Тема урока: «Без доброты и сострадания нет человека»
методическая разработка по русскому языку по теме
Нравственная проблематика.
(Урок - размышление по повести Владимира Галактионовича Короленко
«Дети подземелья»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_razmyshlenie_po_povesti_korolenko_deti_podzemelya.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Без доброты и сострадания нет человека»
Нравственная проблематика.
(Урок - размышление по повести Владимира Галактионовича Короленко
«Дети подземелья»)
Глава «Кукла»
Цель урока: повторить биографию писателя; продолжить знакомство школьников с творчеством писателя; обогатить их словарный запас; воспитать чувства милосердия, гуманизма, уважения к человеку.
Оборудование урока: портрет В.Г. Короленко; выставка произведений писателя, иллюстрации, рисунки учащихся, учебник «Литература. 6 кл.» под редакцией Москвина Г.В., мультимедиа.
Эпиграф урока: «Главное, чтобы в груди был не камень, а кусок человеческого сердца». (В.Г. Короленко).
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Тема урока «Без доброты и сострадания нет человека». Это нравственная проблематика. Сегодня мы повторим биографию писателя, будем работать над развитием речи, обогащением словарного запаса, продолжим знакомство с творчеством писателя, анализ главы «Кукла», будем воспитывать чувства сострадания и доброты.
У нас будет работать несколько служб: библиотечная, литературоведческая, творческая, искусствоведческая.
Работа по теме урока.
2.Проверка домашнего задания. Дома вы читали учебник, анализировали материал. Расскажите о жизни В.Г. Короленко.
Библиотечная служба
- Заведующая детской библиотеки дополнит вам рассказ.
- Описание портрета писателя (У него были особенные глаза, они светились добротой).
3. Каждый из вас получил листочек со словами: доброта, сострадание, сочувствие, милосердие, гуманизм, нравственность, ассоциация, проблема. Я просила вас поработать с толковым словарем и выписать значения слов.
Литературная служба
Чтение значений слов:
Проблема - задача, требующая разрешения.
Нравственность - правила определяющие поведение человека в обществе, духовные и душевные качества.
Ассоциация - связь между отдельными представлениями.
Доброта - отзывчивость, душевное расположение.
Сострадание - жалость, сочувствие.
Сочувствие - отзывчивое отношение к чужому чувству, к несчастью. Милосердие - готовность помочь кому-либо.
Гуманизм - человечность в отношении к людям.
4. Литературоведческая служба
Согласны ли вы с эпиграфом. Ваши размышления над эпиграфом. Привести примеры ваших эпиграфов.
5. Литературоведческая служба
Пересказ и анализ главы «Кукла».
1. Рассказать о последних днях Маруси (Доброта побеждает гнев отца).
6. Литературоведческая служба
Почему могила Маруси стала тем местом, где брат и сестра думали, делились мыслями, давали обед? ( Маруся - символ любви и человеческого страдания. Надо помнить: в жизни есть горе и нужно стараться сделать мир добрее, лучше.).
- Творческая служба
Работа с ассоциативными «ежиками»
(Все герои связаны между собой многими чертами характера. «Ежик» показывает, главный герой – это Вася).
- Искусствоведческая служба
Галерея рисунков. Защита их. Иллюстрация в учебнике.
(Без сострадания и доброты нет человека.)
Литературоведческая служба
Ученики и учитель
9. Вывод
Учитель:
- Какие же уроки жизни дал нам Короленко в повести? ( Доброта и сострадание - это норма жизни; чтобы понять человека, надо уметь ставить себя на его место; понимать и любить людей, сострадать им. Надо быть добрым, уметь принимать решения и нести за них ответственность.)
Учитель: автор старается пробудить интерес и уважение к человеку, учит беречь человека, убеждает в том, что любой из нас неповторим, любовь, доброта, сострадание присущи миру.
Кому из вас хотелось в конце урока сказать героине главы «Кукла»: «Прости нас, Маруся»?
10. Творческая служба
Чтение сочинений о Марусе, Васе, Валеке.
Тесты.
11. Домашнее задание.
Задание Е и З на странице 230. (Открыть учебник, прочитать вопросы.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».
Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...
Урок-размышление по произведению Л.Н.Толстого "Детство". Урок любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева.
Урок-размышление по произведению Л.Н. Толстого "Детство". Учащиеся в результате разговора приходят к выводу, какие уроки Николенька Иртеньев извлекает из своего детства, анализируют его поступки, взаи...
Без доброты и сострадания нет человека... в 7 классе
Урок - размышление по рассказу А.П.Платонова "Юшка"...
Предмет: Русская словесность 7 класс Тема урока: М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
Предмет: Русская словесность 7 классТема урока: М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».Цель урока:Образовательная: помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова ...
Конспект урока по литературе в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека» (По рассказу А.Платонова «Юшка»)
Заключительный урок по рассказу Ф. Платонова "Юшка"...
Урок литературы "Без доброты и сострадания нет человека" (По рассказу А.П.Платонова "Юшка")
На уроке обучающиеся знакомятся с творчеством А.П.Платонова. На примере отношения главного героя рассказа "Юшка" к другим персонажам обучающиеся учатся милосердию и добру....
Урок литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)
Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»). Тип урока...