Конспект урока по обществознанию по теме "Социальные нормы"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Изучение в 9 классе темы "Социальные нормы" в форме групповой деятельности с составлением опорного конспекта как итогового продукта урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnye_normy.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме «Социальные нормы» 9 класс.
Учитель обществознания Смагина Н.Н.
Форма работы групповая работа (4 группы)
Время 40 минут.
Оборудование: компьютер и проектор.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вниманию учащихся предлагаются две ситуации: 1. В автобус вошла старушка. Оглядевшись вокруг и не найдя свободного места, она сказала молодому человеку, свободно развалившемуся на сиденье и демонстративно отвернувшемуся к окну: «Сынок, уступи-ка мне место, пожалей старость!» 2. Девятиклассники отдыхали в спортивном лагере. Петя Калашников привез с собой видеокамеру. Когда он был на тренировке, Андрей и Сергей взяли видеокамеру, и, не умея пользоваться, сломали ее. Стоимость камеры – 10 тысяч рублей. | |
Вопрос классу: Как вы думаете, о чем в этих ситуациях идет речь? | Речь идет о неправильных действиях людей, о нарушении правил поведения в обществе. |
Вопрос классу: Предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Каким синонимом можно заменить термин правила поведения? | О различных правилах поведения в обществе, регулирующих отношения между людьми. |
Сформулируйте тему урока. | Учащиеся называют ряд вариантов названия темы. На слайде высвечивается тема «Социальные нормы». |
Попробуйте определить цель урока. Цель – это предполагаемый результат нашей сегодняшней деятельности | Определение роли социальных норм в обществе. |
Вопрос классу: Какие шаги мы должны предпринять, чтобы достичь этой цели? Сформулируйте задачи урока. | 1. определить понятие «социальная норма»; 2.познакомиться с видами социальных норм 3. выделить характерные признаки правовых норм; 4.составить опорный конспект по теме урока. |
Назовите ключевое понятие сегодняшнего урока? | Социальные нормы. |
I Этап Работа с понятием «социальная норма» Переходим к первому этапу работы. Возьмите лист с заданиями и выполните первое задание по алгоритму Вопрос классу: 1. Что означает слово норма? 2.Почему эти нормы называют социальными? Итак, что такое социальная норма? Высвечиваются задачи урока (отмечается выполнение первой задачи) | Норма – в социологии это совокупность всех правил формально или неформально принятых в обществе. 1. норма – регулятор поведения 2.норма - предписания, требования, ожидания определенного поведения 3. норма – правило поведения 1. они действуют в данном обществе 2. это поведение, одобряемое в обществе 3. они регулируют отношения между людьми. Предлагается собственный вариант ответа |
Комментарий №1 для педагогов:
позиция учителя в компетентностном обучении – не давать знания в готовом виде, а создать условия, при которых учащиеся сами приобретают знания. | |
II Этап Посмотрите на схему, здесь изображены нормы, регламентирующие жизнь людей в самых разных жизненных ситуациях. Познакомимся с ними. Возьмите лист с заданиями и выполните второе задание по предложенному алгоритму. Проверяем выполненное задание: 1.дайте краткую характеристику двух изученных вами норм; 2.приведите смоделированную вами ситуацию. | Учащиеся изучают различные социальные номы и моделируют собственные примеры социальных норм |
Возвращение к ситуациям в начале урока. Вопрос классу: К какой группе норм можно отнести первую ситуацию? А вторую? Высвечиваются задачи урока (отмечается выполнение второй задачи) | 1 ситуация – моральная норма 2 ситуация – правовая норма |
III Этап Высвечивается схема «Социальные нормы» Вопрос классу: Объясните, почему нормы права окрашены другим цветом? Приведите два довода. Прежде, чем говорить о нормах права, необходимо определить, что такое право. Переходим к следующему заданию по предложенному алгоритму. | Возможные ответы: они отличаются от других норм, установлены для всех людей, создаются государством, а не обществом и т.д. |
Комментарий №2: Учащиеся самостоятельно выполняют задание по изучению различных видов норм и моделируют собственные ситуации, примеры этих норм. Предложенное задание направлено на закрепление понятия «социальные нормы», знакомство с их видами и выработку умения моделировать жизненные ситуации. При этом формируются информационная и коммуникативная компетенции и компетенция разрешения проблем, т.е. задание носит компетентностно – ориентированный характер. | |
Проверяем задание: Вопрос классу: Как понималось право в предложенном вам тексте? Вопрос классу: Какой вывод можно сделать по полученной информации? В современном понимании право – это система общеобязательных правил поведения, закрепленных в официальных документах, охраняемых силой государственного принуждения. Исходя из данного определения, выделите характерные признаки правовых норм | 1. Вавилон (XVIII в. до н. э). Право – это дарованная богом возможность судить дела людей по справедливости, и устанавливать порядок; 2. Рим (Iв до н.э.) Право – истинный закон, согласный с природой, он неизменен и вечен; 3. Австрия (начало XX века) Право – это правила, установленные государством, которые надо неукоснительно выполнять; 4. Россия (1917 год) Право – это пролетарская воля, закрепленная в законах В разные эпохи, у разных народов, государственных и общественных деятелей было разное понимание права. 1. это система норм 2. эти нормы общеобязательны для всех членов общества; 3.использование норм права обеспечивается и охраняется государством; 4. нормы права выражены в официальных документах 5. правовые нормы отличаются определенностью. |
Высвечиваются все задачи урока. | |
Итак, что мы сегодня узнали на уроке? | |
Возвращение к схеме, напутствие детям Почему авторы учебника изобразили многообразие норм поведения в виде цветка? | |
Домашнее задание: На стандарт – составить простой план и ответить на вопросы к § 9, стр. 70-73; Творческое задание: «Закон и справедливость – две вещи, которые Бог соединил, а человек разъединил» К. Колтон. Выскажите свое мнение о содержании этого высказывания, приведите не менее трех аргументов в защиту своей позиции. | |
Комментарий № 3: На данном этапе урока осуществляется самостоятельная групповая работа с короткими текстами. Вырабатывается умение учащихся находить и выделять в тексте нужную информацию, т.е. формируются информационная и коммуникативная компетентность на уровне стандарта. Учащимся необходимо подойти к выводу о понимании права в разные исторические эпохи. А выделение общих признаков права -это уже задание более высокого уровня. Домашнее задание также является разноуровневым, что позволяет всем учащимся реализовать себя в силу своих учебных умений. Цель сегодняшнего занятия – показать компетентностный подход в обучении. Такое обучение предполагает:
Такая организация учебного процесса позволяет выйти на новый уровень качества образования. |
I лист с заданиями.
Прочитайте определения и выделите в каждом:
1. Что означает понятие «норма»;
2. Почему эти нормы называют социальными?
- Социальные нормы – регуляторы поведения и совместной жизни людей в данном обществе.
- Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания
общественно одобряемого поведения
- Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми в процессе их совместной жизни и деятельности, выработанные обществом в целом или его отдельной группой
С помощью вопросов – подсказок выделите 5 характерных особенностей социальных норм
- В связи с чем возникли социальные нормы?
- Кому адресованы различные социальные нормы?
- На что направлены социальные нормы?
- Как долго существуют различные нормы?
- Являются универсальными или характерны для определенного типа общества?
II лист с заданиями
В своем поведении люди используют большое количество разнообразных социальных норм. К их числу относятся:
1. Обычаи – это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений. Они становятся всеобщими в результате их многократного повторения. Но повторяют их люди потому, что обычаи выражают какие-то очень важные жизненные закономерности, нарушение которых чревато наступлением для людей серьезных отрицательных последствий (например, празднование Нового года в ночь на 1 января)
2. Религиозные нормы – это правила поведения, регулирующие поведение людей, верующих в Бога и устанавливаемые церковью. Эти нормы достаточно сильно охраняются церковными санкциями, которые для верующего человека часто даже более ощутимы, чем меры государственного принуждения (например, при входе в храм женщины покрывают голову платком).
3. Правовые нормы – это обязательные для всех правила поведения, охраняемые силой государственного принуждения. Они регулируют наиболее значимые стороны нашей жизни (управление государством, собственность, применение труда, взимание налогов, охрану окружающей среды, наказание за совершение преступлений и др.). Так как их нарушение может принести обществу значительный вред, государство устанавливает санкции, отличающиеся суровостью (например, нельзя переходить улицу на красный свет светофора).
4. Моральные нормы – это правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло. Иначе их еще называют нравственными нормами. В качестве санкций за нарушение моральных норм может последовать общественное осуждение, презрение (поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе)
5. Политические нормы формулируются различными политическими партиями. Целью же любой партии является овладение государственной властью (завоевание на выборах президентской должности, получение как можно большего количества мест в парламенте и т.д.) Политические нормы носят самый общий характер и формулируются в виде лозунгов, призывов, понятных всем. Их доходчивость, простота позволяют привлечь к партии больше сторонников (народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти. Конституция РФ)
6. Правила этикета – это нормы обхождения с окружающими людьми, формы их приветствий и обращения к ним, манеры, учтивость по отношению к другим. Иными словами, они показывают, какими должны быть облик вежливого, воспитанного человека, его поведение в обществе (например, неприлично интересоваться стоимостью подарка или заработной платой даже у друга)
7. Эстетические нормы – это правила, определяющие, что есть прекрасное, а что – безобразное (например, не принято приходить на занятия в школу в спортивном костюме)
8. Традиции – правила поведения обобщенного характера, передающиеся из поколения в поколение и характеризующие национальные, религиозные семейные и другие особенности общества (например, регулярные встречи выпускников школы).
III лист заданий
Задание для 1 группы:
Вы в Древнем Вавилоне. Вавилоняне верили во многих богов. Внутри мира богов существовала иерархия и каждый бог занимал определенное положение. Самым главным считался бог Шамаш. Он судил все дела людей по справедливости и устанавливал порядок. В XVIII веке до н.э. во времена царя Хаммурапи на черном базальтовом столбе (его нашли при раскопках в Иране в 1902 году) были записаны основные правовые нормы, которым должны были подчиняться люди. Люди верили, что эти законы дарованы богом, как и сама государственная власть.
Как принимали «право» в Древнем Вавилоне? Ваше отношение к такому толкованию права?
Задание для 2 группы:
Вы в Древнем Риме. Блестящий оратор Рима Марк Тулий Цицерон в своей речи сказал: «имеется истинный закон, праведный разум, согласный с природой, он неизменен и вечен… Закон находится в согласии с природой, присутствует всюду и является вечным. Он приглашает к исполнению долга и в испуге шарахается от преступления и коварства. Ни волей сената, ни волей народа никто не может быть освобожден от обязанностей, возлагаемых на него законом. Он неизменен и не может утратить своей силы. Все народы во все времена будут подчиняться этому вечному закону»
Как, по вашему мнению, Цицерон толковал право?
Задание для 3 группы:
Вы оказались в Австрии начала XX века на лекции профессора Венского университета Ханса Кельзена. Объясняя студентам юридические конструкции, профессор говорил: «Государство устанавливает правила. Их нужно беспрекословно выполнять, иначе порядка не будет. Эти правила изложены в нормативных актах. Мы живем в мире норм, рожденных государственной властью. Но норм много, и они не равны между собой. Их систему можно представить в виде пирамиды. Каждая высшая норма более сильна по сравнению с низшей. Государство – страж всех норм и принудительно заставляет их соблюдать».
Что есть право, согласно этому высказыванию?
Ваше отношение к такому толкованию права?
Задание для 4 группы:
Вы в России 1917 года. Страна оказалась в сложном экономическом и политическом кризисе. Осень. К власти пришли большевики. Их лидер В.И. Ленин призывает к слому старых буржуазных порядков и установлению новых правил – закреплению в законах пролетарской воли. Рабочий-коммунист говорил на митинге: «Буржуазия была господствующей и свою волю диктовала населению страны. Теперь к власти пришли рабочие и крестьяне. Значит, их воле должны все подчиняться. Вот вам и правила новой жизни, которые будут охраняться Советской властью. Мы не будем делать никаких поблажек бывшим богатеям, жандармам или священникам. Наша воля – закон».
Как понималось право большевиками? Ваше отношение к такому толкованию права.
Опорный конспект по теме: «Право в системе социальных норм»
Цель урока: определение роли и места права в системе социальных норм.
Задачи урока: - познакомиться с различными видами социальных норм;
- научиться выделять общие признаки различных норм;
- суметь выделить характерные признаки правовых норм.
Норма – это -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Социальные нормы – это ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Соотнесите названия социальных норм с конкретными примерами их использования:
Виды социальных норм | Примеры социальных норм |
2 традиции 3 религиозные нормы 4 моральные нормы 5 правовые нормы 6 правила этикета 7 эстетические нормы 8 политические нормы | А. Женщина, выходя замуж, приносит в дом приданое; Б. Нельзя управлять автомобилем в нетрезвом виде; В. Не следует надевать деловой костюм с кроссовками; Г. Гостю неприлично пристально разглядывать интерьер квартиры; Д. Взрослые дети должны заботиться о своих пожилых родителях; Е. На масленичную неделю каждый день едят блины; Ж. Когда на официальных мероприятиях звучит государственный гимн, присутствующие в зале встают З. Обучение в средней школе завершается мероприятием, которое называется «последний звонок»; |
Занесите в конспект названия придуманных вами социальных норм.
Виды социальных норм | Примеры социальных норм |
1. обычаи 2. традиции 3. религиозные нормы 4. моральные нормы 5. правовые нормы 6. правила этикета 7. эстетические нормы 8. политические нормы | А.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------- Б. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ В. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Г. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Д ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Е ------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------- Ж --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- З----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
Общие признаки социальных норм:
1 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Право – это---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Признаки правовых норм:
1 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку "Лексические нормы"
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Лексические нормы" в форме грамматического кольца...
конспект урока по обществознанию "Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе
Урок обществознания представлен с использованием интерактивных технологий для учащихся 10 класса....
План - конспект урока по обществознанию 10 класс "Право в системе социальных норм"
План - конспект урока с применением кейс технологии...
Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"
Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....
Презентация к конспекту урока по обществознанию по теме "Социальные нормы"
Урок изучения темы социальные нормы в 9 классе в форме групповой работы с составлением опорного конспекта по теме...
Конспект урока по обществознанию «О моральных и правовых нормах»
Цель: способствовать формированию у учащихся навыков нравственной и правовой культуры средствами технологии педагогических мастерских...
Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"
Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ...