Конспект урока обществознания (8 класс) по теме "Собственность".
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)
Конспект урока по теме "Собственность" в рамках курса Обществознания 8 класс. Основные понятия рассматриваемые на уроке: имущественные отношения, собственность, право собственности, формы собственности, правовая защита прав собственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sobstvennost.docx | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Собственность».
Цель урока: изучить понятие собственность, особенности и специфику имущественных отношений.
Задачи:
- Изучить понятия имущественные отношения, собственность как юридическую и экономическую категорию, формы собственности, основания приобретения прав собственности.
- Рассмотреть правовые механизмы защиты прав собственности.
- Создать условия для развития умений анализировать, сопоставлять, работать в группе, оценивать результаты своей деятельности.
- Создание условий для формирования финансовой компетентности и правовой культуры учащихся.
Форма урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с текстом, презентация.
Планируемые результаты:
Предметные - изучить основные понятия по теме: имущественные отношения, собственность как юридическую и экономическую категорию, формы собственности, правовое обеспечение прав собственности.
Метапредметные - умение находить информацию в тексте и работать с ней, сравнивать и сопоставлять понятия и явления, формулировать проблему и находить возможные варианты ее решения, оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативные – умение участвовать в диалоге, учитывать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения и выбор.
Организационная структура урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент | Добрый день! Тема сегодняшнего урока: «Собственность». Запишите тему урока. Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить в процессе урока? Учитель помогает учащимся систематизировать предложения и оформить в план урока:
| Записывают тему урока. Учащиеся формулируют какие вопросы должны быть освещены в процессе урока. |
Изучение нового материала | Имущественными отношениями называют отношения между людьми, возникающие по поводу имущества, в основе таких отношений лежит право на собственность. Например, договорные отношения (договор купли-продажи) [1, с.161]. Основу имущественных отношений составляют отношения собственности. Собственность - это принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам – собственникам; юридическое право на такую принадлежность, на владение, пользование и распоряжение объектом собственности. [1, 251]. Запишите определение понятия. Собственность рассматривается как: -экономическая категория; -юридическая категория. Таким образом, право собственности - это совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность материальных благ конкретным людям [1,с. 162]. Работа с документом. Прочитайте фрагмент статьи 35 Конституции Российской Федерации (с. 163 учебника). Какие права собственности вы встретили при изучении текста? Различают несколько форм собственности: -частная; -государственная; -муниципальная; -собственность общественных организаций. Рассмотрите примеры. Определите, какая форма собственности представлена в каждом случае: - здание городского Дома культуры; - дачный участок гражданина И.; - здание областного Краеведческого музея. Как вы думаете, на каких основаниях человек может стать собственником? Учитель обобщает и систематизирует представленные ответы. Английскому философу Дж. Локку принадлежат такие слова: «Правительство не имеет другой цели кроме обеспечения прав собственности» [1, 167]. Что имел в виду автор? Согласны ли вы с его мнением? Учитель обобщает высказывания: государство, правоохранительные органы, опираясь на силу закона, обеспечивают защиту прав собственности граждан. | Изучение нового материала. Работа с материалами презентации. Записывают определение в тетрадь. Обсуждают, сравнивают категории. Изучают содержание документа, анализируют, определяют описанные права собственности. Изучают примеры, классифицируют по формам собственности. Приводят примеры, рассуждают. Анализируют высказывание. Аргументируют свою точку зрения. |
Закрепление изученного материала |
Учащиеся делятся на группы. Каждой группе предлагается выбрать одно из предложенных высказываний и аргументировать свою точку зрения: - «Собственность – это кража», П.Ж. Прудон. -«Право собственности есть творческий и охранительный принцип всякого общества», С.Ф. Растопчина. - «Право собственности позволяет прилежному человеку жать там, где он сеял» (англ. изречение). [1,с.167] | 1.Выполняют задание в раздаточном материале (заполняют пропуски в тексте). 2. Учащиеся работают в группах. Обсуждают высказывания, находят аргументы. Презентуют результаты работы. |
Рефлексия | Оцените, как сегодня прошел урок, как вам удалось сегодня поработать. Ответьте на вопросы: -Что я узнал сегодня нового? -Что показалось мне легким, что вызвало затруднения? -Что еще я хотел бы узнать в рамках этой темы? -Как я оцениваю свою работу на уроке (индивидуальную, в группе)? | Рефлексия. Ученики оценивают свои достижения, проделанную работу на уроке. |
Домашнее задание |
напишите небольшое эссе, опираясь на высказывание древнегреческого философа Пифагора: «Гражданин без собственности не имеет отечества»[1, с.167]. Согласны ли Вы с мнением автора? Как Вы понимаете смысл данного высказывания? |
Литература:
- Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. Учебник. Обществознание. 8 класс. М.: Просвещение, 2019
- Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс, М.: Просвещение, 2019
- Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 8 класс/Сост. А.В. Поздеев, М.: ВАКО, 2017
Приложение 1.
Текст «Собственность».
«Имущественные отношения – это отношения между людьми по поводу_____________Понятие собственности рассматривают как экономическое и ______________ понятие. В качестве субъекта права собственности выступают юридические и ________________лица. Выделяют несколько форм собственности: государственную, частную, __________________Все формы собственности ________________».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обществознания 11 класс
Конспект урока обществознания 11 класс "Современная научная картина мира. Философский взгляд"...
Конспект урока обществознания 7 класс "Социальная среда подростка"
Подробный конспект урока обществознания в рамках технологии проблемного диалога. 7 класс, учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А....
конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»
Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...
план конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"
урок разработан с использованием метода кейс - стади....
Конспекты уроков обществознания 8 класса по программе А.И.Кравченко
Материал содержит конспекты уроков по обществознанию....
Конспект урока обществознания 5 класс "Отрочество - особая пора" по учебнику Боголюбова Л.Н.
Второй урок по теме «Отрочество – особая пора» в форме игры-соревнования....
Конспект урока обществознания 9 класс " Политика и власть".
Предмет обществознаниеКласс 9Тип урока урок-исследование, урок формирования нового знанияТехнология урока Технология организации самостоятельной деятельности школьников, технология исследователь...