Конспект урока по обществознани " Социализация индивида. Социальная роль. Социальный конфликт."
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Луканина Светлана Николаевна

Конспект урок можно использовать как полнотью, так и частично.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию в 11 классе

С.Н. Луканиной,   учителя истории и обществознания

 МОБУ « Новоладожская средняя общеобразовательная школа №1»

Тема урока: Социализация индивида. Социальная роль.

                               Социальный  конфликт.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать устойчивое представление о социальном конфликте, о путях выхода из конфликта.

Задачи урока:

- образовательные: раскрыть суть понятий «агенты социализации», «социальный конфликт»; рассмотреть возможные стратегии поведения из социального конфликта; познакомиться с типами социальных конфликтов; вспомнить понятия «социализация индивида», «социальная роль»;

- развивающие: умение выполнять задания в формате ЕГЭ; уметь анализировать, систематизировать полученные знания; умение определять задачи своей деятельности; умение работать в группе, умение работать с понятиями; монологическую речь; творческое мышление (видение проблемы в стандартной ситуации);  умение адекватно оценивать свою деятельность;

- воспитательные: взаимоуважение, ориентировать обучающихся на достойный выход из конфликтной ситуации.

Основные понятия: социализация индивида, социальная роль, социальный конфликт, агенты социализации.

Ход урока.

I этап . Организационный момент.

II этап. Введение в тему.

Ребята, как вы думаете: какие задачи предстоит нам решить сегодня на уроке?

III этап.  Повторение ранее изученного материала с элементом  введение нового понятия.

  3.1. Социализация индивида.

1) Задание классу.

Назовите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленного ряда:

  1. процесс, 2) опыт,3) агент, 4) адаптация, 5) этап.

Самого понятия в данном ряду нет.

2) Что такое социализация?

3) Кто нам помогает «играть по правилам»?

 Рассказ учителя об агентах социализации.

4) Задание классу.

Распределите указанных на карточке агентов социализации на два типа: агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.

Выполнение задание одним из обучающихся на интерактивной доске. Совместная проверка насколько правильно выполнено задание.

Закрепление. 1. Кого называют агентом социализации?

                         2. Запись определения в тетрадь.

3.2. Социальная роль.

Варианты вопросов по выявлению уровня знания обучающихся по данному понятию?

1. Что такое социальная роль?

2. Сколько ролей в своей жизни может играть один человек?

3. Что такое статус?

4.Что такое набор ролей?

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус.

Социальная роль - своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определённого статуса.

 

IV этап.  Изучение нового материала.

4.1.Работа с понятие « конфликт»

1.Задание классу.

Проанализируйте представленные определения к понятию «конфликт». Выделите то, что их объединяет (универсалии). Назовите различия в данных определениях.

В ходе работы с определениями понятия «конфликт» обучающиеся должны прийти к следующему выводу: в основе понятия лежит определённая структура из универсальных слов, а каждая наука добавляет свои специфические термины.

2. На ваш взгляд, что может стать причиной конфликта?

Закрепление. Запись определения «социальный конфликт» в тетрадь.

4.2. Типы стратегии поведения в конфликтной ситуации, типы конфликта и стадии его развития.

1.Комментированное объяснение типов социального конфликта и стадий его развития.

Данный материал записан на доске.

2. Задание классу. Внимательно посмотрите отрывок из мультфильма «Десантник Стёпочкин» и во время просмотра подумайте, какие вопросы можно задать к данному сюжету?

Если человек попал в конфликтную ситуацию, то ему надо определить форму поведения. Специалисты – психологи определяют пять типов в стратегии поведения в конфликтной ситуации.

3. Задание классу. Объясните выход из конфликтной  ситуации в семье Стёпочкина, в соответствии с той стратегией поведения, которая вам досталась.

Обсуждение вариантов ответов.

Закрепление. 1.Докажите, что конфликт в семье Стёпочкина является действительно социальным конфликтом.

                         2. Приведите собственные примеры социальных конфликтов.

Каждому обучающемуся на память об уроке и для лучшее усвоения нового материала выдаётся памятка «Социальный конфликт».                

Рефлексия. 1. В бланках «Учёта работы на уроке» выставите себе оценку за работу на уроке. Аргументируйте её.

                    2. Чему вы научились сегодня на уроке?

V этап.  Домашнее задание (дифференцированное)

Записи в тетради, памятку «Социальный конфликт» выучить.

Найти классификацию типов конфликта (для ребят ориентированных на сдачу ЕГЭ).

Заключительное  слово учителя.

Оборудование урока.

Компьютер, мультимедийный проектор, флипчарты для интерактивной доски.

Раздаточный материал.



Предварительный просмотр:

Агенты и институты социализации

Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную , постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты. Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т.п. В роли коллективных агентов выступают социальные институты.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они.

Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.

Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации.

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной – одну-две.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д.

Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему она обучена или социализирована. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым.

Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированны. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Но этого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированны: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.



Предварительный просмотр:

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе[1]

Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».[2] Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Конфликт  — открытая борьба между индивидами или группами в обществе или между государствами. Конфликт носит социальный характер, когда в его основе лежит объективное расхождение или противоречие целей и интересов различных социальных субъектов.(социология)

Конфликт- наличие внутренних противоречий в психике индивидуума, противоречивых тенденций, установок и эмоций; может вызвать психореактивные, невротические, психосоматические расстройства.( медицина)

Конфликт- способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения достигнутого единства, согласия и сотрудничества. ( Словарь по политология)

Конфликт -столкновение между персонажами художественного произведения, между героями и обществом, между различными побуждениями во внутреннем мире одного персонажа. ( современная иллюстративная энциклопедия)

Конфликт -причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.

Внутриличностный конфликт.

Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или: начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования.

Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.

Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем.

Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.

Межгрупповые конфликты сопровождаются:
Проявлениями деиндивидуализации, т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение.
Проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно «чужая группа ответственна за негативные события».

Социальный конфликт — это «ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга» Но несмотря на разницу подходов, в имеющихся определениях конфликта можно выделить по крайней мере три ключевых момента:

 во-первых, то, что это предельный случай обострения социальных противоречий, явное или скрытое состояние противоборства, а также ситуация взаимодействия;

 во-вторых, социальный конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных институтов, социальных субъектов;

в-третьих, это то, что противодействующие стороны преследуют свои различные, противоположные цели, интересы и тенденции развития, которые, как правило, противоречат или взаимоисключают друг друга. Социальный конфликт — это сложное явление, включающее несколько аспектов. Но именно наличие противоборствующих сторон со своими потребностями, интересами и целями является основой конфликта, его осевой линией.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию в 11 классе по теме " Социальная структура и социальные отношения" (профильный уровень)

Материал создан для урока обществознания в 11 классе (профильный уровень) по учебнику Л.Н.Боголюбова на основе поурочных разработок Е.Н.Сорокиной....

Конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме "Роль экономики в жизни общества"

Цели урока.·         знать: понятия экономики как науки, хозяйства и сферы общественной жизни, структуру экономики, ее основные институты;·...

Презентация к конспекту урока по обществознанию по теме "Социальные нормы"

Урок изучения темы социальные нормы в 9 классе в форме групповой  работы с составлением опорного конспекта по теме...

Конспект урока по обществознанию по теме "Социальные нормы"

Изучение в 9 классе темы "Социальные нормы" в форме групповой деятельности с составлением опорного конспекта как итогового продукта урока....

Конспект урока по обществознанию 9 класс "Роль СМИ в политической жизни"

Конспект урока по обществознанию 9 класс "Роль СМИ в политической жизни"...

Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Социальные статусы и роли"

Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Социальные статусы и роли"...