Рабочая программа по обществознанию(включая экономику и право) 6-9 классы
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
Примерной программы по обществознанию;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_6-9_klass.docx | 64.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по обществознанию(включая экономику и право)
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
Примерной программы по обществознанию;
Программы для учащихся общеобразовательных учреждений. Обществознание 5-11 классы; на основе учебно-методического комплекта по обществознанию для основной школы (программа ,учебники, книги для учителя под ред. авторов-составителей: А.И.Кравченко и Е.А. Певцовой.).
Рабочие программы рассчитаны на:
6 класс -35 учебных часов;
7 класс -35 учебных часов;
8 класс -36 учебных часов;
9 класс -34 учебных часа;
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочих программ, соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования.
Программы ориентированы на следующие основные цели и задачи курса:
- ознакомить учащихся с широкой совокупностью знаний об общественной жизни;
- дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов;
- привлечь внимание учащихся к культурологической, мировоззренческой, духовно-нравственной и философской тематике;
- сформировать интерес к изучению культуры общества в её различных сферах: науке, религии, искусстве .
Особенностями курса «Обществознание» в 6-9 классах в части раскрытия духовно-мировоззренческой стороны социальной жизни, вопросов социального познания и социального развития являются его культуросообразность, ориентация на традиционные духовные ценности российской культуры. Содержание изучаемых вопросов предполагает усвоение школьниками не только рациональных знаний и теорий, но и спектра представлений, сложившихся в других сферах общественной жизни – религии, искусстве, обыденном сознании. Это должно способствовать знакомству учащихся с обществом во всём многообразии.
В содержании курса сделан акцент на духовно-нравственное значение обществоведческих знаний, что обеспечивает определённый воспитательный потенциал курса. Изучаемые понятия, представления, теории обращены на формирование гражданственности учащихся, чувства сопричастности судьбам нашей родины, российского патриотизма.
В курсе «Обществознание» достаточно полно представлены реалии российской истории и повседневности, элементы народной культуры. Помимо получения знаний об обществе, сложившихся в позитивной социологии, учащиеся приобщаются к культуре, понимаемой в широком смысле. Среди непростых вопросов обществознания в курсе рассматриваются прежде всего те, ответы на которые могут пригодиться в повседневной жизни гражданина.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания(включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов ( включая взаимодействия обществ и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей; различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов ( заявления, доверенности и т.д.);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Тематическое планирование курса «Обществознание (включая экономику и право)». 6 класс.
35 часов.
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Контроль за уровнем усвоенного | Домашнее задание |
Раздел программы: Человек и общество (9ч.) | |||||
1 | Введение. Основные цели: Ознакомить учащихся с правилами пользования учебником «Обществознание», с требованиями к работе на уроке; развивать познавательный интерес к проблемам обществознания. | Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение). Мышление и речь. Познание мира. Личность. Социализация индивида. Особенности подросткового возраста. Самопознание. | Беседа | ||
2 | Общество как сложная динамическая система. Что такое общество. Цели: Ознакомить учащихся с многогранностью понятия «общество»; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, работая по алгоритму с текстом учебника. | Знать: понятия «общество», «страна», «государство»; сферы общества (экономическая, политическая, духовная, социальная), их характеристику; что такое сообщество, организации, трудовые коллективы, семья, школа. | Работа с текстом | ||
3 | Происхождение и развитие человека. Цели: Ознакомить учащихся с особенностями происхождения и развития человека; показать роль важнейших изобретений в вопросах выживания и развития древних людей; развивать познавательный интерес, учебно-исследовательские умения учащихся | Знать: определения «прогресс», «орудия труда», «социальный прогресс», «технический прогресс»; изменения образа жизни людей, совершенствование орудий труда. | Беседа | ||
4 | Исторические ступени развития общества. Рассмотреть особенности исторических ступеней развития общества; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, работая с дополнительными материалами к уроку | . | Знать об исторических занятиях человека в первобытном обществе. | Ответы на вопросы | |
5 | Современное общество. Цели: Рассмотреть особенности современного общества; развивать учебно-исследовательские умения учащихся в групповой деятельности. | Знать, что такое современное производство, его отличительные черты. | Практикум в.1 | ||
6 | Человечество как сумма поколений Цели: Ознакомить учащихся с подходом к понятию «человечество» как сумме поколений; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, работая со словарём урока и таблицами | . | Знать процесс роста населения на Земле, понятия «человечество», «культурное наследие». | Практикум в.2 | |
7 | Поколения вещей. Цели: Рассмотреть историю мира вещей на примере тех предметов, которые окружают нас в повседневной жизни; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, работая с дополнительными материалами к уроку индивидуально и в группе. | Уметь выступать в роли «социологов», определять домашние вещи разных поколений. | |||
8 | Человек, общество, природа. Цели: Рассмотреть особенности взаимодействия человеческого общества и природы; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление | Уметь объяснять взаимосвязь природы и общества; характеризовать экологические проблемы. Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи. Знать понятия и термины. | Работа с документами | ||
9 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и общество» | Знать материал по теме «Человек и общество». | Тест | ||
Раздел программы: Основные сферы жизни общества. Экономика. (8ч.) | |||||
10 | Что такое экономика? Экономика и её роль в жизни общества. Цели: Рассмотреть экономическую сферу общественной жизни; развивать учебно-исследовательские умения учащихся через критическое мышление, через работу с текстом по алгоритму. | Знать, кто такие производители, потребители, предприниматели, менеджеры; определения экономики | Индивидуальные сообщения | ||
11 | Рынок и рыночный механизм. Цели: Рассмотреть особенности системы экономических отношений; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление. | Знать, что такое товары и услуги, рынок, договор купли-продажи, деньги и операции с деньгами. | Ответы на вопросы, инд.сообщение «История денег». | ||
12 | Что такое предпринимательство и бизнес. Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Цели: Рассмотреть особенности предпринимательской деятельности и бизнеса; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление. | Знать основные определения урока, стадии развития капитализма. | Мини-сочинение «Экономика вокруг нас». | ||
13 | Домашнее хозяйство. Цели: Рассмотреть особенности организации домашнего хозяйства; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление. | Знать основные определения урока; знать, как формируются и распределяются налоги; возможности организации труда ребёнка. | Практикум в.1 | ||
14 | Экономическая деятельность подростков. Цели: Рассмотреть особенности экономической деятельности подростков; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление. | Знать, что такое молодёжная экономика, карманные деньги, возможные способы подростковых заработков. | Практикум. | ||
15 | Труд с точки зрения закона. Цели: Рассмотреть особенности законодательства в области организации детского труда; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление. | Знать, как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового права; особенности труда несовершеннолетних, труд и отдых, взаимосвязь прав и обязанностей, обязанности граждан ( налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества, забота о детях). | Работа с историческими документами. | ||
16 | Повторительно - обобщающий урок по теме «Экономическая сфера общества». Цели: Обобщить и повторить знания учащихся по теме «Экономическая сфера общества». | Знать материал темы «Экономическая сфера общества» | Тест | ||
Раздел программы «Социальная сфера общества» (4ч.) | |||||
17 | Социальная структура общества. Цели: Рассмотреть особенности социальной структуры общества; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление. | Уметь характеризовать социальные отношения, социальные группы. Знать понятия и термины. | Практикум в.1 | ||
18 | Семья. Цели: Рассмотреть семью как значимую часть социальной сферы общественной жизни; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление через работу с текстом по алгоритму. | Уметь характеризовать основные нормы правовых основ брака; называть основные нормы этики семейных отношений; характеризовать семью как малую группу. Знать понятия и термины. | Составление таблицы «Обязанности членов твоей семьи». | ||
19 | Правила и нормы поведения в обществе. Цели: Рассмотреть основные правила и нормы поведения в обществе, меры ответственности за нарушение общественных норм, методы борьбы с общественно-опасными явлениями, способы формирования здорового образа жизни; развивать учебно-исследовательские умения учащихся. | Знать основные правила и нормы поведения в обществе, меры ответственности за нарушение общественных норм, методы борьбы с общественно-опасными явлениями, способы формирования здорового образа жизни. | Практикум в.2 | ||
20 | Повторительно-обобщающий урок по теме « Социальная сфера общества». Цели: Обобщить и повторить знания учащихся по теме « Социальная сфера общества». | Знать сведения по теме « Социальная сфера общества» | Тест | ||
Политика и право (6ч.) | |||||
21 | Государство и его граждане. Цели: Рассмотреть роль государства в жизни его граждан; развивать учебно-исследовательские умения учащихся. | Знать историю понятия «гражданин»; определения гражданина и гражданства; что такое закон «О гражданстве»; отличительные черты Российского государства. | Работа с документами. | ||
22 | Право на службе человека. Цели: Рассмотреть роль права в жизни граждан; развивать учебно-исследовательские умения учащихся. | Знать понятия: право, источники права, их отличительные черты; историю зарождения права, права и обязанности несовершеннолетних, право на собственность, на образование, понятия ответственности, преступления и уголовной ответственности. | Беседа, инд.сообщение: «В каких ситуациях подросток сталкивается с законом?» | ||
23 | Конституция - основной закон страны. Цели: Рассмотреть особенности основного закона государства – конституции; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление. | Знать понятие «конституция» и значение конституции в государстве, историю создания Конституции РФ, порядок принятия и изменения Конституции. Знать содержание и форму основного закона РФ; что такое власть по Конституции РФ, разделение властей, Президент, Совет Федерации, Государственная дума, местное самоуправление. | Работа с документами. | ||
24 | Права и правопорядок. Цели: Рассмотреть роль права и правопорядка в жизни человека; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление. | Знать понятия: правопорядок, законность, правоохранительные органы (и их функции), судебные органы, юридическая защита; знать, в чём состоит необходимость установления и сохранения порядка и законности в стране, роль граждан в сохранении правопорядка. | Практикум в.2 | ||
25 | Как защититься от несправедливости. Цели: Рассмотреть особенности правосудия; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление. | Знать различные источники нарушения прав граждан, способы защиты прав, принципы и порядок деятельности судов в РФ. | Ответы на вопросы, беседа. | ||
26 | Повторительно- обобщающий урок по теме «Политика и право». Цели: Обобщить и повторить знания по теме «Политика и право». | Знать материал «Политика и право» | Тест. | ||
«Духовная сфера общества» (4ч.) | |||||
27 | Наука и образование. Цели: Изучить особенности науки и образования; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление. | Знать, что такое наука и научные знания, система наук, естественные науки, общественные науки, опрос, наблюдение, эксперимент, измерения. | Кроссворд «В мире науки». | ||
28 | Мораль. Цели: Рассмотреть содержание понятия «мораль»; развивать умение анализировать и систематизировать информацию; формировать эмоциональное отношение к морали и нравственным ценностям. | Знать ,что такое мораль, общественное мнение, его влияние на человека; сходства и отличия морали и права, представления о добре и зле в разные исторические эпохи, соотношение права и добра. | Практикум, беседа. | ||
29 | Идеал и ценности. Цели: Рассмотреть содержание понятий «идеалы» и «ценности»; развивать умение анализировать и систематизировать источники информации. | Знать определения: идеал, идеалист, идеализация, герой; что такое вечные идеалы, конкретные идеалы, определение ценностей; что такое вечные ценности, ценности семейной жизни, конфликт ценностей, нравственная дилемма; ценности подростков, три этапа нравственного развития. | Практикум, беседа. | ||
30 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовная сфера общества». | Знать материал темы «Духовная сфера общества». | Тест. | ||
Ребёнок в обществе (5ч.) | |||||
31 | Ребёнок в семье. Цели: Рассмотреть особенности положения ребёнка в семье на различных исторических этапах; развивать учебно-исследовательские умения учащихся. | Знать определения: «детство», «мир детства», отличие взрослых и детей, три стадии детства, их характеристику. | Ответы на вопросы, беседа. | ||
32 | Взаимоотношения детей и родителей. Цели: Рассмотреть особенности взаимоотношений детей и родителей; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление. | Знать основные обязанности родителей; знать о том, как влияют семья и родители на ребёнка. | Ответы на вопросы, беседа. | ||
33 | Ребёнок в школе. Цели: Рассмотреть особенности взаимоотношений ребёнка в школе; развивать учебно-исследовательские умения учащихся в групповой и индивидуальной деятельности; формировать умения партнёрского взаимодействия. | Знать принципы обучения, роль школы в информационном обществе, основные проблемы в школе, причины проблем и пути их разрешения. | Практикум, беседа. | ||
34 | Друзья и ровесники. Цели: Рассмотреть особенности дружбы; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление. | Знать о роли дружбу и товарищества на всех этапах жизни человека, чем отличается дружба от товарищества и приятельства. | Беседа. | ||
35 | Повторительно-обобщающий урок по темам: «Духовная сфера общества», «Ребёнок в обществе» Итоговый контрольный тест. Цели: Повторить и обобщить знания по темам: «Духовная сфера общества», «Ребёнок в обществе». Контроль знаний. | Знать материал тем«Духовная сфера общества», «Ребёнок в обществе». Знать материал за курс 6 класса. | Тест. |
|
Рабочая программа по обществознанию. 7 класс. 35 часов.
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Контроль за уровнем усвоенного | Домашнее задание |
Раздел программы: Личность подростка (11) | |||||
1 | Введение. Задачи и содержание курса «Обществознание». Цели: Ознакомить учащихся с задачами и структурой курса «Обществознание» 7 класс; определить его место в общем курсе «Обществознание»; ознакомить с учебником и его методическим аппаратом; развивать интерес к чтению, к знаниям и самообразованию. | Знать задачи и структуру курса «Обществознание» 7 класс; определять его место в общем курсе «Обществознание». | Беседа. | ||
2 | Переходный возраст. Цели: Дать представление об основных понятиях урока; определить границы подросткового возраста и дать его общую характеристику. | Знать определение возраста, понятия: «подросток», «тинейджер», особенности подросткового периода; иметь представление о системе ценностей подростка, знать пути и возможности самоутверждения. | Практикум, беседа. | ||
3 | Задачи и трудности подросткового возраста. Цели: Выяснить, каковы задачи и трудности переходного возраста. | Знать место подростка в обществе в различные исторические эпохи; уметь характеризовать другие возрасты человека. | Беседа. | ||
4 | Быть взрослым. Цели: Дать представление об основных понятиях урока; составить обобщённую характеристику подростка, выделить из неё самые яркие черты; на примерах (из фильмов, книг)описать характерные черты личности подростка. | Знать понятия: взросление, подростковый оптимизм, подростковый пессимизм, альтруизм, эгоизм; уметь характеризовать особенности воспитания подростков. | Практикум, беседа, ответы на вопросы. | ||
5 | Физические изменения у подростков. Цели: Выяснить, какие физические изменения происходят в подростковом возрасте; воспитывать стремление к физическому совершенству в гармонии с высокими нравственными качествами. | Знать, какие физические изменения происходят в подростковый период; знать определение понятия «комплекс неполноценности», иметь представление о путях преодоления комплекса неполноценности. | Ответы на вопросы. | ||
6 | Психологический портрет личности: темперамент и характер. Цели: Дать представление об основных понятиях урока; дать характеристики положительных и отрицательных черт характера человека; объяснить, что такое стресс и как с ним справляться; способствовать становлению и развитию личности учащегося. | Знать определения понятий: личность, характер, способность, интеллект, чувство, эмоция; знать основные характеристики личности; уметь характеризовать типы темперамента. | Беседа. | ||
7 | Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства. Цели: Дать представление об основных понятиях урока; дать характеристики положительных и отрицательных черт характера человека; объяснить, что такое стресс и как с ним справляться; способствовать становлению и развитию личности учащегося. | Практикум, беседа. | |||
8 | Самооценка подростка. Цели: Дать представление об основных понятиях урока; развивать у учащихся объективное отношение к самооценке, самокритичность и самоконтроль. | Знать основные составляющие психической жизни человека, уметь характеризовать уровни самооценки; знать, как влияет семья на самооценку подростка. | Беседа, ответы на вопросы. | ||
9 | Выдающаяся личность. Цели: Воспитывать стремление к самообразованию и самовоспитанию. | Знать о выдающихся личностях в истории, о факторах, влияющих на развитие выдающейся личности. | Беседа. | ||
10 | Лидер и его качества. Цели: Дать представление об основных понятиях урока; объяснить, какие качества необходимы лидеру, в чём заключается искусство общения; развивать способность к общению. | Знать определения понятий: лидер, формальный лидер, неформальный лидер; знать роль лидера в обществе, иметь представление об основных элементах лидерства. | Ответы на вопросы. | ||
11 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность подростка». Цели: Повторить пройденный материал. | Знать материал раздела «Личность подростка», основные понятия и термины. | Тест. | ||
Раздел: Подросток в социальной среде. (8ч.) | |||||
12 | Социальная среда подростка. Цели: Дать представление об основных понятиях; развивать умение учащихся самостоятельно работать с учебником. | Знать понятия: социальная среда, бедность, богатство; знать факторы, влияющие на социальную среду подростков. | Работа с документами. | ||
13 | Подросток в группе. Цели: Дать представление об основных понятиях; развивать умение учащихся самостоятельно работать с учебником. | Знать определение группы, уметь классифицировать группы, уметь соотносить самооценку и влияние группы. | Ответы на вопросы, беседа. | ||
14 15 | Межличностные отношения. Цели: Дать представление об основных понятиях урока; ознакомить с возникающей у людей необходимостью договариваться между собой; подвести учащихся к осознанию важности создания общепринятых норм, правил и последствий их нарушений; помочь уяснить учащимся «золотое правило нравственности»; развивать способность анализировать, моделировать различные жизненные ситуации, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации; воспитывать объективность, критичность в оценке своих поступков, способностей; прививать стремление к успеху, оптимистическое отношение к жизни. | Знать определение межличностных отношений, уметь характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. | Ролевая игра «Ситуация». | ||
16 | «Мы» и «они». Цели: Дать представление об основных понятиях урока; объяснять, каких людей можно назвать «своими», каких – «чужими», знакомыми и незнакомыми; формировать у учащихся умение приводить примеры различных жизненных ситуаций; воспитывать нравственные нормы поведения; развивать умение работать в группе. | Знать понятия «Мы», «Они», «Я». | Ответы на вопросы, беседа. | ||
17 | Мир знакомых и незнакомых людей. Цели: Дать представление об основных понятиях урока; объяснять, каких людей можно назвать «своими», каких – «чужими», знакомыми и незнакомыми; формировать у учащихся умение приводить примеры различных жизненных ситуаций; воспитывать нравственные нормы поведения. | Знать понятие «моральный выбор», уметь описывать различия в отношениях со знакомыми и незнакомыми людьми. | Беседа. | ||
18 | Социальный портрет молодёжи. Цели: Дать представление об основных понятиях; объяснить, каковы новые черты жизни, с которыми приходится сталкиваться подростку; обсудить ценности, на которые ориентируются подростки; развивать у учащихся умение делать правильный выбор, аналитическое мышление, умение анализировать полученную информацию, выделять в ней главное, делать выводы; воспитывать благородные идеалы, ответственность, гражданскую позицию. | Знать определение большой группы, уметь анализировать проблемы молодёжи в современном обществе, знать, что такое «ненормальное», аномальное, девиантное поведение. | Работа с документом. | ||
19 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Подросток в социальной среде». Цели: Повторить сведения по теме «Подросток в социальной среде». | Знать материал раздела «Подросток в социальной среде», основные понятия и термины. | Тест. | ||
Раздел Подросток и закон. (5ч.) | |||||
20 | Юридические границы подросткового возраста. Цели: Дать представления об основных понятиях урока; объяснить, что такое юридические границы подросткового возраста, рассказать об основных правах подростка. | Знать понятие «юридические отношения», знать права и обязанности детей и подростков. | Работа с документом. | ||
21 | Подросток как гражданин. Цели: Формировать основы правовой культуры; готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия; содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным и правовым нормам; развивать у учащихся навыки решения практических задач; совершенствовать навыки работы с учебником; воспитывать уважение к закону. | Знать определение гражданства, пути его получения, знать основные гражданские права и свободы. | Ответы на вопросы, беседа. | ||
22 | Подросток и его права. Цели: Дать представление об основных понятиях; объяснить, какими правами пользуются подростки; совершенствовать умение учащихся работать с учебником, документами, таблицами; воспитывать уважение к закону. | Знать определение «права человека», знать основные положения «Конвенции о правах человека». | Работа с документом. | ||
23 | Опасный путь преступной жизни. Цели: Дать представление об основных понятиях; формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения; способствовать формированию у учащихся навыка критического анализа сложных ситуаций; продолжать формировать умение работать в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать, вести дискуссию; воспитывать уважение к закону, законопослушность. | Знать причины противоправного поведения в подростковом возрасте, знать понятия: преступление, проступок, юридическая ответственность, юридическая ответственность несовершеннолетних. | Беседа. | ||
24 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Подросток и закон». Цели: Повторить материал по теме «Подросток и закон». |
| Знать материал по теме «Подросток и закон» | Тест. | |
Раздел Образ жизни подростка. (6ч.) | |||||
25 | Подросток в обществе риска. Цели: Дать представление об основных понятиях; способствовать формированию у учащихся навыка критического анализа сложных ситуаций; продолжать формировать умение работать в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать, вести дискуссию; воспитывать уважение к закону, законопослушность. | Уметь характеризовать подростковые ситуации риска, знать источники риска. | Беседа. | ||
26 | Проблема одиночества. Цели: Дать представление об основных понятиях; объяснить проблемы, возникающего одиночества | . | Знать, что такое подростковая нервозность, раздражительность, защитная агрессивность, знать причины депрессии и пути выхода из неё. | Ответы на вопросы, беседа. | |
27 | Подростковая культура. Цели: Дать представление об основных понятиях; объяснить, в каком смысле подростковое общество и культура обладают уникальностью и отличаются от общества и культуры взрослых. | Знать, что такое формальные и неформальные коллективы подростков, знать определение подростковой культуры, уметь характеризовать её особенности. | Сканворд: «Подростковая культура». | ||
28 | Образ жизни. Цели: Дать понятие «образ жизни»; продолжать развивать навыки работы с учебником; воспитывать, прививать высокую, истинную культуру, а также критическое и ответственное отношение к своему образу жизни, потребность в духовности, сознательное стремление к совершенствованию себя. | Знать понятие «образ жизни», уметь характеризовать факторы, включающие образ жизни. | Беседа. | ||
29 | Досуг и отдых. Спорт. | Знать понятия: досуг, отдых, спорт, знать различные виды и основные характеристики досуга. | Ответы на вопросы. | ||
30 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Образ жизни подростка». Цели: Повторить сведения по теме «Образ жизни подростка». | Знать понятия и материал темы «Образ жизни подростка» | Тест. | ||
Раздел Подросток и его жилая среда.(3ч.) | |||||
31 | Город и село. Цели: Дать понятия: город, село, учить определять отличительные черты городской среды; характеризовать роль городов в развитии общества, особенности сельской среды. | Знать понятия: город, село, знать отличительные черты городской среды; уметь характеризовать роль городов в развитии общества, особенности сельской среды. | Проект «Город будущего». | ||
32 33 | Мой дом, моё жилище. Цели: Дать понятия: социальное пространство, общественная территория, домашняя территория, личное пространство, социальное пространство подростков, сосуществование людей, перенаселение; знать понятие дома, этапы его эволюции, что такое современное жилище; учить сопоставлять плюсы и минусы городского жилья. | Знать понятия: социальное пространство, общественная территория, домашняя территория, личное пространство, социальное пространство подростков, сосуществование людей, перенаселение; знать понятие дома, этапы его эволюции, что такое современное жилище; уметь сопоставлять плюсы и минусы городского жилья. | Ответы на вопросы, беседа. | ||
34 | Итоговое повторение (2ч.) Цели: Повторение пройденного материала. | Знать материал пройденных тем | Беседа, ответы на вопросы. | ||
35 | Контрольное тестирование за курс 7 класса. Цели: Контроль знаний за курс 7 класса. | К\р. |
Рабочая программа 8 класс. 36 часов.
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Контроль за уровнем усвоенного | Домашнее задание |
Раздел Наука о человеческой вселенной | |||||
1 | Наука о человеческой вселенной. Цели: Дать понятие о науках, которые изучают общество, познакомить с учебником «Обществознание», его изучением в школе. | Уметь называть науки, изучающие общество, их особенности, связи, характеризовать учебник обществознания и учебные пособия; знать понятия и термины: социум, субъективное знание, парадокс, методы обществознания, научное знание. | Беседа. | ||
Понятие общества и его основные признаки. (10ч.) | |||||
2 | Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе. Цели: Дать понятие об обществе, его основных признаках. | Уметь объяснять понятия: общество, государство, страна; называть основные сферы жизни общества; характеризовать их; приводить примеры многообразия и единства мира. | Ответы на вопросы, беседа. | ||
3 | Человек, природа, общество. Взаимосвязь природы и общества. Цели: Рассмотреть роль природы как основы возникновения и жизнедеятельности человека и общества, взаимоотношения человека и природы; экологические проблемы; экологические программы и защиту окружающей среды. | Уметь объяснять взаимосвязь природы и общества; характеризовать экологические проблемы. Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи; знать понятия и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, неконтролируемое поведение окружающей среды, экологические программы. | Практическая работа. | ||
4 | Типология общества. Цели: Рассмотреть типы обществ, особенности хозяйства и образа жизни охотников и собирателей, зарождение производящего хозяйства. | Знать разные подходы к типологии обществ; сравнивать различные типы обществ. Уметь анализировать характерные черты общества, определять его тип; давать определение понятий: типология обществ, общественно-экономическая формация. Знать понятия и термины: дописьменные, письменные общества, простые и сложные общества, общественно-экономическая формация, эволюция, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество. | Работа с документом. | ||
5 | Социальный прогресс и развитие общества. Цели: Познакомить с основными закономерностями развития человеческого общества. | Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР; объяснять сущность закона ускорения истории; пояснять сущность социального прогресса. Знать понятия и термины: закон ускорения истории, социальный прогрессии регресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы | Практическая работа. | ||
6 | Урок-исследование: Взаимодействие общества и природы. Экологические проблемы области. Цели: Исследовать экологическую ситуацию в нашем крае (области, селе). | Уметь: объяснять взаимосвязь природы и общества в регионе, характеризовать глобальные проблемы, актуальные для данной области. | Тест. | ||
7 | Личность и социальная среда. Цели: Рассмотреть качества человека: прирождённые и приобретаемые, человеческую личность, роль семьи и социальной среды в воспитании личности. | Уметь характеризовать понятия: человек, личность; объяснять роль социальных норм в воспитании и развитии личности. | Таблица «Человек, индивид, личность». | ||
8 | Потребности человека. Цели: Рассмотреть потребности человека, сущность и иерархия потребностей, процесс возвышения потребностей, свободу и приобщение к духовной культуре. | Приводить примеры потребностей человека; объяснять взаимосвязь свободы и ответственности; приводить примеры проявления ответственности. Знать понятия и термины: потребности, первичные и вторичные потребности, неудовлетворённые потребности, духовные потребности, свобода, ответственность. | Ответы на вопросы, беседа. | ||
9 | Социализация и воспитание. Цели: Рассмотреть социализацию : содержание и стадии процесса. | Характеризовать понятия социализации и воспитания; сравнивать воспитание и самовоспитание; объяснять их значение в развитии личности. Знать понятия и термины: социализация, последствия социальной изоляции, воспитание и его формы. Жизненный цикл человека. | Беседа. | ||
10 | Социально-психологический процесс общения. Цели: Дать понятие общения, его видах и формах, эмоциональной стороне общения, проблемах общения. | Характеризовать общение; сравнивать виды межличностных отношений; различные формы общения; иметь навыки культурного, грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях. Знать понятия и термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение. | Ответы на вопросы, беседа. | ||
11 | Человек в обществе и общество в человеке. Повторительно-обобщающий урок. Цели: Повторить и обобщить знания по теме «Человек в обществе и общество в человеке». | Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека; характеризовать особенности общества, менталитет жителя края. Знать понятия и термины: человек, личность, социум, социализация, коммуникабельность. | С/р. | ||
Экономическая сфера (10ч.) | |||||
12 | Сущность и структура экономики. Цели: Познакомить учащихся с понятием экономической науки, основными ресурсами экономики и их ролью, структурой экономики. | Уметь характеризовать понятия; объяснять роль экономики в жизни общества; разъяснять структуру экономики. Знать понятия и термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок. | Беседа. | ||
13 | Товар и деньги. Цели: Рассмотреть товар и его свойства; деньги, их функции и нормы, начальную цену и прибыль в бизнесе. | Уметь сравнивать понятия: товар и услуги, называть функции денег и их исторические формы; характеризовать прибыль. Знать понятия и термины: товар, услуги, деньги, цена. | Работа с документом. | ||
14 | Спрос и предложение. Цели: Рассмотреть спрос и предложение как факторы рыночной экономики, роль маркетинга в рыночной экономике, цену как регулятор спроса и предложения. | Уметь: объяснять связь спроса и предложения; называть факторы рыночной экономики; сравнивать рыночную экономику с планово-директивной; характеризовать рыночную экономику. Знать понятия и термины: спрос, величина спроса, предложение, величина предложения, маркетинг, цена. | Лаб. Работа. | ||
15 | Рынок, цена и конкуренция. Цели: Дать понятие о рынке, его формах, видах, эволюции, основных функциях цены. | Характеризовать рынок, рыночную экономику; называть основные функции цены; сравнивать понятия конкуренция, монополия, олигополия. Знать понятия и термины: рынок, биржа, банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия. | Таблица. | ||
16 | Предпринимательство. Цели: Рассмотреть содержание и функции предпринимательства, роль предпринимателя, его экономический статус, поведение, функции; малый бизнес и его роль в экономике; фермерское хозяйство. | Уметь: Приводить примеры предпринимательской деятельности; характеризовать предпринимательскую этику; высказывать суждения о роли малого бизнеса. Знать понятия и термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наёмный работник, риск в бизнесе, «челноки». | Ответы на вопросы, беседа. | ||
17 | Роль государства в экономике. Цели: Рассмотреть способы воздействия государства на экономику, типы экономических систем; налоги, их виды, значение налогов. | Уметь: Называть способы воздействия государства на экономику; сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики. Знать понятия и термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный и прогрессивный налог | Беседа, практикум. | ||
18 | Бюджет государства и семьи. Цели: Рассмотреть бюджет как финансовый документ; учить составлению бюджета; дать понятие о долге, кредите, дефиците бюджета и социальные программы. | Характеризовать бюджет семьи. Знать понятия и термины: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и расходы, внешний и внутренний долг, дефицит бюджета. | Практическая работа. | ||
19 | Труд, занятость, безработица. Цели: Дать понятие о сущности труда, его значении; рабочей силе и рынке труда. | Уметь: Называть нормы правового регулирования трудовых отношений, нормах трудовой этики; объяснять понятие «занятость» и причины безработицы. Знать понятия и термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила, занятость, страхование безработицы. | Ответы на вопросы, беседа. | ||
20 | Структура экономики области. Цели: Рассмотреть роль региона в экономической системе России; современное состояние экономической структуры нашего края. | Уметь : Характеризовать перспективы экономического развития области; показывать роль региона в экономике России; давать оценку современному состоянию экономической ситуации в крае. Знать понятия и термины: экономика региона, экономические процессы, государственное регулирование. | Конспект лекции. | ||
21 | Становление рыночного общества в России: общее и особенное. (Повторительно-обобщающий урок). Цели: Повторить и обобщить основные понятия о теме. | Уметь: объяснять роль экономики в жизни общества; характеризовать сущность и структуру экономики; приводить примеры действия государства на экономику. Знать понятия и термины: рыночная экономика, государственное регулирование экономики, социальные программы. | Тест. | ||
Социальная сфера (12ч.) | |||||
22 | Социальная структура. Цели: Дать понятие о строении общества, социальном статусе и социальной роли, их взаимосвязи, социальной группе. | Уметь объяснять сущность социальной структуры; характеризовать социальную структуру, социальный статус и социальные отношения; выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе. Знать понятия и термины: социальная структура, социальная группа, социальные отношения, статус, социальная мобильность. | Практическая работа. | ||
23 | Социальная стратификация. Цели: Дать понятие о социальной стратификации и её критериях,; классах как основах стратификации; социальной дифференциации. | Уметь характеризовать социальную дифференциацию; выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации. | Ответы на вопросы, беседа. | ||
24 | Богатые. Цели: Дать понятие о богатстве, источнике доходов, образе жизни, критериях богатства. | Уметь характеризовать социальные отношения, социальный статус; выделять в тексте оценочные суждения об уровне жизни, богатстве и бедности; соотносить образ жизни со способом достижения богатства; формулировать жизненные цели, соотносить их с нравственными нормами. Знать понятия и термины: неравенство, богатство, бедность, расточительный образ жизни, «новые русские», средний класс, приличествующий уровень жизни, масштабы и порог бедности, прожиточный минимум, абсолютная и относительная бедность. | Беседа. Ответы на вопросы. | ||
25 | Бедные. Цели: Дать понятие о бедности как экономическом, культурном и социальном явлении. | Беседа. | |||
26 | Этнос: нации и народности. Цели: Дать понятие об этносе, понятиях, признаках, кровнородственных группах и их разновидностях, племенах, народностях, нациях. | Уметь приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия; находить в учебной литературе оценочные суждения о национальных проблемах. Знать понятия и термины: этнос, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нация. | Работа с документом. | ||
27 | Межнациональные отношения. Цели: Дать понятие о национальных отношениях: внутренних и межгосударственных, формировании многонациональных государствах, этнических конфликтах. | Уметь характеризовать межнациональное сотрудничество; объяснять причины национальных конфликтов. Знать понятия и термины: национальность, национальное большинство и меньшинство, взаимодействие народов, этноцентризм, национальная нетерпимость, толерантность. | Ответы на вопросы, беседа. | ||
28 | Конфликты в обществе. Цели: Дать понятие о конфликтах и его составляющих, классификации конфликтов, способах решения конфликтов. | Уметь называть основные социальные нормы; сравнивать пути решения социальных конфликтов; классифицировать конфликты. | Таблица и схемы. | ||
29 | Семья. Цели: Дать понятие о семье как фундаменте общества и малой социальной группе; об эволюции семьи, жизненном цикле семьи, разводах, их причинах, мотивах, последствиях. | Уметь характеризовать основные нормы правовых основ брака; называть нормы этики семейных отношений; характеризовать семью как малую группу. Знать понятия и термины: семья, брак, развод, малая социальная группа. | Ответы на вопросы, беседа. | ||
30 | Урок-практикум Составление «фамильного дерева». Цели: Составление «фамильного дерева» (не путать с «генеалогическим деревом»). | Уметь составлять «фамильное дерево». | Работа с документом. | ||
31 | Социальная структура общества в регионе. Цели: Дать характеристику социально-демографической структуры общества в своём регионе, этническим общностям края. | Характеризовать социальную структуру общества в крае; называть основные социальные группы; приводить примеры этнических общностей в крае, их традиции. Знать понятия и термины: социально-демографическая структура; этническая общность; социальная программа Правительства; правовой социальный статус несовершеннолетних в регионе. | Практическая работа. | ||
32 | Социальная структура общества в селе. Цели: Дать характеристику социально-демографической структуры общества в своём селе. | Работа с документом. | |||
33 | Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства. Цели: Повторить основные понятия по разделу: «Социальная сфера». | Уметь называть основные направления социальной политики на современном этапе российского общества; характеризовать социальные отношения. | С/р. | ||
34 | Итоговое повторение за курс «Обществознание. 8 класс». Цели: Повторить основные понятия по разделам курса. | Контрольная работа по основным разделам курса. | Тест. | ||
35 | Итоговая контрольная тестовая работа за курс 8 класса. Цели: Знать материал за курс 8 класса. | Тест. | |||
36 | Защита проектов. | Защита проектов. |
Рабочая программа по обществознанию. 9 класс. 34часа.
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Контроль за уровнем усвоенного | Домашнее задание |
Раздел: Политическая сфера. (13ч.) | |||||
1 | Власть. Роль политики в жизни общества. Цели: Дать понятие о формах и способах власти, истории возникновения; формах и методах; политической власти | Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти. Знать понятия: влияние, сила, власть, авторитет, господство, диктатура, руководство, гегемония, управление, иерархия, легитимность, оппозиция, разделение властей. | Беседа. | ||
2 | Понятие и признаки государства. Государство. Цели: Рассмотреть государство как элемент политической системы общества; причины возникновения государства; признаки и функции государства, суверенитет. | Знать причины зарождения государства, его функции (уметь их анализировать), основные признаки государства. Уметь анализировать виды монополии. Знать понятия: государство, суверенитет, внутренние и внешние функции, политическая система, монополии государства. | Беседа, ответы на вопросы. | ||
3 | Формы государства. Национально-государственное устройство. Цели: Рассмотреть две тенденции в межнациональных отношениях, централизованное государство, общенациональное государство, причины распада национальных государств. | Знать конкретные факты, подтверждающие процесс объединения наций и их отделения. Уметь объяснять процесс создания централизованных государств; объяснять причины и особенности распада национальных государств. Знать понятия: интеграция, дифференциация, сепаратизм, централизованное государство, общенациональное государство, империя. | Работа с документом. | ||
4 | Формы правления. Цели: Рассмотреть формы правления: понятие и виды; монархия и республика- различные формы правления; демократия, её основные признаки. | Уметь сравнивать две формы правления: республику и монархию; разъяснять сущность демократической формы правления; анализировать политическую систему государства. Знать понятия: монархия, демократия, | Ответы на вопросы. | ||
5 | Политический режим. Демократия, её развитие в современном мире. Цели: Рассмотреть политические режимы: понятие, типы и формы политических режимов; политический режим Российской Федерации. | Уметь объяснять особенности политических режимов. Знать понятия: политический режим, демократический и недемократический режимы; авторитарный, тоталитарный режимы, фашизм, деспотия, либерально-демократический режим. | Тест. | ||
6 | Гражданское общество и правовое государство. Норма права. Цели: Дать понятие гражданского общества, пути его становления, института гражданства, о правовом государстве и его основных признаках. | Уметь объяснять сущность явлений, процессов, формулировать и отстаивать свою позицию. Знать понятия: гражданское общество, правовое государство, гражданин, гражданство. | Разработка проекта: «Я – гражданин РФ». | ||
7 | Голосование, выборы, референдум. Цели: Дать понятие об основных формах участия граждан в политической жизни страны: голосовании, процедуре выборов, референдуме. | Уметь объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни страны; высказывать суждения о поведении разных социальных групп в политической жизни страны и края. Знать понятия: активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная система, электорат, референдум, собрания, митинги, шествия, пикетирования, предложение, заявление, жалоба, голосование, свободные выборы. | Беседа, ответы на вопросы. | ||
8 9 | Политические партии и движения их роль в общественной жизни. Цели: Дать понятие о политических партиях, их роли в обществе, функциях, особенностях содержания программ, классификации политических партий. | Уметь сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий; формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию, выявлять сходство и различия родственных объектов. Знать понятия: политическая партия, социализация граждан, партийная система, политическая программа; партии: парламентские и массовые, правящие и оппозиционные, открытые и закрытые; революционные, реформистские, реакционные и консервативные, правые и центристские партии; многопартийность. | Выступления на сенминаре. | ||
10 11 | Политическая жизнь современной России. Цели: Изучить политическую систему современной России; внутриполитические проблемы России и пути их решения. | Знать термины: политическая система, демократия. Уметь называть формы правления, формы национально-государственного устройства; объяснять роль политики в жизни общества; характеризовать государство, приводить примеры участия граждан в политической жизни; высказывать своё отношение к достижениям и проблемам модернизации России, преобразованиям в крае. Знать понятия: идеальная модель политического устройства России, отражённая в Конституции РФ. | Тест. | ||
12 13 | Политическая жизнь в нашей стране. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества. Цели: Рассмотреть общественно-политическое движение на территории области; политические организации, их программа, практическая деятельность и влияние на общественную жизнь | Знать термины: политические организации, общественно-политические движения. Уметь приводить примеры участия населения в политической жизни страны и края; характеризовать политические организации области. | Выступления на конференции. | ||
Человек и его права. (12ч.) | |||||
14 15 | Право, его роль в жизни общества и государства. Цели: Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты права. Дать понятие о праве в системе социальных норм; рассмотреть права и обязанности, нормы права, отрасли права, правовую культуру. | Уметь объяснять особый статус права в системе социальных норм; сравнивать нормы морали и нормы права. Знать понятия: социальные нормы, нормы права, отрасль права, правовая культура личности, юриспруденция, юридическая ответственность, обязанность, нормативно-правовой акт, международное гуманитарное право. | Ответы на вопросы. | ||
16 | Закон и власть. Цели: Рассмотреть понятия закон и власть: история отношений; систему высших органов государственной власти РФ; принципы разделения властей. | Уметь давать оценку изученных политико-правовых явлений; формулировать и отстаивать свою позицию по поводу необходимости разделения властей; объяснять сущность разделения властей. Знать понятия: Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ, Совет Федерации, Государственная дума, Конституционный суд, Совет безопасности РФ, суды общей юрисдикции, военные суды присяжных, истец, ответчик, состязательность сторон, прокурор, адвокат, арбитражный суд, правоохранительные органы, криминальная милиция, Федеральная пограничная служба. | Сканворд: «Закон и власть». | ||
17 | Конституция – основной закон государства. Цели: Дать понятие о конституции, правовом статусе человека и гражданина России; рассмотреть проблему прав человека в России. | Уметь объяснять особенности правового статуса гражданина России; соотносить правовой статус жителя области с правовым статусом Гражданина Россиии; знать понятия: Конституция РФ, статус гражданина. | Тесты онлайн. | ||
18 | Право и имущественные отношения. Цели: Рассмотреть правовую регуляцию имущественных отношений. | Уметь называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения; характеризовать институт права собственности; приводить примеры прав потребителя и способов их защиты. Знать понятия: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск; права потребителя, исполнитель, изготовитель, срок годности, Федеральный антимонопольный комитет. | Беседа, ответы на вопросы. | ||
19 | Потребитель и его права. Цели: Дать понятия об имущественных отношениях, правах собственности, сделке, иске, правах потребителя. | Беседа. | |||
20 | Труд и право. Цели: Рассмотреть предмет трудового права, трудовой договор, особенности трудовых отношений в области, труд несовершеннолетних, охрана труда несовершеннолетних. | Уметь характеризовать трудовое право как отрасль права, трудовой контракт, правовой статус несовершеннолетних в трудовых отношениях, называть виды трудовых договоров, условия заключения и прекращения трудовых отношений. Знать понятия: трудовое право, детский труд, трудовой договор, безработный, льготы и гарантии, трудовая книжка, испытательный срок, время работы, увольнение, время отдыха, отпуск. | Работа с документом. | ||
21 | Правовые основы брака и семьи. Цели: Рассмотреть семейное право – отрасль, регулирующие брачно-семейные отношения; понятие семьи, жизненного цикла семьи, заключение и расторжение брака, права и обязанности супругов, права и обязанности супругов и детей. | Уметь давать правовую характеристику брачно-семейных отношений; приводить примеры правового регулирования семейных отношений. Знать понятия: брачный контракт, правоспособность, дееспособность, семья, супруги, свидетельство о браке, совместная собственность, ЗАГС, ребёнок, его права. | Урок игра. | ||
22 | Правонарушения и виды юридической ответственности. Цели: Рассмотреть преступление и его состав, признаки, формы вины, основные виды юридической ответственности; уголовная ответственность; особенности наказания несовершеннолетних, правоохранительные органы области. | Уметь анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением; давать оценку изученным правовым явлениям. | Работа с документом. | ||
23 | Правовая и социальная защита несовершеннолетних в РФ. Цели: Рассмотреть правовую базу по защите прав ребенка в области. Современное состояние правовой и социальной защиты детства в крае. Деятельность государственных и общественных организаций, осуществляющих правовую и социальную защиту несовершеннолетних в регионе. | Уметь называть основные документы по защите прав детства; характеризовать современное состояние правовой и социальной защиты ребенка в крае; приводить примеры деятельности государственных органов и общественных организаций по защите несовершеннолетних в области. | Тест. | ||
24 | Местное самоуправление. Цели: Рассмотреть законодательство России, области о местном самоуправлении. Система органов местного самоуправления. Роль органов местного самоуправления в общественной жизни. | Уметь работать с документами (первоисточниками); сравнивать, сопоставлять федеральное и региональное законодательства; характеризовать систему органов местного самоуправления. | Работа с документами. | ||
25 | Человек и его права. Цели: Рассмотреть правовую систему. Право в современной России. | Уметь обобщать и систематизировать изученный материал по теме; вести дискуссию, отстаивать свою позицию; сопоставлять федеральные и региональные законы; реализовывать имеющиеся права и защищать свои интересы. | Тест. | ||
Духовная сфера (8ч). | |||||
26 | Культура. Цели: Рассмотреть культуру как многозначность понятия. Культурное наследие. | Уметь характеризовать духовную жизнь человека и общества; разъяснять сущность понимания культуры у различных народов. Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей, объяснять сущность культурного наследия. | Ответы на вопросы, беседа. | ||
27 | Культурные нормы. Цели: Рассмотреть виды культурных норм. Мораль, её основные ценности, моральный выбор. | Уметь анализировать привычки, манеры людей, знать их отличие от традиций, обычаев; разъяснять понятия вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов; разъяснять понятие «мораль общества». Уметь объяснить назначение тех или иных санкций в обществе. | Ответы на вопросы, беседа. | ||
28 | Формы культуры. Цели: Рассмотреть элитарную, народную, массовую культуры; их взаимосвязь и взаимопроникновение. Субкультуру, молодёжную культуру. | Уметь анализировать формы культуры (вариант: высказывать суждения о ценностях разных видов и форм культуры). | Ответы на вопросы, беседа. | Творческий уровень: написать сочинение от имени одного из сторонников той или иной формы культуры, обосновать свою позицию. | |
29 | Религия. Цели: Рассмотреть религию как многоплановость понятия. Виды религий. Архаичные и мировые религии. Свободу совести и вероисповедания в России. | Уметь анализировать формы религии и сравнивать, выделять общие черты и различия. | Проверка сочинений, беседа. | ||
30 | Искусство. Цели: Рассмотреть что такое искусство? Объекты и субъекты художественной культуры и искусства. Функции художественной культуры и искусства. Рассмотреть влияние искусства на современное общество. | Уметь пояснять, кто является субъектом художественной культуры; анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают. | Реферат. | ||
31 | Образование. Цели: Рассмотреть образование как важнейший институт общества. История образования. Образование в современной России: А) структура современного образования. Б) права и обязанности участников учебного процесса. | Уметь разъяснять: эволюцию систему образования с древнейших времен до наших дней; особенности правового статуса ученика современной школы. | Разработка проекта. | ||
32 | Наука. Цели: Рассмотреть функции науки. Классификация наук. Особенности современной науки. Её структура. | Уметь осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения. | Ответы на вопросы, беседа. | ||
33 | Духовная сфера. Цели: Рассмотреть нормы и формы культуры. Духовная жизнь человека. Культура современной России. | Уметь сопоставлять, сравнивать уровни культуры в разные периоды истории России; систематизировать и обобщать материал по теме «Духовная сфера общества». | Тест. | ||
Итоговое занятие (1ч). | |||||
34 | Взаимосвязь права, политики и культуры. Цели: Рассмотреть роль политики в нашей жизни. Правовая организация политического процесса: А) правовая и политическая культура человека в России; Б) защита прав. Духовная культура общества. Влияние духовной культуры на личность, её социализацию. | Уметь объяснять взаимосвязь права и политики; соотносить духовную культуру с правовой и политической. | К/р. |
Требования к уровню подготовки выпускников.
Знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и общечеловеческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах(текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собственной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определённых социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право). 6 класс
Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения. КТП является приложе...
Рабочая программа по обществознанию (включая Экономику и Право) 9 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы по обществозна...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию (включая Экономику и Право) 11 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы средн...
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)
Рабочая учебная программа по обществознанию (включая экономику и право) обеспечивает выполнение Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.).Рабоч...
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)
Рабочая программа для СПО по обществознанию (включая экономику и право) по профессии "Мастер общестроительных работ"...
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) в 9 классе
Данная рабочая программа по обществознанию в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом...
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 8 класс (основное общее образование) 2017-2018 учебный год
Рабочая программапо обществознанию (включая экономику и право)8 класс (основное общее образование)2017-2018 учебный год...