Из опыта работы с одаренными детьми
статья по обществознанию на тему
В статье представлен опыт работы содаренными детьми и алгоритм подготовки работы на научно-практическую конференцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы с одаренными детьми
Рудакова М.М.
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №18», г. Братск
Цели исследовательской деятельности учащихся в курсе обществознания можно определить следующим образом:
- Активизация учебного процесса в направлении повышения его эффективности, придание ему современных динамичных форм.
- Расширение кругозора учащихся.
- Выявление наиболее одаренных учащихся и развитие их творческих способностей.
- Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.
- Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы, повышение уровня знаний и эрудиции.
Предлагаем Вашему вниманию несколько работ, выполненных учащимися нашей школы.
Тема: «Политическая культура старшеклассников».
Автор: Петренко Александра.
Работа была представлена на XI городской НПК «Юные исследователи – будущее Братска», свидетельство.
Целью данной работы стало выявление источников получения политических знаний у старшеклассников, степени политической активности в молодежной среде; уровня политической самореализации молодежи.
Для сбора информации использовался метод анкетного опроса. Ответы показали, что в молодежной среде присутствует интерес к политической жизни, потенциальное желание научиться самостоятельно решать свои проблемы, выступать в качестве полноправного субъекта политических отношений. Важную роль в формировании политической культуры играют семья, школа, СМИ. Автор делает вывод о том, что в России не сформированы условия для политической самореализации молодежи. Молодежные политические организации могут назвать лишь единицы, многие хотели бы в них участвовать, но не знают, как это сделать. Для части молодежи характерен скептицизм (5% опрошенных заявили, что способов влияния на власть не существует), политический негативизм (44% опрошенных на вопрос о том, есть ли в нашей стране демократия, ответили отрицательно).
Тема: «Структура досуга старшеклассников».
Автор: Чинчукова Дарья.
Работа была представлена на XII НПК «Юные исследователи – будущее Братска». II место.
Целью данной работы являлось изучение досуга старшеклассников и определения наиболее актуальных проблем его организации. Одна из целей досуга - реализация личностью своих возможностей и их развитие. От того, как проводят молодые люди досуг, во многом зависит, какие ориентиры и идеалы становятся для них духовными образцами. Для сбора информации использовался метод анкетного опроса. Автор, проанализировав ответы, выделил проблемы: компьютерные игры и их влияние на психику подростка; употребление спиртных напитков среди молодежи. В работе сделаны выводы о том, что негативные процессы в жизни общества незамедлительно привели к проблемам в молодежной среде. Это и сокращение доступности досуговых учреждений, социальная незадействованность подростков, отсутствие привлекательных молодежных организаций.
Тема: «Ценностные ориентиры старшеклассников».
Авторы: Шамсутдинова Дарья, Онучина Анастасия.
Работа представлена на XIII НПК «Юные исследователи – будущее Братска», II место.
Целью данной работы стало выявление нравственных приоритетов старшеклассников. Для сбора информации использовался метод анкетного опроса. Авторы выделили следующее. Абсолютно принимаемая ценность - «семья» (30%) от всех ответов, на втором месте - «друзья» (21%), «здоровье» (21%), на третьем месте - «любовь» (16%). Большинство старшеклассников считают для себя необходимым придерживаться «здорового образа жизни». В безопасности себя чувствуют 40% десятиклассников, 31% учащихся справляется с возникающими опасными ситуациями, 13% детей в вечернее время предпочитают сидеть дома.
Больше всего старшеклассники боятся «стать инвалидом» (36%), «заболеть» СПИДом (22%), «сойти с ума» (22%), «стать наркоманом» (17%). Самыми престижными профессиями остаются бизнесмен (36%), юрист (27%). На вопрос о том, кого испытуемые считают наилучшей поддержкой, первое место заняли друзья (50%), на втором месте — родители (40%). Один учащийся надеется только на себя. Актуальность работы определяется тем, что в кризисные периоды развития общества несовершеннолетние оказываются самыми нравственно уязвимыми. Проведенное исследование показало, что в сознании молодежи сохраняются традиционные приоритеты.
Тема: «Гендерные аспекты направленности личности».
Авторы: Шамсутдинова Дарья, Онучина Анастасия.
Работа представлена на XIV НПК «Юные исследователи – будущее Братска», II место.
Целью данной работы стало нахождение различий в направленности личности у девушек и юношей. Авторы выдвинули гипотезу: у юношей деловая направленность более выражена, чем у девушек. У девушек доминирующей является направленность на общение. Для определения направленности авторами использовалась ориентационная анкета Д. Бааса. Ими было выявлено следующее. В группах юношей и девушек представлены все виды направленности. В обеих группах одинаковое количество респондентов с личностной направленностью. У юношей преобладает коллективная направленность. Такие люди, как правило, уступают давлению группы, избегают прямого решения проблемы, не принимают на себя руководство.
У девушек преобладает деловая направленность, что отражает увлечение процессом деятельности, стремление к познанию, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение. Таким образом, поставленная гипотеза не подтвердилась, но, тем не менее, работа имеет практический результат.
Тема: «Правовая культура старшеклассников».
Автор: Батрак Юлия.
Работа представлена на XIV НПК «Юные исследователи – будущее Братска», свидетельство.
Целью работы стало определение уровня правовой культуры старшеклассников. Опираясь на результаты тестирования, автор определил, что уровень информированности по основам правовых знаний составляет 61% , при этом учащихся больше всего интересует знание прав человека. Собранный материал показал, что никогда не нарушают законов 43% учащихся, 52% респондентов ответили «иногда» и 15% заявили, что они участвовали в совершении преступления.
Установка на безусловное соблюдение закона не является доминирующей в рамках правового сознания молодежи. Подобное нигилистическое отношение к закону сопровождается низкой степенью доверия к органам государственной власти. Правительству доверяет 25% опрошенных, 20% доверяют президенту, 50% респондентов не доверяют никому. Еще ниже уровень доверия к правоохранительным органам. 18% учащихся доверяют прокуратуре. Большая часть опрошенных (56%) не доверяет никому. В целом, правовая культура подростков не занимает достойного места в их жизненном самоопределении.
Автор выявляет проблемы: наличие у части молодежи правовой безграмотности их правого нигилизма, что приводит к реализации негативных моделей поведения в правовой сфере.
Приобщение школьников к началу исследовательской деятельности позволяет развивать мыслительные умения и навыки - анализ, сравнение, обобщение и систематизация, доказательства и опровержения и т.д.; формирует общеучебные умения и навыки: работа с книгой и другими источниками информации; прививает культуру устной и письменной речи; помогает выработать специальные исследовательские умения и навыки.
Элберд Хабберд писал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Я думаю, что исследовательский подход к обучению позволяет в полной мере реализовать именно эту цель.
Для реализации выше изложенного нами были составлены алгоритмы подготовки и проведения научно – практической конференции (НПК) и написания ученической – исследовательской работы. (УИР).
Алгоритмы подготовки и проведения ученической научно – практической конференции
Алгоритм действий учителя
- Определите тему научно-практической конференции.
- Наметьте проблемы, которые должны быть раскрыты учащимися, подберите темы для УИР.
- Обозначьте задачи, цели и планируемый результат конференции.
- Проведите индивидуальные консультации, окажите методическую помощь в подборе литературы.
- Учите старшеклассников самостоятельно и разумно выбирать и создавать ценностные установки, оценивать возможные последствия исторического процесса, аргументировано защищать свою позицию, уверенно выражать свои убеждения.
- Помогите учащимся правильно оформить работу, составить список литературы.
- Окажите помощь учащимся в выборе рецензента.
Содержание рецензии на УИР.
- Вводная часть. Правильность оформления УИР (титульного листа, плана, схем, иллюстраций, списка литературы).
- Содержание:
- целесообразность избрания темы и соответствие содержания УИР теме и плану;
- заключение о правильности изложения существа вопроса, полноте его освещения;
- наличие исследовательской работы, оценка ее результатов;
- наличие анализа различных источников, извлечение из них исчерпывающей информации, систематизация и обобщение ее;
- наличие собственных выводов, показывающих отношение автора реферата к данному вопросу, самостоятельность, оригинальность, обоснованность суждений.
- Заключение:
- указываются сильные и слабые стороны УИР;
- оценивается общий теоретический уровень работы, содержательность, логичность изложения и доказательность общих выводов, яркость, образность изложения, индивидуальность стиля автора;
- оценка правильности оформления работы (структурирование текста на пункты, подпункты, его изложение в соответствии с выработанным планом, нумерация страниц, оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т.п.);
- оценка качества сопроводительных материалов (иллюстраций, схем, чертежей и т.д.);
- общая оценка УИР, пожелания и рекомендации рецензента.
Формы и сроки контроля
Формы контроля за работой над УИР могут быть разного вида:
- беседа;
- прочтение наработанного материала;
- выступление учащегося перед классом;
- консультации.
Работа завершается рецензией руководителя работы и выступлением автора на конференции, где выставляется рейтинговая оценка.
Требования к знаниям учащихся, вышедших на защиту УИР (выступающих на научно – практической конференции)
Учащиеся должны показать:
- умение обосновать выбор темы;
- уровень информированности по выбранной теме;
- способность раскрыть теоретические аспекты проблемы,
- научность изложения материала;
- свободное владение материалом при представлении УИР
- степень осмысления и усвоения материала;
- умение четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования;
- обоснованность ответов на вопросы;
- наличие новизны в работе;
- умение делать корректные, взвешенные умозаключения, выводы по проблеме;
- умение ясно выражать свои мысли в устной форме;
- способность выслушивать позицию других и аргументировано защищать свою;
- уверенно обосновывать свои убеждения, не терпя при этом диалогических поражений.
Алгоритм действий учащегося
Работа над УИР
- Определив тему УИР, сформулируйте его основную мысль, подберите литературу, получите консультацию учителя.
- Обязательно ознакомьтесь с библиографией, критическими монографиями и статьями.
- Внимательно прочитайте источник, в котором наиболее полно раскрыта тема. Составьте развернутый план на основе этого источника.
- Систематизируйте собранный материал, получите консультацию учителя.
- Оформите УИР:
- уточните его план, учитывая дополнительный материал;
- последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы;
- обоснуйте, разъясните основные положения, подкрепите их конкретными примерами и фактами;
- при написании основного содержания не забывайте ссылаться на используемые источники; выводы тщательно аргументируйте;
- старайтесь писать грамотно, разделяйте текст на абзацы, не допускайте повторений;
- самокритично прочитайте свою работу и устраните все замеченные недостатки;
- перепишите работу начисто.
- Отдайте УИР на предварительную (внутреннюю) рецензию.
- С учетом замечаний и дополнений рецензента устраните недостатки, отдайте работу на внешнюю рецензию.
Этапы работы над выступлением на конференции:
- Составьте подробный, развернутый план сообщения, указывая в скобках фактический материал.
- Помните, что основным правилом любого исследования (сообщения, доклада) является строгая доказательность фактов и выводов; не забывайте ссылаться на источники; выводы тщательно аргументируйте.
- Старайтесь несколько раз «проговорить» текст дома, чтобы привыкнуть к себе как к оратору и точно проконтролировать отведенное вам время.
- Завершите свое выступление краткими выводами.
- Отработайте и сделайте содержательную правку своего выступления с учетом замечаний и дополнений слушателей. Получите консультацию учителя.
- Выступите на конференции.
Показатели качества защиты
№ п/п | Фамилия и имя | Показатели качества | |||||||||||
Наличие списка литературы | Общая оценка качества оформления | Обоснованность выбора темы | Уровень информированности учащегося по теме | Свобода владения материалом, гибкость мышления | Научность, раскрытие теоретических аспектов | Наличие исследовательского компонента в работе | Владение навыками ораторского мастерства | Наличие выводов по теме | Наличие плана изложения | Актуальность темы | Итог (в баллах) | ||
1б. | 1б. | 1б. | 3б. | 3б. | 2б. | 2б. | 2б. | 2б. | 1б. | 1б. | 19б. | ||
1. | |||||||||||||
2. |
Литература
- Арцен М.Н. Учебно–исследовательская работа учащихся [Текст] / М.Н. Арцен // Завуч. – 2005. - №6. – С.4
- Дереклеева Н.И.: «Научно-исследовательская работа в школе». М. «Вербум – М». 2001.
- Савенков А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» [Текст] / А.И. Савенков // Директор школы. – 2003. - №10. – С. 35-40.
- Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении [Текст] / Т.А. Файн // Практика административной работы в школе. – 2003. - №6. – С. 14-23.
- Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. [Текст] / И.Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003. - №6. – С. 24-30
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы с одаренными детьми
формы работы и приемы работы с одаренными детьми....
Из опыта работы с одаренными детьми
формы работы и приемы работы с одаренными детьми....
«Из опыта работы с одаренными детьми»
«Из опыта работы с одаренными детьми»...
Из опыта работы с одаренными детьми
Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии, любой ученый, исследователь...
"Из опыта работы с одаренными детьми"
Методические рекомендации "Из опыта работы с одаренными детьми"...
Из опыта работы с одаренными детьми
Статья...
Доклад "Из опыта работы с одаренными детьми"
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен ре...