урок в 10 классе "Мировая система"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
1. Тема урока: «Мировая система».
2. Цели урока:
§ Образовательная цель:
-- Обозначение идеи развития и изменения мировой системы в зависимости от историко-географических факторов
-- Расширение и углубление знаний о строении и моделях мировой системы;
§ Продолжить формирование умение формулировать и применять обществоведческие понятия, развивать образное мышление. Развивать навыки критически оценивать свою учебную деятельность, полученные результаты; Продолжать развивать умения работать с текстом карточек, выделять главное, делать выводы, формировать умение анализировать, комментировать;
§ Воспитательная цель: способствовать пониманию важности происходящего события для мира и нашей страны, а также выработке гражданской позиции учащихся;
3. Понятия: мировая система, «ядро» «периферия», «полупериферия».
4. Тип урока: урок сообщения новых знаний.
5. Оборудование урока:
Ø демонстрационной таблица "Мировая система",
Ø политическая карта мира,
Ø текстовой материал;
6. Литература:
· Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;
· Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 351 с;
· Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288
7.План урока:
1.сущность теории У. Валлерштайна;
2. характеристика составных частей мировой системы;
3.место России в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_urok.docx | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
- Тема урока: «Мировая система».
- Цели урока:
- Образовательная цель:
-- Обозначение идеи развития и изменения мировой системы в зависимости от историко-географических факторов
-- Расширение и углубление знаний о строении и моделях мировой системы;
- Продолжить формирование умение формулировать и применять обществоведческие понятия, развивать образное мышление. Развивать навыки критически оценивать свою учебную деятельность, полученные результаты; Продолжать развивать умения работать с текстом карточек, выделять главное, делать выводы, формировать умение анализировать, комментировать;
- Воспитательная цель: способствовать пониманию важности происходящего события для мира и нашей страны, а также выработке гражданской позиции учащихся;
3. Понятия: мировая система, «ядро» «периферия», «полупериферия».
- Тип урока: урок сообщения новых знаний.
- Оборудование урока:
- демонстрационной таблица "Мировая система",
- политическая карта мира,
- текстовой материал;
- Литература:
- Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;
- Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 351 с;
- Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288
- План урока:
1.сущность теории У. Валлерштайна;
2. характеристика составных частей мировой системы;
3.место России в современном мире.
Ход урока.
Методы и методические приемы | Содержание урока | Виды деятельности учащихся | Прогнозируемый результат |
Организационный момент. рассказ Заполнение таблицы | Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть. Давайте с вами отметим отсутствующих. Проверьте наличие учебника, тетради и письменных принадлежностей у вас на столах. Ребята, На глобальном уровне человеческое общество, то есть все страны называют мировым сообществом или мировой системой. Из курсов истории вам известно, что оно складывалось в течение длительного времени, и для каждой эпохи существовали свои особенности. Именно сегодня на уроке мы рассмотрим тему « Мировая система» записываем тему в тетрадь. Рассмотрим следующие вопросы: 1.сущность теории У. Валлерштайна; 2. характеристика составных частей мировой системы; 3.место России в современном мире. Ребята, а что вы понимаете под понятием мировая система? Можете привести предложение с данным словосочетанием. Итак, под мировой системой понимается - Социальная система глобальных масштабов, связывающая все общества в единый мировой социальный порядок. Выдвинутая теория в 1980-е гг. американсим политологом И. Валлерштайном, разделявшая всю мировую систему на три части: Ядро, Периферия, Полупериферия. сегодня существенно дополняется и корректируется. В качестве ядра мировой системы выделяются постиндустриальные страны, представленные тремя основными центрами (США и Канада, Западная Европа, Япония) (показываю на карте) Полупериферию образуют индустриальные страны (страны СНГ, Китай, некоторые страны Восточной Европы и др.) Страны периферии — это развивающиеся страны Латинской и Центральной Америки, Азии и Африки. Теперь ребята я предлагаю заполнить таблицу из 3х колонок (см. приложене№1) У вас на столах лежат карточки с необходимой информацией, а также в учебнике стр. 54-57 по которым вы должны заполнить данную таблицу, (На это вам 5-7 мин) Также с индивидуальным заданием будет работать…… Проверяем!? Что у нас относится к «ядру»? К «периферии? И наконец, к полупериферии? Молодцы ребята! Давайте проверим …, которая работала с индивидуальным заданием. Читай свой вопрос и отвечай! Хорошо, справилась! Итак ребята, мы определили какие страны у нас относятся к какой группе. А какой части мировой системы относится Россия по вашему мнению?! Обоснуйте свой ответ аргументами. Да, вы правы! Хорошо!
Молодцы, ребята! Таким образом, модель "центр-периферия" задает общие рамки, в которых действуют взаимоотношения между обществами, находящимися на различном уровне политического, экономического и технического развития.
Теперь запишем задание нам дом: учебник -§8 (Кравченко), вопрос №4 в конце параграфа письменно на листочках Спасибо, за урок, сегодня вы хорошо работали! Выставляю оценки… | Ученики записывают в тетради тему и план урока. Думают и отвечают Дети записывают определение Ученики заполняют таблицу отвечают отвечают Найдите отличия между странами ядра, полупериферии и периферии? отвечает отвечают Дети записывают домашнее задание | Страны, которые объединены между собой общими признаками… Какое- либо разделение, обособление земель Страны "ЯДРА" составляют основу мирового сообщества. Они являются самыми сильными и могущественными государствами с усовершенствованной системой производства, обладают большей долей мирового капитала, производят качественные товары, используются новейшие технологии и средства производства. Тип развития экономики - постиндустриальный с преобладанием непроизводственной сферы. Уровень жизни населения высокий, социальная дифференциация за счет роста среднего класса невысока, общество более стабильно в политическом отношении. Страны "ПЕРИФЕРИИ" - отсталые и бедные государства, бывшие колонии, являются сырьевым придатком "ядра". Экспорт представлен товарами только добывающей промышленности и сельского хозяйства, преобладающий тип экономики - аграрно-индустриальный. Объемы ВВП незначительные, большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, поступает на службу иностранному капиталу и обслуживает только их интересы. Страны "ПОЛУПЕРИФЕРИИ" промежуточное положение между сильными и слабыми странами. Уровень развития достаточно высокий, тип экономики - индустриально-аграрный, экспортируют товары промышленного и непромышленного назначения. Производство механизировано и автоматизировано, но большинство современных технологий заимствовано у стран "ядра". Обладают высокими темпами роста ВВП и долей экспорта на мировом рынке. Россия относится к Полупериферии, Так как наша страна с обычным ресурсо-, энерго- и трудоемким производством. При этом большинство новейших технологий не разрабатывается самостоятельно, а приобретается у высокоразвитых стран первой группы. |
1. Ядро
Эта часть мировой системы включает самые разные и могущественные государства с усовершенствованной системой производства. У них больше всех капитала, выпускаются качественные товары, используются новейшие технологии и средства производства. Эти страны определяют климат в мировой политике. Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более стабильным в политическом отношении. Уровень жизни населения высокий, высоко развиты системы социальной защиты граждан и гарантий свободы личности.
Страны составляют основу современного международного сообщества, образуют и широко развивают международные интегральные системы в различных сферах деятельности. Крупнейшие корпорации этих стран создают филиалы по всему миру, прежде всего в странах "третьего мира", опутывая финансовыми и товарными потоками весь мир. Вовлекая в процесс глобализации все новые страны и регионы, они делают их экономически зависимыми друг от друга, при этом способствуют выравниванию уровней развития.
2.полупериферия
Страны, входящие в эту часть мировой системы занимают промежуточное положение между сильными и слабыми странами. Это достаточно развитые индустриальные страны. Как и сильные государства, они экспортируют промышленные и непромышленные товары, но им не хватает власти и экономического могущества сильных стран. Производство механизировано и автоматизировано, но все или большинство технологических достижений , которыми вооружается собственная промышленность, заимствуется у стран "ядра". В эту группу входят интенсивно развивающиеся страны с динамичной политикой, набирающим силу средним классом. Часть стран входило в социалистическое содружество, часть стран вышло из группы "третьего мира" за счет рационального использования 1-2 видов природных ресурсов или удобства географического положения. В странах этой группы происходят процессы демократизации общества, характерны более высокие темпы роста экономики, чем для сильных стан.
3.периферия
Это самые отсталые и бедные государства, в большинстве своем бывшие колонии. Они считаются сырьевым придатком "ядра". Полезные ископаемые добываются, но не перерабатываются на месте, а экспортируются. Большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, она поступает на службу иностранному капиталу и обслуживает только их интересы. Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно происходят социальные и межэтнические конфликты. Высший класс не отделен от низшего слоем среднего класса. Так как их благополучие зависит от экспорта сырья, технологии и капитал поступают только извне. Правительства, чаще всего, диктаторские и авторитарные режимы, существуют и способны более или менее разумно управлять страной до тех пор, пока поступают иностранные инвестиции. Такие правительства нестабильны, они то и дело развязывают международные конфликты, внутренние войны и мятежи. Даже после революции новые правительства приходят к репрессиям, быстро выявляют свою недееспособность.
Демографическую ситуацию характеризуют разноречивые процессы: высокая рождаемость, при понижающихся показателях смертности, то есть явление "демографического взрыва", миграция из перенаселенных деревень в слаборазвитые города в поисках работы, то есть "ложная урбанизация". Эти страны являются должниками более развитых стран. Кредиторы вынуждены рефинансировать займы, но чаще всего сталкиваются с частичной или полной некредитоспособностью той или иной страны.
Составная часть | Основные черты | государства |
ядро | ||
полупериферия | ||
периферия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок. Взаимосвязь между системами счисления. (урок семинар)
Такие уроки позволяют повысить интерес к предметам....
Интегрированный урок астрономия -информатика. Тема урока "Космос.Солнечная система."
"Космос. Луна"Урок-презентация по астрономии, интегрированный с информатикой. Учащиеся знакомятся с галактикой, с планетами солнечной системы, с космосом.Урок проводится совместно с ...
Уроки физики в системе развивающего обучения (система Эльконина Давыдова)
Что такое урок физики в системе развивающего обучения? какова его структура? каковы его этапы? каково их содержание? - ответы на эти вопросы уважаемый читатель найдёт в данной статье. ...
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...
Конспект урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока: обучающие - обоб...
Технологическая карта урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока: обучающие - обоб...
Урок литературы в 7 классе по рассказу Б.Екимова «Говори, мама, говори…» (урок проводится в системе уроков внеклассного чтения)
Тема урока: Как важно вовремя понять....