Урок на тему "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по обществознанию ( класс) на тему

Соковикова Наталья Дмитриевна

Урок на тему "Милосердие и сострадание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon miloserdie_i_sostradanie.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Милосердие и сострадание.

Цель урока:

1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.

2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,

3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.

Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, карточки со словами, лепестки «Цветика – Семицветика».

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Вот и начался  урок

Он пойдёт сегодня впрок.

Нам надо многое узнать.

И ничего не упускать.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Беседа. Примерные вопросы для беседы с учащимися:

- Какие заповеди вам были известны?

- О каких заповедях вы узнали на прошлом уроке?

- Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем?

2. Конкурс «Век живи – век учись».

- Какие пословицы, поговорки, крылатые слова вы нашли?

  • Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.
  • Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.
  • Помнящий добро никогда не сотворит зла.
  • Где есть любовь — там нет греха, где грех — там не бывает любви.
  • Гордость, обедающая с тщеславием, ужинает с бедностью.
  • Десять заповедей пришли к нам с неба, потому их трудно выполнять на земле.
  • Когда Всевышний творит добро, он не хвастается.
  • Мир исчезнет не оттого, что много людей, а оттого, что много нелюдей.
  • Мир прекрасен, только люди его портят.
  • Хоть бы все законы пропали, только бы люди правдой жили.
  • Недолго той земле стоять, где учат уставы ломать.

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

III. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.

- Сегодня мы будем вести серьёзный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).

- И так я приглашаю вас к разговору о милосердии, сострадании, долге, ответственности.

Давайте разберём по составу слова: сострадание  и милосердие.

- Как вы понимаете значение слов: "милосердие" (милое сердцу, хорошее, доброе),

«сострадание» (со – страдать, сочувствовать, переживать), «долг» (обязанность, необходимость)?

IV. Работа с пословицами, высказываниями и афоризмами.

- Ребята, давайте прочитаем высказывания мудрых людей.

  • Сострадание правит миром (Древнеиндийский афоризм)

  • Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций)

  • Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире (Зигфрид Ленц)

-  Как вы их понимаете? (Выслушиваются высказывания детей)

- В каких произведениях вы встречались с проявлениями милосердия и сострадания? (В.Катаев «Цветик  -  Семицветик», Владимир Железников "Чучело" , В.Бианки «Рассказы о животных» и т.д.)

   Милосердие и сострадание. По определению В. И. Даля, это “сердце-болие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность".  

   Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье.

   В наше бурное время такие чувства, как милосердие и сострадание многим кажутся пережитком старины. Попрание нравственных законов привело к тому, что чувства эти забыты.

   Думаю, наше поколение сможет возродить забытые чувства милосердия и сострадания к ближнему, сделать их главными в жизни. Надежным помощником вам будет наш курс ОРКСЭ, освещающий путь к светлому будущему. Ведь он учит делать добро так, чтобы оно стало естественным в жизни человека, стало обыкновенным.

V. Физминутка.

Мы дружно трудились.

Немножко устали,

Быстро все сразу,

За партами встали.

Руки поднимаем,

И очень легко

Всей грудью вдохнём глубоко.

VI .  Продолжение работы по новой теме.

1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

2. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

3.  Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся (стр. 45 учебника)

VII. Групповая работа.

- Так каким же должен быть человек? Как он должен относиться к другим людям? (Ответы детей)

- Выберите  те качества, которыми должен обладать настоящий человек. (Дети работают в группах. На карточках записаны слова: милосердие, сострадание, долг, человечность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)

- Какие качества вы выбрали? Почему?

- Почему оставили карточки со словами «злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм»?

VIII.  Практические упражнения.

1. Игра «Цветик – Семицветик».

Перед вами на партах лепестки от «Цветика – Семицветика»  (Лепестки нарисованы на бумаге и лежат на партах)

Подумайте, что вы за сегодняшний день сделали доброе. Напишите об этом на лепестках и прикрепите их к сердцевине нашего цветка.

(Дети работают и прикрепляют лепестки к сердцевине, изображенной на рисунке на доске).

Богатый урожай получился.

- Какое чувство возникает у вас, когда вам делают что – то доброе?

IX. Подведение итогов урока.

   Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: "Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда... и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..."

- Ребята, прислушайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких и ближних  людей. Ведь ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.

X.  Рефлексия.

1 .Самооценка учащихся.

Вот и подходит наш урок к концу.

- Поднимите руку те учащиеся, которым:        

  • Урок понравился, мне было интересно.
  • Мало узнал на уроке, только время потерял.
  • Много узнал  на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме.
  • Урок не понравился, мне было скучно.

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке по следующему плану:

  • Меня удивило…
  • Произвело впечатление…
  • Мне понравилось…
  • Меня восхищает…
  • Я любуюсь…
  • Мне пришлось по душе…
  • Мне запомнилось…
  • Я считаю, что…

  1. Задание по парам (по выбору учащихся)

Составить синквейн со словами: сострадание, милосердие, долг, любовь.

Возможные синквейны учащихся:

1. Сострадание.                                                             1. Милосердие.

2. Любящий, отзывчивый.                                            2. Добрый, переживающий.

3. Сочувствовать, переживать, помогать.              3. Проявлять, поддерживать, любить.

4. Мы должны проявлять сострадание.                    4. Помогать нуждающимся в помощи

5. Необходимо.                                                              5. Забота.

1. Долг.                                                                             1. Любовь.

2. Ответственный, стремительный.                         2. Красивая, искренняя

3.  Служить, дорожить.                                              3. Любить, заботиться.

4. Долг каждого служить Родине.                             4.Любовь – это большое счастье.

5. Обязанность.                                                            5. Благодать.

XI. Задание на дом (на выбор):

1). Спросите родителей и членов семьи, какие книги о долге, милосердии и сострадании они порекомендуют вам прочитать.

2). Подготовьте рассказ (устный или письменный) о проявлении милосердия и сострадания.

                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                  «Шарагольская средняя общеобразовательная школа»

                     Модуль «Основы мировых религиозных культур»

                    Конспект урока на тему: «Милосердие и сострадание»

                                    Разработала: учитель  истории и обществознания;

                                                           учитель│ категории Соковикова Н.Д.

                           2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по литературе в 7 классе на тему "Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?"

Презентация поможет учащимся 7 класса подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему "Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?" по произведениям Леонида Андреева "Кусака" и Андрея Платонова...

Тема урока: «Без доброты и сострадания нет человека»

Нравственная проблематика.(Урок - размышление по повести Владимира Галактионовича Короленко«Дети подземелья»)...

Урок ОРКСЭ №12 Милосердие и сострадание

Данный урок по теме: "Милосердие и сострадание" №12 разработан по курсу "Основы религиозных культур и светкой этики", модуль "Основы православной культуры". Урок способствует формированию у учащи...

Урок по ОПК в рамках курса ОРКСЭ 4-5 класс "Милосердие и сострадание"

Урок по ОПК в рамках курса ОРКСЭ в 4-5 классах, учебник А.Кураева. Цель - познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к вра...

Урок литературы в 7 классе_Рассказ Андрея Платонова «Юшка» - призыв к состраданию и уважению

Тема урока: «Жить по законам человечности…»Урок разработан в целях необходимости пробуждения интереса к прозе Андрея Платонова, к личности писателя; возможности формирования умения учащихся определять...

Презентация к уроку литературы в 11классе "Истина или сострадание"(по пьесе М.Горького "На дне")

Данная презентация помогает наиболее доходчиво помочь учащимся разобраться в авторском отношении к человеку. Сатин и Лука не просто антиподы, они относятся к человеку по-разному, этот спор вечен. В пр...

Урок-размышление по произведению Л.Н.Толстого "Детство". Урок любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева.

Урок-размышление по произведению Л.Н. Толстого "Детство". Учащиеся в результате разговора приходят к выводу, какие уроки Николенька Иртеньев извлекает из своего детства, анализируют его поступки, взаи...