План-конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Богатые и бедные"
методическая разработка (обществознание , 8 класс) по теме
Методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе по теме "Богаты и бедные".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_v_8_klasse_po_obshchestvoznaniyu_po_teme_bednye_i_bogatye.docx | 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель истории и обществознания МБОУ Войновской СОШ № 9 им. В.И. Сагайды Коновальцева Татьяна Владимировна.
План- конспект урока обществознания в 8 классе по теме «Богатые и бедные».
Цели урока:
Образовательная – обеспечить усвоение учащимися проблем бедных, причин бедности, путей решения проблемы бедности.
Воспитательная – воспитание чувства социальной справедливости, чувства сострадания и милосердия к людям, ставших бедными не по своей вине, воспитание трудолюбия, желания изменить свою жизнь, стать творцами своей судьбы.
Развивающая– формирование коммуникативных навыков работы в группе, формирование умения высказывать свою точку зрения, аргументировать её.
Оборудование урока: карточки четырёх цветов, ручки, листы белой бумаги, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация (можно составлять по ходу ответов учащихся, можно показать после их ответов).
Тип урока: урок изучения нового материала. Работа в группах.
Содержание урока:
- Организационный момент.
- Объяснение нового материала:
- Понятие «неравенства».
- Формулирование проблемы урока.
- Проблемы бедных.
- Проблемы богатых.
- Условия жизни зажиточных людей.
- Проблема бедности для государства.
- Причины бедности.
- Пути решения проблемы бедности.
- Подведение итогов.
Понятия : бедные, богатые, зажиточные.
Ход урока.
- Орг. момент. С помощью разноцветных карточек учащиеся делятся на четыре группы: «бедные», «богатые», «зажиточные», «депутаты Государственной Думы».
- Объяснение нового материала.
Мотивация. Вступительное слово учителя:
Мы продолжаем с вами изучать социальную структуру общества. И на сегодняшнем уроке нам предстоит рассмотреть вопрос о бедности и богатстве. Эта тема очень важна, тем более, что она вызывает в обществе противоречивые мнения.
Неравенство зародилось на определённом этапе развития общества. Что же такое неравенство?
Неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными слоями населения.
- Как вы считаете, это нормальное явление или нет?
Хотим мы того или не хотим, неравенство было, есть и будет. Очень многие гуманисты, философы пытались ответить на вопрос о справедливости или несправедливости неравенства. Например, Томас Мор в произведении «Утопия» воплотил свою мечту об обществе, где все будут равны.
О всеобщем равенстве мечтали Мелье, Сен – Симон, Оуэн, Фурье, К. Маркс и др. Идея коммунизма была реально воплощена в нашей стране. Но, во-первых, всеобщего равенства так и не было достигнуто, а, во-вторых, эта идея не выдержала испытания временем.
Давайте посмотрим как живут бедные и богатые. (слайд № 5-12)
От неравенства нам никуда не деться. Давайте посмотрим на диаграмму социального расслоения в нашей стране.(слайд № 13) Богатые люди ( миллионеры, миллиардеры) составляют всего 6% населения (цифры примерные). А бедные и нищие – намного больше половины населения.
Давайте обсудим сегодня проблему: Бедность - не порок? (слайд № 14)
Чтобы рассмотреть эту проблему, нужно посмотреть, как и отчего люди становятся бедными.( слайд № 15)
Бедность:
В бедность люди Бедность – это состояние,
впадают добровольно: в которое человек
они ленятся усердно попадает помимо своей
работать. воли.
Решить эту проблему мы попробуем в ролевой игре. Мы разделились на несколько групп: богатые, бедные, зажиточные, депутаты Государственной Думы.
1 вопрос группам: Каковы проблемы бедных и богатых? Каковы условия жизни зажиточных?
Совместное составление схемы. Группа «бедных» предлагает свои проблемы бедности. Всё записывается на доске или составляется презентация. ( слайд № 16)
Проблемы бедных:
- Плохое жильё
- Скудное питание
- Дешёвая одежда
- Пьянство
- Невозможность оплатить медицинские услуги
- Тяжёлый труд
- Живут на дотации государства
- Плохое образование
- Низкий социальный статус
- Ограничение свободы
- Неуверенность в будущем
- Неспособность обеспечить материальное благополучие семьи
- Стресс и психологическая неудовлетворённость
Группа «богатых» находит проблемы богатых людей. (слайд № 18)
Проблемы богатых
- Страх за своё имущество
- Страх прогореть в бизнесе
- Страх за жизнь близких
- Отсутствие друзей
- Отсутствие времени на отдых
- Недоверие к партнёрам, подозрительность
- Проблемы в семье
- Стресс, проблемы со здоровьем
Группа «Зажиточные» в это время описывает свои условия жизни.(слайд № 17)
Зажиточные
- Хорошее жильё
- Модная одежда
- Возможность оплатить медицинские услуги
- Хорошее образование у детей
- Полноценное питание
- Возможность отдохнуть там, где захотят
- Материальная обеспеченность
- Уверенность в завтрашнем дне
Проблемы есть у всех: и у бедных и у богатых. Меньше всего их у зажиточных людей (середняков).
Проблемы богатых – это лично их проблемы. А вот проблемы бедных касаются всего государства и общества.
Задание группе «депутатов»: проблема бедности для государства.(слайд № 19)
Проблема бедности для государства:
- низкая грамотность
- нехватка квалифицированной рабочей силы
- неполноценное потомство
- низкая рождаемость
- затраты на социальные пособия
- дефицитный государственный бюджет
- слабое экономическое развитие страны
- бедное государство
Государство богато своими гражданами. Чем богаче живут граждане, тем богаче государство. Ещё древнегреческий философ Аристотель, говоря о лучшей форме правления, выбрал Политию – власть середняков. Олигархию он отрицал, считая, что их богатство олигархов нажито нечестным путём. Демократию он тоже не признавал, считал, что бедняки не могут навести порядок в своём хозяйстве, а в стране не смогут тем более.
Поэтому бедность – это проблема для государства. Задача государства – уменьшить количество бедных и повысить уровень зажиточных людей. Но, чтобы решить эту проблему, нужно разобраться в причинах бедности.
2 задание группам: причины бедности?
Составление схем. Работа с ними.(слайд № 20)
Причины бедности
«бедные»:
- Отсутствие работы
- Низкая заработная плата
- Экономический кризис
- Слабая помощь государства
- Высокие цены
- Несчастный случай, стихийное бедствие
«богатые»:
- Лень
- Пьянство
- Отсутствие образования
- Иждивенческие настроения
- Отсутствие предприимчивости
- Несчастный случай, стихийное бедствие
«зажиточные»:
- Нежелание что-то менять в своей жизни
- Пассивность
- Неумение правильно распорядиться тем, что имеют
- Не видят ценности образования
- Несчастный случай, стихийное бедствие
«Депутаты»:
1. Экономический кризис
2. Отсутствие образования
3. лень, пьянство, пассивность.
4. Низкая заработная плата бюджетников
5. Иждивенческие настроения
6. Несчастный случай, стихийное бедствие
Мы видим, что причиной бедности может быть и лень, и пьянство, а также и обстоятельства, в которые человек попадает помимо своей воли. Поэтому и пути решения проблемы бедности будут различные.
З задание группам : пути решения проблемы бедности?
Составление таблиц. Работа с ними.
Пути борьбы с бедностью:
Со стороны государства: ( слайд № 21)
- Поднимать престиж образования;
- Повысить ответственность родителей за воспитание и образование детей;
- Повысить зарплату бюджетникам;
- Повысить социальные пособия тем, кто не в состоянии сам себя обслуживать (инвалидам, сиротам).
- Поощрять развитие малого бизнеса;
- Повысить налоги на сверхдоходы;
- Контролировать цены легальных монополистов;
- Стабилизировать экономику;
Что могут сделать сами бедные: (слайд № 22)
- Получать образование;
- Искать работу и много трудиться;
- Развивать в себе самостоятельность,
инициативность, предприимчивость;
- Не надеяться на помощь государства,
а учиться самим зарабатывать деньги;
- Отказаться от вредных привычек (курение, алкоголизм);
- Уметь поставить перед собой цель и идти к ней;
- Учиться правильно использовать имеющиеся доходы.
А теперь давайте вернёмся к нашей проблеме: так что же такое бедность- порок или не порок? Нужно ли стыдиться бедности? А может, наоборот, бедностью надо гордиться?
Учащихся нужно подвести к следующим выводам.
Выводы учащихся:
Вывод: 1. Если человек впал в бедность по своей воле: пьянство, лень, пассивность, безынициативность, иждивенческие настроения, глупость, безграмотность, то это порок, да ещё какой. И здесь, кроме самого человека ему никто не поможет. Изменения должны произойти в психологии самого человека. Бедность в данном случае – это стыдно, и гордиться здесь нечем.
2. Если же человек беден не по своей воле (низкая зарплата бюджетников, экономический кризис, несчастный случай, стихийное бедствие, инвалидность, болезнь), то в данном случае государство должно помочь своим гражданам, не бросать их в беде. Государство должно помочь таким людям перейти из разряда бедных в разряд зажиточных.
III. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”
Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...
план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.
План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....
План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»
Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...
План-конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Налоги»
Ход урока Организационный момент I.Текущий контроль знаний и умений учащихся 1. Проверочные тесты 2. Вопросы и задания учащимся: а) зада...
Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....
План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека»
План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека» Наименование учебного предмета: ОбществознаниеКласс: 5 -АУровень общего о...
План-конспект интегрированного урока по обществознанию и математике в шестом классе
Конспект содержит информацию об основных этапах урока, тип урока, цель, задачи и планируемые результаты....