Урок обществознания по теме «Избирательное право» (Мы выбираем, нас выбирают) 9 класс
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Урок в 9 классе по обществознанию (повторительно- обобщающий) проводится в форме игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Охватская основная общеобразовательная школа»
Областной конкурс
на лучшую методическую разработку урока
по избирательному праву
Обобщение и повторение
по теме «Избирательное право»
(Мы выбираем, нас выбирают)
Урок разработала
учитель 2 квалификационной категории
Сафонова Ольга Юрьевна
п. Охват
Пеновский район, Тверская область
Апрель, 2013
Пояснительная записка.
В соответствии с «Федеральной программой повышения правовой культуры избирателей – граждан Российской Федерации, организаторов избирательного процесса и представителей общественных объединений Российской Федерации», письмом Министерства образования Российской Федерации «О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса» при изучении курса обществознания в 9 классе выделено (за счёт корректировки программы) 5 часов на изучение темы «Избирательное право».
Последний урок темы (повторительно-обобщающий) проводится в форме игры. Выбор формы урока обусловлен тем, что игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет много функций:
- коммуникативную (освоение диалектики общения);
- диагностическую (определение отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
- коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей индивида);
- самореализации.
В процессе игры учитель имеет возможность повысить интерес ребят к предмету, расширить их кругозор, путём привлечения дополнительной литературы, научить вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, приводить нужные аргументы, связать теоретические знания учащихся с практикой. А проблемный и частично поисковый и эвристический методы позволят школьникам увидеть личную значимость правовых знаний, лучше ориентироваться в современном избирательном законодательстве.
Тип урока: урок обобщения и повторения.
Форма урока: урок – игра.
Тема урока: обобщение и повторение по теме «Избирательное право».
Имя урока: «Мы выбираем, нас выбирают».
Класс: 9
Уровень обучаемости: высокий.
Цели урока: актуализация знаний и приёмов, полученных ранее, формирование чувства личной ответственности за свою гражданскую позицию.
Задачи урока:
- образовательные (организовать деятельность обучающихся по обобщению и закреплению знаний в рамках темы «Избирательное право»);
- воспитательные (способствовать правовому воспитанию обучающихся; способствовать воспитанию гражданственности и социальной ответственности; способствовать воспитанию чувства взаимоуважения и взаимопомощи, терпимости к чужому мнению);
- развивающие (способствовать формированию умений применять полученные знания для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения проблемных и практических задач; способствовать развитию умений обосновывать и отстаивать свою точку зрения).
- здоровьесберегающие (учитывать психологические особенности подростков; создать атмосферу психологического комфорта; предупреждать переутомление путём смены деятельности).
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, дидактический материал.
Структура урока.
Этапы | Методы и формы проведения | Время (мин) | Ожидаемые результаты |
Вводная часть | Объяснение, беседа | 4 | Представление обучающихся о целях предстоящего урока. Осознание актуальности данной темы. |
Тур I «Мой выбор» | Репродуктивный, эвристический; анализ | 5 | Ответы на поставленные вопросы требуют обращения к рассмотренным ранее темам. |
Тур II «Ситуация на выборах» | Анализ ситуации; учебное сотрудничество. | 6 | Умение использовать имеющиеся знания применительно к данным ситуациям. |
Тур III. «Гражданином быть обязан» | Проблемный; навыки публичного выступления. | 6 | Получение учащимися дополнительной информации о последствиях политической пассивности граждан, формирование умений применять полученные знания для определения собственной позиции в общественно-политической жизни. |
Тур IV. «Закон об обязательном участии в выборах» | Частично поисковый; учебное сотрудничество, дискуссия | 6 | Осознание учащимися значимости рассматриваемых проблем. Умение обосновывать и отстаивать свою точку зрения. |
Тур V. «Молодые политики» | Проблемный, мозговой штурм, дискуссия. | 8 | Осознание обучающимися значимости рассматриваемых проблем. Умение обосновывать и отстаивать свою точку зрения. |
«Копилка» с сюрпризом | Обсуждение итогов работы в группах | 3 | Восприятие обучающимися информации о последствиях всех вариантов выбора поведения в каждой рассматриваемой ситуации. |
Заключение | Обобщение, выводы, рефлексия | 7 | Понимание обучающимися необходимости делать выбор. |
Правила игры.
Класс делится на 2-3 команды (в зависимости от наполняемости класса). Игра состоит из 5 этапов (туров).
Тур I «Мой выбор»
Девятиклассникам предлагается выбрать один из четырёх конвертов с заданиями разной степени сложности.
Конверт «Россыпь вопросов».
Необходимо ответить на 3 выбранных наугад вопроса. За каждый правильный ответ по 1 баллу.
Конверт «Мудрые мысли».
Выбрать одно из высказываний известных людей и аргументировать своё согласие или несогласие с данным суждением. (8 баллов)
Конверт «Своё мнение».
Выбрать карточку с вопросом и высказать своё мнение по данному вопросу (7 балов).
Конверт «Поэтические строки».
Проанализировать отрывок литературного произведения (6 баллов).
Тур II «Ситуация на выборах»
Обсудить ситуацию и ответить на вопросы.
Тур III «Гражданином быть обязан».
Подобрать аргументы, с помощью которых можно убедить своего друга пойти на выборы (8 баллов).
Тур IV «Закон об обязательном участии в выборах»
Одна команда приводит аргументы в поддержку такого закона, другая – против. (10 баллов).
Тур V «Молодые политики»
Предложить новый закон в области международной политики, обсудить его, проголосовать (10 баллов).
Количество баллов, полученное в каждом туре, может быть меньше максимально возможного. Тогда разница баллов поступает в общую «копилку». Если команда вообще не ответит на вопрос, «копилка» пополняется максимальным количеством баллов на данном этапе. В конце урока учитель сообщает участникам игры, что та команда, которая согласится ответить на самый трудный вопрос игры, предполагающий повышенный уровень знаний, получит все дополнительные баллы из «копилки». Если согласятся обе команды, «содержимое копилки» будет разделено поровну между командами. Но, если участники не сумеют ответить, они не только не получат дополнительные баллы, но и потеряют 5 своих.
Весь «сюрприз» в том, что вопроса не будет, но дополнительные баллы команда, согласившаяся отвечать, получит.
Цель данной интриги ещё раз показать, как наш выбор может изменить ситуацию.
Ход урока.
Активизация деятельности обучающихся.
Сообщается тема урока (слайд 1)
Эпиграф: (слайд 2)
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
(Ю. Левитанский)
Вся жизнь человека – это выбор. Ежедневно она ставит перед вами всё новые и новые задачи, для решения которых надо совершать одни действия и отказываться от других, предпочитать одно и игнорировать другое. Но бывают ситуации, от которых зависит ваше будущее, и вам самим решать, как поступать. Я надеюсь, проведённое время, при изучении темы не будет для вас потерянным зря, а некоторые умения станут надёжной опорой для решения жизненных проблем и, конечно, пригодятся вам на сегодняшнем уроке.
Ознакомление с правилами игры. Законы игры (слайд 3)
Тур I. (слайд 4) «Мой выбор»
Конверт «Россыпь вопросов»
- Как называется форма государственно – политического устройства, основанная на признании народа в качестве источника власти?
(Демократия)
- Каким образом была принята действующая Конституция Российской Федерации?
(Путём референдума)
- Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет…
(правительство Российской Федерации)
- Высшим органом представительной и законодательной власти в Российской Федерации является…
(Федеральной собрание)
- Как называется нижняя палата российского парламента?
(Государственная Дума)
- С какого возраста граждане РФ могут участвовать в выборах?
(с 18 лет)
- С чего начинаются выборы?
(с объявления даты их проведения)
- Кто из проживающих в РФ не имеет избирательного права?
(Лица, не достигшие 18-летнего возраста, не граждане РФ, лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы)
- Как называется общественное объединение, целью которого является участие в политической жизни страны и в осуществлении государственной власти?
(Политическая партия)
- Сколько президентов было в нашей стране? Назовите их.
(М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, Д.А. Медведев)
11. Какие политические партии вы знаете?
(Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия, Яблоко)
12. Кто является действующим губернатором Тверской области?
(А.В. Шевелёв)
Конверт «Мудрые мысли»
- «Плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании» (Дж. Натан).
- «Когда массы народа собираются в публичном месте для избрания главы своего государства, они подвергаются не только опасностям, таящимся в самой системе выборности, но и угрозе гражданской войны, которую могут спровоцировать подобные выборы» (А.де Токвиль).
- «Если бы я должен был решать, иметь ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я, ни секунды не сомневаясь, выбрал бы последнее» (Томас Джефферсон).
- «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство» (Джон Адамс).
- Легче опуститься до рабства, чем добрести до свободы» (Ибн – Сина).
- «Хромой спутник может обогнать скакуна на лошади, если знает куда идти» (Ф. Бэкон).
Конверт «Своё мнение».
- Как вы думаете, почему падает активность избирателей на выборах? Какими могут быть последствия этого явления для общества, государства, личности?
- Что влияет на выбор человека? Назовите три наиболее важных, по вашему мнению, фактора.
- Существует мнение – когда ты не голосуешь, на самом деле ты всё-таки голосуешь. Согласны ли вы с этим мнением? Почему?
- Знаменитый итальянский мыслитель эпохи возрождения Николло Макиавелли утверждал, что для достижения политических целей хороши все средства: ложь, предательство, подлость, коварство, пытки, убийства. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Почему?
- Житейская мудрость гласит: «Если вы не хотите заниматься политикой, она займётся вами? Согласны ли вы с этим? Почему?
Конверт «Поэтические строки»
- Коль газетам рты зажали –
Это я всегда внушал.
Коль военных поддержали –
Это я не оплошал.
Ежедневно, господа,
Я твердил то «нет», то «да».
Отвергал я все реформы,
Чтобы двор ценил меня;
При запросах, для проформы,
Спорил о повестке дня.
Я помог закон принять –
Вновь изгнанников изгнать.
(Пьер – Жан Беранже «Пузан, или Отчёт депутата»).
- Вот этот шут – природный лорд,
Ему должны мы кланяться,
Но пусть он чопорен и горд,
Бревно бревном останется!
При всём при том,
При всём при том,
Хоть весь он в позументах, -
Бревно останется бревном
И в орденах и в лентах!
(Роберт Бернс).
- И дальше б княжил князь иной,
Когда б не стал на путь дурной,
А защищал бы справедливость
И льстивость бы карал и лживость
Советников, которых надо
Ещё задабривать наградой!
Кто взял подачку – прихлебатель,
Кто принял взятку – тот предатель.
(Себастиан Брант «Корабль дураков»).
- Как депутат – в том нет секрета –
Я ел прекрасно целый год.
Стол накрывают… Жду ответа:
Быть иль не быть мне им вперёд.
Скорей! Минута дорога:
Меня ведь ждут у пирога!
Вам, мэры, тоже дам поруку,
Что в вашем деле знаю толк:
Когда б рука не мыла руку,
Стеречь овец не мог бы волк.
Скорей! Минута дорога:
Меня ведь ждут у пирога!
(Пьер – Жан Беранже «Пузан на выборах 1819 года).
Тур II «Ситуация на выборах» (слайд 5)
Задача:
В день голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области гр-н Петров, постоянно проживающий в течение 15 лет в г. Твери, пришёл на избирательный участок проголосовать. Однако, в списках избирателей его не оказалось, и в выдаче бюллетеня ему было отказано.
Член участковой избирательной комиссии пояснила, что на данных выборах имеют право голосовать только граждане Российской Федерации, имеющие постоянную регистрацию по месту жительства на территории Тверской области, а гр-н Петров зарегистрирован в г. Москве, что подтверждается отметкой в его паспорте.
Правомерны ли действия комиссии? Ответ обоснуйте.
Ответ:
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон) активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка. Факт нахождения места жительства гражданина на территории определённого избирательного участка устанавливается органами регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, гр-н Петров не обладает активным избирательным правом на выборах в Законодательное Собрание Тверской области. Действия участковой избирательной комиссии являются законными и обоснованными.
Задача:
Гр-ка Лебедева в экстренном порядке была госпитализирована за неделю до дня голосования на выборах Президента Российской Федерации. Соответственно не имея возможности проголосовать на предстоящих выборах на избирательном участке по месту жительства, где она включена в списки избирателей, Лебедева сразу же обратилась с заявлением в участковую избирательную комиссию избирательного участка, образованного в больнице, с просьбой включить её в список избирателей по месту временного пребывания.
Участковая избирательная комиссия отказала Лебедевой в удовлетворении заявления, т.к. основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения места жительства на территории избирательного участка, либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.
Законны ли действия участковой избирательной комиссии? Свой ответ обоснуйте.
Ответ:
В соответствии с пунктом 17 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон) избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее, чем за три дня до дня голосования.
Поскольку Лебедева не имела возможности заранее получить открепительное удостоверение и в установленные законом сроки подала в участковую комиссию заявление о включении её в списки избирателей по месту временного пребывания, отказ участковой комиссии в удовлетворении её заявления является незаконным.
Задача:
В день голосования в организующую выборы избирательную комиссию поступила жалоба на проведение незаконной агитации кандидатом в депутаты Павловым. Заявитель указал, что размещённые в агитационный период Павловым на зданиях и сооружениях агитационные плакаты остаются на тех же местах и в день голосования, в то время, как в соответствии с законом агитация в день голосования запрещена.
Какое решение по данной жалобе должна вынести избирательная комиссия? Почему?
Ответ:
В соответствии с пунктом 4 статьи 49 Федерального закона от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещённые в установленном федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.
Таким образом, избирательная комиссия должна вынести решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Если у вас что-то не будет получаться в следующих турах, воспользуйтесь алгоритмом принятия решений (слайд 6)
Тур III «Гражданином быть обязан» (слайд 7)
Вы должны подобрать аргументы с помощью которых стали бы убеждать своего друга пойти на выборы, если тот сомневается, стоит ли это делать.
Тур IV. «Закон об обязательном участии в выборах» (слайд 8)
В некоторых странах, например, в Италии, избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной.
Прочитайте текст закона:
«Закон об обязательном участии в выборах».
«Все граждане Российской Федерации, дееспособные и не находящиеся под интенсивным наблюдением врачей, обязаны принимать участие в выборах органов власти всех уровней (центральных, региональных и местных). Реализация активного избирательного права (права избирать) является важной характеристикой гражданственности.
В случае предполагаемых обстоятельств невозможности участия в выборах следует обращаться в избирательные комиссии, которые выносят определённое решение после рассмотрения сути дела и представленных документов.
За неучастие без уважительных причин в выборах первый раз выносится общественное порицание (в виде письма на место работы или учёбы, а также публикации фамилий и фотографий нарушителей в средствах массовой информации), второй раз – штраф в размере 3 минимальных зарплат, третий раз – общественные работы (от 10 до 90 дней)».
Задание первой команде:
Вы являетесь группой депутатов, предложивших закон для рассмотрения. Предложите свои аргументы за то, чтобы закон был принят.
Примерными ответами могут быть следующие:
- Необходимость повышения активности граждан,
- Борьба с экономическим ущербом при организации повторных выборов,
- Борьба с фальсификациями,
- Решение проблемы переписи населения,
- Увеличение средств на развитие социальной сферы через направление туда средств от штрафов.
Задание второй команде:
Вы являетесь парламентской оппозицией и должны предложить аргументы против принятия предлагаемого закона.
Примерными ответами могут быть следующие:
- Нарушение прав человека,
- Затратность (необходимость создания дополнительных контрольных органов),
- Насилие над личностью,
- Формальный подход к выборам,
- Нарушение конституции Российской Федерации.
Тур V «Молодые политики» (слайд 9)
1-е задание
Каждая команда должна предложить новый закон в области молодёжной политики и подготовить список аргументов, которые могли бы убедить депутатов проголосовать за этот закон.
2-е задание
После обсуждения законов каждая команда должна принять решение, проголосовала бы она за закон команды соперников или нет. Почему?
Обсуждение.
А сейчас я предлагаю вам самый трудный вопрос игры, предполагающий повышенный уровень знаний. Так команда, которая согласится отвечать, получит все дополнительные баллы из «Копилки», но если ответ будет неверный, вы потеряете свои, честно заработанные 5 баллов.
Решайтесь.
Далее сообщается о «сюрпризе» и происходит обсуждение ситуации.
Рефлексия.
И в конце игры я попросила бы вас ответить на вопросы анкеты.
Анкета
- Возникало ли у вас в ходе игры особое мнение, не совпадающее с мнением команды?
- Если да, то напишите, с чем вы были не согласны?
- Какому выбору, по вашему мнению, человек должен отдавать предпочтение – коллективному или индивидуальному?
- О чём нужно думать каждый раз, принимая решение, делая выбор?
Если вы затрудняетесь ответить на вопросы анкеты сразу, можете это сделать дома.
В конце урока делаются выводы: (слайд 10)
- Выбор и ответственность являются неотъемлемой частью свободного общества;
- Невозможно навязывать истины;
- Каждый может научиться свободно выбирать.
Завершая урок, хочется процитировать слова философа и мыслителя Алена (Шартье): (слайд 11)
«Всякий выбор плох, если человек сидит сложа руки, но всякий выбор может стать удачным, стоит только захотеть».
Домашнее задание (по выбору)
- Написать эссе по теме «Можно ли научиться выбирать?»
- Написать памятку под условным названием «Всё, что нужно знать, чтобы мудро выбирать».
Результатом работы может быть не просто текст, но и стихи, рассказ, сказка.
На этом мы завершаем наш урок, всем спасибо! (слайд 12)
Список используемой литературы
- Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др. Мой выбор. М., 2003
- Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно-важным навыкам, «Образование – культура». С – П., 2002.
- Никитин А. Избирательное право. Избирательный процесс. НПО «Школа». Издательство «Открытый мир». М., 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по обществознанию по теме "Избирательное право. Избирательный процесс"
открытый урок по обществознанию по теме "Избирательное право. Избирательный процесс"...
Разработка урока по обществознанию на тему Избирательное право.
Конкурсная работа....
Урок обществознания по теме "Основные права человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ"
Знание прав человека - это необходимость реальной жизни каждого человека. Знание прав необходимо важно для каждого человека, чтобы уметь правильно адаптироваться и жить в современном обществе....
Технологическая карта учебного занятия по обществознанию по теме "Избирательное право в Российской Федерации"
Технологическая карта учебного занятия позволяет провести учебное занятие в соответствие с современными требованиями, указав все этапы деятельности преподавателя и обучающихся, оценить обучающимся св...
Методическая разработка урока обществознания по теме: Уголовное право
урок по теме: Уголовное право, изучается понятие "уголовное право", источники уголовного права. Работа с Конституцией Р.Ф. и Уголовным Кодексом Р.Ф....
Тест по обществознанию на тему "Избирательное право" (презентация)
Тест по обществознанию на тему "Избирательное право" ...
Технологическая карта урока обществознания по теме "Гражданское право"
Технологическая карта урока обществознания по теме "Гражданское право", 10 класс ФГОС СОО...