Разработка урока в 4 классе по ОРКСЭ "Праздники и календари"
учебно-методический материал по обществознанию по теме

Урок ОРКСЭ. 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdniki_i_kalendari_.docx112.13 КБ
Office presentation icon prazdniki_i_kalendari.ppt1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Урок ОРКСЭ, модуль: Основы мировых религиозных культур

Тема: Праздники и календари

Тип урока: комбинированный

Личностные целевые ориентиры:

- способствовать воспитанию доброжелательности, уважения к традициям представителей различных религий

Личностные результаты:

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Метапредметные целевые ориентиры:

-способствовать становлению коммуникативных навыков и культуры выражения мысли;

- способствовать формированию умений смыслового чтения текста

- совершенствовать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Метапредметные результаты:

- умение на основе текста выделять особенности культурных явлений (праздников)

- развитие коммуникативных умений работы в группах

- развитие умения строить монологический рассказ и культуры выражения мысли

- способность принимать и сохранять учебные цели и задачи

Предметные целевые ориентиры:

- познакомить с традициями праздников в религиях мира

Предметные результаты:
- формирование представлений о религиозных праздниках, поздравлениях, подарках.

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

Основные термины и понятия: Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение. Курбан-байрам. Урза-байрам. Дунчод-хурал. Салгаалган.

Межпредтметные связи: история, МХК, обществознание, география

Оборудование: раздаточный материал, ватман, клей, презентация, маркеры, конверт с иллюстрациями.

Тип урока : Комбинированный

  1. Организационный момент и эмоциональный настрой на урок

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадка.

Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. пожелайте соседу удачи.

  1. Выделение темы урока и постановка цели

 Скажите, в каких случаях мы могли бы увидеть фейерверк. (Предполагаемые ответы детей: фейерверки запускают на праздники, поэтому мы будем говорить о праздниках) 

Верно, но в рамках нашего предмета догадайтесь о каких праздниках пойдет речь? (О религиозных праздниках) (Тема урока записывается в тетрадь)

Игра "Данетка" Заполним таблицу, поставьте + и - в колонке "В начале урока" напротив утверждений

(Ученики индивидуально заполняют таблицы)

Утверждения

В начале урока

В конце урока

  1. В каждой религии свои праздники?

Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха

Сагаалган – буддийский Новый год?

Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы?

Курбан-байрам – праздник жертвоприношения?

 В праздник Шавуот можно кушать только молочные продукты?

В каких вопросах вы точно не сомневаетесь и считаете, что правильно ответили?

- Почему вы уверены в правильности ответов?

-А в каких вопросах сомневаетесь?

-Тогда сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

Цель урока: повторить известные нам праздники, узнать о новых торжественных религиозных датах. (Цель прописываем на доске).

  1. Актуализация знаний:

Сначала нам предстоит повторить, тему прошлого урока. О чем мы говорили на последнем уроке?

(Мы говорили о паломничестве)

1. Найдите лишнее и объясните свой выбор

Храм "Купол Скалы", Кааба, Стена плача.

(лишнее - Стена Плача - объект паломничества иудеев, остальное - мусульман)

Накхор, мощи, хадж.

(лишнее - мощи - христианские святыни, остальное - паломничество)

Медина, Мекка, Москва

(лишнее - Москва - столица нашей страны, остальное - города которые посещают паломники-мусульмане)

  1. Мощи                                    
  2.  хадж
  3. реликвия
  4. паломничество

А) путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным для верующих данной религии.

Б) святыни, останки тел умерших людей

В) особо хранимая и почитаемая верующими святыня

Г) паломничество в город Мекку

  1. Освоение новой темы:

Предлагаю вам сегодня побыть исследователями и, поработав в группах, представлять праздники одной из известных нам религий.

План работы для всех групп:

1. Внимательно прочитайте текст учебника, по той религии, которую выбрала ваша группа.

Иудейские праздники стр. 62-63

Православные праздники стр. 63 - 65

Исламские праздники стр. 65-66

Буддиские праздники стр. 66-67

2. Выделите карандашом названия основных праздников

3. Из карточек, которые находятся в конверте, полученном группой, выберите иллюстрации, которые относятся к праздникам вашей темы (религии). (Приложение 1)

4. Составьте плакат по теме, наклеив карточки и подписав их.

5. Подготовьте краткий, но интересный рассказ о праздниках, с которыми вы познакомились.

Класс делится на 4 группы, капитаны вытягивают по жребию название религии, которую будут изучать его соратники. В результате групповой работы учащиеся. используя плакаты, рассказывают о праздниках. Учитель сопровождает выступления групп презентацией.

По ходу выступления групп ребята заполняют таблицу в тетради:

Религия                            Праздники

Иудаизм        ___________________________________

Православие___________________________________

Буддизм_________________________________________

Ислам___________________________________________

  1. Закрепление:

Назовите праздник по трем словосочетаниям. 

*Крашеные яйца, омовение ног, Тайная вечеря (Пасха)

*Иоанн Креститель, река Иордан, святая вода (Крещение)

*Священная Тора, гора Синай, молочные продукты (Шавуот)

*Запрет на пролитие человеческой крови, совершить хадж, жертвенный барашек (Курбан-Байрам)

* Торжественные молебны, зажигание фонариков.

  1. Рефлексия:

Вернемся к нашей таблице и заполним столбик "В конце урока", поставьте теперь + и - напротив утверждений. Есть ли изменения? Какие? Удалось ли нам достигнуть поставленной цели на уроке? (Дети заполняют таблицу)

Прием "Дерево чувств"

Предлагаю вам заполнить наше "Дерево чувств". Возьмите изображение яблока у вас на парте. Раскрасьте его в цвет, который соответствует вашим чувствам:

Красный - радость, восторг.

Зеленое - спокойствие, равнодушие.

Фиолетовый - грусть, тревога.

Прикрепите свое яблоко на "Дерево чувств". (учащиеся раскрашивают яблоки и прикрепляют к дереву на доске с помощью магнитов)

  1. Домашнее задание:

Выберите одно задание из предложенных:

- подготовить рассказ-рассуждение на тему: «Какой смысл несут праздники традиционных религий России?» (вопрос на с. 67)

- нарисовать рисунок, изображающий празднование какого-нибудь религиозного праздника

- составить кроссворд из 5 слов по теме.

Используемая литература:

  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» - М.: Просвещение, 2010.
  2. «Поурочные разработки к учебнику «Основы мировых религиозных культур» (авторы А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов), - М.: Просвещение, 2010.
  3. Основы религиозных культур и светской этики: Книга для родителей./Под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д.; Данилюк А.Я., Мурманск, 2011.
  4. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений / под редакцией В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. - М.: "Просвещение", 2010.
  5. Электронное пособие: «Основы религиозных культур и светской этики»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Праздники и календари. Христианство. Ислам. Иудаизм. Буддизм.

Слайд 3

Таблица Утверждения В начале урока В конце урока В каждой религии свои праздники? Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха Сагаалган – буддийский Новый год? Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы? Курбан-байрам – праздник жертвоприношения?

Слайд 4

ПРАЗДНИКИ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ОБРЯДЫ.

Слайд 5

ИУДАИЗМ (СИНАГОГА) ПЕСАХ ШАВУОТ СУККОТ ХАНУКА

Слайд 6

Песах (Пасха).

Слайд 7

Шавуот (Пятидесятница).

Слайд 8

Суккот (Праздник кущей).

Слайд 9

Ханука.

Слайд 10

ХРИСТИАНСТВО (СОБОР) РОЖДЕСТВО КРЕЩЕНИЕ ПАСХА ВОЗНЕСЕНИЕ ТРОИЦА

Слайд 11

Православные праздники. Рождество. Крещение. Вознесение. Пасха. Троица (Пятидесятница )

Слайд 12

ИСЛАМ (МЕЧЕТЬ) КУРБАН-БАЙРАМ УРАЗА-БАЙРАМ МАВЛИД

Слайд 13

Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения).

Слайд 14

Ураза-байрам.

Слайд 15

Мавлид.

Слайд 16

БУДДИЗМ (СТУПА,ПАГОДА) ДОНЧОД САГААЛГАН

Слайд 17

Сагаалган.

Слайд 18

День рождения Будды.

Слайд 19

Религиозные праздники. Христианс тво Ислам Иудаизм Буддизм Рождество Курбан- байрам Песах Сагаалган Крещение Ураза- байрам Шавуот Дончод Пасха Мавлид Суккот Вознесение Пасха Ханука Троица Пурим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...

Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...

Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»

ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период.  (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...