Элективный курс «Человек и мир»
элективный курс по обществознанию (10, 11 класс) на тему
Элективный курс «Человек и мир» рассчитан на учащихся 10 или 11-х классов общеобразовательных школ. Данный курс направлен на углубление и расширение знаний в сфере социальных наук и поддерживает профильный общеобразовательный предмет «обществознание».
Курс позволит школьникам расширить, систематизировать и укрепить знания по социологии, подготовить базу для дальнейшего изучения этой дисциплины и смежных дисциплин социально-гуманитарного профиля; научиться решать разнообразные задачи различного уровня и применять знания на практике, способствует выработке и закреплению навыков работы со статистическим, информационным и документальным материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_chelovek_i_mir.docx | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Элективный курс «Человек и мир» рассчитан на учащихся 10 или 11-х классов общеобразовательных школ. Данный курс направлен на углубление и расширение знаний в сфере социальных наук и поддерживает профильный общеобразовательный предмет «обществознание».
Программа курса соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне и обязательному минимуму содержания образовательной программы «Введение в социологию», «Введение в философию», «Введение в экономику», «Введение в политологию», «Введение в социальную психологию» социально-гуманитарного профиля.
Курс позволит школьникам расширить, систематизировать и укрепить знания по социологии, подготовить базу для дальнейшего изучения этой дисциплины и смежных дисциплин социально-гуманитарного профиля; научиться решать разнообразные задачи различного уровня и применять знания на практике, способствует выработке и закреплению навыков работы со статистическим, информационным и документальным материалом.
Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к олимпиадам по обществознанию и истории, сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов.
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Содержание урока | Вид урока |
Тема 1 Введение в философию | ||||
1 | Зарождение философии. Мировоззрение и его элементы. Мироощущение | Философия, как разновидность мировоззрения. Предмет и методы философии. Специфика философского знания. Функции философии. Основной вопрос и основные направления философии Мировоззрение, его исторические типы (миф, религия, философия). Специфика философии как мировоззрения. Многообразие способов философствования. Структура философского знания. Язык философии. Функции философии. | УОНМ | |
2 | Истоки философии. Мифология. Религия. Отрасли философских знаний. | Возникновение и развитие древнеиндийской философии. Основные школы и направления древнеиндийской философии: веданта, йога, ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, джайнизм, буддизм. Характерные черты философии Древнего Китая. Идея человека и общественного управления в философии конфуцианства. Проблема человека и государства в философии моизма и легизма. Космос, человек и общество в философии даосизма | УОНМ | |
3 | Философско-мировоззренческие позиции. Основной вопрос философии, его различные формулировки и интерпретации. | Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость. Активность сознания. Связь сознания и познания. Принцип развития. Сущность человека. Философское учение Канта:.автономия нравственной области человеческой деятельности. Обоснование всеобщего характера научного знания. Развитие философии от «наукоучения» к «философии духа». Философия Гегеля. Система и метод. Диалектика. Философия истории. Социально-философские концепции. Антропологический материализм Л.Фейербаха Социально-экономические, политические, естественно-научные предпосылки, теоретические источники марксизма. Проблемы онтологии и гносеологии в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Диалектический материализм: теория и методология. Социальная философия марксизма: понятие человека, личности и общества. Учение об обществе. Иррационализм. «Философия жизни» и ее противопоставление «наук о духе» и «наук о природе». Позитивизм О. Конта | УОНМ | |
4 | Материализм и идеализм и их исторические формы. Проблема познаваемости мира. | УОНМ | ||
5 | Понятие о материи и ее свойствах. Понятие о сознании. | УОНМ | ||
6 | Процесс познания. | УОНМ | ||
Тема 2: Введение в экономику | ||||
1 | Основные этапы и направления развития экономической теории. Общие проблемы экономического развития | Экономическая наука и экономическая практика.Экономическое учение школы физиократов (Ф. Кенэ, Ж.Тюрго). Экономические таблицы Ф. Кенэ. Основные идеи классической школы буржуазной политической экономии. Учение о разделении труда, теория стоимости, денег, капитала, доходов. Марксистская экономическая теория. Основные школы немарксистской экономической науки XIХ-ХХ вв. Маржинализм. Развитие математической школы буржуазной политэкономии. Основные направления современной экономической мысли. Неоклассическая школа. Пересмотр неоклассической доктрины (американский монетаризм, ⌠экономика предложения, теория ⌠социального рыночного хозяйства). Кейнсианство. Посткейнсианство. Институционализм | УОНМ | |
2 | Экономические типы хозяйствования Рыночная организация: содержание и структура | Понятие экономической системы. Историческая классификация экономических систем. Натуральное хозяйство, основные этапы его развития. Недостатки натурального хозяйства. Натуральное домашнее хозяйство, его историческая преемственность. Товарное хозяйство. История товарного хозяйства Товарное хозяйство и рынок. Функции рынка в товарном хозяйстве. История капиталистического товарного хозяйства. Возникновение капитала. Содержание процесса первоначального накопления капитала. Проблемы экономического развития при капитализме. Командно-административная экономика. Основные черты и принципы организации производства. Социалистическое хозяйство. История развития социалистического хозяйствования. Необходимость, практика и перспективы экономических реформ преобразования командной экономики. Смешанная экономика. Основные черты смешанной системы хозяйствования. Типы смешанной экономики. | УОНМ | |
3 | Фирма: издержки производства и прибыль. Экономика рыночного потребления | Предпринимательская деятельность: условия и сущность. Доходы и прибыль фирмы. Понятие прибыли. Понятие дохода. Общий доход. Средний доход. Предельный доход. Прибыль. Бухгалтерская прибыль. Экономическая прибыль. Нормальная прибыль. Максимальная прибыль. Потребительский рынок. Модели потребительского поведения на рынке. Потребительский спрос. Предельная полезность и потребительская оценка благ. Потребительская функция. Доходы потребителей, их источники и структура. Склонность к сбережению и потреблению. Потребительские расходы, их структура. Потребительский бюджет. Бюджетная линия. Кривые безразличия. Эффект цены и эффект дохода. Динамика благосостояния потребителей. | УОНМ | |
4 | Сфера товарного обращения Сфера денежного обращения | Природа товарно-торгового капитала. Кругооборот и оборот торгового капитала. Торговые издержки: чистые и дополнительные. Доходы торговых фирм. Торговая прибыль. Понятие торговли, ее функции. Отрасли торговли. Виды торговли, их функции. Оптовая торговля. Розничная торговля. Торговые посредники. Товарные биржи и их роль в экономике. Денежный рынок. Спрос и предложение денег. Денежно-торговый капитал. Покупательная способность денег. Понятие финансовой сферы. Финансово-кредитная система. Роль и значение финансовых ресурсов в экономике. Финансовый рынок: структура и функции. Ссудный капитал, его источники. Кредит, принципы и формы. Норма ссудного процента. Дисконтирование. Сбережения и инвестиции.. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг. Акционерный капитал. Дивиденды. Фондовая биржа. | УОНМ | |
5 | Основные макроэкономические показатели и их измерение Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция | Система макроэкономических показателей. Валовой национальный продукт. Валовой внутренний продукт. Промежуточная продукция и добавленная стоимость. Проблема повторного счета. Чистый национальный продукт. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Основные характеристики рынка труда. Модели и виды рынков труда. Накопление капитала и безработица. Причины и виды безработицы. Социально-экономические последствия безработицы. Инфляция: сущность и причины. Инфляция спроса и инфляция предложения. Типы и виды инфляции. заимодействие инфляции и безработицы. Кривая Филлипса. Стагфляция. Гипотеза естественной нормы безработицы. | УОНМ | |
6 | Государственное регулирование экономики. Кредитно-денежная политика государства | Рынок и государство. Типы государственного регулирования. Теоретические взгляды на государственное регулирование. Денежное обращение. Денежная система. Денежные реформы. Кредитная система государства: сущность, структура и особенности в России. Банковская система. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки. Их виды. Операции банков. Монетарная политика государства. Цели и объекты монетарной политики. Спрос на деньги. Денежный рынок. | УОНМ | |
7 | Международная экономика | УОНМ | ||
Тема 3: Введение в политологию | ||||
1 | Политика и наука о политике Политическая мысль Древнего Востока и Античности | Политика: сущность, происхождение и основные черты. Основные трактовки понятия политики. Многомерное понимание политики. Роль политики в общественном развитии и характер ее отношений с другими сферами жизни общества. Предмет и содержание политологии. Возникновение первых очагов государственности на Древнем Востоке. Древнеегипетские источники: “Поучение Птахотепа”, “Поучение гераклеопольского царя своему сыну”. Законы Вавилонского царя Хаммураппи. Политическая мысль древней Индии: “Законы Ману”, трактат “Артхашастра”. Политико-правовая мысль древнего Китая: учения Конфуция, Лао-цзы и школы легистов. Политические идеи древнегреческих философов-“досократиков”. Учение Сократа. Платон: концепция “идеального государства” и первая типология видов государственного устройства | УОНМ | |
2 | Политическая мысль Средневековья и Эпохи Возрождения Политические учения эпохи ранних индустриальных революций | Политическая мысль Западной Европы: религиозно-теологические концепции государства и права Августина Аврелия (“О граде божием”) и Фомы Аквинского (“О правлении государей”, “Сумма теологии”); гражданская концепция политики Эпохи Возрождения и политическая философия Н. Макиавелли (“Государь”); теория государственного суверенитета Ж. Бодена (“Шесть книг о государстве”). Политическая и правовая мысль Арабского Востока: учения Аль-Фараби, Ибн Рушда и Ибн Хальдуна. Русская политическая мысль XI – первой половины XVII вв.: Возникновение теории естественного права. Политическая мысль Нидерландов: учение Г. Гроция (“О праве войны и мира”). Развитие политической мысли в Англии: обоснование идеи абсолютизма в философском учении Т. Гоббса (“Левиафан”), концепция раннего либерализма и “несовершенного” разделения властей Дж. Локка | УОНМ | |
3 | Политическая мысль XIX – XX вв Власть в системе политических отношений. Субъекты и объекты политики | Политические идеи немецкой классической философии: этическая и политико-правовая концепция И. Канта и философская система Г. Гегеля. Классический марксизм: взаимосвязь экономики и политики. Позитивистское направление в политической мысли: О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер. Теории политических элит В. Парето, Г. Моска и Р.Михельса. Политическая социология М. Вебера. Власть как общественное явление. Понятие, необходимость и особенность властных отношений. Сущность, основные признаки и формы проявления власти. Основные виды и функции политической власти. Понятие ресурсов власти. Принуждение и убеждение как основные методы властвования. | УОНМ | |
4 | Политическая система общества Государство как основной институт Политические партии, общественные организации и движения | Понятие политической системы и ее компонентов. Соотношение категории “политическая система” с понятиями “политическая организация общества” и “политический строй”. Функциональный анализ политической системы Происхождение и сущность государства, его отличительные признаки как политической организации и инструмента публичной власти. Функции государства, их классификация и развитие. Типология государств: по формам правления (монархия, республика) и формам национально-государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация). Понятие и происхождение политических партий, их основные признаки и отличия от других общественных объединений. Функции политической партии. Типология политических партий. | УОНМ | |
5 | Политическое лидерство Политический режим | Сущность и содержание политического лидерства. Природа лидерства. Объективные и субъективные стороны лидерства. Основные теории лидерства. Политический режим как функциональная характеристика политической системы общества. Подходы к типологии политических режимов. Концептуальные модели тоталитарного и авторитарного политических режимов. Понятие демократии и политического режима демократического типа. | УОНМ | |
6 | Политическая коммуникация и культура Политический процесс | Понятие политической коммуникации, ее сущность, содержание и функции. Основные способы политической коммуникации. Роль и место политической коммуникации в политической системе общества и общественно-политической жизни. Понятие, сущность, содержание и характерные черты политической культуры. Многообразие типов политической культуры. Понятие субкультуры. Сущность и структура политического процесса. Понятие политического процесса. Факторы, влияющие на характер политического процесса. Структура и этапы развития политического процесса. | УОНМ | |
7 | Проблемы внешней политики и международных отношений | Понятие, сущность и основные принципы международной политики. Система и структура международных отношений. Национальное государство как главный субъект международных отношений. Роль международных организаций в мировой политике. Национально-государственная безопасность в современных условиях. Основные положения концепций национально-государственной безопасности. | УОНМ | |
Тема 4: Введение в социологию | ||||
1 | Социологическое знание Развитие общества: признаки, типология | Объект и предмет социологии. Функции социологии. Структура социологического знания. Понятие общества, его структура. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Признаки общества. Сферы общества, их взаимосвязь и взаимовлияние. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общественно-экономические формации. Сравнительные характеристики аграрного, индустриального и постиндустриального общества. Понятия «прогресс» и «регресс». Формы прогресса: реформистский, революционный. Понятие модернизации. | УОНМ | |
2 | Культура | Определение понятия «культура». Связь с понятием «цивилизация». Показатели цивилизованности. Материальная и духовная культура. Культурное наследие. Культурные универсалии. Привычки, манеры, этикет, традиции, обычаи, церемония и ритуал, нравы, законы, вкусы, мода, ценности. Элитарная, массовая и народная культура. Субкультура. Контркультура. Культурное разнообразие. | УОНМ | |
3 | Социализация. Социальный контроль. | Понятие «социализация». Сущность процесса социализации. Этапы социализации. Связь с понятием «обучение». Биологические предпосылки детства. Семейные роли родителей и детей. Молодежная субкультура. Трудности социализации в период юности, их причины. Понятия «социальный контроль», «социальные нормы», «санкции». Социальные предписания. Классификация социальных норм. Виды санкций. Функции социального контроля. Внутренний и внешний контроль. Формальный, неформальный. Общественное мнение. Девиантное поведение. | УОНМ | |
4 | Социальная структура. Социальная стратификация. | Понятие о совокупности статусов и ролей, осваиваемых в процессе социализации. Понятие статус и его виды: личный и социальный, приписываемый и достигаемый, главный, смешанный. Элементы статуса, несовпадение статусов, личный и социальный статусы. Статус подростка. Отличительные признаки достигаемого и приписываемого статуса, их элементы. Определение «стратификация». Критерии стратификации. Закрытые и открытые общества. Рабство. Касты. Сословия. Классы. Стратификация смешанного типа. | УОНМ | |
5 | Социальные институты. Социальная мобильность | Понятие «социальный институт». Элементы социального института. Институт как социальная организация. Характеристики основных социальных институтов: семьи и брака, политических, экономических институтов, образования, религии. Понятие «социальная мобильность». Межпоколенная и внутрипоколенная мобильность. Вертикальная, горизонтальная мобильность. Групповая и индивидуальная мобильность. Структурная мобильность. | УОНМ | |
6 | Человек в социальной группе. | Понятие социальной группы и ее признаки. Классификация групп. Малые, большие, первичные, вторичные группы. Признаки малой группы. Семья и брак как социальные институты. Жизненный цикл семьи. Функции семьи. Классификация семьи. Распределение ролей в семье. Нуклеарная семья, традиционная семья и современная семья. Причины и мотивы разводов. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. | УОНМ | |
Тема 5: Введение в социальную психологию | ||||
1 | Место социальной психологии в системе научного знания. История формирования социально-психологических идей. | Определение социальной психологии как науки. Изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы. Дискуссия о предмете социальной психологии. Социально-психологическая мысль в рамках психологической и социологической наук. Современные представления о предмете социальной психологии. Философские концепции как предпосылки социальной психологии. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания. | УОНМ | |
2 | Общение и взаимодействие. Место общения в жизни общества. Коммуникативная сторона общения | Общественные и межличностные отношения. Понятие социальной роли. Место и природа межличностных отношений. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Специфика обмена информацией между людьми. Средства коммуникации. Речь. Вербальная коммуникация. Проблема выяснения условия и способов повышения эффективности речевого воздействия. Убеждающая коммуникация. Невербальная коммуникация. | УОНМ | |
3 | Интерактивная сторона общения Общение как восприятие людьми друг друга | Природа и структура взаимодействия. Типы взаимодействий: кооперация, конкуренция, конфликт. Степени продуктивной конкуренции. Способы разрешения конфликта. Понятие социальной перцепции. Механизмы межличностного восприятия. Понятие идентификации. Связь между идентификацией и эмпатией. Рефлексия. | УОНМ | |
4 | Проблема группы в социальной психологии Принципы исследования психологии больших социальных групп | Классификация социальных групп. Условные и реальные группы. Разновидности реальных групп. Реальные естественные группы. Большие и малые естественные группы. Структура психологии больших организованных групп. Общие признаки больших социальных групп. Структура психологии больших социальных групп. Проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности. Методы исследования психологии больших социальных групп. Социальные классы и слои. | УОНМ | |
5 | Стихийные группы и массовые движения Общие проблемы малой группы в социальной психологии | Общая характеристика и типы стихийных групп. Определение массового сознания. Общественное мнение как выразитель массового сознания. Толпа как разновидность стихийных групп. Масса – стабильное образование с нечеткими границами. Публика как форма стихийной группы. Определение и границы малых групп. Групповые структуры. Композиция группы. Структура группы. Модели структуры малой группы. Структура межличностных отношений. Понятие статуса или позиции, роли. Система групповых ожиданий как важная характеристика положения индивида в группе. | УОНМ | |
6 | Динамические процессы в малой группе Развитие малой группы | Общая характеристика динамических процессов. Образование малой группы. Феномен группового давления или конформизма. Групповая динамика и групповое развитие. Психоанализ как предшественник идеи развития группы. Теория развития группы | УОНМ | |
7 | Психология межгрупповых отношений | Психология межгрупповых отношений в рамках принципа деятельности. Экспериментальные исследования. Определение предмета социально-психологического исследования. Перцептивные процессы межгрупповых отношений. Два направления исследований психологии межгрупповых отношений. | УОНМ | |
8 | Обобщение по курсу | ПОУ |
Литература
1 Августин Аврелий. Исповедь. - М., 1991.
2 Августин Аврелий. О благодати и свободном произволении (В кн.: А.А.Гусейнов, Г.Ирлитц. Краткая история этики. - М., 1987).
3 Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 4. - М., 1972.
4 Анчел Е. Этос и история. - М., 1988.
5 Аристотель. О душе. Сочинения в четырех томах. Т. 1. - М., 1976, с. 369-448.
6 Аристотель. Поэтика.
7 Бакунин М.А. Государственность и анархия. Философия. Социология. Политика. - М., 1989.
8 Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование. – «Вопросы философии», 1990, № 1.
9 Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре. – «Слово», 1989, № 1.
10 Бердяев Н.А. О русской философии, ч.1,2. - Изд-во Уральского университета, 1991.
11 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.
12 Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания. - Сочинения. - М., 1978, с. 149-247.
13 Библейская энциклопедия. - М., 1990.
14 Библия. Ветхий Завет.
15 Библия. Ветхий Завет. Новый Завет.
16 Бодрийяр Ж. Пароли от фрагмента к фрагменту. Екатеринбург 2006.
17 Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995.
18 Боэций. “Утешение философией” и др. трактаты. - М., 1990.
19 Боэций. Утешение философией и др. трактаты. - М., 1990.
20 Бруно Дж. О героическом энтузиазме. - М., 1953.
21 Бубер М. Два образа веры. – М., 1995 г. Я и ты.
22 Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М., 1990.
23 Бэкон Ф. Новый Органон, ч.1. - Сочинения в двух томах. Т. 2. - М., 1978, с. 7-82.
24 Вебер М. Наука как призвание и профессия. - Избранные произведения. - М., 1990.
25 Вехи. Из глубин. - М., 1991.
26 Витгенштейн Л. Избранные работы – М., 2005.
27 Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. - М., 1958.
28 Войтыла К. Основания этики. – «Вопросы философии». 1991, № 1.
29 Вольтер Ф. Философские письма. - Философские сочинения. - М., 1988, с. 70-226.
30 Гадамер Г.Г. Герменевтика и разум. - В кн.: Актуальность прекрасного. - М., 1991.
31 Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. - М., 1991.
32 Гадамер Х.-Г. Истина и метод. - М., 1988.
33 Гадамер Х.-Т. Истина и метод. Основы философской герменевтики.- М,. 1993.
34 Гегель. Лекции по эстетике. В 4-х т.- М.,1900.
35 Гельвеций К. О человеке. - Сочинения в 2-х томах. Т. 2. - М., 1974.
36 Герцен А.И. Дилетантизм в науке. Собр. соч., т.3. - М., 1975.
37 Гоббс Т. Левиафан. Ч.1. О человеке, гл.13-15. - Сочинения в 2т. Т. 2. - М., 1991, с.93-124.
38 Гольбах П. Система природы. Избр. произв., т.1. - М., 1963.
39 Грамши А. Формирование человека. - М., 1983.
40 Гуссерль Э. Избранные труды. – М., 2005.
41 Данилевский И.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
42 Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. - Сочинения в 2-х томах. Т.1.- М., 1989, с.250-296.
43 Дидро Д. Письмо о слепых, предназначенное зрячим. - Сочинения в 2-х томах. Т. 1. - М., 1991, с. 275-321.
44 Дидро Д. Племянник Рамо. - Сочинения в 2-х т. Т. 2. - М., 1991, с. 52-125.
45 Дидро Д. Философские принципы материи и движения. - Сочинения в 2-х томах. Т. 1. - М., 1991, с. 444-449.
46 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979.
47 Диоген Синопский. Я – собака. - СПб., 2006.
48 Дионисий Ареопагит. О божественных именах. - Общественная мысль: исследования и публикации. - М., 1990.
49 Древнеиндийская философия. - М., 1972.
50 Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1, 2. - М., 1972, 1973.
51 Зеньковский В. История русской философии, т.1-2. - М., 1991.
52 Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.
53 Кант И. К вечному миру. - Соч., т.6. - М., 1966.
54 Кант И. Критика способности суждения. – Соч., т.
55 Кант И. Критика чистого разума. Трансцендентальная эстетика. - Соч., т.3. - М., 1964, с. 127-153.
56 Книга правителя области Шан. - М.,1993.
57 Кропоткин П.Я. Современная наука и анархия. - М., 1990.
58 Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975.
59 Ламетри Ж.О. Человек-машина. - Сочинения. - М., 1976, с. 183-244.
60 Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., 1983.
61 Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. - Сочинения в 4-х т. Т. 2. - М., 1983.
62 Лекторский В.А. Субъект, объект, познания. - М., 1980: Эпистемология классическая и не классическая.
63 Ленин В.И. Философские тетради. - Полн. собр. соч., т.33.
64 Леонтьев К.Н. Византия и славянство. Избранное. - М., 1993.
65 Лессинг Г. Лаокоон или о границах живописи и поэзии. - М., 1957.
66 Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Книги 1 и 2. - Сочинения в 3-х т. Т. 1. - М., 1985, с. 91-458.
67 Ломоносов М.В. Избранные произведения. В 2-х томах. Т. 1. Естественные науки и философия. - М., 1986.
68 Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. - М.: Наука, 1989. -476 с.
69 Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991.
70 Лукреций Кар. О природе вещей. - М., 1983.
71 Макиавелли Н. Государь. Избр. соч.- М., 1982.
72 Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. - М., 1994.
73 Мамардашвили М.К. Стрела познания набросок естественноисторической гносеологии. – М., 1996
74 Маритен Ж. От Бергсона к Фоме Аквинскому. Очерки метафизики и этики. – М., 2005.
75 Маритен Ж. О человеческом знании. – «Вопросы философии», 1997, №5.
76 Маритен Ж. Ответственность художника. - В кн.: Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991.
77 Маритен Ж. Философ в мире. - М., 1994.
78 Марк Аврелий. Размышления. - М., 1985.
79 Маркс К. К критике политической экономии. Введение. - Соч., т.13.
80 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. - Соч., т.42.
81 Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы. - В кн.: Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991.
82 Материалисты Древней Греции. - М., 1955.
83 Микешина А.А. Философия познания. – М., 2002.
84 Монтень М. Опыты. - М., 1991.
85 Монтескье Ш. Персидские письма. - М., 1956.
86 Мор Т. Утопия. - М., 1978.
87 Мудрецы Китая: Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы. - СПб.: Петербург - ХХI век, ТОО «Лань», 1994.
88 Ницше Ф. Соч. В 2-х томах. - М., 1990.
89 Одуев С.Ф. Метаморфозы иррациональности. – М., 2004.
90 Ортега -и - Гассет Х. Что такое философия? Лекции 3-5. - М., 1991.
91 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – «Вопросы философии», 1989, №№ 3-4.
92 Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. - В кн.: Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991.
93 Осадная башня штурмующих небо. Избр. тексты из Великой французской энциклопедии ХVIII в. - Л., 1980.
94 Паскаль Б. Мысли. В кн.: Ф. Де Ларошфуко, Максимы. - Б.Паскаль, Мысли. - Ж. Де Лабрюйер. Характеры. - М., 1974.
95 Платон. Апология Сократа. - Собрание сочинений в 4 т. Т. 1. - М., 1994, с. 70-96.
96 Платон. Государство, кн.6. - Собрание сочинений в 4 т. Т.3, ч.1. - М., 1994, с.285-319.
97 Платон. Критий. - Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. - М., 1994, с.501-515.
98 Платон. Пир. - Собрание сочинений в 4 т.: Т. 2. - М., 1993, с. 81-134.
99 Платон. Тимей. - Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. - М., 1994, с. 421-500.
100 Плотин. Сочинения. - СПб, 1995.
101 Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. - М., 1985.
102 Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.
103 Поппер К. Открытое общество и его враги, т.1-2. - М., 1992.
104 Поппер Логика и рост научного знания. – М., 1983.
105 Пределы роста. Доклад по проекту Римского клуба “Сложное положение человечества”. - М., 1991.
106 Пригожин И. Философия нестабильности. – «Вопросы философии», 1991, № 6.
107 Проблема человека в западной философии: Переводы. (Гелен А. О систематике антропологии. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры. Фромм Э. Ситуация человека - ключ к гуманистическому психоанализу. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. Шелер М. Положение человека в Космосе.). - М., 1989.
108 Проблема человека в классической философии: хрестоматия. – Магнитогорск, 2006.
109 Рассел Б. Человеческое познание: его сферы и границы. – М., 2001.
110 Рикер П. Конфликт интерпретации очерки о герменевтике. – М., 1995.
112 Розин В.М. Мышление и творчество. – М.,2006.
113 Русский космизм. Антология философской мысли. - М., 1993.
114 Самосознание европейской культуры ХХ века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М., 1991.
115 Сартр Ж.П. Бытие и Ничто. – М., 2002.
116 Сартр Ж.-П. Пьесы. - М., 1961.
117 Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения. - М., 1992.
118 Сартр Ж-П. Бытие и Ничто. – М., 2002.
119 Секст Эмпирик. Три книги пирроновых положений. Книга первая. - Сочинения в двух томах. Т. 2. - М., 1976, с. 207-258.
120 Сенека. Нравственные письма к Луциллию. - М., 1977.
121 Соловьев Вл. С. Исторические дела философии. – «Вопросы философии», 1988, № 8.
122 Соловьев Вл.С. Соч. в 2-х т. – М.,1988.
123 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.,1992.
124 Спиноза Б. Этика. Избр. произв., т.1. - М., 1957.
125 Сумерки богов. - М., 1989.
126 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987.
127 Теория познания в четырех томах, т.1-2. - М., 1991.
128 Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М., 1991.
129 Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М., 1991.
130 Третья технократическая волна на Западе. - М., 1986.
131 Трубецкий С.И. Чему нам надо учиться у материализма. – «Вопросы философии», 1988, № 6.
132 Уайтхед А.И. Идеи философии. Философский метод. - Избр. работы по философии. - М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Человек и профессия»
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный...
Программа элективного курса «Человек и его права»
Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников 9 класса правовых аспектов курса обществознания. Проблемы, которые включ...
Элективный курс "Человек и эпоха" для 10 класса
Дополнительный курс литературы...
Элективный курс "Человек и профессия"
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профи...
Элективный курс"Человек и его здоровье"
Этот элективный курс направлен на: ...
Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.
Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....
Элективный курс «Человек: психология и профессия»
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направ...