Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию 10 класс (УМК Кравченко А.И.)
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию 10 класс (по УМК А.И. Кравченко)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvozaniyu_10-11_klass.doc | 387 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОДИОНОВО-НЕСВЕТАЙСКОГО РАЙОНА
«БАРИЛО-КРЕПИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
(МБОУ «БАРИЛО-КРЕПИНСКАЯ СОШ»)
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО К ПРИМЕНЕНИЮ. ПРОТОКОЛ № 1 ОТ 29.08.2013. РУКОВОДИТЕЛЬ РМО УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. __________________ Л.И. ВОРОНЬКО | СОГЛАСОВАНО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОВЕТОМ МБОУ «БАРИЛО-КРЕПИНСКАЯ СОШ» ПРОТОКОЛ №1 ОТ 30.08.2013 | УТВЕРЖДАЮ ПРИКАЗ №150 ОТ 31.08.2013 ДИРЕКТОР ___________________ С.А. АСТАПЕНКО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10-11 КЛАСС
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
УЧИТЕЛЬ: АСТАПЕНКО С.А.
2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Структура документа
Примерная программа включает три раздела:
- пояснительную записку;
- основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по темам курса;
- требования к уровню подготовки выпускников.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися. Она рассчитана на 68 учебных часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
Используемый учебно-методический комплект:
- Кравченко А.И. Певцова Е.А. Обществознание 11 класс- М. Русское слово-2008г
- Кравченко А.И, Певцова Е.А. Задачник по обществознанию для 10-11 класса. Учебное пособие.
- Певцова Е.А. Обществознание. Книга для учителя.
В рабочей программе предусмотрено уплотнение содержания учебного материала по разделу «Человек в системе общественных отношений» для выделения времени на тему «Право» и на итоговое повторение в рамках подготовки к итоговой аттестации.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно- нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего образовании и самообразования.
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умения для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законам.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право.
Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 138 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X классе- 70 ч. и в XI классе - 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Программа рассчитана на 138 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
- Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
- Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
(6 часов)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
(12 часов)
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
ЭКОНОМИКА
(34 часа)
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.
Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
(14 часов)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.
Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.
Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.
Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.
ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
(15 часов)
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.
Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.
Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.
Итоговое повторение 2 ч.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
(30 часов)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
(18 часов)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.
Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.
Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.
Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.
КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ.
(9 часов)
Эстетические основы культуры.
Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.
Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Итоговый урок - 2 часа.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы,
выполняемые учащимися
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Цифровые образовательные ресурсы
1. Обществознание. Экспресс-подготовка к экзамену. 9-11 класс. Новая школа. М., 2003г.
2. http://school-collection.edu.ru – Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
3. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета. Обществознание.
Литература и средства обучения:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
- Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание 11 класс- М. Русское слово-2008 г.
- Кравченко А.И, Певцова Е.А. Задачник по обществознанию для 10-11 класса. Учебное пособие.
- Певцова Е.А. Обществознание. Книга для учителя.
- Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. с. 231-288 (обществознание)
- Конституция РФ
- Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС».
- Программно – методические материалы: Обществознание. 10-11 кл. / сост. Т.И. Тюляева. – М.: Дрофа.
- Сборник законов РФ.
- Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. – М.: ИКЦ «МарТ», 2008.
- Человек и общество. Обществознание. Учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 10-11 классов
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся 10 класса
Учащиеся должны знать:
- Что представляет собой процесс познания, в чем заключаются особенности чувственного и рационального познания; основные компоненты теоретического уровня научного исследования, отличие истины от лжи;
- Взгляды ученых на сущность общества и особенности его развития; имена людей, внесших вклад в становление наук об обществе;
- Что такое общество и в чем заключаются его отличительные черты;
- Что такое цивилизация, концепции её понимания;
- Характерные особенности современного общества;
- Что такое глобализация общества, факторы, способствующие этому процессу;
- Что представляет мировая система и из каких частей она состоит;
- Особенности формирования капиталистических отношений и рыночного общества;
- Что такое производство, его составная основа;
- Сущность предпринимательства как социального и экономического института, особенности организации малого бизнеса, его роль в экономике;
- В чем заключается деятельность государства как экономического субъекта, способы воздействия государства на экономику страны;
- Что представляет собой государство как институт политической системы общества;
- Что такое политическая жизнь общества, что подразумевается под избирательным правом гражданина, формы участия граждан в политической жизни;
- Кто может выступать в роли субъектов политической жизни.
Учащиеся должны уметь:
- Характеризовать научное познание, приводить примеры использования научных методов при исследовании объектов, проводить собственные исследования;
- Анализировать историю возникновения общественных наук;
- Анализировать структуру общества, показывать взаимосвязь различных сфер общественной жизни, характеризовать различные социальные институты;
- Анализировать основные факторы, определяющие сущность цивилизации, разъяснять основные этапы эволюции цивилизаций, сопоставляя их с конкретными фактами из истории;
- На основе конкретных исторических фактов раскрывать сущность индустриального и постиндустриального обществ;
- Анализировать сообщения СМИ о различных событиях в мире с точки зрения выявления особенностей современного общества;
- Объяснять влияние телевидения и других СМИ на формирование общественного мнения;
- Анализировать основные черты рыночной экономики и их влияние на развитие человечества, объяснять закономерности рыночной экономики;
- Характеризовать институт торговли;
- Характеризовать основные отрасли производства, особенности хозяйственных субъектов;
- Характеризовать особенности властных отношений;
- Характеризовать основные признаки государства, описывать особенности территориального устройства государства на конкретных примерах;
- Определять сущность местного самоуправления и его роль в обществе;
- Давать характеристику политическим партиям и определять сущность их функций;
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся 11 класса
Учащиеся должны знать:
- Основные концепции происхождении и сущности права; характеристику источников права, иерархию соподчинения нормативно-правовых актов и действие законов в пространстве и во времени, значимость права в обществе.
- Сущность правовой системы, её отличие от системы права, осуществление законотворчества в РФ, определение гражданства, способы его приобретения в РФ.
- Особенности российского судопроизводства, что такое юридическая ответственность, характеристику правонарушений, основные виды наказаний, предусмотренные российским законодательством, разъяснять суть презумпции невиновности.
- Правовые особенности регулирования форм предпринимательской деятельности, семейного и трудового права, сущность правоспособности и дееспособности.
- Сущность и критерии социальной стратификации, социального статуса, основные виды социальной мобильности.
- Сущность института брака и его правовое регулирование, права и обязанности супругов, родителей и детей, варианты добрачного поведения.
- Сущность социального взаимодействия, характеристику и его основные элементы и формы.
- Особенности возникающих в обществе конфликтов, стратегии конфликтного поведения.
- Характеристику социальных норм и их санкций, сущность девиантного поведения и его форм, особенности деликвентного поведения, причины отклоняющегося поведения.
- Основные концепции в рассмотрении культуры в современной науке, классификацию ценностей, сущность нравственных категорий, характеристику проявления добра и зла, основные концепции в понимании счастья, сущность гедонизма, сущность справедливости в истории и современности.
- Роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека, структуру человеческой психики, особенности потребностей человека в жизни, сущность процесса социализации, основные проблемы подросткового периода.
Учащиеся должны уметь:
- Аргументировано доказывать значимость права в обществе;
- Отличать правовые нормы от других социальных норм;
- Характеризовать Конституцию РФ;
- Писать исковое заявление в суд;
- Различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения;
- Анализировать положение человека в обществе, принадлежащего к определенному социальному классу;
- Анализировать конкретные ситуации, способствующие социальному продвижению личности;
- Анализировать различные виды семей и взаимоотношения их членов;
- Анализировать определенные поступки, используя научные знания о социальном взаимодействии людей;
- Характеризовать особенности социальных норм и их санкций, разъяснять особенности самоконтроля, характеризовать конкретные проявления внешнего контроля;
- Выделять особенности деликвентного поведения, объяснять причины отклоняющегося поведения;
- Оценивать поведение людей с точки зрения соблюдения принципа справедливости;
- Анализировать роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека;
- Объяснять взаимоотношения родителей и детей, характеризовать основные проблемы подросткового периода.
Критерии оценивания | 5 (отл.) | 4 (хор.) | 3 (уд.) | 2 (неуд.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5.Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
Памятки для учащихся, помогающие написать эссе
Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому - «взвешивание». Французское essai можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.
Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии. В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П.Крысина читаем: «Эссе, очерк, трактующий какие- нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме». «Большой энциклопедический словарь» дает более развернутое определение: «Эссе, жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь». «Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с нею связанные».
Теперь можно представить относительно полный перечень признаков текста, относящегося к жанру эссе:
- Наличие конкретной темы или вопроса.
- Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.
- Небольшой объем.
- Свободная композиция.
- Непринужденность повествования.
- Парадоксальность.
- Внутреннее смысловое единство Открытость
Как написать домашнее эссе
Прежде чем приступить к написанию эссе:
- изучите заданный на дом теоретический материал; уясните особенности заявленной темы эссе;
- продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы; выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;
- определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;
- составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.
При написании эссе:
- напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
- проанализируйте содержание написанного;
- проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;
- внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.
Структура эссе
Элемент структуры | % к общему объему работы |
Начало (актуализация заявленной темы) | 20% |
Тезис Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход Переформулировка тезиса | 60% |
Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) | 20% |
Требования, предъявляемые к эссе
Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
Выбор темы
Эссе - это единственное задание, которое является альтернативным, выпускник сам выбирает из шести предложенных тем ту, которая представляется ему наиболее интересной.
Выбор темы эссе - ответственная задача. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он:
- имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относиться;
- ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с ним, а понимает, что именно утверждает автор);
- может выразить свое отношение к нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
- владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании, обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);
- сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
Памятка при выборе темы для эссе
- Познакомься с предложенными темами;
- Определи, к какой базовой науке относится каждая тема;
- Определи смысл предложенных высказываний («Что, по моему мнению, хотел сказать автор?»)
- Осмысли проблему в контексте базовых наук («С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?»)
- Сформулируй свое отношение к высказыванию («Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»)
- Определи обществоведческие термины, понятия и обобщения, которые потребуются тебе для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне («Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?»)
- Отбери факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают твою позицию («Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?»)
Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» и др. Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание
Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировано обосновать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта.
В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.
Клише для написания эссе.
- Внимательно изучить высказывание, уяснить его содержание (разобрать предложение по составу).
- Рассмотреть, в какой сфере находится данное высказывание.
- Постановка проблемы.
- Составление плана изложения:
- Формулировка проблемы.
- Отношение автора высказывания к проблеме (2-3 предложения).
- Аргументация своей позиции (без «Я считаю»).
- Собственная позиция.
- Выводы.
Клише для определения собственной позиции:
-Анализируя высказывание, можно отметить...
-Далее следует сказать...
-Следует считать верным, что...
-Это можно опровергнуть тем, что...
-Можно (не) согласиться с автором в том, что...
-Кажется, на первый взгляд, верным...
-Опровергается тем, что….
Эссе оценивается на 4 балла, если:
- Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
- Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;
- Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Эссе оценивается на 3 балла, если:
- Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
- Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);
- Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Эссе оценивается на 2 балла, если:
- Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
- Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;
- Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.
Эссе оценивается на 1 балл, если:
- Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы, проблема раскрыта на бытовом уровне;
- Аргументация своего мнения слабо связана с раскрытием проблемы.
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Обязательный минимум содержания образования | Требования к уровню подготовки учащихся | Формы контроля. Измерители | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
1 | Введение в обществознание | 1 | Изучение нового материала | Повторение. Значение и особенности курса. Принципы работы на уроках и самостоятельной деятельности. Общество Духовная сфера, социальная сфера, экономическая сфера, политическая сфера. Взаимодействие. Право как система. | Знать основные обществоведческие термины. Уметь употреблять их в различных контекстах. Объяснять изученные соц. явления и процессы, приводить примеры. | Вид контроля (ВК): вводное тестирование, выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | С. 4-7 | 02.09 | ||
2 | Научное познание общества | Познание окружающего мира.
| 1 | Комбинированный | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Мышление и деятельность. Проблема познаваемости мира. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Научное познание. | Знать, что представляет собой процесс познания и особенности чувственного и рационального познания, основные компоненты теоретического уровня научного исследования. Владеть понятиями по теме. | ВК: выборочное оценивание. Анализ документов. Измерители: ответы на ?? | § 1 Понятия. Вопросы. Творческие задания. Документы. | 06.09. | |
3 | Познание окружающего мира. | 1 | Комбинированный | Методы научных исследований. Особенности научного мышления. Познание: чувственное и рациональное. Деятельность. Исследование. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его формы. Виды человеческих знаний. | Владеть понятиями по теме. Объяснять понимание истины в современной науке и ее отличие от лжи. Уметь характеризовать научное познание, приводить конкретные примеры использования научных методов при исследовании. | ВК: выборочное оценивание. Тестирование. Измерители: ответы на ?? | § 1 Понятия. Вопросы. Творческие задания. Документы. | 09.09 | ||
4 | История воззрений на общество. | 1 | Комбинированный | Философские и научные представления о человеке и обществе. | Знать позиции некоторых ученых на сущность общества и особенности его развития. Разъяснять сущность основных общественных наук. | ВК: выборочное оценивание. Измерители: ответы на ?? | § 2 Творческие задания. Документы. | 13.09 | ||
5 | История воззрений на общество. | 1 | Комбинированный | Становление и развитие общественных наук. Общественные науки: философия, политология, социология, культурология, этнография, антропология. | Уметь анализировать историю возникновения наук об обществе, знать имена людей, внесших существенный вклад в их становление. | ВК: выборочное оценивание. Измерители: ответы на ?? | § 2 Творческие задания. Документы. | 16.09 | ||
6 | Типы социологических исследований. | «Человек как творец и творение». | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Повторение, систематизация, обобщение изученного материала. | Знать основные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания. | ВК: выборочное оценивание. Измерители: ответы на ?? | § 1-2 Творческие задания. Документы. | 20.09 | |
7 | Общество как сложная динамическая система. | Строение общества. | 1 | Комбинированный | Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. | Знать что такое общество и его отличительные признаки. Уметь анализировать структуру общества, показывать взаимосвязь различных сфер общественной жизни. | ВК: выборочное оценивание. Измерители: ответы на ?? | § 3 Творческие задания. Документы. | 23.09 | |
8 | Строение общества. | 1 | Комбинированный | Основные институты общества. Общество. Основные сферы общества. Институт общества. | Характеризовать основные социальные институты. Владеть понятиями по теме. | ВК: выборочное оценивание. Измерители: ответы на ?? | § 3 Творческие задания. Документы | 27.09 | ||
9 | Цивилизация и общество. | 1 | Комбинированный | Многовариантность общественного развития. Общественный прогресс и его противоречивость. | Знать, что такое цивилизация, какие существуют концепции ее понимания. Уметь анализировать основные факторы, определяющие сущность цивилизации. | ВК: Выборочное оценивание. Измерители: ответы на ?? | § 4 Творческие задания. Документы. | 30.09 | ||
10 | Цивилизация и общество. | 1 | Комбинированный | Цивилизации и формации. Основные этапы эволюции цивилизации. Цивилизация. Теория стадиального развития цивилизаций, теория локальных цивилизаций. Менталитет. | Разъяснять основные этапы эволюции цивилизаций, сопоставляя их с конкретными фактами из истории. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 4 Понятия. Творческие задания. Документы. | 04.10 | ||
11 | Научное познание общества. | 1 | Комбинированный | Познание. Знание. Сенсуализм. Рационализм. Исследование. Этапы исследования. Уровень научного исследования: эмпирический и теоретический. Истина. Ложь. Дедукция. Индукция. | Знать, какую роль в жизни общества играет познание. Уметь моделировать ситуации научного познания. Уметь выполнять проблемные задания. Знать понятия. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 1-4 Понятия. Вопросы. Творческие Задания. Документы. | 07.10 | ||
12 | Научное познание общества. | 1 | Комбинированный | История воззрений на общество. Общественные науки. Представители различных направлений воззрений на общество. Строение общества. Сферы и институты общества. Культурно-исторические типы. | Знать различные взгляды на развитие общества. Знать основные классификации цивилизаций. Знать факторы, определяющие сущность цивилизации. Уметь составлять сравнительную таблицу различных типов цивилизаций. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 1-4 Творческие задания. Документы | 11.10 | ||
13 | Развитие общества. | Современное общество. | 1 | Комбинированный | Характерные черты современного мира. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Закон ускорения истории. | Знать особенности соврем. общ-ва и его характерные черты. Уметь объяснять сущность индустриального и постиндустриального общ-ва. | ВК: Выборочное оценивание. Измерители: ответы на ?? | § 5 Понятия. Вопросы. Творческие задания. | 14.10 | |
14 | Современное общество. | 1 | Комбинированный | Гражданское общество. Индустриальное общество. Урбанизация. Постиндустриальное общество. | Уметь анализировать сообщения СМИ о различных событиях в мире с точки зрения выявления особенностей современного общества. | Вид контроля: Выборочное оценивание. Измерители: ответы на ?? | § 5 Понятия. Творческие задания. | 18.10 | ||
15 | Современное общество. | 1 | Комбинированный | Исторические аспекты вопроса. Неравномерное развитие народов и промышленная революция. Сходство и различия индустриализации и урбанизации. | Знать исторические примеры разных типов общества и их особенности. Уметь анализировать проблемные вопросы по тем урока. Уметь составлять сравнительную таблицу характерных черт различных типов обществ. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 5 Творческие задания | 21.10 | ||
16 | Модернизация. | 1 | Комбинированный | Основные подходы к пониманию модернизации. Органическая и неорганическая модернизация. | Разъяснять сущность понятия «модернизация» с точки зрения современной науки. Сравнивать на основе конкретных примеров особенности органической и неорганической модернизации. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 6 Творческие задания. | 25.10 | ||
17 | Модернизация. | 1 | Комбинированный | Научно-технический прогресс и его причины. Модернизация – добро или зло. | Уметь анализировать советские экономические преобразования с научной точки зрения. Знать суть и причины НТП. Уметь анализировать проблемы модернизации в различных странах. | ВК: Выборочное оценивание. Измерители: ответы на ?? | § 6 Творческие задания | 28.10 | ||
18 | Модернизация. | 1 | Комбинированный | Ход экономических реформ в России на рубеже 90-х г.г. XX века. Исторический аспект вопроса – из истории России и других стран. | Знать понятия темы. Уметь составлять сравнительную таблицу преобразований в области экономики в России в различные периоды истории. | ВК: Выборочное оценивание. Измерители: ответы на ?? | § 6 Творческие задания | 01.11 | ||
19 | Глобализация. | 1 | Комбинированный | Особенности современного мира. Глобализация. Глобальные процессы. | Знать, что такое глобализация и какие факторы способствуют этому процессу, охарактеризовать глобальные проблемы. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 7 Творческие задания | 11.11. | ||
20 | Глобализация. | 1 | Комбинированный | Определение и признаки глобализации. Факторы глобализации современного общества. Наднациональные единицы различного масштаба. СМИ. | Уметь приводить примеры наднациональных единиц и давать их характеристику. Знать проявления процесса глобализации. Уметь решать проблемные задания по теме «Глобализация». | ВК: Выборочное оценивание. Измерители: ответы на ?? | § 7 Понятия. Вопросы. Документы. Творческие Задания. | 15.11 | ||
21 | Мировая система. | 1 | Комбинированный | Мировая система и ее составляющие. Страны периферии и их характеристика. Полупериферийные страны. Общество перед лицом угроз и вызовов XXI в. | Знать, что представляет собой мировая система, из каких частей она состоит. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 8 Понятия. Вопросы. Документы. Творческие Задания | 18.11 | ||
22 | Мировая система. | 1 | Комбинированный | Современные военные конфликты. Терроризм как угроза современной цивилизации. Мировая система, « ядро», « полупериферия», «периферия». | Уметь анализировать отличительные черты стран «ядра», «полупериферии», « периферии». Объяснять роль России в мировой системе обществ. | ВК: Тест. Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 8 Понятия. Вопросы. Документы. Творческие задания | 22.11 | ||
23 | Развитие общества. | 1 | Комбинированный | Современное общество. Модернизация. | Знать закон ускорения истории. Знать и сравнивать процессы индустриализации и урбанизации. Уметь составлять и пользоваться сравнительными таблицами, схемами. Уметь анализировать проблемы по теме повторения. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 5-8 | 25.11 | ||
24 | Развитие общества. | 1 | Комбинированный | Глобализация. Мировая система. | Знать основные признаки процесса глобализации. Уметь выделять сильные и слабые черты глобализации. Уметь моделировать ситуации по теме повторения. Уметь анализировать теорию Валлерштайна. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 5-8 Документы. Творческие Задания. | 29.11 | ||
25 | Рыночная экономика. | Рыночное общество. | 1 | Комбинированный | Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рынок. Рыночное общество. Спрос. Предложение. Рыночные структуры. Конкуренция: совершенная и несовершенная. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России. | Знать, что представляет рыночное общество. Уметь анализировать основные черты рыночной экономики и их влияние на развитие человечества. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 9 | 02.12 | |
26 | Рыночное общество. | 1 | Комбинированный | Общественное производство, условия его существования. Предпринимательство и бизнес. Закон убывающей доходности. Маржинализм. | Объяснять закономерности развития рыночной экономики. Знать отличия предпринимательства от бизнеса. Знать проблемы малого и среднего бизнеса. Уметь их анализировать. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 9 | 06.12 | ||
27 | Рыночное общество. | 1 | Комбинированный | Закон ограниченности ресурсов. Идеальный рынок. Равновесная цена. Рынок совершенной конкуренции. | Знать понятие ограниченных и неограниченных ресурсов. Уметь моделировать ситуации идеального рынка. Знать понятия монополия, олигополия, монопсония. | ВК: Тест. Измерители: ответы на ?? | § 9 | 09.12 | ||
28 | Эволюция капитализма. | 1 | Комбинированный | Основные этапы развития капитализма. Современный капитализм и его черты. | Знать основные этапы развития капитализма, особенности его современного периода. Уметь сравнивать особенности капиталистических отношений в разных странах. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 10 | 13.12 | ||
29 | Эволюция капитализма. | 1 | Комбинированный | Третье сословие. Колониальная торговля. Эволюция капитализма в России. Смешанный тип экономики. Плановая экономика. Кейнсианство. Монетаризм. | Знать факторы, от которых зависит развитие торгового капитализма. Знать этапы разделения труда. Уметь анализировать особенности современных форм капитализма. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 10
| 16.12 | ||
30 | Переход России к рынку. | 1 | Комбинированный | Особенности перехода России к рынку. Либерализация, приватизация. «Шоковая терапия». Финансовый кризис. Результаты реформ. Либерализация приватизация. Особенности трудовой деятельности людей в доиндустриальном и индустриальном обществе. Взаимоотношения труда и капитала. Квалификация и профессионализм. | Знать материала по теме. Уметь анализировать, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать, уметь работать с дополнительной литературой уметь использовать полученные знания в практических целях. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 9-10 | 20.12 | ||
31 | Отношения между трудом и капиталом. | 1 | Комбинированный | Разделение труда. Специализация труда. Квалификация работника. | Знать принципы разделения труда. Знать понятие специализации труда. Знать основные составляющие понятия квалификации работника. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 11 | 23.12 | ||
32 | Отношения между трудом и капиталом. | 1 | Комбинированный | Качество работ. Профессионализм работника. Реальная квалификация. Структура человеческой деятельности. Цена рабочей силы. Безработица. | Уметь анализировать понятие качество работ. Знать суть профессионализма работника. Уметь выделять основные составляющие структуры человеческой деятельности. Уметь решать проблемные задания по теме урока. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 11 | 27.12 | ||
33 | Рыночная экономика. | 1 | Комбинированный | Общественное производство, условия его существования. Предпринимательство и бизнес. Закон убывающей доходности. Маржинализм. Закон ограниченности ресурсов. Идеальный рынок. Равновесная цена. Рынок совершенной конкуренции. | Знать материала по теме. Уметь анализировать, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать, уметь работать с дополнительной литературой уметь использовать полученные знания в практических целях. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 9-11 | 10.01 | ||
34 | Рыночная экономика. | 1 | Комбинированный | Основные этапы развития капитализма. С Качество работ. Профессионализм работника. Реальная квалификация. Структура человеческой деятельности. Цена рабочей силы. Безработица. Современный капитализм и его черты. | Знать материала по теме. Уметь анализировать, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать, уметь работать с дополнительной литературой уметь использовать полученные знания в практических целях. | ВК: Выборочное оценивание. Измерители: ответы на ?? | § 9-11
| 13.01 | ||
35 | Рыночная экономика в условиях современной России. | 1 | Комбинированный | Закономерности и противоречия рыночного общества. Профессионалы и профессионализм на современном рынке труда. Рынок труда. Безработица. Специализация труда. Квалификация. Профессионализм. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российская Государственная политика в области занятости в РФ. | Уметь объяснять эволюцию капитализма в России. Знать особенности современной экономики России. Характеризовать экономическую политику Р.Ф. Знать основные направления государственной политики в области занятости. Знать особенности взаимосвязи между трудом и капиталом. Уметь анализировать профессионализм, квалификацию работника, опираясь на научные параметры. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 9-11 | 17.01 | ||
36 | Сфера производства. | Производитель на рынке. | 1 | Комбинированный | Экономика предприятия. ВВП. Закон спроса и предложения. Факторы производства и факторные доходы. | Знать, что такое «производство» и что составляет его основу. Характеризовать основные отрасли производства. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 12 | 20.01 | |
37 | Производитель на рынке. | 1 | Комбинированный | Постоянные и переменные издержки. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. | Разъяснять особенности хозяйственных субъектов. Знать законы экономического роста и развития. Уметь анализировать экономические циклы. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 12
| 24.01 | ||
38 | Производитель на рынке. | 1 | Комбинированный | Производство. Валовый национальный продукт (ВНП). ВВП. Предприятие. Фирма. Отрасль. Доход. Издержки. Классификация издержек. | Характеризовать модели поведения производителя на рынке. Знать определения по теме. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 12 | 27.01 | ||
39 | Предпринимательство и бизнес. | 1 | Комбинированный | Предпринимательство как институт общества. Малый бизнес и его характеристика. | Знать в чем заключается сущность предпринимательства как социального и эконом. института общ-ва. Знать особенности организации малого бизнеса и его роль в экономике страны. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 13 | 31.01 | ||
40 | Предпринимательство и бизнес. | 1 | Комбинированный | Формы организации бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Предпринимательство. | Знать формы организации бизнеса. Знать источники финансирования бизнеса. Знать отличительные особенности предпринимательства. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 13 | 03.02 | ||
41 | Предпринимательство и бизнес. | 1 | Комбинированный | Достоинства и недостатки малого бизнеса. Маркетинг. Антимонопольное законодательство. | Уметь анализировать преимущества и недостатки малого бизнеса. Знать причины принятия антимонопольных законов. Уметь решать проблемные задания по теме. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 13 | 07.02 | ||
42 | Рыночная экономика. Менеджмент и маркетинг. | 1 | Комбинированный | Менеджмент. Маркетинг. | Знать осн. принципы менеджмента и основы маркетинга. Уметь моделировать ситуацию действий менеджера и маркетолога. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 12-13 | 10.02 | ||
43 | Инфраструктура рыночной экономики. | 1 | Комбинированный | Инфраструктура. Биржи. Брокеры. Дилеры. Рынок ценных бумаг. Акция. Ваучер. Облигация. Вексель. | Знать, что включается в понятие « инфраструктура», какова ее основа. Уметь моделировать ситуацию поведения на биржах. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 14 | 14.02 | ||
44 | Инфраструктура рыночной экономики. | 1 | Комбинированный | Виды рынков: сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда и их специфика. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок, условия его процветания и спада. | Характеризовать разные виды рынков. Объяснять функционирование различных бирж. Знать понятия по теме. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 14 | 17.02 | ||
45 | Инфраструктура рыночной экономики. | 1 | Комбинированный | Условия обогащения банков. Рынки в условиях исторических катаклизмов. Финансовые пирамиды. | Знать условия процветания и спада рынка. | ВК: Выборочное оценивание. Измерители: ответы на ?? | § 14 | 21.02 | ||
46 | Банковская система. | 1 | Комбинированный | Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Банки. Банковская деятельность. Инфляция. | Давать характеристику банкам и банковской деятельности. Объяснять причины и последствия инфляции. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 14 | 24.02 | ||
47 | Роль государства в экономике. | 1 | Комбинированный | Роль государства в экономике. Бюджет. Профицит и дефицит бюджета. Государственный бюджет. Сальдо. Общественные блага. Внешние эффекты. Основы денежной и бюджетной политики государства. | Знать, в чем заключается деятельность государства как экономического субъекта. Знать какие существуют способы воздействия государства на экономику. Знать понятие государственный бюджет и его характеристики. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 15 | 28.02 | ||
48 | Роль государства в экономике. | 1 | Комбинированный | Налогообложение. Виды налогов. Государственный долг. Банкротство. Дефолт. Кредитно- финансовая политика государства. | Знать, что такое налогообложение. Знать виды налогов. Уметь анализировать ситуацию с внутренними и внешними долгами государства. Уметь объяснять суть дефолта и его последствия. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 15 | 03.03 | ||
49 | Роль государства в экономике. | 1 | Комбинированный | Экономические функции государства в современном обществе. Основные элементы государственного бюджета. Характеристика видов налогообложения. Пути и методы эффективного сбора налогов. | Знать экономические функции государства. Знать основные элементы государственного бюджета. Уметь характеризовать виды налогообложения, пути и методы эффективного сбора налогов. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 15 | 07.03 | ||
50 | Мировая экономика. | 1 | Комбинированный | Мировая экономика. Особенности ее современного развития. Международные экономические организации. Россия и ВТО. | Знать понятия по теме. Знать основы государственной политики в области международной торговли. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 5-15 СМИ | 10.03 | ||
51 | Мировая экономика. | 1 | Комбинированный | Мировая экономика. Глобальные экономические проблемы. Государственная политика в области международной торговли. | Уметь характеризовать глобальные экономические проблемы. Россия и мировые глобальные экономические проблемы. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 5-15 СМИ | 14.03 | ||
52 | Предпринимательство и бизнес в современной России. | 1 | Урок повторения и обобщения | Что нужно знать тому, кто хочет стать предпринимателем. Проблемы банковской системы в нашей стране. | Знать материал по теме. Уметь анализировать, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать, уметь работать с дополнительной литературой. Уметь участвовать в дискуссии. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 5-15 | 17.03 | ||
53 | Предпринимательство и бизнес в современной России. | 1 | Урок повторения и обобщения | Роль государства в экономике общества. Льготное налогообложение. Протекционизм в политике государства. | Знать материал по теме. Уметь анализировать, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать, уметь работать с дополнительной литературой. Уметь участвовать в дискуссии. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 5-15 | 31.03 | ||
54 | Экономика. | 1 | Урок повторения и обобщения | Систематизация и обобщение изученного материала. | Знать основные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 5-15 | 04.04 | ||
55 | Политическая система общества. | Политическая власть. | 1 | Комбинированный | Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Политика как общественное явление. | Характеризовать особенности властных отношений. Анализировать государства с точки зрения определенного типа власти. Знать понятия по теме. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 16 | 07.04 | |
56 | Политическая власть. | 1 | Комбинированный | Политическая система, ее структура и сущность. Власть. Легитимная власть. Политическая система. | Уметь анализировать политическую систему государства. Знать признаки легитимности власти. Знать понятия по теме. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 16 | 11.04 | ||
57 | Сущность и организация государства. | 1 | Комбинированный | Государство как главный институт политической власти. Признаки и функции государства. | Знать, что представляет собой государство как институт политической системы общества. Характеризовать признаки государства. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 17 | 14.04 | ||
58 | Сущность и организация государства. | 1 | Комбинированный | Территориальная организация государства. Государство. Формы государства: унитарное, федеративное, конфедерация, содружество. | Описывать особенности территориального устройства государства на конкретных примерах. Знать понятия по теме. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 17 | 18.04 | ||
59 | Местное самоуправление. | 1 | Комбинированный | Сущность и функции местного самоуправления. Из мировой истории местного самоуправления. | Знать сущность местного самоуправления и его роль в обществе. Характеризовать основные функции местного самоуправления. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 18 | 21.04 | ||
60 | Местное самоуправление. | 1 | Комбинированный | История местного самоуправления России. Отличие местного самоуправления от государственного управления. | Знать историю развития местного самоуправления в России. Уметь анализировать пользу местного самоуправления для общества. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 18 | 25.04 | ||
61 | Политическая жизнь общества. | Условия политической жизни. | 1 | Комбинированный | Политическая жизнь общества. Политический режим. Типология политических режимов. | Знать, что такое политическая жизнь общества. Характеризовать сущность политических режимов государств. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 19 | 28.04 | |
62 | Условия политической жизни. | 1 | Комбинированный | Демократия. Ее ценности и признаки. Выборы в демократическом обществе. Политическая деятельность. Политические цели и средства. Опасность политического экстремизма. | Знать признаки демократии. Уметь выделять политические цели и средства. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 19 | 02.05 | ||
63 | Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан. | 1 | Комбинированный | Избирательное право и его сущность. Избирательная кампания. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. | Знать формы участия граждан в политической жизни страны. Давать характеристику политической партии, определять сущность их функций. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 20 | 05.05 | ||
64 | Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан. | 1 | Комбинированный | Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. Роль СМИ в жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя. | Уметь разъяснять основы политической программы партии. Давать оценку деятельности СМИ. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 20 | 12.05 | ||
65 | Субъекты политической жизни. | 1 | Комбинированный | Политические группы как субъекты политической жизни. Лобби. Группы давления. Группы интересов. | Знать, кто может выступать в роли субъекта политической жизни. Характеризовать модели поведения субъектов политической жизни. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 21 | 16.05 | ||
66 | Субъекты политической жизни. | 1 | Комбинированный | Эволюция группы интересов. Функции группы давления и группы интересов. История лоббизма. Элита. Четвертая власть – СМИ. | Объяснять деятельность «лобби» и их роль в общественной жизни. Оценивать свой статус и роль в политической жизни, уровень политической культуры. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 21 | 19.05 | ||
67 | Гражданское общество и государство. | 1 | Комбинированный | Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества. Гражданские инициативы. | Знать признаки гражданского общества, характеризовать взаимоотношения государства и общества. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 16-21 | 23.05 | ||
68 | Политическая система общества. | 1 | Урок обобщения и повторения | Систематизация и обобщение изученного материала по теме. | Знать материала по теме, уметь анализировать, доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать, уметь работать с доп. литературой, использовать приобретенные знания. | ВК: Выборочное оценивание Измерители: ответы на ?? | § 16-21 Статданные. Сообщения СМИ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 8 класса школы VII вида на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 8 класса школы VII вида на 2012-2013 учебный год.Рабочая программа для школы VII вида разрабатывается так же, как програм...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 9 класса (VII вида) на 2013-2014 учебный год
Рабоча программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 9 класса (VII вида) на 2013-2014 учебный год.Предназначена для учащихся VII вида, обучающихся индивидуально в общеобразова...
Рабочая программа и календарно-тематический план по литературе 11 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы для 5-11 классов под редакцией В.Я.Коровиной; учебника по литературе для 11 класса под редакцией В.П.Журавлева. Рабочая программа конкретизир...
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование курса обществознания 5 - 9 класс
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование курса обществознания 5 - 9 класс ФГОС...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Обществознание"(базовый уровень)для 10 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Обществознание»(включая экономику и право)(базовый уровень)для 10 класса...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Обществознание"(базовый уровень)для 11 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Обществознание»(включая экономику и право)(базовый уровень)для 11 класса...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Обществознание"для 9 класса
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования ...