Рабочая программа спецкурса «Сложные вопросы современного обществознания»
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему

Минаева Венера Сайфулловна
Цель курса «Сложные вопросы современного обществознания»: освоение системой обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принято на заседании методического объединения учителей историко обществоведческого цикла

Протокол  № 1 от __. 08. 2015

Руководитель МО

_____________  

Минаева В.С.

Согласовано

Заместитель директора по  учебно-воспитательной работе

___________Тарасова Н.Ю.

«     »__________2015 г.

Утверждено

Приказом по МКОУ СОШ № 24 от _________ №____

Директор МКОУ СОШ №24

_____________Кайшев Ш.С.

«_____»________2015 г.

   Рабочая программа  спецкурса

 «Сложные вопросы  современного обществознания»

 

 Образовательная область «Обществознание»

 среднее общее образование, 11 класс

Автор-составитель: учитель Минаева Венера Сайфулловна,

1 категория

Срок реализации программы:1  год         

 

      ст. Суворовская, 2015 год

                     

                                    Пояснительная записка

     Программа составлена  на  основе  Федерального  компонента государственных  стандартов среднего общего образования по  обществознанию (базовый и профильный уровни) (Приказ Минобразования  России от 05.03. 2004 г.  №1089);

- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по обществознанию;

- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по обществознанию;

- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по обществознанию.

                           Общие цели и задачи курса:

 Цель курса «Сложные вопросы современного обществознания»: освоение  системой обществоведческих знаний  и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической  подготовки  к ЕГЭ.

Задачи:

1) На основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания систематизировать и обобщить предметные знания учащихся.

2) Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, исследовательской и проектной деятельности.

3) Способствовать воспитанию учащихся в духе гуманизма, правосознания, активной жизненной позиции.

                                 Обоснование выбора спецкурса:

Спецкурс разработан на основе требований Федерального компонента государственных  стандартов среднего общего образования по  обществознанию, а так же с учетом необходимости повышения качества знаний учащихся по обществознанию и подготовке их к ЕГЭ.

         Общая характеристика организации учебного процесса

Методы преподавания данного курса определяются его целями и задачами: - частично-поисковый, исследовательский, проектный.

Оценивание результатов освоения  курса: будет производиться на основании выполнения и защиты итоговой творческой работы по одной из предложенных тем.

Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.

Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа

Структура спецкурса рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.

   

                Общая характеристика учебного курса

    Изучение обществознания в старшем звене предполагает использование признанного в науке подхода к обществу как целостной системе, включающей в себя четыре подсистемы (сферы): экономическую, социальную, политическую, духовную. Каждая из названных подсистем имеет сложную структуру, сферы общественной жизни находятся в тесном взаимодействии, постоянно изменяются либо трансформируются в качественно новые объекты обществоведческой науки. В связи с этим появляются темы, проблемы, которые не имеют однозначной трактовки, сложны для понимания 11-классников.

Данный спецкурс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих тестовых заданий. Спецкурс способствует качественной подготовке учащихся 11 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ.

Занятия проводятся в первую смену.

                         Место учебного курса в учебном плане

Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана. Спецкурс «Сложные вопросы современного обществознания» изучается в 11 классе по одному часу в неделю.

Описание ценностных ориентиров  содержания учебного предмета

  Реализация рабочей программы способствует:

- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

                                Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения курса ученик должен:

 знать/понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

-  характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

-  раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

-  применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

~ совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

     Программа  является своего рода «путеводителем» по той работе, с которой выпускникам предстоит встретиться на ЕГЭ. В центре внимания программы – методика выполнения экзаменационных заданий всех типов и видов, включенных в ЕГЭ по обществознанию.

знать:

- обществоведческую терминологию;

- ключевые положения изученного материала и объяснять их на конкретных примерах;

уметь/владеть:

-способами определения сущностных характеристик изучаемых объектов, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать их по указанным критериям;

-решать познавательные и практические задания, отражающие типичные социальные ситуации;

- способами работы с различными видами информации;

- обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные выводы, владеть основными видами публичной защиты;

- выражать информацию в графической, табличной, текстовой, электронной формах.

-создавать собственные творческие произведения, в том числе с помощью мультимедийных технологий.

Описание материально- технического и учебно- методического обеспечения программы

Методические и учебные пособия:

1.Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень /Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др. – 4 (5)-е изд. – М.: Просвещение, 2008-2010.

2.Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень /Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др. – 4 (5)-е изд. – М.: Просвещение, 2008-2010.

3.Экономика: базовый курс: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007-2010.

4.Обществознание. Глобальный мир в XXI в. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Поляков и др. – М.: Просвещение, 2008-2010.

пособия:

5.Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 2009.

6.Бабленкова  И.И.  Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов. – М.: Эксмо, 2009.

7.Тесты по обществознанию /Под ред. А.Л. Бойко. – Ростов-на Дону: издательский центр «МарТ»

методические пособия для учителя:

1.Обществознание. Глобальный мир в ХХ1 в.: Книга для учителя /под ред. Л.В. Полякова. -М.: Просвещение, 2008.

2.Международное - гуманитарное право: учебно-методические материалы к курсам права и обществознания. – М.: ФРИИ МП ФЗ, 2007.

3.материалы журнала «Преподавание истории и обществознания в школе» - 2010- 2016.

Интернет ресурсы:

//www.pish.ru – методический портал «Преподавание истории в школе»

//www.proshkolu.ru – портал «Про школу», клуб «Преподавание обществознания и права».

www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»

пособия для учащихся:

Махоткин А.В.  Обществознание в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2007-2010.

Головистикова А.Н. Правоведение в схемах и таблицах. – М.: Эксмо

              Календарно-тематическое планирование

«Сложные вопросы современного обществознания»

п/п

Наименование раздела (темы).

Содержание занятия

Кол-во часов

Формы и приемы

обучения

Образовательный

продукт

Дата

занятия

Общество

6 ч.

1

Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в 2016   году. Ознакомление со структурой КИМа.

Системное строение общества

1

лекция, работа с документами, дискуссия

конспект, схема структуры общества

2

Многовариантность общественного развития

1

альтернативно-проектное моделирование

модель развития событий

выполнение заданий ЕГЭ

3-4

Типология обществ

2

практикум, работа с документами

заполнение

таблицы

5

Глобальные проблемы человечества

1

практикум, работа с документами и СМИ, выполнение заданий блока С ЕГЭ

выполнение

опорной схемы, выполнение заданий ЕГЭ

6

Социальные институты

1

лекция, практикум, дискуссия

конспект, решение задания, формулирование собственной позиции

Человек

2 ч.

7

Социализация индивида

1

лекция, дискуссия, решение проблемных заданий, написание эссе

конспект, составление опорных схем, правильное решений заданий

8

Свобода и ответственность личности

1

работа с документами, написание эссе, выполнение творческих заданий, элементы дискуссии

выполнение письменных заданий, опыт публичной защиты

Познание

2 ч.

9

Истина и ее критерии. Относительность истины

1

работа с документами, решение тестов ЕГЭ

выполнение заданий ЕГЭ

10

Научное познание. Формы научного познания

1

практикум, работа с документами, выполнение

интеллект-карты

выполнение заданий ЕГЭ

Духовная жизнь общества

5 ч.

11

Культура и духовная жизнь

1

работа с документами, выполнение заданий ЕГЭ

тезисы темы;

написание эссе

12

Роль СМИ в современном обществе

1

просмотр видеофильма, дискуссия, элементы деловой игры «Я - журналист»

опыт публичной защиты, графическое изображение изученного материала

13

Наука и ее роль в обществе

1

лекция, работа с документами

Конспект

выполнение заданий ЕГЭ

14

Роль религии в жизни общества

1

просмотр видеофильма, дискуссия

формирование собственной позиции, опыт публичной защиты

15

Тенденции духовной жизни современной России

1

дискуссия с элементами моделирования

составление кластера

выполнение заданий ЕГЭ

Экономика

6 ч.

16

Экономика потребителя и производителя

1

решение проблемных заданий, дискуссия

выполнение заданий ЕГЭ

17

Роль государства в экономике

1

лекция, работа с документами, решение заданий ЕГЭ

конспект,

выполнение заданий ЕГЭ

18

Ценные бумаги

1

практикум

выполнение заданий ЕГЭ

19

Деньги и денежная система государства

1

лекция, составление опорных схем, решение заданий

конспект, выполненные схемы и задания

20

Регулирование спроса и предложения

1

практикум

опорные схемы и графики

21

Рынок труда (зарплата, стимулирование труда, безработица)

1

решение познавательных задач, дискуссия

решение задач, формирование собственного мнения

Социальные отношения

4 ч.

22

Социальные группы, их классификация

1

практикум

заполнение таблиц, схем

23

Неравенство и социальная стратификация

1

лекция, работа с документами, выполнение заданий ЕГЭ

написание эссе

выполнение заданий ЕГЭ

24

Социальный конфликт и пути его разрешения

1

деловая игра

защита собственного мнения, опыт публичной защиты и работы в группе

25

Проблемы межнациональных отношений и политики современных государств

1

работа с документами, решение заданий ЕГЭ

выполнение заданий ЕГЭ, опорная схема темы

Политика

3 ч.

26

Власть, ее происхождение и виды

1

лекция, работа с документами, дискуссия

Конспект

выполнение заданий ЕГЭ

27

Политическая система государства

1

лекция, решение заданий ЕГЭ

опорная схема

выполнение заданий ЕГЭ

28

Политические партии и движения. Становление многопартийности в России

1

семинар

опыт публичной

защиты

Право

2 ч.

29

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного  времени

1

работа с документами, дискуссия

опорная схема, опыт публичной защиты

30

Международный механизм защиты прав человека в современном мире

1

деловая игра

«Судебное заседание»

опыт групповой работы, опыт публичной защиты

31-32

Подготовка творческой работы

2

сбор информации, её анализ, систематизация, оформление творческой работы

формирование авторского замысла, варианта оформления и способа защиты творческой работы

33-35

Тренинг  в формате ЕГЭ

Защита творческой работы

3

семинар

Практикум

опыт публичной защиты и критической оценки

Итого:

35 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа спецкурса по обществознанию «Подготовка к ОГЭ» 9 класс (17 часов)

      Настоящая   рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ  по обществознанию»    обучающихся 9 класса   составлена на основе Федерального к...

Рабочая программа спецкурса по обществознанию 10 класс «Подготовка к ЕГЭ» (17 часов)

      В настоящее время  актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.  Экзамен  по обществознанию в форме ЕГЭ  являет...

Рабочая программа спецкурса "Сложные вопросы химии"

Данная рабочая программа разработана для более углубленного изучения некоторых разделов химии в 10-11 класса....

Рабочая программа спецкурса "Эрудит" (обществознание, экономика, право)

Программа курса призвана повысить интерес к изучению предметов социально-гуманитарного цикла и предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке участников олимпиадного движения по пр...

рабочая программа спецкурса "Практикум подготовки к ЕГЭ по обществознанию"

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Программа составлена с учетом личного опыта...