Урок ОРКСЭ №12 Милосердие и сострадание
методическая разработка по теме
Данный урок по теме: "Милосердие и сострадание" №12 разработан по курсу "Основы религиозных культур и светкой этики", модуль "Основы православной культуры". Урок способствует формированию у учащихся представлений о милосердии и благотворительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_miloserdie_i_sotradanie.doc | 35 КБ |
miloserdie_i_sostradanie.rar | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме:
«Милосердие и сострадание»
модуля основы православной культуры компонента учебного курса
«Основы религиозной культуры и светской этики»
разработка учителя МБОУ СОШ №20
МО Новопокровский район
Краснодарского края
Бекетовой Светланы Владимировны
Учитель МБОУ СОШ №20
МО Новопокровский район
Бекетова С.В.
Тема: «Милосердие и сострадание».
Цель:
- Способствовать формированию у учащихся представлений о милосердии и благотворительности;
- Организовать ситуацию для развития доброты, умения сострадать, эмоциональной активности;
- Воспитывать личность, способную проявлять заботу о ближних.
Форма: Беседа.
Методы: Рассказ, диалог, использование мультимедийных технологий.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
В сопровождении мультимедийной презентации, под тихую музыку учитель читает стихотворение.
В глаза свои попробуй загляни
И стук сердечный свой послушай,
Когда больная кошка у двери
Иль руку тянет нищенка-прохожий.
Когда ребенок заливается навзрыд,
Когда собака лишь глазами просит,
Когда в коляске вечный инвалид,
Или больной старик, чей век уж прожит.
Глаза ты прячешь, молча уходя...
И не понятно твое сердце сжалось?
И если нет, то очень жаль тебя-
Ты больше всех заслуживаешь жалость.
Не страшно, если чувств не можешь проявить
И слез своих показывать не хочешь.
Но страшно, если ты душою инвалид,
И ничего не чувствуешь...Не можешь.
Учитель: О чем это стихотворение? Как можно озаглавить прочитанное стихотворение? К какому хорошему человеческому качеству призывает оно?
/ответы учеников/
Учитель: Все качества, которые вы перечислили можно назвать одним словом «Милосердие».
- Основная часть.
Учитель на слайде 1 представляет тему урока «Милосердие и сострадание» и затем слайд 2 приведены цитаты из словаря русского языка С.И. Ожегова «Милосердие – это готовность помочь кому–либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия» и А. Декурселя «Милосердие – это бесконечное прощение»/.
Беседа:
Учитель: Давайте поразмышляем:
- Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название урока?
- А как часто вы видели милосердие в реальной жизни?
- А как называются действия противоположные милосердию?
/жестокосердие/
Учитель: Для иллюстрации я прочитаю вам два стихотворения (слайд 3):
НИЩИЙ
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский
НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку
М. Ю. Лермонтов
Учитель: Какие понятия проиллюстрированы в этих стихотворениях?
/милосердие, жестокосердие/
Как связаны слова милосердие и милостыня? Какое слово говорит о
душевном качестве, а какое о конкретном его проявлении?
Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
Учитель: /работа с учебником/ Добрым качеством души человека является милосердие. Милосердный - это добрый человек, который всех жалеет, сочувствует, прощает. К каждому он относится, как к родному, к своему ближнему. Такому отношению к людям христиан учило Евангелие.
Однажды некий человек спросил Иисуса Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос Христос рассказал притчу.
Шёл человек из Иерусалима в другой город и попал в руки разбойников. Они забрали его одежду, изранили и оставили на дороге едва живым. В то время шёл той же дорогой один человек. Он посмотрел на несчастного и прошёл мимо. Так же поступил и второй прохожий. Но некий самарянин, увидев на дороге раненого, сжалился над ним. Он перевязал его раны, посадил на своего осла и привёз в гостиницу.
На другой день, отъезжая, дал хозяину гостиницы деньги и сказал: «Позаботься об этом человеке».
Окончив притчу, Иисус спросил: «Кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?» Слушавший ответил: «Проявивший к нему милосердие». Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».
Учитель: Кто такой ближний? (слайд 4)
а) это тот, кто нуждается в твоей помощи.
б )это тот, кто не оставит тебя в беде.
Учитель: А теперь задание (слайд 5). На экране вы видите слова. Их необходимо сгруппировать.
Выберете слова, относящиеся к милосердию и слова, относящиеся к жестокосердию.
(Бескорыстный, добрый, равнодушный, расчётливый, бесчувственный, делающий добро за добро, сострадательный, справедливый, безжалостный, отзывчивый).
Учитель: В столбике слов, относящимся к милосердию, какое слово на ваш взгляд наиболее значимое…– Бескорыстие
Учитель: я предлагаю вам поиграть в игру «Антонимы». Кто больше даст правильных ответов на вопрос: «Как стать милосердным человеком?», тот будет объявлен самым милосердным человеком в классе.
/на экране слайд 6 со словами, характеризующие отрицательные качества человека/
- Лениться и бездельничать? /трудиться/
- Быть жадным? /быть щедрым/
- Лицемерить и врать? /быть правдивым/
- Давать пустые обещания? /быть честным/
- Изменять дружбе? /дружить/
- Быть равнодушным к чужой беде и горю? /сопереживать, сострадать/
- Не считаться с мнением родителей или не заботиться о них? / уважать и заботиться о близких/
Учитель: Понятие о милосердии и благотворительности возникло в России с 1764 года. В Москве, в Петербурге, в Новгороде впервые появились больницы для бедных./показ слайдов 7-9/
Для развития систем государственной благотворительности в России Екатерина II подписала приказ о системе государственной помощи для школ, больниц, госпиталей, неизлечимых больных, приютов и т.д.
Императрица Мария Федоровна и супруг император Павел I тридцать лет руководили благотворительностью.
В 1802 году Александр I создал благотворительное, императорское, человеколюбивое общество.
Во время первой мировой войны Великая княгиня Елизавета Фёдоровна ухаживала за ранеными в качестве сестры милосердия (учебник стр. 44)
И в наше время существуют благотворительные фонды, которые помогают больным детям, инвалидам, пожилым людям.
Учитель: Послушайте стихотворение:
Милосердие.
Маленький мальчик стоял у витрины
И по слогам объявленье читал.
В нём сообщал продавец магазина,
Что он забавных котят продавал.
Мальчик несмело вошёл и с порога
Скромно спросил, сколько стоят они.
Цену узнав, прошептал: «Это много...»,
Ручки засунув в карманы свои.
Он потихоньку извлёк всё, что было,
Да, это мало, хоть долго копил.
Детское сердце невольно заныло ...
С горечью в голосе он попросил:
«Дяденька, можно хотя бы глазочком
Только на ваших котят посмотреть.
Были бы деньги, купил бы я точно,
Но накопить мне никак не успеть».
И продавец неспеша открывает
Крышку в огромной коробке, и вот
Восемь котят из неё выбегают,
Ну, а девятый за ними ползёт,
Хочет успеть за друзьями своими,
Но не угнаться за ними ему.
А всё потому лишь, что ножки больные,
Так он родился ... себе на беду.
Мальчика словно водой окатили,
Глазки свои отвести он не смел,
Даже сказать что-то был он не в силах,
Лишь на хромого котёнка смотрел.
Но через силу, с огромным волненьем,
Еле, чуть слышно он вдруг проронил:
«Были бы деньги, то я, без сомненья,
Котёнка хромого у вас бы купил».
А продавец посмотрев с изумленьем,
Грустно ответил, кивнув на него:
«Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,
Родился таким, не излечишь его.
Но, если ты хочешь, котёнка хромого
Можешь себе и без денег забрать.
Никто и копейки не даст за такого,
Я и не думал его продавать».
Мальчик ответил серьёзно и строго:
«Деньги у мамы могу я занять,
Я заплачу за котёнка хромого,
Чем же он хуже здоровых котят?
Стоит он так же, как стоят другие,
Полную цену я вам заплачу,
Будем с ним жить мы, как братья родные,
Сильно котёнка купить я хочу!»
Это сказав, он неловко нагнулся
И под штанину зачем-то полез.
Взглянув на него, продавец ужаснулся :
Вместо ноги он увидел протез ...
Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...
Всё стало ясно теперь продавцу.
Мальчика крепко обнять захотелось,
Он протянул свои руки мальцу.
«Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?
Чтоб остальные котята нашли
Тоже заботливых и милосердных,
Добрых хозяев, таких же, как ты!»
Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Охарактеризуйте поступок мальчика.
3. Заключительный этап урока.
Учитель: На заключительном этапе нашего урока я предлагаю написать вам синквейн (состоит из 5 строк: 1-ключевое слово, определяет содержание синквейна; 2-два прилагательных, характеризуют данный предмет; 3-три глагола, показывают действие предмета; 4-короткое предложение, в котором высказывается отношение к проблеме; 5-обычно одно существительное, выражающее чувство). Ключевым словом мы возьмем - милосердие.
/Учащиеся под руководством учителя в парах пишут синквейны, затем их читают. После ответов учащихся учитель представляет свой синквейн слайд 10/.
милосердие
бескорыстный, добрый
помогать, дружить, любить
Дарить людям добро.
счастье
- Выводы, домашнее задание.
Учитель: Итак, ребята, давайте подведем итоги. Из каких же важных составляющих состоит милосердие?
/ответы учащихся/.
Все ваши выводы правильные. Сделаем общий вывод:
Истинное милосердие-это любовь, выраженная в действии.
Какими бы мы не были разными, понятие милосердия одинаково для всех. (слайд 11)
Домашнее задание:
а) поговорите со своими папами и мамами, бабушками и дедушками о милосердии в их жизни;
б) стр. 45 «Вопросы и задания». Последний вопрос выполнить письменно.
Подписи к слайдам:
Какими бы мы не были разными, понятие милосердия одинаково для всех. Домашнее задание: а) поговорите со своими папами и мамами, бабушками и дедушками о милосердии в их жизни;б) стр. 45 «Вопросы и задания». Последний вопрос выполнить письменно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Милосердие и сострадание"
Любовь бывает разной.Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любо...
Урок по ОПК в рамках курса ОРКСЭ 4-5 класс "Милосердие и сострадание"
Урок по ОПК в рамках курса ОРКСЭ в 4-5 классах, учебник А.Кураева. Цель - познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к вра...
Христианская этика. Долг и ответственность.Милосердие и сострадание.
Конспект урока по основам православной культуры....
Урок на тему "Милосердие и сострадание"
Урок на тему "Милосердие и сострадание"...
Урок по ОПК "Милосердие и сострадание"
Разработка урока по теме "Милосердие и сострадание" для 4-х клаасов....
Разработка урока по ОПК: "Милосердие и сострадание" (4 класс)
Разработка урока по основам православной культуры - Милосердие и сострадание...
Презентация к уроку ОДНКНР 5 класс на тему "Милосердие и сострадание"
Данный материал создан для урока ОДНКНР в 5 классе на тему "Милосердие и сострадание"....