Программа внеурочного курса "Экономика"
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему

Пашкова Татьяна Александровна

1.Пояснительная записка

-Цель:

усвоение учащимися системы наиболее важных экономических понятий и проблем; формирование умений правильно использовать экономические понятия, увязывать теоретические знания с практической деятельностью, анализировать проблемные экономические ситуации, решать экономические задачи и выполнять упражнения.

-Задачи:

  • Сформировать у учащихся знания и умения грамотного поведения потребителей в различных рыночных ситуациях.
  • Научить учащихся принимать осознанные решения при выборе и приобретении товаров и услуг с учетом собственной системы ценностей, оценок полезности товаров, количества и качества альтернативных вариантов выбора, экологических характеристик товаров, личного бюджетного ограничения.
  • Показать, что потребитель является главным действующим лицом в рыночной экономике, поэтому должен вести себя в соответствии с требованиями объективных экономических законов.
  • Просветить учащихся относительно их прав и обязанностей как потребителей, познакомить их с существующей в России системой защиты прав потребителей.
  • Развивать у учащихся логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.
  • Воспитывать у учащихся ответственность, организованность, деловитость, культуру потребления, самостоятельность, бережное отношение к ресурсам и смелость в защите своих прав.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnogo_kursa_ekonomika_8_klass_.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

Рекомендована                                                                            Утверждена:

Методическим объединением

Учителей истории и обществознания                                       Приказом МБОУ «Гимназия»

                                                                                                      От «»___»_______2015г. №__

Протокол №

От «__»____2015г.                                                                

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Экономика»

Направление: социальное

2015 – 2016 учебный год

8 класс

Составитель рабочей программы

Пашкова Татьяна Александровна

учитель высшей квалификационной категории

Черногорск, 2015г.

1.Пояснительная записка

-Перечень нормативно-правовых документов

Примерная программа внеурочной деятельности разработана в рамках реализации проекта «Разработка Требований к структуре основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами»; ФГОС основного общего образования утверждён Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897.

-Цель:

усвоение учащимися системы наиболее важных экономических понятий и проблем; формирование умений правильно использовать экономические понятия, увязывать теоретические знания с практической деятельностью, анализировать проблемные экономические ситуации, решать экономические задачи и выполнять упражнения.

-Задачи:

  • Сформировать у учащихся знания и умения грамотного поведения потребителей в различных рыночных ситуациях.
  • Научить учащихся принимать осознанные решения при выборе и приобретении товаров и услуг с учетом собственной системы ценностей, оценок полезности товаров, количества и качества альтернативных вариантов выбора, экологических характеристик товаров, личного бюджетного ограничения.
  • Показать, что потребитель является главным действующим лицом в рыночной экономике, поэтому должен вести себя в соответствии с требованиями объективных экономических законов.
  • Просветить учащихся относительно их прав и обязанностей как потребителей, познакомить их с существующей в России системой защиты прав потребителей.
  • Развивать у учащихся логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.
  • Воспитывать у учащихся ответственность, организованность, деловитость, культуру потребления, самостоятельность, бережное отношение к ресурсам и смелость в защите своих прав.

2. Общая характеристика курса «Экономика »

-Краткая характеристика курса

Познавательный аспект деятельности-обязательный компонент любого вида деятельности.

Главной целью социального направления внеурочной деятельности учащихся является удовлетворение познавательных потребностей учащихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана. Основные направления работы проявляются в усвоение теоретических знаний; и в формирование практических навыков. Используются следующие формы  и  методы работы: словесные, наглядные, практические; проектно-исследовательская деятельность;   активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления,  использование Интернет.

В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, намечаются объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.

В зависимости от содержания занятий  форма учебной работы может быть: лекционной   (обзорные беседы, доклады педагога и  учащихся); семинарской  (обучение навыкам по сбору исторического  материала;  научно-исследовательской  (изучение и классификация собранных материалов, работа  с письменными источниками, подготовка докладов); оформительской (создание презентаций, проектов).

-Потенциал учебного предмета

Предмет курса позволяет развивать такие компетенции как общекультурные, ценностно-смысловые, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.

При изучении курса возможна  интеграция с другими предметами учебного плана.

3. Описание места курса «Экономика» в учебном плане

Программа курса  составлена для учащихся школы на 1  год обучения (34 час). На занятия отводится 1 час в неделю.  Программа  включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков. Занятия для каждого учащегося дают больше возможностей для творческого развития личности.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса

Результатом изучения исторических деятелей  является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения относятся следующие убеждения и качества:

- проявлять интерес к новому учебному материалу,

- ориентироваться в нравственном содержании поступков,

- развивать этические чувства.

- развивать способность к самооценке, потребность в самоактуализации, самовыражению и самоутверждению.

- осмысление социально-экономического  опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты включают:

- сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

- понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

- сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

- владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

- сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

- умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);

- понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.

5. Содержание курса

Тема 1. Что изучает экономика? Экономика: наука и хозяйство.  Микро- и макроэкономика. Отраслевая и региональная экономика. Потребности и их относительная безграничность. Классификация потребностей по Маслоу.  Ресурсы и их ограниченность. Экономические и неэкономические блага. Проблема выбора. Альтернативная стоимость.

Тема 2. Типы экономических систем. Главные вопросы экономики. Понятие экономической системы. Традиционная экономика. Командная экономика. Рыночная экономика. Сравнительная характеристика экономических систем. Смешанная экономика как способ объединения преимуществ командной и рыночной экономики. Российская экономика на современном этапе.

Тема 3. Факторы производства Классификация факторов производства. Доходы на факторы производства. Понятие предпринимательского дохода.    

Тема 4. Производительность факторов производства. Понятие производительности. Показатели производительности факторов производства. Роль производительности. Факторы, влияющие на производительность.   

Тема 5. Спрос. Спрос. Величина спроса. Факторы спроса. Закон спроса. Шкала спроса. Функция спроса. Неценовые факторы спроса. График спроса. Изменение спроса и величины спроса.

Тема 6. Предложение. Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Шкала предложения. Графическое изображение предложения. Факторы предложения. Неценовые факторы предложения.  Изменение предложения и изменение величины предложения.

Тема 7. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и условия его существования. Равновесное количество и равновесная цена. Отклонение от цены равновесия и их последствия: избыточный спрос и избыточное предложение. Рынок покупателя и рынок продавца. Изменение условий равновесия под воздействием неценовых факторов спроса и предложения Рыночный механизм.

Тема 8. Производитель. Собственность, её сущность и место в экономической системе. Экономические формы собственности. Суверенитет производителя и частная собственность. Отрасль, фирма, предприятие. Производственный цикл. Основной и оборотный капитал. Понятие и роль амортизации.

Тема 9. Фирма и конкуренция. Конкуренция и структура рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция (монополистическая, монополия, олигополия). Влияние конкуренции на деятельность фирм. Издержки. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Ценообразование


6. Тематическое планирование по внеурочной деятельности курса «Экономика» в 8 классе на 2015-2016 учебный год

№ п/п

Тема

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты

Дата

План

Факт

Тема 1. Что изучает экономика?

1

Понятие экономики

Экономика: наука и хозяйство.  Микро- и макроэкономика. Отраслевая и региональная экономика

Работа с источником

Составление глоссария

2

Потребности

Потребности и их относительная безграничность. Классификация потребностей по Маслоу

Работа с источником

Составление глоссария

3-4

Ресурсы

Ресурсы и их ограниченность. Экономические и неэкономические блага. Проблема выбора. Альтернативная стоимость.

Работа с источником

Составление глоссария, решение экономических задач

Тема 2. Типы экономических систем.

5

Главные вопросы экономики

Главные вопросы экономики: Что? Как? Для кого производить?

Работа с источником

Составление схемы

6-8

Типы экономических систем

Понятие экономической системы. Традиционная экономика. Командная экономика. Рыночная экономика. Сравнительная характеристика экономических систем.

Работа с источником

Составление схемы

9-10

Смешанная экономика

Смешанная экономика как способ объединения преимуществ командной и рыночной экономики.

Работа с источником

Составление презентации

11-12

Экономика России

Российская экономика на современном этапе.

Работа с источником

Составление презентации

Тема 3. Факторы производства

12

Факторы производства

Классификация факторов производства.

Работа с источником

Составление схемы

13-14

Доход на факторы производства

Доходы на факторы производства. Понятие предпринимательского дохода

Работа с источником

Составление схемы, решение экономических задач

Тема 4. Производительность факторов производства.

15-16

Производительность

Понятие производительности. Показатели производительности факторов производства. Роль производительности. Факторы, влияющие на производительность.   

Работа с источником

Составление схемы, решение экономических задач

Тема 5. Спрос.

17-18

Спрос

Спрос. Величина спроса. Факторы спроса. Закон спроса. Шкала спроса. Функция спроса. Неценовые факторы спроса.

Работа с источником

Составление схемы, решение экономических задач

19-20

Кривая спроса

График спроса. Изменение спроса и величины спроса.

Работа с источником

Составление схемы, решение экономических задач

Тема 6. Предложение.

21-22

Предложение

Величина предложения. Закон предложения. Шкала предложения. Неценовые факторы предложения.  

Работа с источником

Составление схемы, решение экономических задач

23-24

Кривая предложения

Графическое изображение предложения. Факторы предложения. Изменение предложения и изменение величины предложения.

Работа с источником

Составление схемы, решение экономических задач

Тема 7. Взаимодействие спроса и предложения

25-26

Рыночное равновесие

  Рыночное равновесие и условия его существования. Равновесное количество и равновесная цена. Отклонение от цены равновесия и их последствия: избыточный спрос и избыточное предложение

Работа с источником

Составление схемы, решение экономических задач

27-28

Рынок

Рынок покупателя и рынок продавца. Изменение условий равновесия под воздействием неценовых факторов спроса и предложения Рыночный механизм.

Работа с источником

Составление схемы, решение экономических задач

29-34

Практическая работа

Спрос. Предложение. Равновесная цена

Работа с источником

Составление схемы, решение экономических задач


7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации программы необходим оборудованный класс, оснащенный аудио и видеоаппаратурой, мультимедиа, специальными стендами. Должны быть в наличии необходимые видеоматериалы, специальная литература для педагога.

Список литературы

Литература для учителя:

1. Л.Н.Боголюбов. Обществознание 8 кл.  –М., Просвещение. 2014 г.

Литература для учащихся:

1. Л.Н.Боголюбов. Обществознание 8 кл.  –М., Просвещение. 2014 г.

8. Планируемые результаты обучения учащихся

В результате внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Результатом изучения курса «История в лицах»  является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

В результате усвоения программы  учащиеся должны знать:

-осмысливать опыт предшествующих поколений;

-беречь и охранять исторические памятники;

-уважать культуру своего и других народов;

Учащиеся должны уметь:

-проводить интервьюирование;

-составлять опись и шифрование документов;

-составлять и проводить экскурсии.

Итоги работы  (виды и форма контроля) подводятся следующим образом:

- участие в городских и республиканских конкурсах, чтениях;

- реализация социальных проектов.

Темы проектов

  1.  «Историческая личность: плюсы и минусы»
  2. «Средневековая Хакасия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...