Урок на тему "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по обществознанию ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Милосердие и сострадание.
Цель урока:
1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.
2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,
3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.
Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, карточки со словами, лепестки «Цветика – Семицветика».
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Вот и начался урок
Он пойдёт сегодня впрок.
Нам надо многое узнать.
И ничего не упускать.
II. Проверка домашнего задания.
- Беседа. Примерные вопросы для беседы с учащимися:
- Какие заповеди вам были известны?
- О каких заповедях вы узнали на прошлом уроке?
- Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем?
2. Конкурс «Век живи – век учись».
- Какие пословицы, поговорки, крылатые слова вы нашли?
- Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.
- Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.
- Помнящий добро никогда не сотворит зла.
- Где есть любовь — там нет греха, где грех — там не бывает любви.
- Гордость, обедающая с тщеславием, ужинает с бедностью.
- Десять заповедей пришли к нам с неба, потому их трудно выполнять на земле.
- Когда Всевышний творит добро, он не хвастается.
- Мир исчезнет не оттого, что много людей, а оттого, что много нелюдей.
- Мир прекрасен, только люди его портят.
- Хоть бы все законы пропали, только бы люди правдой жили.
- Недолго той земле стоять, где учат уставы ломать.
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
III. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.
- Сегодня мы будем вести серьёзный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).
- И так я приглашаю вас к разговору о милосердии, сострадании, долге, ответственности.
Давайте разберём по составу слова: сострадание и милосердие.
- Как вы понимаете значение слов: "милосердие" (милое сердцу, хорошее, доброе),
«сострадание» (со – страдать, сочувствовать, переживать), «долг» (обязанность, необходимость)?
IV. Работа с пословицами, высказываниями и афоризмами.
- Ребята, давайте прочитаем высказывания мудрых людей.
- Сострадание правит миром (Древнеиндийский афоризм)
- Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций)
- Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире (Зигфрид Ленц)
- Как вы их понимаете? (Выслушиваются высказывания детей)
- В каких произведениях вы встречались с проявлениями милосердия и сострадания? (В.Катаев «Цветик - Семицветик», Владимир Железников "Чучело" , В.Бианки «Рассказы о животных» и т.д.)
Милосердие и сострадание. По определению В. И. Даля, это “сердце-болие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность".
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье.
В наше бурное время такие чувства, как милосердие и сострадание многим кажутся пережитком старины. Попрание нравственных законов привело к тому, что чувства эти забыты.
Думаю, наше поколение сможет возродить забытые чувства милосердия и сострадания к ближнему, сделать их главными в жизни. Надежным помощником вам будет наш курс ОРКСЭ, освещающий путь к светлому будущему. Ведь он учит делать добро так, чтобы оно стало естественным в жизни человека, стало обыкновенным.
V. Физминутка.
Мы дружно трудились.
Немножко устали,
Быстро все сразу,
За партами встали.
Руки поднимаем,
И очень легко
Всей грудью вдохнём глубоко.
VI . Продолжение работы по новой теме.
1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
2. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
3. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся (стр. 45 учебника)
VII. Групповая работа.
- Так каким же должен быть человек? Как он должен относиться к другим людям? (Ответы детей)
- Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий человек. (Дети работают в группах. На карточках записаны слова: милосердие, сострадание, долг, человечность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)
- Какие качества вы выбрали? Почему?
- Почему оставили карточки со словами «злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм»?
VIII. Практические упражнения.
1. Игра «Цветик – Семицветик».
Перед вами на партах лепестки от «Цветика – Семицветика» (Лепестки нарисованы на бумаге и лежат на партах)
Подумайте, что вы за сегодняшний день сделали доброе. Напишите об этом на лепестках и прикрепите их к сердцевине нашего цветка.
(Дети работают и прикрепляют лепестки к сердцевине, изображенной на рисунке на доске).
Богатый урожай получился.
- Какое чувство возникает у вас, когда вам делают что – то доброе?
IX. Подведение итогов урока.
Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: "Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда... и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..."
- Ребята, прислушайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких и ближних людей. Ведь ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.
X. Рефлексия.
1 .Самооценка учащихся.
Вот и подходит наш урок к концу.
- Поднимите руку те учащиеся, которым:
- Урок понравился, мне было интересно.
- Мало узнал на уроке, только время потерял.
- Много узнал на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме.
- Урок не понравился, мне было скучно.
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке по следующему плану:
- Меня удивило…
- Произвело впечатление…
- Мне понравилось…
- Меня восхищает…
- Я любуюсь…
- Мне пришлось по душе…
- Мне запомнилось…
- Я считаю, что…
- Задание по парам (по выбору учащихся)
Составить синквейн со словами: сострадание, милосердие, долг, любовь.
Возможные синквейны учащихся:
1. Сострадание. 1. Милосердие.
2. Любящий, отзывчивый. 2. Добрый, переживающий.
3. Сочувствовать, переживать, помогать. 3. Проявлять, поддерживать, любить.
4. Мы должны проявлять сострадание. 4. Помогать нуждающимся в помощи
5. Необходимо. 5. Забота.
1. Долг. 1. Любовь.
2. Ответственный, стремительный. 2. Красивая, искренняя
3. Служить, дорожить. 3. Любить, заботиться.
4. Долг каждого служить Родине. 4.Любовь – это большое счастье.
5. Обязанность. 5. Благодать.
XI. Задание на дом (на выбор):
1). Спросите родителей и членов семьи, какие книги о долге, милосердии и сострадании они порекомендуют вам прочитать.
2). Подготовьте рассказ (устный или письменный) о проявлении милосердия и сострадания.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шарагольская средняя общеобразовательная школа»
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Конспект урока на тему: «Милосердие и сострадание»
Разработала: учитель истории и обществознания;
учитель│ категории Соковикова Н.Д.
2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по литературе в 7 классе на тему "Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?"
Презентация поможет учащимся 7 класса подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему "Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?" по произведениям Леонида Андреева "Кусака" и Андрея Платонова...
Тема урока: «Без доброты и сострадания нет человека»
Нравственная проблематика.(Урок - размышление по повести Владимира Галактионовича Короленко«Дети подземелья»)...
Урок ОРКСЭ №12 Милосердие и сострадание
Данный урок по теме: "Милосердие и сострадание" №12 разработан по курсу "Основы религиозных культур и светкой этики", модуль "Основы православной культуры". Урок способствует формированию у учащи...
Урок по ОПК в рамках курса ОРКСЭ 4-5 класс "Милосердие и сострадание"
Урок по ОПК в рамках курса ОРКСЭ в 4-5 классах, учебник А.Кураева. Цель - познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к вра...
Урок литературы в 7 классе_Рассказ Андрея Платонова «Юшка» - призыв к состраданию и уважению
Тема урока: «Жить по законам человечности…»Урок разработан в целях необходимости пробуждения интереса к прозе Андрея Платонова, к личности писателя; возможности формирования умения учащихся определять...
Презентация к уроку литературы в 11классе "Истина или сострадание"(по пьесе М.Горького "На дне")
Данная презентация помогает наиболее доходчиво помочь учащимся разобраться в авторском отношении к человеку. Сатин и Лука не просто антиподы, они относятся к человеку по-разному, этот спор вечен. В пр...
Урок-размышление по произведению Л.Н.Толстого "Детство". Урок любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева.
Урок-размышление по произведению Л.Н. Толстого "Детство". Учащиеся в результате разговора приходят к выводу, какие уроки Николенька Иртеньев извлекает из своего детства, анализируют его поступки, взаи...