Рабочая программа спецкурса по обществознанию 10 класс «Подготовка к ЕГЭ» (17 часов)
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ является наиболее востребованным. Рабочая программа «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ЕГЭ. Кроме того, ЕГЭ по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе спецкурса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.
Рабочая программа "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для обучающихся 10 класса и рассчитана на 17 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetskurs_po_podgotovke_k_ege_po_obshchestvoznaniyu_10_klass.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Верхневилюйский республиканский лицей-интернат М.А. Алексеева»
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по НМР: _______ /Габышева Н.Н./ «____» ________________ 2015-2016 учебный год |
Рабочая программа спецкурса по обществознанию
10 класс
«Подготовка к ЕГЭ»
(17 часов)
2016 г.
Пояснительная записка
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ является наиболее востребованным.
Рабочая программа «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ЕГЭ. Кроме того, ЕГЭ по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе спецкурса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.
Рабочая программа "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для обучающихся 10 класса и рассчитана на 17 часов.
Программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию;
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.
Задачи курса:
- повторение курса обществознания;
- формирование умений и навыков решения тестовых заданий; - знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;
- формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию.
Основное содержание
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
- биосоциальную сущность человека
- основные этапы и факторы социализации личности
- место и роль человека в системе общественных отношений
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
- основные социальные институты и процессы
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
- особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Содержание
Введение (1 ч.) Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году
Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2016.
Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию – 2016.
Тема 1. Общество (1 ч.)
Общество - сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.
Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.
Тема 2. Человек (2 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.
Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.
Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.
Тема 3. Духовная сфера общества (2 ч.)
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.
Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.
Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.
Тема 4. Познание (2 ч.)
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.
Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.
Решение тестовых заданий части А.
Тема 5. Экономическая сфера общества (2 ч.)
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.
Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.
Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.
Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.
Тема 6. Социальная сфера общества (1 ч.)
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.
Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 7. Политическая сфера общества (1 ч.)
Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.
Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.
Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.
Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.
Тема 8. Правовая сфера общества (2 ч.)
Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.
Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление.
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.
Тема 9. Решение заданий различных типов (1 ч.)
Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Тема 10. Решение заданий части 2. (1 ч.)
Задания . Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос.
Задание С5 (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса).
Задание С6 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).
Задание С7 (Решение познавательных задач).
Задание С8 (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана).
Задание С9
Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против».
Итоговое тестирование (1 ч.). Решение КИМов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем курса | Виды познавательной деятельности | Кол-во часов |
1 | Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году. | Лекция с элементами беседы | 1 |
Тема 1. Общество. | 1 | ||
2 | Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Ступени развития общества. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
Тема 2. Человек . | 2 | ||
3 | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
4 | Многообразие видов деятельности человека. Человек в системе социальных связей. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
Тема 3. Духовная сфера. | 2 | ||
5 | Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
6 | Наука и образование. Мораль. Религия. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
Тема 4. Познание. | 2 | ||
7 | Познание мира. Многообразие форм человеческого знания. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
8 | Решение тестовых заданий части А. | Тренинг | 1 |
Тема 5. Экономическая сфера. | 2 | ||
9 | Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
10 | Многообразие рынков. Рыночные отношения | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
Тема 6. Социальная сфера. | 1 | ||
11 | Социальная система. Семья и брак как социальные институты. Социальный конфликт и пути его разрешения. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
Тема 7. Политическая сфера. | 1 | ||
12 | Политическая система. Признаки, функции и формы государства. Политический плюрализм. Структура политической власти в РФ. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
Тема 8. Право. | 2 | ||
13 | Право, система права. Источники права. Права человека. Конституция РФ. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
14 | Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
15 | Тема 9. Решение заданий различных типов. | тренинг | 1 |
16 | Тема 10. Решение заданий части С. Эссе. | тренинг | 1 |
17 | Итоговое тестирование. | Тестирование в формате ЕГЭ | 1 |
Итого: | 17 |
Литература и средства обучения
Литература для учителя:
- Антонов А.В. О Всеобщей декларации прав человека: Пособие для учителя. – М.: Вита – Пресс, 2001. – 64 с.
- Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 542 с.
- Быков Д.А. Обществознание. Ответы на билеты. 11 кл. - М.: Эксмо, 2006. – 160 с.
- Гражданский кодекс РФ. Части 1-4. – Москва: Проспект, КноРус, 2011. – 544 с.
- Закон РФ «О защите прав потребителей». – М.: «Проспект», 2000. – 48 с.
- История философии. – Ростов- на – Дону: «Феникс», 2001. – 576 с.
- Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты.
9 класс: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 126 с.
- Косицына Ф.П. Экономика для уч-ся 11 кл. Ответы на экзаменационные билеты. – Волгоград: Учитель, 2002. – 64 с.
- Лазебникова А.Ю. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 413 с.
- Лебедев А.М. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 64 с.
- Лебедев А.М. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты. 11 класс. Экспресс – курс подготовки к ЕГЭ: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 127 с.
- Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: Учебник для 7 – 8 кл. ОУ. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2010. – 224 с.
- Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10 – 11 кл.: Методическое пособие к учебнику. – М.: Дрофа, 2003. – 224 с.
- Никитин А.Ф. Право и политика. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с.
- Промежуточная аттестация по обществознанию. 6 – 9 классы: пособие для учителей ОУ. – М: Просвещение, 2010. – 157 с. – (Текущий контроль). (Электронный учебник).
- Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». Пособие для учителя. – М.: ЗАО «Издательство «Вече», 2003. – 160 с.
- Трудовой кодекс РФ – Ростов н/Д: изд – во «Феникс», 2001. – 256 с.
- Уголовный кодекс РФ. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 192 с.
- ФЗ «Об образовании в РФ». – Новосибирск: Норматика, 2013. – 128 с.
- ФЗ «О гражданстве РФ». – Москва: Проспект, 2010. – 24 с.
- Философский словарь. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с.
- Хужокова И.М. Краткий курс по международному праву: учеб. пособие. – М.: Издательство «Окей – книга», 2011. – 128 с.
- Человек и общество. Современный мир. – М.: Просвещение, 1994. – 320 с.
- Экономика. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 592 с.
Литература для учащихся:
- Баранов П.А. ЕГЭ – 2014: Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 437 с.
- Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2014. Обществознание. 25 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 319 с.
- Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2015. Обществознание. 25 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 383 с.
- Липсиц И.В. Экономика: базовый курс. Учебник для уч-ся 10, 11 кл. – М: Издательство «Вита», 2004.- 352 с. (электронный учебник).
- Никитин А.Ф. Право. 10 – 11 кл.: учебник для ОУ. – М.: Дрофа, 2011. – 414 с. (Электронный учебник).
- Никитин А.Ф. Права человека. 9 – 11 кл.: Пособие для уч – ся ОУ. – М.: Дрофа, 2000. – 80 с.
- Никитин А.Ф. Семейное право. 9 – 11 кл.: Пособие для уч – ся ОУ. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с.
- Никитин А.Ф. Трудовое право. 9 – 11 кл.: Пособие для уч – ся ОУ. – М.: Дрофа, 2000. – 64 с.
- Никитин А.Ф. Уголовное право. 9 – 11 кл.: Пособие для уч – ся ОУ. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с.
- Никитин А.Ф. Право и политика: Тесты. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа спецкурса "Введение в политологию" для профильного обучения (35 часов).
Програама разработанна Кукелевой И.А....
Рабочая программа спецкурса «Сложные вопросы современного обществознания»
Цель курса «Сложные вопросы современного обществознания»: освоение системой обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки...
Рабочая программа спецкурса по обществознанию «Подготовка к ОГЭ» 9 класс (17 часов)
Настоящая рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» обучающихся 9 класса составлена на основе Федерального к...
Рабочая программа спецкурса по математике 11 класс " Подготовка к ЕГЭ"
Программа спецкурса по математике по подготовке к ЕГЭ 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.Пр...
Рабочая программа спецкурса по обществознанию в 9 классе "Сложные вопросы обществознания"
подготовка к ОГЭ по обществознанию...
Рабочая программа спецкурса "Эрудит" (обществознание, экономика, право)
Программа курса призвана повысить интерес к изучению предметов социально-гуманитарного цикла и предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке участников олимпиадного движения по пр...
рабочая программа спецкурса "Практикум подготовки к ЕГЭ по обществознанию"
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Программа составлена с учетом личного опыта...