Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право). 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) по теме
Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения. КТП является приложением к рабочей программе и выступает в качестве отдельного документа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshch-vo._rab._pr._6_kl.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 с.Спасское (Новосельский филиал) | ||
«Утверждаю» Директор школы __________________ Ж.Б. Клименкова Приказ № _____ от «___»____________ 201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА |
ПО___ обществознанию__(включая экономику и право)____ |
(НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) |
________________6_________________ |
(классы) |
_____________ 2014 – 2015 учебный год____________________________ |
(сроки реализации) |
Согласовано на методическом объединении. Протокол № ______ от «___» _________ 201___г. |
Рабочую программу разработал (-а): | Голубенко Н.П. |
Ф.И.О. | |
должность: | учитель истории |
Подпись разработчика: | _________________________ |
___________2014 ____________ |
(год разработки) |
Содержание:
1. Пояснительная записка с. 3 - 5
2. Содержание программы учебного предмета с. 5
3. Требования к уровню подготовки обучающихся с. 6
4. Литература и средства обучения с. 7
5. Календарно-тематический план (приложение к рабочей программе)
Пояснительная записка по обществознанию (включая экономику и право). 6 класс.
1.Рабочая учебная программа по обществознанию для 6класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и Примерной программы ООО по обществознанию (включая экономику и право).
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе в 6, 7, 8 и 9 классах по 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Учебник Обществознание. 6 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2010. – 224 с.
2. Особенностью данной программы является то, что первый этап (VI кл.) изучения обществознания носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Открывается курс темой «Человек», в которой рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (тема «Семья») до самого общественно значимого (тема «Родина»). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Тема «Труд» включает необходимые азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. Тема «Добродетели» посвящена нравственным качествам человека, тесно связанным с важнейшими понятиями морали: добро как благо; доброта и благородство как качества человека; зло и способность человека противостоять ему.
3. Цели и задачи изучения предмета.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
* развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
4. Ключевые компетенции.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
5. Практическая деятельность.
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
- наблюдение и оценку явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- совместную деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, населенном пункте.
6. Виды деятельности, предусмотренные для подготовки к государственной итоговой аттестации:
тестирование, работа с таблицей, составление конспекта текста, написание эссе и т.д.
7. Критерии оценивания различных видов работ.
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается с отсутствием системы; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.
Текущий контроль подразумевает использование следующих форм:
разные формы пересказа (сжатый и полный пересказ);
подготовка сообщения по теме;
выполнение упражнений практического, творческого и исследовательского характера;
участие в олимпиаде, интеллектуальной игре, в конференции;
защита мини - рефератов;
написание сочинений разных вариаций;
написание диктантов.
Итоговой формой контроля является устный блиц – опрос в 6 – 8 классах, тест в 9 классе.
8. Основные методы работы на уроке.
При реализации программы планируется использовать следующие принципы:
Индивидуальный подход - учет индивидуальных особенностей ученика в процессе обучения.
Доступность – подача учебной информации с учетом возрастных особенностей развития памяти, внимания и мышления.
Целенаправленность – соответствие результатов определенной цели.
Реалистичность – соответствие проектируемого пути развития ситуации и ресурсного обеспечения всем показателям возрастного развития учащегося.
Преемственность – опора на ранее полученные знания и опыт учащегося.
Результативность – овладение процессуальными умениями.
Методы обучения:
Словесные методы: при формировании теоретических и фактических знаний и решении всех других задач обучения.
Наглядные методы: для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.
Практические методы: для развития практических умений и навыков.
Репродуктивные методы: для формирования знаний, умений и навыков.
Проблемно-поисковые: для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу.
Индуктивный метод: для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения (от частного к общему).
Дедуктивные методы: для развития умения осуществлять дедуктивные умозаключения (от общего к частному) и развития умения анализировать явления.
Методы самостоятельной работы: для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда.
9. Формы организации деятельности по развитию творческих способностей обучающихся.
Формы организации учебного процесса – сочетание традиционных, классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными, инновационными (уроки - викторины, олимпиадные состязания, работа в группах, коллективное составление таблиц, написание сочинений разных вариаций на определённую тему, использование ресурсов Интернета и пр.
Содержание программы учебного предмета.
Структура программы по обществознанию (включая экономику и право) для 6 класса.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Человек | 8 |
3 | Семья | 4 |
4 | Школа | 4 |
5 | Труд | 4 |
6 | Родина | 7 |
7 | Добродетели | 6 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
обучающийся должен:
знать/понимать:
-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
-описывать человека как социально - деятельностное существо; основные
социальные роли;
-сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их
общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая
взаимодействие общества и природы, человека и общества);
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные
носители (СМИ, учебный текст и т.д.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- нравственной оценки конкретных поступков людей;
-реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских' обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Литература и средства обучения
Основная учебная литература:
- Обществознание. 6 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2010. – 224 с.
Дополнительная учебная литература:
1. Антонов А.В. О Всеобщей декларации прав человека: Пособие для учителя. – М.:
Вита – Пресс, 2001. – 64 с.
- Гражданский кодекс РФ. Части 1-4. – Москва: Проспект, КноРус, 2011. – 544 с.
- Промежуточная аттестация по обществознанию. 6 – 9 классы: пособие для учителей ОУ. – М: Просвещение, 2010. – 157 с. – (Текущий контроль). (Электронный учебник).
- Трудовой кодекс РФ – Ростов н/Д: изд – во «Феникс», 2001. – 256 с.
- Уголовный кодекс РФ. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 192 с.
- ФЗ «Об образовании в РФ». – Новосибирск: Норматика, 2013. – 128 с.
- ФЗ «О гражданстве РФ». – Москва: Проспект, 2010. – 24 с.
- Философский словарь. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с.
Перечень рекомендуемых средств обучения:
- Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс.
Пособие для уч-ся ОУ. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
Дидактические материалы:
1. Индивидуальные карточки разного уровня сложности.
2.Индивидуальные тестовые задания разного уровня сложности.
Учебные и справочные пособия:
- Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 542 с.
Средства обучения:
Проектор
Нетбук
Презентации по темам
Варианты тестовых заданий по каждой теме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию(включая экономику и право) 6-9 классы
Рабочая программа разработана на основеФедерального компонента государственного стандарта основного общего образования,Примерной программы по обществознанию...
Рабочая программа по обществознанию (включая Экономику и Право) 9 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы по обществозна...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию (включая Экономику и Право) 11 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы средн...
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)
Рабочая учебная программа по обществознанию (включая экономику и право) обеспечивает выполнение Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.).Рабоч...
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)
Рабочая программа для СПО по обществознанию (включая экономику и право) по профессии "Мастер общестроительных работ"...
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) в 9 классе
Данная рабочая программа по обществознанию в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом...
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 8 класс (основное общее образование) 2017-2018 учебный год
Рабочая программапо обществознанию (включая экономику и право)8 класс (основное общее образование)2017-2018 учебный год...