Урок литературы в 7 классе по рассказу Б.Екимова «Говори, мама, говори…» (урок проводится в системе уроков внеклассного чтения)
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Тема урока: Как важно вовремя понять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_7_klasse_po_rasskazu_b.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе по рассказу Б.Екимова «Говори, мама, говори…»
(урок проводится в системе уроков внеклассного чтения)
Тема урока: Как важно вовремя понять.
Цель: создание комплекса условий для формирования представлений учащихся о милосердии
Задачи: обучающая: формировать представления обучающихся о нравственном долге перед своими родителями;
развивающая: развитие умения анализировать текст, давать нравственную оценку поступкам героев;
воспитывающая: воспитывать в учениках чувство любви и уважения к близким родственникам, сострадания и сочувствия к старости.
Оборудование: портрет писателя, распечатка текста рассказа, картинки к тексту, ромашка с вопросами, сердечки с заданиями.
Словарная работа: милосердие, сострадание
Используемая технология: длинное чтение с остановками с использованием ТРКМ
Ход урока
- Мотивационный момент. Рассказ учителя об авторе рассказа.
Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края в семье специалистов по пушнине. В 1939 году, после смерти отца, семья переехала сначала в Иркутск, а в следующем году – в поселок Али Алма-атинской области. Здесь до 1945 года, когда семья перебралась в Калач-на-Дону, и прошли первые годы жизни будущего писателя.
Первая книга писателя - «Девушка в красном пальто» - появилась в издательстве «Современник» в 1947 году. она стала «заявкой» на собственное место в литературе. Потом были другие книги: «У своих», «Офицерша», «Доехали благополучно», «Последняя хата», «Теплый хлеб», «Ночь исцеления» и др. Его имя заняло прочное место в столичных журналах.
Но открытие Б.Екимова для многих, несмотря на то, что он уже был автором нескольких книг, состоялось после появления в «Нашем современнике» (1979, №3) рассказа «Холюшино подворье».
В последнее десятилетие от малых эпических форм Б.Екимов сделал попытку перейти к крупным. Это роман «Родительский дом», впервые опубликованный в 1988 году журналом «Волга» (№№5-8). Но, по справедливому замечанию критики, он романом «не стал, хоть и перестал быть рассказом из-за большой площади повествования…» однако хороший и своеобразный роман у Б.Екимова все же написан – это большая серия его хуторских рассказов с одними и теми же героями, которые оказываются то главными, то второстепенными и характер которых от рассказа к рассказу обозначается полнее.
С 1976 года, после вступления в Союз писателей России, окончив в начале 80-х годов Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького, - на профессиональной писательской работе. Правда, «рыночная экономика» заставила вернуться на журналистскую стезю. Он работал корреспондентом в «Новой газете», заместителем редактора журнала «Отчий край». Ныне сотрудничает в «Волгоградской правде».
В 1999 году – лауреат Государственной премии России и Всероссийской премии «Сталинград».
- Предварительная работа перед началом чтения рассказа:
- Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?
- Какие еще произведения, посвященные мамам, вы читали?
Раздаю учащимся листочки с цепочками ключевых слов к рассказу
Часть 1 – телефон – дочь – тариф;
Часть 2 – подворье – семя;
Часть 3 – грушинка-черномяска – мобильник – тариф;
Часть 4 – почуяла вдруг – говори, мама.
- Работа с текстом.
- Прогнозирование учащимися сюжета рассказа по опорным словам.
- Чтение рассказа по частям.
Часть 1.«Хату кидать…» до слов «Наверное не к добру»
- Почему бабушка Катерина не желает ехать в город? (нелегко расставаться с насиженным гнездом; куда девать малую живность; о хате душа болит; не больно весело на старости лет новые углы обживать)
- Как ей живется на хуторе? (хотя это и родное место, но одиноко, связь с миром и родными только через «черную коробочку», но и она ограничена тарифом)
- Что вы можете сказать о дочери б. Катерины?
Страшный сон видит бабушка Катерина и, как всякий старый человек, веря в сон и многие приметы, чувствует, что это не к добру.
Работа над первой частью рассказа заканчивается прогнозированием развития сюжета.
Часть 2 «Снова миновал день…» до слов «…да так и пошел не в лад».
- Как складывается день бабушки Катерины? (работа по хозяйству: подняться , прибраться, накормить кур и поклевать самой)
- Может быть ей, старой женщине, лучше было бы сидеть дома, никуда не выходить и тогда не случилось бы страшного – не упала бы бабушка? (кроме работы, ей, доживающей последние деньки, хотелось радоваться жизни «…глядела вокруг, на эту красоту радуясь…»)
- Как вы думаете, почему в третьей части в качестве опорных слов вновь повторяются слова мобильник и тариф? Прогнозирование.
Часть 3 «Как всегда поутру…» до «…и от слез вроде бы стало легче».
- Описывая разговор дочери с матерью, автор говорит «… все поняла старая женщина». А что это – ВСЕ?
- Почему бабушка Катерина вступает в диалог с невидимым человеком – рекламой по радио? (нужно было кому-то высказаться, поплакаться. А ласковый, участливый голос незнакомой женщины к этому располагал)
- Обиделась ли бабушка Катерина на свою дочь? (нет, она для нее по-прежнему «доча», любящая сладкую грушу-черномяску)
-Чтение рассказа еще не окончено, но мне хотелось бы поговорить с вами о том, что вы уже слышали, попробовать дать оценку поступкам наших героев. Я предлагаю вашему вниманию ромашку с вопросами разных уровней.
4. Работа с ромашкой.
Простой вопрос: Когда обычно звонила дочь?
Оценочный вопрос: Как, по-вашему, плохо или хорошо поступает дочь, каждый раз напоминая маме о тарифе разговора по телефону?
Творческий вопрос: Как поступала бы дочь, если бы разговор по телефону был бесплатный?
Уточняющий вопрос: Почему у дочери бабки Катерины был всегда один и тот же вопрос: «Ты в порядке?»
Объясняющий вопрос: Почему бабка Катерина до сих пор не спилила грушу, которая мешала ей ходить?
Практический вопрос: Разговаривая по телефону со своей мамой, родными, напоминаете ли вы им о тарифе?
- Чем, по-вашему, закончится рассказ? Прогнозирование. Окончание чтения рассказа.
Часть 4 «И тут совсем неожиданно…» до конца.
- Осмысление прослушанного. Работа с «сердечками». Сначала учащиеся работают индивидуально, а затем коллективное обсуждение ответов.
Белое сердечко – назвать основные эпизоды рассказа
Синее сердечко – объяснить значение предложения «Кому хочешь жалься»
Коричневое сердечко – когда было особенно грустно и хотелось что-то изменить в рассказе.
Красное сердечко – выбрать из финала рассказа слова, которые окрашивают его в теплые тона.
Желтое сердечко – подобрать из рассказа текст к иллюстрациям.
Зеленое сердечко – продолжить рассказ.
Работая над вопросами к тексту, каждый из вас держал в руках маленькое сердечко. Как вы думаете, почему на листочках именно такого формата я написала вопросы?
- Словарная работа со словами: милосердие, сострадание. Могут ли эти слова быть синонимами. Когда в рассказе они могут быть использованы?
- Как вы думаете, какие проблемы поднимает автор в данном рассказе? (проблема одинокой старости, воспитание чувства внимания к окружающим, родным, уважения к старости, проблема разорения малых деревень и т.д)
- Рефлексия.
Работая сегодня на уроке, я испытывал (а) чувство…
Самым интересным для меня на уроке было…
Мне захотелось поговорить, почитать еще о…
После сегодняшнего урока я понял(а)…
- Итог. Благодарность за работу на уроке.
Литература
Екимов Б.П. Рассказы; Частное расследование: Повесть / Предисл. В.Васильева.- М.: Худож., лит., 1991.
Уроки литературы. Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система уроков внеклассного чтения в 6-7 классах.
Статья имеет практическую направленность, содержит разработку урока и творческие работы учащихся....
Технологическая карта крока литературы в 7 классе по теме :"Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" Урок внеклассного чтения.
Новые формы планирования уроков по ФГОС....
Презентация к уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого (1-й урок в системе уроков)
Презентация к вводному уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого представлена отдельными фрагментами....
Взаимоотношения матери и дочери в рассказах К.Г. Паустовского «Телеграмма» и Б.П. Екимова «Говори, мама, говори...»
Исследовательская работе по литературе...
И.В. Саломатина "АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА Б. ЕКИМОВА «ГОВОРИ, МАМА, ГОВОРИ…»)"
Методические рекомендации к проведению урока по рассказу Б. Екимова "Говори, мама, говори..."....
Статья:«Система использования на уроках русского языка и уроках внеклассного чтения поговорок и пословиц»
Содержание:• Актуальность• Педагогическая значимость• Цель• Задачи• Условия• Участники• Формы и виды работы• Ожидаемый результат...
Презентация к уроку литературы (5 класс) "Мы о войне стихами говорим"
Презентация знакомит с основными событиями ВОВ, стихотворениями, написанными о ней....