Конспект урока обществознания 10 класс. Тема: "Религия. Влияние религии на развитие культуры"
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс)

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_religiya.docx31.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Религия. Влияние религии на развитие культуры» 10 класс

Цель: определить сущность религии, ее влияние на развитие культуры.

Задачи:

- Предметные: сформировать у учащихся представление о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры; показать роль религии и религиозных организаций в жизни современного общества и развитие культуры; сформировать ряд понятий и представлений о структуре, видах и функциях религии;

- Метапредметные: формировать у учащихся умение самостоятельно находить материал, выбирать главное, анализировать; развивать умение формулировать и аргументировать свою точку зрения;

- Личностные: способствовать формированию культуры отношения к религии и религиозным организациям на основе законодательства о свободе совести; быть терпимым к вероисповеданиям людей, толерантным к различным культурам и религиям.

Основные понятия: религия, магия, анимизм, тотемизм, фетишизм, мировые религии, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Средства обучения:

  1. Учебник «Обществознание», п.14,
  2. дополнительный материал
  3. компьютер, проектор, экран,
  4. презентация

Ход урока

СЛАЙД ЧЕРНЫЙ

I. Организационный момент

Мы продолжаем работу над главой - Общество как мир культуры.

Напомните мне сферы общественной жизни.

Перечислите компоненты, которые входят в духовную сферу.

Что такое культура? (это все результаты материальной и духовной деятельности людей. )

Назовите виды культуры по характеру удовлетворяемых потребностей (материальная, духовная)

по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая

II. Формулирование темы, цели и задач урока:

Когда мы говорим о духовной культуре, мы имеем в виду всё, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, учёные, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.

Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.

Обратим внимание и на то, что даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «Не лги, чтобы тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.

    Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

    А жизнь людей мгновенна и убога,

    НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК,

    Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилёв

Вы уже определили, какая тема урока у нас сегодня?

СЛАЙД 2. Тема урока «Религия. Влияние религии на развитие культуры»

- Исходя из темы, сформулируйте задачи нашего урока.

 - познакомиться с понятием религия

- узнать виды религии

- познакомиться с функциями религии

- узнать какую роль играет религия в жизни современного обществ)

- Верно.

- Все эти задачи будут направлены на достижение следующей цели: определить сущность религии, ее влияние на развитие культуры.

III. Изучение нового материала:

1. Понятие религии.

- Важнейшую роль в духовной жизни общества играла и играет религия. Она появилась в глубокой древности. Истории неизвестны безрелигиозные народы и племена, на какой бы стадии развития они не находились.

- Давайте же сначала дадим определение понятию: РЕЛИГИЯ.

СЛАЙД 3. Религией обычно называют мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил, Бога. Сам термин происходит от латинского слова religio  - благочестие, набожность.

Основными составляющими частями религии являются религиозное сознание, или религиозная вера, религиозный культ (обряды) и организации верующих.

Человек может не относиться к какой-то религиозной общине, не следовать религиозным нормам, не участвовать в обрядах, и, тем не менее, быть верующим, если ему присуще религиозное сознание.

Известный французский философ Вольтер писал: «Если бы Бога не было, его стоило бы выдумать». Этими словами он подчёркивал важные общественные функции религии.

СЛАЙД ЧЕРНЫЙ

- Давайте попробуем сформулировать и перечислить функции религии. Раздаточный материал (Приложение 1)

2. Функции религии СЛАЙД 5

1. Мировоззренческая. Она формирует у людей определенную картину мира, дает ответ на вопросы о происхождении всего, что нас окружает, о сущности человека, его места в мире и смысле его жизни.

2. Регулятивная. Религия регулирует поведение человека в обществе. Она формулирует основные жизненные принципы, например, «не убий», «не укради», «не солги». Верующие должны соблюдать определенные нормы, следовать установленным правилам.

3. Воспитательная. Религия способствует социализации человека, прививает определенные правила поведения в обществе. 

4. Утешительно-компенсаторная. Религия помогает человеку найти утешение и надежду в сложных жизненных обстоятельствах. Уповая на помощь Бога, верующий человек находит в себе силы изменить отношение к тем проблемам, с которыми он столкнулся, увидеть новые жизненные ориентиры.

5. Коммуникативная. Обеспечивает общение: верующих друг с другом, с Богом.

6. Интегрирующая (дезинтегрирующая). Религия часто выступает в роли объединяющей людей идеи. Правда, различия в верованиях могут порождать и конфликты, вражду, ненависть. Поэтому большую роль в обеспечении стабильного развития общества играет веротерпимость как государственная политики, и как черта личности.

7. Культуротранслирующая. И, наконец, религия способствует накоплению и передачи от поколения к поколению целого пласта культурного наследия. К нему мы можем отнести религиозные верования и нормы, сочинения религиозных философов и писателей,  храмы с их внутреннем убранством … Религиозные сюжеты стали источником вдохновения для многих художников, скульпторов, писателей, драматургов

3.  Типология религии

У разных народов в разные времена встречались различные формы и виды религии

Выделяют несколько классификаций религии.

1. В зависимости от количества богов: СЛАЙД 6

  • Многобожие или политеистические религии – вера в существование множества богов (древнегреческие и древнеегипетские верования, язычество, тотемизм, индуизм и т.д.)
  • Единобожие или монотеистические религии – вера в существование единого Бога (христианство, мусульманство, иудаизм и т.д.)

Физминутка  СЛАЙД ЧЕРНЫЙ

2. В зависимости от территории распространения и количества верующих:

Самыми древними формами религии являются тотемизм, фетишизм, магия и анимизм.   Ранние формы религии. Выступление детей.

СЛАЙД 8 Тотемизм – это вера в сверхъестественную связь коллектива людей, рода, с животным предком. Тотемом обычно называют объемное изображение этого животного и его самого. С ним были связаны различные обряды. Обычно мясо этого животного нельзя было употреблять в пищу, но в особые дни его, наоборот, ели, чтобы восстановить прежнее единство. В честь тотема устраивали праздники, переодевались в него, приносили жертвы или просто угощения. Скажем, некоторые племена восточных славян отмечали праздник «Комоедица». Весной, обычно в начале апреля, в лесу оставляли гороховую кашу – «комы», чтобы проснувшийся медведь не остался голодным.  

СЛАЙД 8 Анимизм – вера в существование особой нематериальной субстанции – души. Можно сказать, что анимизм – основа любой религии. Душа, считают верующие, есть у человека, она может существовать и после его смерти. Душой люди наделяли и окружающие предметы: животных, растения, даже реки, камни, горы, то есть предметы, на первый взгляд, абсолютно неодушевленные.

Некоторые проявления этих древних форм религии сохраняются и в современных верованиях.

СЛАЙД 8 Фетишизм – вера в сверхъестественные способности неодушевленных предметов. Люди считали, что некоторые вещи имеют особую, охранительную или вредящую силу. Их использовали в качестве амулетов, оберегов. Древние охотники носили на груди клыки или зубы убитых животных, считая, что они увеличат их силу или уберегут от нападения диких зверей. Охранительную роль играла и вышивка на одежде. Не случайно ее размещали там, где наиболее возможным было проникновение злых сил – на швах, отверстиях, прорезях.  

СЛАЙД 8  Шаманизм (также шаманство) — древняя религия, в основании которой лежит вера в общение шамана с духами в состоянии транса . Шаманизм связан с магиейанимизмомфетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах

СЛАЙД ЧЕРНЫЙ 

По территории распространения религии принято делить на национальные и мировые. Назовите мировые религии.

классификацию по территории распространения я предлагаю составить самостоятельно. (Приложение 2)

СЛАЙД 10 проверяем

А что отличает мировые религии? Предлагаю посмотреть

СЛАЙД 11

4. Влияние религии на развитие культуры

Религиозное сознание большинства людей сосуществует со светским сознанием. Если религиозное сознание основано на вере в то, что всё предопределено и Бог творец всего, то светское сознание опирается на силу разума и логического мышления. Светскому сознанию человека характерно убеждение в том, что человек — творец собственной судьбы. Отделение церкви от школы и государства является позицией светского сознания.

СЛАЙД 12 В ст. 14 Конституции РФ наша страна объявлена светским государством. РФ — это многонациональное и многоконфессиональное государство. В ней нет официальной государственной религии. А вероисповедание является личным делом каждого человека. Все религии и религиозные объединения равны перед законом и отделены от государства. Это означает, что:

во-первых, государство не вмешивается в решение гражданином вопроса своей религиозной принадлежности;

во-вторых, религиозные организации не могут влиять на сферы деятельности органов государства.

Ст. 28 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину свободу совести и свободу вероисповедания. Согласно данной норме гражданин имеет право исповедовать любую религию (кроме экстремистской) или не исповедовать никакой. Понятие свободы совести намного шире понятия свободы вероисповедания.

Свобода вероисповедания — это свобода в выборе религии. 

Религия не передаётся по наследству. В семье могут быть люди разных религиозных взглядов. Религиозные взгляды можно менять в течение жизни. 

Свобода совести — это свобода морально этических воззрений, право иметь любые убеждения, в том числе верить в Бога или быть атеистом.

Атеизм — система взглядов и убеждений, отрицающих существование Бога и сверхъестественных сил.

IV. Закрепление нового материала.

Вокруг нас живут люди с разными религиозными взглядами и атеисты (те, кто отрицает существование Бога). Так важно помнить, что все мы – часть общества, живущего на этой прекрасной планете. И чтобы это общество продолжало существовать, нам надо научиться жить в мире.

СДАЙД 13-16Теперь давайте перейдем к практике и посмотрим, какие примерно тестовые задания могут попасться вам на ЕГЭ по обществознанию. После решения нижеприведенных заданий обязательно закрепите пройденный материал самостоятельно: на официальном сайте ФИПИ найдите задания из открытого банка заданий ЕГЭ по обществознанию.

Рассмотрим примерные тестовые задания

1. Выберите верные суждения о религии и запишите цифры. Под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

  1. К мировым религиям относятся христианство и иудаизм
  2. Древнейшей мировой религией является буддизм
  3. Компенсаторная функция религии проявляется в том, что религия дает верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций
  4. Одним из признаков национальных религий является эгалитарность (равенство)
  5. Воспитательная функция религии заключается в том, что она способствует социализации индивида, прививая определенные правила и навыки поведения в обществе.

Правильный ответ: 235

2. Выберите верные суждения о религии и запишите цифры. Под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания

  1. религиозная вера включает в себя нормы морали, нарушение которых считается грехом
  2. К мировым религиям относится иудаизм
  3. Одним из признаков мировой религии является эгалитарность (равенство)
  4. Регулятивная функция религии обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры
  5. К ранним формам религии относятся тотемизм и анимизм.

Правильный ответ: 135

3. Р. И м. являются прихожанами лютеранской церкви в г. Стокгольме. Они познакомились на службе, создали семью. Если у них в семье происходят какие-то размолвки, неприятности, они первым делом идут за советом к пастору. Они убеждены, что их толкование Священного Писания является единственно верным. Выберите в приведенном ниже функции религии, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Мировоззренческая
  2. Компенсаторная
  3. Коммуникативная
  4. Эстетическая
  5. хозяйственная

Правильный ответ: 123

4. Установите соответствие между названием религии и её характеристикой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

А) иудаизм

Б) индуизм

В) буддизм

Г) христианство

Д) тотемизм

 

1) первобытная

2) мировая

3) национальная

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Ответ: 33221

V. Подведение итогов.

- Какова была цель нашего урока?

- Мы ее достигли? Докажите. Где вам может пригодиться материал, изученный на уроке?

В целом, религия имеет сложное воздействие на общество и на человека в частности. Она может способствовать формированию морали и нравственности, но также может порождать конфликты и негативные социальные явления. Поэтому важно осознавать и анализировать влияние религии на свою жизнь и общество в целом.

СЛАЙД 17

VI. Д/З:

- Параграф 14, вопросы устно.

- Выписать плюсы и минусы влияния религии на общество.

VII. Рефлексия

Роль религии в жизни общества:

«+»

  • один из компонентов духовной культуры
  • один из институтов общества
  • специфический тип мировоззрения
  • совокупность моральных принципов
  • активно участвует в жизни общества
  • одно из средств социального контроля
  • сообщество людей, связанных единой верой
  • компенсаторная функция — утешение

«-»

  • способствует развязыванию войн
  • страх как фактор поддержания религиозности
  • догматичность. (убеждение в истинности веры и отрицание других верований. Большинство религиозных догматиков считают, что их верования правильны, и не признают возможность ошибок или несовершенства. Это часто приводит к пренебрежению другими религиями и несогласными верующими).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-семинара по теме Религия в 9 классе.

На уроке проверялось усвоение основных понятий, различных форм и видов религий, умение аргументировать....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС ТЕМА: РЕЛИГИЯ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС ТЕМА: РЕЛИГИЯ...

Презентация по обществознанию по теме "Религия как элемент духовной культуры. Мировые религии".

Презентация является дополнением к занятию при изучении темы "Религия"...

Конспект урока по ОДНКНР в 5 классе на тему "Роль религии в развитии культуры"

Интегрированный (бинарный) урок по ОДНКНР и Изобразительному искусству в 5 классе на тему "Роль религии в развитии культуры", включающий мастер-класс по созданию магнитов из природного матер...

Презентация к уроку по ОДНКНР в 5 классе на тему "Роль религии в развитии культуры"

Интегрированный урок по ОДНКНР и Изобразительному искусству в 5 классе на тему "Роль религии в развитии культуры". Учебник Виноградова Н.Ф....