Конспект урока обществознания (8 класс) по теме "Собственность".
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Конспект урока по теме "Собственность"  в рамках курса Обществознания 8 класс. Основные понятия рассматриваемые на уроке: имущественные отношения, собственность, право собственности, формы собственности, правовая защита прав собственности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sobstvennost.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Собственность».

Цель урока: изучить понятие собственность, особенности и специфику имущественных отношений.

Задачи:

  1. Изучить понятия имущественные отношения, собственность как юридическую и экономическую категорию, формы собственности, основания приобретения прав собственности.
  2. Рассмотреть правовые механизмы защиты прав собственности.
  3. Создать условия для развития умений анализировать, сопоставлять, работать в группе, оценивать результаты своей деятельности.
  4. Создание условий для формирования финансовой компетентности и  правовой культуры учащихся.

Форма урока:  изучение нового материала.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с текстом, презентация.

Планируемые результаты:

Предметные - изучить основные понятия по теме: имущественные отношения, собственность как юридическую и экономическую категорию, формы собственности, правовое обеспечение прав собственности.

Метапредметные - умение находить информацию в тексте и работать с ней, сравнивать и сопоставлять понятия и явления, формулировать проблему и находить возможные варианты ее решения, оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные – умение участвовать в диалоге, учитывать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения и выбор.

       Организационная структура урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Добрый день! Тема сегодняшнего урока: «Собственность».

Запишите тему урока. Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить в процессе урока?

Учитель помогает учащимся систематизировать предложения и оформить в план урока:

  1. Имущественные отношения.
  2. Собственность.
  3. Формы собственности.
  4. Права собственности.

Записывают тему урока.

Учащиеся формулируют какие вопросы должны быть освещены в процессе урока.

Изучение нового материала

     Имущественными отношениями называют отношения между людьми,  возникающие по поводу имущества, в основе таких отношений лежит право на собственность. Например,  договорные отношения (договор купли-продажи) [1, с.161].

Основу имущественных отношений составляют отношения собственности.

Собственность - это принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам – собственникам; юридическое право на такую принадлежность, на владение, пользование и распоряжение объектом собственности. [1, 251]. Запишите определение понятия.

Собственность рассматривается как:

-экономическая категория;

-юридическая категория.

Таким образом, право собственности - это совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность материальных благ конкретным людям                     [1,с. 162].

Работа с документом. Прочитайте фрагмент статьи 35 Конституции Российской Федерации (с. 163 учебника).  Какие права собственности вы встретили при изучении текста?

Различают несколько форм собственности:

-частная;

-государственная;

-муниципальная;

-собственность общественных организаций.

Рассмотрите примеры. Определите, какая форма собственности  представлена в каждом случае:

- здание городского Дома культуры;

- дачный участок гражданина И.;

- здание областного Краеведческого музея.

Как вы думаете, на каких основаниях человек может стать собственником?

Учитель обобщает и систематизирует представленные ответы.

Английскому философу Дж. Локку принадлежат такие слова: «Правительство не имеет другой цели кроме обеспечения прав собственности»  [1, 167].

Что имел в виду автор? Согласны ли вы с его мнением?

Учитель обобщает высказывания: государство, правоохранительные органы, опираясь на силу закона, обеспечивают защиту прав собственности граждан.

Изучение нового материала. Работа с материалами презентации.

Записывают определение в тетрадь.

Обсуждают, сравнивают категории.

Изучают содержание документа, анализируют, определяют описанные права собственности.

Изучают примеры, классифицируют по формам собственности.

Приводят примеры, рассуждают.

Анализируют высказывание. Аргументируют свою точку зрения.

Закрепление изученного материала

  1. Индивидуальная работа. Прочитайте текст по теме «Собственность» дополните пропуски.

  1. Групповая работа:

Учащиеся делятся на группы. Каждой группе предлагается выбрать одно из предложенных высказываний и аргументировать свою точку зрения:

- «Собственность – это кража», П.Ж. Прудон.

-«Право собственности есть творческий и охранительный принцип всякого общества»,  С.Ф. Растопчина.

- «Право собственности позволяет прилежному человеку жать там, где он сеял» (англ. изречение).

[1,с.167]

1.Выполняют задание в раздаточном материале (заполняют пропуски в тексте).

2. Учащиеся работают в группах. Обсуждают высказывания, находят аргументы.

Презентуют результаты работы.

Рефлексия

Оцените, как сегодня прошел урок, как вам удалось сегодня поработать. Ответьте на вопросы:

-Что я узнал сегодня нового?

-Что показалось мне легким, что вызвало затруднения?

-Что еще я хотел бы узнать в рамках этой темы?

-Как я оцениваю свою работу на уроке (индивидуальную, в группе)?

Рефлексия. Ученики оценивают  свои достижения, проделанную работу на уроке.

Домашнее задание

  • 1.параграф 19 прочитать, пересказать, выучить понятие собственность.
  • 2. дополнительное задание (по желанию):

напишите небольшое эссе, опираясь на высказывание древнегреческого философа Пифагора: «Гражданин без собственности не имеет отечества»[1, с.167]. Согласны ли Вы с мнением автора? Как Вы понимаете смысл данного высказывания?

Литература:

  1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. Учебник. Обществознание. 8 класс. М.: Просвещение, 2019
  2. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф.  Иванова и др. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс, М.: Просвещение, 2019
  3. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 8 класс/Сост. А.В. Поздеев, М.: ВАКО, 2017

Приложение 1.

Текст «Собственность».

«Имущественные отношения – это отношения между людьми по поводу_____________Понятие собственности рассматривают как экономическое и ______________ понятие. В качестве субъекта права собственности выступают юридические и ________________лица. Выделяют несколько форм собственности: государственную, частную, __________________Все формы собственности ________________».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания 11 класс

Конспект урока обществознания 11 класс "Современная научная картина мира. Философский взгляд"...

Конспект урока обществознания 7 класс "Социальная среда подростка"

Подробный конспект урока обществознания в рамках технологии проблемного диалога. 7 класс, учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А....

конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»

Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...

Конспекты уроков обществознания 8 класса по программе А.И.Кравченко

Материал содержит конспекты уроков по обществознанию....

Конспект урока обществознания 5 класс "Отрочество - особая пора" по учебнику Боголюбова Л.Н.

Второй урок по теме «Отрочество – особая пора» в форме игры-соревнования....

Конспект урока обществознания 9 класс " Политика и власть".

Предмет обществознаниеКласс  9Тип урока урок-исследование, урок формирования нового знанияТехнология урока Технология организации самостоятельной деятельности школьников, технология исследователь...