Рабочая программа спецкурса «Сложные вопросы современного обществознания»
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа спецкурса «Сложные вопросы современного обществознания» | 33.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на заседании методического объединения учителей историко обществоведческого цикла Протокол № 1 от __. 08. 2015 Руководитель МО _____________ Минаева В.С. | Согласовано Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ___________Тарасова Н.Ю. « »__________2015 г. | Утверждено Приказом по МКОУ СОШ № 24 от _________ №____ Директор МКОУ СОШ №24 _____________Кайшев Ш.С. «_____»________2015 г. |
Рабочая программа спецкурса
«Сложные вопросы современного обществознания»
Образовательная область «Обществознание»
среднее общее образование, 11 класс
Автор-составитель: учитель Минаева Венера Сайфулловна,
1 категория
Срок реализации программы:1 год
ст. Суворовская, 2015 год
Программа составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования по обществознанию (базовый и профильный уровни) (Приказ Минобразования России от 05.03. 2004 г. №1089);
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Общие цели и задачи курса:
Цель курса «Сложные вопросы современного обществознания»: освоение системой обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки к ЕГЭ.
Задачи:
1) На основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания систематизировать и обобщить предметные знания учащихся.
2) Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, исследовательской и проектной деятельности.
3) Способствовать воспитанию учащихся в духе гуманизма, правосознания, активной жизненной позиции.
Обоснование выбора спецкурса:
Спецкурс разработан на основе требований Федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования по обществознанию, а так же с учетом необходимости повышения качества знаний учащихся по обществознанию и подготовке их к ЕГЭ.
Общая характеристика организации учебного процесса
Методы преподавания данного курса определяются его целями и задачами: - частично-поисковый, исследовательский, проектный.
Оценивание результатов освоения курса: будет производиться на основании выполнения и защиты итоговой творческой работы по одной из предложенных тем.
Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.
Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа
Структура спецкурса рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.
Общая характеристика учебного курса
Изучение обществознания в старшем звене предполагает использование признанного в науке подхода к обществу как целостной системе, включающей в себя четыре подсистемы (сферы): экономическую, социальную, политическую, духовную. Каждая из названных подсистем имеет сложную структуру, сферы общественной жизни находятся в тесном взаимодействии, постоянно изменяются либо трансформируются в качественно новые объекты обществоведческой науки. В связи с этим появляются темы, проблемы, которые не имеют однозначной трактовки, сложны для понимания 11-классников.
Данный спецкурс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих тестовых заданий. Спецкурс способствует качественной подготовке учащихся 11 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ.
Занятия проводятся в первую смену.
Место учебного курса в учебном плане
Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана. Спецкурс «Сложные вопросы современного обществознания» изучается в 11 классе по одному часу в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса ученик должен:
знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
~ совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Программа является своего рода «путеводителем» по той работе, с которой выпускникам предстоит встретиться на ЕГЭ. В центре внимания программы – методика выполнения экзаменационных заданий всех типов и видов, включенных в ЕГЭ по обществознанию.
знать:
- обществоведческую терминологию;
- ключевые положения изученного материала и объяснять их на конкретных примерах;
уметь/владеть:
-способами определения сущностных характеристик изучаемых объектов, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать их по указанным критериям;
-решать познавательные и практические задания, отражающие типичные социальные ситуации;
- способами работы с различными видами информации;
- обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные выводы, владеть основными видами публичной защиты;
- выражать информацию в графической, табличной, текстовой, электронной формах.
-создавать собственные творческие произведения, в том числе с помощью мультимедийных технологий.
Описание материально- технического и учебно- методического обеспечения программы
Методические и учебные пособия:
1.Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень /Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др. – 4 (5)-е изд. – М.: Просвещение, 2008-2010.
2.Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень /Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др. – 4 (5)-е изд. – М.: Просвещение, 2008-2010.
3.Экономика: базовый курс: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007-2010.
4.Обществознание. Глобальный мир в XXI в. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Поляков и др. – М.: Просвещение, 2008-2010.
пособия:
5.Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 2009.
6.Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов. – М.: Эксмо, 2009.
7.Тесты по обществознанию /Под ред. А.Л. Бойко. – Ростов-на Дону: издательский центр «МарТ»
методические пособия для учителя:
1.Обществознание. Глобальный мир в ХХ1 в.: Книга для учителя /под ред. Л.В. Полякова. -М.: Просвещение, 2008.
2.Международное - гуманитарное право: учебно-методические материалы к курсам права и обществознания. – М.: ФРИИ МП ФЗ, 2007.
3.материалы журнала «Преподавание истории и обществознания в школе» - 2010- 2016.
Интернет ресурсы:
//www.pish.ru – методический портал «Преподавание истории в школе»
//www.proshkolu.ru – портал «Про школу», клуб «Преподавание обществознания и права».
www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»
пособия для учащихся:
Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2007-2010.
Головистикова А.Н. Правоведение в схемах и таблицах. – М.: Эксмо
Календарно-тематическое планирование
«Сложные вопросы современного обществознания»
№ п/п | Наименование раздела (темы). Содержание занятия | Кол-во часов | Формы и приемы обучения | Образовательный продукт | Дата занятия |
Общество | 6 ч. | ||||
1 | Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в 2016 году. Ознакомление со структурой КИМа. Системное строение общества | 1 | лекция, работа с документами, дискуссия | конспект, схема структуры общества | |
2 | Многовариантность общественного развития | 1 | альтернативно-проектное моделирование | модель развития событий выполнение заданий ЕГЭ | |
3-4 | Типология обществ | 2 | практикум, работа с документами | заполнение таблицы | |
5 | Глобальные проблемы человечества | 1 | практикум, работа с документами и СМИ, выполнение заданий блока С ЕГЭ | выполнение опорной схемы, выполнение заданий ЕГЭ | |
6 | Социальные институты | 1 | лекция, практикум, дискуссия | конспект, решение задания, формулирование собственной позиции | |
Человек | 2 ч. | ||||
7 | Социализация индивида | 1 | лекция, дискуссия, решение проблемных заданий, написание эссе | конспект, составление опорных схем, правильное решений заданий | |
8 | Свобода и ответственность личности | 1 | работа с документами, написание эссе, выполнение творческих заданий, элементы дискуссии | выполнение письменных заданий, опыт публичной защиты | |
Познание | 2 ч. | ||||
9 | Истина и ее критерии. Относительность истины | 1 | работа с документами, решение тестов ЕГЭ | выполнение заданий ЕГЭ | |
10 | Научное познание. Формы научного познания | 1 | практикум, работа с документами, выполнение интеллект-карты | выполнение заданий ЕГЭ | |
Духовная жизнь общества | 5 ч. | ||||
11 | Культура и духовная жизнь | 1 | работа с документами, выполнение заданий ЕГЭ | тезисы темы; написание эссе | |
12 | Роль СМИ в современном обществе | 1 | просмотр видеофильма, дискуссия, элементы деловой игры «Я - журналист» | опыт публичной защиты, графическое изображение изученного материала | |
13 | Наука и ее роль в обществе | 1 | лекция, работа с документами | Конспект выполнение заданий ЕГЭ | |
14 | Роль религии в жизни общества | 1 | просмотр видеофильма, дискуссия | формирование собственной позиции, опыт публичной защиты | |
15 | Тенденции духовной жизни современной России | 1 | дискуссия с элементами моделирования | составление кластера выполнение заданий ЕГЭ | |
Экономика | 6 ч. | ||||
16 | Экономика потребителя и производителя | 1 | решение проблемных заданий, дискуссия | выполнение заданий ЕГЭ | |
17 | Роль государства в экономике | 1 | лекция, работа с документами, решение заданий ЕГЭ | конспект, выполнение заданий ЕГЭ | |
18 | Ценные бумаги | 1 | практикум | выполнение заданий ЕГЭ | |
19 | Деньги и денежная система государства | 1 | лекция, составление опорных схем, решение заданий | конспект, выполненные схемы и задания | |
20 | Регулирование спроса и предложения | 1 | практикум | опорные схемы и графики | |
21 | Рынок труда (зарплата, стимулирование труда, безработица) | 1 | решение познавательных задач, дискуссия | решение задач, формирование собственного мнения | |
Социальные отношения | 4 ч. | ||||
22 | Социальные группы, их классификация | 1 | практикум | заполнение таблиц, схем | |
23 | Неравенство и социальная стратификация | 1 | лекция, работа с документами, выполнение заданий ЕГЭ | написание эссе выполнение заданий ЕГЭ | |
24 | Социальный конфликт и пути его разрешения | 1 | деловая игра | защита собственного мнения, опыт публичной защиты и работы в группе | |
25 | Проблемы межнациональных отношений и политики современных государств | 1 | работа с документами, решение заданий ЕГЭ | выполнение заданий ЕГЭ, опорная схема темы | |
Политика | 3 ч. | ||||
26 | Власть, ее происхождение и виды | 1 | лекция, работа с документами, дискуссия | Конспект выполнение заданий ЕГЭ | |
27 | Политическая система государства | 1 | лекция, решение заданий ЕГЭ | опорная схема выполнение заданий ЕГЭ | |
28 | Политические партии и движения. Становление многопартийности в России | 1 | семинар | опыт публичной защиты | |
Право | 2 ч. | ||||
29 | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени | 1 | работа с документами, дискуссия | опорная схема, опыт публичной защиты | |
30 | Международный механизм защиты прав человека в современном мире | 1 | деловая игра «Судебное заседание» | опыт групповой работы, опыт публичной защиты | |
31-32 | Подготовка творческой работы | 2 | сбор информации, её анализ, систематизация, оформление творческой работы | формирование авторского замысла, варианта оформления и способа защиты творческой работы | |
33-35 | Тренинг в формате ЕГЭ Защита творческой работы | 3 | семинар | Практикум опыт публичной защиты и критической оценки | |
Итого: | 35 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа спецкурса по обществознанию «Подготовка к ОГЭ» 9 класс (17 часов)
Настоящая рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» обучающихся 9 класса составлена на основе Федерального к...
Рабочая программа спецкурса по обществознанию 10 класс «Подготовка к ЕГЭ» (17 часов)
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ являет...
Рабочая программа спецкурса по обществознанию в 9 классе "Сложные вопросы обществознания"
подготовка к ОГЭ по обществознанию...
Рабочая программа спецкурса "Сложные вопросы химии"
Данная рабочая программа разработана для более углубленного изучения некоторых разделов химии в 10-11 класса....
Рабочая программа спецкурса "Эрудит" (обществознание, экономика, право)
Программа курса призвана повысить интерес к изучению предметов социально-гуманитарного цикла и предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке участников олимпиадного движения по пр...
рабочая программа спецкурса "Практикум подготовки к ЕГЭ по обществознанию"
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Программа составлена с учетом личного опыта...