Тема урока: «Без доброты и сострадания нет человека»
методическая разработка по русскому языку по теме

Нравственная проблематика.

(Урок - размышление по повести Владимира Галактионовича Короленко

«Дети подземелья»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_razmyshlenie_po_povesti_korolenko_deti_podzemelya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Без доброты и сострадания нет человека»

Нравственная проблематика.

(Урок - размышление по повести Владимира Галактионовича Короленко

«Дети подземелья»)

Глава «Кукла»

Цель урока: повторить биографию писателя; продолжить знакомство школьников с творчеством писателя; обогатить их словарный запас; воспитать чувства милосердия, гуманизма, уважения к человеку.

Оборудование урока: портрет В.Г. Короленко; выставка произведений писателя, иллюстрации, рисунки учащихся, учебник «Литература. 6 кл.» под редакцией Москвина Г.В., мультимедиа.

Эпиграф урока: «Главное, чтобы в груди был не камень, а кусок человеческого сердца».   (В.Г. Короленко).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Тема урока «Без доброты и сострадания нет человека». Это нравственная проблематика. Сегодня мы повторим биографию писателя, будем работать над развитием речи, обогащением словарного запаса, продолжим знакомство с творчеством писателя, анализ главы «Кукла», будем воспитывать чувства сострадания и доброты.

У нас будет работать несколько служб: библиотечная, литературоведческая, творческая, искусствоведческая.

Работа по теме урока.

2.Проверка     домашнего     задания.     Дома     вы     читали     учебник, анализировали материал. Расскажите о жизни В.Г. Короленко.

Библиотечная служба

  1. Заведующая детской библиотеки дополнит вам рассказ.
  2. Описание портрета писателя (У него были особенные глаза, они светились добротой).

3. Каждый из вас получил листочек со словами: доброта, сострадание, сочувствие, милосердие, гуманизм, нравственность, ассоциация, проблема. Я просила вас поработать с толковым словарем и выписать значения слов.

 

Литературная служба

Чтение значений слов:

Проблема - задача, требующая разрешения.

Нравственность - правила определяющие поведение человека в обществе, духовные и душевные качества.

Ассоциация - связь между отдельными представлениями.

Доброта - отзывчивость, душевное расположение.

Сострадание - жалость, сочувствие.


Сочувствие - отзывчивое отношение к чужому чувству, к несчастью. Милосердие - готовность помочь кому-либо.

Гуманизм - человечность в отношении к людям.

4. Литературоведческая служба

Согласны ли вы с эпиграфом. Ваши размышления над эпиграфом. Привести примеры ваших эпиграфов.

5. Литературоведческая служба

Пересказ и анализ главы «Кукла».

1. Рассказать о последних днях Маруси (Доброта побеждает гнев отца).

6. Литературоведческая служба

Почему  могила  Маруси  стала тем  местом,   где  брат  и  сестра  думали, делились мыслями, давали обед? ( Маруся - символ любви и человеческого страдания. Надо помнить: в жизни есть горе и нужно стараться сделать мир добрее, лучше.).

  1. Творческая служба

Работа с ассоциативными «ежиками»


(Все герои связаны между собой многими чертами характера. «Ежик» показывает, главный герой – это Вася).

  1. Искусствоведческая служба

Галерея рисунков. Защита их. Иллюстрация в учебнике.

(Без сострадания и доброты нет человека.)

Литературоведческая служба

Ученики и учитель

9. Вывод

 Учитель:

-  Какие  же  уроки  жизни  дал  нам Короленко  в  повести?  ( Доброта  и сострадание - это норма жизни; чтобы понять человека, надо уметь ставить себя на его место; понимать и любить людей, сострадать им. Надо быть добрым, уметь принимать решения и нести за них ответственность.)

Учитель: автор старается пробудить интерес и уважение к человеку, учит беречь человека, убеждает в том, что любой из нас неповторим, любовь, доброта, сострадание присущи миру.

Кому из вас хотелось в конце урока сказать героине главы «Кукла»: «Прости нас, Маруся»?

10. Творческая служба

Чтение сочинений о Марусе, Васе, Валеке.

Тесты.

11. Домашнее задание.

Задание Е и З на странице 230. (Открыть учебник, прочитать вопросы.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

Урок-размышление по произведению Л.Н.Толстого "Детство". Урок любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева.

Урок-размышление по произведению Л.Н. Толстого "Детство". Учащиеся в результате разговора приходят к выводу, какие уроки Николенька Иртеньев извлекает из своего детства, анализируют его поступки, взаи...

Без доброты и сострадания нет человека... в 7 классе

Урок - размышление по рассказу А.П.Платонова "Юшка"...

Предмет: Русская словесность 7 класс Тема урока: М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

Предмет: Русская словесность  7 классТема урока: М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».Цель урока:Образовательная: помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова ...

Урок литературы "Без доброты и сострадания нет человека" (По рассказу А.П.Платонова "Юшка")

На уроке обучающиеся знакомятся с творчеством А.П.Платонова.  На примере  отношения главного героя рассказа "Юшка"  к другим персонажам обучающиеся учатся милосердию и добру....

Урок литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»). Тип урока...