конспект по теме: "Сознание человека"
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс) на тему

Лозяная Людмила Владимировна

конспект куроку в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_6_soznanie_cheloveka.docx125.89 КБ

Предварительный просмотр:

Сознание человека. Я концепция.

  1. Сознательное и бессознательное:

Структура сознания

  • Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя — получение первичных знаний.
  • Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе — возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;
  • Эмоциональные компоненты — это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.
  • Ценностно-смысловые компоненты — это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение и интуиция).

Важнейшее  свойство сознания человека — его активность.

Проявления: 

  • Отражает  мир целенаправленно и избирательно;
  • Разрабатывает  прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;
  • Конструирует   теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;
  • Служит  основой преобразовательной деятельности человека.

Философская концепция сформулирована Лейбницем и Фрейдом, как низшая форма духовной деятельности, лежащая за порогом осознаваемых представлений.

Выделяют четыре класса проявлений бессознательного:

1) Сверхиндивидуальное – некое поведение, усвоенное человеком.

2) Неосознаваемое – побудительные мотивы деятельности, как смысловые поведенческие основы личности. Выражаются в стремлениях, влечениях, реакциях.

3) Стереотипы – автоматическое поведение.

4) Психологические реакции человека на различные раздражители, в которых он сам себе не отдает отчета.

Бессознательное проявляется в простых психических реакциях: аффектах, сновидениях, эмоциональных переживаниях, которые не осознаются субъектом.

  • Бессознательное стремится к получению удовольствий и психическому комфорту
  • Сознание  с помощью социальных норм стремится ввести подсознание в социально приемлемые рамки.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека.

Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения:

  •  когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
  • когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);
  • когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;
  • когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.
  1. Самопознание

Этапы:

1) самоузнавание  (ребенок узнает себя свои части тела, окружающий мир)

2) формулирование образа «Я»

3) самосовершенствование

4) самореализация (проявление «Я» в деле, «я сам»)

5) самооценка

6) самонаблюдение (ведение личных дневников)

7)саморегулирование  (связано с волей человека)

8) самоисповедь (разговор с самим собой)

Самопознание способствует расширению границ собственных возможностей человека, постановке целей, адекватных индивидуальным особенностям.

  1. Самооценка

Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.

На формирование самооценки влияют следующие факторы:

  • Сопоставление  образа реального «Я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть;
  • Оценка   других людей;
  • Отношение  личности к собственным успехам и неудачам.

Мотивы  для обращения человека к самооценке:

1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).

2. Повышение собственной значимости (самоуважение).

3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими).

 Самооценка

  • Реалистическая
  • Завышенная  (Самодовольство)
  • Заниженная (Недовольство)

  1. «Я» - концепция.

«Я» концепция – целостный образ собственного Я

  • Реальное «Я» (представление о себе в настоящем времени)
  • Идеальное «Я» (то каким субъект, по его мнению, должен был стать)
  • Динамическое «Я» (то каким субъект намерен стать)
  • Фантастическое «Я» (то каким субъект желал стать, если бы это было возможным)

http://cs323817.userapi.com/v323817844/1871/6Qf1U0eyCZI.jpg

План

1) Понятие о самопознании./ Самопознание – познание человеком самого себя.

2) Основные методы самопознания:

а) самонаблюдение;    б) самоисследование.

3) Формирование самооценки личности:

а) адекватная самооценка;  б) заниженная самооценка; в) завышенная самоооценка.

4) «Я»-концепция и процесс ее формирования.

5) Специфика объектов самопознания:

а) собственные потребности;  б) собственные возможности;

в) смысл собственного бытия;   г) отличия себя от других людей.

6) Неразрывность связи между познанием человеком самого себя и материального мира.

 

 5.  Свобода личности 

Формы проявления:

1) Внутренняя свобода, присущая человеку и отличающая его от других живых существ.

2) Свобода от ограничения и насилия, от неравноправия и различных форм дискриминации в обществе. Свобода проявляется в запрещении предпринимать по отношению к личности действия, противоречащие человеческому достоинству и ущемляющие права.

3) Свобода – как деятельностная характеристика личности. Свобода предполагает выбор различных вариантов различного отношения человека к миру.

Фатализм (роковой) — мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости.

Волюнтаризм (воля) — мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего

Свободы и права граждан закреплены документально во Всеобщей декларации прав человека от 1948 года, принятой ООН.

В 1966 году – документы об экономических, социальных и культурных правах.

Поведение человека должно соответствовать нормам права и морали.

Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность – это фундамент внутренней мотивации поведения и поступков человека. Регулятором подобного поведения является совесть.

Виды  ответственности:

  • — историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;
  • — индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

План

1)        Свобода в деятельности человека:

а)        свобода личности — важнейшая ценность цивилизации;

б)        «свобода есть осознанная необходимость»;

в)        категория свободы в философских исканиях человечества.

2)        Ответственность — важнейший регулятор деятельности человека:

а)        сознательное следование установленным нормам;

б)        оценивание своих поступков с точки зрения их последствий для окружающих;

в)        принципы и убеждения.

3)        Свобода и ответственность в свободном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урокаДекор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древней Греции. Древнегреческая вазопись.

Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.Формирование представления об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов....

презентация и конспект урока "Этапы происхождения человека" 10 класс

Вопрос о происхождении  Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спорных и в наши дни. урок по данной теме должен быть построен так, чтобы не ущемляя собственное воззрение ребёнка, спо...

Тест по теме СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ для 10А класса

Тест по теме СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ для 10А класса...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Тест по теме "Сознание и познание" для 10 класса (профильный уровень)

Контрольное тестирование за 2 полугодие в рамках ВШК для 10 класса профильного уровня. Тест составлен в формате ЕГЭ....

Контрольное тестирование в рамках для 10 класса (профильный уровень) по теме: «Сознание и познание».

Контрольное тестирование в рамках для 10 класса (профильный уровень) по теме: «Сознание и познание» в 2 вариантах с ответами....