рабочая программа по обществознанию 9 класс (Боголюбов)
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Содержание: пояснительная записка, темат. планирование и тд
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Иванова и др., без изменений и добавлений. Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по обществознанию. Она адресована учащимся 9-х классов.
Цели учебного предмета для каждой ступени обучения
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Основное содержание
Роль права в жизни человека, общества, государства. Потребность в порядке и справедливости. Норма права. Закон. Система права, отрасли права. Мера свободы.
Правовая ответственность. Правонарушение. Правовая ответственность. Административное правонарушение. Уголовное право.
Правовое государство, право выше власти. Государство. Соединение силы и справедливости. Источник права - народ.
Гражданское общество и государство. Местное самоуправление. Экономическая и социальная сфера.
Конституция России. На пути к конституции. Закон высшей юридической силы.
Основы конституционного строя России. Конституция закрепляет права и свободы гражданина. Демократическое государство. Выбор и реформы.
Гражданин-человек свободный и ответственный. Гражданин-человек, имеющий права Открытие эпохи прав человека.
Всеобщая декларация прав человека. Об право, общечеловеческие правовые документы. Идеал современного права.
Международное гуманитарное право. Вооруженные конфликты. Гуманное обращение с военнопленными.
Частная и публичная жизнь гражданина. Что такое частная жизнь. Частное право. Что такое публичная жизнь. Частное право, имущественные и личные неимущественные отношения.
Труд и трудовое право. Трудовые отношения, профсоюзы, дисциплина, социальные партнёрства.
Собственность, предпринимательство и гражданское право. Имущественные отношения. Собственность и предпринимательство.
Духовная жизнь. Право человека на духовную свободу. Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении.
Свобода совести. Что такое религиозное верование? Право на свободу совести и её гарантии.
Семейное право. Основные цели семейного законодательства. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей.
Домашнее строительство. Личное, семейное потребление. Что означает распределение хозяйственных обязанностей в семье?
Социальные права человека. Социальная политика государства. Право на жилище. Здоровье под охраной закона. Право на социальное обеспечение.
Политические права и свободы. Право участвовать в управлении делами государства. Право на равный доступ к государственной службе. Свобода ассоциаций.
Право на образование. Образование - сочетание интересов личности и общества. Что означает право на образование? Право на доступ к культурным ценностям.
Личность и личный выбор. Как стать личностью? Мораль и право. Что такое ценность? Ответственность, справедливость, свобода выбора.
Что такое мораль? Нравственность, мораль. Моральный идеал, поступок.
Добро и зло. Понятие добра, добрых поступков. Моральная мера, критерии морального поведения.
Долг и совесть. Долг общественный и долг моральный. Сознательный анализ своих поступков.
Роль морали в жизни общества. Мораль регулирует деятельность людей. Воспитательная роль морали.
Нравственные основы брака и семьи. Любовь и мораль. Понятие брака, семьи, морали. Семейный долг.
Нравственная культура. Мораль и выгода. Моральные знания и практическое поведение личности.
Календарно-тематический план
№ | Название темы | Тип урока | Виды самостоятельной работы | Дата | |
План | Факт | ||||
1 | Введение. Гражданин, государство, право. | Урок изучения нового материала | Работа с текстом, заполнение таблицы | ||
2 | Роль права в жизни человека, общества, государства. | Комбинированный урок | Работа по группам, по парам, составление на основе текста конспекта. | ||
3 | Правовая ответственность. | Самостоятельная работа | Подготовка тезисов выступления, выступление по тезисам | ||
4 | Правовое государство: право выше власти. | Практическая работа | Работа по текстам, работа с кодексами. | ||
5 | Гражданское общество и государство. | Урок изучения нового материала | Составление схемы, составление примеров. | ||
6 | Конституция России. | Практическая работа | Работа с Конституцией Р.Ф. | ||
7 | Основы конституционного строя. | Комбинированный урок. | Работа с текстом учебника, Конституцией Р.Ф. Составление таблицы. | ||
8 | Гражданин-человек свободный и ответственный. | Урок изучения нового материала | Заполнение таблицы, работа по рисункам, определение характера суждений | ||
9 | Всеобщая декларация прав и человека. | Комбинированный урок | Составление плана на основе текста в учебнике. | ||
10 | Международное гуманитарное право. | Практическая работа | Выступления учащихся по теме. | ||
11 | Частная и публичная жизнь гражданина. | Урок-игра | Круглый стол, дискуссии между учащимися. | ||
12 | Труд и трудовое право. | Урок изучения нового материала. | Дискуссия, обсуждение учащимися разных ситуаций. | ||
13 | Контрольная работа. | Урок повторения изученного материала | Выполнение тестовых заданий. | ||
14 | Собственность, предпринима- тельство и гражданское право. | Комбинированный урок | Работа с текстом учебника, Гражданским кодексом РФ | ||
15 | Семинар | Урок - игра | Выступления учащихся « Мой бизнес – план», «Мой бизнес» | ||
16 | Духовная жизнь. | Практическая работа | Составление плана темы, выступление по одному из пунктов плана, использование источников и рисунков | ||
17 | Свобода совести. | Самостоятельная работа | Написание мини-сочинения | ||
18 | Семейное право. | Урок изучения нового материала | Составление вопросов | ||
19 | Контрольная работа | Урок повторения изученного материала | Круглый стол, дискуссии между учащимися. | ||
20 | Домашнее строительство. | Практическая работа | Работа по текстам | ||
21 | Социальные права человека. | Урок изучения нового материала | Дискуссии учащихся «Приватизация жилья, медицинское страхование, социальные пособия»» | ||
22 | Семинар | Урок - игра | Выступления учащихся « Моя пенсия, льготы, материнский капитал» | ||
23 | Политические права и свободы. | Самостоятельная работа | Работа с текстом в учебнике, с Конституцией РФ | ||
24 | Право на образование. | Практическая работа | Работа по схеме, по терминам, по вопросам «На что я имею право» | ||
25 | Викторина | Урок повторения изученного материала | Тестовые задания, дискуссия, работа по группам. | ||
26 | Личность и личный выбор. | Урок изучения нового материала | Работа по вопросам и тестам | ||
27 | Что такое мораль? | Урок изучения нового материала | Составление плана темы, выступление по одному из пунктов плана, использование источников | ||
28 | Добро и зло. | Комбинированный урок | Написание мини-сочинения | ||
29 | Долг и совесть. | Комбинированный урок | Составление плана темы, выступление по одному из пунктов плана, использование источников и рисунков | ||
30 | Роль морали в жизни человека и общества. | Урок-практикум | Работа по высказываниям, подготовить рассказ о вашем моральном выборе в разных жизненных ситуациях. | ||
31 | Нравственные основы любви, брака и семьи. | Урок контроля знаний | Работа с источником. | ||
32 | Семинар. | Обобщающий урок-практикум | Круглый стол, дискуссии между учащимися. | ||
33 | Нравственная культура. | Урок самостоятельной работы учащихся | Дискуссии учащихся, работа по группам, по парам. | ||
34 | Викторина. | Урок-практикум | Круглый стол, дискуссии между учащимися. | ||
35 | Практикум | Урок повторения полученных знаний | Выступления учащихся, дискуссии. |
Предполагаемые результаты
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Критерии оценивания устного и письменного ответа:
Отметку"5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).
Учебно-методическое обеспечение
- Примерная программа основного общего образования базового уровня по обществознанию, 2010 г.
- ФГОС: Основное общее образование - http://standart.edu.ru
- Примерные программы по учебным предметам. Обществознание - http://standart.edu.ru
- Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев. Обществознание. Программы.—9 классы (140 ч) – М.: Просвещение, 2010.
- Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. ; под ред. Л.Н. Боголюбовa, Л.Ф. Ивановой - М. : Просвещение, 2011.
- Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс / Л.Н. Боголюбов - М. : Просвещение, 2011.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов// http://school-collection.edu.ru
- http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/19/picture-49513.jpg)
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса. Боголюбов.
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана на основе.Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-134224-1351666741.jpg)
Рабочая программа по обществознанию ФГОС Боголюбов
Программа составлена к УМК Боголюбов на основе программы под его же редакцией....
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса. УМК Л.Н. Боголюбов.
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса. УМК Л.Н. Боголюбов...
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса. УМК Л.Н. Боголюбов.
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса. УМК Л.Н. Боголюбов....
Рабочая программа по обществознанию (Боголюбов) 7 класс
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса по учебнику Боголюбова Л.Н....
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...