Программа спецкурса "Введение в политологию" для профильного обучения (35 часов).
рабочая программа по обществознанию по теме

Кукелева Ирина Анатольевна

Програама разработанна Кукелевой И.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon politologiya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа спецкурса

"Введение в политологию" для профильного обучения

(35 часов).

Кукелева Ирина Анатольевна учитель истории и обществознания 

Цель: выявление способностей, склонностей и интересов учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умения и навыков помогающих ориентироваться в сложностях современной политики.

Задачи. 

  1. Способствовать самоопределению ученика или выбору профессиональной деятельности через интерес к данной области знания.
  2. Создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле и знакомить учащихся с ведущими понятиями и видами деятельности
  3. Активизировать познавательную деятельность школьника, повышать информационную и коммуникативную компетентность.
  4. Формировать познавательные интересы на основе активной жизненной позиции, что способствует воспитанию истинного гражданина страны.
  5. Систематизация начальных знаний по политологии, связь данного элективного курса с предметом «Обществознание»;

На конец обучения учащиеся должны иметь основные первоначальные знания в области политологии, быть достаточно информированными и компетентными для ориентации в современной политической жизни общества. Курс интересен и актуален на данном этапе развития учащегося. Умение отбирать нужную информацию, объяснять те или иные действия, отличать события от фактов пригодятся не только в повседневной жизни любого человека, но и в учебной, научно-исследовательской, общественной и профессиональной деятельности. Кроме того, курс направлен на закрепление в сознании молодого поколения тех гуманистических ценностей, которые лежат в основе истинного народовластия.

Методы и формы обучения:

При изучении данного курса предполагается использование разных форм организации учебно-воспитательного процесса:

  1. Лекционные занятия предполагают предварительную подготовку, требующую осмысления заявленных проблем;
  2. На семинарских занятиях используются активные методы обучения: дискуссии, деловые игры, проектная деятельность;
  3. Тесты позволяют провести самодиагностику отдельных направлений развития личности, выделить проблему и определить пути ее решения.

Предполагаемые результаты: 

Учащиеся должны знать:

  основные термины и понятия из области политики;

  иметь представления о том, что такое государство и как работает государственный аппарат;

  основные точки зрения на различные аспекты политики.

Учащиеся должны уметь:

  грамотно и с пониманием объяснять происходящие политические события;

  работать с текстом учебника и историческим документом, выделять главное, сравнивать и обобщать, делать выводы;

  использовать свои знания с целью разрешения политических проблем, определять свою точку зрения и аргументировать свои позиции;

  участвовать в дискуссиях, оппонировать в спорах, находить компромиссы

Учебно-тематический план

№ урока

Тема занятия

Формы и методы обучения

Формы контроля

1,2.

Политика и мы. Понятие о политике, политические события и явления.

Урок смешанного типа. Лекция с элементами беседы. Заполнение таблицы. Знакомство с алгоритмом. Выполнение задания.

Составление таблицы. Работа по алгоритму.

3,4

Политическая печать. Современная политическая печать в России.

Анализ политических текстов и карикатур. Применение алгоритма. Элементы дискуссии.

Комментирование политических высказываний. Выполнение заданий.

5,6.

Политическая система и ее роль в жизни общества.

Изучение нового материала. Составление схем и сводных таблиц.

Выполнение заданий. Заполнение таблицы и составление схем.

7,8

Основные признаки и функции государства.

Беседа с элементами самостоятельной работы с текстом.

Вопросы для обсуждения. Тестовые задания.

9,10

Разнообразие государственно- политических форм в современном мире.

Вводный контроль. Самостоятельная работа с учебным материалом. Составление схем.

Выполнение задания. Составление схем.

11,12

Политические лидеры.

Объяснение нового материала. Практическая работа.

Эссе на тему «Что значит быть политиком?»

13,14

Роль политического лидера в современном мире.

Дискуссия. Выполнение познавательных заданий.

Итоги диспута. Познавательные задачи.

15,16.

Формы политического участия.

Ролевые ситуации, работа в группах. Анкетирование.

Результаты анкетирования. Выполнение заданий.

17,18.

Избирательная кампания.

Урок - деловая игра.

Подведение итогов игры.

19,20.

Правовое государство.

Изучение новой темы. Познавательные задания. Практическая работа.

Таблица. Краткий анализ высказываний. Итоги практической работы.

21,22.

Правовое государство и гражданское общество.

Тест. Изучение нового материала. Элементы дискуссии.

Составление таблиц и схем. Результаты тестирования.

23, 24

Политическая культура и правовое государство. Россия на современном этапе политического развития.

Беседа с выполнением ситуативных заданий. Создание проблемной ситуации.

Проверка выполнения заданий. Эссе на основании высказываний.

25,26.

Макиавеллизм и современная политика.

Круглый стол. Обсуждение работы каждого. Подведение итогов.

Итоговый урок.

27-35

Резервные часы

Дополнительное время для решения тестов ЕГЭ по разделу «Политология».

Решение тестов.

Содержание курса.

  • Понятие политики. Политические события, факты и явления.
  • Политическая печать: политический текст и карикатура.
  • Политическая система. Государство как главный институт политической системы. Роль политических партий в политической системе. Политические нормы.
  • Культурно-идеологический и коммуникативный элемент политической системы.
  • Политические режимы.
  • Формы правления. Унитарное государство и федерация.
  • Понятие о политическом лидере. Популярность лидера и популизм, функции лидера. Избирательная кампания. Избиратель и кандидат.
  • Признаки правового государства. Права человека и гражданина. Защита прав. Гражданское общество и его признаки. Местное самоуправление. Взаимоотношения гражданского общества и государства.
  • Политическая культура. Россия на современном этапе политического развития.
  • Политика и мораль. Современные политики. Правовые нормы в современной политике.

Литература для учителя:

  1. Гаджиев К.С.Введение в политологию: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1993г.-256с.
  2. Демидов А.И., Мальков А.В. Политология в вопросах и ответах. М.,1998.
  3. История политических и правовых учений. М., 1996.
  4. Когда убивает государство. М.,1989.
  5. Кравченко А.И. Основы социологии и политики: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. М.: Академический проект, 2002г.- 384с.
  6. Мушинский В. О. Азбука политики. Введение в политическую науку: учебник для средней школы. М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 2001.
  7. Политология (под редакцией Марченко Н.М.) М., 1997.
  8. Пугачев В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.,2003.
  9. Юдовская А.Я., Морозова С.Н. Становление гражданского общества: исторические истоки. М., 2006.

Дополнительная литература:

  Автономов А.С. Избирательная власть. М., 2002.

  Алескеров Ф.Т., Ортещук П. Выборы. Голосование. Партии. М. Академия, 1995.

  Буренко В.И. Политология: Учебные материалы. М., 2002.

  Василик М.А., Вершинин М.С.Избирательная система России: Словарь-справочник. СПб., 1999.

  Введение в политологию: Словарь-справочник. М., 1996.

  Выборы во всем мире: электоральная свобода и общественный прогресс: Энциклопедический справочник / Авт.-Сост. А. А. Танин-Львов. М., 2001.

  Гаджиев К.С. Политология: Учебник. М., 2001.

  Горелов А.А. Политология: Учебник. М., 2002.

  История политических и правовых учений / Под общ. Ред. В.С. Нерсесянца. М., 2000.

  Кравченко А. И. Социология и политология: Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. М., 2000.

  Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. М., 1999.

  Очерки по истории выборов и избирательного права: Учебное пособие. Калуга; М., 2002.

  Панарин А.С. Политология. М., 2001.

  Политическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999.

  Политические партии и движения России. М., 1999.

  Политология / Под ред. Буренко. М., 2002.

  Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М., 1993.

  Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 2002.

  Соловьев А. И. Политология: политическая теория. Политические технологии: Учебник. М., 2003.

  Халипов В. Ф. Кратология как система наук о власти. М.: Республика, 1999.

  Электоральная политология: теория и опыт России / Под ред. Л Сморгунова. СПб., 1998.

Литература для учащихся:

  1. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Политология.10-11кл.: учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007г. (Элективные курсы).
  2. Малышевский А.Ф., Ерухов Б.А., Карпунин В.А., Учебное пособие по философии. Ч.II.М.-Интерпракс,1993г.
  3. Мушинский В.О. Азбука политики. Введение в политическую науку: учебник для средней школы. М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 2001г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (русский язык, 10 класс, профильное обучение)

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые определяют достижения выпускника во всех областях жизни, которые сп...

Авторская педагогическая разработка адаптационного типа - программа спецкурса «Введение в социологию» для обучающихся 10-11-х классов

Программа курса «Введение в социологию» является авторской педагогической разработкой адаптационного типа, разработана на основе Программы учебного курса «Социология» Васильевой Л.В., утверж...

Программа элективного курса в системе профильного обучения " Культура Англии"

Элективный курс "Культура Англии" (34 ч) является практико-ориентированным и предназначен для реализации в 10-11 классах общеобразовательной школы практической деятельности учащихся по английскому язы...

Областной конкурс программ для предпрофильной подготовки и профильного обучения. Туристический маршрут по странам мира.

(Достопримечательности, экономика, образование, особенности быта)Проект элективного курса для предпрофильной подготовки по истории Элективный предмет призван расширить представления учащихся о со...

Рабочая программа по биологии 11 класс(профильное обучение)

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) и Программы среднего (п...

Рабочая программа по физике, 10 класс, профильное обучение (5 часов в неделю)

Рабочая программа составлена для технологического профиля. Содержит календарно - тематическое планирование....