Разработка урока в 9 классе по теме "Конституция РФ"
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс) на тему
Групповая форма работы является ведущей на данном уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstitutsiya_rf.ppt | 489.5 КБ |
razrabotka_uroka.docx | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конституция- главный нормативный акт, обладающий высшей юридический силой на всей территории страны. Конституция- основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция- это правовой акт, который регулирует наиболее важные вопросы в жизни страны, права и свободы населения, устройство высших органов государственной власти.
Виды Конституций Писаная Существует в виде единого документа Неписаная Существует в виде большого числа парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев Конституция РФ, Франции, США Конституция Израиля, Великобритании Реальная Адекватно отражает реальное конституционное строение Фиктивная Не соответствует фактическим условиям, является декларативной Народно- суверенная (договорная) Октроированная ( дарованная )- дарованная главой государства своему народу Конституция США 1787г., РСФСР 1918г. Конституция Япония 1889г.
Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Приведите конкретные примеры из текста Конституции РФ, подтверждающие это положение.
Три главные задачи, стоящие перед Конституцией: Закрепить и гарантировать фундаментальные права человека. Упорядочить государственную власть. Утвердить правосудие.
Домашнее задание: 1. Прочитать § 12-13. 2. Задание №1 в пункте «В классе и дома» на стр. 118 письменно. 3. Написать эссе по одному из высказываний известных людей на стр. 119 (по выбору).
Предварительный просмотр:
Класс: 9
Тема занятия: «Конституция РФ».
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Учебник: Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др./; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; М.: Просвещение, 2013г.
Цели:
Образовательные: ознакомить учащихся с видами Конституций, историей становления конституционализма в нашей стране, Конституцией Российской Федерации- законом, имеющим высшую юридическую силу.
Развивающие: развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
Воспитательные: дальнейшее воспитание гражданского долга, чувства уважения к Основному закону страны- Конституции, становление политической и правовой культуры учащихся.
Ожидаемый учебный результат:
- Учащиеся смогут дать определение Конституции, видам конституций, получат понятие о структуре Конституции РФ, знания об истории становления конституционализма в нашей стране.
- Работа в группах позволит дать ответ на вопрос: «Почему Конституцию называют законом высшей юридической силы?» и усвоить, как в Конституции РФ решены главные задачи, стоящие перед ней.
Методы обучения: проблемный, частично- поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация к данному уроку, текст Конституции РФ у каждого ученика, ноутбуки (5 штук).
Перед началом урока класс должен быть разделен на 5 групп. Результаты групповой работы оформляют в форме презентаций (в программе PowerPoint).
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
I | Организационный этап. Приветствие учащихся | Приветствие учителя. |
II III IV V | Изучение нового материала. II.I. Введение в тему урока, постановка целей. Зачитывает эпиграф урока высказывание Карла Поппера- австрийского и британского философа и социолога, одного из самых влиятельных философов науки XX столетия: «Я требую, чтобы государство защитило не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу- и мою собственную, и всех окружающих людей». Задания учащимся: -Объясните эпиграф урока. -Как вы думаете, какой современный нормативно- правовой документ отвечает данным требованиям. Учитель обобщает ответы учащихся и озвучивает тему, цели урока и настраивает учащихся на предстоящую работу. (слайд 1) II.II. Знакомство учащихся со значением понятия «Конституция». (слайд 2) II.III. Изучение видов конституций. Открывает новый слайд 3 «Виды Конституций» и акцентирует внимание учащихся на его названии и задает вопрос: - Какие виды Конституций вы можете назвать? - Охарактеризует каждый вид. - Откройте учебник § 12-13 на стр. 104- 105, с 4 абзаца и ознакомьтесь с теми видами Конституций, которые выделены в учебнике. В чем разница? II.III. История российской Конституции. II.IV. Структура Конституции РФ. Учитель рассказывает о том, что 12 декабря 2013 года будет отмечаться 20- летие со дня принятия нынешней Конституции нашего государства. Как вы уже узнали из сообщения принятие действующей Конституции сопровождалось противостоянием между исполнительной и законодательной властью, кровопролитием. Давайте познакомимся со структурой Основного закона нашего государства. II.V. Закон высшей юридической силы. (слайд 4) Заслушивая ответы группы, корректирует, дополняет ответы учащихся. II.VI. Главные задачи Конституции. - По мнению специалистов перед Конституцией стоят три главные задачи: закрепить и гарантировать фундаментальные права человека; упорядочить государственную власть; утвердить правосудие. (слайд 5) Учитель ставит задачи перед каждой из групп. III. Закрепление пройденного материала. Тестовое задание (приложение 1). IV. Подведение итогов урока, выставление оценок V. Домашнее задание. 1. Прочитать § 12-13. 2. Задание №1 в пункте «В классе и дома» на стр. 118 письменно. 3. Написать эссе по одному из высказываний известных людей на стр. 119 (по выбору). | Отвечают на вопросы. Записывают в тетради тему урока. Ученики со слайда записывают одно из определений понятия в тетрадь. Работа по схеме, представленной на слайде. Ответы на вопросы. Работа по тексту учебника. Ответы на вопрос Сообщение ученика по данной теме с презентационным материалом. Слушают учителя Работа в группах по тексту Конституции РФ. Результаты работы должны оформить и представить в виде схемы «Структура Конституции РФ».
Учащиеся в группах знакомятся с текстом учебника на стр. 106-107, Конституции и отвечают на вопрос «Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Приведите конкретные примеры из текста Конституции РФ, подтверждающие это положение». Ответ на данный вопрос дает один ученик от группы. Записывают особенности Конституции как закона высшей юридической силы. Со слайда записывают задачи Конституции. 1 группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и заполняет схему «Классификация прав и свобод». 2 группа изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия Президента РФ», определяет статус Президента по Конституции. 3 группа изучает главу 5 «Федеральное Собрание» и, составив схему, объясняют другим группам назначение, структуру и полномочия Федерального собрания. 4 группа изучает главу 6 «Правительство РФ», записывает полномочия Правительства. 5 группа изучает главу 7 «Судебная власть», составляет схему «Полномочия судов РФ» и объясняет другим группам, какие статьи данной главы закрепляют независимость системы правосудия его способность защищать права человека, противостоять своеволию и беззаконию от кого бы оно ни исходило. Все группы проговаривают свои задания и результаты друг другу. Решение тестов. |
Список использованной литературы:
- Конституционное право Российской Федерации. Баглай М.В. - Учебник - изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2010. — 784 с.
- Конституционное право Российской Федерации. Практикум / Мазаев В.Д. издательство Айрис-Пресс, 2011.- 144 с.
- Обществознание.10-11 классы: уроки учительского мастерства/ сост. Т.А. Корнева.- Волгоград: Учитель,2007.-270с.
- Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебникупод ред. Л.Н. Боголюбова/ авт.- сост. С.Н. Степанько.- Волгоград: Учитель, 2007.- 410с.
- Лабезникова А.Ю., Котова О.А. Типовые тестовые задания ГИА 2013 г. для 9 класса по обществознанию.
- Обществознание. 9-й класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9: учебно- методическое пособие/ О.А. Чернышева, Р.В. Пазин, П.А. Ушаков; под ред. О.А. Чернышевой.- Ростов н/Д: Легион, 2011.- 304с.
- Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ под ред. А.И.Кравченко. М.: Русское слово, 2010.-192с.
Интернет источники:
- http://www.constitution.ru/
- http://allstatepravo.ru/mpkp/mkp2/mkp22.html
- http://www.testsoch.com/tema-uroka-politicheskij-krizis-1993-g-i-prinyatiya-novoj-konstitucii-rossijskoj-federacii/
- http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/uchebnoe-zanyatie-osnovy-konstitutsionnogo-stroya-rf
- http://www.kirov.spb.ru/sc/378/doc2/gol2.pdf
Приложение 1
- Когда была принята последняя Конституция СССР?
1) 1936г.
2)1965г.
3) 1977г.
4) 1978г.
2. Конституция- это:
1) юридический закон, содержащий все законы страны
2) основной закон государства, определяющий его устройство, образование
органов власти, закрепляющий права человека.
3) текст законов
3. Как характеризуется российское государство в статье 1 Конституции РФ? (ответов
может быть несколько)
1) демократическое
2) общенародное
3) федеративное
4) союзное
5) конфедеративное
6) правовое
7) с республиканской формой правления
4. Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является
1) многообразие форм собственности
2) принцип федерализма
3) права и свободы человека
4) идеологический плюрализм
5. Что относится к субъектам РФ? (ответов может быть несколько)
1) штат 2) земля 3) республика 4) край 5) область
6. Какое утверждение правильно характеризует связь между Конституцией и нормативными актами?
1) Конституция принимается в соответствии с другими нормативными актами
2) нормы Конституции равнозначны остальным нормативным актам
3) все нормативные акты принимаются в соответствии с Конституцией
4) согласование нормативных актов с основными положениями Конституции не
является обязательным
7.Верны ли следующие суждения?
А) источником власти и носителем суверенитета в РФ является многонациональный народ- гласит конституционный принцип разделения властей.
Б) Конституция РФ 1993 года не относит Президента РФ ни к одной из трех ветвей власти.
1) верно только 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4)верны оба суждения
8. Допишите. Заполните пропуски.
Российская Федерация- Россия- есть демократическое, федеративное,___________ государство с ______________ формой правления. Признание, соблюдение и защита _________ - обязанность государства. РФ состоит из республик, краев, городов федерального значения, __________, __________- равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми __________ и несет __________________, предусмотренные ______________________. В РФ признаются и _____________ равным
образом частная, ________________ и иные _________________.
9.Установите соответствие между органами государственной власти и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию второго столбца.
ФУНКЦИИ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
А) принятие закона о федеральных налогах 1) Федеральное Собрание
Б) назначение выборов Президента РФ 2) Правительство РФ
В) осуществление мер по обеспечению обороны
страны
Г) осуществление управления федеральной
собственностью
А | Б | В | Г |
10. Президент РФ, согласно Конституции,
1) разрабатывает и принимает законы
2) гарантирует права и свободы граждан
3) выносит судебные решения
4) управляет федеральной собственностью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...
Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева
Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...
Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"
Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...
Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»
ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период. (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...