рабочая программа по обществознанию 9 класс (Боголюбов)
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Содержание: пояснительная записка, темат. планирование и тд
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_obshchestvo.docx | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Иванова и др., без изменений и добавлений. Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по обществознанию. Она адресована учащимся 9-х классов.
Цели учебного предмета для каждой ступени обучения
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Основное содержание
Роль права в жизни человека, общества, государства. Потребность в порядке и справедливости. Норма права. Закон. Система права, отрасли права. Мера свободы.
Правовая ответственность. Правонарушение. Правовая ответственность. Административное правонарушение. Уголовное право.
Правовое государство, право выше власти. Государство. Соединение силы и справедливости. Источник права - народ.
Гражданское общество и государство. Местное самоуправление. Экономическая и социальная сфера.
Конституция России. На пути к конституции. Закон высшей юридической силы.
Основы конституционного строя России. Конституция закрепляет права и свободы гражданина. Демократическое государство. Выбор и реформы.
Гражданин-человек свободный и ответственный. Гражданин-человек, имеющий права Открытие эпохи прав человека.
Всеобщая декларация прав человека. Об право, общечеловеческие правовые документы. Идеал современного права.
Международное гуманитарное право. Вооруженные конфликты. Гуманное обращение с военнопленными.
Частная и публичная жизнь гражданина. Что такое частная жизнь. Частное право. Что такое публичная жизнь. Частное право, имущественные и личные неимущественные отношения.
Труд и трудовое право. Трудовые отношения, профсоюзы, дисциплина, социальные партнёрства.
Собственность, предпринимательство и гражданское право. Имущественные отношения. Собственность и предпринимательство.
Духовная жизнь. Право человека на духовную свободу. Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении.
Свобода совести. Что такое религиозное верование? Право на свободу совести и её гарантии.
Семейное право. Основные цели семейного законодательства. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей.
Домашнее строительство. Личное, семейное потребление. Что означает распределение хозяйственных обязанностей в семье?
Социальные права человека. Социальная политика государства. Право на жилище. Здоровье под охраной закона. Право на социальное обеспечение.
Политические права и свободы. Право участвовать в управлении делами государства. Право на равный доступ к государственной службе. Свобода ассоциаций.
Право на образование. Образование - сочетание интересов личности и общества. Что означает право на образование? Право на доступ к культурным ценностям.
Личность и личный выбор. Как стать личностью? Мораль и право. Что такое ценность? Ответственность, справедливость, свобода выбора.
Что такое мораль? Нравственность, мораль. Моральный идеал, поступок.
Добро и зло. Понятие добра, добрых поступков. Моральная мера, критерии морального поведения.
Долг и совесть. Долг общественный и долг моральный. Сознательный анализ своих поступков.
Роль морали в жизни общества. Мораль регулирует деятельность людей. Воспитательная роль морали.
Нравственные основы брака и семьи. Любовь и мораль. Понятие брака, семьи, морали. Семейный долг.
Нравственная культура. Мораль и выгода. Моральные знания и практическое поведение личности.
Календарно-тематический план
№ | Название темы | Тип урока | Виды самостоятельной работы | Дата | |
План | Факт | ||||
1 | Введение. Гражданин, государство, право. | Урок изучения нового материала | Работа с текстом, заполнение таблицы | ||
2 | Роль права в жизни человека, общества, государства. | Комбинированный урок | Работа по группам, по парам, составление на основе текста конспекта. | ||
3 | Правовая ответственность. | Самостоятельная работа | Подготовка тезисов выступления, выступление по тезисам | ||
4 | Правовое государство: право выше власти. | Практическая работа | Работа по текстам, работа с кодексами. | ||
5 | Гражданское общество и государство. | Урок изучения нового материала | Составление схемы, составление примеров. | ||
6 | Конституция России. | Практическая работа | Работа с Конституцией Р.Ф. | ||
7 | Основы конституционного строя. | Комбинированный урок. | Работа с текстом учебника, Конституцией Р.Ф. Составление таблицы. | ||
8 | Гражданин-человек свободный и ответственный. | Урок изучения нового материала | Заполнение таблицы, работа по рисункам, определение характера суждений | ||
9 | Всеобщая декларация прав и человека. | Комбинированный урок | Составление плана на основе текста в учебнике. | ||
10 | Международное гуманитарное право. | Практическая работа | Выступления учащихся по теме. | ||
11 | Частная и публичная жизнь гражданина. | Урок-игра | Круглый стол, дискуссии между учащимися. | ||
12 | Труд и трудовое право. | Урок изучения нового материала. | Дискуссия, обсуждение учащимися разных ситуаций. | ||
13 | Контрольная работа. | Урок повторения изученного материала | Выполнение тестовых заданий. | ||
14 | Собственность, предпринима- тельство и гражданское право. | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника, Гражданским кодексом РФ | ||
15 | Семинар | Урок - игра | Выступления учащихся « Мой бизнес – план», «Мой бизнес» | ||
16 | Духовная жизнь. | Практическая работа | Составление плана темы, выступление по одному из пунктов плана, использование источников и рисунков | ||
17 | Свобода совести. | Самостоятельная работа | Написание мини-сочинения | ||
18 | Семейное право. | Урок изучения нового материала | Составление вопросов | ||
19 | Контрольная работа | Урок повторения изученного материала | Круглый стол, дискуссии между учащимися. | ||
20 | Домашнее строительство. | Практическая работа | Работа по текстам | ||
21 | Социальные права человека. | Урок изучения нового материала | Дискуссии учащихся «Приватизация жилья, медицинское страхование, социальные пособия»» | ||
22 | Семинар | Урок - игра | Выступления учащихся « Моя пенсия, льготы, материнский капитал» | ||
23 | Политические права и свободы. | Самостоятельная работа | Работа с текстом в учебнике, с Конституцией РФ | ||
24 | Право на образование. | Практическая работа | Работа по схеме, по терминам, по вопросам «На что я имею право» | ||
25 | Викторина | Урок повторения изученного материала | Тестовые задания, дискуссия, работа по группам. | ||
26 | Личность и личный выбор. | Урок изучения нового материала | Работа по вопросам и тестам | ||
27 | Что такое мораль? | Урок изучения нового материала | Составление плана темы, выступление по одному из пунктов плана, использование источников | ||
28 | Добро и зло. | Комбинированный урок | Написание мини-сочинения | ||
29 | Долг и совесть. | Комбинированный урок | Составление плана темы, выступление по одному из пунктов плана, использование источников и рисунков | ||
30 | Роль морали в жизни человека и общества. | Урок-практикум | Работа по высказываниям, подготовить рассказ о вашем моральном выборе в разных жизненных ситуациях. | ||
31 | Нравственные основы любви, брака и семьи. | Урок контроля знаний | Работа с источником. | ||
32 | Семинар. | Обобщающий урок-практикум | Круглый стол, дискуссии между учащимися. | ||
33 | Нравственная культура. | Урок самостоятельной работы учащихся | Дискуссии учащихся, работа по группам, по парам. | ||
34 | Викторина. | Урок-практикум | Круглый стол, дискуссии между учащимися. | ||
35 | Практикум | Урок повторения полученных знаний | Выступления учащихся, дискуссии. |
Предполагаемые результаты
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Критерии оценивания устного и письменного ответа:
Отметку"5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).
Учебно-методическое обеспечение
- Примерная программа основного общего образования базового уровня по обществознанию, 2010 г.
- ФГОС: Основное общее образование - http://standart.edu.ru
- Примерные программы по учебным предметам. Обществознание - http://standart.edu.ru
- Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев. Обществознание. Программы.—9 классы (140 ч) – М.: Просвещение, 2010.
- Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. ; под ред. Л.Н. Боголюбовa, Л.Ф. Ивановой - М. : Просвещение, 2011.
- Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс / Л.Н. Боголюбов - М. : Просвещение, 2011.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов// http://school-collection.edu.ru
- http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса. Боголюбов.
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...
Рабочая программа по обществознанию ФГОС Боголюбов
Программа составлена к УМК Боголюбов на основе программы под его же редакцией....
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса. УМК Л.Н. Боголюбов.
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса. УМК Л.Н. Боголюбов...
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса. УМК Л.Н. Боголюбов.
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса. УМК Л.Н. Боголюбов....
Рабочая программа по обществознанию (Боголюбов) 7 класс
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса по учебнику Боголюбова Л.Н....
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
Рабочая программа для 5 класса БОГОЛЮБОВ ФГОС
Пояснительная запискактпумк...