Рабочая программа для 10 класса по Обществознанию
рабочая программа по обществознанию на тему
Обществознание, 10 класс, базовый уровень.
Авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; Ю. И. Аверьянов, кандидат философских наук; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук и др.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все перечисленные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obshchestvoznanie_10_klass.docx | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 591
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 591 Т.М. Косенко «_____» __________________ 2012 г. | ПРИНЯТО Заместитель директора по УВР Н.П. Смолякова Руководитель МО ________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ДЛЯ 10 КЛАССА
(базовый уровень)
Учителя Истории и обществознания Трост С.В.
2012-2013
учебный год
Обществознание, 10 класс, базовый уровень.
Авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; Ю. И. Аверьянов, кандидат философских наук; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук и др.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все перечисленные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «География», «Литература» и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовной, нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В 10 классе предлагается дать целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире. В 11 классе предусмотрено значительное расширение экономической и правовой проблематики, а также некоторых вопросов социально-политического характера.
Изучение курса в 10 классе начинается с раздела «Общество и человек». В нем на более высоком по сравнению с основной школой уровне раскрываются природа и сущность человека, системный характер общества.
Раздел «Основные сферы общественной жизни» дает представление о подсистемах общества, об условиях деятельности человека в каждой из них.
Раздел «Право» раскрывает значение права и правовой культуры, дает краткую характеристику современного российского законодательства.
В 11 классе раздел «Экономика» позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития.
Раздел «Проблемы социально-политического развития общества» дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни.
Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права.
Данный курс обеспечен учебниками «Обществознание» (базовый уровень), выпущенными издательством «Просвещение»: для 10 класса - под редакцией Л. Н. Боголюбова. Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднею (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой ин формации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудио-визуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т. п.);
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Календарно-тематическое планирование на 2012/2013 учебный год
Предмет: Обществознание, 10 класс.
Количество часов в неделю – 2
Общее количество часов - 68
Учебник: Обществознание: учебник для учащихся 10 класса, базовый уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.
Дата | Номер урока | Тема урока | Количество часов | Раздел учебника | |
Глава 1. Общество | |||||
1 | Что такое общество | 1 ч | § 1 | ||
2 | Общество и культура. Науки об обществе | 1 ч | § 1 | ||
3 | Общество как сложная динамическая система | 1 ч | § 2 | ||
4 | Социальные институты | 1 ч | § 2 | ||
Глава 2. Человек | |||||
5 | Природа и человек | 1 ч | § 3 | ||
6 | Науки о человеке | 1 ч | § 3 | ||
7 | Человек как духовное существо | 1 ч | § 4 | ||
8 | Мировоззрение и его роль в жизни человека | 1 ч | § 4 | ||
9 | Деятельность – способ существования людей | 1 ч | § 5 | ||
10 | Сознание и деятельность | 1 ч | § 5 | ||
11 | Познание и знание | 1 ч | § 6 | ||
12 | Истина и ее критерии | 1 ч | § 6 | ||
13 | Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания | 1 ч | § 6 | ||
14 | Человек в системе социальных связей | 1 ч | § 7 | ||
15 | Самосознание, самореализация. Свобода и ответственность личности. | 1 ч | § 7 | ||
16 | Повторительно-обобщающий урок | 1 ч | § 3-7 | ||
Глава 3. Духовная культура | |||||
17 | Культура и духовная жизнь общества | 1 ч | § 8 | ||
18 | Многообразие культур. Массовая и элитарная культура | 1 ч | § 8 | ||
19 | Наука. Образование | 1 ч | § 9 | ||
20 | Образование в современном обществе | 1 ч | § 9 | ||
21 | Мораль. Религия | 1 ч | § 10 | ||
22 | Религия, ее роль в жизни общества | 1 ч | § 10 | ||
23 | Искусство и духовная жизнь | 1 ч | § 11 | ||
24 | Духовная жизнь современной России | 1 ч | § 11 | ||
25 | Повторительно-обобщающий урок | 1 ч | § 8-11 | ||
Глава 4. Экономика | |||||
26 | Роль экономики в жизни общества | 1 ч | § 12 | ||
27 | Экономика и социальная структура общества | 1 ч | § 12 | ||
28 | Экономическая культура | 1 ч | § 13 | ||
29 | Экономическая свобода и социальная ответственность | 1 ч | § 13 | ||
30 | Повторительно-обобщающий урок | 1 ч | § 12-13 | ||
Глава 5. Социальная сфера | |||||
31 | Социальная структура общества | 1 ч | § 14 | ||
32 | Социальная стратификация. Социальная мобильность | 1 ч | § 14 | ||
33 | Социальные взаимодействия | 1 ч | §15 | ||
34 | Социальный конфликт. Культура труда | 1 ч | §15 | ||
35 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 1 ч | § 16 | ||
36 | Социальный контроль | 1 ч | § 16 | ||
37 | Нации и межнациональные отношения | 1 ч | § 17 | ||
38 | Межнациональное сотрудничество в современном мире | 1 ч | § 17 | ||
39 | Семья и быт | 1 ч | § 18 | ||
40 | Семья в современном обществе | 1 ч | § 18 | ||
41 | Социальное развитие и молодежь | 1 ч | § 19 | ||
42 | Развитие социальных ролей в юношеском возрасте | 1 ч | § 19 | ||
Глава 6. Политическая сфера | |||||
45 | Политика и власть | 1 ч | § 20 | ||
46 | Политические отношения. Политическая власть | 1 ч | § 20 | ||
47 | Политическая система | 1 ч | § 21 | ||
48 | Государство в политической системе | 1 ч | § 21 | ||
49 | Гражданское общество и правовое государство | 1 ч | § 22 | ||
50 | Местное самоуправление. СМИ в политике | 1 ч | § 22 | ||
51 | Демократические выборы и политические партии | 1 ч | § 23 | ||
52 | Многопартийность и партийные системы | 1 ч | § 23 | ||
53 | Участие гражданина в политической жизни | 1 ч | § 24 | ||
54 | Политическая культура | 1 ч | § 24 | ||
55 | Обобщающий урок по теме «Политическая сфера» | 1 ч | §20-24 | ||
Глава 7. Право как особая система норм | |||||
56 | Право в системе социальных норм | 1 ч | § 25 | ||
57 | Система, норма, отрасль и институт права | 1 ч | § 25 | ||
58 | Источники права | 1 ч | § 26 | ||
59 | Виды нормативных актов | 1 ч | § 26 | ||
60 | Правоотношения и правонарушения | 1 ч | § 27 | ||
61 | Юридическая ответственность | 1 ч | § 27 | ||
62 | Современное российское законодательство | 1 ч | § 28 | ||
63 | Правовая защита природы | 1 ч | § 28 | ||
64 | Предпосылки правомерного поведения | 1 ч | § 29 | ||
65 | Обобщающий урок по теме «Право» | 1 ч | §25-29 | ||
66 | Общество в развитии | 1 ч | § 30 | ||
67 | Современный мир и его противоречия | 1 ч | § 30 | ||
68 | Итоговое повторение | 1 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 8 класс по Обществознанию
Рабочая программа по Оществознанию. 34 недели - 1 час в неделю...
Рабочая программа 11 класс по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию 11 класс...
Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 11 класса
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часа.Вид элективного курса – предметный.Реали...
Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 10 класса
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часов.Вид элективного курса — предметный.Экза...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по обществознанию для 9 класса «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа дополнительного образования «Практическое обществознание» для обучающихся 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного обще...
Рабочая программа 9 класс по обществознанию ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Обществознанию» 9 класс ...