РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по обществознанию для 9 класса «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Рабочая программа дополнительного образования «Практическое обществознание» для обучающихся 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с образовательной программой Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новобуяновская СОШ», а также с учетом кодификатором элементов содержания по обществознанию для составления контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2018 года.
Программа построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала за курс основной школы по предмету «Обществознание». Предлагаемая программа рассчитана на подготовку обучающихся к итоговой аттестации по обществознанию в форме ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Утверждена
Руководитель ШМО приказом директора
гуманитарного цикла МБОУ «Новобуяновская СОШ»
_________ /Федотова А.Н./ № от _________
_________ _________/Кириллов С.П./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования по обществознанию для 9 класса
«ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Срок реализации 2018-2019 учебный год.
Рабочую программу
составила учитель обществознания
МБОУ «Новобуяновская СОШ»
Петрова А.А.
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дополнительного образования «Практическое обществознание» для обучающихся 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с образовательной программой Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новобуяновская СОШ», а также с учетом кодификатором элементов содержания по обществознанию для составления контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2018 года.
Программа построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала за курс основной школы по предмету «Обществознание». Предлагаемая программа рассчитана на подготовку обучающихся к итоговой аттестации по обществознанию в форме ОГЭ.
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологи. Обществознание, особенно в курсе основной школы, направлено непосредственно на изучение наиболее типичных и существенных черт современного общества, форм и направлений его развития. При этом целый ряд ключевых понятий раскрыт на данной ступени курса на уровне описания отдельных признаков и проявлений, что существенно сужает возможности экзаменационной проверки. Поэтому при сдаче Основного государственного экзамена (ОГЭ) по обществознанию имеют значение не только знания об обществе, но и умения выразить эти знания в конкретной форме контрольно-измерительных материалов (КИМ).
Предлагаемый спецкурс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 9 класса к экзамену по обществознанию в форме ОГЭ и рассчитан на 35 учебных часов в год (1 час в неделю).
Цели курса:
- сформировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях;
- повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
- сформировать у учащихся четкое представление о сдаче экзамена в формате ОГЭ;
- сформировать представление о смысле заданий;
- отработать навыки работы с заданиями, входящими в структуру ОГЭ.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний обучающимися курса
«Обществознание» в соответствии с современными требованиями к ОГЭ;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и
ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и
практического характера;
- рассмотреть на практике задания, входящие в структуру ОГЭ;
- отработать на практике требования к оформлению работы, времени выполнения
работы;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её
социализации в современных условиях.
Основные методы:
- работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических материалов);
- изучение материалов СМИ, интернет- материалов;
- дискуссии, проектная деятельность;
- практические занятия по решению учебных задач.
Формы контроля:
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Основному государственному экзамену». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:
- анализировать документы;
- анализировать публикации в периодических изданиях;
- работать с диаграммами и таблицами;
- формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам;
- представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе;
- делать выводы, работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без возможности обратиться за консультацией к учителю) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы (четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке, хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка, правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить исправления в бланк экзаменационной работы и т.д.);
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Введение (1 час)
ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию. Познакомить учащихся со структурой экзамена, условиями прохождения экзамена.
Тема 1. Человек и общество (5 часов)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Деятельность человека, ее основные формы. Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Системное строение общества. Важнейшие социальные институты. Общественное развитие. Типы обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Глобальные проблемы современности.
Тема 2 Духовная сфера (5 часов)
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Наука в жизни современного общества. Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям. Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры
Тема 3. Социальная сфера (5 часов)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные группы. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальный конфликт и пути его решения.
Тема 4. Экономическая сфера (6 часов)
Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем. Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут. Инфляция. Уровень занятости. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Налоги. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Собственность. Потребитель и его права. Защита прав потребителей. Мировая экономика: мировое хозяйство и международная торговля.
Тема 5. Политическая сфера (6 часов)
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Формы государства: формы правления и формы территориально-государственного устройства. Политические режимы. Местное самоуправление. Участие граждан в политике и управлении.
Гражданское общество и правовое государство. Политические партии и движения. СМИ в политической системе.
Тема 6. Право (5 часа)
Право и его роль в жизни общества и государства. Основы Конституционного строя РФ.
Трудовое и семейное законодательство. Административное и уголовное законодательство.
Международное гуманитарное право.
Итоговое тестирование (2 часа)
Тестирование в формате ОГЭ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
№ п/п | Наименование тем курса | Виды познавательной деятельности | Кол-во часов |
1 | Введение. ОГЭ как форма итоговой аттестации. | Лекция с элементами беседы | 1 |
Тема 1. Человек и общество. | 5 | ||
2 | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
4 | Многовариантность общественного развития (типы обществ). | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
5 | Системное строение общества. Основные институты общества. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
6 | Глобальные проблемы современности. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
Тема 2. Духовная сфера. | 5 | ||
7 | Личность и мораль. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
8 | Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
9 | Наука в жизни современного общества. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
10 | Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
11 | Право на доступ к культурным ценностям. Формы и разновидности культуры. Молодежные субкультуры | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
Тема 3. Социальная сфера | 5 | ||
12 | Социальная структура общества. Социальная мобильность. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
13 | Социальные группы. Социальные статусы и роли. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
14 | Нации и межнациональные отношения. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
15 | Отклоняющееся поведение и его типы. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
16 | Социальный конфликт и пути его решения. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
Тема 4. Экономическая сфера. | 6 | ||
17 | Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
18 | Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | |
19 | Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
20 | Инфляция. Безработица. Уровень занятости. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
21 | Собственность. Защита прав потребителей. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
22 | Мировая экономика. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
Тема 5. Политическая сфера общества. | 6 | ||
23 | Власть. Роль политики в жизни общества. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
24 | Государство, его функции. Политическая система Признаки государства. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
25 | Формы государства: форма правления, форма государственно-территориального устройства. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
26 | Типология политических режимов: демократия, авторитаризм, тоталитаризм. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
27 | Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
28 | Политические партии и движения. СМИ в политической системе. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
| Тема 6. Право | 5 | |
29 | Право и его роль в жизни общества и государства. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
30 | Конституция Российской Федерации. Основы Конституционного строя РФ. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
31 | Трудовое и семейное законодательство. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
32 | Административное и уголовное законодательство. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
33 | Социальные права. Международное гуманитарное право. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
34-35 | Итоговое тестирование. Тестирование в формате ОГЭ | Тестирование | 2 |
Итого: | 35 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Баранов П. А. Обществознание: Полный справочник. М.: АСТ: Астрель, 2014.
- Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. М.: Эксмо, 2011.
- Конституция Российской Федерации. М.: Проспект, 2011.
- Обществознание. 8 класс: учеб. для общеоразоват. учреждений/ под. ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой. М.: Просвещение, 2011.
- Обществознание. 9 класс: учеб. для общеоразоват. учреждений/ под. ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М.: Просвещение, 2012.
- Обществознание: учеб. справ. пособие/ В.В.Баранов, А.А. Дорская, В.Г. Зарубин. М.: АСТ: Астрель, 2008.
- ОГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ О.А. Котова, Т.Е. Лискова.-М.: Издательство «Национальное образование», 2019.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
- https://soc-oge.sdamgia.ru. Решу ОГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам.
- http://www.fipi.ru. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ОГЭ.
- https://www. alleng.me. Всем, кто учится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЛНОЦЕННОМУ ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ЗНАКОМЯТ ИХ С РАЗЛИЧ...

Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"
Программа дополнительного образования творческого объединения «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.
Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность. Индивидуальное обу...

Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".
Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....