программа факультативного курса "Религиоведение"
элективный курс по обществознанию (10 класс) по теме
Курс "Религиоведления" предназначен для изучения в старших классах средней школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
religiovedenie.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «РЕЛИГИОВЕДНИЕ»
Разработан Пила Л.В., учителем высшей категории МБОУ СОШ № 5 г.Азова
Демократизация, гуманизация и гуманитаризация образования в нашей стране привела к появлению в учебном процессе новых учебных и факультативных дисциплин. Введение в преподавание факультативного курса «Религиоведение» позволяет повлиять на формирование мировоззрения учащихся, поднять их общекультурный уровень, расширить объём знаний по обществознанию. Курс «Религиоведение» представляет собой компонент гуманитарного образования, и его преподавание ведётся в рамках обществоведческого и культурологического подхода к пониманию термина «религия».
Курс предназначен для старшего концентра обучения. Курс позволяет расширить объем знаний учащихся прежде всего по курсу «Обществознание»
( темы «Введение в философию», «Введение в социологию», «Введение в политологию», «Введение в социальную психологию»).
Курс обеспечивает интеграцию знаний учащихся по истории России, истории зарубежных стран, обществознанию, МХК.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»:
- Усиление нравственно-духовного воспитания учащихся.
- Воспитание толерантности.
- Дать представление о религиоведении, об основных направлениях религиозных исследований и понятийном аппарате.
- Дать представление о религии, её структуре, религиозной практики и организации.
- Знакомство с историей происхождения религии.
- Дать представление об основных национальных религиях.
- Знакомство с понятием «мировая религия», его характеристикой и основными видами.
КОМПЕТЕНЦИИ | |
Предметно-ориентированные | Развитие личности в период юности, её духовно-нравственной культуры, социального поведения, способности к личному самоопределению и самореализации; развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать разнородную социальную информацию, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин. |
Воспитание гражданской ответственности, толерантности. Приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ. | |
Овладение знаниями, необходимыми для дальнейшего образования и самообразования. | |
Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать и систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества. | |
Формирование опыта применения полученных знаний и умений в области гражданской и общественной деятельности. | |
Информационно-коммуникативная деятельность | Поиск информации по заданной теме в источниках различного типа; критическое оценивание достоверности полученной информации; передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). |
Умение обосновывать суждения; давать определения; приводить доказательства; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах. | |
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам и правилам ведения диалога. | |
Рефлексив-ная деятельность | Оценивание и корректировка своего поведения в обществе; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни принципов толерантности. |
Осознание своей конфессиональной принадлежности. | |
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни; умение отстаивать свою гражданскую позицию. | |
Познава-тельная деятель-ность | Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать всою познавательную деятельность. |
Овладение приемами исследовательской деятельности. |
СТРУКТУРА КУРСА
№ п/п | Название темы части курса | Название темы раздела | Кол-во часов |
1 | Введение | Введение в религиоведение. | 2 |
2 | Феномен религии. | Истоки религии, её сущностные характеристики. Элементы и структура религии. | 5 |
3 | Религиозная картина мира: прошлое и современность. | Исторические формы верований. | 25 |
Национально-государственные религии. | |||
Мировые религии. | |||
Буддизм. | |||
Христианство и его основные вероучения. | |||
Православие. | |||
Католицизм. | |||
Протестантизм. | |||
Ислам. | |||
Религиозные организации и объединения. | |||
4 | Особенности религиозно жизни Ростовской области. | Религиозная картина РО. | 2 |
5 | Итоговый урок | Итоговый урок | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.
№ п\п урока | Тема урока | Тема раздела | Вопросы, рассматриваемые на уроке. | Дата прове-дения занятия |
1 | Введение. | Введение в религиоведение. | Религиоведение. Богословие.Теология. | |
3 | Религия. Вера. | Истоки религии, её сущностные характеристики. Элементы и структура религии. | Природа веры. Структура и мифология сакрального. Табу. | |
4 | Структура религии. | Структура религии. Религиозное сознание и его уровни. Религиозная психология. | ||
5 | Элементы религии. Религи-озная деятель-ность. | Религиозный культ. Обряд. Молитва. Богослужебный канон. Религиозная деятельность: культовая и внекультовая. | ||
6 | Религи-озные организа-ции. | Типы религиозных организаций. Религиозная группа, секта, деноминация. Церковь. | ||
7 | Религия в системе культуры. | Религия в системе культуры. | ||
8 | Происхож-дение религии. | Исторические формы верований. | Основные подходы происхождения религии. | |
9 | Ранние формы религии. | Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. | ||
10 | Эволюция религии. | Эволюция религии в период перехода к классовому обществу. Родоплеменные религии. Политеизм. Божества. | ||
11 | Нацио-нально-государст-венные религии. Предпо-сылки их формиро-вания. | Национально-государственные религии. | Понятие «национальная религия», её сущностные характеристики. Исторические и социально-политические предпосылки формирования национально-государственных религий. | |
12 | Индуизм. | Индуизм: возникновение, эволюция, основные направления, роль в политической жизни. | ||
13 | Нацио-нально-государст-венные религии Азии. | Нац.-гос. религии Азии: джайнизм, синхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм. | ||
14 | Иудаизм. | Иудаизм. | ||
15 | Мировые религии. | Мировые религии. | Понятие «мировая религия», её сущностные характеристики. | |
16 | Буддизм. | Буддизм. | Мировоззренческие основы. Социокультурные предпосылки. Особенности буддизма. | |
17 | Возникновение христи-анства. | Христианство. | Исторические условия формирования христианства. | |
18 | Разделе-ние христи-анской церкви. | Причины и условия возникновения разногласий внутри христианства. | ||
19 | Христи-анские ценности. | Система ценностей в христианстве. | ||
20 | Правосла-вие | Православие. | Особенности православия. | |
21 | Православные церкви современ-ности. | Православный мир сегодня. | ||
22 | Русь-Россия и православие. | Роль православия в жизни нашей страны. | ||
23 | Католи-цизм. | Католицизм. | Особенности католицизма. | |
24 | История католической церкви. | Основные вехи истории римско-католической веры. | ||
25 | Папство. | Институт папства в католицизме. | ||
26 | Реформа-ция. Протестантизм. | Протестантизм. | Реформаторские движения в Европе. Противоречивый характер реформации | |
27 | Основные течения в протестантизме. | Основные течения в протестантизме. | ||
28 | Ислам. Предпо-сылки возникно-вения. | Ислам. | Социокультурные предпосылки возникновения ислама. | |
29 | Основные направле-ния в исламе. | Основные направления в исламе: cунниты и шииты. | ||
30 | Ценности ислама. | Система ценностей в исламе. Вероучение ислама и исламская картина мира. | ||
31 | Религиоз-ное многообразие современ-ного мира. | Религиозные организации и объединения. | Предпосылки появления новых религиозных течений. | |
32 | Религиоз-ные течения и секты. | Особенности религиозные течений и сект. | ||
33 | Религиоз-ное многооб-разие донской земли. | Религиозная картина РО. | Исторические особенности религиозного разнообразия региона. | |
34 | Современная религиоз-ная картина РО. | Современная религиозная картина РО. | ||
35 | Итоговый урок. | Мозаика религиозных культур. | Защита презентаций. |
ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬЕНОСТИ:
работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации ( в том числе ресурсы Интернета);- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современной жизни, с применением методов социального познания;
- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным проблемам Религиоведения, отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному мнению;
- подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных религиоведческих проблем и проблемы толерантности;
- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми.
ЗНАТЬ:
- различные подходы к исследованию проблемы происхождения религии;
- исторические формы религиозных верований;
- эволюционный характер развития религии;
- предпосылки формирования национально-государственных и мировых религий;
- основные характеристики мировых религий;
- исторические особенности религиозного разнообразия РО.
УМЕТЬ:
- характеризовать (описывать) основные социальные объекты (факты, явления, институты, нормы, процессы, выделяя их существенные признаки;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпритацию социальной информации по темам курса из оригинальных неадаптированных источников (философских, научных, религиозных, публицистических);
- анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, аудиовизуальный ряд); переводить её из одной знаковой системы в другую;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих и культурологических знаний собственные оценочные суждения и аргументы по проблемам курса.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ:
- в процессе выполнения типичных социальных ролей;
- для ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;
- выработки личной позиции по отношению к религии и толерантности;
- для совершенствования собственной познавательной деятельности;
- для самостоятельного поиска, анализа и использования собранной информации.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Конституция РФ.
- «Декларация принципов толерантности» от 16.11.1995.
- Л.Н.Боголюбов «Человек и общество». М., «Просвещение», 2004 .
- «Человек и общество. Современный мир» п\р В.И Купцова. М., «Просвещение», 1994. (р)
- «Религии мира» . Пособие для учителя п\р Я.Н.Щапова. М., «Просвещение», 1994. (р)
- Л.С.Васильев «История религий Востока». М., «Высшая школа», 1988. (д)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
- «Православие. Словарь атеиста». М., «Политиздат», 1988.
- «Католицизм. Словарь атеиста». М., «Политиздат», 1991.
- «Протестантизм. Словарь атеиста». М., «Политиздат», 1990
- «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». Р-н-Д, «Феникс», 1996.
- В.Петров-Стромский «Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология». М., «Терра», 1999.
- Э.Б.Тайлор «Первобытная культура».М., 1989.
- «Легенды и мифы древней Греции и Рима». М., 2005.
- Д. Апостоолос-Каппадона «Словарь христианского искусства». «Урал LTD», 2000.
- Н.А.барская «Сюжеты и образы древнерусской живописи».М., «Просвещение», 1993.
- «Космические легенды Востока.» М.. 1992.
- «Христианство. Словарь». М., 1994.
- «Мифологический словарь.». М., «Советская энциклопедия», 1991.
- «Настольная книга атеиста». М., «Политиздат», 1985.
- «Философский словарь». «Политиздат», 1987.
- К.М.Хоруженко «Культурология. Схемы». М., «Владос-Пресс», 2003.
- «Библия». М., изд-во партиархата, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)
Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательных школ) пред...
Программа факультативного курса "Bunte Schritten"
Факультативный курс «BunteSchritten» (Разноцветные ступеньки) рассчитан на учащихся 5 класса и призван помочь учащимся приобрести углублённые знания о стране изучаемого языка, использовать пол...
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
Программа факультативного курса "Забытые ремёсла"
Программа факультатива "Забытые ремесла" представляет собой курс обучения в области древних ремесел наших предков таких как пирография, ислими, инкрустация и др....
Модифицированная программа факультативного курса «ХОЗЯЮШКА» составлена на основе программы для общеобразовательной школы по технологии под редакцией Хотунова Ю.А., Симоненко В.Д. Курс рассчитан на 17 учебных занятий.
ПРОГРАММА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУЛИНАРИИ ...
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....
Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса
Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному р...