Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс) по теме
Рабочая учебная программа по обществознанию (включая экономику и право) обеспечивает выполнение Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.).
Рабочая учебная программа по обществознанию (включая экономику и право) для 10-11 класса составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию МО РФ 2004 г. //Сборник нормативных документов. Обществознание. М.: Дрофа, 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_obshch_10-11_klass_2015_g_.doc | 406.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 имени Героя России Марка Евтюхина
г. Североморска Мурманской области
Рабочая учебная программа
по обществознанию
(включая экономику и право)
III ступень: среднее общее образование
Уровень: базовый
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по обществознанию (включая экономику и право) обеспечивает выполнение Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.).
Рабочая учебная программа по обществознанию (включая экономику и право) для 10-11 класса составлена в соответствии с:
- Примерной программой среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию МО РФ 2004 г. //Сборник нормативных документов. Обществознание. М.: Дрофа, 2008;
Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В рабочей учебной программе предусматривается следующая система распределения учебного материала:
Примерная программа | Рабочая учебная программа | |||||
Наименование раздела | Кол-во час. | 10 класс | 11 класс | Итого | ||
Наименование раздела | Кол-во час (номер урока в КТП) | Наименование раздела | Кол-во час(номер урока в КТП) | |||
Человек как творец и творение культуры | 14 | Человек как творец и творение культуры | 15 | 15 | ||
Общество как сложная динамическая система | 10 | Общество как сложная динамическая система | 11 | 11 | ||
Экономика | 30 | Экономика | 31 | 31 | ||
Социальные отношения | 14 | Социальные отношения | 15 | 15 | ||
Политика как общественное явление | 16 | Политика как общественное явление | 17 | 17 | ||
Человек в системе общественных отношений | 14 | Человек в системе общественных отношений | 10 | Человек в системе общественных отношений | 4 | 14 |
Правовое регулирование общественных отношений | 30 | Правовое регулирование общественных отношений | 31 | 31 | ||
Резерв | 16 | Человек и общество | 1 | Человек и общество | 1 | 2 |
ИТОГО: | 140[1] | 68 | 68 | 136 |
Изменение распределения учебного материала предусматривается за счет резерва учебного времени.
Часы резерва распределены следующим образом:
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Часы резерва | |
Примерная программа | Рабочая учебная программа | |||
Человек как творец и творение культуры | 14 | 15 | 1 | |
Общество как сложная динамическая система | 10 | 11 | 1 | |
Экономика | 30 | 31 | 1 | |
Социальные отношения | 14 | 15 | 1 | |
Политика как общественное явление | 16 | 17 | 1 | |
Правовое регулирование общественных отношений | 30 | 31 | 1 | |
Человек и общество | - | 2 | 2 | |
ИТОГО | 8 |
Количество часов учебного времени по обществознанию (включая экономику и право) изменено за счет включения в рабочую учебную программу уроков итогового повторения, которые не предусматриваются в примерной программе.
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Самостоятельная работа обучающихся, позволяющая им приобрести опыт познавательной и практической деятельности, проводятся на каждом уроке, а также при выполнении творческих проектов (формы работы и количество отведенного времени представлены в тематическом планировании).
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего общего образования. В том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю (35 учебных недель)
Рабочая учебная программа рассчитана на 136 учебных часов: в том числе: в X и XI классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю (количество часов указано исходя из 34 учебных недель в году).
Содержание учебного материала данной рабочей учебной программы полностью соответствует Примерной программе среднего общего образования на базовом уровне по обществознанию и отражено в тематическом планировании, в том числе и в графе «Элементы содержания».
Изучение учебного предмета Обществознание (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования обеспечивается УМК:
- Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.; под ред.Л.Н. Боголюбова и др.; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования. изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение,2014.
- Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред.Л.Н. Боголюбова и др.; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования. изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение,2014.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел | Среднее общее образование | Всего | ||||
10 класс | 11 класс | Кол-во часов | Из них практич. | |||
Кол-во часов | Из них практич. | Кол-во часов | Из них практич. | |||
Т. 1. Общество как сложная динамическая система | 11 | 3 | 11 | 3 | ||
Т. 2. Человек как творец и творение культуры | 15 | 3 | 15 | 3 | ||
Т.3. Экономика | 31 | 18 | 31 | 18 | ||
Т.4. Социальные отношения | 15 | 4 | 15 | 4 | ||
Т.5. Политика как общественное явление | 17 | 4 | 17 | 4 | ||
Т.6. Человек в системе общественных отношений | 10 | 3 | 4 | 1 | 14 | 4 |
Т.7. Правовое регулирование общественных отношений | 31 | 17 | 31 | 17 | ||
Человек и общество (итоговый) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Итого: | 68 часов | 27 | 68 часов | 28 | 136 часов | 55 |
Самостоятельные, лабораторные и практические работы
Класс | Форма проведения | № урока в КТП |
10 | Практикум «Подходы к общественно-историческому развитию» | 6 |
Практикум «Типология обществ» | 7 | |
Контрольный тест по теме «Общество как сложная динамическая система» | 11 | |
Практикум «Виды человеческих знаний» | 19 | |
Практикум «Свобода совести. Веротерпимость» | 21 | |
Контрольный тест по теме «Человек как творец и творение культуры» | 26 | |
Практикум по теме «Источники права» | 28 | |
Практикум «Правоотношения и правонарушения» | 29 | |
Практикум «Основы конституционного строя РФ» | 31 | |
Практикум «Гражданство РФ» | 33 | |
Практикум «Субъекты гражданского права» | 34 | |
Практикум «Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности» | 36 | |
Практикум «Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба» | 37 | |
Практикум «Права и обязанности налогоплательщика» | 38 | |
Практикум «Имущественные и неимущественные права» | 42 | |
Практикум «Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов» | 44 | |
Практикум «Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора» | 46 | |
Практикум «Основные нормы социального страхования и пенсионная система» | 48 | |
Практикум «Основные правила и принципы гражданского процесса» | 50 | |
Практикум «Особенности административной юрисдикции» | 51 | |
Практикум «Особенности уголовного процесса» | 52 | |
Практикум «Правовые основы антитеррористической политики РФ» | 56 | |
Контрольный тест по теме «Правовое регулирование общественных отношений» | 57 | |
Практикум «Социализация» | 59 | |
Практикум «ФЗ «Об образовании в РФ»» | 64 | |
Контрольный тест по теме «Человек в системе общественных отношений» | 67 | |
Контрольное тестирование по теме «Человек и общество» (итоговый тест) | 68 | |
11 | Практикум «Решение экономических задач» | 3 |
Практикум «Рыночные отношения в современной экономике» | 5 | |
Практикум «Экономическая политика Российской Федерации» | 6 | |
Практикум «Виды конкуренции» | 7 | |
Практикум «Факторы производства» | 8 | |
Практикум «Издержки производства» | 9 | |
Практикум «Бизнес- план предприятия, его содержание» | 11 | |
Практикум «Особенности развития фондового рынка в России» | 12 | |
Практикум по теме «Ценные бумаги» | 14 | |
Практикум «Финансовые институты» | 15 | |
Практикум «Инфляция» | 17 | |
Практикум «Безработица» | 18 | |
Практикум по теме «Налоги» | 21 | |
Практикум «Доходы и расходы: навыки планирования» | 23 | |
Практикум «ВВП и ВНП» | 24 | |
Практикум «Мировая экономика» | 29 | |
Практикум «Глобальные экономические проблемы» | 30 | |
Контрольный тест по теме «Экономика » | 31 | |
Практикум «Социальный контроль» | 36 | |
Практикум «Социальная мобильность» | 38 | |
Практикум «Тенденции развития семьи в современном мире» | 43 | |
Контрольный тест по теме «Социальные отношения » | 46 | |
Практикум «Органы государственной власти Российской Федерации» | 47 | |
Практикум «Формы государства» | 52 | |
Практикум «ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»» | 59 | |
Контрольное тестирование по теме «Политика как общественное явление» | 63 | |
Практикум «Политическое участие» | 66 | |
Контрольное тестирование по теме «Человек и общество» (итоговый) | 68 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
136 Ч.
Т.1. ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – 11 Ч.
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Т.2. ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ -15 Ч.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности
Т.3.ЭКОНОМИКА (31 час)
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.
Банковская система. Электронные деньги. [2]Роль ЦБ в банковской системе России.
Финансовые институты. Кредитование: его роль в современной экономике домохозяйств, фирм и государств. Плюсы и минусы (риски) кредитования граждан. Виды, причины и последствия инфляции. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Бюджетная система РФ. Доходы и расходы: навыки планирования. Формирование государственного бюджета в РФ и его исполнение.
Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Основные принципы менеждмента. Основы маркетинга.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Т.4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (15 час)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.
Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.
Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.
Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.
Т.5. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (17 час)
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.
Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.
Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.
Т.6. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (14 час)
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.
Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Т.7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
(31 час)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Человек и общество (итоговое повторение) - 2 часа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список основной литературы:
- Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.; под ред.Л.Н. Боголюбова и др.; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования. изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение,2014.
- Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред.Л.Н. Боголюбова и др.; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования. изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение,2014.
Нормативно-правовые акты:
- Конституция РФ
- Гражданский кодекс РФ
- Гражданский процессуальный кодекс РФ
- Кодекс РФ об административных правонарушения
- Налоговый кодекс РФ
- Семейный кодекс РФ
- Трудовой кодекс РФ
- Уголовно- процессуальный кодекс РФ
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
- Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»
- Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»
Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение
- Мультимедийное учебное пособие по курсу «Обществознание» 8- 11 классы
Ресурсы сети Интернет:
- Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru
- Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru
- Economicus.Ru: экономический портал. Проект Института «Экономическая школа» http://economicus.ru
- Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/
- СМИ.ru — средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ http://www.smi.ru
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт http://ombudsman.gov.ru
- Права человека в России http://www.hro.org
Список сокращений
Т. – тема
Ур. – урок
Ч. – часы
УМК - учебно-методический комплект
Тематическое планирование по обществознанию
(включая экономику и право)
10 класс (68 часов)
№ УРОКА | ТЕМА УРОКА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ | Самостоятельные, лабораторные и практические работы | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ |
Т.1. | ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА | 11 |
| ||
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. | 1 | Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. | § 1,2 | ||
Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. | 1 | Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества. | С.10 С.22-25 | ||
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы». | 1 | Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы». | С.11-14 | ||
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. | 1 | Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. | § 3 | ||
Понятие общественного прогресса, его противоречивость. | 1 | Понятие общественного прогресса, его противоречивость. | С.34-40 | ||
Цивилизация, формация. | 1 | Цивилизация, формация. | Практикум «Подходы к общественно-историческому развитию» | Лекция | |
Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. | 1 | Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. | Практикум «Типология обществ» | Таблица | |
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. | 1 | Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | § 8 | ||
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. | 1 | Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. | § 9 | ||
Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. | 1 | Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. | § 9 | ||
ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА | 1 | Основные элементы содержания | Контрольный тест по теме «Общество как сложная динамическая система» | ||
Т.2. | ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ | 15 | |||
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. | 1 | Философские и научные представления о социальных качествах человека. | § 4 | ||
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. | 1 | Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. | § 5 | ||
Формирование характера. Потребности, способности и интересы. | 1 | Формирование характера. Потребности, способности и интересы. | § 11 | ||
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Мораль. Искусство. | 1 | Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. | § 10,12 | ||
Элитарная, народная, массовая культура. | 1 | Элитарная, народная, массовая культура. | § 16 | ||
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. | 1 | Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. | § 6 | ||
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. | 1 | Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. | С.61-63 | ||
Самопознание, его формы. Самооценка личности. | 1 | Самопознание, его формы. Самооценка личности.Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний. | Практикум «Виды человеческих знаний» | Лекция | |
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. | 1 | Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. | С.114-118 | ||
Философия. Искусство. Религия. | 1 | Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость. | Практикум «Свобода совести. Веротерпимость» | §14, Лекция | |
Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований | 1 | Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. | § 13 | ||
Особенности социального познания. | 1 | Особенности социального познания. | С.64-67 | ||
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. | 1 | Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. | § 7 | ||
Гражданские качества личности. | 1 | Гражданские качества личности. | С.112-113 | ||
ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ | 1 | Основные элементы содержания | Контрольный тест по теме «Человек как творец и творение культуры» | ||
Т.7. | ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ | 31 | |||
27-28 | Право в системе социальных норм. | 2 | Практикум по теме «Источники права» | § 17-19 | |
Система российского права. | 1 | Практикум «Правоотношения и правонарушения» | §20 | ||
30-31 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации | 2 | Практикум «Основы конституционного строя РФ» | Конституция РФ (глава 1) | |
Законотворческий процесс в Российской Федерации. | 1 | Лекция | |||
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. | 1 | Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. | Практикум «Гражданство РФ» | § 22 | |
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. | 1 | Практикум «Субъекты гражданского права» | Гражданский кодекс РФ (часть первая) Глава 3. Ст. 17– 28 | ||
35-36 | Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. | 2 | Практикум «Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности» | Гражданский кодекс РФ (часть первая) | |
Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. | 1 | Альтернативная гражданская служба. | Практикум «Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба» | ФЗ «О воинской обязанности и военной службе Ст. 1, 2, 7, 9, 22– 25 | |
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. | 1 | Практикум «Права и обязанности налогоплательщика» | Налоговый кодекс РФ (Ст. 21, 23) | ||
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. | 1 | Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы. | § 26 | ||
Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. | 1 | ГК РФ (Глава 2. Ст. 11 Главы 6, 8) | |||
Право на интеллектуальную собственность. Наследование. | 1 | ГК РФ (Глава 2. Ст. 11 Главы 6, 8) | |||
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. | 1 | Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | Практикум «Имущественные и неимущественные права» | ГК РФ (Глава 2. Ст. 11 Главы 6, 8) | |
Порядок и условия заключения и расторжения брака. | 1 | § 24 | |||
Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. | 1 | Практикум «Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов» | СК РФ (Главы 3, 4, 6–8, 11, 12) | ||
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. | 1 | § 25 | |||
Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. | 1 | Практикум «Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора» | ТК РФ (Главы 2 (ст. 20, 21), 11, 13, 19, 30, 42) | ||
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. | 1 | Порядок оказания платных образовательных услуг | ФЗ «Об Образовании в РФ» | ||
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 1 | Практикум «Основные нормы социального страхования и пенсионная система» | Лекция | ||
Споры, порядок их рассмотрения. | 1 | § 27 | |||
Основные правила и принципы гражданского процесса. | 1 | Практикум «Основные правила и принципы гражданского процесса» | Гражданский процессуальный кодекс РФ Главы 1, 4 (ст. 38) | ||
Особенности административной юрисдикции. | 1 | Практикум «Особенности административной юрисдикции» | КОАП РФ Главы 2, 3 | ||
Особенности уголовного процесса. | 1 | Практикум «Особенности уголовного процесса» | Уголовно- процессуальный кодекс РФ Главы 2, 5–8, 12–14 | ||
Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. | 1 | Уголовно- процессуальный кодекс РФ Главы 2, 5–8, 12–14 | |||
Конституционное судопроизводство. | 1 | § 28 | |||
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. | 1 | § 29 | |||
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | 1 | Практикум «Правовые основы антитеррористической политики РФ» | § 30 | ||
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ | 1 | Основные элементы содержания | Контрольный тест по теме «Правовое регулирование общественных отношений» | ||
Т.6. | ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ | 10 | |||
Общественное и индивидуальное сознание. | 1 | Общественное и индивидуальное сознание. | Лекция | ||
Социализация индивида. | 1 | Социализация индивида. | Практикум «Социализация» | Лекция | |
Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. | 1 | Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. | С.44 | ||
Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. | 1 | Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. | С.45-46 | ||
Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. | 1 | Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. | С.111-112 | ||
Свобода и ответственность. | 1 | Свобода и ответственность. | С.74-75 | ||
Общественная значимость и личностный смысл образования. | 1 | Общественная значимость и личностный смысл образования. | Практикум «ФЗ «Об образовании в РФ»» | Лекция | |
Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. | 1 | Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. | Проект | ||
Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. | 1 | Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. | Презентация | ||
ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ | 1 | Основные элементы содержания | Контрольный тест по теме «Человек в системе общественных отношений» | ||
Человек и общество | 1 | Основные элементы содержания | Контрольное тестирование по теме «Человек и общество» (итоговый) |
Тематическое планирование по обществознанию
(включая экономику и право)
11класс (68 часов)
№ УРОКА | ТЕМА УРОКА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ | Самостоятельные, лабораторные и практические работы | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ |
Т.3. | Экономика | 31 | |||
1. | Экономика и экономическая наука. | 1 | §1-2 | ||
2-3. | Спрос и предложение. | 2 | Практикум «Решение экономических задач» | §4 | |
Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. | 1 | §4 | |||
Рыночные отношения в современной экономике | 1 | Практикум «Рыночные отношения в современной экономике» | §4 | ||
Особенности современной экономики России. | 1 | Практикум «Экономическая политика Российской Федерации» | С.41-42 | ||
Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. | 1 | Естественные монополии, их роль и значение в экономике России. | Практикум «Виды конкуренции» | С.39-41 | |
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. | 1 | Практикум «Факторы производства» | §5 | ||
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. | 1 | Практикум «Издержки производства» | §5 | ||
10-11. | Основные источники финансирования бизнеса. | 2 | Практикум «Бизнес- план предприятия, его содержание» | §5. С.53-54-документ | |
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. | 1 | Практикум «Особенности развития фондового рынка в России» | Лекция | ||
Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. | 1 | Электронные деньги. [3] | §9 | ||
Практикум по теме «Ценные бумаги» | 1 | Практикум по теме «Ценные бумаги» | |||
Финансовые институты. | 1 | Практикум «Финансовые институты» | §9 | ||
Кредитование: его роль в современной экономике домохозяйств, фирм и государств. Плюсы и минусы (риски) кредитования граждан. | 1 | Потребительское кредитование. Ипотечный кредит. | Проект | ||
Виды, причины и последствия инфляции. | 1 | Практикум «Инфляция» | §9 | ||
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России. | 1 | Практикум «Безработица» | §10 | ||
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. | 1 | §8 | |||
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. | 1 | §8 | |||
Налоги, уплачиваемые предприятиями. | 1 | Практикум по теме «Налоги» | §8 | ||
Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. | 1 | §8 | |||
Государственный бюджет. Государственный долг. | 1 | Бюджетная система РФ. Формирование государственного бюджета в РФ и его исполнение. | Практикум «Доходы и расходы: навыки планирования» | Проект | |
Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. | 1 | Практикум «ВВП и ВНП» | §2 | ||
Экономический рост и развитие. | 1 | §2 | |||
Экономические циклы. | 1 | §2 | |||
Основные принципы менеждмента. | 1 | §12 | |||
Основы маркетинга. | 1 | §12 | |||
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. | 1 | Практикум «Мировая экономика» | §11 | ||
Глобальные экономические проблемы. | 1 | Практикум «Глобальные экономические проблемы» | §11 | ||
Экономика | 1 | Контрольный тест по теме «Экономика » | |||
Т. 4. | Социальные отношения | 15 | |||
Социальная структура и социальные отношения. | 1 | §13 | |||
Социальная стратификация, неравенство. | 1 | §13 | |||
Социальные группы, их типы. | 1 | Лекция | |||
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. | 1 | Лекция | |||
Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. | 1 | Практикум «Социальный контроль» | §14 | ||
Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность. | 1 | §14 | |||
Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. | 1 | Практикум «Социальная мобильность» | Лекция | ||
Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры. | 1 | §18 | |||
Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. | 1 | §15 | |||
Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. | 1 | §15 | |||
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | 1 | Конституция РФ | |||
Семья как социальный институт. Семья и брак. Проблема неполных семей. | 1 | Тенденции развития семьи в современном мире | Практикум «Тенденции развития семьи в современном мире» | §16 | |
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | 1 | §19 | |||
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства. | 1 | Лекция | |||
Социальные отношения | 1 | Контрольный тест по теме «Социальные отношения » | |||
Т.5. | Политика как общественное явление | 17 | |||
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. | 1 | Практикум «Органы государственной власти Российской Федерации» | §20 | ||
Государство как главный институт политической власти. Функции государства. | 1 | Лекция | |||
Политика как общественное явление. | 1 | Мини-сочинение | |||
Политическая система, ее структура и сущность. | 1 | §21 | |||
Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма. | 1 | Лекция | |||
Политический режим. Типология политических режимов. | 1 | Практикум «Формы государства» | План | ||
Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. | 1 | §23 | |||
Гражданское общество и государство. | 1 | §22 | |||
Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы. | 1 | §22 | |||
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. | 1 | §25 | |||
Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности. | 1 | §24 | |||
Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. | 1 | §24 | |||
Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. | 1 | Практикум «ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»» | §24 | ||
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. | 1 | Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. | Сообщение | ||
Политический процесс. Особенности политического процесса в России. | 1 | §28 | |||
Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. | 1 | §24 | |||
Политика как общественное явление | 1 | Контрольное тестирование по теме «Политика как общественное явление» | |||
Т.6. | Человек в системе общественных отношений | 4 | |||
Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. | 1 | Предпринимательство. | Мини-сочинение | ||
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. | 1 | Лекция | |||
Человек в политической жизни. Политический статус личности. | 1 | Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. | Практикум «Политическое участие» | §26 | |
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. | 1 | §25 | |||
Человек и общество | 1 | Основные элементы содержания | Контрольное тестирование по теме «Человек и общество» (итоговый) |
[1] Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов (124+16 часов резерва). При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов.
[2] Дополнения внесены на основании Письма Минобрнауки России от 7 августа 2014 года № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования» (подчеркивание текста)
[3] Дополнения внесены на основании Письма Минобрнауки России от 7 августа 2014 года № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования» (подчеркивание текста)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию(включая экономику и право) 6-9 классы
Рабочая программа разработана на основеФедерального компонента государственного стандарта основного общего образования,Примерной программы по обществознанию...
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право). 6 класс
Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения. КТП является приложе...
Рабочая программа по обществознанию (включая Экономику и Право) 9 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы по обществозна...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию (включая Экономику и Право) 11 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы средн...
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)
Рабочая программа для СПО по обществознанию (включая экономику и право) по профессии "Мастер общестроительных работ"...
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) в 9 классе
Данная рабочая программа по обществознанию в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом...
Рабочая программа предмета "Обществознание (включая экономику и право)". 139 часов
Предназначена для I курса НПО и СПО, однако также может использоваться для преподавания предмета в 10-11 классах школы....