Конспект урокаДекор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древней Греции. Древнегреческая вазопись.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.Формирование представления об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ №6 г. Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.»
Конспект урока по изобразительному искусству
в 5 классе
«Декор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древней Греции. Древнегреческая вазопись»
подготовила
учитель изобразительного искусства
Савцова Ирина Ивановна
Балашов 2011-2012 учебный год
Цели:
Обучающая:
Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.
Развивающая:
Развитие ассоциативно- образного мышления, творческой фантазии.
.Воспитывающая:
Воспитание нравственно- эстетического отношения к миру, искусству, истории культуры.
Задачи:
1. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов.
2. Познакомить учащихся с новыми понятиями: керамика, вазопись.
3. Развивать образное и логическое мышление
5. Формировать представление о целостной картине мира.
6. Развивать чувство прекрасного.
Оборудование:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Шаблоны ваз
- Технологические карты росписи ваз
Зрительный и музыкальный ряд:
- иллюстрации на тему «Одежда Древних греков», «Боги Олимпа»;
- рисунки типов греческих ваз;
- таблица «Виды орнамента древнегреческих ваз»;
- презентация «Греческая вазопись»;
- греческая народная музыка «Сиртаки» .
Оформление доски: новые понятия ( термины): керамика; вазопись; виды ваз по форме (амфора, гидрия, кратер, килика, лекиф); техники росписи (чернофигурная и краснофигурная); виды орнамента (пальметта и меандр)
Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.
Формирование УУД: личностных, регулятивных, познавательных.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изложение нового материала
4. Закрепление, практическая работа.
5. Подведение итогов. 6.Рефлексия
Методы: рассказ, беседа, частично-исследовательский, частично-поисковый.
Вступительное слово учителя
Дорогие ребята!
Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие в мир искусства.
Обратите внимание на эти слова (читаю):
Олимпиада, театр, мифы и легенды, архитектура, таблица Пифагора- все понятия на доске + изображение на картинках
- Подумайте, что их объединяет.
- Прочитайте эти географические названия.
Г реция
Р оссия
Е гипет
о. Ц ейлон
И спания
Я пония
-Какую страну считают родиной всех понятий
Грецию.
- А почему?
- Олимпиада была придумана греками
- Театр зародился в Древней Греции
- У греков богатая мифология
- Таблицу Пифагора придумал древнегреческий математик Пифагор
(показываю вертикально и горизонтально слово Греция )
Перед вами карта Европы.
Греция находится на юге Европы, расположена на Балканском полуострове и с юга омывается Средиземным морем.
Представьте себе что вы археологи и раскопали некоторые предметы. Они перед вами. Как вы думаете, что здесь лишнее?
Ваза, чашка, кастрюля, вилка.
Вилка.
Почему?
Чем она отличается от всех этих предметов?
В ней нельзя хранить жидкость, это не сосуд.
А как эти предметы можно назвать одним словом?
Правильно. Слова «СОСУДЫ» и «ПОСУДА»- на латинском языке- «ВАЗЫ»
- Ребята, как вы считаете, какой из этих предметов может принадлежать эпохе Древней Греции?
- Конечно же это знаменитые античные вазы.
В Древней Греции они изготовлялись из обожженной глины.
По- гречески глина – «КЕРАМОС», посуда из глины – «КЕРАМИКА», а роспись керамических сосудов «ВАЗОПИСЬ»
И сегодня на уроке мы займёмся вазописью.
- Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения. (все выделенные понятия на доске)
Амфоры применялись для хранения оливкового масла.
Гидрии – для хранения воды.
Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой. Неразбавленного вина греки не пили.
Килики – изящные вазы для пития.
Высокие удлинённые лекифы для душистого масла и ещё многие другие кувшины и чаши.
У вас на партах лежат трафареты древнегреческих ваз- амфор.
Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но несмотря на то, что ею постоянно пользовались, она искусно украшалась росписью.
Как вы думаете, почему?
- Чтобы было красиво.
Правильно, человеку свойственно стремиться к красоте
А почему украшали по разному?
Потому что мы разные ,и, украшая предметы быта, человек выражал свой внутренний мир.
И форма и размеры и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.
В росписи ваз существует два вида техники.
ЧЕРНОФИГУРНАЯ роспись – это роспись по естественному фону, который имеет обожженная глина. Ну а если же фон был черным, а изображения имели цвет обожженной глины, то такую роспись называли КРАСНОФИГУРНОЙ.
Что же изображали на керамических вазах?
На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись
Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.
Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые-
ПАЛЬМЕТТА
Очень распространён был МЕАНДР в виде ломаной или кривой линии с завитками. Меандр – это название реки.
Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки.
А что такое русло реки.?
Это путь , по которому течет река.
Так вот, люди увидели русло реки. Оно извивалось и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент МЕАНДР.
На что похож этот орнамент?
Да он так и называется ВОЛНА
А главную часть сосуда, его тулова, занимала картина – сюжетная роспись.
Что же изображали на керамических вазах?
Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов. Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции.
Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
«Подумаешь вазы!»,- подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись
Задание
У вас на партах лежат трафареты древнегреческих ваз- амфор.
.Сегодня вы будете расписывать вазы. Выберите вид росписи – краснофигурный или чернофигурный. Обязательно используйте орнамент, который вам больше всего понравился.
Физкультминутка.
Итог урока
Посмотрите какие получились замечательные древнегреческие вазы. Какая у них изящная форма, какое потрясающее сочетание цветов.
Расскажите о своих вазах (название, техника, орнамент)
.Как ты думаешь, получилась у тебя ваза?
Выставка работ
Молодцы, вы хорошо потрудились!
Домашнее задание: Найти иллюстрации к сказке Ш. Перро «Золушка».
Спасибо за урок не забудьте привести в порядок свои рабочие места.
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ №6 г. Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.»
Конспект урока по изобразительному искусству
в 5 классе
«Декор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древней Греции. Древнегреческая вазопись»
подготовила
учитель изобразительного искусства
Савцова Ирина Ивановна
Балашов 2011-2012 учебный год
Цели:
Обучающая:
Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.
Развивающая:
Развитие ассоциативно- образного мышления, творческой фантазии.
.Воспитывающая:
Воспитание нравственно- эстетического отношения к миру, искусству, истории культуры.
Задачи:
1. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов.
2. Познакомить учащихся с новыми понятиями: керамика, вазопись.
3. Развивать образное и логическое мышление
5. Формировать представление о целостной картине мира.
6. Развивать чувство прекрасного.
Оборудование:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Шаблоны ваз
- Технологические карты росписи ваз
Зрительный и музыкальный ряд:
- иллюстрации на тему «Одежда Древних греков», «Боги Олимпа»;
- рисунки типов греческих ваз;
- таблица «Виды орнамента древнегреческих ваз»;
- презентация «Греческая вазопись»;
- греческая народная музыка «Сиртаки» .
Оформление доски: новые понятия ( термины): керамика; вазопись; виды ваз по форме (амфора, гидрия, кратер, килика, лекиф); техники росписи (чернофигурная и краснофигурная); виды орнамента (пальметта и меандр)
Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.
Формирование УУД: личностных, регулятивных, познавательных.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изложение нового материала
4. Закрепление, практическая работа.
5. Подведение итогов. 6.Рефлексия
Методы: рассказ, беседа, частично-исследовательский, частично-поисковый.
Вступительное слово учителя
Дорогие ребята!
Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие в мир искусства.
Обратите внимание на эти слова (читаю):
Олимпиада, театр, мифы и легенды, архитектура, таблица Пифагора- все понятия на доске + изображение на картинках
- Подумайте, что их объединяет.
- Прочитайте эти географические названия.
Г реция
Р оссия
Е гипет
о. Ц ейлон
И спания
Я пония
-Какую страну считают родиной всех понятий
Грецию.
- А почему?
- Олимпиада была придумана греками
- Театр зародился в Древней Греции
- У греков богатая мифология
- Таблицу Пифагора придумал древнегреческий математик Пифагор
(показываю вертикально и горизонтально слово Греция )
Перед вами карта Европы.
Греция находится на юге Европы, расположена на Балканском полуострове и с юга омывается Средиземным морем.
Представьте себе что вы археологи и раскопали некоторые предметы. Они перед вами. Как вы думаете, что здесь лишнее?
Ваза, чашка, кастрюля, вилка.
Вилка.
Почему?
Чем она отличается от всех этих предметов?
В ней нельзя хранить жидкость, это не сосуд.
А как эти предметы можно назвать одним словом?
Правильно. Слова «СОСУДЫ» и «ПОСУДА»- на латинском языке- «ВАЗЫ»
- Ребята, как вы считаете, какой из этих предметов может принадлежать эпохе Древней Греции?
- Конечно же это знаменитые античные вазы.
В Древней Греции они изготовлялись из обожженной глины.
По- гречески глина – «КЕРАМОС», посуда из глины – «КЕРАМИКА», а роспись керамических сосудов «ВАЗОПИСЬ»
И сегодня на уроке мы займёмся вазописью.
- Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения. (все выделенные понятия на доске)
Амфоры применялись для хранения оливкового масла.
Гидрии – для хранения воды.
Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой. Неразбавленного вина греки не пили.
Килики – изящные вазы для пития.
Высокие удлинённые лекифы для душистого масла и ещё многие другие кувшины и чаши.
У вас на партах лежат трафареты древнегреческих ваз- амфор.
Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но несмотря на то, что ею постоянно пользовались, она искусно украшалась росписью.
Как вы думаете, почему?
- Чтобы было красиво.
Правильно, человеку свойственно стремиться к красоте
А почему украшали по разному?
Потому что мы разные ,и, украшая предметы быта, человек выражал свой внутренний мир.
И форма и размеры и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.
В росписи ваз существует два вида техники.
ЧЕРНОФИГУРНАЯ роспись – это роспись по естественному фону, который имеет обожженная глина. Ну а если же фон был черным, а изображения имели цвет обожженной глины, то такую роспись называли КРАСНОФИГУРНОЙ.
Что же изображали на керамических вазах?
На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись
Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.
Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые-
ПАЛЬМЕТТА
Очень распространён был МЕАНДР в виде ломаной или кривой линии с завитками. Меандр – это название реки.
Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки.
А что такое русло реки.?
Это путь , по которому течет река.
Так вот, люди увидели русло реки. Оно извивалось и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент МЕАНДР.
На что похож этот орнамент?
Да он так и называется ВОЛНА
А главную часть сосуда, его тулова, занимала картина – сюжетная роспись.
Что же изображали на керамических вазах?
Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов. Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции.
Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
«Подумаешь вазы!»,- подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись
Задание
У вас на партах лежат трафареты древнегреческих ваз- амфор.
.Сегодня вы будете расписывать вазы. Выберите вид росписи – краснофигурный или чернофигурный. Обязательно используйте орнамент, который вам больше всего понравился.
Физкультминутка.
Итог урока
Посмотрите какие получились замечательные древнегреческие вазы. Какая у них изящная форма, какое потрясающее сочетание цветов.
Расскажите о своих вазах (название, техника, орнамент)
.Как ты думаешь, получилась у тебя ваза?
Выставка работ
Молодцы, вы хорошо потрудились!
Домашнее задание: Найти иллюстрации к сказке Ш. Перро «Золушка».
Спасибо за урок не забудьте привести в порядок свои рабочие места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация учебного материала по истории изобразительного искусства "Искусство Древней Греции.Вазопись"1 класс
В презентации рассматриваются следующие темы: Этапы изготовления ваз(в картинках)Формы античной керамикиКерамические плитыВотивные табличкиТерракотовые статуэткиТри способа изготовлен...
Презентация учебного материала по истории изобразительного искусства "Искусство Древней Греции.Вазопись"1 класс
В презентации рассматривается тема декоративной росписи сосудов, выполненная керамическим способом, т.е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывается период с догр...
Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.
В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....
Презентация "Искусство Древней Греции. Древнегреческие сосуды"
Данная образовательная технология позволит дать детям исчерпывающую информацию об изучаемой теме. С помощью презентации ученики совершат интересный экскурс в древнегреческую культуру. Презентация...
Презентация "Искусство Древней Греции. Древнегреческие сосуды"
Данная образовательная технология позволит дать детям исчерпывающую информацию об изучаемой теме. С помощью презентации ученики совершат интересный экскурс в древнегреческую культуру. Презентация...
Презентация "Искусство Древней Греции. Древнегреческие сосуды"
Презентация "Искусство Древней Греции. Древнегреческие сосуды" 1-й фрагмент...
«Декор и положение человека в обществе. Древняя Греция»
Конспект урока по изобразительному искусству для 5 класса на тему: «Декор и положение человека в обществе. Древняя Греция»...