Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) в 9 классе
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Спиридонова Татьяна Владимировна

         Данная рабочая программа по обществознанию в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; примерной программы МО РФ 2004г., созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию; требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта и Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 09. 03. 2004 года 

№ 1312.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie_9.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Данная рабочая программа по обществознанию в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; примерной программы МО РФ 2004г., созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию; требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта и Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 09. 03. 2004 года

№ 1312.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

7-9 классы -  второй этап в изучении обществознании. Он ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке обучающихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности),  социального опыта, познавательных возможностей обучающихся.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты, прав ребенка;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Изучение обществознания предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнять познавательные и практические задания и на уроках и в доступной социальной практике:
  • на  использование элементов причинно-следственного анализа;
  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

       Рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю. Количество часов в рабочей программе сокращено на 1 час за счет резерва,  так как в этом учебном году предусмотрено 34 учебные недели. Так же часы резервного времени использованы на расширение количества учебных часов разделе «Право»,  так как именно темы из этого раздела у обучающихся вызывают особый интерес. Один час резерва предусмотрен на итоговое занятие.

Из них не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу обучающихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Это уроки 7, 8, 12, 17, 22, 24, 27, 29, 31. Минимальный набор выполняемых обучающимися работ включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  • формулирование  собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в  моделируемых учебных задачах  и в реальной жизни;
  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

Так как  примерная программа является ориентиром для составления учебных программ  и не задает последовательность обучения, то последовательность была изменена в связи с тем, что учебник, по которому идет обучение в нашей школе не соответствует примерной программе. Для изучения в 9 классе были взяты темы из разделов «Политика и социальное управление», «Социальная сфера», «Право».

В программе предусмотрено изучение вопросов выходящих за рамки определенные требованиями государственного образовательного стандарта. Данные вопросы в поурочном планировании  в графе содержание выделены курсивом и изучаются в ознакомительном плане. На обязательный контроль не выносятся.

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

Для успешной организации учебного процесса необходимо знать специфику каждого класса.

9а  класс, в начальной школе обучался по программе развивающегося обучения Занкова. Поэтому в работе с этими обучающимися это необходимо учитывать. Обучающиеся класса очень активны. Для них наиболее приемлемыми будут проблемный и частично-поисковый методы обучения.

Обучающиеся 9б класса в отличие от обучающихся 9а класса малоинициативные, но очень работоспособные.

Обучающиеся 9в класса очень подвижны им постоянно необходимо чередование разнообразных форм работы на уроке. Обучающиеся класса обязательно должны быть чем-то заняты в противном случае они будут отвлекаться. По уровню подготовки обучающиеся класса намного слабее чем, обучающиеся параллельных классов.

     Для отслеживания результатов учебной деятельности возможно использование разнообразных форм контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, индивидуальные задания, практические и познавательные задания. Рабочая программа предусматривает работу учащихся с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; выполнение творческих работ, тестирование, позволяющее подростку лучше узнать себя и изменить своё отношение к проблемам подросткового периода.


Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Из них практических работ

Из них контрольных работ

Социальная сфера

11

3

Политика и социальное управление

10

3

Право

12

3

Итоговый урок

1

1

Итого

34

9

1


Поурочное планирование

урока

Разделы, темы

Кол-во

часов

Основное содержание

Из них практических и творческих работ

Из них контрольных работ

Примечания

Раздел 1. Социальная сфера

11

1

Социальная структура общества. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

1

Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.  Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

2

Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

1

Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.  Взаимосвязь «Я» и социальной роли.

3

Социальное неравенство.

1

Социальное неравенство.

4

Социальная мобильность. Социальное страхование.

1

Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.

5

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения.

1

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе.  Роли человека в малой группе. Лидер.  Свобода личности и коллектив.  Межличностные отношения.

урок с применением ИКТ

6

Практическая работа№1  человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения.

1

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе.  Роли человека в малой группе. Лидер.  Свобода личности и коллектив.  Межличностные отношения.

1

Задания на на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках

7

Практическая работа№2  Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

1

Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

1

тренинг

8

Социальная значимость здорового образа жизни. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

1

Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

урок с применением ИКТ

9

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Отношения между поколениями.

1

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями. 

10

Практическая работа№3  семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Отношения между поколениями.

1

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.

1

Ролевая игра, тренинг, моделирующий ситуации из реальной жизни

11

Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Межнациональные отношения в РФ.

1

Этнические группы и межнациональные отношения. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

Раздел 2. Политика и социальное управление

10

12

Власть. Роль политики в жизни общества. Разделение властей.

1

Политика и власть.  Власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

13

Понятие и признаки государства. Формы государства.

1

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство.

урок с применением ИКТ

14

Практическая работа№4  понятие и признаки государства. Формы государства.

1

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство.

1

задания на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу). Сравнительный анализ

15

Внутренние и внешние функции государства.

1

Внутренние и внешние функции государства.

16

Политический режим. Демократия. Развитие демократии в современном мире.

1

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

17

Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

1

Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления  гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.

18

Участие граждан в политической жизни.  Выборы. Референдум. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

1

Участие граждан в политической жизни.  Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

19

Практическая работа№5  участие граждан в политической жизни.  Выборы. Референдум. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

1

Участие граждан в политической жизни.  Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

1

Задания на на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках

20

Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.

1

  Средства массовой информации в политической жизни.  Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества. 

21

Практическая работа№6  влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.

1

  Средства массовой информации в политической жизни.  Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.

1

Работа с неадаптированными источниками

Раздел 3. Право

12

22

Право и его роль в жизни общества и государства. Субъекты права.

1

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права.  Субъекты права.

23

Система права.  Понятие нормы права. Нормативный правовой акт.  Система законодательства.  Понятие правоотношений. Особенности правового статуса несовершеннолетних.  

1

Система права.  Понятие нормы права. Нормативный правовой акт.  Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства.  Правовая информация. Правоотношения как форма общественных отношений.  Понятие правоотношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних. 

24

Практическая работа№7  понятие правоотношений. Особенности правового статуса несовершеннолетних.  

1

Система права.  Понятие нормы права. Нормативный правовой акт.  Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства.  Правовая информация. Правоотношения как форма общественных отношений.  Понятие правоотношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних. 

1

наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации

25

Признаки и виды правонарушений.  Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

1

Признаки и виды правонарушений.  Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений.  Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Урок с применением ИКТ

26

Практическая работа№8 конституция  Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации.  

1

Конституция  Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие.  Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Президент Российской Федерации.  Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.  

1

Работа с текстом Конституции, задания на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

27

Гражданство. Понятие гражданства РФ.

1

Гражданство. Понятие гражданства РФ.

28

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

1

Гражданские правоотношения. Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю.  Основные виды гражданско-правовых договоров.

29

Экономические основы  прав потребителя. Жилищные правоотношения.

1

Права потребителей. Экономические основы  защиты прав потребителя. Жилищные правоотношения.

30

Практическая работа№9  семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.  

1

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.  Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

1

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации

31

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.

1

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.

32

Административные правоотношения, правонарушения и наказания.

1

Административные правоотношения, правонарушения и наказания.

33

Уголовное право.  Уголовная ответственность несовершеннолетних. Основные понятия и институты уголовного права. Пределы допустимой самообороны.

1

Уголовное право.  Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания  привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

34

Итоговый урок, человек и общество

1

1

Итого

Количество часов: 34

Из них практических работ: 9,

контрольных работ 1

9

1


Учебно-методический комплект

  1. Дыдко С. Н. Контрольные и проверочные материалы по обществознанию: 8-й кл,: К учебнику «Введение в обществознание. 8-9 классы» под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Экзамен, 2004.
  2. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 9 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2016.
  3.  Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [JI. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, JI. Ф. Иванова и др.]; под ред. JI. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад.образования, изд-во «Просвещение».— М.: Просвещение, 2013.
  4. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [JL Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е. И. Жильцова и др.]; под ред. JI. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2013.  
  5. Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008

Литература для учителя

  • Всеобщая Декларация прав человека
  • Войтов А.Г. Деньги. Учебное пособие. – М., Просвещение, 2002
  • Гражданский кодекс РФ
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях
  • Конституция РФ
  • Липсиц И.В. Экономика. - М., Просвещение, 2001
  • Мушинский В.О. Основы правоведения.- М., ЦГО,1996
  • Популярная экономическая энциклопедия. – М.. 2001
  • Пронькин В. Живое право: занимательная энциклопедия практического права. -СПб., 2000
  • Трудовой кодекс РФ
  • Уголовно-мсполнительный кодекс РФ

Литература для обучающихся

  • Конвенция о правах ребёнка
  • Липсиц И.В. Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности. Учебник для 7 класса. – М., 2001
  • Обществознание: Учеб. справ. пособие/ В.В. Барабанов, А.А. Дорская, В.Г. Зарубин и др.; под ред. В.В. Барабанова, В.Г. Зарубина. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО Издательство Астрель», 2004
  • Орлов А.В. Практическая юридическая энциклопедия  молодого человека. – М., 2002
  • Энциклопедия для детей. Том 21.общество.Ч.1.Экономика и политика. – М., 2002
  • Я познаю мир. Право.- М, Апрель,2000
  • Я познаю мир. Экономика. – М., Апрель, 2000

Материально-техническое обеспечение

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью
  2. Компьютер
  3. Проектор
  4. Колонки

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной  деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;
  • объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  •  решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

             

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
  • первичного анализа и использования социальной  информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию(включая экономику и право) 6-9 классы

Рабочая программа разработана на основеФедерального компонента государственного стандарта основного общего образования,Примерной программы по обществознанию...

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право). 6 класс

Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения. КТП является приложе...

Рабочая программа по обществознанию (включая Экономику и Право) 9 класс

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы по обществозна...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию (включая Экономику и Право) 11 класс

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы средн...

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (включая экономику и право) обеспечивает выполнение Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.).Рабоч...

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)

Рабочая программа для СПО по обществознанию (включая экономику и право) по профессии "Мастер общестроительных работ"...

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 8 класс (основное общее образование) 2017-2018 учебный год

Рабочая программапо обществознанию (включая экономику и право)8 класс (основное общее образование)2017-2018 учебный год...