Программа дополнительного образования "В мире живой природы"
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)
Программа дополнительного образования "В мире живой природы" направлена на работу с одаренными детьми.
Цели программы:
- развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения;
- создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_do_po_biologii.docx | 50.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма
(МАОУ СОШ №1)
__________________________________________________________
Рассмотрено на заседании | Согласовано: | |
ШМО учителей естественно- гуманитарного цикла | ||
Протокол №3 от . 28.05.2020г. Руководитель ШМО |
Заместитель директора | |
_______Рахимкулова Ф.Ф. | ________ Симакова Л.Н. |
Программа
дополнительного образования
«В мире живой природы»
для учащихся 15-17 лет по работе с одаренными детьми по биологии
Автор программы: | учитель биологии высшей квалификационной категории МАОУ СОШ №1 Тебякина Светлана Николаевна |
Когалым, 2020г.
Пояснительная записка
Настоящая программа по работе с одаренными детьми по биологии предназначена для учащихся 10-11-ых классов. Занятия 1 раз в неделю. За год 35 занятий.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Развитие детской одаренности является превалирующим направлением образовательной модели МАОУ СОШ №1. Данная рабочая программа предусматривает развитие образовательной среды школы, цель которой: предоставление качественного образования, обеспечивающего личностный рост обучающихся и воспитанников, в условиях информационно-развитой образовательной среды, посредством индивидуализации образовательного процесса и внедрения новых образовательных технологий.
Цели рабочей программы с одаренными детьми:
- развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения;
- создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей.
Данная программа учитывает основные задачи развития образования в регионе, и ставит перед собой следующие задачи:
- обновление содержания и технологий образования;
- стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся;
- создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности;
- обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней;
- оказать педагогическую поддержку талантливым детям 10-11-х классов.
Основные направления программы учитывают требования образовательной программы и предусматривают комплекс мероприятий:
- к участию в предметных олимпиадах по биологии и экологии;
- исследовательская деятельность учащихся;
- интеллектуальные и творческие конкурсы;
- клубная деятельность.
Данная рабочая программа предусматривает осуществление личностно- ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе. В программе используются современные учебные материалы: современные образовательные технологии; методические пособия; тестовые задания.
Использование современных образовательных технологий в обучении является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Выбранные технологии (проблемное обучение, развитие исследовательских навыков учащихся, проектные методы обучения, обучение сотрудничестве парная, групповая работа, икт и др.) имеют качественные характеристики, которые содержат принципы, приемы и методы, способствующие задачам обучения, воспитания и развития с точки зрения здоровьесбережения, интенсификации процесса обучения, личностно - ориентированного подхода. Рабочая программа учитывает особенности учащихся и основывается на следующих принципах работы с одаренными детьми:
- индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения);
- принцип опережающего обучения;
- принцип комфортности в любой деятельности;
- принцип развивающего обучения;
- усложнения содержания учебной деятельности;
- ориентация на потребности обучающегося; максимальное расширение круга интересов.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.
Для этой категории детей предпочтительны методы работы: исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проективный.
Формы работы: ролевые тренинги; «мозговые штурмы»; интеллектуальные марафоны; классно-урочная работа (работа в парах, в малых группах, разно уровневые задания; творческие задания; работа с текстом учебника, атласами, схемами, биологическими моделями, гербариями, коллекциями, иллюстрациями; лабораторные и практические работы; применение интерактивных форм работы; дискуссия; игры; различные конкурсы и викторины; проекты по различной тематике; индивидуальные творческие задания; участие в олимпиадах разного уровня.
В рамках социального партнёрства с целью организации самостоятельной познавательной деятельности, поиска дополнительной информации, воспитания бережного отношения к природе проводятся библиотечные уроки, занятия и экскурсии в музеи, библиотеки города Когалыма, когалымскую городскую больницу, когалымское лесничество, а также участие в интеллектуально-творческих конкурсах и олимпиадах различного уровня. Для оценки планируемых результатов обучения используются современные оценочные средства, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий: компьютерные тесты по биологии и экологии; проекты; викторины; кроссворды.
При работе с одаренными детьми я работаю по следующей схеме:
Фамилия, имя учащегося | Понятия и термины | Творческие задания | Самостоятельная работа | Устные ответы | Письменные работы | Итоговая работа (зачет) |
Итоговый контроль сформированности УУД осуществляю по следующей схеме:
Ф.И. ученика | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Итоговый % | Уровень сформированности УУД |
Уровни сформированности:
85-100% - владеет данной УУД в полном объеме, высокий уровень сформированности;
70-85% - владеет данной УУД частично, средний уровень сформированности;
Меньше 70% - данный вид УУД не сформирован, низкий уровень сформированности.
Такой контроль позволяет увидеть просчёты в работе и вовремя устранять их, спланировать индивидуальные задания при повторении, коррекции, обобщении. Данная диагностика не обижает ученика, а заставляет стремиться к улучшениюрезультатов своей деятельности, развивает у детей навыки самоконтроля, самообразования.
Таким образом, освоение учащимися данного курса позволит удовлетворить следующие требования ФГОС к результатам обучения биологии:
Предметные результаты:
1.В познавательной сфере:
- Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- Приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- Классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- Различие на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных разных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
- Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
- В сфере трудовой деятельности:
- Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
- В сфере физической деятельности:
- Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации руда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, уход за ними, проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
- В эстетической сфере:
- Выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, планировать и выполнять учебные исследования и проекты, представлять их результаты;
- умение работать с разными источниками биологической информации в различных источниках, сопоставлять, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные результаты:
-формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры, воспитание любви к природе;
- признание права каждого на собственное мнение;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;
- умение слушать и слышать другое мнение
Учебно-тематический план
№ | Содержание обучения. Темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Введение. Биология — наука о живой природе | 2 | 2 | |
2 | Клетка как биологическая система | 4 | 2 | 2 |
3 | Химическая организация клетки | 4 | 4 | |
4 | Организм как биологическая система | 6 | 5 | 1 |
5 | Многообразие организмов | 4 | 4 | |
6 | Человек и его здоровье | 7 | 7 | |
7 | Надорганизменные системы. Эволюция органического мира | 3 | 3 | |
8 | Экосистемы и присущие им закономерности | 3 | 2 | 1 |
9 | Зачет | 2 | ||
Итого | 35 | 30 | 4 |
Календарно - тематическое планирование
№ | Содержание обучения. Темы | Всего часов | Дата проведения | Формы организации и виды деятельности |
1 | 1. Введение. Биология — наука о живой природе | 2 | Организационные моменты. Эвристическая беседа. Техника безопасности. | |
2. Клетка как биологическая система – 4 часа | ||||
2 | Клеточная теория, ее основные положения. | 1 | Работа с дополнительной литературой, заполнение таблицы: «История развития учения о клетке», анализ положений современной клеточной теории | |
3 | Клеточное строение организмов. Прокариоты и эукариоты. Лабораторная работа №1 «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом» | 1 | Работа с микроскопом, приготовление и рассмотрениемикропрепаратов. Сравнивают клетки растений, бактерий, грибов и животных | |
4 | Клетка — единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. | 1 | Работа над мини-проектами: создание моделей клеток | |
5 | Практическая работа №1 | 1 | Выполнение олимпиадных заданий | |
3.Химическая организация клетки. Метаболизм – 4 часа | ||||
6 | Элементарный химический состав. Неорганические и органические вещества клетки. | 1 | Работа в группах. Составление кластера «Химический состав клетки» | |
7 | Биополимеры. Углеводы. Липиды | 1 | Работа в группах. Выполнение тестов | |
8 | Биополимеры. Белки, их строение и функции | 1 | Работа с терминами. Выполнение тестов | |
9 | Биополимеры. Нуклеиновые кислоты | 1 | Решение задач по молекулярной генетике | |
4. Организм как биологическая система - 6 часов | ||||
10 | Многообразие организмов разных царств. | 1 | Работа в группах с дополнительной литературой. Выполнение и защита мини-проектов | |
11-12 | Закономерности наследственности и изменчивости | 2 | Работа с терминами. Решение элементарных задач по генетике | |
13-14 | Практическая работа №2 «Решение задач генетических задач» | 2 | Работа в парах. Решение генетических задач | |
15 | Зачет по теме «Организм как биологическая система» | 1 | Выполнение тестовой работы | |
5. Многообразие организмов – 4 часа | ||||
16 | Бактерии, особенности строения. Многообразие бактерий | 1 | Работа с дополнительной литературой, таблицами, | |
17 | Растения. Особенности строения и многообразия | 1 | Выполнение олимпиадных заданий. Защита мини-проектов | |
18 | Грибы. Особенности строения и многообразия | 1 | Выполнение олимпиадных заданий. Защита мини-проектов | |
19 | Животные, их строение, жизнедеятельность, размножение | 1 | Выполнение олимпиадных заданий. Защита мини-проектов | |
6. Человек и его здоровье – 7 часов | ||||
20 | Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов. Лабораторная работа №2 «Строение животных и растительных тканей» | 1 | Работа с микроскопами и готовыми микропрепаратами. Составление таблиц | |
21 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности | 1 | Выполнение тестовых заданий | |
22 | Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Профилактика инфекционных заболеваний | 1 | Работа в группах. Выполнение и защита мини-проектов | |
23 | Роль дыхания, кровообращения и выделения в поддержании жизнедеятельности организма | 1 | Работа с дополнительной литературой. Выполнение олимпиадных заданий | |
24 | Опора и движение. Работа скелета и мускулатуры | 1 | Защита мини-проектов | |
25 | Поведение и психика. Условия сохранения и укрепления здоровья человека | 1 | Работа с дополнительной литературой. Выполнение олимпиадных заданий | |
26 | Зачет по теме «Человек и его здоровье» | 1 | Выполнение тестовой работы | |
7. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира – 3 часа | ||||
27 | Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида и элементарная единица эволюции | 1 | Работа с дополнительной литературой. Выполнение тестов. | |
28 | Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции. | 1 | Выполнение мини-проектов. Решение олимпиадных заданий | |
29 | Современная эволюционная теория | 1 | Работа сдополнительной литературой | |
8. Экосистемы и присущие им закономерности – 4 часа | ||||
30 | Экологические факторы среды. Типы взаимодействий популяций разных видов | 1 | Работа в парах. Проведение анализа типов взаимодействия организмов. | |
31 | Сообщества. Экосистемы. Свойства экосистем | 1 | Выполнение тестовых заданий | |
32 | Применение экологических знаний в практической деятельности человека | 1 | Защита мини-проектов | |
33 | Практическая работа №3. «Решение экологических задач» | 1 | Решение экологических задач | |
34-35 | 9. Зачет | Защита проектов | ||
Итого | 35 | 4 |
Содержание программы
- Введение. Биология — наука о живой природе (2ч.)
Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие. Основные уровни организации живой природы.
- Клетка как биологическая система (4ч.)
Клеточная теория, ее основные положения. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов — основа единства органического мира. Клетка — единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотической клетки.Митоз, мейоз. Фазы митоза и мейоза.Хромосомы, их строение и функции.
3. Химическая организация клетки (4ч.)
Элементарный химический состав клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.
- Организм как биологическая система (6ч.)
Организменный уровень организации жизни, присущие ему закономерности. Многообразие организмов разных царств. Размножение и онтогенез. Закономерности наследственности и изменчивости. Хромосомная теория наследственности.
- Многообразие организмов (4ч.)
Систематика. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство, их соподчиненность. Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные, их строение, жизнедеятельность, размножение. Признаки основных отделов, классов, семейств растений. Главные признаки одноклеточных и многоклеточных животных, их классификация. Хордовые животные, их классификация, особенности строения. Роль живых организмов в природе и жизни человека.
- Человек и его здоровье (7ч.)
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов. Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний. Предупреждение травматизма. Оказание первой помощи. Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
- Надорганизменные системы. Эволюция органического мира (3ч.)
Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Результаты эволюции. Макроэволюция. Формы эволюции. Направления и пути эволюции. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека.
- Экосистемы и присущие им закономерности (3ч.)
Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические, анторопогенные. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Биогеоценоз, его компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Разнообразие биогеоценозов. Саморазвитие и смена экосистем. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Эволюция биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Защита среды от загрязнений. Оценка глобальных экологических проблем и возможных путей их развития.
- Зачет (2ч.)
Защита проектов
Список литературы
- Лемешевская М.А.Проблема выявления одаренных детей в школе / М. А. Лемешевская // Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 58-67. - Библиогр.: с. 67.
- Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой. – М.: Просвещение, 2010 г.
- Тренажер по общей биологии для учащихся 10-11 классов и поступающих в вузы: тренировочные задачи / сост. М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2016. – 148 с.
- Подготовка к олимпиадам по биологии. 8-11 классы / Т.А. Ловкова. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 128 с. - (Школьные олимпиады).
- Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2013. - 128 стр.
- Биология в схемах и таблицах / А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов. – М. : Эксмо, 2012. – 352
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ воспитанников, обучающихся по программе дополнительного образования детей «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» (срок реализации – 2 года)
предварительная диагностика– оценить начальный уровень экологических знаний воспитанников кружка «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»;Текущая диагностика– оценить качество усвоения воспитанниками экологически...
Программа дополнительного образования "Здесь я родился, здесь живу..."
Цель данной программы - формирование у школьников чувства патриотизма через знание и любовь к родному краю и Отечеству, уважения исторических традиций, что является необходимым условием развития социа...
Программа дополнительного образования детей "Эволюция живого мира на Земле"
Дополнительное образование...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир природы»
Программа "Мир природы" экологического клуба " Лучик" предназначена для реализации в системе дополнительного образования, Программа расчитана на три года обучения., предназна...
Программа дополнительного образования "Мы живем среди людей" 5 класс
Одной из приоритетных сфер образовательной деятельности (как отмечается в законе «Об образовании») является воспитание высоких нравственных принципов в человеке. Национальная доктрина обра...
Программа кружка "В мире живой природы"
Рабочая программа предметного кружка...
Рабочая программа дополнительного образования "Юный друг природы"
Рабочая программа "Юный друг природы" предназначена для учащихся 5-6 классов коррекционных школ для дополнительного образования. Новизна программы в том, что она совмещвет в себе экологическ...