Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)
Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"
Цель урока:
Личностные умение организовываться к работе, развитие сотрудничества при работе в группах, проявление заинтересованности не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражение положительного отношения к процессу познания, адекватное понимание причины успешности - неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные способы решения познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Предметные развитие умений работать с учебником; овладение понятиями.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_obshchestvoznaniya_v_7_klasse.docx | 49.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Смирновская средняя школа»
Методическая разработка урока
обществознания в 7 классе
Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"
Подготовила: Порякова Т.В.
2019г.
Методическая разработка урока обществознания в 7 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Класс – 7
Учебник – Л.Н. Боголюбов «Обществознание» 7 класс, 2017 год.
Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"
Цель урока:
Личностные умение организовываться к работе, развитие сотрудничества при работе в группах, проявление заинтересованности не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражение положительного отношения к процессу познания, адекватное понимание причины успешности - неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные способы решения познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Предметные развитие умений работать с учебником; овладение понятиями.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Планируемые достижения:
- Образовательные:
- Усвоение определения понятий обмен, торговля, реклама
- Формирование навыков планирования ответа.
- Формирование у учащихся умения выделять главное в решении обмена, в ведении торговли, в создании рекламы.
- Формирование навыков сознательного и активного слушания объяснений преподавателя; установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними.
- Развивающие:
- Умение критического мышления обучающихся
- Умения формулировать и доказывать свою точку зрения
- Умений анализировать, сравнивать, обобщать
- Умение применять новые знания
- Развитие творческих, речевых способностей учащихся
- Умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт
- Развитие умения формулировать проблему
- Развитие умения групповой и парной работы
- Воспитательные:
- Воспитание уважение к противоположному мнению
- Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества
- Воспитание интереса к предмету, к учению
Формы и методы обучения: Метод: проблемного изложения
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в группах.
Средства обучения: проектор, презентация "Обмен, торговля, реклама", учебник, рабочие тетради
Основные понятия и термины, изучаемые на уроке: обмен, торговля, реклама, экономический продукт, товар, рынок, стоимость, цена, бартер, Адам Смит, торговля, ассортимент, оптовая и розничная торговля, внутренняя и внешняя реклама, бренд, потребитель.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, приветствие.
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)
-Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста.
-Какой урок сейчас?
-Проверяем готовность.
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
II. Введение в тему урока.
Учитель: Ребята я предлагаю вам просмотреть видеоролик. (Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»).
-Скажите, пожалуйста, о чем этот мультфильм?
-Где старик продавал корову?
-Почему старик не мог продать корову?
-Кто ему помог?
- В чем проблема старика?
Да, ребята, ведь недаром гласит русская народная пословица.
« Продавцу нужен язык, покупателю глаз».
-Ребята, вы согласны с тем, что смысл пословицы подходит для просмотренного фрагмента из мультфильма?
Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем мы с вами поговорим на этом уроке исходя из нашей беседы? (учащиеся предлагают свои варианты).
Запишем тему урока на доске: «Обмен, торговля, реклама».
Дети, давайте определим цель и задачи на этот урок.
Сегодня мы с вами ознакомимся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля, реклама, опираясь на ваш жизненный опыт. Разберём причины возникновения обмена между людьми, узнаем об экономической выгоде обмена для всех его участников, о роли торговли и рекламы в жизни современного общества. Эти знания помогут вам при изучении следующей темы, а также в будущем вы сможете применить эти знания на практике в нашем современном мире. Составим план урока.
План урока:
- Зачем нужен обмен?
- Торговля и ее формы.
- Реклама – двигатель торговли.
Проблема урока. Сегодня мы на уроке будем работать с тремя понятиями: обмен, торговля, реклама. Как они связаны между собой?
Но прежде чем мы с вами приступим к изучению нового материала, мы должны вспомнить, что изучали ранее по разделу экономика.
III. Проверка домашнего задания.
(Индивидуально-дифференцированный подход):
1)Учащимся предлагаются тематические тесты по пройденному материалу (3 человека) (Приложение 1).
2)Учащимся предлагается поработать с основными понятиями и терминами раздела «Экономика» (Приложение 2).
- Карточка №1
Учащемуся предлагается термин или понятие, значение которого он должен раскрыть. (экономика, производитель, заработная плата, прибыль);
Экономика - сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения
Производитель – тот, кто участвует в создании товаров или оказании услуг.
Заработная плата – плата за труд
Прибыль – превышение выручки от продажи товаров над общей суммой затрат на их изготовление и реализацию.
- Карточка №2
Учащемуся предлагается значение термина, но сам термин не оглашается, его должен назвать сам ребёнок (бизнес, производство, квалификация работника);
-деятельность, направленная на получение прибыли. (бизнес)
-тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей. (потребитель)
-специальные знания, полученные человеком, а также умения и навыки, приобретенные им во время практической деятельности. (квалификация)
- Карточка №3
Учащемуся предлагается решить задачу. (Производство. Задача: одна мастерица связала шерстяной плед и продала его за 500 р. Она потратила 5 мотков шерсти по 60 р. за моток. Другая мастерица изготовила кружевную скатерть и продала её за 700 р. Она потратила на нитки 300р. и на бисер 120р. Какую прибыль получила каждая мастерица? Объясни, почему её размеры различаются.)
3) Учащимся предлагается создать синквейн со словами (на выбор): экономика, труд, профессия.
lV. Изучение нового.
Посмотрите на доску. Здесь размещены пословицы и поговорки: «Дорожиться – товар залежится, продешевить – барыша не нажить», «Без ума торговать – долги наживать», «Хороший товар сам себя кормит», «Купил не купил, а поторговаться можно», «Лучше торговать, чем воровать», «Меняю шило на мыло». О чем эти пословицы и поговорки? А как вы думаете, зачем вам нужны знания о торговле? А хотели бы вы узнать по этой теме больше? Давайте разберемся вместе.
Просмотр видеоролика Ералаш «Давай меняться».
-О чем этот ролик? Зачем люди меняются?
Экскурс в прошлое. Рассказ учащегося о бартере в древние времена, о появлении денег.(Сообщение учащегося)
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ
- Как вы относитесь к поговорке «Не обманешь – не продашь»? Всегда ли обмен бывает справедливым и равным? Кто выигрывает от торговли – продавец или покупатель?
Зачем люди обмениваются?
Вы уже знаете, что человек может удовлетворить свои потребности двумя способами: изготовить всё необходимое для жизни самостоятельно или обменять часть излишков, созданных своим трудом, на необходимые вещи, изготовленные другими. С появлением общественного разделения труда начал бурно развиваться обмен, и люди убедились в преимуществах этого способа.
В чём преимущества обмена? Во-первых, человеку при обмене не нужно было всё добывать или делать самому. Во-вторых, в результате можно получить в своё пользование больше разнообразных благ. Это побудило людей сделать обмен основой своей жизни.
-Что необходимо, чтобы обмен состоялся? Произвести экономический продукт и вывести его на рынок для продажи, т. е. сделать его товаром. Но этого недостаточно. Любая продукция, чтобы стать товаром, должна обладать ещё двумя свойствами:
- А вот какими, вы узнаете, поработав с учебником. ( стр 98. Найти и выписать два свойства товара) (потребительной стоимостью, т. е. быть полезной, нужной людям, и меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другие экономические продукты.(Схеме вывешивается на доску)
Работа с термином – ОБМЕН, БАРТЕР. Перед вами термин, подумайте и попробуйте сами сформулировать к нему определение. Сверимся с текстом учебника.
Обмен и рынок тесно связаны между собой. Из обмена появляется торговля, а из нее - рынок. Он может принимать самые разные формы и размеры: от местного до международного, от небольшого рыночка до охватывающей весь земной шар системы обменных отношений. Склонность к обмену – одна из черт человеческой природы, отличающая человека от других живых существ земли. Она играет огромную роль в экономическом механизме. Обмен создаёт богатство в каждой из торговых сделок.
Учащиеся делятся на пары (можно по партам). Каждой паре выдается карточка с наименованием товара. (Приложение 3)
Задание: У вас есть товар (Книга, Карандаш, Куртка, Велосипед, Рюкзак, Пальто, Ручка, Фотоальбом, Сапоги, Костюм, Телевизор, Магнитофон, Шарф, Лыжи, Кроссовки, Утюг, Фен, Косынка). Вам нужно его обменять на другой товар. У вас есть 3 минуты.
Беседа по вопросам:
- У кого произошел обмен?
- Какой товар вы обменивали?
- Какой товар приобрели в результате обмена?
- Почему у вас произошел обмен?
- Что вы предприняли для этого? У кого не произошел обмен? Почему?
Вывод: у каждого товара есть потребительская и меновая стоимость, цена.
2. Регулярный обмен товарами и услугами стал основой ещё для одного вида экономической деятельности и сотрудничества людей - торговли.
Работа с термином. Точный ответ, что такое торговля мы найдём в учебнике на стр. 99. Давайте прочитаем и выпишем. Торговля – обмен товарами и услугами путём купли-продажи.
Ребята, а как вы считаете почему возникла торговля ?
Люди для удовлетворения своих потребностей стремятся получить как можно больше разнообразных товаров и услуг, но каждый при этом может изготовить лишь ограниченный набор видов продукции. Это противоречие и позволяет разрешить торговля. Люди постепенно убедились в её преимуществе, ведь возможность торговать позволяла получить не только большее количество благ, но и быстрее, и в большем ассортименте. Торговля, как и обмен возникла на рынке ещё в древности в V в. до н.э., на границах расселения различных племён. Что же изменилось сейчас? Где происходит торговля?
Задание. Составить кластер «Виды торговли». Работая с учебником на стр. 100.
Виды торговли:
- Оптовая
- Розничная
- Внутренняя
- Внешняя
-Проверяем правильность заполнения схемы.
Торговля играет огромную роль в жизни общества. Она всегда выступает важным источником экономического благополучия страны, роста её доходов и богатства граждан. Она заставляет народы дружить или враждовать, способствует их разорению или обогащению.
-Без чего не может существовать торговля? Загадка: Угадай, как то зовётся, что за деньги продаётся.
Работа с термином. Товар – продукт труда, произведённый для обмена (продажи)
Без товаров торговли просто не может быть. Люди удовлетворяют свои потребности с помощью торговли. При этом цели у покупателя и продавца совершенно разные. Покупатель стремиться приобрести как можно больше качественных товаров и за меньшую стоимость, продавец же стремиться продать свой товар подороже и побольше. Продажа товаров должна быть выгодна как покупателю, так и продавцу.
Различают следующие виды товаров. Потребительские, производственные, краткого и длительного пользования и …. дополните самостоятельно, приведите примеры к каждой из групп товаров (работа с учебником стр ).
3. О чем мы будем дальше говорить, вы догадаетесь сами, прослушав стихотворение.
Где узнать, что «blend-a-med»
Нас спасет от многих бед,
Что «Растишка» нам поможет
Сил набраться, подрасти
И тяжелый груз познанья
Все успешнее нести.
Где живут те витамины,
Что избавят от ангины?
Почему «Фруктовый сад»
Очень нужный для ребят?
Кто поможет маме в череде забот
Справиться с проблемами
Без больших хлопот:
Где одежду всем купить,
Что братишке подарить,
Как найти шампунь без слез
И полезный для волос.
Есть волшебница одна,
Очень всем она нужна.
Устная и письменная,
Печатная и наружная
РЕКЛАМА!
В настоящее время торговлю нельзя представить без рекламы. Насколько велика роль рекламы нам говорит следующий анекдот:
- Реклама – великая сила!
- Как вы можете это доказать?
- Очень просто. Когда курица снесёт яйцо, она громко кудахчет, когда гусыня снесёт яйцо, она молчит.
- Ну и что?
- А то, что все покупают куриные яйца и почти никто не покупает гусиных!
Работа с понятием. Реклама (от лат. reclamo – выкрикиваю) – информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ
-Реклама – двигатель торговли. Почему так говорят?
Возможный вариант ответа:
1. Реклама способствует продвижению товаров на рынке, их брендов.
2.Она знакомит потребителей с новыми видами товаров.
3. У потребителя возникает притягательный образ товара, тем самым реклама привлекает внимание потребителя, увеличивает спрос на товары.
Вам, наверное, знакомо это утверждение. Попробуем разобраться, так ли это.
Устная и письменная реклама появилась ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Вспомните, как жители средневекового города узнавали о товаре или услуге, которые им предлагал булочник или сапожник, цирюльник или портной.
Родина современной рекламы – Соединённые Штаты Америки. Там в XIX в. возникли рекламные агентства, превратившие рекламу в самостоятельный вид деятельности. Современная реклама – доходный бизнес, целая отрасль экономики. Здесь трудятся люди разных специальностей (художники, инженеры, артисты и др.) и используются все современные средства информации – печать, телевидение, радио, Интернет. Реклама стала частью облика современных городов.
Реклама использует различные способы и средства обращения производителей к потребителям и преследует одновременно несколько целей: информация (рассказ о новом товаре с описанием выгод от его потребления, создание образа фирмы), формирование предпочтения (убеждение в преимуществах уже известного потребителям товара, аргументация в его пользу), напоминание (поддержка на высоком уровне осведомлённости об известном товаре).
На слайде – реклама трёх разных продуктов. Покажите на этих примерах, как реклама привлекает внимание потребителя.
Задание в парах.
Приведите примеры конкретных брендов, которые первые приходят вам в голову. Обсудите в парах и запишите в тетрадь по 4 примера по каждой категории:
1) «колбасные изделия»
2) «одежда»
3) «напиток»
4) «лекарство»
5) «машина»
Творческое задание: (работа в парах) вам предлагается придумать слоган к рекламе какого-либо предмета, находящегося у вас на столе, так чтобы она заинтересовала покупателей. Не забудьте, что реклама должна быть лаконичной, но в тоже время содержательной. (3 минуты)
V. Закрепление изученного. (фронтальный опрос).
Сегодня мы на уроке работали с тремя понятиями: обмен, торговля, реклама. Как они связаны между собой?
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
- Что такое обмен? Зачем он нужен?
- Что необходимо для выгодного обмена?
- Что такое торговля? Зачем люди и страны торгуют?
- Почему торговлю считают источником богатства страны?
- Что такое реклама? Для чего нужна реклама товаров и услуг?
- Какие способы привлечения внимания потребителей к товару или услуге используют производители?
Задание группам. Составить 3 предложения и 4 словосочетания с понятиями: 1 группа – торговля, 2 группа – обмен, 3 группа – цена, 4 группа – реклама.
Выполнение задания.
(Работа с раздаточным материалом в парах)
Заполните пропуски:
Любая продукция, чтобы стать ..., должна обладать потребительной и меновой …. При обмене люди не всегда могут сказать, что он был равным, справедливым. Помочь им может определение стоимости товара, …, выраженной в денежной форме. В прошлом человечества обмен был основан на…, господствовали натуральные отношения. С развитием экономики и переходом на товарное хозяйство обмен стал совершаться с помощью ….
(Слова: Товаром, стоимостью, цены, бартере, денег).
Vl. Рефлексия. Подведение итогов, оценивание.
Закончи предложения:
Мне понравилось на уроке…
Я хотел бы…
Я начал задумываться….
Постараюсь никогда….
Vll. Домашнее задание: параграф № 16 , подготовить рекламные проекты товаров для школы.
Работа с понятиями, учебник стр. 170-172: выпишите определения и приведите примеры из нашей игры. Как называется такой обмен, который у вас произошел? В чем его преимущества и недостатки?
Закрепление изученного материала.
Задание. Решите задачу. Три поросенка решили построить дом кирпичный. В течении двух лет каждый из них покупал ежемесячно по 50 кирпичей в магазине стройматериалов. Их общие затраты-10000 медных монет. На оптовой базе 10 кирпичей продают за 15 медных монет.
- Сколько денег смогли бы сэкономить поросята, если бы купили кирпичи на оптовой базе? (Проверка задания).
Стоимость – мера , с помощью которой определяется ценность товара или его полезность.
Цена товара - это его стоимость, выраженная в денежной форме.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Сегодня мы с вами познакомились с тремя экономическими понятиями обменом, торговлей и рекламой. « Как и почему взаимосвязаны понятия обмен, реклама, торговля в экономической жизни общества?»
Учитель демонстрирует ученикам шоколад (узнаваемый) с заклеенным лейблом и
спрашивает: «Дети, вы знаете, что это за шоколад?» Ответы с места: «Сникерс, Твикс».
Вы знаете, рекламный слоган этих товаров? Ответ с места: «Сделай паузу, скушай
Твикс». «Не тормози, сникерсни!»
Задание для групп из 4 человек (2 соседние парты).
Откройте учебник на странице 103. Вы видите, что реклама состоит из: информации о товаре,
она влияет на формирование предпочтения, завлекает, обещает что-либо. Теперь, работая в группах, используя данные критерии создания рекламы, придумайте собственную рекламу какого-либо товара. У вас есть 3 минуты.
V. Рефлексия.
Игра «Свободный микрофон». Представьте, что вам дали возможность высказать мнение по поводу новой темы, употребив фразы:
- Я узнал(а)…
-Я понял(а)…
VI.Подведение итогов. Выполнение заданий 3-5 рубрики « В классе и дома».
Домашнее задание. Параграф 12, №2,7 «В классе и дома».
Приложение I
Тест:
- Количество продуктов, произведённых за единицу времени:
А) натуральное хозяйство; Б) товарное хозяйство;
В) производительность труда.
- Основным элементом экономики является:
А) судопроизводство; Б) потребление; В) общение.
- Блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности:
А) услуга; Б) реклама; В) товар.
- Человек создающий экономические продукты:
А) покупатель; Б) потребитель; В) производитель.
- Чтобы правильно рассчитать затраты производства, надо знать:
А) прибыль и постоянные затраты; Б) доход и прибыль;
В) прибыль и переменные затраты.
- Предприниматель – это:
А) управляющий делами на крупной фабрике;
Б) инженер, на собственные деньги открывший мастерскую по ремонту бытовой техники.
- Стоимость на рынке, выраженная в денежной форме:
А) бартер; Б) обмен; В) цена.
Приложение I
Тест:
- Количество продуктов, произведённых за единицу времени:
А) натуральное хозяйство; Б) товарное хозяйство;
В) производительность труда.
- Основным элементом экономики является:
А) судопроизводство; Б) потребление; В) общение.
- Блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности:
А) услуга; Б) реклама; В) товар.
- Человек создающий экономические продукты:
А) покупатель; Б) потребитель; В) производитель.
- Чтобы правильно рассчитать затраты производства, надо знать:
А) прибыль и постоянные затраты; Б) доход и прибыль;
В) прибыль и переменные затраты.
- Предприниматель – это:
А) управляющий делами на крупной фабрике;
Б) инженер, на собственные деньги открывший мастерскую по ремонту бытовой техники.
- Стоимость на рынке, выраженная в денежной форме:
А) бартер; Б) обмен; В) цена.
Приложение №2
- Карточка №1
Учащемуся предлагается термин или понятие, значение которого он должен раскрыть. (экономика, производитель, заработная плата, прибыль);
- Карточка №2
Учащемуся предлагается значение термина, но сам термин не оглашается, его должен назвать сам ребёнок (бизнес, производство, квалификация работника);
- Карточка №3
Учащемуся предлагается решить задачу. (Производство. Задача: одна мастерица связала шерстяной плед и продала его за 500 р. Она потратила 5 мотков шерсти по 60 р. за моток. Другая мастерица изготовила кружевную скатерть и продала её за 700 р. Она потратила на нитки 300р. и на бисер 120р. Какую прибыль получила каждая мастерица? Объясни, почему её размеры различаются.)
Приложение №3
Задание: У вас есть товар (Книга, Карандаш, Куртка, Велосипед, Рюкзак, Пальто, Ручка, Фотоальбом, Сапоги, Костюм, Телевизор, Магнитофон, Шарф, Лыжи, Кроссовки, Утюг, Фен, Косынка). Вам нужно его обменять на другой товар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка 3 класс тема "Как сохранить голос красивым?"
Данный урок представляет собой разработку темы «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» из раздела 3 класса 4 четверти «Россия – Родина моя» по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г. П. Сергее...
методическая разработка 9 класс, тема урока "Выбор профессии"
Учащиеся выбирают одну из профессий и составляют рассказ об этой профессии. Также они готовят свои домашнии проекты о профессии. учаться заполнять карты- рези...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР- КЛАСС Тема «Магия шейного платка»
Демонстрация вариантов завязывания, драпировки и использования платка....
Методическая разработка - 6 класс - Тема: Школа
Целями и задачами урока являются формирование:1. Повышение мотивации к изучению предмета, 2. Практика устной речи, совершенстования навыокв аудирования,3. Закрепление лекции по теме. Т...
Методическая разработка мастер-класса. Тема: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».
Мастер-класс: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».Работа предназначена для детей от 7 лет и старше, педагогов и родителей.Назначение: украшение интерьера, подарок для родных и близких, ...
Методическая разработка Мастер-класса Тема: «Мастер-класс «Антивирусинка»
Описание: Превосходным материалом для творчества является фоамиран. Из него можно сделать огромное количество оригинальных поделок. В этом мастер классе я расскажу: как сделать ...
Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"
Методическая разработка урока обществознания в 7 классе( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)Учитель истории – Хингеева Аюна РобертовнаШкола – МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНО...