Рабочая программа для 5 класса БОГОЛЮБОВ ФГОС
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на МО Согласованно Утверждаю
Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ
___________/Р.М. Хазиева/ директора по УР «Джалильская гимназия»
Протокол № ______от __________/Р.Ф.Миннахметова/ __________ /Г.Н.Булатова /
«_____»_______20_____г. «_____»_________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание»
для 11 класса
Факультативного курса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Джалильская гимназия»
Сармановского муниципального района
Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ______ от
«_____» _________ 20___ г.
Составитель:
Учитель
Степанова Эльмира Ришатовна
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию предназначена учащимся 5 класса и рассчитана на 2016-2017 учебный год. Программа составлена на основе:
-федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года,
-примерной программы основного общего образования по обществознанию,
-авторской программы «Обществознание» Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, Н.И. Городецкой, «Просвещение» 2010г.,
-учебного плана МБОУ «Джалильская гимназия», утвержденного приказом №125 ОТ 26.08.2016г.
Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в образа мышления, социального поведения, способности личности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого самосознания, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умениями получать и осмысливать социальную информацию, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.
Задачи предмета «Обществознание»:
1. Создание условий для социализации личности
2. Формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования
3. Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры
4. Содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, ценностям национальной культуры
Особенности содержания предмета:
В 5 классе содержание предмета носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков.
Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека.
Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина».
Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Пятиклассник осознаёт необходимость изучения общество, понимая, что общество – это сложный организм.
Рабочая программа составлена на 35 часов (1 часа в неделю).
Для реализации рабочей программы используется УМК: «Обществознание. 5 класс» под редакцией академика Л.Н. Боголюбова.
Учебник «Обществознание» под ред. Боголюбова Л.Г., Ивановой Л.Ф., и др. полностью отвечает содержанию Примерной основной образовательной программы по предмету ОУ.
Примечание: На основании положения МБОУ «Джалильская гимназия» «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов и предметов МБОУ «Джалильская гимназия» Сармановского муниципального района РТ», рассмотренного на педагогическом совете от 31 мая 2016 года, протокол №6, утвержденного Приказом директора №116 от 31 мая 2016 года, в случае совпадения уроков с праздничными и каникулярными днями, программу выполнить согласно п.5.2 данного положения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
-относительно целостное представление о человеке;
-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
-знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
В 5 классе учащиеся должны овладеть :
Личностными УУД
1. ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «любовь к России к своей малой родине», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»;
2. проявлять уважение к своему народу, развитие толерантности;
3. освоить личностный смысл учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;
4. давать оценку жизненным ситуациям и поступкам героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России;
5. выполнять нормы и требования школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться
Метапредметными УУД:
1)Регулятивные УУД: умение организовать свою учебную деятельность
1. ставить частные задачи на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести)
2. использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;
3. умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале
4.) Коммуникативными УУД: умение общаться, взаимодействовать с людьми
1. участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
2. оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
3. выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
4. отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
5. критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать
точку зрения другого;
6. предвидеть последствия коллективных решений.
3). Познавательными УУД: Они включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем
1. самостоятельно выделять и формулировать цель;
2. ориентироваться в учебных источниках;
3. отбирать и сопоставлять необходимую информацию из
разных источников;
4. анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;
5. самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;
6. уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;
7. строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
8. проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя
Содержание учебного курса
№ п\п | Тема курса | Количество часов |
1 | Человек : Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек- биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Отрочество – особая пора жизни. Особенность подросткового возраста. Размышление подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. | 6 часов |
.2 | .Семья : Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. | 6 часов |
3 | Школа: Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс | 5 часов |
4 | Труд – основа жизни человека и общества: Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. | 5 часов |
5 | Наша Родина – Россия: Российская Федерация. Субъекты РФ. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Органы власти РФ. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица Россиии. | 6 часов |
6. | Гражданин РФ: Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. | 6 часов |
7 | Итоговое повторение | 1 час |
Итого: | 35 часов |
Календарно тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся на уровне учебных действий | план | факт |
1 | Введение предмета Знакомство с курсом «Обществознание». Структура, особенности методического аппарата учебника | Слушание объяснений учителя | 2.09 | |
2 | Загадка человека Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое и социальное существо. | Слушание объяснений учителя Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | 9.09 | |
3 | Загадка человека Отличие человека от животных. Наследственность | Коллективная работа с текстом учебника с последующий проверкой ,фронтальная беседа. | 16.09 | |
4 | Отрочество – особая пора жизни. Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. . | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Слушание объяснений учителя | 23.09 | |
5 | Отрочество – особая пора жизни Самостоятельность - показатель взрослости | Фронтальная беседа , анализ иллюстрационного материала , Проектирование выполнения домашнего задания | 30.09 | |
6 | Практикум по теме «Человек». Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность. | Анализ проблемных ситуаций. Выполнение работ практикума | 7.10 | |
7 | Семья и семейные отношения Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Слушание объяснений учителя | 14.10 | |
8 | Семья и семейные отношения Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. | Индивидуальная работа с текстом , Анализ иллюстрационного материала | 21.10 | |
9 | Семейное хозяйство Рациональное ведение хозяйства | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Слушание объяснений учителя | 28.10 | |
10 | Семейное хозяйство Распределение обязанностей. Обязанности Подростка | Составление семейного бюджета ,работа в парах с последующей проверкой выполнения задания, анализ иллюстративного материала | 11.11 | |
11 | Свободное Время Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. | Анализ проблемных ситуаций Слушание объяснений учителя | 18.11 | |
12 | Свободное время Телевизор и компьютер. | Исследовательская деятельность, Фронтальная беседа , Проектирование выполнения домашнего задания | 25.11 | |
13 | Практикум по теме «Семья» учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье. | Анализ проблемных ситуаций. Выполнение работ практикума | 2.12 | |
14 | Образование в жизни человека. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. . | Слушание объяснений учителя Анализ проблемных ситуаций | 9.12 | |
15 | Образование в жизни человека. Ступени школьного образования. Профессия – ученик. Чему учит школа. Учись – учиться | Мини-дискуссия о роли с пользой проведенного времени | 16.12 | |
16 | Образование и самообразование Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. | Анализ проблемных ситуаций Самостоятельная работа с учебником. | 23.12 | |
17 | Образование и самообразование Учение вне стен школы. Умение учиться. | Анализ иллюстрационного материала | 13.01 | |
18 | Одноклассники, сверстники, друзья Отношение младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. | Работа над проектом «О нас и нашем классе » Мини-дискуссия | 20.01 | |
19 | Практикум по теме «Школа» Учимся жить дружно в классе. Классный коллектив. Коллективный досуг и взаимопомощь. | Анализ проблемных ситуаций. Выполнение работ практикума | 27.01 | |
20 | Труд – основа жизни Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. . | Слушание объяснений учителя Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | 3.02 | |
21 | Труд-основа жизни Труд – условия благополучия человека. Благотворительность и меценатство | Слушание объяснений учителя Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | 10.02 | |
22 | Труд и творчество Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. | Проектный урок на тему «Творчество в науке и искусстве » | 17.02 | |
23 | Практикум по теме «Труд». Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству. | Выполнения заданий практикума | 24.02 | |
24 | Наша Родина – Россия. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. | Слушание объяснений учителя Анализ проблемных ситуаций | 3.03 | |
25 | Наша Родина -Россия Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. | «Письмо сверстнику о своей малой родине » Проектирование домашнего задания | 10.03 | |
26 | Государственные символы России. Государственные символы России. Герб, гимн, флаг, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. | Слушание объяснений учителя Комплексное повторение . | 17.03 | |
27 | Гражданин России. Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России. | Слушание объяснений учителя Изучение прав человека . | 31.03 | |
28 | Я-гражданин России Какие прав человек получает от рождения? | Написание сочинения ,фронтальная беседа | 7.04 | |
29 | Россия – многонациональное государство Россия – многонациональное государство. Народы России – одна семья. Национальность человека. | Написание сочинения Комплексное повторение | 14.04 | |
30 | Многонациональная культура России Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. | Индивидуальная работа с текстом параграфа с последующей проверкой, исследовательская Деятельность ,комплексное повторение | 21.04 | |
31 | Практикум по теме «Родина» Систематизировать знания учащихся по теме «Родина». Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Правила толерантного отношения к людям. | Выполнение практикума | 28.04 | |
32 | Итоговые Повторения по теме «Родина» Обобщить и закрепить полученные знания и умения | Беседа , комплексное повторение | 5.05 | |
33 | «Человек» «Школа» Обобщить и закрепить полученные знания и умения | Беседа , комплексное повторение | 12.05 | |
34 | «Труд » «Родина» Обобщить и закрепить полученные знания и умения | Слушание объяснений учителя Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | 19.05 | |
35 | Применение знаний на практике Обобщить и закрепить полученные знания и умения | Слушание объяснений учителя Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | 26.05 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
литература:
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2012.
Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: М., «Просвещение», 2005.
Синова И.В. Народы России. История и культура. Обычаи и традиции: С-Пб, «Литера», 2010.
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 5 класс: М., «Просвещение», 2012.
дидактический материал:
Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 5 класс: М., «Просвещение», 2011.
Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентноть-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.
Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществоведению. 5 класс: М., «Экзамен», 2012.
оборудование и приборы:
Таблицы по темам
Компьютер, проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 6 класс информатика ФГОС
Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена в соответствии с ФГОС , с тематическим планированием....
Рабочая программа 9 класс по ФГОС
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 9 классе муниципального общеобразовательного учреждения.Содержательный статус п...
рабочая программа 5 класс по ФГОС
Данная рабочая программа поможет составить свою рабрчую программу по ФГОС 5 класс автор В.В. Пасечник...
рабочая программа 5 класс по ФГОС к курсу "Бактерии. Грибы. Растения"
рабочая программа разработана с учётом Федеральныхгосударственных образовательных стандартов и предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника....
Рабочая программа 5 класс биология ФГОС
Рабочая программа составлена на основе программы Л.Н, Сухоруковой, В.С. Кучменко издательства "Просвещение" 1 час в неделю в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа 5 класса по ФГОСам к учебнику Годера Г.И., Вигасина А.А "Древний мир 5 класс"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование в соответствии с требованиями ФГОС и лист коррекции....
Рабочая программа 5 класс Крымоведение ФГОС с УУД
Необходимость разработки программы и содержания учебного курса «Крымоведение» обусловлена очевидным возрастанием роли и значения краеведения в Российской Федерации. В рамках Закона РФ «Об образовании»...