Разработка урока по обществознанию на тему Избирательное право.
материал по обществознанию (10 класс) по теме
Конкурсная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_obshchestvoznaniyu_na_temu_izbiratelnoe_pravo.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап краевого конкурса на лучший урок
«О выборах хочу все знать»
«О выборах хочу все знать»
Автор работы: Усманова Анна Викторовна
Тема: Избирательное право.
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием избирательное право, дать представление о демократических выборах и принципах участия граждан в выборах.
Задачи урока:
Образовательная: научить ребят различать активное и пассивное избирательное право, распознавать принципы демократического избирательного права;
Развивающая: развивать умение анализировать информацию, делать выводы, способствовать развитию логического мышления;
Воспитательная: способствовать воспитанию гражданской активности молодежи, а так же повышать у учащихся интерес к институту выборов.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник обществознание 10 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева, М. «Просвещение» 2009, Обществознание 9. Под редакцией А.Ф.Никитина. М., 2001. Конституция РФ, компьютер, проектор, мультимедийная доска.
Ход урока
- Организационный момент.
Урок начинается с проверки домашнего задания.
- Фронтальный опрос:
- Перечислите формы государства и формы правления.
б) Перечислите функции государства и охарактеризуйте их.
в) Каковы взаимосвязи гражданского общества и государства?
г) Назовите органы государственной власти.
2. Заполните схему. (слайд 3)
3. Работа с текстом. Заполните пропуски на месте пробелов.(слайд 4)
Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, ___________________ государство с ______________ формой правления. Признание, соблюдение и защита _________________ - обязанность государства. РФ состоит из республик, краев, городов федерального значения, ___________, _______________ - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми _____________ и несет ______________, предусмотренные _____________. В РФ признаются и ______________ равным образом частная, _______________ и иные.
II. После проверки домашнего задания, учащиеся представляют свои мини сочинения – рассуждения на тему «Почему я должен идти на выборы?» листовки с призывом граждан участвовать в выборах; анкетирование учащихся (результаты анкетирования, см. Приложение).
Будь гражданином, ибо Родина
Нужна для твоей безопасности,
Для твоих удовольствий,
Для твоего благополучия.
Выполняя это задание у учащихся развиваются навыки самостоятельной работы, творческое мышление, а так же создается общее представление о выборах.
Почему я должен идти на выборы?
Почему я должен идти на выборы? Эта « проблема» волнует большую часть граждан нашей страны.
Во – первых, я гражданин Российской федерации и это мой гражданский долг;
Во – вторых, я должна выбирать того кандидата, которому я могу доверить свою судьбу, судьбу своей страны, своей «малой Родины». И человек, за которого я отдам свой голос, действительно будет стараться на благо моей страны – России!
Может быть один мой голос изменит будет решающим и жизнь людей изменится к лучшему.
Поэтому я должна идти на выборы!!!
Кухаренко Таня.
Почему я должен идти на выборы?
Я считаю, что я должна идти на выборы, потому что мне небезразлична судьба моей страны. Что же будет после смены очередного депутата или главы государства? Останется ли Россия неделимой и независимой? Эти вопросы должны волновать всех.
Так как мы живем в стране с большим будущим. если народ не будет принимать участие в политической жизни страны, значит он не патриот своей Родины.
И все – таки для чего я должна идти на выборы? Для того, чтобы проголосовать, потому что мой голос может решить будущее моей страны, а оно для меня немаловажно.
Циммерман Виктория.
Почему я должен идти на выборы?
Я еще несовершеннолетний житель страны и я не могу участвовать в выборах, но если бы я мог, то обязательно пошел бы, потому что каждый должен сделать свой выбор, т.е. выбрать своего депутата. К власти идут разные люди с разными мыслями и у каждого есть своя намеченная программа, единомышленники. Кто – то, действительно, хочет помочь своей малой Родине, каждому человеку, но бывают и те, кто рвется к власти ради выгоды.
Но не смотря на все это каждый человек должен исполнить свой гражданский долг, а именно пойти на выборы, потому что именно мы – граждане своей страны решаем судьбу своего государства.
Мои родители когда идут на выборы говорят, что прежде всего думают о нас, своих детях, что бы нам не было стыдно носить звание гражданина Российской Федерации. Я с ними полностью согласен.
Свиридонов Гриша.
Почему я должен идти на выборы?
Я гражданин.
На языке правоведов - это принадлежность лица к государству. И у каждого гражданина есть политические права – право избирать и быть избранным.
И хотя участие гражданина в выборах является добровольным, право выбора гражданином является одной из важнейших форм его участия в управлении государством. Значит, я гражданин, участвуя в выборах, могу повлиять на политическую жизнь государства.
И я, гражданин своей страны должен сознательно идти на выборы.
Но для начала я должен обдумать, кому я отдам свой голос. Это должен быть патриот, готовый служить интересам своей Родины, своему народу.
Дроздов Иван.
III. Изучение нового материала.
План
- Избирательное право.
- Понятие, принципы избирательной системы.
- Порядок проведения выборов.
- Избирательное право.
На мультимедийной доске высвечивается: Что такое выбор (6 слайд)
Рассказ учителя.
Россия – демократическое государство. В Конституции говорится о том, что каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Участие в выборах – это проявление совести, социальной ответственности, политической и правовой зрелости, а т.ж. правовой культуры каждого взрослого человека.
Чтобы принимать участие в выборах, нужно владеть избирательным правом.
Учащиеся записывают определения.
Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранными в государственные органы. (7 слайд)
Избирательное право может быть активным и пассивным.
Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах. (7 слайд)
Пассивное избирательное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства. (7 слайд)
Рассказ учителя.
Сегодня в большинстве государств мира существует избирательное право. Однако, для этого потребовалась более, чем 200 – летняя борьба. Обратим внимание на то, что к началу XX столетия правом голоса владели исключительно мужчины, демократия носила «мужской» характер. В США женщины получили избирательное право в 1920 г., Греции – 1956, Швейцарии – в 1971 году.
Правом избирать органы власти, т.е. активным избирательным правом обладают (8 слайд) :
- гражданин Р Ф, достигший на день голосования возраста 18 лет,
- при выборах в депутатов местного совета – гражданин должен иметь место жительства на территории того района, области где будут проходить выборы;
Пассивным избирательным правом обладают:
- граждане РФ,
- граждане в Государственную Думу РФ, городскую думу, достигшие возраста 21 года,
- с 35 – летнего возраста, гражданин имеет право избираться Президентом, при наличии ряда определенных требований.
Некоторые лица ограничены в праве избирать и быть избранными:
- Лица, признанные судом недееспособными;
- Лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
Задание 1 . По материалам учебника заполните таблицу:
Признаки активного избирательного права | Признаки пассивного избирательного права |
Исключения: |
Взаимопроверка (9 слайд)
- Понятие, принципы избирательной системы.
Рассказ учителя.
В ходе выборов возникают различные общественные отношения: между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и т.д.
Эти отношения связанные с порядком избрания представительных органов власти, называются избирательными системами.
Учащиеся записывают определении, выходящее на интерактивную доску (10 слайд)
Принципы избирательного права – это те требования, при соблюдении которых выборы признаются законными.
Рассказ учителя.
В Конституции РФ ст.32, ст. 81 закреплены принципы избирательного права.
Задание 2. выпишите из текста Конституции ст. 32, ст. 81 принципы избирательного права (13 слайд)
Затем учащиеся с интерактивной доски записывают схему «Избирательные системы». (11 слайд)
Избирательная система
пропорциональная
партии не собравшие
установленного минимума
голосов (5 %) исключаются
из распределения мандатов
Задание 3. Догадайтесь, какие словосочетания характеризуют демократические выборы, а какие – недемократические.
- тайное голосование – открытое голосование;
- один кандидат – несколько кандидатов;
- избирать могут все граждане не зависимо от пола, расы – избирать могут только мужчины.
Взаимопроверка (12 слайд)
Рассказ учителя.
Вывод: в демократическом государстве признается всеобщее избирательное право, т.е. избирают все кроме лиц признанных судом недееспособными и шлиц, находящихся в местах лишения свободы, а так же признается мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.
3. Порядок проведения выборов (14 слайд).
Рассказ учителя.
Для проведения выборов образуются избирательные округа. Округа образуются на основе данных, предоставленных органами исполнительной власти. В соответствии с Конституцией РФ в Государственной Думе 450 депутатов. Половина из них (225 чел.) избираются в одномандатные округа по мажоритарной системе, остальные 225 избираются по пропорциональной системе.
Избирательные участки создаются главой муниципального образования из расчета не более 3000 избирателей и не позднее 30 дней до выборов.
Для проведения выборов образуются избирательные комиссии они обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан в РФ.
IV Закрепление изученного материала (15 слайд).
Тест
- Кандидат может быть выдвинут на выборах избирательным объединением:
а) только непосредственно;
б) непосредственно в составе списка кандидатов;
в) только в составе списка кандидатов
2. Допускается ли голосование за других избирателей, участников
Выборов?
а) допускается;
б) не допускается;
в) допускается в случае наличия доверенности
3. Избирательная кампания начинается:
а) со дня официального опубликования решения о назначения
выборов;
б) со дня назначения выборов;
в) со дня, когда выдвинут первый кандидат или список кандидатов.
4. С какого возраста гражданин РФ имеет право избирать, голосовать?
а) с 16 лет;
б) с 18 лет;
в) с 25 лет
5. Что относится к принципам избирательного права?
а) Всеобщим;
б) равным;
в) .прямые;
г) тайные;
д) .только открытые выборы.
Запишите слово пропущенное в схеме
Избирательное право
Активное
V. Домашнее задание: конспект, термины.
Использованная литература: Конституция РФ.
- Никитин А.Ф. Право и политика 9 класс.
- А.Ф.Никитин. Избирательное право. Дополнительные материалы к учебнику «Право и политика. 9 класс». М., 1999.
- Обществознание.8-9. Под редакцией А.Ф.Никитина. М., 2001.
Приложение 1. (17 слайд)
Анкетирование учащихся и родителей.
Анкета.
- Волнует ли вас ваше будущее?
а) Да б) Нет
- Волнует ли вас судьба вашей страны?
а) Да б) Нет
- Хотели бы вы принимать участие в её судьбе?
а) Да б) Нет
- Если завтра будут выборы, вы пошли бы голосовать?
а) Да б) Нет
- Почему вы бы пошли или не пошли голосовать?
а) Это мой долг б) Потому что все ходят
в) Не знаю г) Понимаю, что надо, но лень идти
д) Это ничего не изменит е) Неинтересно
ж) другое ________________________________
Результаты анкетирования (прилагаются в презентации).
Приложение 2.
Результаты анкетирования.
По пунктам 1 – 4.
По пункту 5.
Анализ анкетирования
В анкетировании приняли участие 15 учащихся. Как показывает опрос, большая часть ребят считает необходимым участвовать в выборах, независимо от их личного отношения к тому или иному представителю власти.
Они думают, что именно они могут повлиять на политику страны в виде своего волеизъявления. В связи с тем, что учащихся волнует судьба страны, района, то они, несомненно, должны сделать свой выбор. Это видно из результатов анкетирования. Таким образом, поставленная перед уроком цель была достигнута.
Ребята подошли серьезно к выполняемым заданиям, этому свидетельство - представленные ими листовки с призывом участия в выборах и написанные сочинения - рассуждение на тему «Почему я должен идти на выборы?», а так же анкетирование.
Из анкетирования видно, что ребята в будущем смогут определить свою гражданскую позицию, ответственность в деле демократизации общества.
Дети поняли, что быть гражданином – это значит глубоко осознавать сопричастность своему народу, нести ответственность за то, что происходит в стране.
Учащиеся теперь знают, что от их позиции зависит многое в стране, где они живут.
Следовательно, можно сделать общий вывод по уроку: у учащихся сформировалась активная гражданская позиция, этому свидетельствует предварительная работа.
V. Домашнее задание: конспект, термины.
Использованная литература: Конституция РФ.
- Никитин А.Ф. Право и политика 9 класс.
- учебник обществознание 8 – 9. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева, М. «Просвещение» 2009,
- А.Ф.Никитин. Избирательное право. Дополнительные материалы к учебнику «Право и политика. 9 класс». М., 1999.
- Обществознание.8-9. Под редакцией А.Ф.Никитина. М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания по теме «Избирательное право» (Мы выбираем, нас выбирают) 9 класс
Урок в 9 классе по обществознанию (повторительно- обобщающий) проводится в форме игры....
открытый урок по обществознанию по теме "Избирательное право. Избирательный процесс"
открытый урок по обществознанию по теме "Избирательное право. Избирательный процесс"...
Разработка урока по обществознанию на тему "«Права и свободы человека и гражданина» 9 класс
Тип урока: Закрепление изученного материала.Форма урока: Творческая лаборатория (с составлением проектной работы)....
Технологическая карта учебного занятия по обществознанию по теме "Избирательное право в Российской Федерации"
Технологическая карта учебного занятия позволяет провести учебное занятие в соответствие с современными требованиями, указав все этапы деятельности преподавателя и обучающихся, оценить обучающимся св...
Тест по обществознанию на тему "Избирательное право" (презентация)
Тест по обществознанию на тему "Избирательное право" ...
Поурочная авторская разработка урока по обществознанию по теме "Правила этикета"
Полезный урок для школьников....
Поурочная авторская разработка урока по обществознанию по теме "Правила этикета"
Полезный урок для школьников....