"Социальное неравенство. Богатые и бедные" схема конспекта урока по обществознанию
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс) на тему
Представлен подробный конспект урока по разделу "Экономическая сфера общества". Материал будет полезен аттестующимся учителям обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obshchestvoznaniya_8_klass._sotsialnoe_neravenstvo._bogatye_i_bednye.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: обществознание класс УМК: Кравченко А.И «Обществознание»
Тема урока: Социальное неравенство. Богатые и бедные.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- дать определение и выяснить сущность социального неравенства в обществе;
- выявить характерные особенности в обществе богатых и бедных людей, их проблемы;
- закрепление понятий: социальная стратификация, социальная сфера, образ жизни;
Метапредметные результаты:
- развитие умения грамотно излагать, аргументировать и обосновывать свою точку зрения, доводить ее до собеседника;
- развитие умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- развитие волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии;
- развитие умения общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность
- характеризовать явления (действия и поступки). давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта
-организовывать самостоятельную деятельность с учетом необходимых требований
-анализировать и объективно оценивать результаты своего труда
-способность принимать учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную
-умение планировать собственную деятельность в соответствие с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления
-умение контролировать и оценивать свои действия. Вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок
-проявлять инициативу и самостоятельность в обучении
-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников
-логические операции сравнения, анализа. обобщения, классификация по родовым признакам
Личностные результаты
-дать возможность понять особенности мышления и образа жизни людей различного социального статуса
- личностное самоопределение в ситуации жизненного выбора
- умение проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов
-умение включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей
-умение бескорыстно оказывать помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы
Этапы урока, время | Планируемый результат в области | УУД, предметные учебные действия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы и приемы |
Мотивационный этап 5 мин | Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Предметные результаты | Саморегуляция, способность мобилизации сил и энергии. Адекватная оценка языка восприятия информационного содержания Учет позиций других людей включаемость в коллективное обсуждение вопроса. Способность взаимод-ть с ребятами в классе в соответствии с поставлен. задачей, развитие эстетики Актуализация знаний по теме | Цель: Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебный процесс. Приветствие детей. Ребята чем вы похожи, что Вас всех объединяет? Предлагаю Вам послушать историю о жизни двух друзей (рассказ сопровождается слайдами об образе жизни богатого и бедного друга) | Ответы детей Просмотр слайдов | Фронтальная беседа |
Ориентировочный этап Формулирование проблемы 5 минут | Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Предметные результат | Целеполагание как способность соотносить то, что усвоено с тем, что необходимо Планирование как определение промежуточных целей с учетом конечного результата. Принятие и сохранение учениками цели и задач урока Самостоятельное выделение формулирование проблемы урока, выделение наиболее важной информации. Умение осознанно строить речевое высказывание. Умение слушать других, учет позиции других Организация и осуществление сотрудничества с учителем и учениками. Контроль действий партнера Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Способность взаимодействовать с товарищами в группе в соответствии с правилами. Актуализация знаний по теме. Анализ, сравнение, умение давать гипотезы, формулирование проблемы. | Цель: Сформулировать и согласовать проблему и цели урока Вопросы учителя: -О каком явлении идет речь? -В чем проявляются различия между друзьями -Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Итак, сегодня мы говорим о социальном неравенстве и тема нашего урока «Социальное неравенство. Богатые и бедные» Тема нашего урока очень широкая и вызывает много проблем, споров и разных мнений. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас записали свой вопрос. А что Вас волнует в вопросе неравенства, бедных и богатых, используя проблемные слова- вопросы: Почему… Как… Может ли… Каковы… | Формулирование темы и целей урока, Тема урока записывается в тетрадь | Постановка проблемы на уроке |
Актуализация знаний 5-6 мин | Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Предметные результаты | Целеполагание как способность соотносить то. что усвоено с тем, что необходимо Сам-ое выделение из известной информации необходимое Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Умение слушать других, учет позиции других Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Актуализация знаний по теме, умениеработать с терминами | Прежде чем перейти к поиску решения Ваших проблем, нам необходимо разобраться с основными понятиями урока. Неравенство, богатство, бедность – это понятия, которые тесно связаны с понятием стратификация. Что такое стратификация мы говорили на прошлом занятии, я вам предлагаю провести индивидуальную работу и установить соответствия между понятиями и определениями (приложение1) Проверка задания, используя словарик в учебнике на стр.166 | Учащиеся актуализируют знания, необходимые для решения проблемы урока Индивидуальное выполнение заданий ( приложение 1) | Прием установления соответствий понятий и определений |
Поисково-исследовательский Открытие нового знания 20 мин | Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД | Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Планирование реализации задач урока, контроль и оценка своих действий, способность вносить коррективы в их выполнение Поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание и умение презентовать свой труд. Запись выборочной информации, осуществление анализа объекта с выделением необходимого. Осуществление синтеза как составление целого из частей (схема). Выделение причинно-следственных связей. Умение слушать других, учет позиции сотрудничества. Умение договариваться, в том числе в ситуации столкновения интересов. Организация и осуществление сотрудничества с учителем и учениками. Контроль действий партнера. Умение строить понятные для партнера высказывания, учитывая, что партнер знает и видит, а что нет. Умение оценивать свои результаты, развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Умение включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания. Умение управлять своими эмоциям и.действие нравственно-эстетического оценивания усвояемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Понимание своей гражданской идентичности. Построение новой информации по теме, анализ и сравнение, умение выделять из текста ключевые словосочетания, обогащение речи новыми понятиями. Умение структуировать знания | Учитель просит детей определить свой вопрос по теме, которые записаны на слайде и объедениться в пары («Бедные», «богатые» «депутаты», «Средний класс», «нищие»). Учитель предлагает выполнить задание в парах. | Учащиеся делятся по учебным интересам и выполняют задания в парах (приложение 2) Учащиеся озвучивают итоги работы | Работа в парах Презентация ответов |
Практическийэтап. Применение нового знания 5-7 мин | Регулятивные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Предметные результаты | Целеполагание как способность соотносить то, что усвоено с тем, что необходимо. Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него Осуществление анализа объектов с целью выделения признаков. Выбор критериев для анализа а что нет. Умение оценивать свои результаты, развитие познавательных интересов и учебных мотивов, развитие творческих способностей Закрепление изученного материала | Учитель предлагает каждому ученику составить список дел, которые он должен сделать в ближайшие 5 лет, чтобы стать успешным человеком в жизни с приличествующим уровнем жизни. | Учащиеся самостоятельно выполняют творческое задание и презентуют перед классом | Творческая работа |
Итог урока Рефлексивно-оценночный 7 мин | Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Предметные результаты | Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Самооценка результатов работы. Умение структуировать знания Формирования своего мнения и позиции Формирование внутренней позиции, адекватная мотивация учебной деятельности. . Закрепление изученного материала | Учитель просит оценить урок и ответить на свой вопрос. Который был поставлен учащимся в начале урока и дать на него ответ. Рефлексия: Синквейн, на тему «Бедные», «Богатые» Учитель благодарит ребят за работу на уроке. | Учащиеся выполняют задания индивидуально, отвечают на вопрос. Составляют синквейн Учащиеся записывают домашнее задание – параграф 19-20, выполнить практикум | ТРКМ Синквейн |
Приложение 1
неравенство | Денежная сумма, в которую входит все то, чем владеет человек: квартира, загородный дом, машина, акции, страховые полисы и т.д. |
бедность | Расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже. |
богатство | Экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа. |
стратификация | Излишества в комфорте, в удовольствиях. |
нищета | Неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными стратами и слоями населения. |
роскошь | Крайняя бедность |
класс | Тип социального деления, характерный для традиционного общества |
сословие | Тип социального деления, характерный для индустриального общества |
Приложение 2
Почему человек может стать бедным? Задание: Составьте список причин бедности людей в современной России. Отметьте в списке красным цветом причины, с которыми может справиться сам человек; синим цветом – причины, для устранения которых необходима государственная помощь; синим и красным – потребуются усилия человека и государства. | Каковы проблемы бедных и богатых людей? 1.Заполни таблицу
2. Спорят два друга. Один говорит: «У богатых людей, как и у других, в жизни существует много проблем». А его товарищ не соглашается: «У богатых людей не может быть серьезных проблем. У них есть возможность справиться с любыми сложностями». Кого из спорящих вы поддерживаете и почему?
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Английский экономист Т.Мальтус считал, что бедность – это результат чрезмерного роста населения. Помогая бедным, государство поощряет рост населения и увеличивает бедность. Надо отменить государственную помощь, а заботу о бедных доверить только частной благотворительности. Согласны ли Вы с этой теорией? Обоснуйте свое мнение ______________________________________________________________________ | Прочитай учебник на стр.131-132 и ответь на вопросы письменно. 1. -Что такое порог бедности? - Как может помочь государство бедным? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как можно стать богатым? Прочитайте любопытные факты и выполните задания. - Билл Гейтс и По Ален еще в школе создали компанию Trab-O-Data, в которой их одноклассники разрабатывали компьютерные программы для муниципальных властей. Гейтс в 15 лет написал программу для регулирования уличного движения и заработал 20000 долларов. - Ингвар Капарад, основатель ИКЕА, сделал ставку на непривычную концепцию – продажа мебели, которую надо собирать самостоятельно. -Уоренн Баффет, руководитель инвистиционной компании Berkshire Hathaway, в 14 лет купил за 1200 долларов 40 акров земли в штате Небраска, которые сразу же выгодно сдал в аренду фермерам? - Боб Канджел, владелец сети гигантских супермаркетов и центров развлечений в штате НЕью-Йорк, в 19 лет взял в банке кредит, расчистил пустырь-свалку и построил огромный магазин и детскую площадку. Это сочетание понравилось потребителям. Затем были построены другие крупные центры торговли и отдыха на месте прежних пустырей. Проанализируйте факты и перечислите факторы получения богатства. Предположите, какие из описанных ситуаций не совсем подходят для современной России?________________________________________________________________ Какие возможности получения богатства существуют в современном российском обществе_______________________________________________________________ | Как можно стать богатым? Прочитайте любопытные факты и выполните задания. - Билл Гейтс и По Ален еще в школе создали компанию Trab-O-Data, в которой их одноклассники разрабатывали компьютерные программы для муниципальных властей. Гейтс в 15 лет написал программу для регулирования уличного движения и заработал 20000 долларов. - Ингвар Капарад, основатель ИКЕА, сделал ставку на непривычную концепцию – продажа мебели, которую надо собирать самостоятельно. -Уоренн Баффет, руководитель инвистиционной компании Berkshire Hathaway, в 14 лет купил за 1200 долларов 40 акров земли в штате Небраска, которые сразу же выгодно сдал в аренду фермерам? - Боб Канджел, владелец сети гигантских супермаркетов и центров развлечений в штате НЕью-Йорк, в 19 лет взял в банке кредит, расчистил пустырь-свалку и построил огромный магазин и детскую площадку. Это сочетание понравилось потребителям. Затем были построены другие крупные центры торговли и отдыха на месте прежних пустырей. Проанализируйте факты и перечислите факторы получения богатства. Предположите, какие из описанных ситуаций не совсем подходят для современной России?________________________________________________________________ Какие возможности получения богатства существуют в современном российском обществе_______________________________________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Богатые и бедные"
Методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе по теме "Богаты и бедные"....
конспект урока по обществознанию "Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе
Урок обществознания представлен с использованием интерактивных технологий для учащихся 10 класса....
Конспект урока по обществознанию в 11 классе по теме " Социальная структура и социальные отношения" (профильный уровень)
Материал создан для урока обществознания в 11 классе (профильный уровень) по учебнику Л.Н.Боголюбова на основе поурочных разработок Е.Н.Сорокиной....
План - конспект урока по обществознанию 10 класс "Право в системе социальных норм"
План - конспект урока с применением кейс технологии...
Презентация к конспекту урока по обществознанию по теме "Социальные нормы"
Урок изучения темы социальные нормы в 9 классе в форме групповой работы с составлением опорного конспекта по теме...
Конспект урока по обществознанию по теме "Социальные нормы"
Изучение в 9 классе темы "Социальные нормы" в форме групповой деятельности с составлением опорного конспекта как итогового продукта урока....
Конспект урока по обществознани " Социализация индивида. Социальная роль. Социальный конфликт."
Конспект урок можно использовать как полнотью, так и частично....