Разработки уроков +презентации по теме " Конституция Р.Ф."
план-конспект урока по обществознанию (9, 10, 11 класс) на тему
Разработки уроков по теме" Конституция Р.Ф. "содержит объемную информацию по данной теме. К конспекту занятия прилагается презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока | КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ- ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ | ||||||
Тип урока | Применение знаний и умений (защита проектов) | ||||||
Дата урока | |||||||
Образовательные | http://www.prlib.ru/Pages/default.aspx» Конституция Российской Федерации ; Конституция Российской Федерации.Конституция. 1993 Презентации учащихся по защите проектов: «История Конституции в России» Основы конституционного строя», «Конституция РФ – главный закон страны»
| ||||||
План урока |
2. Обсуждение итогов проектной деятельности | ||||||
Цель урока | Создать условия для формирования представлений об основах конституционного строя РФ | ||||||
Методы и формы | Методы: частично-поисковый. Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная | ||||||
Основные понятия | Основной закон страны, конституционный строй | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Объем освоения и уровень владения | Компоненты культурно-компетентностного опыта/ | ||||||
Научатся: определять, почему конституция Получат возможность научиться: допускать | Информационная компетенция Владеют: навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, СМИ, энциклопедиями, интернет-ресурсами. Умеют: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; применять для решения учебных задач Коммуникативная компетенция Умеют: владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог информационные и телекоммуникационные технологии. | ||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы | Время | Обучающие | Деятельность | Деятельность | Формы организации | Универсальные | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Организационный момент | 3 | Подготовка учащихся к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план | Готовятся к защите проектов | Фрон- | Личностные: понимают Регулятивная: принимают учебную задачу | Наблю- учителя |
II. Актуализация знаний | 5 | Беседа по теме «Создание | Вопросы: – Какая работа предшествовала защите ваших проектов? – Какими ресурсами вы пользовались | Обсуждают | Фрон- | Коммуникативные: применяют правила делового сотруд-ничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя; | Устный опрос |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
логические – осуществляют | |||||||
III. Изучение | 20 | 1. Презентация проектов «История «Конституция РФ – главный закон страны». 2. Обсуждение проектов. | 1. Осуществляет контроль деятельности учащихся во время презентации проектов. 2. Обобщает результаты работы учащихся. Резюмирует, дает оценку деятельности каждойгруппыучащихся, а затем работы класса | 1. Защита 2. Анализируют работу каждой группы. | 1. Груп- 2. Фронтальная | Познавательные: общеучебные – умеют ставить перед собой познавательные цели; выделяют нужную информацию; логические – дополняют Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: учитывают | 1. Записи в тетради. 2. Устные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
10 | 3. Выполнение теста «Конституция Р.Ф» | 3. Формулирует задания, выполняемые | 3. Самостоятельно выполняют | 3. Индивидуальная | Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; работают индивтдуально. | 3. задания на отдельных листах | |
IV. Итоги урока. Рефлексия | 7 | Обобщающая беседа | Вопросы: – Почему конституцию принято называть законом высшей юридической силы? – В чем заключается высшая ценность, определенная конституцией для государства? | Отвечают Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фрон- | Личностные: оценивают собственную учебную Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Горжусь, что я - Россиянин» А.В. Суворов
Что такое конституция?
Любая конституция – это основной закон страны, который закрепляет: основы государственного строя, права и свободы человека и гражданина, основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, организацию высших органов государственной власти, столицу государства и государственную символику. Какие еще законы, кроме Конституции, есть в нашей стране?
Как вы думаете, сколько было конституций в истории нашей страны?
История Конституции России 1918 г. Конституция РСФСР 1924 г. Конституция СССР 1936 г. Конституция СССР 1977 г. Конституция СССР 1993 г. Конституция РФ
Конституция РСФСР 1918 г. Конституция 1918 г . закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции 1924 г.
Конституция СССР 1924 г. В 1922 года I съезд Советов СССР утвердил Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказье (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 1924 года Конституция была единогласно принята II съездом Советов.
Конституция СССР 1936 г. Неофициальное название: «Сталинская конституция» . В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И.В. Сталин. Конституция 1936 года по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства – построение социализма. В ее обсуждении впервые участвовало 75 млн. чел.
Конституция СССР 1977 г. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (КПСС). Несмотря на распад СССР действовала на территории России до 1993 г. Вошла в историю как «конституция развитого социализма» или «Брежневская конституция» .
12 декабря 1993 года Всенародным голосованием (на референдуме ) была принята Конституция Российской Федерации . День Конституции причислен к памятным датам России.
К 15-летию Конституции в 2008 году Президент России Дмитрий Медведев сказал: «12 декабря 1993 года в нашей стране впервые за её историю был принят принципиально новый Основной закон – такой Закон, который признал высшей ценностью человека , его права и свободы, который установил основы демократического порядка России и обязавший государство на деле соблюдать и защищать эти новые базовые ценности.»
Конституция Российской Федерации - это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Все остальные законы не должны противоречить Конституции РФ. Конституция РФ
Структура Конституции Преамбула Раздел первый Глава 1. Основы конституционного строя (ст.1-16) Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст.17-64) Глава 3. Ф едеративное устройство (ст.65-79) Глава 4. Президент Российской Федерации (ст.80-93) Глава 5. Федеральное собрание (ст.94-109) Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст.110-117) Глава 7. Судебная власть (ст.118-129) Глава 8. Местное самоуправление (ст.130-133) Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (ст.134-137) Раздел второй. Заключительные и переходные положения
Преамбула «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »
Человек, его права и свободы – высшая ценность по Конституции РФ! Что такое права (свободы)? Это возможность поступать по своему усмотрению или возможность получать определенные блага. Какими правами обладаете вы, ваши родители, друзья? Конституция РФ о правах и свободах гражданина
Наши права По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через полицию и суд.
Наши свободы Наши свободы – свобода слова, вероисповедания и совести и многие другие. Все права и свободы, данные нам государством, не должны нарушать или ущемлять права и свободы других граждан. Например, свобода слова – мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем права вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.
Что, кроме прав и свобод, прописано в нашей Конституции? Это наши обязанности ! Какие обязанности должны выполнять граждане нашей страны?
Конституция РФ об обязанностях человека и гражданина Соблюдать Конституцию и другие законы Платить налоги и сборы Сохранять природу и окружающую среду Защищать Отечество и нести воинскую службу Заботиться о детях и о нетрудоспособных родителях Получить полное среднее образование
Каково же значение Конституции РФ в жизни нашей страны? В жизни каждого из нас?
Спасибо за внимание!!
Предварительный просмотр:
Урок
посвящённый празднованию
дню Конституции России
(10-11 классы)
Подготовила Кобелева Варвара Владимировна
преподаватель истории и обществознания,
.
2015г.
Урок
посвящённый празднованию 20-летия
со дня принятия Конституции России
Цели и задачи урока:
- формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;
- развивать у обучающихся чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, ее многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;
- развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации;
- способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;
- формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности;
- мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.
Ход урока.
(1 слайд)
Добрый день, ребята! В этом году, 12 декабря, исполняется 22 года основному закону нашего государства – Конституции Российской Федерации, поэтому наш Урок сегодня посвящается этой теме, это замечательный повод задуматься о себе, о нашей жизни в нашей стране.
Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.
Мы честь Отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.
Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.
У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!
Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации, политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. (3 слайд)
Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)
Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам..
Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Возьмём литературу. Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы. Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека. (4 слайд)
10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция, которая была принята на 5 Всероссийском съезде Советов
(6 слайд)
В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.
Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства. Конституция союзного государства была утверждена Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года
Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик; Конституция. 1924 |
. Эта Конституция была очень короткой и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции. (8 слайд)
Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 года.
Она мало чем отличалась от Конституции 1918 года. В ней также провозглашалась диктатура пролетариата, гарантировалось уничтожение эксплуатации человека человеком и в качестве главной и неизбежной цели называлось строительство коммунизма.
С начала 90-х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.
Так, в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.
Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия. Однако, как свидетельствует история советских конституции, наличие тех или иных прав еще не является гарантией их реализации. (9слайд)
Конституция – это только лист бумаги. Чтобы она действовала, а вместе с тем защищались бы и права человека, необходимо развитое гражданское общество. Появление гражданского общества напрямую связано с появлением гражданина как самостоятельного и сознающего себя таковым индивидуального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод. (10 слайд)
Гражданское общество – это совокупность его институтов, которые способны к самоорганизации и образуются снизу, спонтанно. Оно имеет сложную структуру, которая включает в себя собственность, свободный труд, предпринимательство, организацию и деятельность политических партий и профсоюзов, а также сферу образования, воспитания, науки и культуры, семью, как первичную естественную основу человеческого общества. Таким образом, все мы с вами являемся частью институтов гражданского общества, тем самым подтверждая наличие наших прав и обязанностей.
Итак, давайте поговорим о наших правах и обязанностях (11 слайд)
- На жизнь
- На защиту чести и достоинства
- На невмешательство в личную жизнь
- На тайну переписки и переговоров
- На неприкосновенность жилища
- Право не подвергаться пыткам
Гражданские права
- На гражданство
- Личные права(12-16 слайд- )
- На свободу передвижений
- На свободу совести
- На выбор места жительства
Политические права
- Избирать и быть избранным
- На управление делами государства
- На политические объединения
- На политические убеждения
- Право обращаться в различные инстанции
- На мирные собрания, митинги, шествия
Юридические права
- На судебную защиту
- На равенство перед законом
- Не подвергаться произвольному аресту
- Не давать показания против себя и своих близких
- На презумпцию невиновности
Социальные права
- На достойный уровень жизни
- На образование
- На охрану здоровья
- На социальное обеспечение
- На отдых и досуг
- На жилище
Государство обеспечивает нас необходимыми для нормальной жизнедеятельности правами, требуя от нас соблюдения минимума обязанностей. В том числе и от вас, как от студентов государственного образовательного учреждения.
-посещать место обучения в предназначенные для этого дни и время, не пропускать занятия и не опаздывать на них без уважительных причин.
-добросовестно учиться, качественно и в полном объеме выполнять классные и домашние задания. Овладевать основами наук и навыками самообразования. Рассматривать учебу как главный смысл своего пребывания в месте обучения;(слайды 18-27)
-выполнять устные, письменные распоряжения, приказы, решения классного руководителя, учителя, дежурного учителя, дежурного администратора, администрации школы, органа классного самоуправления, педагогического совета;
-выполнять Правила внутреннего распорядка для учащихся, и в том числе:
- требования, предъявляемые к внешнему виду учащихся.
- правила культуры поведения учащихся.
-внимательно выслушивать замечания учителя, дежурного учителя, администратора и выполнять их в полном объеме и в срок;
-уважать честь и достоинство других учащихся и работников места обучения
-не совершать в образовательном учреждении, на пришкольной территории, в местах проведения внеклассных и внешкольных мероприятий и в других местах в отношении других учащихся, работников и посетителей места обучения, прохожих правонарушения согласно Гражданскому, Административному и Уголовному кодексам Российской Федерации;
-сообщать классному руководителю (накануне или с утра) о факте и причине своего отсутствия на уроках
-сообщать классному руководителю, своим родителям, администрации, директору о каждой ситуации, не позволяющей нормально учиться, а также угрожающей психическому и физическому состоянию учащегося.
-выполнять общие требования по обеспечению сохранности материальных ценностей образовательного учреждения;
Итак, подведя вывод всему вышесказанному, мы можем заметить.
Сегодняшняя Конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны – Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов – норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.
Что предстоит сделать вашему поколению? Вам лично? В каком обществе вы
предпочитаете провести свою дальнейшую жизнь?
Сегодня в России остаётся масса нерешённых проблем.
Наряду с демократическими процессами имеет место колоссальная степень бюрократизации и коррумпированности представителей
власти. Произвол бюрократии, силовых структур, рост преступности,
экстремизма, усиление жестокости в детско-юношеской среде, бурный всплеск наркомании и пьянства, вызревание межэтнических конфликтов вызывает
негодовании у граждан.
Предложите пути решения этих проблем в формате
«Если бы я стал президентом России». это будет вашим домашним заданием
12 декабря 2015 г. в нашей стране государственный праздник.
Мы отметим важную дату в истории государства, в становлении и развитии демократического общества -22-летие принятия Конституции
РоссийскойФедерации, Основного Закона страны.
Конституция Российской Федерации определяет его общественное и государственное устройство страны, закрепляет основы конституционного строя,
идеологические, политические и юридические особенности нашего государства,
утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России.
Вряд ли есть люди, которые бы не знали о том, что в нашем государстве есть Конституция.
Для чего человеку нужна Конституция?
Прежде всего для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, т.е. ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.
Конституцию своего Отечества следует знать и глубоко уважать.
Благодаря знанию Конституции, государственной символики происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание неповторимости родной страны, формируется чувство уважения, гордости за достижения своей страны, любви к Отечеству.
«Пренебрежение Конституцией есть пренебрежение самими основами российской государственности» (политолог Федор Бурлацкий).
В день Конституции Российской
Федерации
Я от души хочу вам пожелать,
Лишь счастья, независимо от нации,
И чаще толерантность проявлять.
В России нашей множество
народностей,
Так пусть же между нами будет мир!
Освободиться нужно от условностей,
Чтоб всех нас флаг России
Объединил.
В конце урока всем дарятся ленточки триколор.
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: Конституция Российской Федерации.
Цель: Расширить представление о Конституции, символики России, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма.
Познакомить обучающихся 5 класса с историей праздника.
Воспитывать бережное отношение к символам Российской Федерации.
Методы: рассказ учителя, беседа с учащимися.
Оборудование: Конституция Р.Ф., аудиозаписи марша, гимна, герб, флаг, карта России
План урока:
1.Организационный момент.
2. Основная часть: а) Гимн, б) Флаг, в) Герб, г) История Конституции, д) Определение Конституции
3. Заключительная часть.
Учитель: - Ребята, сегодня наш урок начался с гимна РФ. Как вы думаете, почему?
(Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях, а сегодня торжественный день для всей страны День рождения Конституции)
Учитель: -Что вы знаете о гимне?
( Государственный гимн является символом того или иного государства. Государственный гимн имеют все современные государства .Государственный гимн транслируется телерадиоканалами: в новогоднюю ночь, в дни гос. праздников.)
Учитель: -Когда исполняют Государственный гимн Российской Федерации?
( Во время торжественных церемоний и других мероприятий , проводимых государственными органами, например, при поднятии Государственного флага, после принятия присяги вновь избранным президентом, при открытии и закрытии сессий палат Федерального собрания, при открытии памятников, при вручении наград, при встречах и проводах глав государств и правительств зарубежных стран, при открытии и закрытии торжественных собраний.)
Учитель: -Как должны вести себя люди при прослушивании гимна? Почему?
( Прослушивание гимна)
Учитель: - Какие чувства должен испытывать человек, слушая или исполняя гимн Родины?
Учитель:- Государственный гимн существует во всех современных государствах. Впервые потребность в Гимне возникла при Петре Первом. Появился Преображенский марш . ( Прослушивание марша).
Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных собраний. Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра Первого и назывался « Молитва Русских». В 1883 прозвучал гимн « Боже царя храни!» и был до 1917 года.
В 1917 году Ленин предложил использовать « Интернационал».
В 1944 году прозвучал новый Гимн СССР « Патриотическая песнь» Глинки. В 2000 году депутаты приняли « Гимн России» на слова Михалкова и музыку Александрова.
Государство , прославляемое в Гимне, обязано быть достойным своего прославления, равно как и прославляющий народ должен быть достоин своего исторического призвания.
Учитель: - Какие ещё символы государства вы знаете? (флаг, герб)
Учитель: Что такое Государственный флаг?
( Это официальный символ гос. власти, олицетворяющий суверенитет государства)
Учитель: - Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)
Учитель: - Что означают эти цвета? (Белый – благородство, синий – честность, красный – кровь пролитая за Отечество, смелость и великодушие, присущие русским людям)
Учитель:- Где вывешивают государственный флаг ? ( на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консульств за рубежом, судах, плавающих в открытом море и территориальных водах иностранных государств.
Учитель: -А помните ли вы последовательность расположения цветов Российского флага?
Задание. Раскрасьте флаг России в своих листах. ( заранее приготовленные заготовки)
Учитель: - 22 августа – День Государственного флага России. В этот день на всей территории Российской Федерации чествуют наш Государственный флаг, который представляет прямоугольное полотнище бело-сине-красного цвета.
Учитель: Что такое Государственный герб Российской Федерации? ( официальная эмблема государства. Это главный символ любого государства. В нем в образной форме выражена государственность страны и ее государствообразующей нации. Государственный герб может быть частью Государственного флага.
Учитель - Посмотрите на герб РФ. Что он представляет собой? ( герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, помещенного на красном геральдическом щите. Орел увенчан тремя историческими коронами Петра Великого( двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, объединенных лентой) В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла на красном щите – всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь конем, дракона. )
Учитель:
1. Что символизирует всадник, поражающий копьем змея? (победу добра над злом)
2. Что символизирует двуглавый орел? ( Россия - одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином направлении; символизируют в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; )
3. Что символизирует скипетр и держава? (единая власть и сильное государство.)
Учитель : - Где помещается Государственный герб Российской Федерации? (на бланках федеральных законов, указов и распоряжений президента Российской Федерации, на зданиях палат, Правительства, Конституционного суда, Верховного суда и прочих судов Российской Федерации, Прокуратуры, Центрального банка, официальных представительств за границей, на гербовых печатях , на пограничных знаках, на знаменах и флагах Вооруженных Сил России, на денежных знаках, орденах и медалях, на паспортах граждан Российской Федерации)
Учитель: - Сегодняшний герб России – это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отесественной истории, и продолжает и х в третьем тысячелетии.
Учитель :- Государственный флаг, государственный герб, государственный гимн – это символы государственной власти, которые закреплены в 70-й статье Конституции Российской Федерации.
Учитель:- Что такое Конституция Российской Федерации? ( Основной Закон Российского государства)
Учитель: - Верно , Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. В этом году ей исполняется 20 лет. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года.
В истории Российской Федерации было пять конституций, включая ныне действующую. В 1821 – 1825 годах – декабрист Н.М.Муравьев разработал проект устройства Русского Государства? В котором предполагалось установить : Конституционную Монархию, Равенство всех граждан реред законом, Свободу слова, печати, вероисповеданий.
Первая Советская Конституция была учреждена ещё в 1918 году.
. |
С образованием Советского Союза в 1922 году была принята Конституция СССР
Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик; Конституция. 1924 |
. Изменения в общественном и государственном строе России (1991г.) привели к принятию новой Конституции – Конституции Российской Федерации ( 12 декабря 1993 года ).
|
| |
. |
Она закрепила федеральный характер, демократические основы обновленной России.
Учитель: - Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права? ( Да . Имеет. Человек имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством.)
Учитель:- И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт.
-А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права? (Право учиться.)
Учитель: - Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.
Ребята, скажите, а человек только правами обладает? (Нет. Есть и обязанности.)
Учитель: - Верно. И какая наша главная обязанность? (Соблюдать законы.)
Учитель:- Правильно. Для этого и существует Конституция.
Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. А у нас в школе ученики имеют права и обязанности?
( Ученики имеют право:
На уважение человеческого достоинства;
На свободу информации, совести, на свободное выражение мнений.
Право на получение бесплатного начального, общего, среднего образования;
Право на выбор образовательного учреждения;
На получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
На получение образования на родном языке;
На бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами;
На получение дополнительных образовательных услуг;
На свободное посещение мероприятий;
На охрану здоровья;
На перевод в другое образовательное учреждение.
Обязанности учеников в школе:
выполнять устав образовательного учреждения, добросовестно учиться;
бережно относиться к имуществу;
уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;
выполнять требования педагогов в образовательном учреждении в части, отнесённой уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.)
Учитель: - А когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию.)
Учитель:- Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Подумайте , какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? По отношению к Родине?
(должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю).
Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)
Учитель: - Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.
Учитель : - Дополните до фразы.
знать (права)
выполнять (обязанности)
любить (свою Родину)
охранять (территорию)
беречь (природу)
гордиться (культурой, языком)
приумножать (богатства)
Игра «Да! Нет!»
Учитель: Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да!
Учитель: Давайте и мы примем закон для нашего класса. Это ваше домашнее задание : придумать закон для нашего класса.
Учитель А наш классный час я хочу закончить следующими словами:
Поздравляю вас с Днем
Конституции!
И желаю, чтоб нашу страну,
Обошли стороной революции,
Чтоб она не познала войну,
Пусть живет, процветает Великая,
Наша Родина, гордость и честь,
Неприятели пусть многоликие
Позабудут коварство и лесть.
Звучит гимн.
Учитель Наш классный час подошел к концу .Всего вам доброго.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любая конституция – это документ, который закрепляет основы конституционного строя государства, права и свободы человека и гражданина, основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, организацию высших органов государственной власти, столицу государства и государственную символику.
ГИМН РОССИИ Россия - священная наша держава! Россия - любимая наша страна! Могучая воля, великая слава - Твоё достоянье на все времена. Припев: Славься, Отечество наше свободное - Братских народов союз вековой. Предками данная мудрость народная. Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая! Хранимая Богом родная земля. Припев Славься, Отечество наше свободное - Братских народов союз вековой. Предками данная мудрость народная. Славься, страна! Мы гордимся тобой! Широкий простор для мечты и для жизни, Грядущие нам открывают года. Нам силу даёт наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев. Слова: Михалков С.В. советский писатель (д.р. 1913 год) Музыка: Александров А.В. композитор и дирижёр (1883 – 1946 гг.)
ФЛАГ РОССИИ ГЕРБ РОССИИ Древнерусское понимание мира в символике цветов: Белый – цвет мира Божественного Синий цвет – небесный Красный – цвет мира физического (природного)
История Конституции России 1918 г. Конституция РСФСР 1924 г. Конституция СССР 1936 г. Конституция СССР 1977 г. Конституция СССР 1993 г. Конституция РФ
Конституция РСФСР 1918 г. Конституция содержала 6 разделов, 17 глав и 90 статей. Конституция 1918 г . закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции 1924 г.
Конституция СССР 1924 г. В 1922 года I съезд Советов СССР утвердил Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказье (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 1924 года Конституция была единогласно принята II съездом Советов.
Конституция СССР 1936 г. Неофициальное название: «Сталинская конституция» . Несмотря на свое название, основным автором конституции был впоследствии репрессированный Николай Бухарин. В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И.В. Сталин. Конституция 1936 года по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства – построение социализма. В ее обсуждении впервые участвовало 75 млн. чел.
Конституция СССР 1977 г. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (КПСС). Несмотря на распад СССР действовала на территории России до 1993 г. Вошла в историю как конституция развитого социализма» или «Брежневская конституция» .
12 декабря 1993 года Всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации . С 2005 года 12 декабря не является в России выходным днём. День Конституции причислен к памятным датам России.
К 15-летию Конституции в 2008 году Президент России Дмитрий Медведев сказал: «12 декабря 1993 года в нашей стране впервые за её историю был принят принципиально новый Основной закон – такой Закон, который признал высшей ценностью человека, его права и свободы, который установил основы демократического порядка России и обязавший государство на деле соблюдать и защищать эти новые базовые ценности.»
Конституция Российской Федерации - это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Конституция - это основной закон государства, к которому должны быть подлажены все остальные законы. Если какой-то закон все же противоречит Конституции, то поступать следует так, как указывает она. Конституция РФ
Структура Конституции Преамбула Раздел первый Глава 1. Основы конституционного строя (ст.1-16) Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст.17-64) Глава 3. федеральное устройство (ст.65-79) Глава 4. Президент Российской Федерации (ст.80-93) Глава 5. Федеральное собрание (ст.94-109) Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст.110-117) Глава 7. Судебная власть (ст.118-129) Глава 8. Местное самоуправление (ст.130-133) Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (ст.134-137) Раздел второй. Заключительные и переходные положения
Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя России, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти. Конституция РФ
Наши права По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через полицию и суд.
Наши свободы Наши свободы – свобода слова, вероисповедания и совести. По этому закону все права и свободы, данные нам государством, не должны нарушать или ущемлять права и свободы других граждан. Например, свобода слова – мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем права вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.
Конституция для школьника Каждый ученик может подробнее узнать о Конституции РФ, прочитав сам закон, или специальный справочник для школьников.
КРОССВОРД 1 2 3 4 Г Е Р Б О С С И Я К О Н Т И Т У Ц И Я Г М Н
С праздником, Днём Конституции! Поздравляю вас с Днем Конституции! И желаю, чтоб нашу страну, Обошли стороной революции, Чтоб она не познала войну, Пусть живет, процветает Великая, Наша Родина, гордость и честь, Неприятели пусть многоликие Позабудут коварство и лесть. Первый экземпляр
С праздником, Днём Конституции! В день Конституции Российской Федерации Я от души хочу вам пожелать, Лишь счастья, независимо от нации, И чаще толерантность проявлять. В России нашей множество народностей, Так пусть же между нами будет мир! Освободиться нужно от условностей, Чтоб всех нас флаг России объединил!
День Конституции Российской Федерации » » Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "20 лет Конституции РФ"
Урок внеклассного мероприятия (кружка, классного часа)....
Методическая разработка урока по обществознанию "Конституция РФ- основной закон страны".
Методическая разработка урока по обществознанию "Конституция РФ- основной закон страны" использовалась для проведения уроков, посвященных 20-летию со дня принятия Конституции РФ. Материал расчит...
Разработка урока на тему «Конституция 1993 года – основа демократии России».
Урок обществознания в 9 классе по теме: «Конституция 1993 года – основа демократии России».Тип урока: урок открытия новых знаний, 1-й урок в изучении данной темы....
Разработка урока по обществознанию "Конституция.Основной закон РФ"
Тема: Конституция. Основной закон страны.Цель:· познакомить обучающихся с основным законом страны;· научить умению классифицировать конституционные права и обязанности гражда...
Методическая разработка урока по обществознанию «Конституция России». (9 класс)
Конституция - основной закон государства.Истории формирования конституционного строя в России.Назначение и духовные ценности ,на которых основывается Конституция России.Главные задачи, которые решает ...
методическая разработка урока по теме "Конституция" для 9 класса
Методичекая разработка урока обществознания в 9 классе Тема "Конституция РФ. Государственное устройство. Ветви власти, их функции"...
разработка урока по теме "Конституция"
разработка урока по теме "Конституция"...