Методическая разработка урока обществознание для 5-6 класса "Гражданин - Отечества достойный сын"
методическая разработка по обществознанию (5, 6 класс) на тему

Москвина Ирина Александровна

Данное мероприятие позволило школьникам  приобрести  базовые навыки, обеспечивающих успешное действие  подростка в реальных (не ограниченных рамками школы) правоотношениях и ситуациях. Получение    основ правовых знаний, и правовой системе России.

Сформировало способность к анализу ситуаций, регулируемых правовыми нормами, и способности к реальным действиям в таких ситуациях.

Проведенное мероприятие позволило сформировать у учащихся знания о системе прав и обязанностей гражданина  на основании Конституции РФ.  Дало толчок  дальнейшему формированию умений и навыков разумного гражданского поведения.  

 Помогло  развитию у школьников логического и аналитического мышления. Способствовало воспитанию высоких нравственных качеств, выдержки, настойчивости и чувства такта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_grazhdanin_-_otechestva_dostoynyy_syn.doc937.5 КБ

Предварительный просмотр:

26 урок. Тема урока: ГРАЖДАНИН – ОТЕЧЕСТВА ДОСТОЙНЫЙ СЫН

Цели:

  • Обучающие:
  • формировать у учащихся представление о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России; формировать представление об основном законе страны – Конституции;
  • Развивающие: 
  • развитие кругозора и культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы;
  • развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций.
  • Воспитательные:
  • формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга;
  • воспитание и развитие личностных компетенций.

Методы: беседа, обсуждение, словесное рисование, рефлексия, интерактивный (групповое интонирование, проблемная дискуссия), творческая интерпретация содержания, «проживание» информации в различных видах деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной).

Применяемые технологии: 

  • коммуникативно-диалоговые технологии;
  • технология деловой игры;
  • технология творческого развития;
  • технология развития критического мышления;
  • технология развития рефлексивного мышления.

Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация. 
Класс поделен на две  группы

Учитель: Давайте вспомним, кто такой патриот? Что вы можете сделать для своей Родины как школьники? (высказывания детей: Прилежно учиться.
Выполнять требования учителя, дежурных. Соблюдать технику безопасности.  Беречь школьное имущество. Выполнять распорядок дня. Придерживаться правил культурного поведения. Уважать права других.)

Учитель: Сегодня мы проведём важный урок для каждого из нас. Мне хочется начать его со стихотворения Романа Сефа «Необычный пешеход».
Кто по улице идет?
Hеобычный пешеход.
У него пятьсот имен:
Hа заводе слесарь он,
В яслях он - родитель,
В кинотеатре - зритель,
А пришел на стадион -
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он - мечтатель в дни весны,
Он - защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду -
Гражданин своей страны!

Учитель: Какие слова в этом стихотворении являются ключевыми? (Гражданин своей страны!)
II. Объявление темы и цели урока.

Учитель: отталкиваясь от ключевых слов стихотворения, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока? («Гражданин России»)

Итак, тема нашего урока  «Гражданин – Отечества достойный сын» 

Учитель: Наш разговор  посвящен  понятию гражданственности и тем составляющим, которые входят в это понятие. Также познакомимся с основным законом, по которому живёт наше государство.

Учитель: Слово «гражданин» происходит от русского слова «горожанин», «городской житель».

В словаре русского языка В.И. Даля  слово гражданин раскрывается так: гражданин – член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство. (Слайд)

Гражданин – это человек, который  принадлежит к постоянному населению государства, подчиняется его законам и имеет определенные права и обязанности. (Записать в тетрадь)

Учитель: Ребенок родился.…  Теперь малышу необходимы не только тепло, забота, уютная кроватка и прочие детские радости. Ему необходимо стать законным гражданином своей страны. Для этого нужны не подвиги и поступки - они впереди, по мере взросления, а всего лишь документ. Документ, подтверждающий, что родился гражданин.

Кто знает, как называется документ, который человек получает при рождении? («Свидетельство о рождении»). Слайд
Учитель комментирует, что записано в свидетельстве о рождении.
Учитель: А как называется документ, который получают граждане, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации? (Паспорт)

Учитель: Паспорт – это первый документ, удостоверяющий личность человека. Это свидетельство о том, что человек стал полноправным гражданином нашего государства.

Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации. Комментарии учителя к слайду: на второй странице написано – гражданин России. Слайд

Учитель: Итак, мы выяснили что, каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. Но мало родиться гражданином, им надо еще стать. Давайте подумаем: Слайд мозговой штурм (на лист отпечатать возможные качества гражданина)
- Кого мы можем назвать этим ярким и громким словом "гражданин"?
- Всякий ли человек достоин, именоваться гражданином? Если не всякий, то какой? 
- Какими качествами должен обладать истинный гражданин?
 Для нахождения ответа на эти вопросы проведем мозговой штурм. 
Учитель: Назовите 4-5 наиболее значимых качеств человека, который, с вашей точки зрения, является гражданином.
       Обсуждение в группах (5 минут). Предложения выносятся на лист бумаги, после помещается на доску. Один ученик от группы озвучивает написанные слова.
 (Достойный гражданин - активный, сознательный, целеустремлённый, свободный, ответственный, любящий Родину, радеющий о её благе, знающий свои права, добросовестно выполняющий свои обязанности, уважающий права других людей, готовый придти на помощь, сохраняющий историю и культуру страны).   
  Подведем  итог мозгового штурма.  Мы выяснили, чтобы человек был достоин звания «Гражданин» он должен:

 ( Слайд )

  • знать права 
  • выполнять обязанности 
  • любить и охранять свою Родину 
  • беречь природу
  • гордиться культурой, языком, историей своей страны

Учитель: А сейчас послушайте легенду.

"Давным–давно было два государства: Можно и  Нельзя. Они жили по разным законам.

В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все.

В государстве  Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства  Нельзя.

Что тут началось! В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Но долго продолжаться такая жизнь не могла. И тогда правители государства Можно и Нельзя решили договориться.

Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны".

Учитель: Как вы думаете, почему страна стала процветающей, жители счастливы и чувствуют себя в безопасности? (Ответ: Жители стали жить по законам.)
Учитель: Ребята давайте вспомним, как называется основной  закон нашей страны  КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Слово "конституция" в переводе с латинского обозначает "установление". Конституция - это основной закон, свод законов по которым живёт государство, в нем записаны права и обязанности граждан страны.
Учитель: Как вы понимаете смысл слова "Право" (Право – это то, что ты, если хочешь, можешь делать, а если не хочешь, можешь не делать.)

Право -  узаконенная возможность человека что-то делать, осуществлять. (запись на Слайде и в тетради)  

Учитель: Что такое «обязанности»?  Обязанности - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет.

Обязанность - узаконенная необходимость человека поступать определённым образом. (Запись на Слайде и в тетради)  

 

Физкультминутка

Как привольно расти, мне под небом синим, Потому что я – Гражданин России!

- Для меня нет  просторов твоих красивей,  Потому что я – Гражданин России!

- О тебе пою песни и слагаю стихи я, Потому что я – Гражданин России!

- Не страшны мне невзгоды и любые стихии, Потому что я – Гражданин России!

- Верю я, мы любые дали осилим, Потому что я – Гражданин России!

- Мне поддержка друга вселяет силы, Потому что я – Гражданин России!

- Время течет и все меняется.  Сто испытаний пройдено.

- Что-то уйдет, в сердце останется НАША ВЕЛИКАЯ РОДИНА!!!


Учитель: Давайте ознакомимся с важнейшими правами и обязанностями гражданина России, записанными в Конституции РФ. (На слайде статьи к ним после подписываются права распределить в две колонки на слайде)

  1. Право на жизнь ст. 20 п.1
  2. Право на свободу и личную неприкосновенность ст.22 пункт 1
  3. Право на свободу совести  ст. 28
  4. Право на свободу слова ст. 29 пункт 1
  5. Право на труд  ст. 37 п. 1
  6. Право на отдых  ст. 37 п. 5
  7. Право на жилище статья 40 пункт 1
  8. Право на медицинское обслуживание ст. 41 п.1
  9. Право на образование ст. 43 п.1
  10. Право управления делами государства статья 32 пункт 1
  11. Право избирать и быть избранным Статья 32 пункт 2

 (работа с Конституцией РФ).

Основные обязанности гражданина России:

  1. Соблюдать Конституцию и законы России ст. 15 п.2
  2. Уважать права и свободы других людей ст. 17 п.3
  3. Заботиться о детях, их воспитании ст. 38 п. 2
  4. Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия ст. 44 п.3
  5. Платить налоги ст. 57
  6. Охранять природу и окружающую среду ст. 58
  7. Защищать Отечество ст. 59 п.1

Учитель: Сравните количество прав и обязанностей, чего больше? (Прав)  

На самом деле, это только, кажется, что прав больше, прав ровно столько же, сколько и обязанностей, не бывает прав без обязанностей. Обязанности и права взаимосвязаны.

Каждый из нас имеет право на жизнь, это значит, что все окружающие обязаны вести себя так, чтобы наше право не нарушить.

Каждый из нас имеет право на свободу, это значит, что все окружающие обязаны вести себя так, чтобы не нарушить нашу свободу.

Каждый из нас имеет право на образование, это значит, что все окружающие обязаны вести себя так, чтобы не мешать,  нам становиться образованными людьми.

Право для одного становится обязанностью для других.  
Вы согласны со мной?  
Учитель: На протяжении  тысячелетней истории России большинство людей, живущих, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к России.

Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.

Россия лучшим своим гражданам ставит памятники.

В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия ”.

В XVII веке в Россию вторглись, иностранные войска земский староста Кузьма Минин  организовал  народное  ополчение, а  князь Дмитрий Пожарский осуществлял руководство военными действиями, благодаря  этим людям смогли отстоять Москву. Слайд

Сегодня среди нас живет много людей, которых можно назвать настоящими гражданами, наш поселок не исключение.

Ребята приготовили презентации о двух замечательных женщинах нашего поселения.

Показ презентаций

Учитель: Действительно, “Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.

 Составление кластера «Гражданин»

В центе написано слово  «Гражданин»,  которое включает в себя следующие составляющие - патриотизм, гражданственность, законность, активность, традиционность, права и обязанности, традиционность.

Задача каждой группы будет состоять в том, что вы должны подобрать из предложенных вариантов, а у вас на столах лежат карточки с вариантами, то что по вашему мнению включают в себя сами эти составляющие.

  1. Гражданственность -  Свидетельство о рождении, постоянное место жительства
  2. Законность – Конституция РФ, паспорт
  3. Патриотизм – защита Отечества, память о прошлом
  4. Права и обязанности – Родина, общество, семья
  5. Активность – благотворительность, участие в общественной жизни, здоровый образ жизни
  6. Традиционность – праздники, обряды

IV. Итог урока. Заключение. Рефлексия. 
Учитель: Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны.

Предлагаю Вам выполнить задание "Солнечный круг"

Давайте вспомним еще раз, о чем говорилось на уроке. На доске прикреплено солнышко, а у вас на столах лежат солнечные лучики.  Каждый из вас возьмет по 1 лучику и вдоль луча напишет что-то одно, из того о чем вы сегодня узнали на уроке, а лучик прикрепит к солнышку.  А в  центр солнечного круга  прикрепите  лицо человека в зависимости от того, какое настроение у вас было, когда вы изучали эту тему. (вырезать  лица настроения)

Задание на дом: параграф 17 стр. 174 – 179 читать.

Группы выбирают себе любое из предложенных творческих заданий:

1. Провести социологический опрос по теме: "Чем дорога вам ваша малая Родина?"

2. Создать презентацию о почетных гражданах нашего Беседского поселения  

3. Рекламный буклет на тему: "Останься в родном поселке  - позаботься о его процветании"

4. Туристический проспект "Приглашение на малую Родину" (чем интересно и привлекательно наше поселение)

Дополнительный материал

Игра.
Учитель: Отношение человека к Родине выражено в пословицах. У вас на столах лежат пословицы, которые нужно восстановить. 

Человек без Родины … (что соловей без песни)
Родина-мать, …( умей за нее постоять)
Для Родины своей…( жизни не жалей)
На чужой стороне и…(весна не красна)
Жить -…(Родине служить)
Родной свой край…(люби и знай, делами прославляй)

На родной стороне и … (камушек знаком)

На чужбине и … (собака тоскует)

Где кто родился, … (там и пригодился)

Где сосна взросла, … (там она и красна)

Своя ноша не тянет, … (свой дым глаз не ест)

За морем веселье, да чужое, … (а у нас и горе, да своё)

Всяк кулик своё … (болото хвалит)

Глупа та птица, которой … (своё гнездо не мило)

Восстановленные пословицы дети  читают.

 Задание

Выберите из перечня 3 чувства человека, которые, на ваш взгляд, в большей мере являются гражданскими, и объясните свой выбор:

Гуманность

Скромность

Чувство справедливости

Честность

Чувство долга

Чувство чести

Искренность

Стыдливость

Чувство вины

Сочувствие

Милосердие

Чувство ответственности

Эвристическая беседа

 - Но как именно эти чувства помогают нам, гражданам России, добиваться успеха?

 - Обратите внимание, если вы все будете растить в себе эти чувства, такие как гражданственность, чувство долга, справедливости, ответственности, каждый из вас станет образованным человеком, знающим свои права и обязанности перед государством и обществом, уважающим окружающих вас людей, успешным гражданином своей страны.

Сценка Ромашка – желаний – размышлялок (ученики по 1 подходят и отрывают лепестки на ромашке и читают вслух размышление)

  • Цель моей жизни – сделать все, от меня зависящее, чтобы в моем поселке было красиво, чисто и уютно, чтобы  было много деревьев, цветочных клумб…
  • Так хочется, чтобы в нашей школе все друг друга уважали… 
  • Мне не все равно, какой будет жизнь людей в нашей стране через 10, 15, 50 лет …
  • Хочется, чтобы в России все менялось к лучшему… 
  • Всем нужно внести свой посильный вклад в большое дело, ведь мы все живем в огромной стране, имя которой Россия и мы все ее граждане
  • Люди не должны ждать, когда кто-то что-то им предложит, а сами предлагают сделать что-то интересное… 
  • Не должно быть равнодушных  по отношению к пожилым людям, люди должны им  искренне помогать
  • Жить надо  осознанно во времени и находить  время для важных дел. 
  • Очень тревожно,  что есть молодежь, которая избрала не ту дорогу, что их дорога – это дорога в никуда, а их друзья – это наркотики, никотин и всякая другая гадость… 
  • Нужно возрождать семью, как отражение единства народа, продолжения традиций, источника культуры. Будет крепкой семья, будет крепкой нация. 

Лист 3              Термины для кластера  (вырезать, раздать командам) Термины подбираются на усмотрение учителя, учитывая ранее изученный материал.

Задание: На листе формата А4  в центре  наклеить слово «Гражданин», всей командой составить кластер, продумать защиту своей работы.

ГРАЖДАНИН               ПАТРИОТИЗМ

ГРАЖДАНСТВЕН-                          ПРАВА и

        НОСТЬ                                   ОБЯЗАННОСТИ

ЗАКОННОСТЬ                                    Обряды

АКТИВНОСТЬ                        

                                                              Праздники

ТРАДИЦИОННОСТЬ

                                                            Участие в общест-    

Свидетельство о                                венной жизни

    рождении

                                                                    Семья   Благотвори-

  тельность                                     Родина. Общество.

Конституция

Паспорт                                            Постоянное

                                                        местожительство

Защита Отечества

                                                                Здоровый образ

   Память о прошлом                                 жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания в 8 – 9 классах по теме: «Семья и Отечество в моей жизни » (к Международному Дню семьи) с использованием критической технологии.

Публикация представляет собой сценарий урока "Семья и Отечество в моей жизни", подгототовленного к Международному Дню семьи. Сценарий выполнен в виде подробной технологической карты....

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.

На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...

Методическая разработка урока обществознания в 11-м классе. Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».

Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».Разделы: История и обществознание, искусствоЦель: закрепление раннее изученных знаний и навыков работы с заданиями ЕГЭТип урок...

Методическая разработка урока английского языка по теме: "Герои Отечества"

Методическая разработка урока английского языка по теме: "Герои Отечества". Урок ориентирован на учащихся 9 классов....

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"

Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"Цель урока:Личностные  умение организовываться к работе, развитие сотрудничества при работе в группах, проявление заинтересованности не только в ли...

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"

Методическая разработка урока обществознания  в 7 классе( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)Учитель истории – Хингеева Аюна РобертовнаШкола – МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНО...

Методическая разработка урока обществознания в форме круглого стола по обществознанию «Лидеры России» для учащихся 10-11 классов.

Цели урока: Образовательная цель:дать характеристику института  лидерства в современной России,раскрыть понятие «политический лидер»,определить характерные черты лидера,охарактеризова...