Рабочая программа курса по выбору для 10- 11 классов «Индивидуальные проекты»
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс) на тему
Курс входит в образовательную область «Обществознание». Особенностью проектов на старшей ступени образования (10—11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения общего образования данными в рекомендациях по организации внеурочной деятельности учащихся. На изучение курса выделяется 2 часа в неделю, как дополнительное образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_individualnye_proekty_10-11_kl_68_ch.docx | 44.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе курса по выбору
для 10- 11 классов «Индивидуальные проекты» (68 ч)
Курс входит в образовательную область «Обществознание». Особенностью проектов на старшей ступени образования (10—11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения общего образования данными в рекомендациях по организации внеурочной деятельности учащихся. На изучение курса выделяется 2 часа в неделю, как дополнительное образование.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность во внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Цель программы — создание условий для формирования умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности с ее последующей презентацией, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.
В ходе решения системы проектных задач у обучающихся должны быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Настоящий элективный курс предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Методы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.
Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов.
Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса.
Возможные приемы организации деятельности:
- Лекция
- Семинар
- Практическая работа
- «Мозговой штурм»
- Работа с источниками, в частности с документами. Наибольшее внимание будет уделено практическим заданиям по выработке запланированных навыков и умений – выполнению творческих заданий, итогом которых будет являться защита индивидуальных проектов.
Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.
Основные формы контроля (измерители обученности):
- создание индивидуального проекта и его презентация;
- тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, лабораторные работы, практические работы, эссе);
- творческие работы (презентации, рефераты, проблемные задания и др.)
- выступления во время дискуссий, заседаний круглых столов, интерактивных лекций, семинаров.
Итогом изучения элективного курса является защита проектной работы, представление на школьном, региональном, российском уровне.
Учебно-методическое обеспечение
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М. 2005.
- Сергеева В.П. Проектно – организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. М. 2005.
- Метод учебных проектов: Методическое пособие М. 2006.
Учебно-тематическое планирование по курсу «Индивидуальные проекты»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Введение. Особенности проектной деятельности Основные требования к исследованию. | 1 |
2 | Виды школьных проектов. Основные технологические подходы. | 1 |
3 | Особенности монопроекта и межпредметного проекта. | 1 |
4 | Учебный проект. Определение темы проекта. | 1 |
5-6 | Этапы работы над проектом | 2 |
7-8 | Методы исследования | 2 |
9-10 | Технология составления плана работы. | 2 |
11-12 | Определение цели, задач проекта. Индивидуальные занятия | 2 |
13 | Алгоритм работы с литературой | 1 |
14 | Работа в библиотеке: работа в тематическом каталоге, поиск по индексу статей периодики | 1 |
15 | Работа с электронным каталогом библиотеки | 1 |
16 | Алгоритм работы с ресурсами Интернета | 1 |
17-18 | Составление глоссария по теме исследования | 2 |
19 | Что такое плагиат и как его избегать в своей работе | 1 |
20 | Практическое занятие с системами «антиплагиат» | 1 |
21-22 | Аннотированный список литературы | 2 |
23-24 | Рецензия на книгу | 2 |
25-26 | Определение научной проблемы: определение объекта и предмета исследования. Индивидуальные занятия | 2 |
27-28 | Определение научной проблемы: постановка цели и задач исследования. Индивидуальные занятия | 2 |
29-30 | Тренинг: выдвижение гипотезы исследования. | 2 |
31-32 | Реферат по монографии. | 2 |
33-34 | Эссе по проблеме исследования | 2 |
35-36 | Реферат по проблеме исследования | 2 |
37-38 | Требования к оформлению письменной части работы | 2 |
39-40 | Графические материалы проекта: виды, технология, требования к оформлению | 2 |
41-42 | Планирование: от цели к результату | 2 |
43-44 | Анализ, оценка письменной части проекта | 2 |
45 | Критерии внешней оценки проекта | 1 |
46 | Умение использовать различные средства наглядности при выступлении | 1 |
47 | Правила цитирования (комбинированная лекция) | 1 |
48 | Правила цитирования (практическое занятие) | 1 |
49 | Правила оформления библиографии (комбинированная лекция) | 1 |
50 | Правила оформления библиографии (практическое занятие) | 1 |
51-54 | Технология презентации (комбинированная лекция) | 4 |
55-56 | Технология презентации (практическое занятие) | 2 |
57-58 | Обсуждение способов оформления конечных результатов индивидуального проекта (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров. | 2 |
59 | Навыки монологической речи | 1 |
60 | Аргументирующая речь | 1 |
61 | Умение отвечать на незапланированные вопросы. | 1 |
62-63 | Индивидуальные занятия по проектам | 2 |
64 | Оценка защиты выполненного проекта. | 1 |
65 | Представление работы, защита проекта. | 1 |
66 | Составление архива проекта | 1 |
67 | Составление архива проекта: электронный вариант. | 1 |
68 | Анализ достижений и недостатков. | 1 |
Итого: | 68 |
№ п/п | Дата проведения занятия | Тема занятия | Вид занятия | Требования к уровню подготовки обучающихся | Контрольные мероприятия | |
планируемая | проведения | |||||
1. | Введение. Особенности проектной деятельности Основные требования к исследованию. | Комбинированный, беседа | Умение выделять главное, сравнивать | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения
| ||
2. | Виды школьных проектов. Основные технологические подходы. | Комбинированный урок с элементами дискуссии | Представления о направлении своего проекта | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения
| ||
3. | Особенности монопроекта и межпредметного проекта. | Комбинированный, беседа | Представления о направлении своего проекта | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения
| ||
4. | Учебный проект. Определение темы проекта. | Комбинированный урок с элементами дискуссии | Представления о теме своего проекта | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения
| ||
5. | Этапы работы над проектом | Изучение нового материала, беседа | Умение выделять главное, сравнивать | Выполнение заданий для обсуждения | ||
6. | Этапы работы над проектом | Практическая работа | Умение выделять главное, сравнивать | Выполнение творческих работ. | ||
7 | Методы исследования | Изучение нового материала, беседа | Умение выделять главное, сравнивать | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения
| ||
8. | Методы исследования | Изучение нового материала, беседа | Умение выделять главное, сравнивать | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения
| ||
9. | Технология составления плана работы. | Изучение нового материала, работа в малых группах | Представления о теме своего проекта | Выполнение заданий для обсуждения | ||
10. | Технология составления плана работы. | Работа в малых группах | Исследовать практические ситуации | Выполнение творческих работ. | ||
11. | Определение цели, задач проекта. | Изучение нового материала, лекция | Умение выделять главное, сравнивать | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,
| ||
12. | Определение цели, задач проекта. Индивидуальные занятия | Практическое занятие | Умение выделять главное, сравнивать | Выполнение творческих работ. | ||
13. | Алгоритм работы с литературой | Изучение нового материала, беседа | Умение объяснять понятия | Задания для самостоятельной работы | ||
14. | Работа в библиотеке: работа в тематическом каталоге, поиск по индексу статей периодики | Практическая работа | Исследовать практические ситуации | Выполнение творческих работ. | ||
15 | Работа с электронным каталогом библиотеки | Изучение нового материала, лекция | Исследовать практические ситуации | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,
| ||
16 | Алгоритм работы с ресурсами Интернета | Изучение нового материала, лекция | Исследовать практические ситуации | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,
| ||
17-18 | Составление глоссария по теме исследования | Изучение нового материала, практикум | Умение выделять главное, сравнивать | Выполнение творческих работ. | ||
19 | Что такое плагиат и как его избегать в своей работе | Комбинированный урок с элементами дискуссии | Исследовать практические ситуации | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,
| ||
20 | Практическое занятие с системами «антиплагиат» | Практическое занятие | Исследовать практические ситуации | Выполнение творческих работ. | ||
21. | Аннотированный список литературы | Изучение нового материала, лекция | Умение выделять главное, сравнивать | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,
| ||
22. | Аннотированный список литературы | Индивидуальные практические занятия | Умение выделять главное, сравнивать, кратко выражать свои мысли | Выполнение творческих работ. | ||
23. | Рецензия на книгу | Изучение нового материала, лекция | Исследовать практические ситуации | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,
| ||
24 | Рецензия на книгу по теме индивидуального проекта | Практическое занятие | Умение выделять главное, сравнивать, кратко выражать свои мысли | Выполнение творческих работ. | ||
25 | Определение научной проблемы: определение объекта и предмета исследования. | Изучение нового материала, лекция | Умение выделять главное, сравнивать | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,
| ||
26 | Определение научной проблемы: определение объекта и предмета исследования. Индивидуальные занятия | Практическая работа | Умение определять объект и предмет своего исследования | Задания для самостоятельной работы | ||
27 | Определение научной проблемы: постановка цели и задач исследования. | Изучение нового материала, лекция | Исследовать практические ситуации | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,
| ||
28 | Определение научной проблемы: постановка цели и задач исследования. Индивидуальные занятия | Практическая работа | Умение формулировать цели и задачи своего исследования | Задания для самостоятельной работы | ||
29-30 | Тренинг: выдвижение гипотезы исследования. | Практическая работа | Исследовать практические ситуации | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,
| ||
31 | Реферат по монографии. | Изучение нового материала, лекция | Умение объяснять понятия | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,
| ||
32 | Реферат по монографии. | Практическая работа | Исследовать практические ситуации | Выполнение творческих работ. | ||
33-34 | Эссе по проблеме исследования | Изучение нового материала, практикум | Умение выделять главное, сравнивать, кратко выражать свои мысли | Выполнение творческих работ. | ||
35-36 | Реферат по проблеме исследования | Изучение нового материала, практикум | Умение выделять главное, сравнивать, кратко выражать свои мысли | Выполнение творческих работ. | ||
37-38 | Требования к оформлению письменной части работы | Изучение нового материала, практикум | Умение правильно оформлять результаты своего труда, работа в текстовом редакторе | Задания для самостоятельной работы | ||
39-40 | Графические материалы проекта: виды, технология, требования к оформлению | Изучение нового материала, практикум | Умение правильно оформлять результаты своего труда, работа в графическом редакторе | Задания для самостоятельной работы | ||
41-42 | Планирование: от цели к результату | Комбинированный, беседа | Умение составлять развернутый план своего проекта | Задания для самостоятельной работы | ||
43-44 | Анализ, оценка письменной части проекта | Комбинированный, беседа | Умение делать самоанализ своего проекта | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,
| ||
45 | Критерии внешней оценки проекта | Комбинированный, беседа | Умение делать самоанализ своего проекта | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,
| ||
46 | Умение использовать различные средства наглядности при выступлении | Комбинированный, беседа | Иметь представление о различных средствах наглядности | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,
| ||
47 | Правила цитирования (комбинированная лекция) | Комбинированный, беседа | Умение цитировать источники в соответствии с требованиями ГОСТа | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,
| ||
48 | Правила цитирования (практическое занятие) | Практическая работа | Умение цитировать источники в соответствии с требованиями ГОСТа | Задания для самостоятельной работы | ||
49 | Правила оформления библиографии (комбинированная лекция) | Комбинированный, беседа | Умение оформлять библиографический список в соответствии с требованиями ГОСТа | Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,
| ||
50 | Правила оформления библиографии (практическое занятие) | Практическая работа | Умение оформлять библиографический список в соответствии с требованиями ГОСТа | Задания для самостоятельной работы | ||
51-54 | Технология презентации (комбинированная лекция) | Изучение нового материала, практикум | Умение делать презентацию | Задания для самостоятельной работы | ||
55-56 | Технология презентации (практическое занятие) | Практическая работа | Умение делать презентацию по теме своего проекта | Выполнение творческих работ. | ||
57-58 | Обсуждение способов оформления конечных результатов индивидуального проекта (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров. | Изучение нового материала, практикум | Умение правильно оформлять и презентовать результаты своего труда | Задания для самостоятельной работы | ||
59 | Навыки монологической речи | Изучение нового материала, практикум | Умение выделять главное, сравнивать, кратко выражать свои мысли | Задания для самостоятельной работы | ||
60 | Аргументирующая речь | Изучение нового материала, практикум | Умение выделять главное, сравнивать, кратко выражать свои мысли | Задания для самостоятельной работы | ||
61 | Умение отвечать на незапланированные вопросы. | Изучение нового материала, практикум | Умение выделять главное, сравнивать, кратко выражать свои мысли | Задания для самостоятельной работы | ||
62-63 | Индивидуальные занятия по проектам | Практическая работа | Умение презентовать результаты своего труда | Подготовка индивидуальных проектов к защите | ||
64 | Оценка защиты выполненного проекта. | Комбинированный, беседа | Умение делать самоанализ своего проекта | Подготовка индивидуальных проектов к защите | ||
65 | Представление работы, защита проекта. | Комбинированный, беседа | Умение делать самоанализ своего проекта | Подготовка индивидуальных проектов к защите | ||
66 | Составление архива проекта | Комбинированный, беседа | Умение делать самоанализ своего проекта | Задания для самостоятельной работы | ||
67 | Составление архива проекта: электронный вариант. | Комбинированный, беседа | Умение делать самоанализ своего проекта | Задания для самостоятельной работы | ||
68 | Анализ достижений и недостатков. | Комбинированный, беседа | Умение делать самоанализ своего проекта | Задания для самостоятельной работы | ||
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку.6 класс.(индивидуальное обучение)
Программа для ученика 6 класса, обучающегося на домашнем обучении....
Рабочая программа по математике для 7 класса. Индивидуальное обучение. (Учебники А.Г.Мордкович "Алгебра-7", Л.С.Атанасян "Геометрия 7-9")
Рабочая программа по математике для 7 класса. Индивидуальное обучение. Содержащая два модуля: модуль "Алгебра" и модуль "Геометрия"....
Рабочая программа по математике для 9 класса. Индивидуальное обучение. (Учебники А.Г.Мордкович "Алгебра-9", Л.С. Атанасян "Геометрия 7-9")
Рабочая программа по математике для 9 класса. Индивидуальное обучение. Рассчитана на 87,5 часов в год, 2,5 часа в неделю. Содержит модуль "Алгебра", модуль "Геометрия"....
Рабочая программа по русскому языку 9 класс ( индивидуальное обучение) -3 часа в неделю
Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы по русскому языку, рекомендованной письмом МИНОБР РФ от 7.07.2005 №03-1263» и авторской «Программы общеобразователь...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс(индивидуальное обучение)
В данном разделе представлена рабочая пргграмма по русскому языку для 8 класса(индивидуальное обучение), рассчитанная на 1,5 часа в неделю....
Рабочая программа по литературе для 8 класса(индивидуальное обучение)
В днном разделе представлена рабочая программа по литературе для 8 класса(индивидуальное обучение), рассчитанная на 0,5 часа...
Рабочая программа по английскому языку 4 класс (индивидуально)
Рабочая программа составлена на основе: -Примерной программы начального общего образования по иностранным языкам (английский язык); -авторской программы (З.Н. Никитенко) курса английского языка к УМ...