Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)
рабочая программа по обществознанию на тему
Рабочая программа для СПО по обществознанию (включая экономику и право) по профессии "Мастер общестроительных работ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_mastera_obshchestvo.docx | 89.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Орловской области
БОУ ОО СПО «ГАЗУНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» Малоархангельский филиал
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)
Для профессии 08.01.07. «Мастер общестроительных работ»
2015г.
ОДОБРЕНА Методической комиссии общеобразовательного цикла ____________________________ Председатель МК __________ /_____________/ Протокол № ___ от «___»__________2015г. | Составлена в соответствии с требованиями стандарта среднего общего образования по дисциплине Зам. директора по УР и МР ______________ Л.В.Симонова «___»__________2015г. |
Разработчик:
И.А.Васютина - преподаватель Малоархангельского филиала БОУ ОО СПО «Глазуновский сельскохозяйственный техникум»
Рецензент:
С.В.Манушина – преподаватель БОУ ОО СПО «Глазуновский сельскохозяйственный техникум»
В.С.Петухова - преподаватель БОУ ОО СПО «Покровский техникум»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право) предназначена для изучения обществознания в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. В объеме 270 аудиторных часов, 405 часов максимальной нагрузки. Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет в шестом семестре.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России для профессий среднего профессионального образования от 2008 года.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования базового уровня.
В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, экономики, социологии, политологии и права.
Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Содержание программы направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.
В процессе реализации программы, обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:
знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самост. Работа | ||
Теоретические | Лабор занятия | Практические занятия | |||
| 2 | 2 | |||
о человеке и обществе | 51 | 34 | 17 | ||
3. Основы знаний о духовной культуре человека и общества | 34 | 23 | 11 | ||
| 49 | 32 | 17 | ||
| 47 | 33 | 14 | ||
| 92 | 60 | 32 | ||
| 130 | 86 | 44 | ||
Итого по учебной дисциплине | 405 | 270 | 135 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.
Студент должен знать:
- социальные науки и их определение;
- методы исследования общественных отношений;
Студент должен уметь:
- определять значимость социального знания.
Раздел 1. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ
- Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Тема 1.1.1. Философские представления о социальных качествах человека.
Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Что такое деятельность. Структура деятельности. Виды человеческой деятельности. Творчество. Процесс мышления. Типы мышления.
Тема 1.1.2. Формирование характера.
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы человека.
Тема 1.1.3. Социализация личности. Сущность и этапы социализации. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой деятельности.
Тема 1.1.4. Познание мира. Сущность познания, формы познания, процесс познания. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний.
Тема 1.1.5. Мировоззрение и его структура. Типы мировоззрения. Пути формирования мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
Тема 1.1.6. Свобода и ответственность личности. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Тема 1.1.7. Человек в группе, в учебной и трудовой деятельности. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.
Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Студент должен знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- основные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность, потребность, деятельность, социализация личности, социальные нормы, истина, мировоззрение, свобода, выбор, ответственность, толерантность, конфликт, профессия;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Студент должен уметь:
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения;
- высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы;
- оценивать своё место в обществе;
- подготавливать устное выступление по социальной проблематике.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными группами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
1.2. Общество как сложная система
Тема 1.2.1. Общество и общественные отношения.
Понятие общества. Общество – сложная, динамично развивающая система. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Тема 1.2.2. Общество и природа.
Техногенные революции: аграрная, индустриальная, информационная. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Тема 1.2.3. Многовариантность общественного развития.
Эволюция и революция как формы социального изменения. Общественный прогресс и его критерии. Понятие общественного прогресса.
Тема 1.2.4. Типология обществ.
Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Тема 1.2.5. Особенности современного мира.
Процессы глобализации и интеграции. Антиглобализм. Глобальные проблемы человечества. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Студент должен знать/понимать:
- основные понятия: общество, общественные отношения, институт общества, эволюция, революция, общественный прогресс, регресс, цивилизация, формация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, глобализация, интеграция, глобальные проблемы человечества, антиглобализм, терроризм.
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
Студент должен уметь:
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;
- различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- давать оценку современному состоянию мировой цивилизации;
- раскрыть тенденции современного этапа человеческой цивилизации, противоречивой картины современного мира и места в нём России.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с дополнительной литературой.
Подготовка сообщения «Взаимосвязь человека и природы – можно ли разорвать»
Подготовка сообщения «Общество и его регуляторы»
Эссе «Глобализация общества – спасение или гибель»
Составление конспекта «Философскиепредставления о социальных качествах человека»
Подборка дополнительной литературы «Формирование характера»
Эссе на тему «Самовоспитание – свойство развитой личности»
Подборка Интернет-ресурсов к теме:«Познание личности»
Заполнение таблицы: «Основные типы мировоззрения»
Подготовка экспресс -материала по теме «Свобода и ответственность личности»
Составление плана и схемы по теме: «Многовариантность общественного развития»
Составление таблицы «Типология обществ»
Раздел 2. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ
ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
2.1. Духовная культура личности и общества
Тема 2.1.1. Культура и духовная жизнь.
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. Этикет.
Тема 2.1.2. Формы и разновидности культуры. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
Студент должен знать/понимать:
- основные понятия: культура, материальная культура, духовная культура, народная культура, массовая культура, элитарная культура, экранная культура, субкультура, культурные традиции, учреждения культуры;
- формы и разновидности культур;
- проблемы современной отечественной культуры;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Студент должен уметь:
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации.
2.2. Наука и образование в современном мире
Тема 2.2.1. Наука в современном обществе.
Определение науки, ее функции, основные черты. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Роль науки в жизни общества.
Тема 2.2.2. Роль образования в жизни современного человека и общества.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дистанционное образование.
Студент должен знать/понимать:
- основные понятия: наука, образование, профессиональное образование, дистанционное образование;
- этические нормы в области науки и образования;
- принципы образования в России.
Студент должен уметь:
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- раскрывать тенденции развития науки и образования в России, республике, городе;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- показать значение образования для человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Тема 2.3.1. Мораль, основные ценности и нормы.
Понятие морали. Основные принципы и нормы морали. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный самоконтроль личности.
Тема 2.3.2. Религия в современном мире.
Сущность религии. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Религия как феномен культуры.
Тема 2.3.3. Искусство и его виды.
Сущность, специфика искусства, функции искусства. Виды искусств. Искусство и его роль в жизни людей.
Студент должен знать/понимать:
- основные понятия: мораль, религия, искусство, долг, совесть;
- основные принципы и нормы морали;
- мировые и национальные религии;
- роль религии в современном мире;
- функции и виды искусств;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность религиозных норм;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Студент должен уметь:
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения моральных и религиозных норм;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка домашнего задания по теме «Духовная культура»
Подготовка реферата по одной из тем
«Христианство, как одна из мировых религий»
« Роль буддизма в мировой культуре»
«Ислам и его роль в современном мире».
Анализ СМИ по вопросу «Культура и духовная жизнь»
Составление конспекта «Формы и разновидности культур»
Анализ проблем в научной жизни России по материалам Интернета с указанием ссылок на используемый ресурс.
Подготовка тестера «Роль образования в жизни современного человека и общества».
Составление тезисов «Мораль как регулятор социального поведения».
Составление таблицы «Религии мира».
Подготовка информации по предложенным темам: «Специфика искусства как форма художественного познания», «Современные виды искусства».
Составление плана-конспекта по теме: «Виды социальных связей».
Заполнение таблицы «Исторические типы стратификационных систем».
Разработка модели поведения по предложенному алгоритму.
Раздел 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
3.1. Социальная роль и стратификация
Тема 3.1.1. Социальные отношения.
Социальные отношения и взаимодействия. Понятие о социальных общностях и группах.
Тема 3.1.2. Социальная стратификация.
Социальные группы и их классификация. Социальная мобильность.
Тема 3.1.3. Социальная роль.
Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
Студент должен знать/понимать:
- основные понятия: социальная структура общества, социальные отношения, социальная стратификация, социальная группа, социальная мобильность, социальная роль, социальный статус, престиж, маргиналы;
- социальную структуру российского общества;
- социальные роли личности;
- критерии социальной дифференциации.
Студент должен уметь:
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения;
- определять свой статус в обществе;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных явлений;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
3.2. Социальные нормы и конфликты
Тема 3.2.1. Социальные нормы.
Социальные нормы, их значение. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
Тема 3.2.2. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления.
Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Тема 3.2.3. Социальный конфликт.
Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.
Студент должен знать/понимать:
- основные понятия: социальные нормы, социальный контроль, отклоняющееся поведение, наркомания, алкоголизм, социальный конфликт;
- причины социальных конфликтов и пути их разрешения;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм;
Студент должен уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм;
- осмысливать и анализировать своё поведение;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
3.3. Важнейшие социальные общности и группы
Тема 3.3.1.Особенности социальной стратификации в современной России.
Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
Тема 3.3.2.Этнические общности.
Этнос, черты этноса, типы этносов. Этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Тема 3.3.3.Межнациональные отношения в современном мире.
Межнациональные отношения. Межнациональное сотрудничество. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Тема 3.3.4.Семья и брак как социальные институты.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Студент должен знать/понимать:
- основные понятия: молодежь, этнос, этнические общности, нация, национальная политика, семья, брак;
- необходимость регулирования общественных отношений;
-признаки нации и принципы строительства отношений между нациями.
Студент должен уметь
- дать характеристику различным менталитетам;
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, общие черты и различия закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их – устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения;
- осуществлять поиск социальной информации в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой.
Свобода – неотъемлемое право или обязанность? – тема для обсуждения.
Реферат на тему «Роль СМИ в политической жизни общества».
Опасность сектантства – эссе.
Разработка модели поведения по предложенному алгоритму.
Разработка мини-проекта «Социальные нормы в моей жизни».
Анализ СМИ «Правонарушения молодежи» (тезисы); «Мировые рекорды как пример позитивного отклоняющегося поведения».
Подборка дополнительного материала по теме «Виды социальных конфликтов».
Подборка интернет- ресурсов и литературы по теме «Где грань между богатством и бедностью?».
Составление конспекта «Подходы к пониманию сущности этносов, их происхождение».
Анализ СМИ по теме «Межнациональные отношения в современном мире – причины и последствия».
Творческое задание «Семья как социальный институт и малая группа» ( по выбору: конспект, кроссворд, альбом).
Раздел 4. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
4.1. Политика и власть. Государство в политической системе.
Тема 4.1.1.Власть, ее происхождение и виды.
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Структура политической власти.
Тема 4.1.2.Политическая система, ее структура и функции.
Политическая система и ее роль в жизни общества, ее структура. Политические институты, отношения, нормы. Политические реформы в России.
Тема 4.1.3. Государство.
Признаки государства. Государственный суверенитет. Функции государства: внутренние и внешние Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство.
Тема 4.1.4. Политический режим.
Типология политических режимов. Политический режим современной России Демократия, ее основные ценности и признаки.
Тема 4.1.5.Правовое государство.
Правовое государство, понятие и признаки. Реализация концепции правового государства в Конституции РФ.
Студент должен знать/понимать:
- основные понятия: политическая власть, политика, политическая система, государство, суверенитет, функции государства, формы государства, форма правления, форма государственного устройства, политический режим, демократия, демократический режим, правовое государство, конституция;
- признаки и функции государства;
- сущность и признаки правового государства;
- принцип разделения властей;
- основное содержание Конституции РФ.
Студент должен уметь
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между ними;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
- извлекать из оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
- систематизировать, анализировать и обобщать социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по предложенной тематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции.
4.2. Участники политического процесса.
Тема 4.2.1.Политический статус личности.
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Тема 4.2.2.Гражданское общество и государство.
Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.
Тема 4.2.3.Выборы – важнейший элемент демократического общества.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Тема 4.2.4.Политические партии и движения.
Политические партии и движения, их классификация. Плюрализм. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Черты российской партийной системы. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Тема 4.2.5. Средства массовой информации и их роль в политической жизни.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
Студент должен знать/понимать:
- основные понятия: политический статус личности, экстремизм, политический терроризм, тоталитаризм, авторитаризм, гражданское общество, идеология, выборы, политическая партия, политическое движение, политическая элита, консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм, закон, гласность, референдум, гражданство, средства массовой информации;
- определять свой политический статус;
- классифицировать политические режимы;
- политические партии, действующие в России и в Чувашии;
- формы осуществления народовластия.
Студент должен уметь:
- ориентироваться в актуальных общественных событиях для определения личной гражданской позиции;
- защищать права человека и гражданина, осознанно выполнять гражданские обязанности;
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, презентацию по социальной проблематике;
- критически воспринимать информацию, получаемую в межличностном общении и массовой коммуникации и умение использовать собранную социальную информацию;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой.
Эссе «Моя роль в политической жизни страны».
Реферат «Разделение властей в условиях современного Российского общества».
Происхождение и особенности парламентского режима – тема для обсуждения.
Выполнение домашнего задания по теме «Политические сферы».
Составление мини-конспекта, используя тезисы Дж. Локка, А. Гамильтона, Д. Мэдисона «Теория разделения властей» Составление таблицы «Политические партии сегодня» Составление таблицы «Типы личности по степени их участия политической жизни» Мини-проект по теме «Участие людей из моего окружения в политической жизни» Составление конспекта на тему «Политический статус граждан России в законах РФ». Анализ СМИ по теме «Выборы – важнейший элемент демократического общества» Составление перечня итернет-сайтов политических движений России. Подборка интернет-ресурсов и подготовка мини-сообщений по теме «Средства массовой информации и их роль в политической жизни»Подготовка мини-сообщений на тему «История возникновения концепции гражданского». Темы рефератов и проектов: Тоталитаризм – феномен XX столетия. Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей. Политика – наука, искусство и профессия. Четвертая власть и ее роль в политической жизни. Демократия – за и против. Народ – единственный источник власти. Политические партии и лидеры современной России. Политика- наука, искусство и профессия. Политика – это история или история – это политика. Лидер – кто он? Политический лидер: идеал и реальность Политические реформы в современной России. Политические идеи русских мыслителей. Идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Партийная борьба за власть в российском обществе. Многопартийность современной России. Молодежь и ее роль в современной политике. Молодежная культура: быть похожим или отличаться. |
Раздел 5. ЭКОНОМИКА
5.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи.
Тема 5.1.1. Экономика как наука и хозяйство.
Главные вопросы экономики. Потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Тема 5.1.2. Разделение труда.
Понятие и виды разделения труда. Этапы общественного разделения труда. Специализация и кооперация. Обмен, торговля.
Тема 5.1.3. Экономических системы.
Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. Смешанная экономика.
Тема 5.1.4. Рациональный потребитель.
Экономика потребителя. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. Уровень жизни.
Студент должен знать/понимать:
- основные понятия: экономика, потребность, ресурсы, разделение труда, специализация, кооперация, обмен, торговля, экономические системы, доход, уровень жизни, права потребителя;
- тенденции развития экономики как социального института;
- факторы, влияющие на уровень жизни населения;
- методы государственного регулирования в экономике;
- Закон РФ «О защите прав потребителей»;
Студент должен уметь:
- ориентироваться в актуальных общественных событиях, в частности в экономических, для определения личной гражданской позиции;
- защищать права потребителя, осознанно выполнять гражданские обязанности;
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных экономических явлений, терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- подготавливать устное выступление, презентацию по экономической проблематике;
- критически воспринимать информацию, получаемую в межличностном общении и массовой коммуникации и умение использовать собранную экономическую информацию;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей (производителя и потребителя);
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социально-экономической информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения экономики и права;
- реализации и защиты прав потребителей, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, социальным положением.
5.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Тема 5.2.1. Многообразие рынков.
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие.
Тема 5.2.2. Основные рыночные структуры.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда.
Тема 5.2.3. Основные организационные формы бизнеса в России.
Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.
Тема 5.2.4. Функции государства в экономике.
Виды налогов. Основы налоговой политики государства. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг.
Студент должен знать/понимать:
- основные понятия: рынок, спрос, предложение, равновесная цена, конкуренция, монополия, виды конкуренции и монополии, менеджмент, маркетинг, предпринимательство, налог, государственный бюджет, государственный долг;
- виды рынков;
- основы налоговой политики государства;
Студент должен уметь:
- ориентироваться в актуальных общественных событиях, в частности в экономических, для определения личной гражданской позиции;
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных экономических явлений, терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную экономическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- подготавливать устное выступление, презентацию по экономической проблематике;
- критически воспринимать информацию, получаемую в межличностном общении и массовой коммуникации и умение использовать собранную экономическую информацию;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей (производителя и потребителя);
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социально-экономической информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения экономики и права;
- реализации и защиты прав потребителей, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, социальным положением.
5.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция.
Тема 5.3.1. ВВП и его структура.
Понятие ВВП. Методы подсчёта ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Тема 5.3.2. Рынок труда.
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
Тема 5.3.3. Денежно-кредитная политика.
Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Пенсионные фонды, страховые компании.
Тема 5.3.4. Инфляция.
Понятие, виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.
Студент должен знать/понимать:
- основные понятия: ВВП, ВНП, экономический рост, экономический цикл, труд, безработица, деньги, банк, инфляция, кредит;
- основные измерители экономической деятельности;
- методы подсчёта ВВП;
- причины и последствия безработицы;
- виды, причины и последствия инфляции;
- основы денежной политики государства;
Студент должен уметь:
- ориентироваться в актуальных общественных событиях, в частности в экономических, для определения личной гражданской позиции;
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- определять роль человека в системе экономических отношений;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных экономических явлений, терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических наук (раскрыть особенности российской денежно-кредитной и антиинфляционной политики государства);
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную экономическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- подготавливать устное выступление, презентацию по экономической проблематике;
- критически воспринимать информацию, получаемую в межличностном общении и массовой коммуникации и умение использовать собранную экономическую информацию;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей (работника и владельца);
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социально-экономической информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения экономики и права;
- реализации и защиты прав потребителей, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, социальным положением.
5.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.
Тема 5.4.1. Становление современной рыночной экономики России.
Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации.
Тема 5.4.2. Россия в мировой экономике.
Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Студент должен знать/понимать:
- основные понятия: мировая экономика, глобальные проблемы;
- тенденции развития экономики России;
- необходимость регулирования общественных отношений;
- особенности современной экономики России;
- основные проблемы экономики России;
- государственную политику в области международной торговли;
- глобальные экономические проблемы;
Студент должен уметь:
- ориентироваться в актуальных мировых экономических событиях для определения личной гражданской позиции;
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- определять роль России в системе мировых экономических отношений;
- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных экономических явлений, терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную экономическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- подготавливать устное выступление, презентацию по экономической проблематике;
- критически воспринимать информацию, получаемую в межличностном общении и массовой коммуникации и умение использовать собранную экономическую информацию;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социально-экономической информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения экономики и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, социальным положением.
Самостоятельная работа обучающихся
Эссе «Влияние конкуренции на качество обслуживания потребителя».
Конкуренция – это тормоз или газ экономики? – тема для размышления.
Когда и почему появились глобальные экономические проблемы? – тема для обсуждения.
Составление конспекта «Международное разделение труда » Составление таблицы «Смешанная экономическая система» Заполнение сравнительной таблицы «Монополия и олигополия» Подборка дополнительного материала по теме «Инфраструктура рынка» Подготовка презентаций на тему «Корпорации и холдинги современного мира». Самостоятельно разобрать методы расчёта ВВП. Составление схемы «Виды безработицы» |
Раздел 6. ПРАВО
6.1. Правовое регулирование общественных отношений
Тема 6.1.1. Юриспруденция как общественная наука.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.
Тема 6.1.2. Основные формы права.
Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Тема 6.1.3. Правовые отношения и их структура.
Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.
Студент должен знать/понимать:
- основные понятия: юриспруденция, право, правовая норма, система права, институт права, отрасль права, нормативный правовой акт, закон, систематизация права, кодификация, правоотношение, правоспособность, дееспособность, проступок, правонарушение, юридическая ответственность;
- ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений;
- виды правовой информации, источников права;
- основные отрасли системы российского права;
- виды нормативно-правовых актов и законов;
- структуру и содержание правоотношения;
- юридический состав правонарушения;
- виды юридической ответственности.
Студент должен уметь:
- правильно употреблять основные правовые понятия и категории;
- характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов;
- объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
- анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
Тема 6.2.1. Конституционное право как отрасль российского права.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.
Тема 6.2.2. Правоохранительные органы Российской Федерации.
Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Тема 6.2.3. Понятие гражданства.
Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.
Тема 6.2.4. Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Права и обязанности налогоплательщика.
Студент должен знать/понимать:
- основные понятия: государственная власть, государственный орган, правоохранительные органы, адвокатура, нотариат, судебная система, правосудие, гражданство, права человека, свободы, обязанность, гарантии;
- основы конституционного строя РФ;
- систему государственных органов России, в том числе правоохранительных органов;
- порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ;
- основные конституционные права и обязанности граждан в России;
- механизм защиты прав человека в России.
Студент должен уметь:
- правильно употреблять основные правовые понятия и категории;
- характеризовать: основы конституционного строя РФ, принципы национально-государственного устройства России; порядок принятия и прекращения гражданства РФ, порядок призыва на военную службу;
- объяснять: основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы; роль адвокатуры в системе защиты прав человека;
- различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры;
- пользоваться своими избирательными правами и сделать свой выбор;
- давать оценку местному самоуправлению в системе государственных органов;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
- анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;
- определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
6.3. Отрасли российского права
Тема 6.3.1. Гражданское право и гражданские правоотношения.
Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.
Тема 6.3.2. Право собственности.
Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Тема 6.3.3. Личные неимущественные права граждан.
Право на честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Тема 6.3.4. Семейное право и семейные правоотношения.
Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
Тема 6.3.5. Правовое регулирование образования.
Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Закон РФ «Об образовании».
Тема 6.3.6. Трудовое право и трудовые правоотношения.
Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Тема 6.3.7. Административное право.
Административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.
Тема 6.3.8. Уголовное право.
Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Студент должен знать/понимать:
- основные понятия: физическое лицо, юридическое лицо, договор, трудовой договор, брачный договор, право собственности, неимущественные права, достоинство, занятость, преступление, правонарушение;
- основания приобретения права собственности;
- способы защиты имущественных и неимущественных прав;
- порядок, условия заключения и расторжения брака;
- порядок приема в образовательные учреждения;
- правовые основы социальной защиты и социального обеспечения;
- особенности уголовной ответственности;
Студент должен уметь:
- правильно употреблять основные правовые понятия и категории;
- характеризовать: отрасли российского права, преступление как наиболее опасное противоправное деяние, административные правоотношения;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную экономическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- подготавливать устное выступление, презентацию по экономической проблематике;
- критически воспринимать информацию, получаемую в межличностном общении и массовой коммуникации и умение использовать собранную экономическую информацию;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
- анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций);
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения экономики и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, социальным положением.
6.4. Международное право
Тема 6.1. Международные документы по правам человека.
«Хартия прав человека». Международные документы о защите прав женщин, детей, коренных народов. Международные организации по защите прав человека.
Тема 6.2. Международное гуманитарное право.
История становления системы международной защиты прав человека. Международные вооружённые конфликты. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международная ответственность за нарушения международного гуманитарного права
Студент должен знать/понимать:
- основные понятия: международное право, Хартия прав человека (Билль о правах), международное гуманитарное право;
- международные документы и организации по защите прав человека и коренных народов;
- органы и способы международно-правовой защиты прав человека.
Студент должен уметь:
- правильно употреблять основные правовые понятия и категории;
- характеризовать: Международные документы о защите прав человека; направления деятельности международных организаций по защите прав человека; особенности международной защиты прав человека в условиях мирного и военного времени;
- объяснять: истоки международных вооружённых конфликтов; порядок рассмотрения споров в международных организациях и судах;
- пользоваться своими правами и уметь их защищать;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
- анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;
- определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектами урока и дополнительной литературой.
Реферат «Юридическая ответственность несовершеннолетних»
Дайте оценку состояния российского законодательства на современном этапе – тема для размышления.
Составление жизненных ситуаций на тему «Правомерное и противоправное поведение» Составление презентаций на тему «Система правоохранительных органов в РФ» Изучение ФЗ «О гражданстве РФ» Составление жизненных ситуаций на тему «Нарушение моих прав» Составление презентаций на тему «Авторское право» Разработка плана действий гражданина, если нарушены его права потребителя Решение задач по семейному праву Составление конспекта на тему «Права и обязанности обучающихся по новому ФЗ «Об образовании в РФ» Разработка схемы действий при оформлении на работу (в соответствии с Трудовым кодексом) Анализ СМИ «Правонарушения молодежи» (тезисы) Решение правовых ситуаций по определению вида уголовного преступления. Выполнение творческих заданий по теме «Международные документы по правам человека» по группам (социологическое исследование, презентация, плакаты) Подготовка сообщений «Роль гуманитарного права в разрешении международных конфликтов» Темы рефератов: Право – воплощение справедливости и добра. Права человека – эволюция развития. Правовое регулирование хозяйственной деятельности |
Перечень литературы, информационных источников и средств обучения
Основные источники
Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая]; под ред. Л.Н.Боголюбова. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 351 с.
Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев]; под ред. Л.Н.Боголюбова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 349 с.
Право: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразоват. Учреждений: базовый уровень /(А.Ф.Никитин) – 11 издание – М. Просвещение,2014 г. -352 с.
Экономика: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразоват. Учреждений: базовый уровень /(В.С.Автономов) – 16 издание, переработанное – М. ВИТА,2014 г. -240 с.
Дополнительные источники
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2015.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2015.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
http://www.window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://www.bashedu.ru/konkurs/bagautdinov/ - Философские ресурсы в Интернете
http://www.religare.ru/.- Религия и СМИ
http://www.countries.ru/library.htm. - Библиотека по культурологии»
http://www.mtu-net.ru/shadows/project/ - История государства Российского в памятниках архитектуры и градостроительства
http://filosofia.ru/ - Библиотека философии и религии
http://www.fw.ru:8101/ - Мир семьи
http://www.obhis.ru/lekc - лекции по социологии
http://www.mercator.ru/ - социальная и политическая жизнь России в региональном аспекте.
http://www.cityline.ru/politika/ - Политика
http://www.ifes.ru/-Международный фонд избирательных систем
http://www.ovsem.com/ user/gosvL - Государственная власть
http://www.fnsg.com/- Федеральная служба новостей» («FederaL news service)
http://www.rusline.ru/ - Выборы в России
http://economicus.ru/ - Экономическая школа
http://basic.economicus.ru/ - Основы экономики
http://economics.edu.ru/ - Экономика, социология, менеджмент
http://econLine.hl.ru/ - Каталог ссылок на экономические и финансовые сайты
http://www.iet.ru/ - Институт экономики переходного периода
http://www.tax-nalog.km.ru/ - Энциклопедия налогов
http://www.gov.ru - Органы государственной власти Российской Федерации
http://www.duma.ru/ - Государственная Дума
http://www.akdi.ru/sf/ - Совет Федерации РФ
http://www.cityline.ru/politika/prav/pravbook.html - Правительство России и федеральные органы исполнительной власти
http://www.scrf.gov.ru - Совет Безопасности
http://law.edu.ru/magazine/pravoved - сайт журнала «Правоведение»
http://lesson-history.narod.ru/pravo.htm - Основы государства и права (10-11 классы) –Иллюстрации, схемы, таблицы
http://www.echr.ru/coe/activity/index.htm - Деятельность Совета Европы/Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
http://www.humanrights.coe.int - Страница общей информации по правам человека:
http://www.echr.coe.int - Европейский Суд по правам человека
http://www.rubicon.ru - Электронные версии энциклопедий и словарей
http://www.wwlia.org/diction.htm - Юридический словарь
http://www.Panorama.org/ks/ - Конституционный Суд России
http://www.legaldocs.com/~usalaw/misc-s.htm - Юридические документы в режиме online.
http://window.edu.ru/window_catalog/files/r41175/tlg16.pdf- Занимательное граждановедение
http://school-sector.relarn.ru/prava/index.html- Права и дети в Интернете
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию(включая экономику и право) 6-9 классы
Рабочая программа разработана на основеФедерального компонента государственного стандарта основного общего образования,Примерной программы по обществознанию...
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право). 6 класс
Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения. КТП является приложе...
Рабочая программа по обществознанию (включая Экономику и Право) 9 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы по обществозна...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию (включая Экономику и Право) 11 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы средн...
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)
Рабочая учебная программа по обществознанию (включая экономику и право) обеспечивает выполнение Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.).Рабоч...
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) в 9 классе
Данная рабочая программа по обществознанию в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом...
Рабочая программа предмета "Обществознание (включая экономику и право)". 139 часов
Предназначена для I курса НПО и СПО, однако также может использоваться для преподавания предмета в 10-11 классах школы....