Конспект урока обществознания в 10 классе. Тема. Органы местного самоуправления.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок изучения нового материала строится в форме групповой работы учащихся | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение Москаленского района Омской Области «Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
Урок обществознания в 10 классе.
Тема. Местное самоуправление.
Учебник. Кравченко
Составил. Скабёлкин Клим Юрьевич
учитель истории и обществознания.
Тема. Местное самоуправление.
Цели:
- Научить разбираться в особенностях местного самоуправления, уметь определять сущность местного самоуправления и его роль в обществе, знать некоторые особенности истории земства и земского движения в России; закреплять знания о роли политических партий в политическом процессе.
- Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать умение анализировать и презентовать полученную информацию; совершенствовать навыки использования ИКТ.
- Повышать правовую и политическую культуру учащихся, формировать активную жизненную позицию.
Оборудование: ПК, проекторы, «Конституция РФ», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», информационные листы, оценочные листы, карточки с индивидуальными заданиями для групп, «Устав сельского поселения».
Тип урока: комбинированный.
План урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Переход к теме урока. Целеполагание.
- Изучение нового материала.
- Постановка проблемы.
- Работа в группах по разрешению проблемы.
- Деловая игра.
- Обобщение, итог урока.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
- Оценка работы учащихся.
Ход урока.
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке много работы. Чтобы всё успеть, усвоить материал, многому научиться предлагаю выбрать каждому «установку на успех» (на доске карточка: БЫТЬ
внимательным
активным
компетентным
понять
научиться
стремиться
проявить
Работать вы будете в группах. В каждой группе есть староста, он организует, координирует, направляет работу. Фиксирует качество работы каждого в оценочных листах.
- Проверка домашнего задания.
Откройте тетради, они вам понадобятся для выполнения первого задания. Я предлагаю вам выполнить тест.
СЛАЙД 1 СЛАЙД 2 СЛАЙД 3 СЛАЙД 4 СЛАЙД 5
СЛАЙД 6 (ответы)
А теперь оцените свои работы. Критерии оценки есть в оценочных листах, старосты заносят количество набранных баллов в общую таблицу.
- Обобщение. Переход к теме урока. Целеполагание.
- На прошлом уроке мы говорили о государстве. Государство – это верховная власть.
- Ребята, какие вопросы находятся в компетенции верховной власти? (Ответы)
Но все эти вопросы решаются в масштабах государства.
- А какая власть решает вопросы например ЖКХ, освещение улиц, строительство дет садов, школ? .
(Ответы)
Верно, кто-то из нас живёт в городе, кто-то в селе, где много вопросов местного значения.
- Кто же управляет жизнью этих населённых пунктов?
(Ответы, «сами жители»)
Правильно, самим гражданам городов, районных центров, сёл приходится решать много вопросов исходя из своих интересов.
- О чём же мы будем говорить на уроке, какова тема урока? (СЛАЙД 7Тема)
Озвучить цели урока.
- Вспомним историю возникновения местного самоуправления, для этого вам понадобятся знания, полученные на уроках истории;
- Выявим основные функции органов местного самоуправления и принципы, на основе которых строится их работа;
- И узнаем, в чём же польза местного самоуправления для населения. Чтобы успеть выполнить всё необходимое мы будем работать в группах.
- Изучение темы урока.
Как вы понимаете термин САМОУПРАВЛЕНИЕ. Ответы фиксируйте на карточках. Кто готов, пожалуйста, к доске.
Учащиеся прикрепляют карточки на доску.
Я принимаю ваши ответы, но существует точное толкование этого термина.(СЛАЙД 8)
Читаю определение со слайда.
И оттого как выбранные люди будут работать в местных органах власти, зависит будущее нашего района, нашего посёлка, нашей школы, каждого из нас в отдельности. Роль органов местного самоуправления в жизни населения страны нисколько не меньше чем органов высшей государственной власти. Ведь в ведении местного самоуправления находится, прежде всего, социальная сфера, решение вопросов которой влияет на стабильность внутренней ситуации в стране, в регионе.
- Чем же регулируются основные функции органов местного самоуправления? (Конституция)
У вас на столах лежат тексты конституции, зачитайте соответствующие статьи.
Каждая группа зачитывает по одной статье.
(СЛАЙД 9)
Деятельность органов местного самоуправления регламентируется также законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (Брошюра на доску). Он принят Гос Думой 12 августа 1995 г.
- Постановка проблемы.
Итак ребята, мы подошли к самому важному моменту. Сегодня нам необходимо установить отличия местного самоуправления от государственного. И чтобы разрешить эту проблему мы будем работать в группах.
- Работа по разрешению проблемы. Работа в группах.
1 группа – совершает краткий исторический экскурс
2 группа – работает в режиме онлайн
3 группа – штудирует материал учебника
4 группа – обрабатывает опережающее задание
Карточки с заданиями и необходимый информационный материал у вас есть.
Время для работы 7 минут, старосты групп не забывают об оценочных листах.
(МУЗЫКА)
Представление ответов групп.
1 группа. Строит ответ на фоне слайдов учителя.
СЛАЙД 10 Иван 4
СЛАЙД 11 Пётр 1, Екатерина 2
СЛАЙД 12 Александр 2
СЛАЙД 13 Состав и задачи земских учреждений.
СЛАЙД 14 ФЗ 1995 г.
Обобщение учителя.
Мне хотелось бы вспомнить слова известного русского ученого, литератора, историка Н.М. Карамзина (СЛАЙД 15 Эпиграф)
И это действительно так, ведь «возможности местной власти огромные (СЛАЙД 16 Путин) И именно здесь, на этом уровне как заметил президент мы можем реально привести в порядок страну, сделать власть эффективной. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
3 группа, пожалуйста ,вам слово.
Учащиеся выходят к доске прикрепляют карточки. (лучше парой)
Обобщение учителя.
Мы с вами дали определение местному самоуправлению и определили его важнейшие функции. Теперь поговорим конкретно о Москаленском муниципальном районе. Свой ответ представляет 2 группа.
Группа говорит с места.
Обобщение учителя.
Вы перечислили ряд принципов, по которым осуществляется местное самоуправление Москаленского муниципального района.
- Можно ли определить эти принципы как демократические?
(Ответы)
- Какой принцип вы считаете более важным?
(некорректный вопрос)
Обобщение учителя.
Совершенно верно. Так нельзя ставить вопрос. Поскольку в уставе заложены основные принципы демократического общества и каждый следующий вытекает из предыдущего. Ещё один очень важным принципом демократизации нашего общества является его многопартийность.
- Какова роль политических партий в политическом процессе?
(Ответы учеников)
Свой ответ представляет 4 группа.
Учащиеся размещают на доске диаграмму и карточки с названиями партий.
Обобщение учителя.
- 4 группа. Вы работали с уставом МО. Скажите, пожалуйста, каков порядок формирования Совета МО?
Совершенно верно. Для осуществления управленческих функций путём всеобщего, равного и прямого избирательного права формируется совет МО и каждый из вас, когда вам исполнится 18 лет, сможет принять участие в выборах.
- Вернёмся к нашей проблеме, которую мы поставили в начале урока и разрешим её.
Ответы учеников.
СЛАЙД 17 (Отличия)
Обобщение учителя.
Молодцы! Вот это ближайшее и практическое знакомство с общественными делами мы сейчас осуществим. Предлагаю вам провести деловую игру.
(СЛАЙД 18 Смайлс)
- Деловая игра.
Условия игры.
Вы все депутатский корпус нашего сельского поселения.
1 и 2 гр составляет план благоустройства села Алексеевка
3 и 4 гр – казначейство. Ваша задача изыскать средства для пополнения местного бюджета. (2 мин)
Учащиеся на доске располагают карточки, озвучивая их.
- Итог урока. Обобщение учителя.
Хорошо, и с этим заданием вы справились.
- Как вы считаете, в чём же польза местного самоуправления для граждан?
- Рефлексия.
Ну, что ж, вернёмся к той установке, которую вы выбрали в начале урока, как вы считаете, удалось ли вам достигнуть успеха? А может быть, что-то не получилось?
- Домашнее задание.
СЛАЙД 19 - параграф 18, разработать цели, задачи, структуру школьного парламента.
- Оценивание.
Старосты групп сдают оценочные листы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Органы пищеварения".
Презентация к року биологии 8 класс....
Конспект урока по биологии на тему:"Органы дыхания. Значение дыхания".
Урок биологииТема: Органы дыхания. Значение дыхания"....
Презентация к уроку обществознания в 10 кл. Тема. Органы местного самоуправления.
Презентация составлена к разработанному конспекту урока. Местное самоуправление - путь к гражданскому обществу. Возможности местной власти огромные и именно здесь, на этом уровне, мы можем реально при...
Конспект урока обществознания 8 класс тема Социальная стратификация
Конспект урока обществознания 8 класс тема Социальная стратификация...
Конспект урока обществознания (8 класс) по теме "Собственность".
Конспект урока по теме "Собственность" в рамках курса Обществознания 8 класс. Основные понятия рассматриваемые на уроке: имущественные отношения, собственность, право собственности, фо...
Конспект урока обществознание 6 класс Тема «Человек. Общество. Природа»
Тема «Человек. Общество. Природа»Цели:1. Объяснить значение понятий: «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», ...