Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право). 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) по теме

Голубенко Наталья Петровна

Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения. КТП является приложением к рабочей программе и выступает в качестве отдельного документа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshch-vo._rab._pr._6_kl.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №8

с.Спасское

(Новосельский филиал)

«Утверждаю»

Директор школы

__________________

Ж.Б. Клименкова

Приказ № _____

от «___»____________ 201__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

      ПО___ обществознанию__(включая экономику и право)____

(НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

________________6_________________

(классы)

_____________                2014 – 2015 учебный год____________________________

(сроки реализации)

Согласовано на методическом объединении.

Протокол № ______

от «___» _________ 201___г.

Рабочую программу разработал (-а):

Голубенко Н.П.

Ф.И.О.

должность:

учитель истории

Подпись разработчика:

_________________________

___________2014 ____________

(год разработки)

                                                                         Содержание:

1. Пояснительная записка                                                                                          с. 3 - 5

2. Содержание программы учебного предмета                                                       с. 5

3. Требования к уровню подготовки обучающихся                                                с. 6

4. Литература и средства обучения                                                                          с. 7

5. Календарно-тематический план (приложение к рабочей программе)            

Пояснительная записка по обществознанию (включая экономику и право). 6 класс.

1.Рабочая  учебная программа  по обществознанию  для 6класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и Примерной  программы ООО по обществознанию (включая экономику и право).

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе в 6, 7, 8 и 9 классах по 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.

       Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34  учебных часа (1 час в неделю).

    Учебник Обществознание. 6 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2010. – 224 с.

2. Особенностью данной программы является то, что первый этап (VI кл.) изучения обществознания носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

  Открывается курс темой «Человек», в которой рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (тема «Семья») до самого общественно значимого (тема «Родина»). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Тема «Труд» включает необходимые азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. Тема «Добродетели» посвящена нравственным качествам человека, тесно связанным с важнейшими понятиями морали: добро как благо; доброта и благородство как качества человека; зло и способность человека противостоять ему.

3. Цели и задачи изучения предмета.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

*  развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

4. Ключевые компетенции.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
  • использование элементов причинно-следственного анализа;
  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
  • выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

5.  Практическая деятельность.

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
  • наблюдение и оценку явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
  • оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
  • выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
  • совместную деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, населенном пункте.

6. Виды деятельности, предусмотренные для подготовки к государственной итоговой аттестации:

тестирование, работа с таблицей, составление конспекта текста, написание эссе и т.д.

7.  Критерии оценивания различных видов работ.

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается с отсутствием системы; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;

Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.

Текущий контроль подразумевает использование следующих форм:

разные формы пересказа (сжатый и полный пересказ);

подготовка сообщения по теме;

выполнение упражнений практического, творческого  и исследовательского характера;  

участие в олимпиаде, интеллектуальной игре, в конференции;

защита мини -  рефератов;

написание сочинений разных  вариаций;

написание диктантов.

Итоговой формой контроля является устный блиц – опрос в 6 – 8 классах, тест в 9 классе.

8.  Основные методы работы на уроке.

При реализации программы планируется использовать следующие принципы:

Индивидуальный подход - учет индивидуальных особенностей ученика в процессе обучения.

Доступность – подача учебной информации с учетом возрастных особенностей развития памяти, внимания и мышления.

Целенаправленность – соответствие результатов определенной цели.

Реалистичность – соответствие проектируемого пути развития ситуации и ресурсного обеспечения всем показателям возрастного развития учащегося.

Преемственность – опора на ранее полученные знания и опыт учащегося.

Результативность – овладение процессуальными умениями.

Методы обучения:

Словесные методы: при формировании теоретических и фактических знаний и решении всех других задач обучения.

Наглядные методы: для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.

Практические методы: для развития практических умений и навыков.

Репродуктивные методы: для формирования знаний, умений и навыков.

Проблемно-поисковые: для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу.

Индуктивный метод: для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения (от частного к общему).

Дедуктивные методы: для развития умения осуществлять дедуктивные умозаключения (от общего к частному) и развития умения анализировать явления.

Методы самостоятельной работы: для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда.

9.  Формы организации деятельности по развитию творческих способностей обучающихся.

            Формы организации учебного процесса – сочетание традиционных, классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными, инновационными (уроки -   викторины, олимпиадные состязания, работа в  группах, коллективное составление таблиц, написание сочинений разных  вариаций на определённую тему, использование ресурсов Интернета и пр.

       Содержание программы учебного предмета.

Структура программы по обществознанию (включая экономику и право) для 6 класса.

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Человек

8

3

Семья

4

4

Школа

4

5

Труд

4

6

Родина

7

7

Добродетели

6

                                           Требования к уровню подготовки обучающихся:

обучающийся  должен:

знать/понимать:

-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

 - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

-описывать   человека как социально - деятельностное существо; основные  

  социальные   роли;

-сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их

 общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая

   взаимодействие общества и природы, человека и общества);

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические

  задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные

носители (СМИ, учебный текст и т.д.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- нравственной оценки конкретных поступков людей;

-реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских' обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Литература и средства обучения

                                                           

                                                 Основная учебная литература:

  1. Обществознание. 6 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ;   под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования,  изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2010. – 224 с.

                                             Дополнительная учебная литература:

            1.   Антонов А.В. О Всеобщей декларации прав человека: Пособие для учителя. – М.:

Вита –  Пресс, 2001. – 64 с.

  1. Гражданский кодекс РФ. Части 1-4. – Москва: Проспект, КноРус, 2011. – 544 с.
  2. Промежуточная аттестация по обществознанию. 6 – 9 классы: пособие для учителей ОУ. – М: Просвещение, 2010. – 157 с. – (Текущий контроль). (Электронный учебник).
  3. Трудовой кодекс РФ – Ростов н/Д: изд – во «Феникс», 2001. – 256 с.
  4. Уголовный кодекс РФ. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 192 с.
  5. ФЗ «Об образовании в РФ». – Новосибирск: Норматика, 2013. – 128 с.
  6. ФЗ «О гражданстве РФ». – Москва: Проспект, 2010. – 24 с.
  7. Философский словарь. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с.

Перечень рекомендуемых средств обучения:

  1. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс.

      Пособие для     уч-ся ОУ. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.

                                                  Дидактические материалы:

      1. Индивидуальные карточки разного уровня сложности.

            2.Индивидуальные тестовые задания разного уровня сложности.

                                                      Учебные и справочные пособия:

  1. Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 542 с.

                                                                 Средства обучения:

Проектор

Нетбук

      Презентации по темам

Варианты тестовых заданий по каждой теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию(включая экономику и право) 6-9 классы

Рабочая программа разработана на основеФедерального компонента государственного стандарта основного общего образования,Примерной программы по обществознанию...

Рабочая программа по обществознанию (включая Экономику и Право) 9 класс

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы по обществозна...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию (включая Экономику и Право) 11 класс

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы средн...

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (включая экономику и право) обеспечивает выполнение Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.).Рабоч...

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)

Рабочая программа для СПО по обществознанию (включая экономику и право) по профессии "Мастер общестроительных работ"...

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) в 9 классе

       Данная рабочая программа по обществознанию в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом...

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 8 класс (основное общее образование) 2017-2018 учебный год

Рабочая программапо обществознанию (включая экономику и право)8 класс (основное общее образование)2017-2018 учебный год...