урок в 10 классе "Мировая система"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Архипова Елена Владимировна

1.     Тема урока: «Мировая система».

2.      Цели урока:

§  Образовательная цель:

-- Обозначение идеи развития и изменения мировой системы в зависимости от историко-географических факторов

 

-- Расширение и углубление знаний о строении и моделях мировой системы;

§  Продолжить формирование умение формулировать и применять обществоведческие понятия, развивать образное мышление. Развивать навыки критически оценивать свою учебную деятельность, полученные результаты; Продолжать развивать умения работать с текстом карточек, выделять главное, делать выводы, формировать умение анализировать, комментировать; 

§  Воспитательная цель: способствовать пониманию важности происходящего события для мира и нашей страны, а также выработке гражданской позиции учащихся;

      3.  Понятия:   мировая система, «ядро» «периферия», «полупериферия».

4.       Тип урока: урок сообщения новых знаний.

5.       Оборудование урока:

Ø  демонстрационной таблица "Мировая система",

Ø  политическая карта мира,

Ø  текстовой материал;

6.       Литература:

·         Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;

·         Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 351 с;

·         Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288

 

7.План урока:

1.сущность теории У. Валлерштайна;

2. характеристика составных частей мировой системы;

3.место России в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_urok.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Тема урока: «Мировая система».
  2.  Цели урока: 
  • Образовательная цель:

-- Обозначение идеи развития и изменения мировой системы в зависимости от историко-географических факторов

-- Расширение и углубление знаний о строении и моделях мировой системы;

  • Продолжить формирование умение формулировать и применять обществоведческие понятия, развивать образное мышление. Развивать навыки критически оценивать свою учебную деятельность, полученные результаты; Продолжать развивать умения работать с текстом карточек, выделять главное, делать выводы, формировать умение анализировать, комментировать;  
  • Воспитательная цель: способствовать пониманию важности происходящего события для мира и нашей страны, а также выработке гражданской позиции учащихся;

      3.  Понятия:   мировая система, «ядро» «периферия», «полупериферия».

  1. Тип урока: урок сообщения новых знаний.
  2. Оборудование урока:
  • демонстрационной таблица "Мировая система",
  • политическая карта мира,
  • текстовой материал;
  1. Литература:
  • Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;
  • Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 351 с;
  • Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288

  1. План урока:

1.сущность теории У. Валлерштайна;

2. характеристика составных частей мировой системы;

3.место России в современном мире.

Ход урока.

Методы и методические приемы

Содержание урока

Виды деятельности учащихся

Прогнозируемый результат

Организационный момент.

рассказ

Заполнение таблицы

Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть.

Давайте с вами отметим отсутствующих.

Проверьте наличие учебника, тетради и письменных принадлежностей у вас на столах.

Ребята, На глобальном уровне человеческое общество, то есть все страны называют мировым сообществом или мировой системой. Из курсов истории вам известно, что оно складывалось в течение длительного времени, и для каждой эпохи существовали свои особенности.

Именно сегодня на уроке мы рассмотрим тему « Мировая система»

записываем тему в тетрадь.

Рассмотрим следующие вопросы:

1.сущность теории У. Валлерштайна;

2. характеристика составных частей мировой системы;

3.место России в современном мире.

Ребята, а что вы понимаете под понятием мировая система?

Можете привести предложение с данным словосочетанием.

Итак, под мировой системой понимается -   Социальная система  глобальных масштабов, связывающая все общества в единый мировой социальный порядок.

Выдвинутая теория в 1980-е гг. американсим политологом И. Валлерштайном, разделявшая всю мировую систему на три части:

Ядро,

Периферия,

 Полупериферия.

сегодня существенно дополняется и корректируется. В качестве ядра мировой системы выделяются постиндустриальные страны, представленные тремя основными центрами (США и Канада, Западная Европа, Япония)

(показываю на карте)

Полупериферию образуют индустриальные страны (страны СНГ, Китай, некоторые страны Восточной Европы и др.)

Страны периферии — это развивающиеся страны Латинской и Центральной Америки, Азии и Африки.

Теперь ребята я предлагаю заполнить таблицу из 3х колонок (см. приложене№1)

У вас на столах лежат карточки с необходимой информацией, а также в учебнике стр. 54-57 по которым вы должны заполнить данную таблицу,

(На это вам 5-7 мин)

Также с индивидуальным заданием будет работать……

 Проверяем!?

Что у нас относится к «ядру»?

К «периферии?

И наконец, к полупериферии?

Молодцы ребята!

Давайте проверим …, которая работала с индивидуальным заданием.

Читай свой вопрос и отвечай!

Хорошо, справилась!

Итак ребята, мы определили какие страны у нас относятся к какой группе.

А какой части мировой системы относится Россия по вашему мнению?!

Обоснуйте свой ответ аргументами.

Да, вы правы! Хорошо!

 

Молодцы, ребята!

Таким образом, модель "центр-периферия" задает общие рамки, в которых действуют взаимоотношения между обществами, находящимися на различном уровне политического, экономического и технического развития.

  

Теперь запишем задание нам дом: учебник -§8 (Кравченко), вопрос №4 в конце параграфа письменно на листочках

Спасибо, за урок, сегодня вы хорошо работали!

Выставляю оценки…

Ученики записывают в тетради тему и план урока.

Думают и отвечают

Дети записывают определение

Ученики заполняют таблицу

отвечают

отвечают

Найдите отличия между странами ядра, полупериферии и периферии?

отвечает

отвечают

Дети записывают домашнее задание

Страны, которые объединены между собой общими признаками…

Какое- либо разделение, обособление земель

Страны "ЯДРА" составляют основу мирового сообщества. Они являются самыми сильными и могущественными государствами с усовершенствованной системой производства, обладают большей долей мирового капитала, производят качественные товары, используются новейшие технологии и средства производства. Тип развития экономики - постиндустриальный с преобладанием непроизводственной сферы. Уровень жизни населения высокий, социальная дифференциация за счет роста среднего класса невысока, общество более стабильно в политическом отношении.

Страны "ПЕРИФЕРИИ" - отсталые и бедные государства, бывшие колонии, являются сырьевым придатком "ядра". Экспорт представлен товарами только добывающей промышленности и сельского хозяйства, преобладающий тип экономики - аграрно-индустриальный. Объемы ВВП незначительные, большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, поступает на службу иностранному капиталу и обслуживает только их интересы.

Страны "ПОЛУПЕРИФЕРИИ" промежуточное положение между сильными и слабыми странами. Уровень развития достаточно высокий, тип экономики - индустриально-аграрный, экспортируют товары промышленного и непромышленного назначения. Производство механизировано и автоматизировано, но большинство современных технологий заимствовано у стран "ядра". Обладают высокими темпами роста ВВП и долей экспорта на мировом рынке.

Россия относится к

Полупериферии,

Так как наша страна

с обычным ресурсо-, энерго- и трудоемким производством. При этом большинство новейших технологий не разрабатывается самостоятельно, а приобретается у высокоразвитых стран первой группы.

1. Ядро

 Эта часть мировой системы включает самые разные и могущественные государства с усовершенствованной системой производства. У них больше всех капитала, выпускаются качественные товары, используются новейшие технологии и средства производства. Эти страны определяют климат в мировой политике. Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более стабильным в политическом отношении. Уровень жизни населения высокий, высоко развиты системы социальной защиты граждан и гарантий свободы личности.

Страны составляют основу современного международного сообщества, образуют и широко развивают международные интегральные системы в различных сферах деятельности. Крупнейшие корпорации этих стран создают филиалы по всему миру, прежде всего в странах "третьего мира", опутывая финансовыми и товарными потоками весь мир. Вовлекая в процесс глобализации все новые страны и регионы, они делают их экономически зависимыми друг от друга, при этом способствуют выравниванию уровней развития.

2.полупериферия

 Страны, входящие в эту часть мировой системы занимают промежуточное положение между сильными и слабыми странами. Это достаточно развитые индустриальные страны. Как и сильные государства, они экспортируют промышленные и непромышленные товары, но им не хватает власти и экономического могущества сильных стран. Производство механизировано и автоматизировано, но все или большинство технологических достижений , которыми вооружается собственная промышленность, заимствуется у стран "ядра". В эту группу входят интенсивно развивающиеся страны с динамичной политикой, набирающим силу средним классом. Часть стран входило в социалистическое содружество, часть стран вышло из группы "третьего мира" за счет рационального использования 1-2 видов природных ресурсов или удобства географического положения. В странах этой группы происходят процессы демократизации общества, характерны более высокие темпы роста экономики, чем для сильных стан.

3.периферия

 Это самые отсталые и бедные государства, в большинстве своем бывшие колонии. Они считаются сырьевым придатком "ядра". Полезные ископаемые добываются, но не перерабатываются на месте, а экспортируются. Большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, она поступает на службу иностранному капиталу и обслуживает только их интересы. Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно происходят социальные и межэтнические конфликты. Высший класс не отделен от низшего слоем среднего класса. Так как их благополучие зависит от экспорта сырья, технологии и капитал поступают только извне. Правительства, чаще всего, диктаторские и авторитарные режимы, существуют и способны более или менее разумно управлять страной до тех пор, пока поступают иностранные инвестиции. Такие правительства нестабильны, они то и дело развязывают международные конфликты, внутренние войны и мятежи. Даже после революции новые правительства приходят к репрессиям, быстро выявляют свою недееспособность.

Демографическую ситуацию характеризуют разноречивые процессы: высокая рождаемость, при понижающихся показателях смертности, то есть явление "демографического взрыва", миграция из перенаселенных деревень в слаборазвитые города в поисках работы, то есть "ложная урбанизация". Эти страны являются должниками более развитых стран. Кредиторы вынуждены рефинансировать займы, но чаще всего сталкиваются с частичной или полной некредитоспособностью той или иной страны.

Составная часть

Основные черты

государства

ядро

полупериферия

периферия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок. Взаимосвязь между системами счисления. (урок семинар)

Такие уроки позволяют повысить интерес к предметам....

Интегрированный урок астрономия -информатика. Тема урока "Космос.Солнечная система."

"Космос. Луна"Урок-презентация по астрономии, интегрированный с информатикой. Учащиеся  знакомятся с галактикой, с планетами солнечной системы, с космосом.Урок проводится совместно с ...

Уроки физики в системе развивающего обучения (система Эльконина Давыдова)

Что такое урок физики в системе развивающего обучения? какова его структура? каковы его этапы? каково их содержание? - ответы на эти вопросы уважаемый читатель найдёт в данной статье. ...

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...

Конспект урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока:            обучающие -  обоб...

Технологическая карта урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока:            обучающие -  обоб...