Контрольное тестирование в рамках для 10 класса (профильный уровень) по теме: «Сознание и познание».
тест по обществознанию (10 класс) на тему
Контрольное тестирование в рамках для 10 класса (профильный уровень) по теме: «Сознание и познание» в 2 вариантах с ответами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variant_1_0.docx | 46.01 КБ |
variant_2_0.docx | 47.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольное тестирование в рамках для 10 класса (профильный уровень) по теме: «Сознание и познание».
Вариант 1
- В отличие от других видав познания в процессе научного познания обязательно происходит
- отражение внешних признаков познаваемого объекта;
- теоретическое обобщение результатов наблюдений;
- формулировка возможных ответов на возникающие вопросы;
- построение предложений, основанных на опыте.
- И ученый, и школьник познают окружающий мир. Отличие познавательной деятельности ученого состоит в том, что он
- использует экспериментальные методы;
- использует теоретические методы;
- творчески решает поставленные задачи;
- добывает знание новое для всего человечества.
- Верны ли следующие суждения о познании?
А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов.
Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в
языке.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
- Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?
А. Не только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях.
Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это свойственно исключительно научному познанию.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
- Верны ли следующие суждения об истинном знании?
А. Истинное знание - то, которое разделяется большинством людей.
Б. Истинное знание – то, которое соответствует познаваемому субъекту.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
- Относительная истина – это знание
- непроверенное
- неполное
- недостоверное
- необоснованное
- Человек формирует знание о себе, своих потребностях, способностях, стремлениях в процессе
- самопознания; 3) самоконтроля;
- самолюбия; 4) самоуправства.
- Верны ли следующие суждения о свободе человека в обществе?
А. Свобода человека в обществе предполагает возможность выбора и принятия на себя ответственности за него.
Б. Чем больше свободы получает человек в обществе, тем больше ответственности ложиться на него.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
- Установите соответствие между уровнями научного познания и иллюстрирующими их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОВНИ
Ответ запишите в виде порядка цифр.
А | Б | В | Г | Д | Е |
- Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
- данные
- ошибка
- психика
- выводы
- науки
- контакты
- возврат
- история
- ученые
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
А | Б | В | Г | Д | Е |
- Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном познании: одно предложение об отличиях научного познания от житейского и одно предложение с характеристикой любого из методов научного познания.
- В обществоведческих науках существуют положения, которые вызывают споры ученых. Ниже приведено одно из таких положений.
«. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует»
Используя обществоведческие знания, приведите два положения в защиту данной точки зрения и два положения, опровергающих данное мнение.
13.Прочитайте текст и выполните задания к нему
Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства. Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития
современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности
(И. В. Безбородова, М. Б. Буланова и др.)
1) Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.
2) Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую причину этих изменений они указали?
3) Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные и проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.
4) Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом
современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество.
Предварительный просмотр:
Контрольное тестирование в рамках для 10 класса (профильный уровень) по теме: «Сознание и познание».
Вариант 2
- Только в процессе научного познания происходит
- объяснение объективно действующих законов;
- применение знаний на практике;
- отрицание предыдущих достижений познавательного процесса;
- формирование целостного образа мира.
- Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию:
- использование понятий;
- логическое выведение умозаключений;
- экспериментальное подтверждение результатов;
- открытость рациональной критике любого положения.
- Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?
А. Выводы, сделанные на основе повседневного опыта, бывают недостаточно доказательными.
Б. Научное познание предполагает проверку и перепроверку истинности получаемых выводов.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
- Верны ли следующие суждения о ложном знании?
А. Ложное знание может быть следствием предубеждений и пристрастий.
Б. Ложное знание может быть следствием недобросовестности исследователя.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
- Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина – это соответствие знания интересам познающего субъекта.
Б. Истина – это соответствие знания представлениям большинства людей.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
- Абсолютная истина в отличие от относительной истины – это
- выводы, полученные научным путем;
- экспериментально установленные факты;
- знание, которое никогда не будет опровергнуто;
- суждения, лишенные субъективных оценок.
- Самооценка человека не включает в себя:
- отношение к собственной внешности;
- стремление добиться успеха в обществе;
- отношение человека к себе и другим;
- смена человеком места жительства.
- Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Самопознание начинается с самоузнавания, различения себя и внешнего мира.
Б. Самопознание – это переход от пассивного восприятия себя к активному созданию образа «Я».
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
- Установите соответствие между положениями и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛОЖЕНИЯ ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
Ответ запишите в виде порядка цифр.
А | Б | В | Г | Д | Е |
- Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
- потребность 6) результат
- истина 7) идеальные образы
- познавательный инстинкт 8) объективность
- процесс 9) субъект
- деятельность
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
А | Б | В | Г | Д | Е |
- Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об истине: одно предложение об объективности истины и одно предложение, раскрывающее связь относительной и абсолютной истины.
- В обществоведческих науках существуют положения, которые вызывают споры ученых. Ниже приведено одно из таких положений.
«Бытие является первичным по отношению к сознанию. Именно оно и формирует последнее».
Используя обществоведческие знания, приведите два положения в защиту данной точки зрения и два положения, опровергающих данное мнение.
13. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Истина сама по себе... – соответствие между нашей мыслью и действительностью... Ложь – в отличие от заблуждения и ошибки – обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле объективного несовпадения данного положения с истиной, хотя бы без намерения и вины субъекта; так лживый вывод есть тот, который делается с намерением обмануть других, тогда как ложным выводом может быть и такой, который делается по ошибке, вводя в обман самого ошибающегося...
Наука объясняет существующее. Данная действительность еще не есть истина. Ум не удовлетворяется действительностью, находя ее неясною, и ищет того, что не дано, чтобы объяснить то, что дано. Наука постоянно восстанавливает подлинный вид вещей, когда объясняет их... Чтобы ум признал факт ясным, прозрачным, нужно коренное его изменение; нужно, чтобы он перестал быть только фактом, а сделался истиной. Таким образом, деятельность нашего ума определяется: 1)фактическим бытием как данным и 2) истиною, которая есть предмет и цель ума... Если бы ум ограничивался восприятием данного, ему нечего было бы делать; он не сознавал бы своей задачи и человек снизошел бы до бессмысленности животного. Если бы ум уже владел полнотою истины, задача была бы выполнена, и для человечества не было бы иного состояния, кроме абсолютного покоя божества. (Соловьев В.С. Из статьи для Энциклопедического словаря Ф.Брокгауза – И.Ефрона)
1)Как философ трактует понятие «истина»? Какое выражение отражает позицию автора: «эти факты истинны» или «наши знания об этих фактах истинны»?
2) Существует ли различие между заблуждением и ложью? В чем оно?
3) В каких фразах текста выражена необходимость мыслительной (умственной) деятельности человека, направленной на постижение мира? Соответствуют ли эти положения современным взглядам на роль рационального мышления в познании? Свой вывод обоснуйте.
4) Как автор характеризует роль науки в процессе познания? Какие методы помогают науке добывать истинное знание?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обществознание. ЕГЭ. Вводная контрольная работа для учащихся 11 класса (профильный уровень)
Вводная контрольная работа составлена с целью проверки знаний, полученных в 10 классе. Проверяются знания по следующим темам: Общество и общественные отношения, Человек и его деятельность, Познание, П...
Урок истории России в 11 классе (профильный уровень) на тему « СССР накануне войны»
Цели урока:раскрыть причины нарастания международной напряженности;- выделить основные задачи и направления внешней политики СССР в предвоенные годы;- развивать познавательные умения: самостоятельно п...
Итоговая контрольная работа по экономике 10 класс (профильный уровень).
Итоговая контрольная работа по экономике 10 класс (профильный уровень). В работе 2 варианта. Работа помогает выяснить знания учащихся по изученным темам: "Предмет и метод экономической науки", "...
контрольная работа"Логические уравнения" 11 класс (профильный уровень)
данная контрольная работа охватывает многообразие видов логических уравнений и систем, а соответственно способов решения данных уравнений....
Рубежная контрольная работа по обществознанию, 10 класс/ профильный уровень
Рубежная контрольная работа по обществознанию, 10 класс/ профильный уровень...
Итоговая контрольная работа по химии 10 класс (профильный уровень)
Данная итоговая контрольная работа использовалась мною в качестве переводног экзамена в 10 классе профильного изучения химии. Работа расчитана на 90 минут, включает в себя задания разного уровня сложн...
Контрольная работа по обществознанию 10 класс ( базовый уровень) на тему "Познание"
Контрольная работа рассчитана на учащихся 10 класса...