Рабочая программа и календарно - тематическое планирование курса обществознания 5 - 9 класс
рабочая программа по обществознанию (5 класс) по теме

Калугина  Лидия Николаевна

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование курса обществознания  5  - 9 класс  ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma._5_kl._obshch-nie.doc295 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

№ 166  имени  А.А.МИКУЛИНА   г.о. Самара

Утверждаю

Директор ________/_________/

«__»_____________2013 г.

             

Согласовано

«___»________2013 г.

Зам. директора по УВР

________/___________/

Программа рассмотрена на заседании  

МО учителей гуманитарного цикла

Протокол № ___от «__»_____2013г.

Руководитель  МО

________________/______________/

 

              ПРОГРАММА

учебного курса по обществознанию  

 

Программа разработана на основе Примерной программой по  учебным предметам. Обществознание   5 – 9 классы ( стандарты второго поколения) М. «Просвещение» 2011. и  Рабочей программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. М.  «Просвещение» 2011.

Класс  - 5 «А,Б,В.Г»                                     Составитель: Калугина Л. Н.

САМАРА 2013 г

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

№ 166  имени  А.А.МИКУЛИНА   г.о. Самара

                           Согласовано

заместитель директора по УВР

__________________________

«___» __________ 20___  года

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по  обществознанию

Класс  5 - 9

Учитель  Калугина Л. Н.

Количество часов: всего  35 часа; в неделю  1 час;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Калугиной Лидии Николаевны  утверждённой решением педсовета

протокол  №               от                     2013г.

САМАРА 2013 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по обществознанию для основной школы предназначена для учащихся 5 - 9 -х классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с  программой начального общего образования.

 

 Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных   документов:

  1. Закон РФ  «ОБ образовании»;
  2. Примерная  основная общеобразовательная программа образовательного учреждения . Основная школа (стандарты второго поколения 2011),
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  4. Планируемые результаты основного общего образования;
  5. Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Обществознание  5-9 классы;

 6.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».

7. Рабочей программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. – М.: Просвещение ,2011.

 8. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: 

1.Обществознание.Учебник.5 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой –

М.: Просвещение, 2013.

2.Обществознание. Электронное приложение к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова,

Л.Ф. Ивановой. 5класс (СД)

3.А.С.Митькин. Рабочая тетрадь по обществознанию. 5 класс.- М.:Экзамен,2013.

4.Л.Н.Боголюбов,Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5 – 9 классы.- М.: Просвещение,2012.

5. Л.Ф. Иванова. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс.

Класс

Кол-во часов по учебному плану

Уровень изучения

УМК

5

1

базовый

Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. «Обществознание» М: Просвещение 2013

6

1

базовый

Боголюбов Л.Н. «Обществознание» М: Просвещение, 2012  

7

1

базовый

Боголюбов Л.Н. «Обществознание» М: Просвещение, 2010  

8

1

базовый

Боголюбов Л.Н. Городецкая Н.И.«Обществознание» М: Просвещение, 2010  

9

1

базовый

Боголюбов Л.Н. Матвеева А.И.«Обществознание» М: Просвещение, 2010  

Цели изучения обществознания в основной школе:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Общая характеристика учебного предмета. 

«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс.  Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.  Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.

Структура курса и последовательность предъявления материала.

 Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса:

первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы.

Содержание первого этапа курса (5 – 7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представление об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения. 

Содержание первого этапа курса (5—7 классы). 

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» дает относительно развернутое представление о личности и ее социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема – «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует взаимоотношения с другими людьми.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина РФ, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс дает им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них – «Регулирование проведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребенка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема – «Человек в экономических отношениях» - дает представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики – производству, в процессе которого реализуется ее важнейшая роль в обществе – создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики – потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

 На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы)  все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т.д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая – «Личность и общество» - вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема – «Сфера духовной жизни» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя кК существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщенности, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики – экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» дает обобщенное представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая – отраслям пава. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определенной мере систематизированные знания о праве.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых Понтий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5 – 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности. 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Обществознание позволяет учащимся овладеть системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами деятельности, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с другими людьми, институтами гражданского общества, государством. Всё перечисленное входит в понятие «гражданская культура», приобщение к которой и является воспитанием.

Гражданское воспитание предполагает в качестве одного из условий изучение Конституции РФ. Будучи документом высшей юридической силы, Конституция является основой всей правовой системы Российского государства. А без изучения правовых норм невозможно формировать правосознание и правомерное поведение, являющиеся неотъемлемыми качествами гражданина, невыполнимой станет актуальная задача преодоления правового нигилизма в обществе.  

Место курса в учебном плане

Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175  часов:  5,6,7,8  классы   – по 35 часов; 9 класс – 34 часа. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени.

В 5 -ом классе программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю ).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса:

Личностные результаты:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1). Использование элементов причинно-следственного анализа;

2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

 Предметными  результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Планируемые результаты изучения  обществознания в 5-ом классе

Выпускник научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы.
  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
  • характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
  • характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций , связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;
  • раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
  • формирование собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина
  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ.
  • характеризовать государственное устройство РФ, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
  • распознавать и различать явления духовной культуры

      Выпускник получит возможность научиться:

  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
  • наблюдать и характеризовать явления  и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
  • осознавать значение гражданской  активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства.

Предпочтительные формы организации учебного процесса

Типы уроков

Пед. технологии

Формы работы

- игра

- дискуссия

- практикум

лабораторная работа

- беседа

Интерактивные:

- игровые;

- ТРИЗ;

- технология дискуссии;

- проектная технология;

- проблемное обучение;

- технология развития критического мышления

Индивидуальная

Групповая

Группы с переменным составом

Контроль и система оценивания.

 Система оценки предметных результатов предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки.

    Установлено пять уровней достижений:

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие  базовый:

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

   Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых   ниже базового,  целесообразно выделить также два уровня:

• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе:

  • Результатов внутришкольного  мониторинга  образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы  на межпредметной основе;
  • оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;
  • оценки за выполнение и защиту индивидуального   проекта;

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков и промежуточной аттестации обучающихся.

Вид контроля

Авторы заданий

Тестирование

Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.

Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществоведению. 5 класс: М., «Экзамен», 2013.

Индивидуальные карточки с разнотиповыми задачами

Контрольная работа, состоящая из заданий, требующих развернутого ответа

Работа с  заданиями электронного  приложения

Работа над проектом

Количество контрольных работ – 1

Количество самостоятельных работ – 2

Материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса

I. Библиотечный фонд   

  • нормативные документы 

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011

3. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011

4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».

5.  Рабочая программа  Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. – М.: Просвещение ,2011.

  • УМК

1 . 1.Обществознание. Учебник.5 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой –

М.: Просвещение, 2013.

2.Обществознание.Электронное приложение к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова,

Л.Ф. Ивановой. 5класс (СД)

3.А.С.Митькин. Рабочая тетрадь по обществознанию. 5 класс.- М.:Экзамен,2013.

4.Л.Н.Боголюбов,Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5 – 9 классы.- М.: Просвещение,2012 

5.Обществознание  6 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012

6.Обществознание  7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012

7.Обществознание  8 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012

8.Обществознание  9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012

Интернет ресурсы:  http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/

  •    Справочные пособия, научно-популярная и историческая литература

1.Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: М., «Просвещение», 2005.

2.Синова И.В. Народы России. История и культура. Обычаи и традиции: С-Пб, «Литера», 2010.

3.Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: М., «Просвещение», 2012.

4.Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентно-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.

5.Народы России: энциклопедия. –М.: Большая энциклопедия,2004

6. Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.

7.Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.

8.Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.

Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001.

9.Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тишков. - М., 2010.

10.Кравченко А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000.

11.Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.

12.Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. — М., 2004.

13.Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. — М., 2001.

Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004.

14.Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.

Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003.

15.Сухов А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001.

16.Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008.

17.Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. - М., 2004.

18.Кравченко  А.   И.   Социология  в  вопросах  и  ответах /

A.   И. Кравченко. - М., 2008.

Латышева В.  В.  Основы социологии: учеб. для ссузов /

B.  В. Латышева. — М., 2004.

19.Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миголатьев, В. В. Огнева. — М., 2005.

Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. — М., 2005.

20.Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008.

21.Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. — М., 2007.

22.Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М., 2003.

23.Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образовав учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2002.

24.Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.

Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005. 

 II. Информационно-коммуникативные средства.

Основные Интернет-ресурсы

http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ

http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.apkpro.ru – Академия повышения  квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

Дополнительные Интернет-ресурсы

hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»

http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.

http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам

http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории»

http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека

http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов

http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»

http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса

http://www.lib-history.info - историческая библиотека

http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»

http://www.vciom.ru– Всероссийский Центр изучения общественного мнения

http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России

www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://museum.ru/  Портал «Музеи России».

Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций.

III. Технические средства обучения.     

 1.Мультимедийный компьютер.

 2.Мультимедийный проектор.

 3.Экран проекционный.

Содержание курса обществознания в 5- 9-х классах

     Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.     

 Содержание программы  5 – 9 классы  (175 ч).

Модули

Разделы

Часы

1. Социальная сущность личности (27 ч).

1.1. Человек в социальном измерении.

18

1.2. Ближайшее социальное окружение

9

2. Современное общество (27 ч).

2.1. Общество – большой дом для человечества.

12

2.2. Общество, в котором мы живём.

15

3. Социальные нормы (27 ч).

3.1. Регулирование поведения  людей в обществе.

18

3.2. Основы российского законодательства.

9

4. Экономика и социальные отношения (27 ч).

4.1. Мир экономики.

27

4.2. Человек в экономических отношениях.

6

4.3. Мир социальных отношений.

9

5. Политика. Культура (27 ч).

5.1. Политическая жизнь общества.

16

5.2. Культурно-информационная среда общественной жизни.

8

5.3. Человек в меняющемся обществе.

3

Итого

175

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27 ч)

I. Человек в социальном измерении (18 ч)

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.

Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.

Тендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.

Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.

Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

2.   Ближайшее социальное окружение (9 ч)

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.

Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО (27 ч)

3.   Общество — большой «дом» человечества (12 ч)

Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.

Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.

Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.

4.   Общество, в котором мы живём (15 ч)

Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.

Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.

Российское общество в начале XXI в.

Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.                                                                                                                                                    Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?                                                                                                                 Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (27 ч)

5.   Регулирование поведения людей в обществе (18 ч)

Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.

Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.

Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.

Как защищаются права человека в России.

Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.

6.   Основы российского законодательства (9 ч)

Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Административные правоотношения. Административное правонарушение.

Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы. Судебная система.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (27 ч)

7.   Мир экономики (12 ч)

Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.

Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.

Типы экономических систем. Собственность и её формы.

Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.

Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.

Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.

Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Особенности экономического развития России.

8.  Человек в экономических отношениях (6 ч)

Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.

Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.

Предприниматель. Этика предпринимательства.

Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.

Права потребителя.

9.   Мир социальных отношений (9 ч)

Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.

Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.

Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.                                                                                                                        Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.

ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА (27 ч)

10.   Политическая жизнь общества (16 ч)

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

Политический режим. Демократия. Парламентаризм.

Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.

Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.

Межгосударственные отношения. Международные политические организации.

Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Глобализация и её противоречия.

Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.

11.    Культурно-информационная среда общественной жизни (8 ч)

Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.

Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.

Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.

Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

12.  Человек в меняющемся обществе (3 ч)

Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

Содержание курса обществознания в 5-ом классе

 Тематическое  распределение часов.

 Тема

Количество часов

Введение

1

1. Человек.

5

2. Семья

5

3.Школа.

6

 4.Труд.

 6

5. Родина.

 10

 Итоговое повторение

2

 

Введение-1 час.

Глава I. Человек – 5 часов.

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность.

Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

Глава II. Семья – 5часов.

Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.        

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Глава III. Школа – 6 часов.

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Глава IV. Труд – 6 часов.

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Глава V. Родина – 10 часов.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.

Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности гражданина России.

Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос: «Почему она является основным законом государства») – статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном составе.

Итоговое повторение и контроль – 2 часа

Повторение и обобщение «Человек. Соц. институты: семья, школа. Важнейшая сторона человеческой жизни – труд. Родина».

К/р «Человек. Семья. Школа. Труд. Родина» - тестирование.

Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.


Календарно - тематическое планирование 

 

Уро

ка

  Дата

 

Тема урока

  (тип урока)

Технология

Планируемые результаты

  Характеристи-

 ка   основных видов деятельности учащихся

 Домаш-

нее

задание

план

 факт

Предметные УУД

 Личностные УУД

 Метопредметные  УУД

 

 

1

Вводный урок

(комбинированный)

Знать значение, использование термина «обществознание».

Иметь представление о связи обществознания с другими науками

 Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание

 Познавательные:

Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы

Регулятивные: анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Работа с текстом учебника

с.5-8

2-3

   Загадка человека. 

(комбинированный) 

Объяснять, как происходило развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. Раскрывать значение труда в развитии человека.

Формулировать, что такое способности человека, и какие способности проявляли первобытные люди. Сравнивать способности первобытного человека и человека современного XXI в. Оценивать роль творчества в развитии человека.

 Усвоить, что труд является основой развития человека, научиться уважать свой и чужой труд. Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем. Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его  важность. Научиться уважать людей старшего возраста. Сформировать в себе качества доброго, милосердного, порядочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя.   Научиться беречь свое

здоровье, вести здоровый образ жизни и избегать вредных привычек

Познавательные: 

Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интернета и формулировать собственное определение понятия «труд». Иллюстрировать конкретными примерами искусство первобытных людей. Уметь составлять рассказы по рисункам

Регулятивные:

Самостоятельно  анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Коммуникативные:

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Раскрывать на конкретных примерах и ценность человеческой жизни.

Характеризовать и рассматривать на конкретных примерах биологическое  и социальное в природе человека.

Сравнивать свойства человека и животных

п.1

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ.

4-5

Отрочество - особая пора жизни (комбинированный)

Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. Размышления

о будущемю

 Отрочество - пора мечтаний. Самостоятельность-показатель взрослости.

 Познавательные:

Оценка   своих   учебных   достижений,   поведения,   черт
своей  личности  с  учётом   мнения  других  людей,   в  том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

Регулятивные:

Самостоятельно  анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Коммуникативные:

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Описывать основные черты отрочества как особого возраста переход от детства к взрослости.

Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости.

П.2

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.

6

Практикум

(урок с элементами тренинга)

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

 Воспитание трудолюбия

 Познавательные:

 Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Регулятивные:

выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

Коммуникативные:

 Выражать собственную точку зрения на  проблему.

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

7

Семья и семейные отношения

(комбинированный)

Характеризовать понятие «семья».                  Сравнивать особенности семей современных и существовавших в России ранее, городских и деревенских; двухпоколенных,

трехпоколенных. Характеризовать причины возникновения семейных конфликтов, предлагать пути их разрешения. Называть основной документ, регулирующий семейные отношения, — Семейный кодекс РФ. 

 Воспитывать

любовь и уважение к старшему поколению, семье

Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его  важность. Научиться уважать людей старшего возраста.

  Познавательные: Показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя причины их возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев и традиций, в том числе в вашей семье.

 Регулятивные:

Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

Коммуникативные:

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи.

Сравнивать двухпоколенные  и трехпоколенные  семьи.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье.

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

п.3

Моделирование ситуаций и их анализ

8

Семейное хозяйство

(комбинированный)

Описывать совместный труд членов семьи. Характеризовать статьи семейного бюджета; объяснять правила ведения семейного хозяйства; выполнять творческие задания по изученной теме

 Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье, как правильно вести хозяйство.

 Познавательные:

 Показывать на конкретных примерах из жизни кого считают рачительным хозяином, каковы источники экономии в домашнем хозяйстве, что должен знать и уметь рачительный хозяин. Оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяйства.

Регулятивные:

Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

Характеризовать совместный труд членов семьи.

Сравнивать домашнее хозяйство городского  и сельского жителя.

Описывать свои обязанности в ведении семейного хозяйства.

п.4

Составить семейный бюджет

9

Свободное время

(урок – конференция)

Объяснять какое время можно назвать свободным, какие движения губительны для организма, а какие - полезны и ценны для развития и совершенствования человека; что досуговая деятельность - это сфера самовоспитания и самоопределения.

 Воспитание умение правильно использовать свободное время

 .Познавательные:

Показывать на конкретных примерах, что свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности.

Формулировать собственное определение понятия «свободное время». Иллюстрировать конкретными примерами досуговую деятельность. Уметь составлять рассказы по рисункам.

Регулятивные:

 Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

Коммуникативные:

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени.

Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.

Характеризовать значимость здорового образа жизни.

п.5

Составить таблицу «Хобби: причины возникновения, виды».

10-11

Практикум

( практическое занятие)

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

  Воспитание ответственности, выражать собственную точку зрения на значение семьи

  Познавательные:

 Составлять рассказы: -учимся быть рачительными хозяевами; учимся помогать семье;-мы - семья, а это значит..

 Регулятивные:

 Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

Коммуникативные:

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Моделирование ситуаций и их анализ

12-13

Образование в жизни человека

( урок – конференция)

Характеризовать задачи школы. Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предоставляет образование

Образование и самообразование. Учёба - основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться

Познавательные:

Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов о значимости школы для человека. Оценивать и корректировать собственное отношение к своей учебе, умение учиться, возможности своего развития. Рассказывать о своей школе, как вы относитесь к ней. Исследовать конкретные ситуации, когда проявляется ценность и важность образования человека при приеме на работу, повышении в должности.

Регулятивные:

Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний.

Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями. 

Коммуникативные:

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования ив наше время и в прошлом.

Описывать ступени школьного образования.

Описывать систему общего школьного образования в нашей стране.

Характеризовать учебу как основной труд школьника.

Выявлять позитивные результаты учения.

Опираясь на примеры из художественных произведений

 14-15

Образование и самообразование

(комбинированный)

Характеризовать учёбу как основной труд школьника.

Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека.

 Воспитание ответственности, умение учиться

 Познавательные:

Уметь рассуждать о проблемах современного образования, о правах и обязанностях ученика

Регулятивные:

 Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний

Коммуникативные:

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

Характеризовать значение самообразования для человека с опорой на конкретные примеры.

Оценивать собственные умения учиться и возможности его развития.

Выявлять возможности практического применения получаемых  в школе знаний.

п.7 Моделирование ситуаций и их анализ

16

Одноклассники, сверстники, друзья.

(комбинированный)

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями

 Воспитание  дружеских отношений младших  подростков с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

  Познавательные:

Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы

 .Регулятивные:

 Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний.

Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями. 

 Коммуникативные:

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы

Исследовать элементы причинно- следствен-

ного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Иллюстрировать примерами значимость поддержки сверстников для человека..

п.8 Моделирование ситуаций и их анализ.

17

Практикум.

(проектная работа)

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Воспитание ответственности, умение учиться

Решение познавате-

льных задач

18-19

Труд – основа жизни.

(комбинированный)

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека

 

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде

 Познавательные:

Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства.

Регулятивные:

. Устанавливать целевые приоритеты.

Умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей

 Коммуникативные: 

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труда.

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельно

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества.

Характеризовать особенности  труда как одного из основных видов деятельности человека.

Различать материальную и моральную оценку труда.

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.

п.9 Моделирование ситуаций и их анализ

20-21

Труд и творчество.

(изучение нового материала)

Различать творчество и ремесло.

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

 Творческий труд. Творчество в искусстве

 Познавательные:

Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определить различие труда мастера

Регулятивные:

. Устанавливать целевые приоритеты.

Умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей

 Коммуникативные: 

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труда.

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельно

Различать творчество и ремесло.

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

п.10 Решение познавательных задач, работа с текстом учебника

22-23

Практикум.

урок изучения и первичного закрепления нового материала)

Характеризовать основные положения

раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Проявлять социальную ответственность за свои мысли и поступки

Познавательные:

Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определить различие труда мастера

Регулятивные:

. Устанавливать целевые приоритеты.

Умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей

 Коммуникативные: 

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труда.

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельно

Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач

24-25

Наша Родина-Россия.

(изучение нового материала)

Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну.

 Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну.

  Познавательные:

Написать эссе о своей малой родине. Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кинофильмов проявления любви к своей Родине, Отчизне. Рассказывать о защитниках Родины, если возможно, — членах своей семьи

 Регулятивные:

Устанавливать целевые приоритеты.

Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

 . Коммуникативные:

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое выступление.

Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации».

Знать и называть статус субъекта  РФ, в котором находится школа.

Характеризовать особенности  России как многонационального государства.

п.11

Решение познавательных задач

26-27

Государственные символы России.

(Тематическая игра)

Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Рассказывать историю российского герба и флага. Описывать Государственный герб РФ. Описывать Государственный флаг РФ, над какими зданиями он поднят постоянно.

Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России.

 Воспитывать уважение к государственным символам России, патриотизм, чувство гордости за свою Родин

  Познавательные: 

Иллюстрировать на конкретных примерах отношение солдат к своему знамени во время Великой Отечественной войны. Использовать дополнительную литературу и Интернет для подготовки сообщения на уроке о государственных символах зарубежных стран. Подготовить проект или презентацию об истории Государственного герба в России. Проанализировать текст (Н. А. Соболев «О национальном флаге России») и написать эссе об истории русского флага.

Продемонстрировать свое знание слов и музыки Государственного гимна России. Описать свои чувства, когда в конце спортивных соревнований исполняется российский гимн и поднимается флаг нашей страны

Регулятивные:

Устанавливать целевые приоритеты.

Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

 . Коммуникативные:

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое выступление

Описывать основные государственные  символы РФ. Знать  текст Гимна РФ.

Использовать дополнительные источники информации  для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России.

Составлять собственные  информационные материалы  о  Москве – столице России .

п.12

Моделирование ситуаций и их анализ

28-29

Гражданин России

(проектная работа)

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».

Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.

Называть основные обязанности граждан РФ.

 Воспитывать уважение к своему народу и чувство единения с ним, ощущать себя россиянином

  . Познавательные:

Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.

Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ

Регулятивные:

Устанавливать целевые приоритеты.

Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

 Коммуникативные: 

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью;

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин»

Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.

Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ

п.13

Моделирование ситуаций и их анализ.

30-31

Мы – многонациональный народ.

(урок – фестиваль)

Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе.

 Воспитывать толерантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране, для поддержания гражданского мира в России, для ее развития и процветания.

. Познавательные:

Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе.

Регулятивные:

Устанавливать целевые приоритеты.

Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

 Коммуникативные: 

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью;  

Характеризовать и конкретизировать примерами  этнические  и национальные различая.

Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни

Российского общества.

п.14

Моделирование ситуаций и их анализ.

32-33

Практикум.

Основы граждановедения

(урок изучения и первичного закрепления нового материала)

Знать основные  положения курса. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; -  высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом учебника,   выделять   главное.

  Воспитание гражданской ответственности;

дружеских отношений между людьми разных национальностей. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Формулирование своей точки зрения

 Познавательные:

Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Регулятивные:

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Коммуникативные: 

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Умение работать с тестовыми заданиями

34-35

Защита проекта

Высказывать собственную точку зрения, умение вести диалог

 Воспитание ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству.

 Познавательные:

Овладение различными видами публичных выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим
нормам и правилам ведения диалога;

умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности
на уроках и в доступной социальной практике

Регулятивные:

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Коммуникативные: 

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 11 класса по программе Н. Г. Гольцовой

Рабочая программа для 11 класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе поясн...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 10 класса по программе Н. Г. Гольцовой

Рабочая программа для 10  класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы Е. А. Семенко (2013-2014 учебный год)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.) составлены на основе Авторской программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Краснодарско...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой (2009 год)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.) составлены на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой  (2009 год).Рабочая программа и календ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии "Твоя профессиональная карьера" (9класс)

Рабочая программа дисциплины «Твоя профессиональная карьера» предусматривает создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся, правильного выбора ими профессии , проф...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс

Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое  внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...