рабочая программа для 5 класса по обществознанию
рабочая программа (обществознание , 5 класс) по теме
рабочая программа, соответствующая требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obshchestvoznanie_5_kl.docx | 68.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куйбышевская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей-предметников Протокол №_____от_____августа 20____г. Принято Педагогическим советом Протокол №_____от_____августа 20____г. | УТВЕРЖДАЮ. Директор МБОУ «Куйбышевская ООШ» __________________________________ Приказ №___от___________________20____г. |
Рабочая программа учебного курса
по обществознанию
для 5 класса
на 35 часов
Составитель: О. В. Бурбыга, учитель истории и обществознания |
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам (Обществознание. 5 – 9 классы); программы курса «Обществознание. 5 – 6 классы» (автор-составитель С. В. Агафонов, Москва», Русское слово», 2012 г.); основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Куйбышевская ООШ» и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель), что соответствует учебному плану МБОУ «Куйбышевская ООШ» на 2014 – 2015 учебный год.
Характеристика предмета «Обществознание»
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются современные научные представления об антропосоциогенезе. Их раскрытие в школьном курсе базируется на результатах исследований, понятийном аппарате группы общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. При этом основное внимание учащихся в основной школе акцентируется на современных социальных явлениях.
Цели изучения «Обществознания» в основной школе заключаются в содействии:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формированию у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейнобытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Основные задачи курса обществознания в 5 классе:
- получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Требования ФГОС к результатам обучения обществознанию:
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса, являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма , любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
-относительно целостное представление о человеке;
-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
-знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
К концу курса обществознания 5 класса обучающиеся должны научиться
обучающийся научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
обучающийся получит возможность научиться:
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
Ближайшее социальное окружение
обучающийся научится:
• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
обучающийся получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.
обучающийся научится:
• характеризовать глобальные проблемы современности;
• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;
• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
обучающийся получит возможность научиться:
• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
Критерии оценивания устного ответа:
Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУН составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУН составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Обучающийся владеет ЗУН в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУН обучающегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).
Критерии оценивания тестирования:
Оценка «5»:
-ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
-допускается один недочет, объем ЗУН составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Оценка «4»:
-ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
- письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУН составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Оценка «3»:
-работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
- письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Обучающийся владеет ЗУН в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Оценка «2»:
-работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУН учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).
Содержание программы
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук. Общество – особая часть реального мира. Организация содержания школьного учебника «Обществознание». Знакомство с содержанием учебника «Обществознание» для 5 класса.
Основные термины и понятия: общественные науки, обществознание.
ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (19 ч)
Загадка человека (1 ч)
Проблема происхождения человека. Биосоциальная природа человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Социальная среда обитания человека.
Основные термины и понятия: биологический, социальный.
Потребности человека (1 ч)
Внутренний мир человека и его потребности. Разнообразие потребностей человека. Разумные и неразумные потребности. Материальные, социальные и духовные потребности. Возвышение потребностей.
Основные термины и понятия: потребности, возвышение потребностей.
Человеческие интересы (1 ч)
Интересы в жизни человека. Формирование интересов. Иерархия интересов. Развитие и тренировка интересов.
Основные термины и понятия: интерес, иерархия интересов.
Как человек оценивает себя и других (1 ч)
Человек в оценке других людей. Самооценка и ее разновидности: самоуважение и самоуничижение. Самовоспитание. Значение представлений о добре и зле для оценки и самооценки человека.
Основные термины и понятия: самооценка, способности, мораль.
Люди с ограниченными возможностями и особыми
потребностями (1 ч)
Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Причины инвалидности. Жизнь с инвалидностью. Помощь инвалидам. Положение инвалидов в России. Выдающиеся достижения инвалидов.
Основные термины и понятия: инвалид, инвалидность.
Деятельность (1 ч)
Мотивы и виды деятельности. Учение. Игра. Труд. Творчество. Общение. Структура деятельности. Деятельность и поведение. Деятельность как способ существования человека. Личность.
Основные термины и понятия: мотивы, деятельность, интеллект, воля, личность, поведение, поступок.
Как человек познает мир и самого себя (1 ч)
Познание как человеческая потребность. Поиск информации. Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное и рациональное познание. Самопознание.
Основные термины и понятия: познание, знания, мышление, самопознание.
Образование и самообразование (1 ч)
Образование и самообразование. Экстернат. Современная школа. Школьное образование в Российской Федерации. Инклюзивное образование.
Основные термины и понятия: образование, самообразование, инклюзивное образование.
Социализация (1 ч)
Быть человеком – учиться жить в обществе, учиться социальному. Культура. Культурные нормы и ценности. Социальные роли. Социализация – процесс длиной в жизнь. Воспитание.
Основные термины и понятия: культура, культурные нормы, социальная роль, социализация, ценности.
Положение человека в обществе (1 ч)
Положение личности в обществе. Социальный статус. Взаимосвязь социальных статусов и социальных ролей. Социальные «параметры личности». Прирожденные качества человека. Приобретенные качества человека. Социальное положение школьника. Ответственность. Разнообразие социальных статусов.
Основные термины и понятия: социальный статус, социальное положение, ответственность.
Возрасты нашей жизни (1 ч)
Жизнь как возможность реализации человека. Проблема старения человечества. Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. Возможности и ограничения возраста.
Основные термины и понятия: возрастной статус, возрастная роль, поколение.
Особенности подросткового возраста (1 ч)
Возраст и положение человека в обществе. Особенности подросткового возраста. Права и обязанности несовершеннолетних. Трудности взросления. Чувство взрослости. Отношения со сверстниками.
Основные термины и понятия: подростковый возраст, несовершеннолетний, сверстники.
Что такое гендер (1 ч)
Биологический пол: мужской, женский. Гендер как «социальный пол». Особенности мужского и женского поведения. Гендерные роли.
Основные термины и понятия: гендер, гендерные роли.
Различия в поведении мальчиков и девочек (1 ч)
Различия в поведении мальчиков и девочек. Особенности воспитания мальчиков и девочек.
Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Основные термины и понятия: гендерная социализация.
Национальная принадлежность (1 ч)
Национальность. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Этнический фактор в государственном развитии. В чем проявляются национальные различия. Как научиться уважать национальные различия. Миграции и мигранты. Толерантность.
Основные термины и понятия: национальность, познавательный туризм, миграция, толерантность.
Юные граждане России (1 ч)
Гражданин. Гражданство. Конституция Российской Федерации о гражданстве. Паспорт. Гражданско-правовая сторона социального положения личности в обществе. Какие права человек получает от рождения. Юные граждане России: права и обязанности.
Основные термины и понятия: гражданство, гражданин, права человека, паспорт.
Здоровый образ жизни (1 ч)
Зачем человеку здоровье. Здоровье современных детей. Здоровый образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. Здоровье и долголетие.
Основные термины и понятия: здоровый образ жизни.
Безопасность жизни (1 ч)
Опасность и безопасность в жизни современного человека. Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью: как не допустить их возникновения.
Основные термины и понятия: опасность, безопасность, привычка.
Повторение и обобщение по теме «Человек в обществе» (1 ч)
БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ ПОДРОСТКА (10 ч)
Самые близкие люди (1 ч)
Человек и его социальное окружение. Товарищи и современники. Семья. Функции семьи. Брак. Роли в семье. Роль подростка в семье.
Основные термины и понятия: семья, родство, семейные роли.
Семейные отношения (1 ч)
Семья и семейные отношения. Супружество. Родительство. Родство. Семейные конфликты и их причины. Конфликты между родителями и детьми. Пути разрешения семейных конфликтов.
Основные термины и понятия: семейные конфликты.
Семейные ценности и традиции (1 ч)
Семейные ценности и традиции. Семейный альбом. Семейная родословная. Семейный совет. Семейные праздники. Семейная культура.
Основные термины и понятия: семейные ценности, семейные традиции.
Забота и воспитание в семье (1 ч)
Воспитание в семьях разных народов мира. Цели заботы и воспитания в семье. Гендерная социализация человека в семье.
Основные термины и понятия: воспитание.
Государственная поддержка семьи (1 ч)
Почему государство должно поддерживать семью. Материнский капитал и его предназначение. Государственная социальная помощь. Центры социальной помощи семье и детям. Государственная поддержка семьи. Социальные службы. Социальный работник.
Основные термины и понятия: материнский капитал, государственная социальная помощь.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (1 ч)
Дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети-сироты. Социальные сироты. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение). Опека. Попечительство. Приемная семья. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Основные термины и понятия: дети, оставшиеся без попечения родителей, усыновление (удочерение), приемная семья.
Человек в малой группе (1 ч)
Общество как совокупность различных групп. Группа. Малая группа. Человек в малой группе. Значение группы в жизни подростка. Межличностные отношения. Важнейший закон межличностных отношений. Конформизм.
Основные термины и понятия: группа, малая группа, межличностные отношения.
Общение (1 ч)
Общение как главная форма социального взаимодействия. Круг общения. Объем общения и его содержание. Манера общения. Дружба. Особенности общения подростка со сверстниками. Общение посредством мобильных телефонов и в Интернете. Интернет-зависимость.
Основные термины и понятия: общение, манера общения, дружба.
Межличностные конфликты (1 ч)
Что такое конфликт. Межличностные конфликты. Конфликты, в которых участвуют подростки. Почему возникают конфликты? Пути разрешения конфликтов.
Основные термины и понятия: конфликт, компромисс.
Повторение и обобщение по теме «Ближайшее окружение подростка» (1 ч)
Резерв (4 ч)
Итоговый контроль (1 ч)
Учебно –тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела программы | Количество часов на раздел |
1 | Введение. | 1 |
2 | «Человек в обществе» | 19 |
3 | «Ближайшее окружение подростка» | 10 |
4 | Итоговый контроль | 1 |
5 | Резерв | 4 |
Календарно-тематическое планирование
курса «Обществознание для 5 класса
№ | Дата | Тема урока | Основные понятия | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Контроль | ||||
предметные | метапредметные | |||||||||
регулятивные | коммуникативные | познавательные | личностные | |||||||
1 | Введение в курс обществознания | Общественные науки, обществознание | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий общественные науки, обществознание | Обучающиеся смогут объяснить, что такое общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования. | Обучающийся сможет с помощью схемы объяснить, чем общественные науки отличаются от других наук и от школьного предмета «обществознание». | Обучающийся сможет представить в виде схемы значение науки в жизни общества; различия между общественными и другими видами наук; взаимосвязь общественных наук с школьным предметом «обществознание». | Обучающийся сможет объяснить отличие общественных наук от других видов наук; отличие школьного предмета от науки. | Обучающийся усвоит назначение школьного предмета обществознание. | Устный опрос | |
2 | Загадка человека | Биологический, социальный | формализация знаний обучающихся о биологическом и социальном в человеке. Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Формулирование характеристики природы человека с точки зрения современных общественных наук. | Обучающиеся смогут объяснить значение понятий: социальный, биологический Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека | Обучающиеся смогут оценить результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий | Обучающиеся смогут подготовить сообщение о происхождение человека и представить его в различных знаковых системах рисунок, план, мини сочинение. | Обучающийся сможет провести сравнительный анализ отличия человека от животного; привести конкретные примеры, доказывающие, что человек -существо биологическое и социальное | На примере Маугли обучающийся сможет высказать свое мнение по вопросу «Что в жизни соответствует действительности, а что нет?» | Устный опрос | |
3 | Потребности человека | Потребности, возвышение потребностей | Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Обучение алгоритмизации деятельности | Обучающие смогут объяснить термин «потребности» и привести примеры разных видов потребностей | Обучающиеся смогут по алгоритму составить план по возвышению и расширению своих потребностей | Обучающийся сможет объяснить на конкретных примерах понятия расширение и возвышение своих потребностей | Обучающийся сможет привести собственные примеры разумных и неразумных потребностей | Выразить свое отношение к жителям Дурацкого острова, из книги Н.Носова «Незнайка на Луне». Что хотел сказать автор, превращая их в овец? | Устный опрос | |
4 | Человеческие интересы | Интерес, иерархия интересов | Характеристика основных этапов и факторов социализации личности. Обучение преобразованию практических задач в познавательные. Обучение аргументации своей точки зрения. | Обучающие смогут объяснить термины: интерес, иерархия интересов | Обучающие смогут преобразовать практическую задачу в познавательную, работая с текстом учебника | Обучающийся сможет сформулировать и аргументировать собственную позицию по вопросу иерархии интересов | Обучающийся сможет анализировать имеющиеся данные на основе работы с текстом | Привести конкретные примеры, подтверждающие высказывание психолог а С. Рубинштейна: «Можно интересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чем-нибудь» | Устный опрос | |
5 | Как человек оценивает себя и других | Самооценка, способности, мораль | Характеристика основных этапов и факторов социализации личности. Выделение в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности | Обучающие смогут объяснить значение понятия самооценка и какой она бывает, способности и мораль. | Обучающие смогут: с помощью схемы объяснить смысл понятия «самооценка» | Обучающиеся смогут оценить себя в соотношении с другими людьми, при этом критически и объективно относится к себе | Обучающие смогут объяснить, как влияют моральные нормы, представления о добре и зле на собственную оценку и оценку других людей. | Обучающиеся смогут объяснить фразу «Человек существует в оценке других людей» | Устный опрос | |
6 | Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями | Инвалид, инвалидность | Развитие навыков получения и использования информации при помощи информационно-компьютерных технологий Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции. Воспитание этической культуры. | Обучающие смогут объяснить значение понятия инвалид, инвалидность и назвать причины инвалидности | Обучающиеся смогут сравнить положение инвалидов в нашей стране и за рубежом по заданному алгоритму | Обучающиеся смогут подобрать материал в СМИ и сети Интернет о положении инвалидов в нашей стране и за рубежом, проанализировать его и сделать вывод | Обучающиеся смогут подготовить мини-проект «Учитывает ли инфраструктура населенного пункта потребности инвалидов» | Оценивать с позиции норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями | Устный опрос | |
7 | Деятельность | Деятельность, интеллект, воля, личность поведение поступок, мотивы | Выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека. | Обучающие смогут назвать мотивы деятельности, перечислить основные виды деятельности, иллюстрируя их конкретными примерами | Обучающиеся смогут, используя схему «Структура деятельности» , проанализировать вид своей деятельности по выбору. Обучающиеся смогут на примере характеристики своих ежедневных действий выработать модель обучения в школе | Обучающиеся смогут на основе работы с текстом учебника сравнить действие и поступок , конкретизируя примерами. Описывать способы познания природы, человека. | Прокомментировать высказывание «Отрицательный результат (деятельности) тоже результат» | Определить, какой вид деятельности является для них сегодня главным? Какова её цель? Какие средства они используют для достижения этой цели | Устный опрос | |
8 | Как человек познает мир и самого себя | Познание, знания, мышление, самопознание | Обучение формулированию понятий. Обучения навыкам ведения дискуссий. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции. | Обучающиеся смогут объяснить значение понятий «знания», «познание», «мышление». Назвать отличия познания от самопознания | Обучающиеся смогут, используя схему, объяснить, как человек познает мир и самого себя. | Обучающиеся смогут принять участие в дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека лучше?» | Обучающиеся научатся правилам ведения дискуссии. | Обучающиеся смогут оценивать себя и отличать истинное знание от ложного | Устный опрос | |
9 | Образование и самообразование | Образование. Самообразование. Инклюзивное образование. | Обучение формулированию понятий. Обучение навыкам прогнозирования. Обучение навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми | Обучающиеся смогут объяснить значение понятий образование и самообразование, конкретизируя примерами, представить ступени российского образования и определить на какой ступени сегодня они находятся | Обучающиеся научатся прогнозировать, что может дать хорошее образование человеку и обществу. | Обучающиеся смогут написать небольшое сочинение на тему «Хорошо учится - это значит…» | Обучающиеся, работая в парах, смогут подготовить прогноз: Что может дать хорошее образование человеку и обществу. | Выразить свое отношение к инклюзивному образованию | Устный опрос | |
10 | Социализация | Культура, культурные нормы, социальная роль, социализация, ценности | Обучение формулированию понятий. Характеристика основных этапов и факторов социализации личности. Характеристика собственных социальных ролей | Обучающиеся смогут объяснить и конкретизировать понятия социализация, культурные нормы, социальная роль. ценности | Используя схему, приведенную в учебнике, объяснить понятие социализация и перечислить социальные роли, которые уже освоили и спрогнозировать социальные роли, которые предстоит освоить на протяжении жизни | Обучающиеся смогут на основе беседы с родителями или другими взрослыми привести пример, когда хорошее воспитание помогло человеку в трудной жизненной ситуации | Обсудить и поделиться с одноклассниками подготовленной информацией. | Обучающиеся смогут дать оценку своему поведению в обществе. Написать несколько предложений о том, что мешает вести себя хорошо. А что помогает | Устный опрос | |
11 | Положение человека в обществе | Социальный статус, социальное положение, ответственность | Характеристика основных этапов и факторов социализации личности. Характеристика собственных социальных статусов и ролей | Обучающиеся смогут определить, от чего зависит положение человека в обществе, определить, сколько у человека может быть социальных статусов и социальных ролей. Оценить собственный социальный статус и социальные роли | На основе приведенных в тексте типов темперамента пронаблюдать за собой и определить тип своего темперамента | Обучающиеся смогут использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с исполнением базовых социальных ролей. | Работая в парах с текстом учебника, выписать права и обязанности и ответственность человека в обществе | Составить перечень своих положительных и отрицательных черт характера. Объяснить свой выбор. | Устный опрос | |
12 | Возрасты нашей жизни | Возрастной статус, возрастная роль, поколение | Сравнение и сопоставление на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека, возможности и ограничения каждого возрастного периода Обучение навыкам систематизации информации в табличной форме. | Смогут раскрывать и характеризовать основные особенности возрастных ступеней человека, сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода | На основе работы с текстом учебника, соотнести себя, своих родителей с соответствующей возрастной группой | Научатся систематизировать материал, определяя предпочтения каждой возрастной группы, заполняя заданную таблицу | Научатся проводить опрос, выясняя музыкальные предпочтения каждой возрастной группы | Оценивать свое отношение к людям старшего и младшего школьного возраста, а также к сверстникам с нравственных позиций | Устный опрос | |
13 | Особенности подросткового возраста | Подростковый возраст, несовершеннолетний, сверстники | Выделение в модельных и реальных ситуациях сущностных характеристик и основных видов деятельности людей, объяснение роль мотивов в деятельности человека. | Научатся характеризовать особенности подросткового возраста как переходного, переломного | Научатся самостоятельно адекватно определять правильность действия на основе учета выделенных учителем ориентиров | Научатся анализировать материал, предложенный в учебнике, и описать, как проявляется чувство взрослости на собственных примерах | Смогут увидеть и объяснить, в чем проявляются сложности в выстраивании отношений со сверстниками | Объяснить смысл высказывания «Подростковый период-испытание данное каждому человеку», подтверждая свою точку зрения примерами | Устный опрос | |
14 | Что такое гендер | Гендер. Гендерные роли | Описание гендера как социального пола на основе приведения примеров гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек Обучение навыкам исследовательской деятельности. | Смогут объяснить смысл понятия гендер как «социальный пол» | Оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы, выполняя задания практикума: «Закончите предложения» | На основе анализа текста учебника дать объяснение утверждениям: мужчина -«сильный пол», женщина -«слабый пол» и выполнить практикум, предложенный в конце параграфа | Работая в группах, подготовить коллективный портрет «Мужчины в древнем мире: образ жизни, манеры одеваться, положение в обществе», «Женщины в древнем мире: образ жизни, манеры одеваться. положение в обществе», используя знания, полученные на уроках истории, материалы энциклопедий и др. | Выявлять реальные связи и зависимости между гендером и требованиями к поведению человека | Устный опрос | |
15 | Различия в поведении мальчиков и девочек | Гендерная социализация | Описание гендера как социального пола на основе приведения примеров гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек Обучение навыкам исследовательской деятельности. | Смогут доказать, что различие в проведении мальчиков и девочек, связаны с природными различиями и гендерной социализацией | Отвечая на вопрос перед параграфом: С чем связаны различия в поведении мальчиков и девочек, представить варианты решения данного вопроса. | Смогут найти информацию и подготовить сообщение «Воспитание мальчиков и девочек у разных народов» | Работать в группах, организованных по гендерному признаку. Приводить примеры детских игр, которые воспитывают мужские качества и женские качества | Представить ответ на вопрос: Что значит в вашем возрасте вести себя, как положено мальчику, как положено девочке. Ответ аргументировать | Устный опрос | |
16 | Национальная принадлежность | Национальная принадлежность, познавательный туризм, миграция, толерантность | Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. Обучение навыкам получения, обработки и презентации информации при помощи ИКТ | Смогут объяснить значение понятий национальная принадлежность, познавательный туризм, миграция, толерантность, миграция. | Отвечая на вопрос перед параграфом: Что такое национальная принадлежность, спланировать пути решения ответа на поставленный вопрос. | Подготовить презентацию о культуре других народов. | Научится задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности при сборе информации об обычаях и традициях народов, проживающих на территории России | Оценивать собственные действия и отношения с другими людьми с позиции толерантности. Формировать непримиримое отношение к проявлениям национальной нетерпимости в повседневной жизни | Устный опрос | |
17 | Юные граждане России | Гражданство. Гражданин, права человека, паспорт | Объяснение и конкретизация примерами смысла понятий «гражданство», «гражданин». | Смогут объяснить значение понятий гражданин, гражданство. Права человека, паспорт. Работая с извлечениями из Конституции РФ, смогут назвать права человека, которые он получает от рождения | Знакомясь с правами человека, работая с Конституцией, назвать права, которыми, они уже пользуются | На основе парной работы научится задавать вопросы, контролируя партнера | Завершить предложение: «Я как гражданин России, обязан хорошо учится, потому что…» | Устный опрос | ||
18 | Здоровый образ жизни | Здоровый образ жизни | Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции. Формирование положительного отношения к необходимости соблюдать здоровый образ жизни. Коррекция собственного поведения в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности. Обучение прогнозированию. Обучение навыкам рефлексии и саморефлексии. | Смогут охарактеризовать основные составляющие здорового образа жизни | Спрогнозировать свою физическую активность к старости, сопоставляя свой распорядок дня и основные составляющие здорового образа жизни | Научатся устанавливать причинно-следственные связи, анализируя составляющие здорового образа жизни и состояние своего здоровья | Научатся задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, проводя опрос родственников или знакомых долгожителей ,выяснив у них, в чем секрет долголетия | Научится | Устный опрос | |
19 | Безопасность жизни | Опасность, безопасность, привычка | Коррекция собственного поведения в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности | Смогут охарактеризовать правила безопасной жизни, выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни | Научатся планировать пути достижения целей, анализируя свои привычки и пути избавления от вредных привычек | Научатся осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для данной операции, работая со схемой «Привычки» | Научатся корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности. | Научатся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, мотивируя и обосновывая свой ответ на вопрос «Опасен не то, кто вредит другим, а тот, кто вредит самому себе» | Устный опрос | |
20 | Урок промежуточного контроля по итоговым вопросам к главе I | Тестирование | ||||||||
21 | Самые близкие люди | Семья, родство, семейные роли | Характеристика семьи и семейных отношений. Характеристика основных ролей членов семьи, включая свою собственную. Обучение навыкам обобщения понятий. | Смогут объяснить кто такие современники, что такое семья и каково значение семьи для человека и общества. | Научатся самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. И вносить необходимые коррективы, работая со схемой «Кто такие современники» | Научатся осуществлять логическую операцию обобщать понятия | Научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, работая в паре над разделом «Семья». | Будет сформировано уважение ценностей семьи | Устный опрос | |
22 | Семейные отношения | Семейные конфликты | Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов Выполнение практических заданий по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Формирование и высказывание собственного отношения к различным способам разрешения семейных конфликтов. | Смогут дать характеристику семейным отношениям ,назвать причины конфликтов в семье и пути разрешения конфликтов | Научатся, используя схему, приведенную в учебнике, спланировать пути решения проблемы, обозначенной в уроке: В чем причина конфликтов между родителями и детьми | Научатся понимать переносный смысл выражений, объясняя смысл пословиц, приведенных в конце параграфа | Научатся формулировать собственное мнение и позицию, координировать её с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения над вопросом: Каким образом родители могут контролировать поведение детей? Какой контроль влияет на детей лучше всего? | Будет сформировано уважение ценностей семьи | Устный опрос | |
23 | Семейные ценности и традиции | Семейные ценности и традиции | Характеристика значения семейных традиций и обычаев. Обучение навыкам алгоритмизации деятельности; классификации информации; исследовательской деятельности. | Смогут объяснить значение понятий семейные ценности и традиции, соотнести с собственными. | Смогут по заданному плану, предложенному в учебнике, составить рассказ о ценностях и традициях своей семьи | Научатся классифицировать, выбирая основания и критерии при составлении родословного древа своей семьи | Научатся строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, составляя родословное древо своей семьи. | Будет сформировано уважение ценностей семьи | Устный опрос | |
24 | Забота и воспитание в семье | воспитание | Обучение навыкам планирования; алгоритмизации деятельности; классификации информации; исследовательской деятельности. | Смогут объяснить понятие воспитание, сравнить системы воспитания детей | Научатся построению жизненных планов во временной перспективе | Научатся основам изучающего, усваивающего и поискового чтения, работая с текстом учебника, используя и материал учебника истории 5 класса, сравнивая воспитание детей у древних спартанцев и воспитанием современных детей | Научатся планировать общие способы работы, работая в группах, объясняя значение пословиц, предложенных автором учебника | Будет сформировано уважение ценностей семьи | Устный опрос | |
25 | Государственная поддержка семьи | Материнский капитал. Государственная социальная помощь | Обучение навыкам преобразования практических задач в познавательные. Обучение навыкам рефлексии. Обучение навыкам поиска и переработки информации при помощи ИКТ. | Смогут объяснить, что такое государственная социальная помощь, конкретизировать роль семьи в жизни человека и общества и аргументировать свой ответ. Описывать влияние семейных ценностей на особенности воспитания детей | Научатся преобразованию практической задачи в познавательную, отвечая на вопрос перед параграфом «Почему государство должно поддерживать семью?» | Научатся осуществлять расширенный поиск информации, используя ресурсы библиотек и сети Интернет, подбирая информацию о социальных приютах для детей и подростков; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов | Научатся задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, при подготовке ответа на вопрос «Какую помощь от государства получала или получает ваша семья?» | Будет сформировано знание ряда положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина в семейных отношениях. | Устный опрос | |
26 | Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей | Дети, оставшиеся без попечения родителей, усыновление, удочерение, приемная семья | Исследование ситуаций, связанных с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; нахождение и извлечение социальной информации о государственной семейной политике из источников различного типа | Смогут объяснить, кто такие дети- сироты и социальные сироты, что такое усыновление, опека, попечительство, приемная семья. Научатся находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптивных источников различного типа | Научатся прилагать волевые усилия при достижении целей, собирая информацию | Научатся исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей | Научатся планировать общие способы работы (с помощью родителей или других взрослых) при оказании помощи детям, оставшимся без попечения родителей. | Будет формироваться потребность в участии в общественной жизни, в благотворительных акциях | Тестирование по материалу уроков №№ 21-26 | |
27 | Человек в малой группе | Группа, малая группа межличностные отношения, конформизм | Обучение навыкам формулирования понятий. Обучение навыкам прогнозирования деятельности. Обучение выявлению главного и второстепенного в тексте. Развитие навыков самооценки и саморефлексии. | Смогут объяснить понятия малая группа, конформизм, межличностные отношения, описать поведение человека в различных малых группах | Смогут дать ответ на вопрос «Каковы отношения между людьми в малой группе?» | Научатся структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное ,подбирая ответ на вопрос «Какие проблемы могут возникнуть у подростка в группе?», предложив способы решения этих проблем | Научатся оценивать собственные отношения с другими людьми, в том числе для корректировки собственного поведения | Будет формироваться уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим. | Устный опрос | |
28 | Общение | Общение, манера общения, дружба | Обучение навыкам логических рассуждений. | Смогут объяснить понятия общение, манера общения, дружба | Овладеют основами саморегуляции учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением | Научатся строить логическое рассуждение, отвечая на вопрос «Есть в словах Платона противоречие «Сократ мне друг, но истина дороже?» | Научатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, объясняя смысл пословиц, предложенных автором учебника | Будет формироваться готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников | Устный опрос | |
29 | Межличностные конфликты | Конфликт, компромисс | Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике конфликтов. Обучение навыкам саморегуляции эмоциональных состояний. Обучение навыкам управления собственным поведением в конфликтах. | Смогут объяснить причины межличностных конфликтов и пути выхода из них с помощью актуализации знаний по истории Древнего мира (приводя примеры конфликтов и способы разрешения | Будут учиться овладению основами саморегуляции эмоциональных состояний | Научатся устанавливать причинно-следственные связи, рассматривая конфликт как явление, определяя причины, повод, и начало конфликта в предложенных учителем ситуациях | Будут учиться управлять собственным поведением и поведением партнера при разрешении конфликтов | Будет формироваться позитивная моральная самооценка и моральные чувства-чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание вины и стыда при их нарушении | Устный опрос | |
30 | Урок промежуточного контроля по итоговым вопросам к главе II | Тестирование | ||||||||
31 | Итоговый контроль | Тестирование | ||||||||
Резерв (4 ч.) |
Основная литература:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2012.
Мультимедиа:
Сокольникова С.И. Мультимедийное приложение к учебнику Кравченко А.И. Обществознание. 5 класс, Русское слово, М., 2012
Дополнительная литература:
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. М.: Русское слово, М., 2007.
Вильчек В.М. Алгоритмы истории, М., 2004.
Дугин А.Г. Социология воображения: введение в структурную социологию. М., 2010.
Загладин Н.В., Семененко И.С. Отечественная культура XX–начала XXI века. М.: Русское слово, 2005.
История религий: учебное пособие для старших классов / под ред. А.Н. Сахарова. М.: Русское слово, 2010.
Кон И.С. Открытие себя. М., 1983.
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М: Русское слово, 2011.
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2011.
Лазебникова А.Ю., Савельева О.О., Ерохина Е.Л., Захаров А.В. Массовая культура: учебное пособие для 10–11 классов. М.: Русское слово, 2006.
Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.
Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз. Спб., 2010.
Кожин Ю.А. Права и ответственность ребёнка: учебное пособие для 10–11 классов общеообразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010.
Корчак Я. Как любить ребёнка. М., 2009.
Марков А.В. Эволюция человека: в 2 кн. М., 2011.
Пчелов Е.В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. М.: Русское слово, 2009.
Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. М., 2011.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Политиздат, М., 1992.
Тоффлер Э. Третья волна. М., 2009.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. (Любое издание).
Энциклопедия «Народы России». М., 1994.
Ресурсы Интернета:
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.
http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.
http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.
http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.
http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.
http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.
http://www.constitution.ru – Конституция Российской Федерации.
http://www.rfdeti.ru – Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка.
http://www.youthrussia.ru – Национальный совет молодёжных и детских объединений России.
http://semyarossii.ru – Семья России.
http://www.detskiedomiki.ru – Забота о детях с особыми нуждами.
http://www.unicef.ru – Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).
http://www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http:// www.antropogenez.ru – Проблемы антропогенеза.
http://expert.ru – Актуальные проблемы социально-экономического, политического и культурного развития России и мира.
http://www.scepsis.ru – Научно-просветительский журнал «Скепсис».
http:// www.ug.ru – «Учительская газета».
http:// www.1september.ru – Газета «Первое сентября».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 8 класс по Обществознанию
Рабочая программа по Оществознанию. 34 недели - 1 час в неделю...
Рабочая программа 11 класс по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию 11 класс...
Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 11 класса
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часа.Вид элективного курса – предметный.Реали...
Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 10 класса
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часов.Вид элективного курса — предметный.Экза...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по обществознанию для 9 класса «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа дополнительного образования «Практическое обществознание» для обучающихся 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного обще...
Рабочая программа 9 класс по обществознанию ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Обществознанию» 9 класс ...