Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта по учебной дисциплине обществознание основной профессиональной образовате
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Петровская Лелия Юрьевна

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины обществознание

КОС включают контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме тестовых заданий

КОС разработаны в соответствии с:основной профессиональной образовательной программой по специальности СПО технического профиля рабочей программой учебной дисциплины обществознание

Область применения контрольно-оценочных средств: при проведении олимпиады, дифференцированного зачёта (указать, где могут использоваться данные материалы дополнительно)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Автотранспортный и электромеханический колледж»

Утверждаю

Зам директора по УР   Мовшук О.Е. Ф И О

«___»_________2014 г.

Комплект

контрольно-оценочных средств

по учебной дисциплине

обществознание

наименование по учебному плану

основной профессиональной образовательной программы

по специальности СПО

 технического профиля

код и наименование

________________базовой________________ подготовки

                                               

                                           

2014

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии № « 3 »

Протокол № ___ от_______

Председатель ЦК Лисина Т.Г./_________

Составлено в соответствии с ФГОС по специальности СПО технического профиля

Разработчик:         ________/ Петровская Л.Ю.

Рецензент:


1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

1.1 Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины обществознание

КОС включают контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме тестовых заданий

КОС разработаны в соответствии с:основной профессиональной образовательной программой по специальности СПО технического профиля рабочей программой учебной дисциплины обществознание

Область применения контрольно-оценочных средств: при проведении олимпиады, дифференцированного зачёта (указать, где могут использоваться данные материалы дополнительно)

1.2 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

 

Результаты обучения

(объекты оценивания)

 

Основные показатели оценки результатов

уметь:

У1: характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

У2: анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

У3: объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

У4: раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

У5: осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

У6: оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

У7: формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

У8: подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

У9: применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

У10: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

У10.1успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

У10.2:совершенствования собственной познавательной

деятельности;

У10.3: критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

У10.4: решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

У10.5: ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

У10.6: предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

У10.7:оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

У.10.8: реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

У10.9: осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук, знаниями об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

- оценивать социальную информацию, находить её в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

-

критически относиться к информации, получая из различных источников: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;

- применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений

- оценивания социальную информацию, полученную из разных источников, уметь реконструировать недостающие звенья с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

- установить механизм социального взаимодействия индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемых этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и обратную реакцию индивидов.

- суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.

- выстроить последовательность рассмотрения отдельных вопросов в целостном сюжете;

осуществлять иерархическое структурирование материала, выделяя не только пункты, но

и подпункты плана

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»

- общая ориентация в актуальных общественных событиях и процессах, выполнение типичных для подростка социальных ролей;

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

-  оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;


сбор информации различного характера, ее упорядочивание, сопоставление, анализ и интерпретация (объяснение) представленной информации, в том числе статистической и

графической;


-
 исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение методов разрешения социальных конфликтов

- нравственная и правовая оценка конкретных поступков людей; социальной информации с использованием элементов причинно-следственного анализа;

- принятие в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей, активной жизненной позиции, патриотизма, уважения к другим народам;

- владение такими видами публичных выступлений как высказывания, монолог, дискуссия, следование этическим нормам и правилам ведения диалога; 

-раскрыть сущность и значение различных мировоззрений как совокупности взглядов на мир для становления и укрепления уважительных отношений между людьми, между социальными и национальными общностями

знать:

З1: биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

З2: тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

З3:необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

З4: особенности социально-гуманитарного познания;


- иметь представление о природном и общественном в человеке, основных отличиях человека от других живых существах; знать характерные черты человека и как субъекта общественных отношений, и как индивидуальность, самостоятельно определяющую свой жизненный путь, постоянно оказывающимся перед нравственным выбором в различных жизненных ситуациях;

- иметь представление о множественности путей и способов познания мира и человека; знать основные сферы жизнедеятельности общества: экономики, социальных отношений, политики, культурно-духовной жизни

- иметь представление о многообразных общественных связях и отношениях человека, о процессах, происходящих в современном обществе; осознавать зависимость судьбы человека не только от состояния общества, но и от собственной социальной активности

-иметь представление об идеалах гуманизма, свободы, демократии, социального прогресса, нравственно- правовых нормах как необходимых условиях выживания и развития человеческого сообщества.

1.3. Распределение типов контрольных заданий на текущей аттестации по элементам знаний и умений

Содержание учебного материала по программе учебной дисциплины

Тип контрольного задания

У1

У2

У3

З1

З2

Раздел I.

Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.

Тема 1.1

Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Работа с текстами и заданиями Практикума к пар. 1

Анализ видов деятельности, сопоставление видов деятельности, работа с текстом.

Работа с источниками социальной информации

Письменная работа в форме тестирования; устный опрос – индивидуальный и фронтальный

Письменная работа в форме тестирования;

Тема 1.2.

Общество как сложная система

Семинар «Зачем я живу».

Заполнить таблицу «1. Уровень социально – философского анализа. 2. Рассмотрениеобщества».

Дискуссия «Какой социальный институт играет ведущую роль в жизни человека?»

Устный опрос – индивидуальный и фронтальный

Письменная работа в форме тестирования

Раздел II

Основы знаний о духовной культуре человека и общества

Тема 2.1. Духовная культура личности и общества

классификациявидов культуры на примере анализа различных произведений искусства, часть 1.

работа с текстами документов (Практикум, 10 класс)

Дискуссия о молодежных субкультурах и их значении в жизнедеятельности человека

на основе изучаемого материала знать фундаментальные ценности и основные функции культуры

тестовая работа на закрепление полученных знаний

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире.

работа с текстом учебника и материалами методпособия. Выполнение заданий на творческое мышление.

Дискуссия на тему: «Как свобода и ответственность взаимосвязаны в процессе самореализации человека в обществе?».

развитие умения анализа и синтеза на основе реализации межпредметных и внутрипредметных связей

письменная работа в форме тестирования

письменная работа в форме эссе, индивидуальных заданий

Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

обсуждение по теме

«Система образования нашего региона» (на материалах местной печати)

доклад студента (выполнение задания № 12 в практикуме) и его обсуждение

Семинар на тему: «Новые религиозные объединения и культы деструктивной направленности».

знать основные нравственные категории, мировые религии и их роль в истории человека и общества

устный индивидуальный и фронтальный опрос

Раздел III

Экономика

Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи.

работа со сложными фрагментами текста учебника (разделы «Что такое предпринимательство», «Каким надо быть предпринимателю», «Что нужно знать предпринимателю»).

выполнение заданий практикума

игра на воображение. Преподаватель просит студентов представить некую антиутопию, в которой права собственности отсутствуют. Каждый пользуется (или стремится пользоваться) тем, что ему понравилось в данный момент … Что получится в этих условиях?

знание экономических законов, владение основными экономическими понятиями

устный индивидуальный и фронтальный опрос

Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.

Выполнение заданий практикума.

классификация видов налогов и их ранжирование по степени эффективности для государства и общества.

дискуссия по вопросам: а) основные пути, которыми государство способно улучшить результаты экономического развития страны; б) меры стимулирования рыночной экономики

знать структуру производства, различие между предприятием и фирмой как хозяйственными субъектами

устный контроль в форме дискуссии,

индивидуальный опрос

Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция.

Выполнение заданий практикума.

подготовка и проведение форума «Методы борьбы с безработицей».

Выполнение заданий практикума

знать структуру ВВП, специфику различных бирж

устный индивидуальный и фронтальный опрос

Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.

подготовка и проведение форума «Методы борьбы с безработицей».

Выполнение заданий практикума.

рассматривая на материале учебника и методпособия (§ 49) вопрос о взаимодействии государства и экономики, уточнить: а) основные пути, которыми государство способно улучшить результаты экономического развития страны; б) меры стимулирования рыночной экономики.

знать функции государства в рыночной экономике, механизмы государственного регулирования экономики

устный индивидуальный опрос; письменная контрольная работа

Раздел IV

Социальные отношения

Тема 4.1. Социальная роль и стратификация.

Дискуссия по проблеме классов и классовой борьбы. Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к § 19. - выполнение заданий практикума к § 19.

работа с текстом учебника - подзаголовки 1-4. Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к § 18.

урок-игра «Мои роли в обществе».

знать причины социального неравенства как основы стратификации общества, исторически типы социальной стратификации, критерии социальной стратификации

письменная работа в форме тестирования; устный опрос – индивидуальный и фронтальный

Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты.

обсуждение вопроса: нужно ли создавать особые правила и нормы в таких областях общественной жизни, как наука и медицина и тем самым институализировать их?

Работа с текстом учебника по подзаголовкам № 1-2. По окончании проводится беседа по вопросу о плюсах и минусах социальных конфликтов. Все высказанные точки зрения учитель записывает на доске. Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к §22.

Составить схему многообразия конфликтов, в которых участвует личность.

знать назначение и содержание социальных норм

письменная работа в форме тестирования; индивидуальный и фронтальный опрос

Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы

подготовка к семинару «Проблемы молодежи».

тестирование на определение уровня толерантности к национальным меньшинствам

Семинар «Проблемы молодежи».

знать отличительные признаки социальных общностей и групп, причины их образования и роль в организации социальной жизни, многообразие общностей и групп, критерии зрелости социальной группы

индивидуальный опрос; письменная контрольная работа

Раздел V

Политика как общественное явление

Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе.

беседа, в ходе которой раскрываются функции государства. Проводится в соответствии с рекомендациями методпособия к §45.

уметь формулировать и отстаивать свою точку зрения по поводу государственного устройства России

дискуссия: «Какой тип государства наиболее приемлем для России?»

знать особенности политической власти, сущность власти, её атрибуты

индивидуальный опрос; письменная контрольная работа

Тема 5.2. Участники политического процесса

беседа на тему «Как проявляется политический статус личности? Роль личности в политической жизни страны».

работа с Конституцией РФ: заполнение таблицы «Права граждан РФ».

Дискуссия: В первой части урока группы готовят свой рассказ о политических партиях (возможно, оформляют соответствующий плакат). Основу подготовки материала по политическим партиям составляют задания № 1-3 к §47 (учебник).

уметь анализирован текст и участвовать в дискуссии

защита рефератов по индивидуальному расписанию

Раздел VI

Право

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

беседа, основываясь на материалы учебника и методпособия. Особое внимание следует уделить вопросам общей характеристики философии права, традициям отечественной философии права, ее основам - естественному праву и нравственному сознанию.

разделение элементов нормы права по заданным исходным условиям.

решение и составление задач на состав правонарушения.

знать сущность основных теорий происхождения права, источники права, систему высших органов власти в РФ, институт президентства

индивидуальный опрос; письменная контрольная работа

Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

решение задач по заданной теме с опорой на Конституцию РФ.

характеризовать структуру и функции органов власти РФ

называть важнейшие права личности

знать сферу общественных отношений, регулируемую конституционным правом

индивидуальный опрос; письменная контрольная работа

Тема 6.3. Отрасли российского права

Практическая работа:1.«Гражданско-правовой договор»

2. Написание по образцу претензий. 3. Написание по образцу исковых заявлений в суд

1.Решение ситуативных задач по трудовым правоотношениям с использованием ТК РФ. 2. Написание по образцу заявлений о приеме на работу, о предоставлении очередного отпуска, об увольнении.

соотносить правонарушение с видом юридической ответственности, выносить оценочные суждения по правовым вопросам

знать основные отрасли права и сферы общественных отношений, регулируемые ими

письменная работа в форме тестирования; устный опрос – индивидуальный и фронтальный

Тема 6.4. Международное право

Решение репродуктивных заданий практикума к §§ 30-39. Учащиеся работают по группам, каждый выполняет по 2-3 задания.

решение ситуативных задач на заданную тему.

оперировать юридическими терминами при решении задач правового практикума

знать сущность международного гуманитарного права и международные правовые документы

письменное тестирование, устный индивидуальный опрос

2.1 Условия проведения  дифференцированного  зачёта  (ДЗ проводится одновременно для всей учебной группы  путем выполнения индивидуальных заданий на компьютере. Ответы  предоставляются преподавателю в электронном виде на компьютере.)

Количество вариантов для аттестующегося: шесть вариантов по 20 тестовых заданий   в каждом варианте

Время выполнения заданий___90 минут

Оборудование  компьютерный класс

Учебно-методическая и справочная литература

Конституция РФ

Требования к содержанию,  объему, оформлению и представлению контрольных заданий: тестовые задания, представленные в  виде индивидуальных заданий на компьютере,  должны способствовать закреплению  представлений об  основных положениях, понятиях и категориях обществознания, этапах развития общества и его социальных основ, эволюции и революции в развитии общества, природе государства, экономики, правовых и политических основ современного общества. развития человеческой личности

Условия приема контрольных заданий преподавателем:  каждый студент за семестр должен выполнить и защитить реферат или презентацию по выбранной теме

Порядок подготовки и проведения  аттестации: дифференцированный зачёт в форме компьютерного тестирования

2.2 Критерии и система оценивания:

              Оценка «отлично» ставится в том случае,  когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал (дидактические единицы, предусмотренные ФГОС или рабочей программой по дисциплине), исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.

Оценка «хорошо» ставится, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не знает отдельных разделов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи.

3. Пакет аттестующегося  «Комплект оценочных средств для промежуточной аттестации»

Вопросы к дифференцированному зачету по «Обществознанию»

1. Какие науки изучают общество? В чём выражается специфика общественных отношений?

2. . Что такое общественные отношения? Каковы их виды? В чём состоит их

      взаимосвязь?

3. Каковы основные сферы жизнедеятельности  общества? Проследите связи

    между ними.

4. Что такое сфера общества? Какие сферы общества вы знаете?

5. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от животных?

 6.В чём различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

 7. Что такое социальная группа? Какие виды групп выделяют в обществе?

 8. Какие типы этноса существуют? В чём состоят причины  межнациональных конфликтов? Каковы  пути их разрешения?

 9. Каковы проблемы и перспективы гражданского общества?

 10. Что такое наука? В чём отличие науки от обыденного познания? Каковы функции науки?

 11. В чём особенности чувственного познания? Каковы его формы?

  12. Дайте определение социальной структуры общества. Какую роль в обществе играет социальная стабильность?

 13. Объясните понятие «культура». Какие виды культуры вы знаете? В чём состоит их отличие друг от друга?

 14. Назовите и охарактеризуйте признаки государства. Какое место занимает государство в политической системе общества?

 15. Объясните понятие «предпринимательство». Какова его цель? Какие факторы влияют на эффективность предпринимательской деятельности?

 16. В чём выражаются материальные потребности? Какую роль в их удовлетворении играет производство?

 17. Охарактеризуйте признаки денег. Какие функции выполняют деньги?

 18. Дайте определение понятия «личность». Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?

 19. Какую роль в обществе играет семья? Какие виды семьи существуют? Какие функции выполняет семья?

  20. Дайте определение понятия «социальные нормы». Перечислите и охарактеризуйте известные вам социальные нормы.

 21. В чём состоят особенности моральных норм? Как они взаимодействуют с другими социальными нормами?

22. Что такое познание? Какие виды познания существуют?

23. Что означает понятие «правовой статус личности»? Какими личными правами обладают граждане нашей страны?

24. Что понимается под государственным регулированием экономики? Каковы его цели?

25. В каких значениях употребляется слово «рынок»? Что такое рынок с точки зрения экономической науки?

27. Дать определение понятию «религия» как феномену культуры. Какова роль религии в жизни современного общества?

28. Что выступает в качестве спроса и предложения на рынке труда? Какое место на рынке труда занимает занятость?

29. Что такое правовое государство? Какие этапы прошло развитие идеи правового государства?

30. Объясните понятие «форма правления».

31. Дайте определение понятия «государство». Назовите и охарактеризуйте признаки государства.

32. Дайте определение политической системы общества. В чём состоит влияние политических партий на государство?

33. Что такое власть? Каковы её особенности? Какие виды власти существуют?

34. Дайте определение понятия «политический режим». Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов.

35. Что такое социализация? Каковы её этапы? Какие факторы влияют на процесс социализации?

36. Что такое молодёжь с точки зрения современной науки? В чём состоят особенности социализации молодёжи?

37. Что такое социальная стратификация? Чем различаются понятия «социальная структура» и «социальная стратификация»?

38. Что такое социальный конфликт? Каковы его стадии? Приведите классификацию конфликтов.

39. Как вы понимаете норму Конституции РФ о том, что «осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц»? Выберите любое из прав гражданина РФ и разъясните его смысл.

40. Объясните, на основании чего демократию признают способом организации политической системы, всей жизни общества. Какие демократические принципы вам известны?

41. Почему и для чего возникли политические партии, какова их роль в демократическом обществе? Нужна ли многопартийность?

42. Охарактеризовать реформы Петра I и их влияние на развитие Санкт- Петербурга.

43. Что такое культура? Каковы её основные виды? Чем отличается материальная культура от духовной и что между ними общего?

44. Что такое искусство? Чем оно отличается от других видов деятельности человека?

45. Дайте характеристику основных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

46. Что такое политическая социализация? Что влияет на процесс политической социализации?

47. Дайте определение понятия «образование». В чём состоит взаимосвязь образования и воспитания?

48. Дайте определение понятия «социальное поведение». Какие типы поведения существуют? Какие из них относятся к разновидностям девиантного поведения?

49.Чтол такое «социальная среда» и какие социальные факторы развития личности выделяются учёными?

50. Чем обусловлены поведение и деятельность человека?

51. Что является каналами социальной мобильности?

52. Какова роль института семьи?

53. Что такое «процесс институционализации»?

54.Как формируются социальные контакты, действия и взаимодействия?

55. Каковы задачи экономики?

56. Какие виды экономических ресурсов существуют? Какую роль в экономике играет каждый из них?

57. В каких значениях употребляется слово «рынок»? Что такое рынок с точки зрения экономической науки?

58. Дайте определение налога. Какие бывают виды налогов? Чем они различаются?

59.Охарактеризуйте заработную плату как вид дохода. Какие бывают виды зарплаты?

60. Что такое международные экономические отношения? Каковы их разновидности?

61. Как связаны между собой общечеловеческая культура и духовное богатство?

62. Что такое соучастие? Каковы его виды? Какие виды соучастия существуют?

63.Какова классификация видов административного правонарушения?

64. Разъясните смысл теории естественных прав человека. Как она отразилась в нормативных актах государств?

65.Какие существуют концепции правопонимания? Раскройте их содержание.

66. Каковы принципы гражданства? Какие существуют способы приобретения гражданства?

67.Что такое избирательная система? Объясните понятия активное и пассивное избирательное право.

68. Каково содержание статьи 13 Конституции РФ? Как она отражается на политической жизни России?

С данным перечнем,  формой и процедурой  проведения промежуточной аттестации должен быть ознакомлен студент в течение первых двух месяцев от начала обучения)


Макет №1

Форма перечня зачетных, экзаменационных вопросов, заданий по дисциплине

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Автотранспортный и электромеханический колледж»

Утверждаю

Зам директора по УР                /О.Е. Мовшук  Ф И О

«___»_________2014 г.

Перечень вопросов, заданий для экзамена, зачета, дифференцированного зачета по дисциплине

обществознание

Специальность           СПО технического профиля

Курс        I

Инструкция

1 Внимательно прочитайте задание.

2 Выберите (ответьте, решите и т.д.)

Вы можете воспользоваться Конституцией РФ

Время выполнения задания – ____90__ минут

1. Название вопроса/практическое задание

2. Название вопроса/практическое задание

3. Название вопроса/практическое задание

и т.д.

Вариант 1

 1. Правосудие в России осуществляется:

а) Президентом;

б) Федеральным Собранием;

в) Правительством;

г) судом

2. Общество в широком смысле слова – это:

а) территория обитания людей

б) история человечества

в) совокупность форм объединения людей

г) производительные силы

3. Обществознание – это (определить не менее двух ответов)

а) наука

б) учебная дисциплина

в) комплекс наук об обществе и человеке

г) сфера естественнонаучного знания

д) сфера гуманитарного знания

4. Человек отличается от животного наличием (определить не менее двух ответов)

а) языка

б) разума

в) сознанием

г) трудовой деятельности

д) мышления

5. Личность возможна (Определить неверный ответ)

а) без морали

б) без гражданственности

в) без ответственности

г) без диплома о высшем образовании

6. Человек и общество

а) человек первичен по отношению к обществу

б) общество первично по отношению к человеку

в) человек и общество взаимно обусловлены

г) общество и человек развиваются независимо друг от друга

7. Мораль в религии основывается

а) на разуме

б) на вере

в) на долге

г) на свободе

8. Целью развитой религии является достижение

а) материального благополучия

б) социального положения и значимости

в) спасение души

г) познание мира

д) управление силами природы

9. К монотеистическим религиям относятся (определить не менее двух ответов)

а) индуизм
б) ислам
в) буддизм
г) язычество

10. К основным моральным категориям относятся (определить неверный ответ)

а) добро                  б) справедливость
в) совесть                
г) выгода
д) любовь

11. Мораль проявляется в следовании
а) интересам власти
б) общественному мнению
в) анимизму
г) гороскопу
д) внутреннему «Я» человека

12.  К политеистическим религиям относятся
а) христианство
б) индуизм
в) ислам
г) иудаизм

13.  Мораль несовместна
а) с религией
б) с философией
в) с наукой
г) с законами
д) с аполитичностью

14. Отрицание существования всякого рода сверхъестественных сил, отказ от религиозных верований называется __Атеизм_______        

15. Составной частью рационального познания является:

а) восприятие;

б) умозаключение;

в) представление;

г) ощущение.

16. Существует:
а) пять чувств;
б) семь чувств;
в) четыре чувства;
г) девять чувств.

17. Умозаключение – это:
а) форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках ;
б) форма мышления, в которой человек выражает вещь в её  связях и отношениях ;
в) форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений  выводится новое суждение ;
г) отражение отдельных свойств и качеств предмета окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

18. Границы между сферами общественной жизни:
а) раз и навсегда жёстко заданы;
б) совершенно условны;
в) подвижны;
г) могут устанавливаться произвольно.

19. Мораль относиться к нормам:
а) экономическим;
б) политическим;
в) культурным;
г) правовым.

20. Религия представляет собой:

а) веру в сверхъестественное;

б) веру в благой Абсолют;

в) стремление в жизни к беспредельному совершенствованию, очищению и спасению;

г) особый вид духовного познания;

д) стремление познать мир в его причинно – следственных связях.

Определить неверный ответ.

Вариант 2

1. Судебная система РФ устанавливается:

а) Президентом;

б) Федеральным Собранием;

в) Конституцией и федеральным конституционным законом;

г) Правительством

2. Одной из основных сфер жизни общества является:

а) производительные силы общества

б) духовная культура общества

в) общественные отношения

г) товарно – денежные отношения

3. Обществознание изучает:

а) внешние цивилизации

б) человечество в его сущности и целостности

в) различные общества (российское, американское и т.д.)

г) мелкие группы и сообщества людей (по интересам, профессии и т.д.)

4. Предшественником человека является:

а) обезьяна

б) человекоподобное  существо

в) духовная субстанция

г) представители внеземной цивилизации

5. Духовное познание – это:

а) самопознание

б) естественное познание мира

в) мистика

г) поиски смысла существования

6. Личность формируется:

а) в результате рождения человека

б) в процессе воспитания и социализации

в) как результат духовного развития

г) в процессе самопознания

7. Суеверия могут примешиваться к (определить не менее двух ответов)

 а) научному мировоззрению

б) религиозному мировоззрению

в) философскому мировоззрению

г) установлению причинно – следственных связей.

8. Мораль возникла:

а) вместе с возникновением общества

б) вместе с возникновением политической и правовой мысли

в) с возникновением правового государства и демократического режима

г) вместе с философией и развитой религией.

9. Национальной религией является

а) буддизм

б) христианство

в) ислам

г) иудаизм

10. Совесть можно интерпретировать как:

а) совокупностью общечеловеческих ценностей

б) ценности и идеалы, усвоенные индивидами

в) способность ориентироваться в моральных принципах и поступать в соответствии с ними.

г) осознание личностью своих прав и свобод.

11. Под культурой в наиболее общем виде понимается

а) уровень воспитанности человека

б) вся преобразовательная деятельность человека

в) производство и применение орудий труда

г) приспособление развитых живых организмов к окружающей действительности.

12. Мировой религией является

а) буддизм                                                                                

б) индуизм                                                                                

в) синтоизм                                                                                

г) иудаизм

13.  Моральная личность неизбежно формируется в результате

а) социализации
б) образования

в) знакомство с религией
г) внутреннего духовного развития
д) познание общества и природы

14. Тотемизм в древнем обществе был обусловлен необходимостью:
а) названия мира
б) обеспечения единства племени или рода

в) добывания средств к существованию
г) устрашения представлений других племён.

15. Эксперимент, опыт, практика – это способы познания
а) чувственного;
б) рационального;
в) научного

16. Основными источником информации является:

а) зрение
б) слух
в) вкус

г) осязание

17. Представление – это:
а) целостное отражение предметов и явления при воздействии на органы чувств;
б) мысль, отражающая существенные, общие свойства, признаки предмета или явления;

в) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо через связь понятий;
г) это вывод из нескольких логических связанных суждений

18. Мораль – это:
а) необходимость поступать соответствующим образом в силу внешних обстоятельств;
б) исполнение законов

в) следованием традициям, принятым в обществе;
г) следование заветам предков;
д) внутренняя саморегуляция поведения человека.

19. Базовой наукой для общества является:

а) философия;
б) социология;
в) история;
г) культурология.

20.  Искусство удовлетворяет потребности:

а) материальные;

б)  познавательные;

в) интеллектуальные;

г) эстетические.

Вариант 3

1. Судьи независимы и подчиняются только:

а) Президенту;

б) Федеральному Собранию;

в) Правительству;

г) Конституции РФ и федеральному закону

2. Взаимосвязь природы и общества характеризуется:

а) подчинением природы обществу                                                        

б) взаимной независимостью природы и общества                                        

    в) взаимным влиянием природы и общества                                                

 г) полным подчинением общества природе

3.  Общество возникает впервые:

   а) в животном мире

б) вместе с человеком

в) с цивилизацией

г) с культурой

д) существовало до возникновения культуры и цивилизации

4. Индивидуальность -   это:

а) только развитая личность

б) индивид в обществе

в) развитый индивид, проявивший свои особенности, задатки и таланты

г) специфическое проявление человеческих  социальных, духовных и психологических

   особенностей

д) биологические особенности человека

5.  Духовное познание отвечает на вопрос

а) что?

б) почему?

в) зачем?

г) как?

д) ради чего?

6. Религия возникла:

а) вместе с человеком и обществом

б) с образованием цивилизации

в) в «осевое время»  (VIII – II вв. до н.э.)

г) начатки религии существуют и в животном мире.

7. К основным моральным категориям относятся (определить неправильный ответ):

а) добро

б) справедливость

в) совесть

г) выгода

д) любовь

8. Человек и общество:

а) человек первичен по отношению к обществу

б) общество первично по отношению к человеку

в) человек и общество взаимно обусловлены

г) общество и человек развиваются независимо друг от друга

9. Православие стало государственной религией Древнерусского государства в

а) 882г             б) 988г        в) 1058г        г) 1380г

10. Форма религии, связанная с верой,  возможностью воздействия на объекты путем заклинания, - это:

а) знахарство

б)  анимизм

в) тотемизм

г) магия

11. Целью развитой религии является достижение:

а) материального благополучия

б) социального положения и значимости

в) спасение души

г) познание мира

д) управления силами природы.

12.  Совесть можно определить как:

а) ценности и идеалы общества, усвоенные индивидом в процессе социализации.

б) “внутренний голос”,  подсказывающий человеку,  как должно поступать в той или  иной ситуации.

в) способность личности различать добро и зло и делать выбор в пользу добра.

г) субъективное осознание личностью  своих прав и свобод.

13. В РФ государственной религией является:

а) христианство

б) мусульманство

в) буддизм

         г) ни одна из религий

         

         14. В буддизме состояние совершенного покоя и единения с космосом получило название __Нирвана____   

15. Субъектом познания общества  является

а) планета;
б) растительный мир;
в) человек.

16.Восприятие – это:

 а) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействую на органы чувств.
б) отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы
чувств в виде целостного образа;
в) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся
в сознании после окончания непосредственного воздействия на  органы чувств;
г) форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

17. Способами научного познания является (Определите неверный ответ):

а) наблюдение;

б) индукция;
в) дедукция;
г)  догадка.

18.  Человек  - это объект изучения:

а) естественных наук;                б) точных наук;

в) гуманитарных наук;               г) технических наук

19. К государственной символике относят (определить неверный ответ):
а) язык;
б) герб
в) флаг
г) гимн

20.  Моральной личностью можно считать:

а) Юлия Цезаря

б) Александра Македонского;

в) Наполеона;

г) Сократа.

Вариант 4

1. Полная дееспособность гражданина наступает с:

а) момента рождения;

б) 14 лет;

в) 18 лет;

г) 16 лет;

д) 21 года

2. Духовное познание – это:

а) мистика

б) поиски смысла существования

в) самопознание

г) естественное познание мира.

3. Христианство раскололось на православие и католицизм в:

а) 554 г.               в) 1254 г.

б)1054 г.              г) 1554 г.

4. К средствам массовой коммуникации не относится:

а) газета

б) радио

в) книга

г) телевидение

5.  Потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – это:

а) познание

б) интеллект

в) убеждение

г) мировоззрение

6.  Армия, полиция, спецслужбы, суд, системы исполнения наказаний – это признаки… ресурса власти

а) экономического

б) силового

в) социального

г) информационного

7. Самым распространённым методом сбора эмпирической информации в социологии является:

а) наблюдение

б) интервью

в) эксперимент

г) анкетирование

8.  Процесс познания, в котором человек делает себя самого предметом изучения, называется:

а) самовоспитание

б) самопознание

в) самореализация

г) самообладание.

9. К видам материальной культуры относится… культура

а) экономическая

б) нравственная

в) эстетическая

г) политическая

10. К политеистическим религиям относятся:

а) индуизм

б) ислам

в) буддизм

г) язычество

11. Одной из основных сфер жизни общества является:

а) производительные силы общества

б) экономическая сфера

в) общественные отношения

г) товарно-денежные отношения

12.  Готовность к необходимости, обязанности отдавать кому – либо отчёт в своих поступках – это:

а) мировоззрение

б) убеждение

в) ответственность

г) инициатива.

13. Мировой религией является:

а) синтоизм

б) адвентизм

в) ислам

г) протестантизм

14. Деятельность всегда (определить неверный ответ):

а) целенаправленна;

б) биологически задана;

в) целеполагающая;

г) сознательна

15. Определите вид познания, имеющий следующие особенности:

а) стремление к объективности;

б) особое значение эксперимента;

в) следование теории;

г) преобладание логико-математических методов исследования.

Рациональное

16. Общество представляет собой: (определить не менее двух ответов)

а) сумму людей;

б) совокупность общественных отношений;

в) способ организации человеческой жизнедеятельности;

г) объединение живых существ.

17. Базовой наукой для обществознания является:

а) философия;

б) социология;

в) история;

г) культурология.

18.  Человек, согласно современным представлениям есть существо:

а) биологическое;

б) социальное;

в) духовное;

г) биосоциальное.

19. Искусство необходимо для достижения следующих целей (определить неверный ответ):

а) приятного времяпрепровождения;

б) познания;

в) духовного развития;

г) реализации творческих потребностей и возможностей человека.

20. Научное познание использует (определить неверный ответ):

а) индукцию;

б) дедукцию;

в) воображение;

г) анализ.


Вариант 5

1.Трудовой договор (контракт) носит характер (указать не менее двух ответов):

а) персональный;

б) коллективный;

в) письменный;

г) возмездный

2. Какую сферу общества представляет религия, наука, образование?

а) экономическую

б) социальную

в) политическую

г) духовную

3. Что является отличительной чертой науки?

а) обращение к сверхъестественным силам;

б) стремление к достижению объективной истины;

в) воздействие на эмоции людей;

г) образное отражение идей автора

4. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в  

а) дыхании    

б)  питании      

в)  самосохранении    

г)  самореализации

5. Под обществом в узком смысле понимают:
а) весь окружающий человека мир
б) все формы взаимодействия людей
в) мораль
г) спортивный клуб

6. Какое понятие используют для характеристики человека как отдельно взятого представителя всего человеческого рода?
а) индивидуальность            б) гражданин
в) индивид                              г) личность

7. Какой пример характеризует человека как личность?
а) У Лены темные волосы и карие глаза.
б) Игорь быстро бегает.
в) Татьяна плохо видит записи на доске с последней парты.
г) Юлия соблюдает диету и каждый день занимается гимнастикой, чтобы похудеть.

8. Какой из перечисленных признаков характерен только для деятельности человека?
а) творческий характер
б) совместный характер
в) инстинктивный характер
г) орудийный характер

9. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?

а) пассажиры

б) мужчины

в) горожане

г) инженеры

10. Потребность человека, не связанная с его природой как биологического существа

а) в пище

б) в движении

в) в сохранении рода

г) в познании

11. Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм?

а) этика

б) лингвистика

в) литературоведение

г) эстетика

12. К духовной сфере жизни общества непосредственно относится:

а) принятие кодекса законов о труде;

б) введение правил, облегчающих открытие предприятий малого бизнеса;

в) проведение поэтического конкурса;

г) рост городского населения

13. Конституция Российской Федерации была принята:

а) на выборах 5 декабря 1994 г.,  

б) Президентом РФ 7 октября 1999 г.,

в) на заседании Государственной Думы 12 декабря 2000 г.,

г) на референдуме 12 декабря 1993 г.

14. Какое из понятий не относятся к понятию «духовная культура»?

а) ценности

б) творчество

в) фабрика

г) искусство

15. В росте образовательного уровня населения страны отражается развитие:

а) экономической сферы общества;

б) социальной сферы общества;

в) политико-правовой сферы общества;

г) духовно – нравственной сферы общества.

16. Человек как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности называется:

а) личностью

б) индивидом;

в) индивидуальностью;

17. Проявление человеком активности, не стимулированной извне – это:

а) мировоззрение

б) убеждение

в) ответственность

г) инициатива

18. Понятие – это

а) форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках;

б) форма мышления, в которой человек выражает вещь в её связях и отношениях;

в) форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;

г) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств

19. Объект –

а) тот, кто осуществляет деятельность;

б) то, на что направлена деятельность;

в) устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы;

г) тот образ, что представляется в сознании и ожидается в результате определённым образом направленной деятельности

20. Искусство, в отличие от других форм культуры:

а) обосновано на вере в сверхъестественное,

б) выполняет функцию социального управления,

в) отражает действительность в образно – символической форме,

г) комплексно описывает и объясняет события и явления.

Вариант 6

1.Правоспособность человека наступает с:

а) момента рождения;

б) 14 лет;

в) 18 лет;

г) 16 лет;

д) 21 года

2. Какой из приведенных признаков НЕ характерен для традиционного общества?

а) интенсивные методы экономики

б) тесная связь общества с природной средой

в) ключевая роль обычаев и ритуалов как регулятора общественной жизни

г) интересы коллектива выше интересов личности

3. Индивидуальность- это:

а) отдельно взятый человек

б) социально и духовно развитый человек

в) набор уникальных качеств человека (память, темперамент, характер, эмоциональность)

4. К физиологическим потребностям человека НЕ относится:

а) потребность во сне

б) потребность в общении

в) потребность в крове

г) потребность в еде

5.  К материальной деятельности человека относится:

а) создание художественных ценностей

б) осуществление научного открытия

в) совершенствование технологий производства

6. Какая наука является лишней в перечне наук, имеющих своим непосредственным предметом проблему человека?

а) философская антропология

б) экономика

в) социология

г) социальная психология

7. К проявлениям, отражающим обыденное знание,  Не относится

а) назидание

б) личный опыт

в) традиция

г) эксперимент

8. Какое определение пропущено в следующей фразе: «Только деятельности человека свойствен… характер»?

а) инстинктивный

б) орудийный

в) совместный

г) преобразовательный

9.  Восприятие – это:

а) форма рационального познания,

б) психическое свойство, присущее только человеку,

в) форма чувственного познания,

г) способ объяснение мира

10. Какой из терминов «выпадает» из данных понятий, характеризующих искусство?

а) образность,

б) эмоциональность,

в) фантазия,

г) обоснованность

11. Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному – это ...

а) регресс;

б) фатализм;

в) прогресс;

г) меркантилизм

12. Тип мировоззрения, отличительная особенность которого состоит в разработке теоретически и фактически обоснованной картины мира:

а) обыденный;

б) научный;

в) религиозный;

г) гуманистический

13. К числу подсистем общества как системы относится:

а) экономика;

б) профсоюз;

в) класс предпринимателей;

г) церковь.

14. К чувственному познанию мира относится:

а) абстрагирование;

б) восприятие;

в) обобщение;

г) сравнение.

15. Признаком человеческой деятельности, отличающим ее от поведения животных, является:

а) проявление активности;

б) целеполагание;

в) приспособление к окружающему миру;

г) взаимодействие с природой

16. Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнение, называется:

а) моралью;

б) правом;

в) культом;

г) догмой.

17. Всё то, что создано человеком, в своей совокупности называется:

а) обществом;

б) культурой;

в) искусством;

г) социумом

18. Из перечисленных наук познанием общества как целостной динамичной системы занимается:

а) психология;

б) социология;

в) политология;

г) культурология

19. И человек, и животные способны:

а) использовать предметы природы;

б) изготавливать орудия труда с помощью орудий труда;

в) передавать трудовые навыки последующему поколению;

г) осознавать собственные потребности

20. Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества?

а) производителей и потребителей;

б) партий и государства;

в) родителей и детей;

г) писателей и читателей.

Разработчик:                           / Петровская Л.Ю.

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии № «3»

Протокол № ___ от_________________

Председатель ЦК Лисина Т.Г./_______


Макет№2

Титульный лист для комплекта оценочного средства

(для проведения промежуточных аттестационных процедур)

Санкт-Петербургское  государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Автотранспортный и электромеханический колледж»

Утверждаю

Зам директора по УР Мовшук  О.Е. Ф И О

 «___»_________2014 г.

Комплект

контрольно-оценочных средств

для проведения промежуточной аттестации в форме

дифференцированного зачёта

(указать форму аттестации по учебному плану)

по учебной дисциплине обществознание

основной профессиональной образовательной программы

по специальности  СПО технического профиля

базовой  подготовки

Курс обучения  I

Семестр
I -II

Форма обучения  
очная

Разработчик:  Петровская Л.Ю.

Рассмотрен и одобрен на заседании цикловой комиссии № «3»

Протокол № ___ от_________________

Председатель ЦК____ Лисина Т.Г.________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации в форме экзамена по учебной дисциплины ВЧ. ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу по подготовке специалистов среднего звена учебной дисциплины ВЧ. ОГ...

Программа промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по дисциплине Иностранный (английский) язык, специальность Сестринское дело (базовая подготовка) очно-заочная форма обучения, 1 курс

Форма проведения дифференцированного зачета - письменная. Для подготовки к зачету студентам предлагается краткое содержание учебной информации, банк заданий в тестовой форме без эталонов ответов. Соде...

Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по образовательной учебной дисциплине ОУДб.04 и ОДБ.04 История

Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по образовательной учебной дисциплине ОУДб.04 и ОДБ.04 История...

Комплект контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета в рамках программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих ОП.03 «Иностранный язык в профессиональной деятельности» (англ

Область применения комплекта контрольно-измерительных материалов  дисциплины: промежуточная аттестация в форме дифференцированного  зачета.Требования к результатам освоения основной професси...

Комплект контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации в форме ДФК и дифференцированного зачета в рамках программы подготовки специалистов среднего звена

1.1. Область применения комплекта контрольно-измерительных материалов  дисциплины: промежуточная аттестация в форме ДФК и дифференцированного  зачета....

Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета (контрольная работа) в рамках образовательных программ среднего профессионального образования (ППССЗ) по учебной дисциплине ОУД.11 ЭКОЛОГИЯ

Комплект измерительных материалов предназначен для оценки результатов освоения образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины  ОУД.11«Экология».КИМ вкл...