урок в 10 классе «Знание и сознание».
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Тема урока: «Знание и сознание».
1. Цели урока:
§ Образовательная цель: ознакомить с особенностями категорий «знание» и «сознание»;
§ Продолжить развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
§ Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей.
2. Понятия: знание, сознание, общественное сознание, индивидуальное сознание
3. Тип урока: комбинированный урок
4. Оборудование урока:
Ø Мультимедиа
5. Литература:
· Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;
· Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010.
· Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 351 с;
· Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288
· Школьный словарь по обществознанию. 10 — 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.
7.План урока:
• Что такое сознание
• Сознание индивидуальное и общественное
• Сущность и особенности общественного сознания
• Теоретическое и обыденное сознание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Знание и сознание».
- Цели урока:
- Образовательная цель: ознакомить с особенностями категорий «знание» и «сознание»;
- Продолжить развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
- Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей.
- Понятия: знание, сознание, общественное сознание, индивидуальное сознание
- Тип урока: комбинированный урок
- Оборудование урока:
- Мультимедиа
- Литература:
- Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;
- Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010.
- Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 351 с;
- Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288
- Школьный словарь по обществознанию. 10 — 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.
7.План урока:
- Что такое сознание
- Сознание индивидуальное и общественное
- Сущность и особенности общественного сознания
- Теоретическое и обыденное сознание
Ход урока.
Методы и методические приемы | Содержание урока | Виды деятельности учащихся | Прогнозируемый результат |
Организационный момент. мотивационный момент объяснение таблица | Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть. Давайте с вами отметим отсутствующих. Проверьте наличие учебника, тетради и письменных принадлежностей у вас на столах. Французскому философу Р. Декарту принадлежит известное высказывание: «я мыслю, следовательно, я существую». Ученные же до сих пор спорят о сущности, происхождении и функциях сознания. Обсуждается ими вопрос об отличиях понятий «знание» и «сознание». Попытаемся и мы выработать первичные представления по данным вопросам. Тема урока: «знание и сознание» Мы рассмотрим с вами следующие вопросы:
Сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная, поскольку последняя включает в себя и бессознательное. Тогда что такое знание? Хорошо, Знание – результат познания, неотъемлемая часть сознания; Знание – не только то, что человек знает, но и то, о чем он в данный момент не думает и не осознает, но может сделать достоянием своего сознания. А давайте функции сознания зафиксируем по блокам: Отражательная: Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память. Креативная: Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество. Рефлексивная : Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Оценочная: Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя. Времяобразующая: Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Преобразующая: Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению, преобразуя окружающий мир. Ребята, сознание бывает общественное и индивидуальное, занесем это в таблицу из 2х колонок: Общественное
Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой. Индивидуальное - это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей. Индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного. Это возможно, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое, научное значение, выражает идеи, совпадающие с общественными потребностями. Как вы думаете: Как связано общественное сознание с индивидуальным? В чем же состоит сущность и особенности общественного сознания: Формы общественного сознания: 1) искусство (эмоционально-чувственное отношение к миру); Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определенными типами общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др. Особенности общественного сознания: 1.Общественное сознание обладает значительной самостоятельностью относительно общественного бытия. Сознание людей может отставать от общественного бытия и не соответствовать ему. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия. Такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения. 2. Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого. Преемственность проявляется в науке, морали, традициях народов. Переходим к последнему вопросу - Теоретическое и обыденное сознание. Структура общественного сознания (уровень, глубина отражения социальной действительности): Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Идеология (в широком смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности. Массовое сознание (по содержанию) – совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни. Признаки массы как субъекта сознания: Формы выражения и функционирования массового сознания: 1) общественное мнение; 2) общественное настроение. «Человек — самая ничтожная былинка в природе, но былинка мыслящая». Именно этими словами Блез Паскаля я и хочу закончить наш урок. Теперь запишем задание нам дом: учебник -§26 (Л.Н. Боголюбов), Спасибо, за урок. Выставляю оценки… |
Ученики записывают в тетради тему и план урока. Отвечают записывают Чертят и записывают Думают и отвечают Записывают определения Записывают домашнее задание | знать, ведать, разуметь — значит обладать информацией Индивидуальное, зависит от общественного, что очень характерно для нашего общества |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.
Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема: Закрепление темы: «Предл...

Конспект и презентация к повторительно-обобщающему уроку по обществознанию для 10 класса по разделу "Сознание и познание"
Данный материал представляет собой конспект урока и презентацию к повторительно-обобщающему уроку обществознания в 10 классе по разделу "Сознание и познание". Урок разработ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Презентация. Знание и сознание. 10 класс. Профильный уровень.
Презентация. Знание и сознание. 10 класс. Профильный уровень....

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»
План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6 классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...

Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:
План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...