«Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга»
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме
Урок по теме «Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга» изучается в рамках изучения дисциплины "Обществознание".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
областное государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Белгородский политехнический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по дисциплине «Обществознание»
Тема «Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга»
Разработала:
преподаватель истории и обществознания
Рубец Н.А.
2014 г.
Тема урока: «Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга».
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием и сущностью фондового рынка, основами менеджмента и маркетинга, укреплять межпредметные связи.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, умения делать выводы, работать во времени.
Воспитательные: способствовать воспитанию экономически грамотного человека и гражданина.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: фондовый рынок, менеджмент, маркетинг.
Оборудование: ИКТ, презентация «Фондовый рынок.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Проверка д/з в форме самостоятельной работы: дайте определение терминам: спрос, предложение, конкуренция, фирма, прибыль.
3. Активизация знаний учащихся.
4. Изучение нового материала по вопросам:
А) Фондовый рынок (презентация).
Б) Основные принципы менеджмента.
В) Основы маркетинга.
5. Закрепление по вопросам.
6. Выставление оценок.
7. Д/з: учебник по обществознанию под ред. Л.Н. Боголюбова § 6 с. 69-76
Изучение нового материала.
А) Фондовый рынок (презентация)
Б) Основные принципы менеджмента.
Учитель: Кто следит за производством товара и его качеством? Кто отвечает за успешную работу всего предприятия?
Если предприятие небольшое, то все перечисленные функции выполняет сам его владелец — собственник. Если предприятие растёт, то владелец уже не справляется со всеми делами и ему нужен помощник. В крупной же фирме все дела ведёт менеджер.
Менеджер — это специалист по управлению производством и обращением товаров, наёмный управляющий.
Однако должности менеджеров на крупных предприятиях различаются, составляя своеобразную пирамиду, в основании которой — менеджеры низшего звена, затем следуют менеджеры среднего звена и на самом верху — высшие менеджеры.
Менеджер низшего звена — начальник участка, цеха или бригадир — руководит непосредственно рабочими и отвечает за работу своего подразделения.
Менеджер среднего звена — заместитель директора по производству, или по финансам, или по снабжению, или по сбыту и т. п. — руководит менеджерами низшего звена и контролирует работу своего участка.
Наконец, высший менеджер, или по-английски топ-менеджер, — по должности генеральный директор, президент (или вице-президент) или председатель правления компании — руководит менеджерами среднего звена и отвечает за работу всего предприятия.
Теперь, когда мы знаем, кто управляет предприятием, выясним, что же такое менеджмент.
Менеджмент — это деятельность по организации и координации работы предприятия.
В широком смысле слова под менеджментом понимают и непосредственно управление организацией, и науку об управлении, и группу людей — команду, занимающуюся управлением.
Учитель: Каковы же функции менеджмента?
В настоящее время выделяют четыре функции менеджмента — организацию, планирование, руководство и контроль. Рассмотрим их кратко.
Организация — это распределение работ среди людей или отдельных групп и координация их деятельности. Другими словами, это определение структуры предприятия, выделение отдельных подразделений, отделов или цехов и распределение работников по этим подразделениям в соответствии с их квалификацией.
Планирование — это постановка целей и определение путей достижения этих целей. Планирование осуществляется непрерывно. Различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование часто называют стратегическим, потому что оно определяет цели и задачи фирмы на длительную перспективу. Им занимаются высшие менеджеры, которые имеют полную картину деятельности предприятия. На основе долгосрочных планов разрабатываются текущие (краткосрочные) – на один-два года и оперативные планы (на квартал, месяц, декаду).
Руководство — это создание условий и желания у людей для совместной работы по достижению целей компании. Хорошее руководство означает создание у работников заинтересованности в их труде, положительную оценку труда лучших работников и обеспечение их карьерного роста. Иногда эту функцию менеджмента называют мотивацией, потому что стимулы или мотивы к труду могут быть самые различные — высокая зарплата, хорошие условия труда, возможности продвижения по службе, близость к дому и пр.
Контроль — это проверка деятельности фирмы на пути к её цели и корректировка отклонений от поставленных целей.
Теперь предположим, что на фирме прекрасно налажено производство, выпускается качественный продукт. Возникают вопросы: где и как продавать этот товар? Нужен ли он потребителю? Много или мало произведено продукции? Какую назначить цену? На эти и другие важные вопросы вы найдёте ответы в следующем разделе.
В) ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА
Маркетинг — деятельность по разработке, производству и сбыту продукции на основе предварительного изучения потребностей рынка. Главная цель маркетинга — приспособить производство к требованиям рынка во имя лучшего удовлетворения потребностей и получения прибыли. Недаром существует формула, которая помогает понять сущность маркетинга: «Производить то, что можно продать, а не пытаться продать то, что можно произвести».
Маркетинг стал широко применяться в 20-х гг. XX в. в США крупным бизнесом, который располагал наилучшими возможностями для проведения рыночных исследований и активного воздействия на рыночный спрос. Сейчас нет ни одного предпринимателя, который бы не знал, что такое маркетинг, и в какой-то мере не применял его.
Обычно выделяют три основных принципа маркетинга: изучение рынка, проникновение на рынок и разработка стратегии сбыта, воздействие на рынок.
Изучение рынка — отправная точка любых маркетинговых действий. Каждый предприниматель, прежде чем производить какой-то товар, должен выяснить, нужен ли этот товар потребителю, есть ли он вообще на рынке, по какой цене продаётся, сколько конкурентов его производят и насколько они сильны. Только собрав необходимую информацию и проанализировав её, можно принять решение о производстве того или иного продукта.
Проникновение на рынок и разработка стратегии сбыта — наиболее важный принцип, потому что предполагает не только выработку характеристики продукта или услуги и определение цены на них, но и выбор каналов сбыта и видов рекламы. В американской литературе этот принцип получил название «четыре пи», потому что все главные слова, отражающие этот принцип, по-английски начинаются на букву «п» — продукт (product), цена (price), распространение (place), стимулирование сбыта (promotion).
Продукт должен удовлетворять потребности человека как по качеству, так и по внешнему виду, упаковке, послепродажному обслуживанию, если речь идёт о технически сложных товарах.
Цена должна учитывать затраты на производство данного товара и прибыль, а также факторы рынка — спрос и предложение, необходимость данного товара потребителю, привязанность к определённой марке и др. Если предприниматель производит товары, которые уже есть на рынке, то и цены он устанавливает примерно такие же. Ведь если он установит цены выше, то у него никто не будет покупать. Но если он производит товары более высокого качества, тогда и более высокая цена будет оправданна
Распространение — это каналы сбыта, которые выбирает предприниматель. Обычно начинающий предприниматель, у которого ещё недостаточно средств, отдаёт свою продукцию для реализации посредникам, но он всегда стремится иметь свою торговую точку, что даёт возможность непосредственно общаться с потребителями продукции и учитывать их пожелания. Крупные корпорации имеют хорошо налаженную систему сбыта своей продукции, включая транспортировку на удалённые рынки и хранение запасов товара.
Стимулирование сбыта связано в основном с рекламой. Отношение к рекламе в обществе не однозначно, поэтому предлагаем вам сравнить две точки зрения на её значение. Первая: реклама не только бесполезна, но и манипулирует потребителем, часто основана на недостоверных сведениях, удорожает стоимость товара, а также принуждает покупателей платить высокую цену за низкосортный товар. Вторая: реклама необходима, потому что она несёт полезную информацию о продукте и его цене, помогает потребителю сделать рациональный выбор, способствует продвижению новых товаров. А какую позицию поддержали бы вы?
Закрепление по вопросам:
- Что такое фондовый рынок? (это организованный рынок торговли ценными бумагами)
- Дайте определение термину: ценная бумага (это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа.)
- Перечислите виды ценных бумаг (основные, первичные, вторичные)
- Что относится к ценным бумагам? (акция, вексель, облигация, чек)
- Кто такой брокер, дилер? (Брокеры - юридическое или физическое лицо, выполняющее посреднические функции между продавцом и покупателем.
Дилеры – участник рынка ценных бумаг, совершающий операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счёт.)
6. Дайте определение терминам: менеджмент и маркетинг (Менеджмент — это деятельность по организации и координации работы предприятия.
Маркетинг — деятельность по разработке, производству и сбыту продукции на основе предварительного изучения потребностей рынка)
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
- Обществознание.11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.] Рос акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение,2011. – 351 с.
- http://ppt4web.ru/ehkonomika/fondovyjj-rynok.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фондовый рынок – это организованный рынок торговли ценными бумагами
Ценная бумага – это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа.
Виды ценных бумаг 1. Основные 2. Первичные 3. Вторичные
К ценным бумагам относятся: Акция Вексель Облигация Чек
Фондовый рынок – торговая площадка, на которой совершаются сделки с ценными бумагами
Участники фондовой биржи Дилеры – участник рынка ценных бумаг, совершающий операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счёт. Брокеры - юридическое или физическое лицо, выполняющее посреднические функции между продавцом и покупателем
На что нужно обратить внимания, выбирая брокера? 1. Надежность. 2. Минимальная сумма. 3. Тарифы и услуги. 4. Сервис.
Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) Основана 17 мая 1792 года.
Итальянская фондовая биржа (Borsa Italiana) Открыта в 1998 году, город Милан.
Фондовая биржа во Франкфурте-на-Майне (Deutsche Borse) Основана в 1585 году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Основы менеджмента и маркетинга"
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 120714 "Земельно-имущественные отношения"...
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы микроэкономики, менеджмента и маркетинга" для специальности 120101 "Прикладная геодезия"
Рабочая программа...
КОС по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"
Контрольно-оценочные средства для специальности "Механизация сельского хозяйства"...
Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики,менеджмента и маркетинга"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования(далее СПО)260105 «Техн...
КТП по дисциплине "Основы экономики,менеджмента и маркетинга"
Календарно-тематическое планирование предназначено для студентов специальности 110809»Механизация сельского хозяйства»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания...
Финансовые институты. Ценные бумаги. Фондовый рынок.
Рассматриваются вопросы: Инвестиции. Виды ценных бумаг. Фондовый рынок. Банковская система....