Урок обществознания по теме "Основные права человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Знание прав человека - это необходимость реальной жизни каждого человека. Знание прав необходимо важно для каждого человека, чтобы уметь правильно адаптироваться и жить в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обществознания с использованием проектных, исследовательских и здоровьесберегающих технологий
Учитель Кузнецов А.Н.
Класс: 9.
Тема урока: «Основные права человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ»
Цели:
1. Образовательные:
- изучить основные права гражданина России;
- внедрение использования проектной технологии в изучении предмета «Обществознание»;
2. Развивающие:
- развитие самостоятельности учащихся при добыче знаний по теме урока;
- развитие умения составления краткосрочных проектов;
- развитие навыков работы с законодательными актами , нормативными документами;
- умение доказательно излагать мысли.
3. Воспитательные:
- продолжать формировать основы правовой культуры;
- продолжать содействовать воспитанию уважения к закону, патриотизма, гражданской позиции, уважение к правовым и социальным нормам.
Основные понятия и термины:
- Конституция,
- политическое право,
- правовой статус человека,
- социальное право,
- проект,
- культурное право,
- гражданское право,
- экономическое право.
Форма урока:
Изучение новой темы с составлением проектной работы.
Эпиграф к уроку (написан на классной доске):
«Право существует для пользы человечества» (латинское изречение)
Оформление классной доски:
Таблички:
Гражданские (личные) права – связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства. |
Экономические права – возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности. |
Культурные права – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом. |
Социальные права – притязания на достойный уровень жизни и благосостояние. |
Политические права – возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления. |
Ход урока
I. Оргмомент.
А. Повторить с учащимися этапы проведения проектной работы.
Б. Повторить виды прав: гражданские, экономические, культурные, социальные, политические.
II. Изучение нового материала.
1 этап: подготовительный
Учитель делит учащихся класса на пять групп.
Учитель объясняет проблему урока:
Изучить главу 2 Конституции РФ - составить и защитить проектную работу по теме: «Мои права».
Учитель мотивирует деятельность учащихся:
Знание прав человека - это необходимость реальной жизни каждого человека. Знание прав необходимо важно для каждого человека, чтобы уметь правильно адаптироваться и жить в современном обществе.
Каждая группа получает задание: изучение Конституции РФ, главы 2 «Права и свободы человека и гражданина».
1 группа: получает задание изучить политические права человека.
2 группа: получает задание изучить экономические права человека.
3 группа: получает задание изучить гражданские права человека.
4 группа: получает задание изучить социальные права человека.
5 группа: получает задание изучить культурные права человека.
Учащиеся должны изучить статьи главы 2 Конституции РФ и заполнить таблицу. Далее учащиеся должны презентовать свою группу прав.
III. Исследование.
Учащимися происходит изучение и отбор необходимой информации.
При изучении статей Конституции каждая группа заполняет свой раздел в следующей таблице:
Гражданские права | Политические права | Экономические права | Социальные права | Культурные права |
|
|
|
|
|
Учащиеся работают в своих группах: читают, обсуждают, дискутируют, спорят и вносят записи в таблицу по своему направлению изучения проблемы. Учащиеся готовятся к выступлению для защиты своей группы прав, им необходимо сделать свои выводы.
На данном этапе учитель наблюдает степень самостоятельности учащихся и оказывает лишь необходимую помощь (консультацию) учащихся.
Физминутка. 1) Круговые движения головы 2) Наклоны вправо, влево. 3) Быстро поморгать, затем закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3. Повторить 4-5 раз. 4) Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. 5) Сделать 3 глубоких выдоха. |
IV. Представление результатов исследования, отчет.
Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов.
Формы представления результатов могут быть разными.
На данном уроке учащимся представляется оформить и защитить проектную работу.
При демонстрации проектной работы (оформленная таблица, содержащая права человека) учащимся необходимо перечислить права и доказать, что данное право из данной группы прав.
Здесь от учащихся требуется кратко изложить свои мысли, логически выстроить сообщение, изготовить наглядность, выработать стройную манеру изложения сообщения.
В ходе выступления каждой группы возможны комментарии, исправления и доказательства предоставленной информации учащимися.
На данном этапе роль учителя заключается в обобщении результатов. Учитель резюмирует, дает оценку деятельности каждой группы учащихся, а затем работы группы в целом.
Этот этап требует от учителя особого внимания, так как здесь важным является научить учащихся преподнести добытые знания: рассказать, доказать, подвести итоги.
В ходе защиты проектной работы учащимися организуется временная творческая группа учащихся, которые оформляют итоговый проект всего класса.
Проект является кратковременным, исполненным в ходе одного урока, в рамках изучения одной темы.
Домашнее задание:
- пр.11, стр.90-96.
- изучить Конституцию (главу II - обязанности человека)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/19/picture-268204-1371665263.jpg)
Конспект урока обществознания "Всеобщая декларация прав человека" (10, 11 класс)
Урок обществознания посвящен истории создания и основному содержанию, смыслам важнейшего документа по правам человека....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/12/picture-165927-1365760832.jpg)
"Конституция РФ об основных правах человека и гражданина"
Внеклассное мероприятие, посвященное 20- летию принятия Конституции РФ,...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/05/picture-351802-1515148378.jpg)
Контрольная работа по обществознанию по теме: "Права человека и гражданина"
Итоговая контрольная работа по обществознанию по теме " Права человека и гражданина" для 9 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/14/picture-521179-1415997745.jpg)
презентация к уроку обществознания 9 класс "Права человека"
Данная презентация позволяет раскрыть вопрос об истории формирования прав человека, показать место, которое занимает этот вопрос в современном мире. Используя презентацию на уроке можно сформировать п...
Разработка урока по обществознанию в 11 классе по теме «Права человека и гражданина: история развития в XX веке”
В конспекте урока моей целью является помочь старшеклассникам разобраться в реалиях современной жизни, осмыслить историю прошлого на примере Конституций Российского государства разных лет....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/19/picture-1044229-1529413882.jpg)
Презентация "Права человека и гражданина по Конституции РФ"
Презентация "Права человека и гражданина по Конституции РФ"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/03/picture-1202728-1578051413.jpg)
Конспект урока обществознания 7 класс ": Права, свободы, обязанности гражданина Российской Федерации"
Каждый человек должен знать о своих правах и выполнять возложенные на него обязанности. Данная тема урока обществознания призвана формированию первичного представления о правах и обязанностях че...