рабочая программа для 5 класса по обществознанию
рабочая программа (обществознание , 5 класс) по теме

рабочая программа, соответствующая требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_obshchestvoznanie_5_kl.docx68.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куйбышевская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании методического объединения учителей-предметников

Протокол №_____от_____августа   20____г.

Принято Педагогическим советом

Протокол №_____от_____августа   20____г.

УТВЕРЖДАЮ.

Директор МБОУ  «Куйбышевская ООШ»

__________________________________

Приказ №___от___________________20____г.

Рабочая программа учебного курса

по обществознанию

для 5 класса

на 35 часов

Составитель: О. В. Бурбыга,

учитель истории и обществознания

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам (Обществознание. 5 – 9 классы); программы курса «Обществознание. 5 – 6 классы» (автор-составитель С. В. Агафонов, Москва», Русское слово», 2012 г.); основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Куйбышевская ООШ» и соответствует Федеральному  государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель), что соответствует  учебному плану МБОУ «Куйбышевская ООШ» на 2014 – 2015 учебный год.

Характеристика предмета «Обществознание»

«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются современные научные представления об антропосоциогенезе. Их раскрытие в школьном курсе базируется на результатах исследований, понятийном аппарате группы общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. При этом основное внимание учащихся в основной школе акцентируется на современных социальных явлениях.

Цели изучения «Обществознания» в основной школе заключаются в содействии:

- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации —  в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

- формированию у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

- овладению обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно­бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

Основные задачи курса обществознания в 5 классе:

 - получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;

- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

- совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

Требования ФГОС к результатам обучения обществознанию:

Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса, являются:

-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма , любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.

Предметными результатами освоения данного курса являются:

-относительно целостное представление о человеке;

-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

-знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;

-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.

К концу курса обществознания 5 класса обучающиеся должны научиться

обучающийся  научится:

• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;

• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

обучающийся  получит возможность научиться:

• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

Ближайшее социальное окружение

обучающийся  научится:

• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;

• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.

обучающийся  получит возможность научиться:

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.

Общество, в котором мы живём

обучающийся  научится:

• характеризовать глобальные проблемы современности;

• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;

• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;

• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;

• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.

обучающийся получит возможность научиться:

• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;

• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.

Критерии оценивания устного ответа:

Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУН составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУН составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Обучающийся владеет ЗУН в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУН обучающегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).

Критерии оценивания тестирования:

Оценка «5»:

-ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

-допускается один недочет, объем ЗУН составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Оценка «4»:

-ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

- письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУН составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Оценка «3»:

-работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

- письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Обучающийся владеет ЗУН в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Оценка «2»:

-работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

- письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУН учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).

Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук. Общество – особая часть реального мира. Организация содержания школьного учебника «Обществознание». Знакомство с содержанием учебника «Обществознание» для 5 класса.

Основные термины и понятия: общественные науки, обществознание.

ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (19 ч)

 Загадка человека (1 ч)

Проблема происхождения человека. Биосоциальная природа человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Социальная среда обитания человека.

Основные термины и понятия: биологический, социальный.

Потребности человека (1 ч)

        Внутренний мир человека и его потребности. Разнообразие потребностей человека. Разумные и неразумные потребности. Материальные, социальные и духовные потребности. Возвышение потребностей.

Основные термины и понятия: потребности, возвышение потребностей. 

Человеческие интересы (1 ч)

Интересы в жизни человека. Формирование интересов. Иерархия интересов. Развитие и тренировка интересов.

Основные термины и понятия: интерес, иерархия интересов. 

Как человек оценивает себя и других (1 ч)

Человек в оценке других людей. Самооценка и ее разновидности: самоуважение и самоуничижение. Самовоспитание. Значение представлений о добре и зле для оценки и самооценки человека.

Основные термины и понятия: самооценка, способности, мораль.

Люди с ограниченными возможностями и особыми

 потребностями (1 ч)

Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Причины инвалидности. Жизнь с инвалидностью. Помощь инвалидам. Положение инвалидов в России. Выдающиеся достижения инвалидов.

Основные термины и понятия: инвалид, инвалидность.

Деятельность (1 ч)

Мотивы и виды деятельности. Учение. Игра. Труд. Творчество. Общение. Структура деятельности. Деятельность и поведение. Деятельность как способ существования человека. Личность.

Основные термины и понятия: мотивы, деятельность, интеллект, воля, личность, поведение,  поступок.

Как человек познает мир и самого себя (1 ч)

Познание как человеческая потребность. Поиск информации. Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное и рациональное познание. Самопознание.

Основные термины и понятия: познание, знания, мышление, самопознание.

Образование и самообразование (1 ч)

Образование и самообразование. Экстернат. Современная школа. Школьное образование в Российской Федерации. Инклюзивное образование.

Основные термины и понятия: образование, самообразование, инклюзивное образование.

Социализация (1 ч)

Быть человеком – учиться жить в обществе, учиться социальному. Культура. Культурные нормы и ценности. Социальные роли. Социализация – процесс длиной в жизнь. Воспитание.

Основные термины и понятия: культура, культурные нормы, социальная роль, социализация, ценности. 

Положение человека в обществе (1 ч)

Положение личности в обществе. Социальный статус. Взаимосвязь социальных статусов и социальных ролей. Социальные «параметры личности». Прирожденные качества человека. Приобретенные качества человека. Социальное положение школьника. Ответственность. Разнообразие социальных статусов.

Основные термины и понятия: социальный статус, социальное положение, ответственность. 

Возрасты нашей жизни (1 ч)

Жизнь как возможность реализации человека. Проблема старения человечества. Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. Возможности и ограничения возраста.

Основные термины и понятия: возрастной статус, возрастная роль, поколение. 

Особенности подросткового возраста (1 ч)

Возраст и положение человека в обществе. Особенности подросткового возраста. Права и обязанности несовершеннолетних. Трудности взросления. Чувство взрослости. Отношения со сверстниками.

Основные термины и понятия: подростковый возраст, несовершеннолетний, сверстники. 

Что такое гендер (1 ч)

Биологический пол: мужской, женский. Гендер как «социальный пол». Особенности мужского и женского поведения. Гендерные роли.

Основные термины и понятия: гендер, гендерные роли.

Различия в поведении мальчиков и девочек (1 ч)

Различия в поведении мальчиков и девочек. Особенности воспитания мальчиков и девочек.

Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Основные термины и понятия: гендерная социализация.

Национальная принадлежность (1 ч)

Национальность. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Этнический фактор в государственном развитии. В чем проявляются национальные различия. Как научиться уважать национальные различия. Миграции и мигранты. Толерантность.

Основные термины и понятия: национальность, познавательный туризм, миграция, толерантность.

Юные граждане России (1 ч)

Гражданин. Гражданство. Конституция Российской Федерации о гражданстве. Паспорт. Гражданско-правовая сторона социального положения личности в обществе. Какие права человек получает от рождения. Юные граждане России: права и обязанности.

Основные термины и понятия: гражданство, гражданин, права человека, паспорт.

Здоровый образ жизни (1 ч)

Зачем человеку здоровье. Здоровье современных детей. Здоровый образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. Здоровье и долголетие.

Основные термины и понятия: здоровый образ жизни.

Безопасность жизни (1 ч)

Опасность и безопасность в жизни современного человека. Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью: как не допустить их возникновения.

Основные термины и понятия: опасность, безопасность, привычка.

Повторение и обобщение по теме «Человек в обществе» (1 ч)

БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ ПОДРОСТКА (10 ч)

Самые близкие люди (1 ч)

Человек и его социальное окружение. Товарищи и современники. Семья. Функции семьи. Брак. Роли в семье. Роль подростка в семье.

Основные термины и понятия: семья, родство, семейные роли.

Семейные отношения (1 ч)

Семья и семейные отношения. Супружество. Родительство. Родство. Семейные конфликты и их причины. Конфликты между родителями и детьми. Пути разрешения семейных конфликтов.

Основные термины и понятия: семейные конфликты.

Семейные ценности и традиции (1 ч)

Семейные ценности и традиции. Семейный альбом. Семейная родословная. Семейный совет. Семейные праздники. Семейная культура.

Основные термины и понятия: семейные ценности, семейные традиции.

Забота и воспитание в семье (1 ч)

Воспитание в семьях разных народов мира. Цели заботы и воспитания в семье. Гендерная социализация человека в семье.

Основные термины и понятия: воспитание.

Государственная поддержка семьи (1 ч)

Почему государство должно поддерживать семью. Материнский капитал и его предназначение. Государственная социальная помощь. Центры социальной помощи семье и детям. Государственная поддержка семьи. Социальные службы. Социальный работник.

Основные термины и понятия: материнский капитал, государственная социальная помощь.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (1 ч)

Дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети-сироты. Социальные сироты. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение). Опека. Попечительство. Приемная семья. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Основные термины и понятия: дети, оставшиеся без попечения родителей, усыновление (удочерение), приемная семья.

Человек в малой группе (1 ч)

Общество как совокупность различных групп. Группа. Малая группа. Человек в малой группе. Значение группы в жизни подростка. Межличностные отношения. Важнейший закон межличностных отношений. Конформизм.

Основные термины и понятия: группа, малая группа, межличностные отношения.

Общение (1 ч)

Общение как главная форма социального взаимодействия. Круг общения. Объем общения и его содержание. Манера общения. Дружба. Особенности общения подростка со сверстниками. Общение посредством мобильных телефонов и в Интернете. Интернет-зависимость.

Основные термины и понятия: общение, манера общения, дружба.

Межличностные конфликты (1 ч)

Что такое конфликт. Межличностные конфликты. Конфликты, в которых участвуют подростки. Почему возникают конфликты? Пути разрешения конфликтов.

Основные термины и понятия: конфликт, компромисс.

Повторение и обобщение по теме «Ближайшее окружение подростка» (1 ч)

Резерв (4  ч)

Итоговый контроль (1 ч)

Учебно –тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела программы

Количество часов на раздел

1

Введение.

1

2

«Человек в обществе»

19

3

«Ближайшее окружение подростка»

10

4

Итоговый контроль

1

5

Резерв

4


Календарно-тематическое планирование

курса «Обществознание для 5 класса

Дата

Тема урока

Основные понятия

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты

 Контроль

предметные

метапредметные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

личностные

1

Введение в курс обществознания

Общественные науки, обществознание

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий общественные науки, обществознание

Обучающиеся смогут объяснить, что такое общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования.

Обучающийся сможет с помощью схемы объяснить, чем общественные науки отличаются от других наук и от школьного предмета «обществознание».

Обучающийся сможет представить в виде схемы значение науки в жизни общества; различия между общественными и другими видами наук; взаимосвязь общественных наук с школьным предметом «обществознание».

Обучающийся сможет объяснить отличие общественных наук от других видов наук; отличие школьного предмета от науки.

Обучающийся усвоит назначение школьного предмета обществознание.

Устный опрос

2

Загадка человека

Биологический, социальный

формализация знаний обучающихся о биологическом и социальном в человеке. Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.

Формулирование характеристики природы человека с точки зрения современных общественных наук.

Обучающиеся смогут объяснить значение понятий: социальный, биологический

Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека

Обучающиеся смогут  оценить результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий

Обучающиеся смогут подготовить сообщение о происхождение человека и представить его в различных знаковых системах

рисунок, план, мини сочинение.

Обучающийся сможет провести сравнительный анализ отличия человека от животного;

привести конкретные примеры, доказывающие, что человек -существо биологическое и социальное

На примере Маугли обучающийся сможет высказать свое мнение по вопросу «Что в жизни соответствует действительности, а что нет?»

Устный опрос

3

Потребности человека

Потребности, возвышение потребностей

Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.

Обучение алгоритмизации деятельности 

Обучающие смогут объяснить термин «потребности» и привести примеры разных видов потребностей

Обучающиеся смогут   по алгоритму составить план по возвышению и расширению своих потребностей

Обучающийся сможет объяснить на конкретных примерах понятия расширение и возвышение своих потребностей

Обучающийся сможет привести собственные примеры разумных и неразумных потребностей

Выразить свое отношение к жителям Дурацкого острова, из книги Н.Носова «Незнайка на Луне». Что хотел сказать автор, превращая их в овец?

Устный опрос

4

Человеческие интересы

Интерес, иерархия интересов

Характеристика основных этапов и факторов социализации личности.

Обучение преобразованию практических задач в познавательные. Обучение аргументации своей точки зрения.

Обучающие смогут объяснить термины: интерес, иерархия интересов

Обучающие смогут преобразовать практическую задачу в познавательную, работая с текстом учебника

Обучающийся сможет сформулировать и аргументировать собственную позицию по вопросу иерархии интересов

Обучающийся сможет анализировать имеющиеся данные на основе работы с текстом

Привести конкретные примеры, подтверждающие  высказывание психолог а С. Рубинштейна: «Можно интересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чем-нибудь»

Устный опрос

5

Как человек оценивает себя и других

Самооценка, способности, мораль

Характеристика основных этапов и факторов социализации

личности.

Выделение  в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности

Обучающие смогут объяснить значение понятия  самооценка и какой она бывает, способности и мораль.

Обучающие смогут: с помощью схемы объяснить смысл понятия «самооценка»

Обучающиеся смогут оценить себя в соотношении с другими людьми, при этом критически и объективно относится к себе

Обучающие смогут объяснить, как влияют моральные нормы, представления о добре и зле на собственную оценку  и оценку других людей.

Обучающиеся смогут  объяснить фразу «Человек существует в оценке других людей»

Устный опрос

6

Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями

Инвалид, инвалидность

Развитие навыков получения и использования информации при помощи информационно-компьютерных технологий

Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни.

Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции.

Воспитание этической культуры.

Обучающие смогут объяснить значение понятия  инвалид, инвалидность и назвать причины инвалидности

Обучающиеся смогут сравнить положение инвалидов в нашей стране и за рубежом  по заданному алгоритму

Обучающиеся  смогут подобрать материал в СМИ и сети Интернет  о положении инвалидов в нашей стране и за рубежом, проанализировать его и сделать вывод

Обучающиеся смогут подготовить мини-проект «Учитывает ли инфраструктура населенного пункта потребности инвалидов»

Оценивать с позиции норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями

Устный опрос

7

Деятельность

Деятельность, интеллект, воля, личность поведение поступок, мотивы

Выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека.

Обучающие смогут назвать мотивы деятельности, перечислить основные виды деятельности, иллюстрируя их конкретными примерами

Обучающиеся смогут, используя схему «Структура деятельности» , проанализировать вид своей деятельности по выбору.

Обучающиеся смогут на примере характеристики своих ежедневных действий выработать модель обучения в школе

Обучающиеся смогут на основе работы с текстом учебника сравнить действие и поступок , конкретизируя примерами. Описывать способы познания природы, человека.

Прокомментировать высказывание «Отрицательный результат (деятельности) тоже результат»

Определить, какой вид деятельности является для них сегодня главным? Какова её цель? Какие средства они используют для достижения этой цели

Устный опрос

8

Как человек познает мир и самого себя

Познание, знания, мышление, самопознание

Обучение формулированию понятий.

Обучения навыкам ведения дискуссий.

Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции.

Обучающиеся смогут объяснить значение понятий «знания», «познание», «мышление». Назвать отличия познания от самопознания

Обучающиеся смогут, используя схему, объяснить,  как человек познает мир и самого себя.

Обучающиеся смогут  принять участие в дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека лучше?»

Обучающиеся научатся правилам ведения дискуссии.

Обучающиеся смогут оценивать себя и отличать истинное знание от ложного

Устный опрос

9

Образование и самообразование

Образование. Самообразование. Инклюзивное образование.

Обучение формулированию понятий.

Обучение навыкам прогнозирования. Обучение навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми

Обучающиеся смогут объяснить значение понятий образование и самообразование, конкретизируя примерами, представить ступени российского образования и определить на какой ступени сегодня они находятся

Обучающиеся научатся прогнозировать, что может дать хорошее образование человеку и обществу.

Обучающиеся смогут написать небольшое сочинение на тему «Хорошо учится - это значит…»

Обучающиеся, работая в парах, смогут подготовить прогноз: Что может дать хорошее образование человеку и обществу.

Выразить

свое отношение к инклюзивному образованию

Устный опрос

10

Социализация

Культура, культурные нормы, социальная роль, социализация, ценности

Обучение формулированию понятий.

Характеристика основных этапов и факторов социализации

личности. Характеристика собственных социальных ролей

Обучающиеся смогут объяснить и конкретизировать понятия социализация, культурные нормы, социальная роль.  ценности

Используя схему, приведенную в учебнике, объяснить понятие социализация и перечислить социальные роли, которые уже освоили и спрогнозировать социальные роли, которые предстоит освоить на протяжении жизни

Обучающиеся смогут на основе беседы с родителями или другими взрослыми привести пример, когда хорошее воспитание помогло человеку в трудной жизненной ситуации

Обсудить и поделиться с одноклассниками подготовленной информацией.

Обучающиеся смогут дать оценку своему поведению в обществе. Написать несколько предложений о том, что мешает вести себя хорошо. А что помогает

Устный опрос

11

Положение человека в обществе

Социальный статус, социальное положение, ответственность

Характеристика основных этапов и факторов социализации

личности. Характеристика собственных социальных статусов и ролей

Обучающиеся смогут определить,  от чего зависит положение человека в обществе, определить, сколько у человека может быть социальных статусов и социальных ролей. Оценить собственный социальный статус и социальные роли

На основе приведенных в тексте  типов темперамента пронаблюдать за собой и определить тип своего темперамента

Обучающиеся смогут использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с исполнением  базовых социальных ролей.

Работая в парах с текстом учебника, выписать права и обязанности и ответственность человека в обществе

Составить перечень своих положительных и отрицательных черт характера. Объяснить свой выбор.

Устный опрос

12

Возрасты нашей жизни

Возрастной статус, возрастная роль, поколение

Сравнение и сопоставление на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека, возможности и ограничения каждого возрастного периода

Обучение навыкам систематизации информации в табличной форме.

Смогут раскрывать и характеризовать основные особенности возрастных ступеней человека, сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода

На основе работы с текстом учебника, соотнести себя, своих родителей с соответствующей возрастной группой

Научатся систематизировать материал, определяя предпочтения каждой возрастной группы, заполняя заданную таблицу

Научатся проводить опрос, выясняя музыкальные предпочтения каждой возрастной группы

Оценивать свое отношение к людям старшего и младшего школьного возраста, а также к сверстникам с нравственных позиций

Устный опрос

13

Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст, несовершеннолетний, сверстники

Выделение в модельных и реальных ситуациях сущностных характеристик и основных видов деятельности людей, объяснение роль мотивов в деятельности человека.

Научатся характеризовать особенности подросткового возраста как переходного, переломного

Научатся самостоятельно адекватно определять правильность действия на основе учета выделенных учителем ориентиров

Научатся анализировать материал, предложенный в учебнике,  и описать,  как проявляется чувство взрослости на собственных примерах

Смогут увидеть и объяснить,  в чем проявляются сложности в выстраивании отношений со сверстниками

Объяснить смысл высказывания «Подростковый период-испытание данное каждому человеку», подтверждая свою точку зрения примерами

Устный опрос

14

Что такое гендер

Гендер. Гендерные роли

Описание гендера как социального пола на основе приведения примеров гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек

Обучение навыкам исследовательской деятельности.

Смогут объяснить смысл понятия гендер как «социальный пол»

Оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы, выполняя задания практикума: «Закончите предложения»

На основе анализа текста учебника дать объяснение утверждениям: мужчина -«сильный пол», женщина -«слабый пол» и выполнить практикум, предложенный в конце параграфа

Работая в группах, подготовить коллективный портрет «Мужчины в древнем мире: образ жизни, манеры одеваться, положение в обществе», «Женщины в древнем мире: образ жизни, манеры одеваться. положение в обществе», используя знания, полученные на уроках истории, материалы энциклопедий и др.

Выявлять реальные связи и зависимости между гендером и требованиями к поведению человека

Устный опрос

15

Различия в поведении мальчиков и девочек

Гендерная социализация

Описание гендера как социального пола на основе приведения примеров гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек

Обучение навыкам исследовательской деятельности.

Смогут доказать, что различие в проведении мальчиков и девочек, связаны с природными различиями и гендерной социализацией

Отвечая на вопрос перед параграфом: С чем связаны различия в поведении мальчиков и девочек, представить варианты решения данного вопроса.

Смогут найти информацию и подготовить  сообщение «Воспитание мальчиков и девочек у разных народов»

Работать в группах, организованных по гендерному признаку. Приводить примеры детских игр, которые воспитывают  мужские качества и женские качества

Представить ответ на вопрос: Что значит в вашем  возрасте вести себя, как положено мальчику, как положено девочке. Ответ аргументировать

Устный опрос

16

Национальная принадлежность

Национальная принадлежность, познавательный туризм, миграция, толерантность

Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений.

Обучение навыкам получения, обработки и презентации информации при помощи ИКТ

Смогут объяснить значение понятий национальная принадлежность, познавательный туризм, миграция, толерантность, миграция.

Отвечая на вопрос перед параграфом: Что такое национальная принадлежность, спланировать пути решения ответа на поставленный вопрос.

Подготовить презентацию о культуре других народов.

Научится задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности при сборе информации об обычаях и традициях народов, проживающих на территории России

Оценивать собственные действия и отношения с другими людьми с позиции толерантности. Формировать непримиримое отношение  к проявлениям национальной нетерпимости в повседневной жизни

Устный опрос

17

Юные граждане России

Гражданство. Гражданин, права человека, паспорт

Объяснение и конкретизация примерами смысла понятий «гражданство», «гражданин».

Смогут объяснить значение понятий гражданин, гражданство. Права человека, паспорт. Работая с извлечениями из Конституции РФ, смогут назвать права человека, которые он получает от рождения

Знакомясь с правами человека, работая с Конституцией, назвать права, которыми, они уже пользуются

На основе парной работы научится задавать вопросы, контролируя партнера

Завершить предложение: «Я как гражданин России, обязан хорошо учится, потому что…»

Устный опрос

18

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни

Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции.

Формирование положительного отношения к необходимости соблюдать здоровый образ жизни. Коррекция собственного поведения в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности.

Обучение прогнозированию. Обучение навыкам рефлексии и саморефлексии.

Смогут охарактеризовать основные составляющие здорового образа жизни

Спрогнозировать свою физическую активность к старости, сопоставляя свой распорядок дня и основные составляющие здорового образа жизни

Научатся устанавливать причинно-следственные связи, анализируя составляющие здорового образа жизни  и состояние своего здоровья

Научатся задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,

проводя  опрос родственников или знакомых долгожителей

,выяснив у них, в чем секрет долголетия

Научится

Устный опрос

19

Безопасность жизни

Опасность, безопасность, привычка

Коррекция собственного поведения в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности

Смогут охарактеризовать правила безопасной жизни, выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни

Научатся планировать пути достижения целей, анализируя свои привычки и пути избавления от вредных привычек

Научатся осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для данной операции, работая со схемой «Привычки»

Научатся корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности.

Научатся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, мотивируя и обосновывая свой ответ на вопрос «Опасен не то, кто вредит другим, а тот, кто вредит самому себе»

Устный опрос

20

Урок промежуточного контроля по итоговым  вопросам к главе I

Тестирование

21

Самые близкие люди

Семья, родство, семейные роли

Характеристика семьи и семейных отношений.

Характеристика основных ролей членов семьи, включая свою собственную.

Обучение навыкам обобщения понятий.

Смогут объяснить кто такие современники, что такое семья и каково значение семьи для человека и общества.

Научатся самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. И вносить необходимые коррективы, работая  со схемой «Кто такие современники»

Научатся осуществлять логическую операцию обобщать понятия

Научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую  взаимопомощь, работая в паре над разделом «Семья».

Будет сформировано уважение ценностей семьи

Устный опрос

22

Семейные отношения

Семейные конфликты

Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов

Выполнение практических заданий по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Формирование и высказывание  собственного отношения к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Смогут дать характеристику семейным отношениям

,назвать причины конфликтов в семье и пути разрешения конфликтов

Научатся, используя схему, приведенную в учебнике, спланировать пути решения проблемы, обозначенной в уроке: В чем причина конфликтов между родителями и детьми

Научатся понимать переносный смысл выражений, объясняя смысл пословиц, приведенных в конце параграфа

Научатся формулировать собственное мнение  и позицию, координировать её с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения над вопросом: Каким образом родители могут контролировать поведение детей?  Какой контроль влияет на детей лучше всего?

Будет сформировано уважение ценностей семьи

Устный опрос

23

Семейные ценности и традиции

Семейные ценности и традиции

Характеристика

значения семейных традиций и обычаев.

Обучение навыкам алгоритмизации деятельности; классификации информации; исследовательской деятельности.

Смогут объяснить значение понятий семейные ценности и традиции, соотнести с собственными.

Смогут по заданному плану, предложенному в учебнике, составить рассказ о ценностях и традициях  своей семьи

Научатся   классифицировать,  выбирая основания и критерии при составлении родословного древа своей семьи

Научатся строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, составляя родословное древо своей семьи.

Будет сформировано  уважение ценностей семьи

Устный опрос

24

Забота и воспитание в семье

воспитание

Обучение навыкам планирования;

алгоритмизации деятельности; классификации информации; исследовательской деятельности.

Смогут объяснить понятие  воспитание, сравнить системы воспитания детей

Научатся построению жизненных планов во временной перспективе

Научатся основам изучающего, усваивающего и поискового чтения, работая с текстом учебника, используя и материал учебника истории 5 класса, сравнивая воспитание детей у древних спартанцев и воспитанием современных детей

Научатся планировать общие способы работы, работая в группах, объясняя значение пословиц, предложенных автором учебника

Будет сформировано  уважение ценностей семьи

Устный опрос

25

Государственная поддержка семьи

Материнский капитал. Государственная  социальная помощь

Обучение навыкам преобразования практических задач в познавательные. Обучение навыкам рефлексии. Обучение навыкам поиска и переработки информации при помощи ИКТ.

Смогут объяснить, что такое государственная социальная помощь, конкретизировать роль  семьи  в жизни человека и общества и аргументировать свой ответ. Описывать влияние семейных ценностей на особенности воспитания детей

Научатся преобразованию практической задачи в познавательную, отвечая на вопрос перед параграфом «Почему государство должно поддерживать семью?»

Научатся осуществлять расширенный поиск информации, используя ресурсы библиотек и сети Интернет, подбирая информацию о социальных приютах для детей и подростков; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов

Научатся задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, при подготовке ответа на вопрос «Какую помощь от государства получала или получает ваша семья?»

Будет сформировано знание ряда положений Конституции РФ,  основных прав и обязанностей гражданина в семейных отношениях.

Устный опрос

26

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, усыновление, удочерение, приемная семья

Исследование ситуаций, связанных с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; нахождение и извлечение социальной информации о государственной семейной политике из источников различного типа

Смогут объяснить,  кто такие дети- сироты и социальные сироты, что такое усыновление, опека, попечительство, приемная семья. Научатся находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптивных источников различного типа

Научатся прилагать волевые усилия при достижении целей, собирая информацию  

Научатся исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Научатся планировать общие способы работы (с помощью родителей или других взрослых) при оказании помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Будет формироваться потребность в участии в общественной жизни, в благотворительных акциях

Тестирование по материалу уроков №№ 21-26

27

Человек в малой группе

Группа, малая группа межличностные отношения, конформизм

Обучение навыкам формулирования понятий. Обучение навыкам прогнозирования деятельности.

Обучение выявлению главного и второстепенного в тексте. Развитие навыков самооценки и саморефлексии.

Смогут объяснить понятия малая группа, конформизм, межличностные отношения, описать поведение человека в различных малых группах

Смогут дать  ответ на вопрос «Каковы отношения между людьми в малой группе?»

Научатся структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное ,подбирая ответ на вопрос «Какие проблемы могут возникнуть у подростка в группе?», предложив способы решения этих проблем

Научатся оценивать собственные отношения с другими людьми, в том числе для корректировки собственного поведения

Будет формироваться уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим.

Устный опрос

28

Общение

Общение, манера общения,  дружба

Обучение навыкам логических рассуждений.

Смогут объяснить понятия общение, манера общения, дружба

Овладеют основами саморегуляции  учебной и познавательной деятельности в форме осознанного  управления своим поведением

Научатся строить логическое рассуждение, отвечая на вопрос  «Есть в словах Платона противоречие «Сократ мне друг, но истина дороже?»

Научатся договариваться  и приходить к общему решению в совместной деятельности, объясняя смысл пословиц, предложенных автором учебника

Будет формироваться готовность и способность  к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников

Устный опрос

29

Межличностные конфликты

Конфликт, компромисс

Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике конфликтов.

Обучение навыкам саморегуляции эмоциональных состояний. Обучение навыкам управления собственным поведением в конфликтах.

Смогут объяснить причины межличностных конфликтов и пути выхода из них с помощью актуализации знаний по истории Древнего мира (приводя примеры конфликтов и способы разрешения

Будут учиться овладению основами саморегуляции эмоциональных состояний

Научатся устанавливать причинно-следственные связи, рассматривая конфликт как явление, определяя причины, повод, и начало конфликта в предложенных учителем ситуациях

Будут учиться управлять собственным поведением и поведением партнера при разрешении конфликтов

Будет формироваться  позитивная моральная самооценка и моральные чувства-чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание вины и стыда при их нарушении

Устный опрос

30

Урок промежуточного контроля по итоговым  вопросам к главе II

Тестирование

31

Итоговый контроль

Тестирование

Резерв  (4 ч.)


Основная литература:

Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2012.

Мультимедиа:

Сокольникова С.И. Мультимедийное приложение к учебнику Кравченко А.И. Обществознание. 5 класс, Русское слово, М., 2012

Дополнительная литература:

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. М.: Русское слово, М., 2007.

Вильчек В.М. Алгоритмы истории, М., 2004.

Дугин А.Г. Социология воображения: введение в структурную социологию. М., 2010.

Загладин Н.В., Семененко И.С. Отечественная культура XX–начала XXI века. М.: Русское слово, 2005.

История религий: учебное пособие для старших классов /  под ред. А.Н. Сахарова. М.: Русское слово, 2010.

Кон И.С. Открытие себя. М., 1983.

Кравченко А.И. Обществознание: учебник для  10 класса общеобразовательных учреждений. М: Русское слово, 2011.

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2011.

Лазебникова А.Ю., Савельева О.О., Ерохина Е.Л., Захаров А.В. Массовая культура: учебное пособие для 10–11 классов. М.: Русское слово, 2006.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.

Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз. Спб., 2010.

Кожин Ю.А. Права и ответственность ребёнка: учебное пособие для 10–11 классов общеообразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010.

Корчак Я. Как любить ребёнка. М., 2009.

Марков А.В. Эволюция человека: в 2 кн. М., 2011.

Пчелов Е.В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. М.: Русское слово, 2009.

Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. М., 2011.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Политиздат, М., 1992.

Тоффлер Э. Третья волна. М., 2009.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. (Любое издание).

Энциклопедия «Народы России». М., 1994.

Ресурсы Интернета:

http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.

http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.

http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.

http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.

http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.

http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.

http://www.russianculture.ru/  - портал, посвящённый российской культуре.

http://www.constitution.ru – Конституция Российской Федерации.

http://www.rfdeti.ru – Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка.

http://www.youthrussia.ru – Национальный совет молодёжных и детских объединений России.

http://semyarossii.ru – Семья России.

http://www.detskiedomiki.ru – Забота о детях с особыми нуждами.

http://www.unicef.ru – Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

http://www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http:// www.antropogenez.ru – Проблемы антропогенеза.

http://expert.ru –  Актуальные проблемы социально-экономического, политического и культурного развития России и мира.

http://www.scepsis.ru – Научно-просветительский журнал «Скепсис».

http:// www.ug.ru  – «Учительская газета».

http:// www.1september.ru  – Газета «Первое сентября».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс по Обществознанию

Рабочая программа по Оществознанию. 34 недели - 1 час в неделю...

Рабочая программа 11 класс по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию 11 класс...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 11 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часа.Вид элективного курса – предметный.Реали...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 10 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часов.Вид элективного курса — предметный.Экза...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по обществознанию для 9 класса «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Рабочая программа дополнительного образования «Практическое обществознание» для обучающихся 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного обще...

Рабочая программа 9 класс по обществознанию ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Обществознанию» 9 класс                                      ...