легкий бег;

- бег с вытянутыми пальцами ног;

- бег с высоко поднятыми коленями;

- бег с подскоками;

- с выбрасыванием ног вперед на 45°;

- мелкий бег на полу пальцах (pa couru).

2. Вспомогательные и корригирующие упражнения на полу:

- напряжение и расслабление мышц;

- улучшения выворотности ног;

- исправления осанки;

- растяжка мышц.

IV. Основные движения и положения в классическом экзерсисе.

1. Позиции ног.

I, II, III, IV, V, VI. Выворотность. Понятие опорной и работающей ноги.

Понятие вытянутого носка. Releve.

2. Постановка корпуса.

Лицом к станку. Спиной к станку. Боком, за одну руку. На середине зала.

3. Позиции рук. Подготовительная I, II, III. I port de bras.

4. Положение головы. Работа головы с руками. Повороты на 360°. Шен.

5. Основные движения экзерсиса. Demi-plie, battement tendu, battement tendu jetes.

6. Прыжки. Трамплинные прыжки. Soutte. Прыжки с поворотом.

V. Сцен. практика. Постановка танца. Музыкальное исполнение. Характер и манера исполнения.

VI.. Беседы по хореографии. Ритмика. Классический танец.

VII. Основы актерского мастерства. Тренинги. Игры

2 этап

I. Основные движения классического экзерсиса.

1. Упражнения для развития силы ног, выворотности, шага.

- demi-plie, grand-plie no I, II, V позициям;

- battement tendu no I, V позициям;

- battement tendu jetes и pointe;

- rond dejamb par terre;

- grand battement jetes;

- adajio, relevelan;

- releve.

2. Упражнения на развитие координации и пластики рук, корпуса.

- I port de bras, II port de bras, III port de bras,

- перегибы корпуса в сторону, назад, вперед;

- позы epalmet effasee и croisee.

3. Прыжки. Трамплинные прыжки. Soutte по I, II, V. Pas echappe. Changement de pieds.

4. Вращения.

Шен. Подготовка к турам.

II. Основные элементы историко-бытового танца.

1. Положение рук, головы, корпуса в исторических танцах.

Поклоны дамы и кавалера. Положение в парах. Положение рук. Повороты головы.

2. Полька. Pas польки. Pas галопа. Основные движения польки.

3. Вальс. Pas вальса. Balance.

III. Основные элементы и движения народно- сценического танца.

1. Положения рук и корпуса.

Preparation. II позиция, положение рук на талии и в парах.

 2. Экзерсис в характере народно- сценического танца.

- releve.

- demi-plie, grand-plie no I, II, V позициям;

- battement tendu no I, V позициям;

- каблучные движения;

- flik- flak;

- подготовка к веревочке;

- дробные выстукивания;

- переводы ноги из выворотного положения в невыворотное;

- grand battement jetes;

3. Основные движения русского танца. Музыка, хореографическая

лексика, характер исполнения.

Танцевальные шаги и бег:

- переменный шаг

- скользящий

- шаг на полу пальцах

~ бег с выбросом ног вперед и назад

- мелкий, стелющийся.

Ковырялочка. Молоточки. Моталочка. Дробные выстукивания и притопы. Присядка (мячик, в разножку)

4. Особенности чувашского танца (музыки, хореографической лексики, характера исполнения).

Положения рук в танце и в парах. Шаг и бег в характере чувашского танца.

Вращения. Дробные выстукивания.

IV. Сцен. практика. Постановка танца. Музыкальное исполнение. Характер и манера исполнения.

V. Беседы. По классическому, историко-бытовому и народно-сценическому танцам.

VI. Актерское мастерство. Тренинги. Упражнения. Игры.

3 этап

I. Экзерсис на основе классического танца.

1.Экзерсис на середине зала.

- demi-plie, grand-plie по I, II, V позициям;

- battement tendu no I, V позициям;

- battement tendu jetes и pointe;

- rond de jamb par terre;

- подготовка к fondu;

- grand battemeni jetes;

- adajio, relevelan:

- releve.

2. Прыжки:

Pas assemblle. Sissonne fermee.

3. Туры.

Подготовка тура и туры с IV и VI позиций.

II. Стилизованный народный танец.

1. Особенности стилизованного танца.

Музыка. Хореографическая лексика.

2. Основные движения и характер.

Характер и манера исполнения. Основные движения.

III. Современный танец.

1. Экзерсис современного танца.

Построен на основе классического экзерсиса на середине зала с использованием невыворотных позиций ног и с работой корпуса, рук, головы.

2. Основы техники джаз-танца.

Изоляция. Напряжение и расслабление. Вращения.

3. Основные движения танца модерн.

Растяжка. Перекаты и перевороты. Импровизация.

IV. Уличные танцы. Хип-хоп.

Основные движения, элементы, комбинации, связки.

Ритм. Характер и манера исполнения.

V. Сцен. практика. Постановка танца. Музыкальное исполнение. Характер и манера исполнения.

VI. Беседы о новых стилях и направлениях в современной хореографии.

VII. Актерское мастерство. Тренинги. Упражнения. Игры.

Обеспечение программы

Методические условия.

Содержание программы опирается на методические разработки по классическому, народно-сценическому, историко-бытовому танцам и собственные наработки по современному танцу.

План  занятий

1.Вводная часть.

2.Актуализация знаний.

3.Основное содержание занятия.

4. Закрепление изученного материала.

5.Подведение итогов.

Структура занятия

-Актуализация прежних знаний.

На данном этапе педагог следит за состоянием знаний ребенка, его умений и навыков, осуществляет опрос, проверку выполнения данного им задания. Видами деятельности ребенка на этапе актуализации могут быть самостоятельные работы, взаимопроверки, выполнение упражнений и т.д.

-Формирование новых понятий и способов действия.

Это деятельность педагога по объяснению нового материала или организация деятельности ребенка по самостоятельной работе (работа с наглядными пособиями, литературой, анализ ситуации, решение задач и т.д.)

-Формирование умений и навыков. 

Здесь выполняются различные упражнения, решаются задачи, анализируется ход решений, т.е. закрепляется практическим путем данный материал.

Типы занятий

Учитывая, что цель лежит в основе всякой деятельности человека, целесообразно подразделять занятия по цели организации на следующие типы:

- Изучение нового материала (вводные, вступительные с целью наблюдения и сбора материала);

-  Целевое применение усвоенного материала;

- Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков;

- Комбинированное занятие;

- Контрольное занятие (учет и оценка знаний, умений и навыков).

Формы организации деятельности:

- групповые занятия

- индивидуальное занятие – не является обязательным, но периодически необходимо для разучивания и совершенствования исполнения сольной части в постановке танца или дополнительного занятия с отстающим ребенком

- сводные репетиции – требуют объединения работы с несколькими группами в рамках одного занятия в связи с их участием в смешанной постановке танца.

Типы занятий: теоретические , практические , комбинированные

Формы проведения занятий:

- беседа

- игра

- соревнования

- тренинг

- импровизация

- постановка

Методы обучения:

-словесные  - объяснение исполнения движений (положения корпуса, ног, рук, головы) беседа, анализ деятельности.

-наглядные – показ педагогом правильное исполнение движений; просмотр видеоматериалов, наблюдение.

-практические - тренировочные упражнения.

 Для лучшего усвоения материала и развития творческих способностей детей на занятиях используются игровые моменты.

Для закрепления умений и формирования навыков на занятиях, изложение материала проводится по следующей схеме: повторение ранее изученного, объяснение и показ нового материала, упражнения на закрепление, проверка, подведение итогов.

Материально-технические условия

- зал для занятий, оборудованный зеркалами и станками;

- музыкальный центр,  видеоматериалы;

- единая репетиционная форма и концертные костюмы;

- материальная база для  выезда в другие города, посещения курсов и семинаров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагогов

1. Бахто С.Е.(составитель). Ритмика и танец. Программа для отделений общеэстетического образования и хореографических отделений школ искусств. Метод. Пособие. М,, 1980.

2. Буренина А.И. Коммуникативные танцы для детей. С.-П., 2004

3. Ваганова А.Я. Основы классического танца. JI.-M.1963

4. Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету. М., 1994.

5. Зарецкая Н., Роот З. Танцы в детском саду. М.,2007

6. Конорова Е.В. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. М.,       1963.

7. Костровицкая B.C. 100 уроков классического танца. Л.,1981

8. Мессерер А. Танец. Мысль. Время. М., 1990.

 9.Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое   воспитание и художественная гимнастика. М., 1989

10.Холфина С. Театральные мемуары. Вспоминания мастеров московского балета.М., 1990.

Для детей и родителей

1. Бурмистрова И., Силаева К. Школа танца для юных. М.,2003

2. Идом Х., Кэтрэк Н.,Хочу танцевать. М.,1998

3. Кочарова Н. С.(редактор) Балет. М.,2003

4. Смит Л.Танцы. Начальный курс. М.,2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа дополнительного образования детей 2-3 класса «Внеклассное чтение»

Настоящая программа создана на основе образовательной программы дополнительного образования для детей И.Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко «Внеклассное чтение 2-3» и предназначена для использования в раб...

Модифицированная программа дополнительного образования эколого-биологического направления "Вишневый сад"

Модифицированная программа дополнительного образования эколого-биологического направления "Вишневый сад"...

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Танцующий город"

Программа   « Танцующий город»  разработана на основе и с учетом государственных требований к дополнительной программе в области  хореографического искусства « Хореографическ...

Модифицированная программа дополнительного образования детей объединения "Семицветик" (художественная напрвленность).

Модифицированная программа дополнительного образования детей объединения "Семицветик" рассчитана на 4 года обучения для детей начального и среднего школьного возраста.В основе программы лежат нес...

Модифицированная программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Мастерская цвета"

Модифицированная программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Мастерская цвета" используется ежегодно в работе учителя и  актуальна на 2019/2020 учебный год. Рез...

Модифицированная программа дополнительного образования "Цветовой круг"

Модифицированная программа дополнительного образования "Цветовой круг" для среднего школьного возраста используется ежегодно в работе учителя в системе дополнительного образования и актуальн...

Модифицированная программа дополнительного образования для учащихся 7-16 лет «Быстрее, выше, сильнее»

Программа составлена на основе типовой программы, составитель Галкин А. А.Программа предназначена для детского спортивного коллектива общеобразовательного учреждения. Освоение учебного материала прогр...